Новости политика автаркии

Идеи перехода к экономической автаркии и переориентации с внешнего на внутренний рынок содержатся в его работах: «Земля и фабрика» (1899 г.), «Вопросы экономической политики». Если описать содержание автаркии, то эту политику можно охарактеризовать как обратную той, что есть.

Как формируется новый миропорядок

«Сейчас существуют две тенденции – глобализация, ориентация на внешнюю торговлю, и автаркия (“Автаркия” – экономический режим самообеспечения страны – ред.). В конце концов. Эксперты высказались о том, готова ли Россия к культурно-хозяйственной автаркии. Аннотация: Статья обосновывает эволюцию и переход к протекционизму и автаркии в экономической политике большинства стран мира. Европейские колониальные державы, проводившие меркантилистскую политику в XVII-XVIII веках, тоже можно отнести к ограниченным автаркиям. Эксперты высказались о том, готова ли Россия к культурно-хозяйственной автаркии.

Завершение строительства «корпоративного государства» и политика автаркии

Даже Северная Корея, часто приводимая в качестве примера государства с автаркической экономикой, таковой уже давно практически не является — ещё в 1994 году президентом КНДР Ким Ир Сеном был объявлен отход от идеологии чучхе стратегии опоры на исключительно свои собственные силы и взят курс на участие в мировой торговле. Абсолютная автаркия в современном мире невозможна даже для больших и богатых ресурсами стран. Потому, как правило, в литературе и говорят об «автаркичных тенденциях» в экономической политике Северной Кореи, Албании. В философии стоиков — самоудовлетворенность как идеал добродетельного человека филос. Такая система хозяйства, при к-рой страна область, район сама производит всё нужное для себя и сама потребляет свое производство экон. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Пётр Черкасов, «Опасные связи», 2009 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Открывая пленарное заседание, вице-премьер напомнил о богатой десятилетней истории «Технопрома», связанной с важнейшими для страны научными приоритетами. Это возможно только в матрице, в основе которой триумвират: образование — наука — бизнес. Мегапроекты — один из инструментов, обеспечивающих разработку и производство приоритетной высокотехнологичной продукции. Напомню, Председатель Правительства утвердил перечень первой очереди мегапроектов и определил ключевые критерии для их отбора», — рассказал вице-премьер.

Дмитрий Чернышенко добавил, что Россия не намерена технологически замыкаться, планирует достичь паритета с развитыми странами по критическим технологиям к 2030 году. По словам вице-премьера, чтобы избежать формирования «ведомственных колодцев», требуется взаимоувязать реализацию мегапроектов с мерами поддержки науки и подготовкой кадров.

Не допустить автаркии.

Какие новые требования диктуют специалистам ВЭД 02. Иллюстрация: УрГЭУ «Россия не должна замыкаться только на своем внутреннем рынке, поскольку это путь к автаркии», — заявил Владимир Путин на встрече с «Деловой Россией». Что нужно для развития ВЭД?

Очевидно, что развитием любой отрасли занимаются люди, поэтому и внешнеэкономическая деятельность как никогда нуждается в свежих кадрах с современными знаниями и навыками.

По ее словам, сейчас важно поддерживать экономические связи и создавать производственные цепочки, хотя бы как минимум с дружественными странами. Кроме того, закрытие некоторой части экономической информации из-за санкций привело к тому, что агенты не могли принимать решения, основываясь на реальных экономических данных. В частности, особенно сильно пострадали те, кто занимается инвестициями на финансовом рынке. Она добавила, что из-за санкций Россия была вынуждена выстраивать новые расчеты, так как возможности финансовых операций в долларах и евро были ограничены.

Завершение строительства «корпоративного государства» и политика автаркии

Раз на внешнюю аудиторию работать невозможно, займемся собой и будем развивать внутреннюю. Вообще-то это и есть естественный путь развития: свой рынок, свои кадры, своя культура — завоюй свою страну, прежде чем идти в мир. Мировой гегемон, единственная сверхдержава. Это страна, куда с любым культурным артефактом со стороны пробиться очень тяжело, зато она сама — самодостаточна и даже, быть может, чересчур самодовольна. Зато там не ждут, когда же им сделает красиво кто-то извне, когда кто-нибудь расскажет, зачем они живут. Стало быть, нам стоит учиться у лучших. Изоляция — сто тысяч вакансий. Стивен Кинг отказывается печататься в России?

Товарищи издатели, найдите своего. Вырастите, разрекламируйте. У нас книжный рынок хилый, слабенький — ну так попробуем его починить. Наших спортсменов не пускают на международные соревнования? Обидно правда, обидно , но какой-нибудь бейсбол кроме США нигде никому толком не нужен, а не сказать, что бейсбол как вид спорта в упадке. Наука — тут ситуация, конечно, самая сложная. Однако советская наука существовала автономно и погибла только вместе с самим СССР.

И вот тут, пожалуй, государству стоит обратить внимание, что ученый не чудак из башни слоновой кости, это человек, от которого зависит будущее державы.

На ее характер наложил отпечаток тот процесс обюрокрачивания государства и усиления государственного начала в жизни страны, который переживал итальянский фашизм в 30-х годах. Однако было бы ошибочным рассматривать корпоративное переустройство исключительно как элемент тотального огосударствления общественной жизни в Италии.

Не случайно после многих лет проволочек итальянский фашизм приступил к строительству корпоративной системы в тот период, когда мировой экономический кризис наглядно показал органические пороки капитализма. Корпоративная система была призвана решить две задачи, которые имели важнейшее социальное и политическое значение: доказать способность фашизма «обновить» старую схему капиталистических отношений и в то же время противопоставить новую схему социалистической системе, успехи которой в Советском Союзе были очевидны. Корпорации изображались как надклассовые организации, призванные осуществить «социальную справедливость», преобразование классовых отношений в «постоянное и гармоническое сотрудничество».

Тозарелли в 1940 г. Другой апологет корпоративной системы, А. Пальяро, приписывал корпорации способность не только преодолеть классовые противоречия, но и уничтожить классы как таковые: «Фашизм мощной воспитательной работой ликвидировал всякую оппозицию и разделение между различными категориями труда...

Сейчас в Италии понятия «буржуазия», «пролетариат», «мелкая буржуазия» и тому подобные являются словами, которые не содержат ничего, кроме исторической реминисценции»[168]. Социальная действительность была прямо противоположной тому, что утверждала фашистская пропаганда. Так называемым «классовым миром», который выражался в отсутствии массовых выступлений трудящихся, фашистский режим был обязан в первую очередь своему репрессивному полицейскому аппарату, тотальному подавлению всякой оппозиции.

Что касается «сотрудничества труда и капитала» внутри корпоративной системы, то здесь дело свелось к подчинению интересов трудящихся интересам частного капитала и использованию представителями монополий корпоративных органов в своих целях. Промышленники имели полную возможность решать в свою пользу вопросы условий труда и экономических отношений между работодателями и трудящимися. Паритетное начало, формально принятое в корпоративных органах, было сплошной фикцией: в то время как промышленники представляли в них реальную силу, от имени трудящихся в них выступали профсоюзные чиновники, назначаемые фашистскими властями.

Профессиональное объединение промышленников — Конфиндустрия — продолжало играть видную роль в системе фашистского государства. Что же касается эффективности корпоративных органов в разрешении трудовых конфликтов, то об этом красноречиво говорят цифры, опубликованные в печати: в 1936 г. Однако, по заявлениям фашистской пропаганды, корпоративное устройство должно было знаменовать собой не только «социальную революцию», но и установление «нового типа руководства экономической жизнью».

По словам фашистских экономистов, он заключался в преодолении антитезы между либеральной свободой и социалистической централизацией. Роль арбитра в производственном процессе отводилась государству, которое должно было вносить в него плановое начало. Государственная власть приобретает характер государственной диктатуры, противоположной классовой диктатуре, присущей социалистической системе»[170].

На деле итальянский фашизм был весьма далек от установления эффективной государственной диктатуры в области экономики, поскольку он не только не покушался на принцип частной собственности па средства и орудия производства, но и постоянно подчеркивал его незыблемость. Вмешательство фашистского правительства в экономические дела, усилившееся в годы мирового экономического кризиса, имело главной целью помочь крупным капиталистическим объединениям. При этом роль корпорации была весьма скромной, поскольку эта помощь осуществлялась или традиционными путями, или специально созданными органами.

В тексте закона о принудительном картелировании предприятий одной отрасли, принятого в 1932 г. Решение о принудительном картелировании принималось большинством голосов промышленников данной отрасли, иначе говоря — волею Конфиндустрии. В новом издании закона о картелировании, который вышел в 1937 г.

Так, они должны были контролировать слияние промышленных предприятий, и новые консорциумы обязывались отчитываться в своей деятельности перед корпорациями. Однако председателями корпораций, к которым направлялись эти отчеты, были представители тех самых консорциумов, которые они должны были контролировать. Нет ничего удивительного в том, что эти отчеты никогда не приводили их к каким-либо решениям.

Как пишет итальянский экономист Дж. Гуалерни, подробно исследовавший деятельность корпоративных органов, «эта документация никогда не служила для глубоких и серьезных исследований деятельности отдельных консорциумов, а те обзоры, которые делались, ограничивались простой регистрацией, без какой-либо оценки их влияния на экономику страны»[172]. Важной прерогативой, которую получили корпорации по закону 1937 г.

Однако на практике и в этом случае решение попадало в руки руководителей Конфиндустрии. Если они не были заинтересованы в открытии нового предприятия, то проходили месяцы и даже годы, прежде чем корпоративные органы давали подобное разрешение, и, наоборот, дело шло необычайно легко и быстро, если этому способствовали могущественные промышленные группы. Система выдачи корпорациями лицензий на постройку новых предприятий оказалась еще одним средством в руках монополий для удушения какой-либо конкуренции.

Это приняло столь широкие масштабы, что даже находило отражение в официальных документах того времени.

Горючее, вырабатывавшееся на итальянских нефтеперегонных заводах, обходилось в 4—5 раз дороже импортного бензина, искусственный хлопок стоил минимум втрое больше натурального, а синтетический каучук — более чем в 4 раза. Примерно такое же положение наблюдалось и в металлургической промышленности. Конечно, было бы неверным считать влияние автаркической кампании на итальянскую экономику полностью отрицательным. Как отмечали итальянские экономисты — авторы капитального труда, подводящего итоги столетней истории итальянской экономики, «наряду с решающими негативными аспектами она имела и позитивные.

Гарантии сбыта в результате военных заказов, усилившийся протекционизм и прямая поддержка государства позволили некоторым отраслям не только сделать шаг вперед, но и обеспечить дальнейшее развитие, особенно после войны»[182]. Это относится в первую очередь к различным отраслям химической промышленности, в частности к производству искусственного волокна и удобрений, получившему значительное развитие. За годы автаркии изменилась структура промышленного производства: в результате милитаризации экономики значительно вырос удельный вес машиностроительной и металлургической промышленности, сократилась доля текстильной. Благодаря развитию этих отраслей доля промышленного производства в Италии перед войной впервые превысила удельный вес сельского хозяйства в валовом производстве[183]. Однако в целом экономическая политика фашистского правительства не стимулировала развития производства.

Темпы промышленного роста Италии в годы автаркии снизились по сравнению с более ранними годами. Валовое производство с 1924 г. Как отмечает видный итальянский экономист Р. Ромео, перед войной темпы промышленного развития Италии были ниже, чем средние темпы развития аграрно-индустриальных стран Западной Европы[185]. С точки зрения фашистского правительства, автаркическая кампания не выполнила главной задачи, которая выдвигалась перед ней: обеспечения промышленности в случае войны.

В условиях Италии, бедной природными ресурсами, полное самообеспечение сырьем вообще было нереальным. Однако фашисты не смогли использовать в должной мере даже те возможности, которые имелись. Одним из следствий автаркии было создание промышленных комплексов с вертикальным строением во всех основных отраслях, что способствовало дальнейшей концентрации производства. Перепись промышленности 1937 г. Председатель правления Коммерческого банка Э.

Конти записал осенью 1939 г. Аньелли, Чини, Вольпи, Пирелли, Донегани, Фальк и немногие другие буквально господствуют в различных отраслях производства»[187]. Эти слова, принадлежавшие видному финансовому деятелю фашистского периода, показывают, насколько далека была действительность от широковещательных планов корпоративных и автаркических программ, провозглашавших «установление государственного контроля над производством в интересах коллектива». В статье «Промышленники и корпорации», опубликованной незадолго до войны, А. Пирелли с удовлетворением подчеркивал, что «государство не захотело ввести в корпоративное законодательство детализированные нормы, стремясь оставить открытыми все возможности и обеспечить высшие интересы нации, не беря на себя непосредственного руководства производством, которое осуществляется инициативой отдельных предпринимателей»[188].

Промышленники видели в корпоративной системе организацию, которая не только оставляла им полную свободу действий, но и открывала новые возможности. Построение корпоративной системы способствовало дальнейшему сближению крупного капитала с государственной властью. Представители крупного капитала были широко представлены в высших государственных и законодательных органах. В то же время, электропромышленные монополии имели в своих административных советах более 40 сенаторов и депутатов, машиностроительные акционерные общества — более 30, химические — свыше 25, текстильные — свыше 25 и т. Можно утверждать, что не было сколько-нибудь значительного акционерного общества или группы обществ, которые не имели бы на своем содержании одного или двух представителей политической власти»[190].

Подводя итоги корпоративистской и автаркической политики фашистского режима в предвоенные годы, можно утверждать, что она в значительной мере ограничивалась внешними результатами. Система корпораций и юридическая надстройка в виде Палаты фашизма и корпораций мало что изменили в социальном укладе государства. Более того, участие представителей крупного капитала в корпоративных и автаркических органах давало монополиям возможность еще полнее контролировать экономическую жизнь. Связь между политикой фашистского государства и интересами крупного капитала стала в этот период теснее, чем когда-либо. Реальным результатом экономической политики фашизма был рост государственно-монополистического капитализма.

Огосударствление итальянской промышленности сопровождалось концентрацией производства и укреплением позиций монополистического капитала. Расходы на автаркическую кампанию и другие мероприятия по подготовке к войне поглощали огромные средства, истощали финансы и ухудшали положение трудящихся.

Влияние, с помощью которого они, напомним, взяли под контроль Восточную Европу, ряд государств постсоветского пространства, часть Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Так, многочисленные ошибки США в Афганистане носили преимущественно военный характер. Специальный представитель США в этой стране Дж.

Доббинс вычленил, например, некоторые из них, имеющие для понимания корректив в американской стратегии большое значение: «Население Афганистана было значительно больше, чем население любой другой страны, участвовавшей в интервенции США после Второй мировой войны: в 2001 году в Афганистане было почти вдвое больше людей, чем в Южном Вьетнаме во время войны. Как правило, соотношение численности войск и населения является важным фактором, определяющим успех операции по стабилизации. За два года до вторжения в Афганистан, в 1999 году, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО развернули 50 000 военнослужащих для стабилизации Косово, страны с населением 1,9 млн человек. Население Афганистана в 2001 году составляло 21,6 млн. На земле просто не хватило американских ботинок, чтобы обезопасить страну, захваченную Соединенными Штатами.

Одна из причин относительно небольшого развертывания заключалась в том, что администрация Буша не намеревалась, чтобы американские силы брали на себя обязанности по поддержанию мира или общественной безопасности — скорее, они сосредоточились исключительно на отслеживании остаточных элементов Аль-Каиды за счет фундаментальной безопасности, необходимой для создания рабочего состояния государства. Администрация Буша также пренебрегла выделением необходимых финансовых ресурсов для стабилизации ситуации в Афганистане. В Боснии Соединенные Штаты и другие доноры предоставили экономическую помощь в размере 1600 долл. Сопоставимая цифра в Афганистане составила 50 долл. Администрация Буша допустила и другие критические ошибки, ограничивавшие возможность успешной стабилизации.

На начальном этапе не было никаких существенных усилий по созданию национальной афганской армии или полиция, которая оставила безопасность в руках хищных местных полевых командиров и затруднила противостояние возвращающимся боевикам Талибана. Не было единой точки руководства международными усилиями по восстановлению, которым, следовательно, не хватало согласованности. И, что, пожалуй, наиболее важно, официальным лицам США потребовалось несколько лет, чтобы понять, что, хотя Пакистан отказался от поддержки правительства Талибана, он не отказался от Талибана как организации. После того, как они были изгнаны из Афганистана, руководство Талибана и оставшиеся члены группировки получили убежище в Пакистане, где они выздоравливали, переквалифицировались, пополняли запасы и позже возобновили повстанческое движение в Афганистане. Учитывая эти просчеты, шансы на успех в Афганистане к началу 2003 года значительно снизились.

А затем, конечно же, администрация Буша вторглась в Ирак, страну размером с Афганистан, с еще большим количеством внутренних конфликтов и с еще более враждебными соседями, где Буш и его официальные лица также недооценили масштабы постконфликтной стабилизации и восстановления, которые им предстоит предпринять. Жестокое сопротивление вторжению США материализовалось в Ираке намного быстрее, и к тому времени, когда талибы вновь превратились в серьезную угрозу в Афганистане, силы США находились там под серьезным давлением. Так продолжалось на протяжении всего времени пребывания Буша у власти, что ограничивало способность Соединенных Штатов стабилизировать ситуацию в Афганистане и позволяло талибам восстановить там плацдармы. Неспособность ограничить возрождение талибов и создать институциональный потенциал в Афганистане отнюдь не была неизбежной. Если бы Соединенные Штаты выделили ресурсы, необходимые для стабилизации и восстановления в стране такого размера и расположения, как Афганистан, у них было бы больше шансов покинуть страну изящно, с функционирующим государством.

Но в конечном итоге ранние невынужденные ошибки Вашингтона создали ситуацию, в которой он оказался перед выбором не между победой или поражением, а между проигрышем или не проигрышем. Вашингтон мог бы продержаться относительно скромной ценой, чтобы сдержать талибов, сохранить компетентного партнера по борьбе с терроризмом в афганском правительстве и сохранить политические и социальные успехи, которыми наслаждались многие афганцы, или он мог бы уйти и признать свою неспособность помочь в строительстве прочного государства и прочного будущего для афганского народа. Три президента подряд боролись с дилеммой, оставленной Бушем. Барак Обама и Дональд Трамп жестами призывали к прекращению войны, но в конечном итоге решили не проигрывать, не теряя времени. Байден наконец перерезал шнур и решил проиграть».

Правительство США является изобретателем, обладателем патента и прав интеллектуальной собственности на дипломатию принуждения. Такое мнение высказал замглавы Министерства иностранных дел Китая Се Фэн. Дипломат заявил, что именно Вашингтон регулярно применяет односторонние санкции и вмешивается во внутренние дела других государств. Примечательно, что большую роль в такой политике играют профессиональные кадры и специальные институты развития НЧК — государственные и негосударственные.

Исследование: у России три пути — инерция, автаркия и борьба за рост

Автаркия является контроверсной экономической политикой, ее принципы и условия могут различаться в зависимости от конкретной страны и ситуации. Клуб был создан в сентябре 2004 года по инициативе агентства РИА Новости, Совета по внешней и оборонной политике, газеты The Moscow Times. По сути своей идея автаркии является крайней формой протекционистской политики, которая была важной составляющей меркантилистских доктрин, популярных в XVI—XVIII веках. экономическая политика, направленная на обособление страны от экономик других стран. Требуется сознательное, последовательное и целенаправленное усиление влияния автаркии. Зампред ЦБ: автаркия приведет к снижению благосостояния и замедлит развитие экономики Усиление экономической изоляции приведет к снижению благосостояния и.

Путин заявил, что Россия не пойдет по пути автаркии

Как невозможен и компромисс между автаркией и глобализацией, который может быть выражен в достижении частных договоренностей, не более того, в принципиальных областях, например. Лавров расскажет, зачем нужна армия, авиация и флот - Шойгу покажет. По сути своей идея автаркии является крайней формой протекционистской политики, которая была важной составляющей меркантилистских доктрин, популярных в XVI—XVIII веках. Используя сайт , Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки Персональных данных.

Вы точно человек?

Завершение строительства «корпоративного государства» и политика автаркии Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним Слово «автаркия» у нас почти полностью вышло из.
Новости в России и мире - ТАСС Как невозможен и компромисс между автаркией и глобализацией, который может быть выражен в достижении частных договоренностей, не более того, в принципиальных областях, например.
Исследование: у России три пути — инерция, автаркия и борьба за рост В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную вовнутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами.
Автаркия: что это - простыми словами, как проявляется Тогда «автаркия» станет единственным вариантом экономического развития.

Автаркия. Начало. Россия сосредотачивает силы на собственных ресурсах

Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним Слово «автаркия» у нас почти полностью вышло из. В Викиданных есть лексема автаркия (L1224487). В политике автаркией называют принцип самоизоляции государства с полным отказом от сотрудничества с другими странами.

Завершение строительства «корпоративного государства» и политика автаркии

Эксперты разработали возможные сценарии развития российской экономики на ближайшие 15 лет. С документом ознакомилось РБК. Что примечательно, ни один из возможных сценариев не предусматривает снятия санкций. Эксперты ЦМАКП смело расписали и резко негативный сценарий, хоть и дали ему низкий процент вероятности. Он предполагает, что Россия «делает все сама», но с неизбежным снижением технологического уровня выпускаемой продукции, падением ее потребительских характеристик, ухудшением уровня жизни населения. Сегодня реализация такого варианта маловероятна, но при эскалации конфликта и переходе к военной экономике он может оказаться едва ли не единственно возможным, пишут авторы доклада. Предполагается, что власти, осознавая скорость изменения ситуации, не будут пытаться реализовать хоть сколько-нибудь целостную политику развития.

На это направлен в том числе федеральный проект «Передовые инженерные школы». Одна из школ открыта в Новосибирском госуниверситете. В 2023 году на развитие передовых инженерных школ выделено более 10 млрд рублей из федерального бюджета. Правительством принято решение о проведении второй волны отбора ПИШ, которая состоится в сентябре. Мы сфокусируем отбор на приоритетных отраслях и уделим особое внимание кооперационным проектам с дружественными странами», — отметил Дмитрий Чернышенко. Хорошим примером такого сотрудничества вице-премьер назвал передовую инженерную школу Союзного государства на базе Псковского государственного университета и Белорусского национального технического университета.

По этой причине первоначальный этап так называемого «военного коммунизма», характеризовавшийся голодом и разрухой Гражданской войны, имел в себе автаркические оттенки. Но уже в 1920-х в рамках Новой экономической политики НЭП экономика была либерализована. Теперь иностранные компании могли участвовать в концессиях на разработку ряда месторождений, американские и европейские специалисты принимали активное участие в программе индустриализации, а СССР активно закупал промышленное оборудование и продавал свое сырье за границу. Только после периода относительной открытости в рамках 1-й пятилетки 1928—1932 годы СССР попытался вновь перейти к автаркии во время 2-го пятилетнего плана 1933—1937 годы. Но даже тогда СССР оставался важным торговым партнером для союзных ему стран Варшавского договора и ряда государств Третьего мира. Кроме того, строительство ряда трубопроводов в Европу и последующая за этим торговля нефтью и газом началась в 1960-х годах. Италия и Германия Готовясь к войне в Европе, Третий Рейх и фашистская Италия также пытались сделать свои экономики более самодостаточными. Руководители этих стран считали, что вместо зависимости от торговли с соседями в частности, Германии приходилось закупать и ввозить продовольствие , нужно расширять свои владения за счет их территорий и колониализма, обеспечив себе экономическое процветание и независимость. Несмотря на это, обе страны продолжали торговать с другими странами, в том числе уже после начала Второй мировой войны, и продолжали испытывать проблемы из-за дефицита импортного сырья. Индия В 1947 году Индия добилась долгожданной независимости от Британской империи, но Махатма Ганди и другие политики боялись, что на смену политическому колониализму придет экономическая зависимость от Великобритании, поэтому они продвигали идею «свадеши» или самостоятельности, которая заключалась в бойкоте британских товаров и развитии собственных производств. Похожие идеи выдвигались и в других странах, которые образовались в результате распада колониальных империй например, в Танзании. Китай После окончания в 1950 году гражданской войны и прихода к власти Мао Цзедуна Китай оказался в положении, аналогичном тому, с которым столкнулся СССР в 1917 году. Различные попытки опираться на собственные силы в различных сферах, от сельского хозяйства, до металлургии, в сочетании с непродуманными реформами имели довольно негативный эффект. Именно нормализация торговых отношений с США и другими странами в 1980-х привела к бурному экономическому росту страны. Северная Корея Пожалуй, наиболее показательным примером автаркии является КНДР — одно из самых закрытых поныне государств мира. Господствующая там идеология чучхе также предполагает самодостаточность экономики. Сейчас страна живет под грузом тяжелых экономических санкций, которые существенно ограничивают ввоз различных товаров. Именно его прекращение стало одной из причин массового голода 1990-х годов, после чего КДНР закупала продовольствие и получала его в качестве гуманитарной помощи.

Сталина о том, что только экономическая автаркия может обеспечить советскому государству суверенитет. Это была примерно такая же неортодоксальная идея, как идея Сталина о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. А Троцкий и его многочисленные сторонники исходили из того, что строить социалистическую экономику можно лишь после победы пролетарской революции в мировом масштабе. Противники автаркии в лице Николая Бухарина, Григория Сокольникова, Евгения Преображенского, ряда других представителей «левой», «правой», «новой», «объединенной» оппозиций полагали, что торговля с капиталистическим миром будет неизбежным атрибутом новой социалистической экономики. Сталин в своем докладе съезду впервые озвучил основные идеи будущей индустриализации. И тогда он дал решительный отпор Сокольникову: «Всякому известно, что мы вынуждены сейчас ввозить оборудование. Но Сокольников превращает эту нужду в принцип, в теорию, в перспективу развития. Я говорил в докладе о двух основных, руководящих, генеральных линиях по построению нашего хозяйства. Я говорил об этом для того, чтобы выяснить вопрос о путях обеспечения нашей стране самостоятельного хозяйственного развития в обстановке капиталистического окружения. Я говорил в докладе о нашей генеральной линии, о нашей перспективе, в том смысле, чтобы страну нашу превратить из аграрной в индустриальную… Если мы застрянем на той ступени развития, на которой нам приходится ввозить оборудование и машины, а не производить их собственными силами, то мы не можем быть гарантированы от превращения нашей страны в придаток капиталистической системы. Именно поэтому мы должны держать курс на развитие у нас производства средств производства... Превратить нашу страну из аграрной в индустриальную, способную производить своими силами необходимое оборудование — вот в чем суть, основа нашей генеральной линии. Мы должны поставить дело так, чтобы помыслы и стремления хозяйственников были направлены в эту именно сторону, в сторону превращения нашей страны из страны, ввозящей оборудование, в страну, производящую это оборудование. Ибо в этом основная гарантия того, что наша страна не будет превращена в придаток капиталистической системы». О необходимости перехода России к автаркической модели экономики говорили и писали еще до революции: Сергей Федорович Шарапов 1855-1911 ; Дмитрий Иванович Менделеев 1834-1907 ; Лев Александрович Тихомиров 1852-1923 ; Георгий Васильевич Бутми 1856-1919 ; Александр Дмитриевич Нечволодов 1864-1938 и другие. Остановлюсь на Л. Идеи перехода к экономической автаркии и переориентации с внешнего на внутренний рынок содержатся в его работах: «Земля и фабрика» 1899 г. Тихомиров пишет, что есть несколько стран, которые очень заинтересованы в развитии мирового рынка и втягивании в него всех остальных с превращением последних в объекты постоянной эксплуатации через механизмы внешней торговли.

Зампред ЦБ предостерегла от создания автаркии в России

Что такое автаркия. Объясняем простыми словами Главное, что сказал президент касалось естественно внутренней политики и это главное называется “построение автаркии”, сообщает эксперт.
Экономическая автаркия, советский прецедент. Валентин Катасонов это экономическая политика, направленная на самообеспечение страны, минимизацию ее зависимости от внешнего мира.
Россия не стремится к технологической автаркии это действительно приведет к реализации сценария автаркии, и здесь наилучший аналог — это динамика экономики Ирана.
Власти России строят АВТАРКИЮ? Что это такое? | Пикабу В Викиданных есть лексема автаркия (L1224487).
Значение слова АВТАРКИЯ. Что такое АВТАРКИЯ? В Викиданных есть лексема автаркия (L1224487).

Автаркия и её проявления в современном мире

ЦМАКП представил сценарий развития российской экономики от «автаркии» до «инерции» 11. В докладе содержатся главные перспективы развития экономики российского государства. Согласно представленному сценарию, экономика будет переживать спад до 2023 года.

Примечательно, что после начала СВО и естественного роста расходов страны, в конце 2022 года перспективы бюджета на 3 года оценивались как нарастающий дефицит: то есть предполагалось, что плановых поступлений не хватит на утвержденный перечень расходов. Так, в 2023 году дефицит планировался на уровне 2,9 трлн. Считалось, что чтобы закрыть все потребности, правительству придется искать дополнительные источники финансирования. В реальности, однако, дефицит за 2023 год составил 1,3 трлн. Вполне вероятно, что рост ВВП и промышленной продукции России в итоге приведет к тому, что бюджет в 2024 году вообще будет бездефицитный. Это невероятно — страна воюет, под жуткими санкциями, а дефицита нет.

Другой важнейший вопрос соотношения пропорций глобализации и автаркии — степень независимости государственных и не государственных институтов развития национального человеческого потенциала НЧК. В условиях нарастающего хаоса в МО, исключительно важное значение приобретают институты государства, не только государственные, но и не государственные, а также такой институт, как национальная стратегия. Их слабость или уничтожение означают уничтожение государства. В 2024 году именно такая цель стала приоритетной целью политики США и западной коалиции в отношении России. Уничтожение «авторитарного режима В. Путина» было публично заявлено целью агрессии против России. Соответственно, ответ России мог быть, прежде всего, в усилении институтов государства и общества, противодействии западным институтам, в том числе НКО и «иностранным агентам», в конечном счете — развитии авторитарных тенденций в политике, общественной жизни и экономике. Примечательно, что авторитаризм в «демократических» странах — лидерах глобализации — настолько усилился что было видно в 2023-2024 годах на примере США, Франции и других стран , что фактически превратил эти государства в авторитарные режимы.

Но даже при такой тенденции в развитии России говорить о её полном отказе от глобализации нельзя. В том числе и потому, что она пока нередко неизбежна и просто выгодна нашей стране, в частности, из-за поставок компонентов для промышленности, в том числе ВВСТ и боеприпасов. Весной 2024 года ведущий американский исследовательский центр — Center for Strategic and International Studies CSIS , — анализирующих военный экспорт и развитие торговли между странами, опубликовал отчёт, сделанный по результатам анализа спутниковых снимков. Есть и третий, очень важный, аспект соотношения глобализации и автаркии, имеющий жизненно важное значение для России. Россия — как один из мировых центров силы, испытывает острый недостаток в объеме рынка — экономического и технологического, — который сегодня ориентирован на 150 миллионов жителей. Тем самым перспектива развития резко ограничена. Ей обязательно нужно, как и другим ЛЧЦ, насчитывающим численность 1500 миллионов человек западной, китайской, индийской, исламской, индонезийской, африканской и некоторым др. Широкая пророссийская антиамериканская или «антиглобалистская» коалиция жизненно необходима России, которая расположена на огромной территории и контролирует слишком ограниченный экономический и технологический рынок.

Это неизбежно отражается не только на развитии России, но и степени её влияния в мире, возможностях оказывать воздействие на правящие элиты других стран. После революции 1917 года одним из факторов, который позволил выжить России в условиях полной автаркии и международной изоляции, стали международные связи ВКП б и Коминтерна, которые помогали получать информацию и создавать государственные институты в СССР — в разведке, внешней политике, дипломатии, внешнеэкономической деятельности. Всё это теперь требует восстановления. И не только посредством ускоренного развития Россотрудничества. Переход от глобализации к автаркии в национальной политике потребует — и это, наверное, самое главное — перевоспитания двух поколений граждан, прежде всего, наиболее обеспеченных слоев, которые получали максимальные выгоды от глобализации даже в ущерб национальным интересам страны. Часть этих граждан будет бороться с властью или просто проживать за рубежом, но огромное количество останется по разным причинам в России и будет сопротивляться — открыто или скрыто — разрыву с колониальным прошлым. Среди таких изменений огромное значение имеют изменения в восприятии правящих элит государств, их психологии, нравственности, основных политических доминантах. Требуется сознательное, последовательное и целенаправленное усиление влияния автаркии.

Это влияние — параллельно и одновременно — оказывают на национальные внешнеполитические и иные стратегии многих субъектов МО. Происходит решительная смена доминант в представлениях правящих элит самых разных субъектов, которая неизбежно ведет к смене общих политических приоритетов.

Кстати, они присущи и многим типа либеральным государствам: США и Евросоюзу, которые защищают свои экономики санкциями и высокими заградительными пошлинами. Да и, как видим, самостоятельно сейчас разрывают связи с такими крупным экономиками, как российская или китайская. Даже путем террористических атак на экономическую инфраструктуру.

То есть процесс идет с обеих сторон. Что общего между автаркиями прошлого?

Экономист, специалист в области госуправления экономикой, финансов, риск-менеджмента и соцобеспечения Никита Кричевский , в свою очередь, считает, что Россия всегда ментально готова к автаркии. Однако вернуться к такой модели будет непросто.

По словам Кричевского, продукты повседневного продовольственного спроса Россия вполне может вырастить сама кроме бананов, которые мы не сможем вырастить по объективным причинам, пояснил Кричевский. Для этого необходимо перестроиться на модель автаркии по ключевым продуктам — мы способны сделать это в течение года—двух лет, пишет Public Opinion со ссылкой на слова эксперта.

Автаркия политическая

Большую роль в перестройке промышленности стали играть государственные и полугосударственные концерны. Полугосударственные организации создавались выпуском гарантированных государством акций, половина которых принадлежала государству, а другая — частным пайщикам, в роли которых выступали крупнейшие тресты. Эти организации, получая постоянные субсидии из казны, быстро крепли, расширяли сферу своей деятельности и превращались в монополистов в своей отрасли. Важнейшим военно-автаркическим комплексом был Институт промышленной реконструкции — ИРИ, государственный финансовый орган, созданный в годы экономического кризиса. После начала автаркической кампании на него была возложена реорганизация металлургической и машиностроительной промышленности путем финансирования предприятий этой отрасли. Контроль ИРИ простирался на весьма широкие сферы промышленного и финансового капитала. Он оказывал влияние на деятельность таких банков, как Коммерческий, Кредитный и Римский, финансировал металлургическую и судостроительную промышленность, участвовал в производстве синтетического каучука и целлюлозы, руководил транспортными компаниями и постройкой сети гостиниц.

Наряду с ИРИ и его филиалами начали возникать другие государственные и полугосударственные объединения — к началу войны их насчитывалось около 30. Практические результаты усилий фашистского правительства по увеличению добычи и производства стратегического сырья оказались весьма незначительными. Разработка залежей медных руд, создание ряда новых отраслей промышленности и производство заменителей требовали колоссальных материальных затрат. Горючее, вырабатывавшееся на итальянских нефтеперегонных заводах, обходилось в 4—5 раз дороже импортного бензина, искусственный хлопок стоил минимум втрое больше натурального, а синтетический каучук — более чем в 4 раза. Примерно такое же положение наблюдалось и в металлургической промышленности. Конечно, было бы неверным считать влияние автаркической кампании на итальянскую экономику полностью отрицательным.

Как отмечали итальянские экономисты — авторы капитального труда, подводящего итоги столетней истории итальянской экономики, «наряду с решающими негативными аспектами она имела и позитивные. Гарантии сбыта в результате военных заказов, усилившийся протекционизм и прямая поддержка государства позволили некоторым отраслям не только сделать шаг вперед, но и обеспечить дальнейшее развитие, особенно после войны»[182]. Это относится в первую очередь к различным отраслям химической промышленности, в частности к производству искусственного волокна и удобрений, получившему значительное развитие. За годы автаркии изменилась структура промышленного производства: в результате милитаризации экономики значительно вырос удельный вес машиностроительной и металлургической промышленности, сократилась доля текстильной. Благодаря развитию этих отраслей доля промышленного производства в Италии перед войной впервые превысила удельный вес сельского хозяйства в валовом производстве[183]. Однако в целом экономическая политика фашистского правительства не стимулировала развития производства.

Темпы промышленного роста Италии в годы автаркии снизились по сравнению с более ранними годами. Валовое производство с 1924 г. Как отмечает видный итальянский экономист Р. Ромео, перед войной темпы промышленного развития Италии были ниже, чем средние темпы развития аграрно-индустриальных стран Западной Европы[185]. С точки зрения фашистского правительства, автаркическая кампания не выполнила главной задачи, которая выдвигалась перед ней: обеспечения промышленности в случае войны. В условиях Италии, бедной природными ресурсами, полное самообеспечение сырьем вообще было нереальным.

Однако фашисты не смогли использовать в должной мере даже те возможности, которые имелись. Одним из следствий автаркии было создание промышленных комплексов с вертикальным строением во всех основных отраслях, что способствовало дальнейшей концентрации производства. Перепись промышленности 1937 г. Председатель правления Коммерческого банка Э. Конти записал осенью 1939 г. Аньелли, Чини, Вольпи, Пирелли, Донегани, Фальк и немногие другие буквально господствуют в различных отраслях производства»[187].

Эти слова, принадлежавшие видному финансовому деятелю фашистского периода, показывают, насколько далека была действительность от широковещательных планов корпоративных и автаркических программ, провозглашавших «установление государственного контроля над производством в интересах коллектива». В статье «Промышленники и корпорации», опубликованной незадолго до войны, А. Пирелли с удовлетворением подчеркивал, что «государство не захотело ввести в корпоративное законодательство детализированные нормы, стремясь оставить открытыми все возможности и обеспечить высшие интересы нации, не беря на себя непосредственного руководства производством, которое осуществляется инициативой отдельных предпринимателей»[188]. Промышленники видели в корпоративной системе организацию, которая не только оставляла им полную свободу действий, но и открывала новые возможности. Построение корпоративной системы способствовало дальнейшему сближению крупного капитала с государственной властью.

Мы придумали для себя халяву, которая кормит уйму олигархов. И за счёт во многом этого закрывается неумелое управление. Но самое главное — не развивается обрабатывающая промышленность, гниёт наука и образование. Все неумные решения компенсируются этими халявными деньгами.

Если закрыть этот экспорт, и сказать: «Бензин, который всё время дорожает, идёт на внутренний рынок. Газ, которым далеко не все наши деревни пользуются, идёт на внутренний рынок. А вы, если хотите зарабатывать какие-то деньги — зарабатывайте от продукции высокой переработки. Перерабатывайте и экспортируйте кому надо». А ведь значительная часть выручки остаётся за рубежом, и в Россию не поступает.

Очевидно, например, что даже в условиях жестких западных санкций и давления целый ряд государств — от Китая, КНДР, КСА и Бразилии до Никарагуа — избрали своего рода политику нарастающей автаркии в качестве внешнеполитической стратегии в противовес глобализации. Этот процесс предполагает силовое противоборство, что и отразилось на формировании доминирующих сценариев развития МО и ВПО. При этом следует понимать, что превосходство глобализации в лице западной военно-политической коалиции не абсолютно и временно. Ему могут противостоять не только отдельные ЛЧЦ и коалиции, но и отдельные страны, если они выберут адекватную стратегию силового противоборства.

Так, в 30-летней войне Афин и Спарты командующий спартанским флотом Лисандр всячески избегал прямого военного столкновения с более мощным военным флотом Афин, но сумел блокировать подвоз продовольствия наложил санкции и уничтожил вражеский флот, когда ему стало это удобно, в течение одного часа. Это — типичный прием стратегии непрямых действий, когда ставка на грубую военную силу в прямой форме себя не оправдывает, прежде всего, в силу повышения риска эскалации и неприемлемых последствий. Он очень похож на современную ситуацию в отношениях западной военной коалиции и России а также КНР и других стран , которая описывает состояние современного сценария ВПО «Усиления военно-силового противоборства»: непрямые враждебные действия направлены на полную и откровенную победу Запада без риска глобальной ядерной войны. Глобализация позволяет западной коалиции использовать свою стратегию непрямых действий, состоящую из 3-х основных двухпартийных принципов применительно к России:— наносить, где возможно, максимальный ущерб России;— получать от любых действий максимальную выгоду для США;— не повышать военной эскалации до ядерного уровня. Принятые Конгрессом США в апреле 2024 года решения, как и всегда, полностью соответствовали этим принципам. И они в полной мере вписываются в глобализацию. Эти враждебные действия по внутриполитической дестабилизации и расколу правящей элиты России сочетаются с откровенными военными провокациями и наращиванием потенциалов в соседних с Россией регионах — от Норвегии и Прибалтики до Закавказья и Средней Азии. Цель состоит в том, чтобы создать в мире режимы, живущие по американскому образцу. Сформировать гражданские общества, пронизанные сетью правозащитных некоммерческих организаций, через которые так легко влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран.

Наконец, перевоспитать население, взрастить в них пиетет и обожание к американскому образу жизни — и тем самым гарантировать то, что это население будет лояльным американцам. Эта система мер распространяется в рамках глобального процесса образования и переформатирования общественного сознания. В России, где со времен М. Горбачева процессы в образования оказались сознательно интегрированным в глобализацию достаточно привести примеры того, как представители фонда Сороса возглавляли и, до настоящего времени, возглавляют некоторые институты , этот процесс исключительно болезнен потому, что непосредственно касается многих ученых и преподавателей, особенно наиболее престижных школ и университетов. Его смысл в том, что силовые но не военные средства и меры политики глобализации стали более эффективными, чем просто военные. Военные интервенции в последние десятилетия не просто не приводили к этим результатам, но и, по сути, противоречили главным целям американской внешней политики. Именно поэтому Байден в период президентства меняет подход и «инструмент демократизации». Отказывается от страха военной угрозы в пользу самого эффективного в истории стимула — соблазна. Прежде всего, достижениями глобализации.

Соединенные Штаты возвращаются к классической концепции мягкой силы — будут «демократизировать» режимы не бомбами, а через экономическое, идеологическое и культурное влияние. Влияние, с помощью которого они, напомним, взяли под контроль Восточную Европу, ряд государств постсоветского пространства, часть Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Так, многочисленные ошибки США в Афганистане носили преимущественно военный характер. Специальный представитель США в этой стране Дж. Доббинс вычленил, например, некоторые из них, имеющие для понимания корректив в американской стратегии большое значение: «Население Афганистана было значительно больше, чем население любой другой страны, участвовавшей в интервенции США после Второй мировой войны: в 2001 году в Афганистане было почти вдвое больше людей, чем в Южном Вьетнаме во время войны. Как правило, соотношение численности войск и населения является важным фактором, определяющим успех операции по стабилизации. За два года до вторжения в Афганистан, в 1999 году, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО развернули 50 000 военнослужащих для стабилизации Косово, страны с населением 1,9 млн человек. Население Афганистана в 2001 году составляло 21,6 млн. На земле просто не хватило американских ботинок, чтобы обезопасить страну, захваченную Соединенными Штатами.

Одна из причин относительно небольшого развертывания заключалась в том, что администрация Буша не намеревалась, чтобы американские силы брали на себя обязанности по поддержанию мира или общественной безопасности — скорее, они сосредоточились исключительно на отслеживании остаточных элементов Аль-Каиды за счет фундаментальной безопасности, необходимой для создания рабочего состояния государства.

Но на практике ни одно из современных государств не смогло окончательно отказаться от торговых отношений с другими странами. Например, Северная Корея, которая на протяжении десятилетий находится под санкциями и последовательно проводит политику изоляционизма, с 1994 года взяла курс на участие в мировой торговле и развивает торговые отношения с Китаем, Россией, рядом других стран. Дело в том, что ни одна из стран не обладает абсолютно всеми природными ресурсами и климатическими условиями для производства всей необходимой в современной жизни продукции. Помимо это, технологии и научные исследования развиваются благодаря постоянному обмену информацией между учёными по всему миру. Как только эти связи обрубаются, научно-технический прогресс в стране начинает отставать от мирового. Примеры употребления на «Секрете» «Никакая экономическая автаркия для нас, для России, невозможна, просто она обернётся экономической катастрофой, полной экономической катастрофой». Владелец «Северстали» Алексей Мордашов — о последствиях отказа страны от внешней торговли. В такой закрытости риск "сваливания" в автаркию.

В новейшей истории это почти никогда ничем хорошим не кончалось».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий