Уровень зрелости культуры безопасности по элементам СМБД (группа 2).
Уровни развития культуры безопасности
Высокий уровень зрелости культуры безопасности основывается на развитии четырех ключевых компонентов: навыков, знаний, отношений и убеждений. Особое внимание в ходе лекции было уделено понятию «уровень зрелости культуры безопасности». «Числовой уровень культуры безопасности» имеет самый большой разрыв в применении компаниями с понижающимся уровнем травматизма и с повышающимся или неизменным уровнем травматизма (в первых на 29% больше). «Числовой уровень культуры безопасности» имеет самый большой разрыв в применении компаниями с понижающимся уровнем травматизма и с повышающимся или неизменным уровнем травматизма (в первых на 29% больше). Модель Хадсона описывает 5 уровней зрелости культуры безопасности: от паталогического до созидательного. В данном исследовании выполнена оценка уровня культуры производственной безопасности предприятия ТЭК России на основе использования метода двухэтапного анкетирования работников, для реализации которого были специально разработаны две анкеты.
Уровни зрелости культуры безопасности на пути к устойчивому успеху
Уровни зрелости культуры безопасности включают несколько ступеней, начиная от базового уровня и заканчивая высоком уровнем зрелости. Оценка текущего состоянии культуры безопасности, а также дальнейшего формирования вектора развития производятся на базе 5 уровней: патологического, реактивного, предусмотрительного, проактивного, созидающего. Сравнивая уровень зрелости культуры безопасности с уровнем корпоративной культуры, мы увидели следующие зависимости.
Культура безопасности на уровне руководства
При этом повышение уровня зрелости лидеров приводит к развитию культуры безопасности в организации и обеспечивает устойчивую производственную дисциплину. Это наглядно показано на графике рисунок 2. Зависимость уровня зрелости руководителей и культы безопасности в компаниях Эксперты DSS оценивают эту зависимость при помощи Кривой Брэдли DSS Bradley Curve Model , широко используемой компаниями сегодня в различных отраслях по всему миру. Эта модель помогает оценить текущий уровень культуры безопасности в организации, а затем спланировать будущее развитие. На графике хорошо видна зависимость уровня компетенций руководителей по управлению охраной труда и производственной безопасностью и показателей безопасности, наличия травм на производстве, а также изменение уровня культуры. Чем выше уровень компетенций, тем больше сотрудники проявляют реальную заинтересованность и чувствуют ответственность за безопасность на местах. В такой компании, как правило, существует взаимовыручка, люди открыто дают друг другу советы и обратную связь по опасным и безопасным методам работы вне зависимости от уровня подчинения. Когда культура безопасности достигает стадии взаимозависимости, приверженность и лидерство в области безопасности пронизывают всю вертикаль управления — от директора до мастера.
Это может включать знание и применение стандартных процедур и инструментов для защиты информации, а также способность анализировать и реагировать на события, связанные с безопасностью. Развитие этих навыков позволяет эффективно управлять рисками и исправно поддерживать безопасность информации. Осознание роли каждого сотрудника в обеспечении безопасности информации является еще одним важным аспектом развития навыков и знаний по безопасности. Каждый сотрудник должен понимать свою ответственность за сохранность информации и быть готовым к действию в случае возникновения угрозы или инцидента. Развитие данного понимания помогает повысить эффективность культуры безопасности в организации. И наконец, развитие навыков и знаний по безопасности информации требует постоянного обучения и самообразования. Информационная среда постоянно меняется, и поэтому важно быть в курсе последних тенденций и угроз в области безопасности информации. Самообразование помогает удерживать актуальность и совершенствовать навыки и знания в этой области. Таким образом, развитие навыков и знаний по безопасности информации является неотъемлемой частью уровней зрелости культуры безопасности.
Уровни зрелости культуры безопасности являются фундаментом для устойчивого успеха организации. Постепенное развитие и совершенствование культуры безопасности способствует созданию мощной и эффективной системы защиты от угроз и инцидентов. Кроме того, культура безопасности содействует формированию осознанного отношения к безопасности у всех сотрудников и позволяет строить доверие со стороны клиентов и партнеров. Уровни зрелости культуры безопасности Отсутствие ясной стратегии по безопасности Недостаток осведомленности и обучения о безопасности Необходимость четкого определения ответственности за безопасность 2. Развитый уровень Организационная стратегия безопасности на уровне топ-менеджмента Проведение регулярных аудитов безопасности Наличие программы обучения сотрудников по вопросам безопасности 3. Уровень осознанной культуры безопасности Знание и понимание рисков безопасности во всей организации Измерение и отслеживание показателей безопасности Участие всех сотрудников в создании безопасной среды 4. Прогрессивный уровень Инновационный подход к безопасности, включая использование новых технологий Активное участие организации в сообществе безопасности Систематический анализ и улучшение процессов безопасности 5. Уровень образцовой культуры безопасности Совершенствование безопасности является неотъемлемой частью бизнес-процессов Интеграция практик безопасности во всех аспектах организации Стремление к непрерывному улучшению и лидерству в области безопасности Раскрытие понятия и значимость Понятие «уровни зрелости» отражает степень взаимосвязи и взаимозависимости между различными аспектами безопасности, как техническими, так и организационными. Оно помогает оценить и измерить состояние безопасности в организации, а также определить необходимые шаги для улучшения защитных механизмов и процессов.
Стратегический уровень. На этом уровне культура безопасности является стратегическим приоритетом организации и определяется высшим руководством. Она пронизывает все уровни управления и активно поддерживается и развивается на всех уровнях организационной структуры. Такая система уровней зрелости культуры безопасности позволяет организации самостоятельно оценивать уровень безопасности и принимать меры для его улучшения. Первый уровень: обеспечение базовых требований Данный уровень предполагает выполнение следующих задач: 1. Определение структуры и ответственности в области безопасности. Разработка и внедрение стандартов и процедур безопасности. Обучение сотрудников основам безопасности и процедурам работы в экстремальных ситуациях. Проведение регулярных проверок и аудитов для выявления нарушений безопасности. На данном уровне основное внимание уделяется установлению базовых правил безопасности и их исполнению. Это является основой для дальнейшего развития и повышения уровня зрелости культуры безопасности в организации. Второй уровень: формирование безопасности как приоритета На втором уровне зрелости культуры безопасности в Холдинге РЖД осуществляется активная работа по формированию безопасности среди всех сотрудников компании. Здесь заложены основы безопасностного мышления и понимание важности безопасности в рабочих процессах. На этом уровне внедряются мероприятия, направленные на выработку безопасного поведения, создание безопасных условий труда и формирование безопасной культуры в организации. Сотрудники проходят специальные обучающие программы и тренинги по вопросам безопасности, активно привлекаются к участию в решении задач по предотвращению происшествий и аварийных ситуаций. На втором уровне культуры безопасности в Холдинге РЖД проводится систематическая аналитика происшествий и ошибок, исследуются их причины с целью устранения возможных рисков. Осуществляется контроль и надзор за соблюдением правил и норм безопасной работы, а также разработка новых методов и технологий, способствующих повышению уровня безопасности в компании. Формирование безопасности как приоритета на втором уровне культуры безопасности обеспечивает постоянное и системное внедрение безопасных практик и привычек в работе всех сотрудников Холдинга РЖД.
Культура охраны труда и безопасности на производстве уровни
Все сотрудники научены действовать в соответствии с правилами и производить мероприятия безопасности. Третий уровень зрелости — это «активное участие». На этом уровне сотрудники не только соблюдают процедуры, но и активно работают над их совершенствованием. Они постоянно ищут новые способы повышения безопасности, делятся опытом с коллегами и принимают участие в разработке новых стандартов. Таким образом, они создают устойчивую базу знаний и опыта, которая позволяет достичь стабильного успеха руководства и всей организации в целом. Уровни зрелости культуры безопасности являются основой для развития стабильной и продуктивной рабочей среды. Непрерывный рост и развитие персонала на каждом из этих уровней позволяет достичь высоких результатов и предотвратить коммуникационные и операционные сбои.
Постоянное внимание к безопасности открывает множество возможностей для повышения эффективности работы, снижения рисков и улучшения всей организации. Путь к устойчивому успеху: развитие уровней зрелости Для достижения устойчивого успеха в области культуры безопасности необходимо пройти путь развития уровней зрелости. Каждый уровень представляет собой определенную ступень развития организации, где реализуется системный подход к обеспечению безопасности информации. Первый уровень зрелости — это уровень осознания. На этом этапе организация осознает необходимость обеспечения безопасности и начинает внедрять первичные меры для защиты. Важно создать культуру безопасности, осознать риски и последствия нарушения безопасности информации.
На данном этапе рекомендуется проведение аудита безопасности, разработка политики безопасности и осведомление сотрудников о необходимости соблюдения правил безопасности. Второй уровень зрелости — уровень организации.
Исследование культуры безопасности состояло из проведения: интервью с руководителями всех уровней производственной вертикали; фокус-групповых исследований в общей сложности было проведено 5 фокус-групп, в котором приняло участие более 50 работников анкетирования, в котором приняли участие около 100 работников.
Остановимся на показателях культуры безопасности с низким уровнем. По базовой составляющей «Система управления» отмечены следующие показатели с низким уровнем [3]: 1. Обмен опытом по актуальным вопросам культуры безопасности.
В настоящий момент отмечается недостаток обмена опытом по вопросам эксплуатации оборудования и безопасного производства работ как внутри Общества между структурными подразделениями, так и за его пределами с другими предприятиями. Существует высокая потребность и полезность в семинарах, конференциях, рабочих встречах. Цитирую высказывания работников: «единственная эффективная практика — это спросить «по-быстрому у своих» как устранить или исправить проблему».
Связь системы поощрений работников с безопасным поведением. В Обществе не прослеживается связь системы поощрения материальной и нематериальной с безопасным поведением работника, наряду с высоким уровнем системы наказаний. Для примера процитирую работников: руководители говорят: «отсутствие наказания и есть ваше поощрение», «не хочешь, не нравится — за забором другие стоят, они за тебя сделают».
Наличие и доступность системы сообщений о проблемах безопасности. Работники отметили, что такой системы в Обществе нет, что готовы сообщать руководству о проблемах и ошибках. Но есть случаи, когда руководители игнорируют сообщения о проблемах безопасности, не транслируют работникам свои ожидания.
Страх наказания и страх неизвестности, что это может быть воспринято негативно руководителями и последствия могут быть неадекватны, снижают качество и количество обращений. Цитирую работников: «есть программа — добиться меньше нарушений».
Модель Культуры безопасности Как видно из модели — это планомерное развитие Культуры безопасности, которое начинается с системы управления, приверженности руководителей всех уровней и приводит к индивидуальной приверженности каждого работника Общества. Исследование культуры безопасности состояло из проведения: интервью с руководителями всех уровней производственной вертикали; фокус-групповых исследований в общей сложности было проведено 5 фокус-групп, в котором приняло участие более 50 работников анкетирования, в котором приняли участие около 100 работников. Остановимся на показателях культуры безопасности с низким уровнем. По базовой составляющей «Система управления» отмечены следующие показатели с низким уровнем [3]: 1. Обмен опытом по актуальным вопросам культуры безопасности.
В настоящий момент отмечается недостаток обмена опытом по вопросам эксплуатации оборудования и безопасного производства работ как внутри Общества между структурными подразделениями, так и за его пределами с другими предприятиями. Существует высокая потребность и полезность в семинарах, конференциях, рабочих встречах. Цитирую высказывания работников: «единственная эффективная практика — это спросить «по-быстрому у своих» как устранить или исправить проблему». Связь системы поощрений работников с безопасным поведением. В Обществе не прослеживается связь системы поощрения материальной и нематериальной с безопасным поведением работника, наряду с высоким уровнем системы наказаний. Для примера процитирую работников: руководители говорят: «отсутствие наказания и есть ваше поощрение», «не хочешь, не нравится — за забором другие стоят, они за тебя сделают». Наличие и доступность системы сообщений о проблемах безопасности.
Работники отметили, что такой системы в Обществе нет, что готовы сообщать руководству о проблемах и ошибках. Но есть случаи, когда руководители игнорируют сообщения о проблемах безопасности, не транслируют работникам свои ожидания. Страх наказания и страх неизвестности, что это может быть воспринято негативно руководителями и последствия могут быть неадекватны, снижают качество и количество обращений. Цитирую работников: «есть программа — добиться меньше нарушений». Как итог— «не все фиксируем, чтобы не попасть под подозрение и не портить статистику», «самому разбираться, если что-то идёт не так легче, чем обратиться к руководителю, но, если сложно, всё-таки обращаемся хотя помощи не будет , делаем дальше сами». Проектные запасы. Работники отметили низкую степень оснащения необходимыми инструментами и оборудованием для повседневной работы, а также в случае непредвиденных ситуаций.
Также отмечены проблемы, связанные с эксплуатацией оборудования и поддержания его состояния в пределах проектных запасов. Цитирую: «Плохие вытяжки в цехах, стеснённые условия работы и рядом опасное оборудование»; «устаревшее изношенное оборудование, вышел срок эксплуатации — все равно используем и по бумагам пишем, что все в порядке». Сотрудникам необходимо знать много документов, которые не всегда имеют отношения к их работе. По базовой составляющей «Приверженность руководства безопасности» низкий уровень установлен по показателям [3]: 1. Ответственность руководителя: стимулы, наказания и поощрения. Отмечается дисбаланс между стимулами, наказаниями и поощрениями. Персонал воспринимает данную систему как несбалансированную, существенно смещённую в сторону наказаний.
Участие персонала в разработке предложений по повышению безопасности, выявлению проблем в области безопасности не поощряется. В целом о поведении руководителей поведенческие модели работники отзывались положительно. Функциональные роли, ответственность и полномочия. Размыты роли, ответственность и полномочия. Работникам приходится выполнять не свои должностные обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее выполнение работы другим работниками. Хочется отметить, что в случае небезопасной ситуации большинство работников газовых промыслов готовы взять на себя ответственность за принятые решения. По базовой составляющей «Индивидуальная приверженность» к низкому уровню отнесены [3]: 1.
Риск-ориентированный подход. Критическое восприятие отклонений. Отмечается не умение персонала оценивать возможные риски и их последствия, работники не осознают вероятность возникновения ошибок. Отсутствует критическое восприятие отклонений от установленных норм безопасности. Персонал допускает отступление от требований, а также не выступает с инициативой усовершенствования в области безопасности.
Обучение персонала и создание культуры безопасности Уровень безопасности: первые шаги к успеху Первый шаг — это осознание необходимости безопасности. Все сотрудники должны принимать на себя ответственность за свою личную безопасность и безопасность окружающих. Они должны понимать, что их действия могут иметь последствия как для самих сотрудников, так и для всей организации. Кроме того, важно провести обучение сотрудников основам безопасности. Они должны быть знакомы с правилами и процедурами, которые помогут им избежать возможных опасностей. Обучение может включать в себя обзор основных правил пожарной безопасности, процедуры эвакуации, использование личного защитного оборудования и т. После осознания и обучения необходимо разработать и внедрить систему управления безопасностью. Эта система может включать в себя политику безопасности, процедуры и инструкции, а также механизмы контроля и анализа результатов. Система управления безопасностью поможет установить стандарты и регулярно оценивать ситуацию в организации.
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
- Статья "КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ"
- 02 Кривая Бредли
- Что это значит?
- Работники оценили уровень культуры безопасности | Газета Октябрьская магистраль
- Ключевые результаты 2022 года
- Сколько уровней зрелости культуры безопасности выделяют в холдинге РЖД?
Безопасные условия труда
На данном мероприятии были раскрыты емко, в доступной форме очень актуальные темы. Темы вовлеченности в собственную жизнь, возможности достичь отличных результатов работой с собой. Мне очень понравилось, актуально, жизненно и очень вовремя. Применю в своей работе. Марина Грабовская Отзыв о встрече "Управление благополучием и здоровьем. Благодаря вашей компании, планирую и провожу уже второй год ряд мероприятий по безопасности и оценке рисков.
Особый опыт по оценке получила в апреле 2019 г. Спасибо Вам. Инесса Максимова Консалт-Технология. Мероприятие включало много практики, и это очень ценно. Открытость выступающей позволила получить живые ответы.
Для практиков полезно общаться в этом формате. Спасибо организаторам за сближение расстояний. Елена Отзыв о встрече "Формирование культуры безопасности: инструменты и практики". Темы важные и сложные. Защитное вождение - одна из самых значимых тем.
Блестящий анализ и раскрытие темы Защитного вождения. Юрий Харманский Отзыв о встрече "Работа с подрядчиками. Практики и кейсы". Компания Safeology является, как обычно, новатором идей в сфере безопасности труда в части создания и донесения до заинтересованной аудитории волнующих вопросов по охране и безопасности труда. Спасибо большое за мероприятие и ее организаторам и спикерам.
Елена Фишер АО "Гипрониигаз". Отзыв о встрече "Дни безопасности: нескучные подходы" Спасибо за такую возможность повысить свой профессиональный уровень. Современная подача материала, актуальные примеры, возможность обратной связи и оперативного применения полученных знаний на своих предприятиях. Нечаева Наталья Ильинична Специалист по охране труда с 2007 года на малых предприятиях. Мне интересны мероприятия для работников квесты, конкурсы, игры для заинтересованности в вопросах безопасности.
Было полезно узнать о таких спикерах и увидеть их азарт вживую. Отзыв о встрече "Формирование культуры безопасности: инструменты и практики". Очень интересный и полезный доклад Алексея Ноженко. Спасибо, что поделился своим опытом. Отзыв о встрече "Работа с подрядчиками.
Большое спасибо за встречу "Оценка рисков - что нового? Для себя выделила бы простоту и понятность процедуры, командную работу, визуализацию и включение ознакомления с рисками в план инструктажа. Очень крутое мероприятие, интересное и захватывающее!!! А сколько идей и фишек узнала - восторг!!!!!! Анна Потапенко Отзыв о встрече "Дни безопасности: нескучные подходы" За проведение первой части марафона, посвященной рискам, хочется сказать огромное спасибо Анне!
Однако, основной интерес заключается в получении положительной репутации и увеличении прибыли. Закон и порядок. На данном уровне безопасность информации рассматривается как обязательное требование в соответствии с нормативными актами и законодательством.
Организация ориентируется на соблюдение требований в области безопасности информации и применение соответствующих стандартов. Процедуры аудита и оценки безопасности информации регулярно проводятся. Сознательность и управление рисками.
На этом уровне организация осознает важность безопасности информации и ее взаимосвязь с бизнес-процессами. Готовность к управлению рисками и контролю безопасности информации становится частью корпоративной культуры. Регулярное обучение сотрудников по вопросам безопасности информации проводится, а процедуры реагирования на инциденты информационной безопасности разработаны и регулярно уточняются.
Готовность к управлению рисками и контролю безопасности информации становится частью корпоративной культуры. Регулярное обучение сотрудников по вопросам безопасности информации проводится, а процедуры реагирования на инциденты информационной безопасности разработаны и регулярно уточняются. Стратегическое партнерство. На самом высоком уровне зрелости культуры безопасности безопасность информации становится неотъемлемой частью стратегии развития организации. Безопасность является приоритетным вопросом и рассматривается наряду с другими аспектами бизнеса. Внедряются интегрированные системы управления безопасностью информации и применяются передовые технологии. Развитие культуры безопасности должно быть непрерывным процессом, которому уделяется достаточно внимания и ресурсов организации. Осознание важности безопасности информации на всех уровнях организации помогает обеспечить устойчивый успех и минимизировать риски для бизнеса.
Оцените статью.
Культура безопасности Росатом. Этапы развития культуры безопасности. Стадии развития культуры безопасности в организации. Этапы становления культуры безопасности. Пути формирования культуры безопасности.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности это ОБЖ. Приверженность культуре безопасности. Лестница культуры безопасности. Лестница безопасности Хадсона.
Культура безопасности жизнедеятельности. Формирование культуры БЖД. Способы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Уровни безопасности движения. Этапы управления рисками в области безопасности движения. Уровни формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Условия формирования антитеррористического поведения. Культура безопасности общества это. Культура безопасности магнит. Культура безопасности прежде всего это магнит. Факторы культуры безопасности. Инструменты управления безопасностью.
Управление безопасностью в проекте. Самооценка культуры безопасности. Самооценка по культуре безопасности. Методы самооценки культуры безопасности движения. Стандарты культуры безопасности. Культура безопасности жизнедеятельности человека.
Культура человека в области безопасности жизнедеятельности. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности жизнедеятельности презентация. Культура безопасности жизне. Культура безопасности БЖД. Уровни формирования культуры БЖД.
Структура культуры безопасности жизнедеятельности. Принципы воспитания культуры безопасности.
Оценка состояния культуры безопасности
Развитая культура безопасности имеет решающее значение для предотвращения и смягчения последствий аварий, инцидентов и небезопасного поведения в перерабатывающей промышленности, чтобы сделать ее более устойчивой и экономически ответственной. Реализация культуры безопасности на предприятии начинается с верхнего уровня руководства. Курские Известия. Существуют различные уровни зрелости культуры безопасности, которые определяют степень осознания и готовности организации к противодействию угрозам. Критерии уровней зрелости культуры Posted in Разное.
К орпоративные стандарты в формировании культуры безопасности
На этапе распознавания рисков также важно учесть контекст и специфику конкретной организации. Риски могут различаться в зависимости от отрасли, масштаба и особенностей деятельности. Поэтому необходимо проводить анализ, учитывая специфику организации. После распознавания существующих рисков можно перейти к разработке и внедрению мер по их устранению или минимизации. Такой подход позволяет снизить угрозы и повысить безопасность организации, создавая условия для устойчивого успеха и развития. Проактивное предотвращение угроз Основная идея проактивного подхода заключается в постоянном анализе рисков и уязвимостей, а также разработке и реализации соответствующих мер по их устранению. Компания, осуществляющая проактивное предотвращение угроз, стремится минимизировать возможные потери, сохранить репутацию и обеспечить непрерывность своей деятельности.
Проактивное предотвращение угроз включает в себя следующие основные шаги: Идентификация и анализ потенциальных угроз. Это включает в себя оценку и классификацию различных видов угроз, их последствий и вероятности возникновения. Разработка и внедрение политики безопасности. Компания должна определить свои цели и принципы в области безопасности, а также установить соответствующие правила и процессы для их выполнения. Обучение сотрудников.
Чувства самоуспокоенности. Отмечается излишняя самоуспокоенность работников в вопросах безопасности, низкий уровень самоконтроля.
Цитирую: «если водитель не пристегнулся — это его проблема, я не буду делать замечание, я сяду и пристегнусь. У него зимняя резина, исправно всё, для меня безопасно». Взаимодействие при выполнении работ. Работа в команде. Данные показатели характеризуют коммуникации между работниками в процессе производства работ. Отмечается, что работниками крайне редко обращаются за советом к коллегам и обсуждают вопросы безопасности в процессе выполнения работ. Участники исследования отмечали, что поведения работников в большинстве случаев зависит от руководителя, от его отношения к вопросам безопасности.
Исследования показали, что проблемы существуют и их необходимо решать. Источник В последние годы многие отечественные компании предприняли значительные усилия по внедрению лучших практик в сфере производственной безопасности: программы лидерства, превентивное управление рисками, цифровые технологии в сфере ОтиПБ и многое другое. Однако зачастую изменение привычных рабочих методов ведет к повышению рабочей нагрузки, дублированию существующих процессов и снижению мотивации персонала. Столкнувшись с подобной реакцией, работодатели приходят к заключению, что причиной неудавшихся изменений являются работники. Тем не менее нередко оказывается, что культура безопасности, выстроенная в компании, в своей основе противоречит внедряемым инициативам. Результаты исследования компании ДРТ «Деловые Решения и Технологии», ex-Deloitte 2021 года, отражающие особенности культуры безопасности в российских производственных компаниях, барьеры, препятствующие внедрению лучших практик, и решения, помогающие организациям повысить текущий уровень зрелости культуры безопасности — обо всем этом рассказываем в статье. Эксклюзивно в EcoStandard.
Полина Кузнецова Менеджер, руководитель направления по оказанию услуг в области охраны труда и промышленной безопасности компании ДРТ «Деловые Решения и Технологии» Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте. Особенности культуры безопасности В исследовании АО ДРТ приняли участие руководители и специалисты служб охраны труда и промышленной безопасности ОТиПБ из различных отраслей промышленности, включая горнодобывающую, энергетическую, нефтегазовую, химическую отрасли, а также машиностроение, строительство и транспортный сектор. Сбор данных для исследования проводился методом телефонного опроса и онлайн-анкетирования осенью 2021 года. Общее количество участников исследования — 47 Респонденты выделили нижеследующие недостатки, присущие текущему уровню зрелости культуры безопасности в их компаниях. Количество респондентов, для которых актуальна заявленная проблема из 47 опрошенных : Выводы На основании ответов респондентов мы выделили следующие особенности, характеризующие текущий уровень зрелости культуры безопасности в российских компаниях производственного сектора. Безопасность не воспринимается как высшая ценность: респонденты отмечают, что достижение производственных показателей превалирует над соблюдением требований ОТиПБ.
Эта тенденция также находит отражение в роли службы ОТиПБ — работники воспринимают ее скорее как «помеху в работе». Культура обвинения: респонденты отметили, что «культура обвинения», то есть ситуация, когда выяснение истинных причин проблем заменяется на поиск «виновного», все еще встречается в компаниях. Это отражается как на эффективности расследования происшествий — так как смещается акцент с выявления корневых причин происшествия для устранения их в будущем, — так и на качестве проведения проверок, подрывая доверие работников к проверяющим. Низкая вовлеченность персонала: среди участников исследования прослеживается проблема низкой вовлеченности персонала в формировании зрелой культуры безопасности. Согласно результатам опроса, работники не обращают внимания на небезопасное поведение своих коллег и недооценивают риск получения травмы на рабочем месте. Одна из российских производственных компаний пыталась внедрить инструмент повышения видимой приверженности руководителей среднего и низшего звена. Инструмент предполагал, что лидер должен обладать определенными качествами, например, готовностью предоставлять обратную связь или проявлять открытость.
Чтобы подтвердить наличие этих качеств, руководителям предлагалось, к примеру, проводить поведенческие аудиты безопасности. Вместо ожидаемого повышения уровня лидерства руководители формально собирали подтверждение реализованных аудитов. К причинам неудачи внедрения инструмента можно отнести текущий уровень зрелости культуры безопасности в организации. Ориентированная в первую очередь на формальные процедуры, компания при разработке очередной инициативы сосредоточила внимание на отчетности, упустив суть изменения — развитие приверженности руководителей повышению уровня безопасности. Выводы Проанализировав практики, применяемые российскими компаниями для повышения текущего уровня зрелости культуры безопасности, мы выделили нижеследующие наиболее распространенные решения. Политики и процедуры Наиболее часто респонденты называли инициативы, направленные на соблюдение работниками требований в области ОТиПБ. Среди таких решений, например, внесение в должностные инструкции ответственных лиц обязанностей в области ОТиПБ, а также контроль соблюдения требований ОТиПБ на рабочих местах.
Кроме того, среди респондентов из горнодобывающего и нефтегазового сектора, а также транспортной отрасли и машиностроения оказались актуальными более зрелые практики управления практики и процедуры, учитывающие человеческий фактор в области безопасности.
Принципы разных стратегий безопасности Это крайне важный момент, на котором хотелось бы остановиться отдельно и проанализировать ответы респондентов на вопросы о разных принципах «Безопасности II». Принцип 1. Рисунок 1.
Ключевые источники информации для улучшения безопасности Но если спрашивать не о том, что по факту анализировалось, а что должно быть источником информации в будущем, то ситуация выглядит совершенно иначе. Фокус внимания перемещается: в перспективе большинство компаний видят в качестве основного источника информации проведение анализа данных, полученных от потенциально опасных событий и исследования рабочих операций без сбоев фактически, принципы стратегии «Безопасность II» см. Рисунок 2. Источники информации для улучшения безопасности в будущем Принцип 2.
Принцип 3. Не нужно бороться с ошибками — важнее их видеть, они дают возможность учиться» Компании хотят пересмотреть свое отношение к ошибкам персонала и считают, что ошибки неизбежны. Принцип 4. Эффективные инструменты по работе с безопасностью Таблица 2.
Инструменты «Безопасности II» Таблица 3. Инструменты близкие к концепции «Безопасности II» Мы также изучали вопрос о том, какие инструменты и практики концепции «Безопасность II» являются распространенными и эффективными, разделив их по итогам на четыре блока. Недооцененные — потенциал этих практик не раскрыт до конца. Это могло произойти в силу различных причин: искажение сути практик, некорректное или нецелевое их применение, внедрение силовыми методами, формализм и др.
Темные лошадки — требуют высокого уровня культуры безопасности. Для того, чтобы работать эффективно, данные практики требуют определенного уровня развития культуры безопасности, которого, по всей видимости, еще не достигло большинство российских компаний. Рабочие лошадки — хорошо себя зарекомендовавшие практики. Успешно применяются в большинстве российских компаний.
Потенциальные — скорее всего, подойдут многим компаниям. Компании, применяющие у себя эти практики, отметили их эффективность. Планируя дальнейшее развитие культуры безопасности, стоит в первую очередь обратить внимание именно на эти практики. Опрос показал, что самые распространенные инструменты — «Риски сегодня» и «Прямой разговор с руководителем», а самый эффективный по оценке экспертов — «Совместное решение проблем в стиле "Одна команда"» и «Светофор развития безопасности».
Все они попадают в зону рабочих лошадок, где еще содержится практика «Расследование «неслучившихся» происшествий см. Как видно на рисунке, наиболее эффективными инструментами являются практики культуры открытости и доверия. Очень показательным в этом смысле стал проект на Кольской АЭС, о котором мы подготовили отдельный материал. Рисунок 3.
Карта инструментов «Безопасность II» Ключевые выводы Подводя итоги первого блока исследования, хотелось бы отметить вывод, который оказался для нас неожиданным: уже 7 из 10 компаний, эффективно работающих с безопасностью и имеющих снижающийся уровень травматизма, думают, что их будущее — реализация принципов стратегии «Безопасность II». Мы ожидали, что пока эта концепция не так сильно распространена даже среди лучших. Из более ожидаемых выводов: наиболее эффективными инструментами являются те, которые формируют культуру открытости и доверия. Это лишний раз подтверждает тот факт, что корпоративная культура и культура безопасности очень тесно связаны между собой см.
Вопрос 2. Ключевые показатели эффективности КПЭ и мотивация на безопасность: кому и за что платят в компаниях? Эта тема всегда беспокоит руководство всех компаний: за что платить или не платить персоналу в вопросах безопасности, какие показатели эффективности установить. Исследование показало, что «успешные» компании с понижающимся уровнем травматизма используют комбинированные показатели — реактивные и проактивные, при этом последние имеют доминирующее значение.
Реактивные показатели отслеживают то, что уже произошло, на них невозможно повлиять в будущем, обычно речь идет об уже случившихся событиях: смертельные случаи и тяжелые травмы, коэффициент травматизма. Чаще всего именно такие показатели безопасности труда установлены в компаниях с повышающимся или неизменным уровнем травматизма см.
В случае, когда руководитель подразделения организовывает анкетирование подчиненных ему работников по вопросам, связанным с деятельностью возглавляемого им подразделения, либо когда анкетирование проводится формально независимым подразделением например ИБП или служба качества , но в компании прослеживаются устойчивые горизонтальные связи между руководителями среднего звена и существует вероятность несоблюдения гарантий анонимности, - объективность оценок, отраженных в анкетах, будет стремиться к нулю, практически во всех анкетах будет отражена только та информация, которая угодна руководству, а текущие проблемы так и останутся неозвученными. Худший вариант — когда эксплуатационному персоналу становится известно о нарушениях анонимности, допущенных руководством при прошлых опросах или анкетировании, в этом случае — работники, из-за опасения за свои рабочие места, уже никогда не озвучат проблемные вопросы, связанные с их непосредственной деятельностью. При возникновении сомнений в возможности обеспечения должной объективности, ICAO напрямую рекомендует руководителям авиационных предприятий рассматривать возможность привлечения сторонних независимых организаций к процедурам проверки состояния СУБП и оценке уровня зрелости культуры безопасности в организации.
Сторонние организации могут обеспечивать стопроцентное соблюдение анонимности, выдавая руководству компании только конечный, обработанный результат опросов, без указания каких-либо персональных данных. Понимая это, при взаимодействии с внешними консультантами, рядовые работники больше раскрываются, свободнее говорят о проблемах в подразделении, о трудностях взаимоотношений с руководством, о всем том, что не озвучивается в обычной жизни своим руководителям из-за опасения отрицательной реакции и негативных последствий для себя. Доверие участников к исследованию, проводимому независимыми экспертами на порядок выше, так как приглашенный консультант не смотрит на ситуацию через призму внутрикорпоративных установок и взаимоотношений, не зависит от топ-менеджмента компании и способен донести до высшего руководства истинную картину о здоровье компании. Обычно, озвучивая в своих публикациях ту или иную проблему, мы также предлагаем полный комплекс услуг по ее устранению или минимизации ее влияния, но в данном случае было бы некорректно говорить о том, что позитивную культуру в компании можно построить только лишь силами привлеченных экспертов. Это продолжительная совместная работа, как с руководителями высшего и среднего звена, так и с эксплуатационным персоналом организации.
Культура безопасности движения поездов
Особое внимание в ходе лекции было уделено понятию «уровень зрелости культуры безопасности». Оценка текущего состоянии культуры безопасности, а также дальнейшего формирования вектора развития производятся на базе 5 уровней: патологического, реактивного, предусмотрительного, проактивного, созидающего. Кривая Брэдли отражает зрелость культуры безопасности и зависимость уровня травматизма от уровня зрелости культуры безопасности. Компания демонстрирует устойчивый системный уровень культуры безопасности и является безусловным лидером в горно-металлургической индустрии», – рассказал партнер консалтинговой компании «Экопси» Михаил Балакшин.
Свежие комментарии
- Общие принципы формирования
- Этап осознания важности обеспечения безопасности информации
- Уровни зрелости культуры безопасности: путь к устойчивому успеху
- Уровни зрелости культуры безопасности в РЖД: подробный обзор