Смотрите видео онлайн «"Вятские кикиморы"» на канале «Фестиваль Гринландия» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 21 августа 2023 года в 14:56, длительностью 00:02:40. Как будет удивлять гостей мероприятия Вятская Кикимора держится в секрете.
Последняя фигурка кикиморы Вятской поселилась у кукольного театра
На Вятской земле родились художники братья Васнецовы, маршалы Советского Союза Говоров и Конев, академики Бакулев и Тихвинский. Ансамбль народного танца «Росы» и хореографическая студия «Исток» стали победителями международного конкурса-фестиваля хореографического искусства «Вятские узоры». Предлагается также организовать совместное выступление симфонического оркестра Вятской филармонии с диджеем Feel. Ансамбль народного танца «Росы» и хореографическая студия «Исток» стали победителями международного конкурса-фестиваля хореографического искусства «Вятские узоры». Появилась идея конкурса создания эскизов Вятской Кикиморы, с помощью которого будет создана целая галерея ее образов.
В Кирове установили еще одну фигурку Вятской кикиморы
Местная Баба Ёма, приревновав Кикимору к Лешему, лишила ее смеха. Колдовала она так лихо, что вятская Баба Яга обзавидовалась. Пришлось героям обращаться к коми-знахарке, чтобы расколдовать Кикимору. Закончилось все благополучно.
Для прочтения были предложены сказки про Кикимору: А. Широкова Ирина Вячеславовна, заведующий Чернохолуницкой сельской библиотекой им. Труфакина 89195066892.
Этот документ дает возможность изучить весь ход уголовного процесса против крестьянки Акилины Разницыной, «творившей беззаконные дела» под «именем кикиморы». Это не только интересный источник информации о российском судопроизводстве и следственном процессе XVIII века, но объект изучения фольклористики. По тексту документа можно реконструировать ход расследования. Разбирательство началось 26 июня в связи с заявлением земского комиссара Шурманова. Подходя к избе Ефима Разницына, уполномоченный стал свидетелем странной сцены: крестьянин Терентий Шихов, стоя у дома односельчанина, спрашивал вероятно, у кикиморы , найдутся ли его потерянные деньги, а из избы раздавался истошный вопль. Комиссар, исходя из слухов и из собственных наблюдений, сделал вывод, что в доме Ефима Разницына происходит, по крайней мере, два правонарушения. Хулиганство и «предсказания» крестьянам в обманных целях. И первое, и второе было связано с появлением местной «кикиморы». Кандидат на роль подозреваемого нашелся сразу. Так, Шураманов стал свидетелем того, как после случая с Терентием из погреба вышла Акилина, наряду с этим «голоса» прекратились.
Здесь и с историей главного бренда можно познакомиться в Музее Вятской глиняной игрушки , и карточки красивые поразглядывать экспозиция «Вятка на старинной открытке» , и восхититься работами выдающегося фотографа конца XIX — начала XX века музей «Сергей Лобовиков — классик русской фотографии». При желании посещение экспозиций тоже можно завершить всякого рода активностями. Например, подписать старинную открытку и тут же отправить ее почтой. Или самостоятельно расписать дымковскую игрушку, которую здесь ласково кличут «дымкой». Если творческие экзерсисы интересуют мало, то внизу, на первом этаже этого же здания, находится еще один музей четвертый по счету — Музей истории шоколада, представляющий собой воплощенную мечту всех сладкоежек. Помимо собственно музея, здесь расположен магазин и кафе. За дополнительную плату 400 рублей — взрослый билет, 350 рублей — детский организуется экскурсия с мастер-классом и четырьмя видами дегустации. Вообще, Киров всячески располагает к разнообразным тратам в том числе и потому, что сувениры здесь не только вкусные, но и душевные. А главное — ручной работы. Один из самых крупных центров по продаже изделий народных промыслов называется «Матрешкой» и находится на улице Герцена. То обстоятельство, что Кировская область граничит с девятью субъектами РФ а это больше, чем у любого другого региона нашей страны , благотворно сказалось на разнообразии ассортимента магазина. Валенки, шкатулки, кружева, скатерти, корзины, лоскутные одеяла, платки и шали, льняные рубахи, посуда — на прилавках дожидается своего покупателя товар на любой вкус и кошелек. И, конечно же, «дымка». Игрушка, с которой любой дом становится теплым и уютным. Набережная Грина Кировская область. Тематический парк «Динозавры на Вятке» Кировская область. Котельничский палеонтологический музей Кировская область. Поселок Ленинская Искра. Музей истории крестьянства Кировская область.
Пробуждение Кикиморы Вятской
Значит лето ожидается солнечным, благоприятным для хозяйственных дел и увеличения семьи. Чтобы Кикимора не затянула с пробуждением и посодействовала скорейшему приходу весны, гости праздника разбудили её громким свистом вятских свистулек. Помогали детям в этом Зампред правительства Кировской области, министр развития предпринимательства, торговли и внешних связей Алексей Александрович Вершинин, который написал об этом событии в своем Twitter и Глава департамента развития предпринимательства и торговли Павел Николаевич Ануфриев. Кроме того, первый человек, на которого посмотрела Кикимора после того, как открыла глаза после спячки, стал счастливчиком и получил настоящего вятского петуха. Им стала маленькая Таисия Соснина из п.
Но угадыванием вора, поиском пропавших предметов и денег, предсказанием будущего обычно занимаются другие демонологические персонажи — домовой и магические специалисты [Зин. Обозначим мотивы, связанные с обликом и речевым поведением вятской «кикиморы», в которых присутствуют признаки, типичные для описания нечистой силы: она является в облике соседки Акилины «в синемь сарафане вь набивномь красномь на голове платке» 4 ; отвечает крестьянам во время «угадывания» «голосом странным», «переменяючи настоящей голось женского полу» про Акилину, притворившуюся кикиморой 5. Сопоставление выделенных мотивов функций и атрибутов демонологического персонажа с демонологическими представлениями в Вятской губернии, и шире — с мотивами, встречающимися в мифологических текстах других регионов, проводится с целью выявления тех пресуппозиций, которые предшествовали самой ситуации с Акилиной Разницыной и обусловили реакцию вятских крестьян на данный случай.
Остается много вопросов. Какова на самом деле была реакция односельчан и жителей соседних деревень на битье горшков и корчаг в доме Ефима Разницына? Почему крестьяне, узнав о том, что в доме появилась кикимора, пошли к ней спрашивать о своих потерянных деньгах и вещах в случае, если эта функция нетипична для кикиморы?
Неясным остается и то, как сведения о кикиморе дошли до комиссара: кто-то донес или рассказал ему об этом между делом, или крестьяне обсуждали случай с кикиморой между собой, и комиссар подслушал их разговор? Крестьяне не сомневались в появлении кикиморы и в ее способностях к предсказанию или недоверчиво и подозрительно относились к происходящему? Исходя из различных вариантов ответов на эти вопросы, мы можем предположить разные оценки этого случая.
Главный вопрос, связанный с демонологическим уровнем текста: является ли предсказание будущего и поиск пропавших предметов новыми функциями кикиморы, которые не встречаются в найденных мной текстах и не описаны в указателях? Или где-то скрывается логическая ошибка, не позволяющая соединить мотивы в один нарратив? В показаниях подозреваемой, данных на втором допросе, между явлением «кикиморы» Акилине в образе соседки и их совместными действиями битье горшков, угадывание есть промежуточный момент, а именно: некий персонаж научает Акилину бить горшки и предсказывать будущее.
Приведем цитату из дела: «да и после того делались акилине разные приведения стала приходить начевать у нее акилины вь доме в таковомь же виде и сказала ей акилине чтобъ ее называла анной тимофеевнои и научила ее акилину чтобъ она горшки корчаги и прочее бросала на поль для того чтобъ узнали люди что де у нихъ в доме живетъ кикимора и когда люди будетъ к неи в домь приходить и спрашивать какь о потеряхъ своихь такь и впротчемь чинить ответствие по ее словамъ за что и будуть приносить намь хлебъ и денги». Не совсем ясно, как классифицировать данный мотив. Он имеет сходство с передачей знатья магическим специалистом [Петров 2013: V.
Однако функция его в случае с вятской кикиморой другая: «приведение» или «кикимора» в облике соседки Анны Корчемкиной не делает Акилину знающей, и не передает знатье, а скорее подстрекает Акилину на совершение некоторых мифологически маркированных действий ради выгоды «за что и будуть приносить намь хлебъ и денги». Остается непонятным, кто именно явился Акилине, по ее собственным словам: некий «призрак» в образе соседки, кикимора, или некий человек, который впоследствии предсказывал крестьянам от имени кикиморы. Таким образом, в мифологическом нарративе Акилины мы видим совмещение мотивов, относящихся разным мифологическим персонажам и разным функциям одного мифологического персонажа: битье посуды функция нечистой силы, в частности, кикиморы , передача знатья и предсказание разные функции магического специалиста.
Почему происходит такое совмещение? С чем мы имеем дело? С локальной традицией или выстраиванием Акилиной собственной оправдательной речи на основе традиционных мотивов, попыткой мифологической интерпретации своих действий которая, возможно, показалась ей менее опасной под страхом наказания?
Из сопоставления трех допросов Акилины не до конца ясно, как она сама относилась к своим действиям. Действительно ли считала себя получившей некоторое знание, верила в явление к ней «призрака» или кикиморы, или пыталась оправдаться, но не сумела верно построить свою оправдательную речь на втором допросе возможно, в силу молодого возраста — 21 год. Сопоставим два самых развернутых показания Акилины.
Показания первого допроса имеют характер саморазоблачения — Акилина признается в мошенничестве ради выгоды тогда как по другой версии за нее действует мифологический персонаж. Однако и в этом случае Акилина действовала не одна: ее сообщницей была «соседская девка» Анна Корчемкина, в облике которой предстала явившаяся Акилине во втором случае кикимора. По показаниям первого допроса Анна и Акилина, сговорившись, притворились кикиморой и стали бить горшки и предсказывать поселянам будущее, произнося слова, «переменяючи настоящеи голосъ женского полу».
Для чего Акилина заимствует функции мифологического персонажа? Хочет повысить свой авторитет и социальный статус в деревне, показав связь с нечистой силой и обладание знанием магического специалиста. Мотивы действий Анны и Акилины бросания горшков и корчаг в показаниях Акилины объясняются так: «дабы чрезъ то поселяне около их дому живущие узнали и боялись».
Хочет заработать. За «ответствие» и «угадывание» крестьяне, приходящие за предсказаниями, платили деньгами и продуктами. Вот как об этом говорится в деле: «клали на брус палатнои подле печи денгами копеекь по пяти и по десяти другие же по десятку яицъ куриных и меду по полу фунту и менее печенова хлеба и пироговь»; «клали еи на брусь печнои хлебомомь и денгами по пяти по три и по две копеики».
Акилина берет деньги себе «какова доходу доставало имь на пропитание сь избытком», «от разныхь неизвестныхъ людеи получила неболее тритцати копеекъ которые и употребила на свои надобности» , но затем в разных показаниях оговаривает: 1 деньги кто-то потратил без ее ведома: «положенные ею денги которые получила она себе в доходъ вызбе и клете держаны 6 безъ спросу ее были»; 2 деньги и продукты, положенные крестьянами, стали «пропадать невидимо»: «хотя сперва она акилина и брала те денги к сибе и спрятывала которыхъ где были спрятываны не находила», а когда к ним стало приходить много людей и класть на палатный брус деньги и продукты, «тогда уже она акилина кь себе не брала а все то приносимое стало пропадать невидимо». Даны ли эти оговорки под страхом наказания или деньги, действительно, стали пропадать? Интересно проследить позицию мужа и свекрови Акилины по отношению к данному случаю.
На повторном и последнем допросе показания мужа и свекрови меняются, субъектом «противозаконных поступков» становится Акилина: «в доме ихь ничего зловредного не было», а «оныя причины клонящаяся ко злу произьводимы были оть жены ево [Ефима] акилины которая ихь [мужа и свекровь] ненавидела и выходила изь повиновения».
Спасской, в Александровском саду, парке имени Гагарина, на набережной Грина и пешеходном мосту через Слободской спуск. Всего планируется установить семь бронзовых фигурок высотой около 20 см. Они будут символизировать различные ценности: любовь, удачу, семью, искренность, богатство, яркость, здоровье. Накануне одна Кикимора появилась в Александровском саду перед входом на мост, а завершить установку фигурок планируют к 8 июля - дню любви, семьи и верности.
Главный редактор - Швецов И.
Адрес Редакции - 610000, Кировская обл. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. Адрес электронной почты редакции:.
В Кирове разыскивается женщина, сломавшая статуэтку Вятской Кикиморы
Вятская Кикимора принимает гостей, празднует вместе с ними Новый год, Масленицу, проводит весёлые игры с детьми и взрослыми. Под каждой кикиморой можно отсканировать QR-код, после чего существо через смартфон голосом расскажет свою историю. И еще – интерактивно-развлекательную программу в «Заповедник сказок», где их встретила хозяйка резиденции – сказочный бренд города Кирова – Кикимора Вятская. Живёт Кикимора Вятская в "Заповеднике сказок" на правом берегу Вятки в Заречном лесопарке. Полицейские в Кирове взялись за случай с повреждением статуэтки "Вятская Кикимора" на улице Спасской. В Кирове продолжают устанавливать фигурки Вятских кикимор, которые символизируют любовь, здоровье, семью, богатство и т. д.
Пробуждение Кикиморы Вятской
Кикимора Вятская уехала из Кировской области на гастроли в Екатеринбург | Больше всего страдала кикимора «Любовь» – только за это лето ее ломали уже 2 раза, рассказала координатор проекта Анна Чибрина газете «Бизнес Новости в Кирове». |
В Кирове установят еще одну фигурку Вятской Кикиморы | Городские истории получили эксклюзивные права на использование товарного знака «Вятская Кикимора», зарегистрированного в Роспатенте. |
В Кирове установили еще одну фигурку Вятской кикиморы | РИА Новости. Кикимора Вятская провела в четверг сказочную зарядку для детей дома-интерната №1 Нововятского района города Кирова, чтобы познакомить ребят с. |
Туристический поезд "Зимняя сказка" в 2024 году заедет к Кикиморе Вятской | Кикимора Вятская. В городе есть Кикиморская гора и одноимённая улица. Этого достаточно, чтобы считать Вятку родиной сказочного персонажа. |
Интервью с руководителем проекта «Вятская Кикимора» Анной Чибриной (03.08.2022)
Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) зарегистрировала товарный знак «Вятская Кикимора». Собери Кикиморок-загадай желание Официальная страница проекта "Вятская Кикимора". Новости в Кировской области, 11 марта – Новый вариант. Несколько кикимор уже привлекают внимание кировчан в исторической части города. Новости проекта. НОРА в СМИ. Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов. Сама Кикимора Вятская проведет Вас по сказочной тропе, пригласит в гости в свой дом и угостит вкуснейшим чаем на травах со сладостями.
Сказочная Кикимора Вятская станет героиней квеста по Кирову
Интервью с руководителем проекта «Вятская Кикимора» Анной Чибриной (03.08.2022)(ГТРК Вятка) | В этом году по просьбе туристов мы этот маршрут продлили [и предусмотрели] заезд в Кировскую область для посещения сказочных персонажей, в том числе Кикиморы Вятской. |
Кировские полицейские устанавливают обстоятельства повреждения статуэтки «Вятская Кикимора» | | В Кирове продолжают устанавливать фигурки Вятских кикимор, которые символизируют любовь, здоровье, семью, богатство и т. д. |
Кикимора Вятская уехала из Кировской области на гастроли в Екатеринбург
В Кирове появилась традиция одевать вятских кикимор — арт-объекты, расставленные в разных частях «старого города». В Кировской области временно приостановили регистрацию товарного знака «Вятская Кикимора» и отказались от былых претензий в адрес Череповецкого района Вологодской. На Кикиморской горе откуда во все стороны видна земля вятская, с незапамятных времен бок о бок с людьми жили Кикиморы.
Дело о кикиморе вятской: демонологический персонаж и социальный контекст
Вятская Кикимора осталась в восторге от приема, оказанного ей жителями Коми. В итоге выбрали тот самый, который теперь известен уже не только в нашем городе, но и далеко за его пределами под названием «Вятская Кикимора». Фигурка Вятской Кикиморы вернется на место у фонтана Парящий камень уже на этой неделе.
Вятская Кикимора попала в опалу, а к череповецкой едут тысячи туристов
Чем известна Вятка. Топ-10 фактов о регионе — Новости Кирова и Кировской области | Предлагается также организовать совместное выступление симфонического оркестра Вятской филармонии с диджеем Feel. |
Новости вятки кирова - 70 фото | Появилась идея конкурса создания эскизов Вятской Кикиморы, с помощью которого будет создана целая галерея ее образов. |
Истории Вятской Кикиморы - Независимая детская литературная премия "Глаголица" | Зарядиться радостной атмосферой помогут вятская Кикимора и её друзья — герои из «Заповедника сказок». |
Вятские Кикиморы: atlanta_s — LiveJournal | Знакомства Игры Встречи Новости Создать анкету Войти Войти. |
Последние новости
- Фигурки «Кикиморы Вятской» появились еще в двух местах
- В Кирове законсервировали Вятскую Кикимору
- В Кирове законсервировали Вятскую Кикимору
- В Кирове разыскивается женщина, сломавшая статуэтку Вятской Кикиморы
- Стартовал конкурс эскизов сувенирной продукции «Вятская Кикимора»
- В Кирове законсервировали Вятскую Кикимору
📺 Похожие видео
- Вятские кикиморки | ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
- Новости вятки кирова - 70 фото
- История одной фотографии: были ли кикиморы на Вятке? |
- Кикимора Вятская | Заповедник Сказок
- Оповещаем: события, факты, объявления.
- "Вятские кикиморы"
Самарские туристы в новогодние праздники отправятся в гости к Кикиморе Вятской
Гости праздника побывают во всех уголках «Заповедника сказок», готовя подарки Кикиморе: откроют ярмарку, названную в ее честь, приготовят вятский сувенир, покатаются с гор - всё это очень любит Кикимора. Всего «Заповедник сказок» планирует принять на празднике около 400 детей социально незащищенных слоев населения. Читайте также:.
В любом случае кировчане уже не вспоминают о своих былых юридических претензиях к Череповецкому району, где в октябре прошлого года стараниями частного предпринимателя Екатерины Светловой в поселке Ботово появилась своя «Резиденция русской сказки». Ее главными обитателями стали кикимора Мара и ее сын Варкатонай. При этом, памятуя о неоднозначном отношении населения к разного рода «нечисти», ботовскую Мару сразу же провозгласили добрым сказочным персонажем, приписав ей заодно функции помощницы трудолюбивых домашних хозяек. Туристам эта идея пришлась по вкусу, и за три последующих месяца в гостях у ботовской Мары побывали почти 10 тысяч человек! Между тем открытие сказочной резиденции - это только часть масштабного туристского проекта, задуманного в Ботове. Стоит отметить, что заочный спор двух регионов по поводу «кикиморного» бренда - не так уж абсурден, каким может показаться на первый взгляд.
За каждым из таких проектов стоят дополнительные тысячи туристов, а значит, прямые и косвенные инвестиции в экономику и инфраструктуру территорий, создание новых рабочих мест.
Позднее земли присоединили к Московскому княжеству путём завоевания. В 16-м веке вятчане участвовали в походах Ивана Грозного.
При чём тут Удмуртия? Дело в том, что Удмуртия была частью кировских земель два года. Главная башня Кремля Известная Спасская башня получила свое название благодаря вятской иконе Спаса Нерукотворного.
Её привезли в Москву в 1647 году. В то время царь Алексей Михайлович решил, что это убережёт людей от эпидемии моровой язвы. Экипаж в основном состоял из жителей Вятки.
Выстрел крейсера по праву считают символом Октябрьской революции 1917 года.
Крестьяне не сомневались в появлении кикиморы и в ее способностях к предсказанию или недоверчиво и подозрительно относились к происходящему? Исходя из различных вариантов ответов на эти вопросы, мы можем предположить разные оценки этого случая. Главный вопрос, связанный с демонологическим уровнем текста: является ли предсказание будущего и поиск пропавших предметов новыми функциями кикиморы, которые не встречаются в найденных мной текстах и не описаны в указателях? Или где-то скрывается логическая ошибка, не позволяющая соединить мотивы в один нарратив? В показаниях подозреваемой, данных на втором допросе, между явлением «кикиморы» Акилине в образе соседки и их совместными действиями битье горшков, угадывание есть промежуточный момент, а именно: некий персонаж научает Акилину бить горшки и предсказывать будущее.
Приведем цитату из дела: «да и после того делались акилине разные приведения стала приходить начевать у нее акилины вь доме в таковомь же виде и сказала ей акилине чтобъ ее называла анной тимофеевнои и научила ее акилину чтобъ она горшки корчаги и прочее бросала на поль для того чтобъ узнали люди что де у нихъ в доме живетъ кикимора и когда люди будетъ к неи в домь приходить и спрашивать какь о потеряхъ своихь такь и впротчемь чинить ответствие по ее словамъ за что и будуть приносить намь хлебъ и денги». Не совсем ясно, как классифицировать данный мотив. Он имеет сходство с передачей знатья магическим специалистом [Петров 2013: V. Однако функция его в случае с вятской кикиморой другая: «приведение» или «кикимора» в облике соседки Анны Корчемкиной не делает Акилину знающей, и не передает знатье, а скорее подстрекает Акилину на совершение некоторых мифологически маркированных действий ради выгоды «за что и будуть приносить намь хлебъ и денги». Остается непонятным, кто именно явился Акилине, по ее собственным словам: некий «призрак» в образе соседки, кикимора, или некий человек, который впоследствии предсказывал крестьянам от имени кикиморы. Таким образом, в мифологическом нарративе Акилины мы видим совмещение мотивов, относящихся разным мифологическим персонажам и разным функциям одного мифологического персонажа: битье посуды функция нечистой силы, в частности, кикиморы , передача знатья и предсказание разные функции магического специалиста.
Почему происходит такое совмещение? С чем мы имеем дело? С локальной традицией или выстраиванием Акилиной собственной оправдательной речи на основе традиционных мотивов, попыткой мифологической интерпретации своих действий которая, возможно, показалась ей менее опасной под страхом наказания? Из сопоставления трех допросов Акилины не до конца ясно, как она сама относилась к своим действиям. Действительно ли считала себя получившей некоторое знание, верила в явление к ней «призрака» или кикиморы, или пыталась оправдаться, но не сумела верно построить свою оправдательную речь на втором допросе возможно, в силу молодого возраста — 21 год. Сопоставим два самых развернутых показания Акилины.
Показания первого допроса имеют характер саморазоблачения — Акилина признается в мошенничестве ради выгоды тогда как по другой версии за нее действует мифологический персонаж. Однако и в этом случае Акилина действовала не одна: ее сообщницей была «соседская девка» Анна Корчемкина, в облике которой предстала явившаяся Акилине во втором случае кикимора. По показаниям первого допроса Анна и Акилина, сговорившись, притворились кикиморой и стали бить горшки и предсказывать поселянам будущее, произнося слова, «переменяючи настоящеи голосъ женского полу». Для чего Акилина заимствует функции мифологического персонажа? Хочет повысить свой авторитет и социальный статус в деревне, показав связь с нечистой силой и обладание знанием магического специалиста. Мотивы действий Анны и Акилины бросания горшков и корчаг в показаниях Акилины объясняются так: «дабы чрезъ то поселяне около их дому живущие узнали и боялись».
Хочет заработать. За «ответствие» и «угадывание» крестьяне, приходящие за предсказаниями, платили деньгами и продуктами. Вот как об этом говорится в деле: «клали на брус палатнои подле печи денгами копеекь по пяти и по десяти другие же по десятку яицъ куриных и меду по полу фунту и менее печенова хлеба и пироговь»; «клали еи на брусь печнои хлебомомь и денгами по пяти по три и по две копеики». Акилина берет деньги себе «какова доходу доставало имь на пропитание сь избытком», «от разныхь неизвестныхъ людеи получила неболее тритцати копеекъ которые и употребила на свои надобности» , но затем в разных показаниях оговаривает: 1 деньги кто-то потратил без ее ведома: «положенные ею денги которые получила она себе в доходъ вызбе и клете держаны 6 безъ спросу ее были»; 2 деньги и продукты, положенные крестьянами, стали «пропадать невидимо»: «хотя сперва она акилина и брала те денги к сибе и спрятывала которыхъ где были спрятываны не находила», а когда к ним стало приходить много людей и класть на палатный брус деньги и продукты, «тогда уже она акилина кь себе не брала а все то приносимое стало пропадать невидимо». Даны ли эти оговорки под страхом наказания или деньги, действительно, стали пропадать? Интересно проследить позицию мужа и свекрови Акилины по отношению к данному случаю.
На повторном и последнем допросе показания мужа и свекрови меняются, субъектом «противозаконных поступков» становится Акилина: «в доме ихь ничего зловредного не было», а «оныя причины клонящаяся ко злу произьводимы были оть жены ево [Ефима] акилины которая ихь [мужа и свекровь] ненавидела и выходила изь повиновения». Они утверждают, что «ныне же по ненахождению женки акилины никакихъ произьшествиевъ не имеется и биение горшковъ не произьводитца». Ситуация начинает интерпретироваться в социальном контексте, как семейный конфликт; через объяснение демонологического случая семейная распря всплывает наружу. Эти показания идут вразрез с мифологической трактовкой события, данной Акилиной: по ее версии «на изгнаше того нечистого духа изь дому после святои пасхи вскоре мужъ еи созьвавъ к себе в домь» священников из села Нижние Ивкины для отправления молебна с водоосвящением 7. Действия кикиморы должны были прекратиться после произведенного обряда. Но этому противоречат не только показания, данные мужем Акилины на последнем допросе, но и случай «угадывания» кикиморой вора, свидетелем которого стал комиссар.
Итак, появляются две параллельные интерпретации разрешения событий: Появление в доме нечистой силы кикиморы — вызов священников, проведение молебна и водоосвящения — прекращение действий нечистой силы в доме; Хулиганские действия Акилины в доме «под именемь кикиморы» , сделанные на зло мужу и свекрови, — появление комиссара, взятие Акилины под караул — прекращение злых деяний Акилины 8. В зафиксированных в ходе расследования свидетельских показаниях обнаруживается переход с одной интерпретационной модели на другую в рамках показаний одного человека на двух разных допросах, что может объясняться как попыткой подстроиться под интерпретацию следователя, так и двойственным отношением самого носителя традиции к случаю с кикиморой.