На станции отцепили от поезда, идущего с эвакуированными из Ленинграда, ледник, набитый покойниками. Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов. Блокада города Ленинграда (ныне Санкт‑Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Особую благодарность Совет ветеранов выражает ученикам миасской гимназии № 26 и школы № 30 за замечательные подарки, которые они сделали своими руками для жителей блокадного Ленинграда.
Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
Причина в том, что город потерял много жителей. Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки. А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки». К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители. Эта помощь от непрофессионалов была довольно существенной: например, за 1944 год в Московском районе Ленинграда обычные жители выполнили до трети всех работ», — рассказывает историк. Восстанавливать Ленинград помогали и немецкие военнопленные — ими были построены почти 33 тысячи квадратных метров жилья, 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, 1 стадион. Большой лагерь был в самом центре Ленинграда — в помещениях бывшего Конюшенного двора на Конюшенной площади. Также важнейшей проблемой Ленинграда до и после снятия блокады оставались крысы.
Поскольку кошек и собак съели за период блокады, то эти грызуны массово размножились, подчеркивает Дмитрий Асташкин. В городе не работала канализация, оставались неубранными останки, большое количество вырытых в земле укреплений оказались заброшены после перемещения фронта. Есть городская легенда, не подтвержденная источниками, о том, что на борьбу с грызунами в Ленинград привозили вагоны кошек из соседних регионов. Каждый год журналисты и блогеры додумывают к ней умилительные детали», — отмечает исследователь. По факту же с крысиным нашествием и его последствиями боролись именно люди, говорит Асташкин. Например, сотрудники отдела паразитарных инфекций Института имени Пастера. А в январе 1943 года горком ВКП б и исполком Ленгорсовета приняли постановление «О мероприятиях по борьбе с грызунами», это была системная работа: крыс ловили сетями вершами , травили ядом.
Точно так же сообщили о том, чтобы я собрала вещи, зашила их в картофельный мешок и взяла с собой документы. К месту назначения, в Ярославскую область нас доставили в «телятниках» или «теплушках», как их сейчас чаще называют. Это товарные вагоны, переоборудованные для перевозки людей, с окошком для того, чтобы легче дышалось, и двухярусными нарами внутри.
Железная дорога тогда работала в особом режиме. В приоритетном порядке пропускались поезда, следующие на фронт. Вторая по значимости категория была — это порожняк с фронта, а третья, по крайней мере, на нашем направлении, - дети из Ленинграда.
Так что добрались до конечной станции мы довольно-таки быстро. На разгрузку нам отвели ровно час, сразу после этого состав должен был отправиться обратно, за новой партией школьников. Ярославль ведь находится сравнительно недалеко от Петербурга и теоретически такая возможность, наверное, существовала?
Личных автомобилей, как вы понимаете, тогда ни у кого не было, добраться даже в соседний регион и вернуться обратно за сутки, было довольно проблематично. Особенно учитывая, что пассажирские поезда стали ходить гораздо медленнее из-за необходимости пропускать военные эшелоны. Тем не менее, многие матери действительно договаривались с начальством, брали отгулы и ехали к своим детям, забирали их обратно в Ленинград.
Их, конечно, можно было понять. Несмотря на то, что немец шёл довольно быстро, жизнь в городе изменилась только в сентябре. Летом же всё оставалось по-старому, в связи с чем у многих действительно возникала иллюзия, будто война идёт в какой-то параллельной реальности.
Единственное, в небо по вечерам поднимались заградительные аэростаты, которые создавали помехи фашистской авиации. Вот собственно и все отличия. Да и мы, не осознавая, насколько печально может закончиться наше возвращение, писали домой слёзные письма о том, как скучаем, как нам плохо без родителей.
Мою мать, слава Богу, не отпустили с работы, а вот за другой девочкой, которая жила в нашей парадной, мама приехала. И забрала её. Как я узнала после войны, обе они умерли во время блокады от голода.
В классы принесли панцирные кровати, и мы на них спали. Скучать, кстати, несмотря на отсутствие занятий, нам не приходилось, уже на третий день всех эвакуированных ребят отправили в поле вязать снопы льна. Поначалу, конечно, ни у кого ничего не получалось, но постепенно мы освоили это нехитрое ремесло и начали работать не хуже взрослых.
Тем временем фашисты подходили всё ближе и ближе. Так что совсем скоро, наверное, в августе, сейчас уже точно не помню, нас отправили за Урал, в Тюменскую область. Поселили в одном из интернатов, где мы и жили вплоть до 45-го года.
Кстати, к моменту окончания войны парней в нашей группе практически не осталось. Как только им исполнялось 18 лет, их сразу же забирали в военкомат. Не знаю, куда отправляли — в училище или на фронт, нам, конечно, никто об этом не сообщал.
И чем вы топили здание зимой? Сейчас учителя, например, не имеют права оставить ученика после уроков для того, чтобы тот прибрал класс или прилегающую территорию.
География ленинградской эвакуации очень велика — горожан принимали как на далеком Алтае, так и в близлежащих Ленинградской, Ярославской, Вологодской и других областях. В списке республик, областей, краев, принимавших ленинградцев, значится более 30 названий. Эвакуация из Ленинграда началась 29 июня 1941 г. Их следовало расселить, оказать необходимую помощь и принять меры к отправке в тыл страны. Уже на пятый день войны в каждом районе города для эвакуации населения были образованы специальные эвакотройки. В июле — августе 1941 г. Выполнить все планы так и не удалось — в замкнувшемся кольце блокады в Ленинграде осталось свыше 2,5 млн человек.
База данных эвакуированных граждан». На данный момент она составляет 342711 биографических записей, что даёт новые возможности статистической обработки и изучения состава эвакуированных граждан, их национальной, образовательной, профессиональной характеристики [9]. Спасаясь от войны, ленинградцы приезжали в истощённом состоянии, они не могли вывезти достаточного количества вещей, уже с первых часов по прибытии нуждались в обеспечении жильём, топливом, продуктами питания. В условиях дефицита жилых площадей и действующей карточной системы решение задачи приема большого количества эвакуированных потребовало от руководства Челябинской области принятия чрезвычайных мер. Уже 30 августа 1941 года облисполком принял план размещения 183,6 тысяч человек. Из них 115,7 тысяч ожидали из Ленинградской области [10].
В октябре 1941 года Челябинский обком ВКП б принял особое решение о ремонте здания и предоставления топлива на зиму для дома, в котором разместились «семьи руководящих работников Москвы и Ленинграда» [12]. Тогда же была принята большая программа пошива обуви и одежды для эвакуированного населения. Предполагался пошив зимних пальто и ватных телогреек — 1300 детских и 18 тыс. Для пошива одежды эвакуированным из торговых фондов было выделено 409 тысяч метров ткани [13]. Для единовременной раздачи денежных средств особо нуждающимся эвакуированным гражданам в декабре 1941 года из бюджета области было выделено 870 тыс. Выдачи эти были невелики, и лишь в особых случаях они достигали 300 рублей [14].
В дальнейшем в Челябинской области была продолжена практика разовых денежных выдач эвакуированным [15]. Эвакуированные испытывали нужду в зимней обуви, поэтому в феврале 1942 года облисполком выделил необходимую шерсть и поручил кооперативным артелям изготовить 20 тыс. В июне 1942 года областные власти обратили внимание, что многие эвакуированные граждане не нашли работу, в особенности учителя и медики. Их трудоустройство, обеспечение жильем и топливом было возложено на председателей местных поселковых и сельских советов; местным исполкомам советов депутатов трудящихся предлагалось провести учет безработных специалистов учителей, врачей, инженеров и техников , и всех их в месячный срок устроить на работу. Для самостоятельной заготовки дров в ближайших лесосеках эвакуированным следовало организоваться в бригады. Областные власти осознавали, что труднее всего приходится «вновь прибывшим ленинградцам», поэтому эту категорию эвакуированных граждан предписывалось в первую очередь снабжать продовольствием и промышленными товарами [17].
В условиях военной повседневности невозможно было избыть проблему тесноты и плохого качества жилья, но на эту проблему также обращалось внимание. Так, в постановлении Челябинского облисполкома от 1 июня 1943 года «О мероприятиях по улучшению обслуживания эвакуированного населения» отмечалось, что «эвакуированное население ещё во многих случаях живет крайне скученно, в непригодных и малоприспособленных к зиме квартирах». Потому председателям городских и районных исполкомов предлагалось в 1943 году ремонт жилых домов рекомендовалось проводить в первую очередь у эвакуированных, и им же в первую очередь давать освободившиеся квартиры [18]. В октябре 1943 года облисполком заметил недостатки продовольственного обеспечения эвакуированных, в числе прочих мер распорядился обеспечить выдачу им не менее 400 граммов хлеба в день [19]. На основании только распорядительных документов трудно сделать выводы о реальном положении эвакуированных ленинградцев на территории Челябинской области, как они решали возникающие трудности и какую помощь в действительности могли получить.
Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде
Кандидат исторических наук Ирина Карпенко много лет исследует историю блокады Ленинграда и ту её часть, которая касалась возвращения горожан домой из эвакуации. Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Эвакуация продолжалась, даже когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады.
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Проблемы эвакуации жителей | Точное число жителей блокадного Ленинграда, погибших от голода, холода, артобстрелов и бомбардировок фашистской авиации, неизвестно. |
"Возвращенный из смертной бездны". Как начали восстанавливать Ленинград после блокады | Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. |
Переживший блокаду Юрий Смолич рассказал, как его эвакуировали из Ленинграда | Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни. |
Всё ли сделал Смольный для того, чтобы оградить ленинградских детей от ужасов блокады? | Об этом должен знать каждый! Эти исторические события нельзя перечеркнуть и забыть! Все события начиная с древней Руси должны передаваться из поколения в пок. |
Всё ли сделал Смольный для того, чтобы оградить ленинградских детей от ужасов блокады? | Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. |
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых.
Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение. Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города.
Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было.
Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города. Ему поставили задачу ударить навстречу Ленинградскому фронту и тем самым снять блокаду.
Одновременно планировали удары и южнее, вплоть до Новгорода. Если исходить из формальных показателей, шансы на успех операции были. У Волховского фронта к моменту начала его наступления 7 января — 30 апреля 1942 года было в полтора раза больше людей и в 1,3 раза больше артиллерии, чем у противника.
Еще нас очень удивляло, что полы в избах здесь не метут и не моют, а скребут. Сейчас сложно поверить, но хорошая сибирская хозяйка каждый день добела, до блеска выскребала ножом полы из струганных досок. Удивляло уроженцев северной столицы и то, что зимой большинство сибиряков пили не воду, а отвар из сосновых иголок — он помогал спастись от цинги, но на вкус был очень горьким и неприятным. Кадки с ним стояли в каждой избе. Вообще, много всего такого было, чему стоило у деревенских поучиться, — вспоминает Зоя Трошкова. Здесь их считали поганками, и когда мама впервые решила нарезать грибов на жарку, на нее пальцами показывали: «Смотрите, докторша детей поганками кормить собралась! Даже обычную пучку, это сорняк такой, вся детвора из земли выкапывала и ела.
Основание у толстых стеблей пучки, когда их почистишь ножичком, было очень сладкое. Еще мы выкапывали и варили корни саранок — сибирских лилий. Рвали крапиву, лебеду. А самым лучшим лакомством была порезанная ломтиками и запеченная в духовке свекла. Мы дождаться не могли, пока мама разрешит взять каждому по ломтику. Пристраивали счетоводами, почтальонами. А детей летом отправляли собирать ягоды, грибы, черемшу, березовые почки, заготавливать веники для бани, пасти коров. Платить старались не трудоднями, а продуктами — мукой, картошкой, молоком. Для наголодавшихся в Ленинграде людей это была самая ценная валюта. Материалы по теме Красноярцы в боях за Родину Люди Красноярского края на фронтах Великой Отечественной войны — Помню, как мне впервые налили полый ковш сливок.
Я выпила до дна — и захмелела. Меня сразу начало клонить в сон, и я уснула прямо на той же лавке, где сидела, — вспоминает Элеонора Фриман. Мы с сестрой еще долгие годы не умели себя ограничивать в еде. Все на столе съедали до последней крошки, да еще и хлебом дочиста все миски вытирали. С трудом удерживались, чтобы не облизать.
В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Борьба за Ленинград была ожесточенной. Большую заботу о городе проявляла вся страна.
Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота. Большое значения имели действия партизан. Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера. Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, а осенью — энергетический кабель. В результате Тихвинской оборонительной операции 1941 года и Тихвинской наступательной операции 1941 года был сорван план немецкого командования полностью изолировать Ленинград от страны. Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады Синявинские операции 1941 и 1942 годов, Любанская операция 1942 года , удалось сделать это в январе 1943 года.
Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Одна из таких «полуторок», которые снабжали блокированный Ленинград продовольствием и эвакуировали людей, находится сейчас в Военно-медицинском музее. Она проходит этап реставрации и скоро станет частью Музея блокадной медицины. В том случае, когда для эвакуационных целей привлекался порожняк автомобильного транспорта подвоза, кузов застилался толстым слоем соломы, сена или же ветвями сосны, ели, а поверх этой подстилки набрасывались плащ-накидки, затем размещались раненые, укутанные в теплые одеяла и снабженные химическими грелками. Замыкал такую колонну санитарный автомобиль с сопровождающим медицинским персоналом, который доставлял обратно одеяла для их повторного использования. Через каждые 6-10 км ледовой трассы в утепленных палатках были оборудованы перевязочно-обогревательные пункты. В каждом из них находились фельдшер, 2 санитарных инструктора и 2 санитара. Эти пункты снабжались всем необходимым для обогрева эвакуируемых и оказания им доврачебной помощи. Довольно частыми на трассе были снежные бураны.
В этих сложных условиях личный состав перевязочно-обогревательных пунктов обязан был нести патрульную службу на своих участках трассы для своевременного обнаружения пострадавших, оказания им медицинской помощи и их доставки на перевязочно-обогревательный пункт. Вход в ледяной домик. Из коллекции Военно-медицинского музея Вход в ледяной домик. Из коллекции Военно-медицинского музея Третий этап эвакуации находился на восточном берегу Ладожского озера.
Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули
Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. Подписано Соглашение о создании межрегионального электронного проекта «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: “Сплоченные войной”». Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады. Переживший блокаду Ленинграда Юрий Георгиевич Смолич поделился воспоминаниями о тех событиях. Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды.
Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация. Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады.
Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады
Блокада Ленинграда. Эвакуация | Подвиг железнодорожника | ржд тв | Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. |
Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули | Хотя въезд в Ленинград требовал особых пропусков и разрешений, после снятия блокады и, особенно, после окончания войны в город стали возвращаться эвакуируемые и стали возникать множество конфликтных ситуаций. |
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев | Для этого он использовал статью к.и.н. й «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда» («Вестник КГУ ова, №. |
Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
Вы точно человек? | Как только была прорвана блокада в 1943 году, вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек». |
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее | На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации[21]. |
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда | В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. |
Эвакуированные из блокадного Ленинграда | Издание в рамках акции по сохранению памяти о блокаде Ленинграда, объявленной в конце прошлого года, передал Президентской библиотеке сам 87-летний автор. |
Еще статьи
- Оборона Ленинграда
- Пока не сомкнулось кольцо
- Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников - Кубанские новости
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Банька по-черному и поганки
- Поездом, по воздуху, по воде и льду
Другие новости
- Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули
- Почему после блокады Ленинграда в городе возникла квартирная путаница и нехватка жилья
- Эвакуация из блокадного Ленинграда: кому нельзя было убежать из города - Русская семерка
- Архивы Санкт-Петербурга: Документы по эвакуации детей | Пикабу
- Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР
Твои дети, Ленинград
Почти все они были круглосуточными. Тысячи малышей спаслись благодаря детским садам, там хоть как-то кормили, а главное — отвлекали. В Педагогическом музее собран уникальный архив — свидетельства подвига ленинградских воспитателей, которые самоотверженно выполняли свою работу. Учитывая каждую деталь, чтобы защитить детскую психику. Ленинградские детские сады становились для детей вторым домом, где они жили месяцами, лишь изредка видя родителей. Служащие детского сада находились на казарменном положении, поэтому, если начинался обстрел или бомбежка, они все участвовали в спуске детей в коридор цокольного этажа, укрывали матрасами, успокаивали малышей, а после отбоя тревоги поднимали всех наверх в групповую комнату. Детские сады работали без перерыва в течение всей блокады. Точное число содержавшихся в них детей оценить трудно, цифры разнятся от 60 до 180 тысяч. Школы Нацистская концепция "образования для славян": "Дети должнызнать некоторые буквы, не обязательно все, уметь считать до 10, больше не требуется. При необходимости подписи - довольствоваться любым знаком. Среднее и высшее образование для славян запрещено.
Таким нацисты хотели видеть будущие поколения славян. Именно поэтому, несмотря на бомбежки и обстрелы, Ленинградский городской совет депутатов принял решение не приостанавливать работу школ. Три четверти от числа учащихся довоенного периода сели за парты: часть детей была в эвакуации, часть трудилась на фабриках и заводах. Исследователи говорят о феномене блокадной педагогики, который еще предстоит осмыслить. На общегородском собрании учителей в начале войны поставили стратегическую задачу — сохранить образование. И дети учились на отлично. Трудно себе представить, как ребенок старательно выводит свои первые буквы, когда за окном взрываются снаряды. Но дети в основной массе учились на "хорошо" и "отлично". Уроки проходили в 39 школах даже в самый сложный период в условиях суровой зимы 1941—1942 годов — учились в школах, подвалах и бомбоубежищах. Уроки шли по 20-5 минут 2-3 дня в неделю - преподавали только основные предметы.
Особенно хотелось бы обратить внимание на цифру занятых в оборонном производстве.
Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально.
Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого.
Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок.
Таким образом, за месяц навигации по озеру было доставлено продовольствия на четверо доблокадных суток, или на восемь-девять блокадных суток. При этом только за первые три дня было доставлено 3800 тонн зерна и муки, а за последующие 27 дней всего шесть тысяч тонн. Стратегических запасов продовольствия в Ленинграде хватало только на месяц. И по истечении этого срока специальным самолётом в Новую Ладогу вылетела группа партийных работников Ленгорисполкома. На месте они доступно объяснили, что в Ленинграде закончилась еда и голод неминуем. Они потребовали сделать всё, чтобы увеличить снабжение города. Тут же выяснилось, что несколько барж просто-напросто простаивает из-за недостатка экипажей. А ещё несколько находится в неисправном состоянии, но могут быть отремонтированы. При поддержке Ладожской речной флотилии их удалось вернуть в строй. Теперь оставался только месяц до наступления холодов и замерзания озера. За это время город надо было обеспечить продовольствием на зиму. Задача была весьма непростой, учитывая, что за предыдущий месяц удалось завезти продовольствия меньше чем на десять дней. Причём эти поставки проходили в крайне неблагоприятных условиях — на Ладоге начался период штормов, и в отдельные периоды рейсов вообще не было. На следующий день началось снабжение Ленинграда по воздуху. Ранее самолёты доставляли в город только оружие и боеприпасы. Однако большое количество транспортных самолётов выделить было невозможно, всех их передали на нужды армии. Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2. Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам. Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо. В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия. Большую часть — в ноябре. Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова. Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования. При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города. Но почему этого не произошло ещё в сентябре? Можно было бы объяснить это отсутствием оборудованного порта для быстрой разгрузки, плохой организацией, недостатком экипажей и плохим состоянием судов. Но в октябре в значительно более неблагоприятных для навигации условиях количество перевезённых грузов удалось увеличить почти вдвое. К тому же в первые три дня навигации удалось доставить более трети от всех доставленных за первый месяц грузов. Но почему дальше не удалось сохранить эти темпы? Ответ, по всей видимости, надо искать в обстановке на фронте. В сентябре судьба Ленинграда висела на волоске. И это не преувеличение, угроза потери города осознавалась всеми, в том числе и в Ставке. Жуков вспоминал: "Сталин заговорил о Ленинграде и Ленинградском фронте. Положение, сложившееся под Ленинградом в тот момент, он оценивал как катастрофическое. Помню, он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным".
Многие отечественные исследователи признают, что при эвакуации из Ленинграда было допущено промедление. Была неправильно организована эвакуация детей — и это стало причиной того, что предложения эвакуироваться вызывали негативную реакцию со стороны ленинградцев. Но эшелоны попадали под бомбежки, дети гибли. Вскоре оставшихся в живых ребят начали возвращать обратно в город. На 10 августа 1941 года было эвакуировано 175,4 тыс. Бурное сопротивление вызвали у людей слухи о принудительной эвакуации. Перелом в настроениях наступил после того, как кольцо блокады замкнулось. К сожалению, было уже поздно: ошибка властей дорого обошлась ленинградцам. На первом этапе были эвакуированы более 600 тысяч человек. Отъезжавшие ленинградцы имели определенные льготы по сравнению с жителями других местностей. Им разрешалось взять груз до 50 кг на человека. Остающееся в квартире имущество сдавалось под охрану управляющему домом на практике это далеко не всегда спасало имущество эвакуированных от мародерства. Освобождаемая жилплощадь сохранялась за отъезжающими без взимания квартплаты в 1942 году выйдет новое постановление правительства, по которому право на жилье сохраняли только те, кто регулярно платил квартирную плату. По областям назначались уполномоченные Ленгорисполкома, которые должны были разместить эвакуированных. Поскольку состояние здоровья большинства людей было тяжелым, а вывозили по Дороге жизни прежде всего детей и больных, с 20 февраля 1942 года на железной дороге было установлено особое наблюдение за эшелонами с ленинградцами. Эвакопункты тыловых станций превратились фактически в госпитали. Вот как описывал на республиканском совещании эвакуацию ленинградцев по состоянию на 22 февраля 1942 года начальник Свердловского эвакопункта Зенькович: «Больницы города переполнены, скопилось 10 эшелонов, вынесли 114 полутрупов, положили на снег, — девать некуда, даже носилок не было. Были вызваны все, кого можно было вызвать — горздрав, райкомы, горком и т. Мы их то есть ленинградцев разместили вплоть до кабинета начальника железнодорожной станции… А вообще занято было все: 500 коек эвакопункта, 2500 коек эвакогоспиталя. Питали их всем, вплоть до вина, шоколада, мандаринов». За 1942 год через Свердловский эвакопункт прошел 901 эшелон, из них 359 — с ленинградцами. Через спецбольницу прошло 2 тыс. После прорыва блокады в 1943 году из полуразрушенного города вывозили только детей. Они основаны на различных методиках подсчета и различных трактовках термина «эвакуированные». Диапазон цифр от 6 до 25 миллионов человек. На мой взгляд, общее количество бежавших или организованно выехавших в эвакуацию составляет около 12 миллионов человек. Но думаю, что даже если ее посмотреть по отдельным регионам, то достоверность будет вызывать большие сомнения. Специфическим видом эвакуации был вывоз заключенных ГУЛАГа с территорий, находившихся в непосредственной близости от зоны военных действий.
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
В воспоминаниях А. Гожева картина первых часов после его прибытия предстает перед нами довольно обыденной, но при этом будящей сочувствие: «В Кыштым приехали ночью. Пошли в город, в педагогическое училище. Целых два километра вещи несли на себе. Вещей было не так уж много, но сил у людей было ещё меньше. Два классных помещения были отведены под жильё.
Расположились прямо на полу, пока каждой семье не удалось подыскать себе квартиру в городе» [22]. Материально-бытовое положение и местных жителей, и эвакуированных граждан в военные годы значительно ухудшилось. Тем не менее, из рассказа мемуариста мы видим, что, несмотря на проблемы, с которыми неизбежно столкнулись эвакуированные, местные власти помогали вырвавшимся из тисков блокады ленинградцам: «Физические силы, подорванные блокадой, нужно было восстанавливать. Нам выдавали мясной бульон, а вернее говоря, воду, в которой отваривали колбасы или кости на местном мясокомбинате». Эвакуированным привозили «мелкую плотву» от рыболовецкой артели, они самостоятельно покупали картофель в окрестных деревнях, поскольку в самом городе его купить было тяжело.
Весьма подробно профессор Гожев рассказал и о решении топливной проблемы, а также об ощущении пронизывающего холода из-за нехватки зимней одежды у эвакуированных сотрудников института: «Дрова приходилось возить из леса самим на саночках. Однажды была осуществлена организованная доставка дров. Мы участвовали в погрузке дров на железнодорожные платформы и из привезённых в город дров каждый участник «субботника» получил свою долю. Для института было выделено некоторое количество полушубков, но их получило очень незначительное число людей. Все остальные ходили в осенних пальто и куртках, что при жестких морозах было весьма ощутимо».
В начале ноября 1941 года в Челябинскую область «дополнительно» эвакуировали 12 тысяч детей из города Ленинграда, что потребовало в течение трех дней освободить и подготовить для прибывших детских домов помещения, обставить их мебелью, снабдить топливом, мылом, керосином, детской одеждой и обувью, всех детей требовалось помыть, поставить необходимые прививки и госпитализировать заболевших [23]. Для преодоления трудностей в приеме ленинградских детей и «осуществления оперативного руководства всей учебно-воспитательной и хозяйственной деятельностью эвакуированных детских учреждений» в структуре Челябинского областного отдела народного образования 15 декабря 1941 года создан «специальный сектор по руководству всеми типами детских учреждений, эвакуированных в нашу область» [24]. К 25 января 1942 года в Челябинской области находилось 225318 человек, в том числе 33591 человек прибыли вместе с детскими учреждениями. В апреле 1943 года в области находилось 128,7 тысяч эвакуированных детей, намного больше, чем в других уральских областях [25]. Приём эвакуированных детских учреждений в Челябинской области возглавила заместитель председателя облисполкома Мария Дмитриевна Ковригина [26].
Мария Дмитриевна, оставила очень яркие воспоминания о встрече эшелонов с эвакуированными ленинградскими детьми [27]. Положение детских учреждений, размещённых в Челябинской области, оставалось в зоне внимания облисполкома и после возобновления их работы [28].
Она попала в шторм, а потом еще и под удары гитлеровских бомбардировщиков. Два дня из жизни блокадного Ленинграда пережить за полтора часа, в кино. Вместе с сотнями других людей они оказываются на барже, которая должна стать спасением.
Но судно попадает в шторм, а на сигналы о помощи первыми прилетают вражеские самолеты. Бомбежка, больше тысячи погибших.
В исправленном варианте постановления — «квалифицированные рабочие, инженеры и служащие вместе с эвакуируемыми с фронта предприятиями, население, в первую очередь молодежь, годная для военной службы, ответственные советские и партийные работники».
То есть население переместилось из первой категории во вторую. И то преимущественно в виде молодежи. Так что теоретическая возможность эвакуации у всего населения с территорий, которые могут быть оккупированы, осталась, но перечень категорий поставил во главу угла государственные интересы.
В документе упоминалось о создании эвакопунктов и организации отделов по эвакуации населения. Предполагалось, что решения об эвакуации должны принимать Совет по эвакуации или местное военное командование. Многие отечественные исследователи признают, что при эвакуации из Ленинграда было допущено промедление.
Была неправильно организована эвакуация детей — и это стало причиной того, что предложения эвакуироваться вызывали негативную реакцию со стороны ленинградцев. Но эшелоны попадали под бомбежки, дети гибли. Вскоре оставшихся в живых ребят начали возвращать обратно в город.
На 10 августа 1941 года было эвакуировано 175,4 тыс. Бурное сопротивление вызвали у людей слухи о принудительной эвакуации. Перелом в настроениях наступил после того, как кольцо блокады замкнулось.
К сожалению, было уже поздно: ошибка властей дорого обошлась ленинградцам. На первом этапе были эвакуированы более 600 тысяч человек. Отъезжавшие ленинградцы имели определенные льготы по сравнению с жителями других местностей.
Им разрешалось взять груз до 50 кг на человека. Остающееся в квартире имущество сдавалось под охрану управляющему домом на практике это далеко не всегда спасало имущество эвакуированных от мародерства. Освобождаемая жилплощадь сохранялась за отъезжающими без взимания квартплаты в 1942 году выйдет новое постановление правительства, по которому право на жилье сохраняли только те, кто регулярно платил квартирную плату.
По областям назначались уполномоченные Ленгорисполкома, которые должны были разместить эвакуированных. Поскольку состояние здоровья большинства людей было тяжелым, а вывозили по Дороге жизни прежде всего детей и больных, с 20 февраля 1942 года на железной дороге было установлено особое наблюдение за эшелонами с ленинградцами. Эвакопункты тыловых станций превратились фактически в госпитали.
Вот как описывал на республиканском совещании эвакуацию ленинградцев по состоянию на 22 февраля 1942 года начальник Свердловского эвакопункта Зенькович: «Больницы города переполнены, скопилось 10 эшелонов, вынесли 114 полутрупов, положили на снег, — девать некуда, даже носилок не было. Были вызваны все, кого можно было вызвать — горздрав, райкомы, горком и т. Мы их то есть ленинградцев разместили вплоть до кабинета начальника железнодорожной станции… А вообще занято было все: 500 коек эвакопункта, 2500 коек эвакогоспиталя.
Питали их всем, вплоть до вина, шоколада, мандаринов». За 1942 год через Свердловский эвакопункт прошел 901 эшелон, из них 359 — с ленинградцами. Через спецбольницу прошло 2 тыс.
Но вскоре выяснилось, что в силу стремительного продвижения германских войск опасность подстерегает ребятишек как раз в пути. Враг бомбил, расстреливал эшелоны. Но бюрократическая машина неповоротлива и нерешительна. Начальство боялось обвинений в пораженчестве и продолжало отправлять поезда из города навстречу врагу. Всего было вывезено около 235 тысяч детей и сопровождавших их взрослых. После чего под давлением родителей, напуганных доходившими известиями об авианалетах, начался процесс реэвакуации.
Две трагедии в нашей области на станциях Лычково и Боровенка случились, когда поезда с детьми возвращались в Ленинград. Про Боровенку известно гораздо меньше. Но, возможно, были и другие трагедии, не только эти? Это — отдельное большое исследование, которым я планирую заняться. Какие-то новые подробности удалось найти уже сейчас. Например, мемуары учительницы А.
Смирновой, которая находилась в Боровенке с детьми ясельного возраста. Они — не из того состава, который был расстрелян, как в Лычкове. Но учительница постоянно говорит о бомбежках, рассказывает, как уводила детей в лес под прикрытие деревьев. Мы понимаем трагедию как исход, но существуют ведь и трагические обстоятельства. Допустим, как у пятиклассницы Клавы Захаровой с Васильевского острова. Она спаслась при бомбежке в Лычкове, бежала оттуда в расположенную неподалеку деревню Алешонка.
Деревню занял враг. Клаву с братом увезли в Старую Руссу, там, в тюрьме, у ее десятилетнего брата Паши брали кровь для раненых солдат вермахта. Потом она оказалась в концлагере в Порхове, и уже там ее — обовшивевшую, чуть живую — отдали крестьянам.