Новости что является одной из причин возникновения экстремизма

называют следующими после гордыни причинами возникновения экстремистского сознания. Аннотация: В представленной статье рассматривается экстремизм как социально-опасное явление, разные подходы к определению данного термина, формы и причины экстремисткой деятельности. Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде. Прокуратура информирует от компании Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области. Низкий уровень знаний среди молодежи является одной из главных причин их склонности к экстремизму. Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность.

ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

Из многочисленных причин возникновения экстремистской деятельности, можно выделить следующие особо значимые факторы: 1) экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение наличия религиозного экстремизма и применению методов противодействия. Проблемы в семейном, образовательном процессах также являются существенной причиной распространения молодежного экстремизма. Его признаки и профилактика», которая освещает причины возникновения экстремистской деятельности, а также пути решения. Причин для проявления экстремизма в различных его формах можно выделить несколько.

Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде

Исследователь поясняет: «Экстремизм как наиболее быстрый и прямой путь к изменению существующей реальности и к переходу в новую эпоху, в которой насилие будет недопустимым. То есть экстремизм - это временная и вынужденная мера для перехода в новое общество. Но для того, чтобы построить новое общество, необходимо до основания разрушить все наработки предыдущего. Следовательно, оппонент и его позиция подлежит полному уничтожению. В результате, экстремисты, использующие эту аргументацию для своих поступков, являются наиболее разрушительными» [2]. Как отмечалось выше, одними из основных причин появления и распространения политического экстремизма среди молодежи, являются обострение межнациональных конфликтов и усиление тенденций проявления ксенофобии. Сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений. Справедливо отмечает Б. Омаров: «Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, конфликты на почве национальной, этнической и другой неприязни носят затяжной характер. Выход из состояния конфликта - процесс длительный и болезненный, требующий многочисленных усилий со стороны государственных органов, общественных организаций, институтов гражданского общества, политических партий и движений. Для каждого общества случай проявления национализма и ксенофобии следует рассматривать как особый сигнал беспокойствия и тревожности, так как за этим может следовать открытое противостояние, в том числе и вооруженное.

Поэтому особую важность приобретает деятельность по своевременному предупреждению межнациональных обострений» [4]. Действительно, проблемы национального экстремизма стоят достаточно остро в нашей многонациональной стране. Молодежи совершенно неведомо значение слова «толерантность». Как отмечает М. Мусаелян, характерными особенностями современного молодежного экстремизма являются: активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации группировки экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества; расширение географии экстремисткой угрозы в Российской Федерации и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т.

Часто среди молодёжи уже сложились группы с единственной целью — поддержание и распространение идей экстремистских организаций. Это обстоятельство создает опасную воронку для тех, кто ищет принятия и сообщества. Радикальные идеи и убеждения передаются внутри этого фактора, и становятся нормой. Интернет и социальные сети играют существенную роль в распространении экстремистских идей среди молодежи. Молодые люди проводят все больше времени в онлайн-пространстве, где они подвергаются интенсивной информационной атаке, которая может повлиять на их мировоззрение.

Более того, интернет предлагает молодежи анонимность и возможность свободно обмениваться радикальными идеями, что укрепляет и укореняет их позиции. Для преодоления проблемы молодежного экстремизма необходимо предпринять комплексные меры. Прежде всего, образовательную систему следует реформировать с упором на развитие критического мышления и регулярное обновление учебных материалов. Педагогам следует предоставлять больше возможностей для профессионального развития, а школы и университеты должны стать местами активного общения и эмоциональной поддержки. Кроме того, необходимо улучшить доступность информации о радикальных идеологиях и их последствиях.

Однако существуют примеры того, что такое радикальный экстремизм, не связанные с насилием. Например, крайний пацифизм, который отрицает любое применение насилия даже в целях самообороны и самозащиты. К тому же экстремизм — более широкое понятие, объединяющее представителей, имеющих чрезмерные или крайние взгляды, которые не всегда ставят перед собой конкретные цели. Терроризм же всегда связан с планированием и осуществлением насильственных действий ради достижения четко намеченной цели. Политический экстремизм Самой распространенной разновидностью явления считается политическая идеология. Ученые, рассуждая о том, что такое политический экстремизм, пришли к выводу, что так можно назвать незаконную деятельность, направленную на изменение конституционного строя насильственными методами, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка. При этом в такой деятельности могут быть замешаны политические партии и движения, должностные лица и рядовые граждане. Выделяют также и различные формы политического экстремизма: Так называемая «правая» идеология выступает за «чистоту» государства, ее приверженцы настроены против мигрантов и представителей других государств. Социальный экстремизм В современном обществе значительно выражено социальное неравенство и расслоение на большое количество подгрупп по уровню материального благосостояния. Такая ситуация привела к тому, что все больше людей знают, что значит социальный экстремизм. Так именуется идеология, основанная на чувстве социального неравенства, особенно характерная для молодежи. Однако организации, должностные лица и граждане, придерживающиеся такой идеологии, выступают за посягательство на социальные устои, общественную справедливость и равноправие граждан. При этом они считают, что один класс должен превосходить другой, к примеру, бедные над богатыми, и стараются подкрепить свои идеи конкретными действиями. Националистический экстремизм Опасной разновидностью социального явления считают национальный экстремизм. Он представляет собой: Радикальные идеи, действия и настроения в отношении представителей иной нации, народности или национальности, этнической группы. Признание верховенства одной нации над другой. Стремление к физической или политической «ликвидации» нетитулованного населения. Ярким примером национального экстремизма, всколыхнувшим всю планету, можно назвать фашизм. Международный экстремизм В последние десятилетия формируется новая экстремистская деятельность, которую ученые определяют как международная. Она проявляется в форме радикального экономического и демократического противостояния между государствами.

По территории, где он практикуется, деструктивным факторам и их распространению: а национальный, или внутренний, терроризм — он создает террористическую среду для того, чтобы с помощью актов насилия воздействовать на моральное состояние населения. Это состояние, созданное террористами, сопровождается дезорганизацией социальных структур, и это является главным фактором для реализации задуманного. Национальный терроризм в настоящее время приобретает новые размеры и формы и понимается как нелегальное использование силы или насилия террористическими группами против личности и собственности, с целью подорвать авторитет правительства, запугать гражданское население; б международный терроризм — это нелегальное использование силы и насилия, совершающееся группой лиц, которая находится за рубежом или руководится из-за границы , он направлен против населения и правительств других стран. Главными формами проявления этого вида являются: воздушное пиратство, взятие заложников, похищение дипломатов и других политических лидеров, для освобождения которых требуют каких-либо изменений в политическом плане. По главным причинам проявления: а расовый; б националистический — обычно встречается только в пределах одного государства; в неофашистский — направлен на установление политики правых сил, проявление насилия, вмешательство во внутренние дела лругих стран; г фундаментально-религиозный терроризм. По способам исполнения террористических актов: а направленный терроризм — террористические акты направлены на реализацию поставленной цели; б косвенный терроризм — теракты совершаются с использованием косвенных приемов и методов, приводящих к достижению поставленной цели. Явным плюсом данной типологизации стало то, что она была выполнена по разным основаниям, что позволило ей в полной мере отразить многоликий характер терроризма. Однако в логичности своей конструкции она уступает следующей классификации, которая выделяет следующие виды терроризма: 1. Политический связан с борьбой за власть и направлен на устрашение политического противника и его сторонников. При этом убивают наиболее активных деятелей противной стороны, запугивая остальных. Так поступали германские нацисты, итальянские фашисты, когда рвались к власти и старались ее укрепить. Государственный или террор определяется потребностью в устрашении собственного населения, его полного подавления и порабощения и уничтожении тех, кто борется с тираническим государством. Религиозный терроризм совершается ради того, чтобы утвердить, заставить признать свою церковь и одновременно ослабить другую конфессию, нанести ей ущерб. Религиозный терроризм возможен не только между представителями разных религий, но и между приверженцами разных ветвей одной и той же. В рамках религиозного можно различать и сектанский терроризм. Корыстный терроризм, направленный на тех, кто препятствует получению вожделенных материальных ценностей, коммерческих соперников, обязанных платить «дань», либо на тех, от кого ждут принятия заведомо невыгодных условий. Криминальный, содержанием которого является уничтожение соперников и устрашение их сторонников при конфликтах между организованными группами преступников. Такого рода террористические акты совершаются достаточно часто и их жертвы многочисленны. Военный терроризм имеет место во время войны и направлен не только на экономическое и военное ослабление противника, уничтожение его промышленной и военной мощи, но и на то, чтобы привести его в оцепенение, навести ужас на население, изменить психологическую обстановку в стране — ослабить боевой дух. Националистический - преследующий цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти, иногда — захватить ее имущество и землю, в ряде случаев — отстоять свое национальное достоинство и национальное достояние. Иногда национализм принимает форму сепаратизма, когда преследуется цель отделения данной нации и образования самостоятельного государства. Однако нередко такие организации отстаивают свои интересы и взгляды, а отнюдь не желания большинства того народа, за независимость которого они якобы борются. Такие террористы не менее страшны, чем любые другие, тем более, что среди них много фанатически настроенных людей, рассудок которых не приемлет никаких разумных доводов против и которые неистребимо уверены в правильности своего дела. Партизанский, не входящий в военный террор потому, что такие теракты также продолжаются и после окончания войны, это партизанский терроризм против оккупантов. Действия партизан очень часто носят террористический характер, многочисленные свидетельства чего оставила даже наша история. Существует и такая классификация терроризма: 1. По целям и масштабам действия: — «внутренний — соответствующие действия граждан одного государства против соотечественников на собственной территории; — транснациональный — соответствующие действия граждан одного государства против соотечественников на территории иностранного государства; — международный — соответствующие действия групп граждан, единых или смешанных по национальному составу, против любых лиц на территории третьих стран. Международный терроризм ставит задачи масштабного характера — подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка, боевое противодействие международной организации, иностранному государству, нации, борющейся за свое освобождение и независимость». По принципу выбора жертв: — избирательный, когда объектом становится фигура, символизирующая определенную власть, режим, против которого выступают террористы; — абстрактный, т. По уровню сплоченности террористов: — государственный терроризм — террористы состоят на государственной службе в специальных подразделениях и действуют под руководством и контролем государства и по его заданию; — организованный терроризм, где группы преступников выступают самостоятельно; — аффективный, представленный террористами-одиночками, действующими на свой страх и риск. Классификация терроризма по видам: — обычный терроризм использует обычные средства поражения, в том числе взрывчатые вещества; — ядерный, химический и биологический терроризм ЯХБ осуществляется с использованием ядерных делящихся веществ и ядерных взрывных устройств, опасных химически и биологически опасных веществ и средств их доставки. К этим видам терроризма относятся также диверсии против ядерных, химических и биологически опасных объектов. Классификация терроризма по целям и задачам: — меркантильный терроризм ставит своей целью получение каких-либо уступок или выполнение определенных требований. Вопрос о типологии терроризма — вопрос дискуссионного характера. Нужно понимать, что извращенность преступного ума и развитие технического прогресса обуславливают постоянное изменение существующих видов и добавление к уже имеющимся новых неисследованных и неизученных форм и методов совершения терактов. В настоящее время во всем мире наблюдается активизация терроризма, увеличение его масштабов, форм и сфер проявления. По мнению специалистов, в ближайшем будущем терроризм может стремительно развиваться, видоизменяться, глобализироваться. Поэтому сегодня очень важно объединение всех сил и ресурсов для предупреждения и противостояния террористическим угрозам. Особенности проявления экстремизма и терроризма в обществе. Способы и методы противостояния Чтобы противостоять экстремизму и терроризму, для результативной профилактики и борьбы, необходимо изучение всех аспектов и особенностей этих опасных для общества явлений. Экстремизм и терроризм — это крайний по форме агрессивный вызов человечеству, и любые акты экстремизма и терроризма являются преступными, и не имеют оправдания независимо от мотивов, форм и методов. Первопричиной обострившихся за последние годы проблем экстремизма и терроризма в современной России является то, что страна за относительно короткий интервал времени переместилась из одного исторического периода в другой. При этом изменилось государственное устройство, институты власти и ее атрибуты, изменилась прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности и вся система социальных взаимоотношений, изменилось и положение Российской Федерации в мировом сообществе, ее взаимоотношения с иностранными государствами. Но все эти временные сложности переходного периода не должны позволить возникать экстремистким настроениям в любом их проявлении. Для этого государством в целом, в каждом регионе, должна вестись постоянная разъяснительно-предупредительная работа по предотвращению проявлений экстремизма и возможностей террористических агрессий. Одним из элементов такой работы служит информационная работа, раскрывающая сущность и формы таких противоправных явлений, как экстремизм и терроризм, чтобы иметь возможность своевременно их распозновать и предотвращать. На сегодня выделяют и различают множество форм экстремизма, например, такие как: политический, националистический, религиозный, подростково-молодежный, экологический, антиглобалистский, моральный и др. Политический экстремизм — крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинению силе способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов. Националистический экстремизм — радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах — терроризм в отношении людей иной этнической группы. Религиозный экстремизм — жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления что получает теологическое обоснование и оправдание. Подростково-молодежный экстремизм — взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим особенно к представителям определенных молодежных движений , а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. Экологический экстремизм — радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. Радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных и др. Антиглобалистский экстремизм — радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера. Моральный экстремизм — крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др. Особенности проявления экстремизма в полиэтнической среде обусловлены многими факторами, в том числе и изменениями этнонационального состава населения. Сегодня остро стала проблема свободного перемещения людей. В обществе всякое перемещение, миграции воспринимаются как угроза безопасности. Это обусловлено тем, что миграция часто сопровождается явлениями, угрожающими безопасности принимающего сообщества такими как возникновение этнической монополии мигрантов на отдельные виды экономической деятельности, вливание части мигрантов в криминальный сектор экономики, что способствует росту преступности. В ответ усиливается напряженность в местах концентрации мигрантов - на этой почве возникают локальные очаги этносоциального насилия, формируется потенциал политического радикализма и экстремизма. Следует отметить, что руководство страны постоянно обращает внимание на необходимость пресекать самым решительным образом проявления ксенофобии, расизма, антисемитизма. Так В. Путин подчеркивает, что борьба с терроризмом и экстремизмом остается одной из приоритетной задач Министерства внутренних дел. Следует учитывать, что эти проявления особенно характерны для молодежи, в силу своего возраста, наиболее эмоциональной части общества. Нынешняя социальная и политическая ситуация, сложившаяся в России, резко идеологизировала и политизировала определенную часть российской молодежи. Ксенофобия — протестное состояние на основе неприятия, страха перед незнакомыми, чужими, нетерпимости, неадекватности восприятия приезжих. Нередко такое состояние развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, провоцирующих стихийный экстремизм, его проявления в виде оформленной идеологии и целенаправленной деятельности организованных групп или лиц. Обращает внимание современные механизмы формирования экстремистских движений - зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального толка, складываются через Интернет, идет поиск единомышленников в соответствующих блогах. Тем не менее, в России пока не существуют эффективные методы контроля. Очевидна необходимость соответствующей законодательной базы за осуществлением деятельности Интернета. Медведев обратил внимание на то, что проявления экстремизма во всех его формах зависят от специфических российских проблем. Во-первых, это бедность, которую пока не преодолели. И решение этой проблемы является главной задачей для государства. И вторая проблема — это коррупция. Коррупция как системный вызов, как угроза национальной безопасности, как проблема, которая порождает неверие граждан в возможность государства навести порядок и обезопасить граждан от всякого рода преступных поборов, от необходимости платить деньги за те услуги, которые они не заказывали. С коррупцией, правовым нигилизмом, естественно, связана и необходимость укрепления правоохранительной системы, судебной системы. Одной из форм экстремизма и терроризма является религиозно-политический экстремизм. Анализ ситуации в Северо-Кавказском регионе показывает, что, несмотря на принимаемые меры силового, оперативного и пропагандистского характера, органам государственной власти Российской Федерации не удается пока достигнуть значимых успехов в борьбе с религиозным, в первую очередь исламским экстремизмом. Под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности. Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях религиозной и этнической мобилизации народов. Пресечение религиозного экстремизма требует объединения усилий религиозных организаций, правоохранительных органов, общественности и граждан, создания атмосферы неприятия любой формы религиозной нетерпимости. Успешно развивается законодательство по пресечению религиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации, для которых эта проблема особенно актуальна. Очевидно, что для изменения ситуации сегодня уже недостаточно только рассуждений о предупреждении экстремизма и терроризма и борьбы с ним. Необходимо приложить значительные усилия со стороны государства и общества для изживания условий их проявления. В последние годы проявления экстремистской и террористической деятельности уменьшили свой потенциал. Этому способствовало развитие и ужесточение законодательства Российской Федерации, активная деятельность правоохранительной системы. Однако, эти негативные явления нельзя недооценивать. Действующее законодательство все еще не позволяет эффективно противодействовать экстремизму и терроризму во всех формах и проявлениях, и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Для успешной реализации политико-правовых основ противодействия экстремистской и террористической деятельности необходима консолидированная позиция общества, культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций. Анализ проявления экстремистских и террористических действий в регионах России выявляет следующие факторы: а политические — проявление политики устрашения и насилия в достижении определенных политических целей, провоцирование вооруженных конфликтов, провокации на межэтнической и межрелигиозной основе; б социально-психологические — применительно к молодежи экстремизм в определенной степени может стимулироваться присущей молодым людям повышенной возбудимостью; в социально-экономические материальное неравенство, страх перед будущим ; г идеологические отсутствие общенациональной идеи, целей развития страны и общества ; д информационные; е социально-исторические последствия репрессий, войн, нищеты, дискриминации и т. Государственной структурой противодействия экстремизму и терроризму являются органы внутренних дел. Основой для построения организационной структуры по предупреждению преступлений экстремистского и террористического характера выступает действующая государственная система выявления, предупреждения, пресечения террористических актов. Она включает в себя: Федеральную антитеррористическую комиссию РФ, региональные антитеррористические комиссии субъектов РФ, региональный межведомственный оперативный штаб, межведомственные оперативные штабы по противодействию терроризму субъектов РФ, Оперативный штаб МВД России. В профилактической деятельности необходимо учитывать психологию террористов. Мотивы террористов разнообразны, но в основном выявляются корыстные способ зарабатывать и бескорыстные — идеологические, которые могут быть идейно-политическими, религиозными, социальными, социокультурными и др. Одним из факторов, способствующих проявлению экстремистских и террористических проявлений является миграционная ситуация. Важен вопрос создания системы участия гражданского общества в предупреждении экстремистских и террористических проявлений, на оздоровление общества и налаживание гибкого взаимодействия общественных структур с органами государственной власти. Такое взаимодействие можно положить в основу создания единой системы предупреждения и профилактики ксенофобии и экстремизма и формирование в обществе толерантного сознания и единой общегражданской идентичности. В регионах России сегодня уже действуют различные объединения граждан, созданные в целях оказания содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в обеспечении правопорядка. Одним из направлений в профилактике экстремизма и терроризма является работа со СМИ. Средства массовой информации должны быть сопричастными к решению проблем, связанных с борьбой с терроризмом, мобилизацией общественного мнения, воспитанием ответственного политического и правового сознания. СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью. В условиях конфликта нередко служат эффективным средством этнической мобилизации. Принимая во внимание разрушительный характер конфликтных межэтнических противостояний, правомерно говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия отдельных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную ситуацию. Центром толерантного воспитания должны быть школа и семья. Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданственность патриотизм, интернационализм, а также воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснять опасность и разрушительность экстремизма любой природы, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими бы благородными они ни выглядели. Большими ресурсами профилактики экстремизма и терроризма обладает творческая интеллигенция. Трудно переоценить степень воздействия на общественное сознание талантливых художественных и документальных произведений, разоблачающих человеконенавистническую сущность самой природы экстремизма и терроризма и позитивно воздействующих на формирование доброжелательного отношения в многонациональной и социально неоднородной среде. При всей важности оперативной составляющей работы в данном направлении основным становиться вопрос профилактики. Сегодня в условиях криминализации общества, роста преступности — воссоздание системы профилактики правонарушений входит в ряд приоритетных государственных программ. Учитывая изложенные негативные тенденции и тот факт, что экстремизм, по своей сути, является питательной средой и базой терроризма, ставится двуединая задача — пресечение преступлений экстремистской направленности выявление и раскрытие и профилактика этих проявлений. Путь эффективности решения этих проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с использованием политических, юридических, идеологических, социально-экономических и административных общественных методов в их комплексном взаимодействии. Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия. Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий. Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом. Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений Понимание сущности экстремизма, особенностей межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по раннему предупреждению возникновения любых проявлений экстремизма. Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни сообществ, ставит преграды на пути развития государства, подрывает устои внутренней и международной стабильности, поэтому во всем мире заметно вырос интерес к профилактике экстремизма, в первую очередь, в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Россия многонациональное, многоконфессиональное государство и недооценивать, а тем более игнорировать проблемы обострения межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений недопустимо и крайне опасно. Для успешной профилактики экстремизма органам государственной и муниципальной власти необходимо владеть знаниями, умениями и навыками в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений и на основе комплексных знаний осуществлять грамотные действия, обеспечивающие в регионах страны в целом политическую стабильность и правопорядок. В России проблема экстремизма приобрела новое звучание в последние годы. Уровень опасности экстремизма в регионах возрос. По некоторым оценкам наблюдаются тенденции радикализации обществ, создающие благоприятную почву для экстремизма. В этой связи перед органами государственной власти стоит первоочередная задача особой важности - профилактики экстремизма.

Факторы, способствующие возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде

Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства».

Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других.

Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр.

В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру - общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др.

Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России. В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации. Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство - развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи. Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров.

Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как отметил Президент Российской Федерации В. Путин, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Экстремизм, и его крайняя форма — терроризм, — это не локальная и даже не региональная проблема сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское явление. Профилактика экстремизма и терроризма — это не только задача государства, но в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан.

В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении экономического и политического потенциала нашей страны. В Российской Федерации законодательно запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Но экстремизм и терроризм быстро изменяются, осваивают все более опасные и разрушительные методы. Поэтому особо важна организация слаженной работы государственных учреждений, общественных и религиозных организаций на всех уровнях системы государственного управления и общественной деятельности. Без целенаправленной и согласованной работы этих двух систем невозможно бороться с экстремизмом и терроризмом, невозможно воспитание молодого поколения в духе патриотизма и веротерпимости, что необходимо для обеспечения безопасности общества в целом. Сейчас экстремизм и терроризм, в какой бы форме они не представлялись, являются одной из самых опасных общественно-политических проблем, требующих незамедлительного решения.

Годы перестройки были очень тяжелыми для страны. В стране с быстрыми темпами ухудшилось экономическое положение, увеличился рост безработицы, достигает товарный дефицит. На прилавках магазинов пустые полки, одновременно начинают закрываться все государственные предприятия.

Со временем появляются сепаратистские настроения, вспыхивают первые межнациональные столкновения. Перестройка характеризовалась властями, как начало масштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. Но положение выходит, из под контроля власти. Страна, которая контролировала половину мира, своей мощной экономикой и стабильностью, и не уступала практически не одной стране в развитии. Из за событий перестройки в СССР и в другие республики Советского союза к власти приходят сепаратистские силы. Экстремизм присущ именно кризисным этапам модернизационного перехода. В годы перестройки одним из регионов распространения экстремизма явился Северный Кавказ. На Северный Кавказ экстремизм в политико-религиозной форме начинает проникать около двадцати пяти лет тому назад. Первый этап распространения экстремизма в Северном Кавказе, РФ в целом в религиозно-политической форме ваххабизма происходил еще в начале XX века.

Это происходило через мусульманских религиозных деятелей, выезжавших на паломничество в Саудовскую Аравию и через арабских миссионеров приезжавших на Северный Кавказ. Второй этап распространения религиозно-политического экстремизма и терроризма в России охватывает время с конца XX века до настоящего времени. Россия является, одним из многонациональных государств в мире представители свыше 160 национальностей проживают на территории страны. Именно такое разнообразие наций тоже является одним из обстоятельств или факторов, межнациональной розни, которая в итоге переходит к национальным конфликтам, так как межэтнические конфликты являются основой проявления экстремизма. В истории Советской России самыми известными национально- экстремистскими конфликтами можно назвать следующие; Южноосетинский конфликт, Чеченский конфликт, Осетино-ингушский конфликт, события в Дагестане. Массово экстремизм распространялся с 1991 года. Начиная с этого периода в России, очень распространился экстремизм и его форма- терроризм. Эти годы характеризовались громкими терактами и захватом заложников. События во многом связаны с Чеченской войной.

В 1991 в Республике Дагестан, был взорван пассажирский поезд, где погибли 16 человек, 1992 г. Каспийск Республика Дагестан , погибли 69 человек; взрыв 1 января 1998г. Эти годы в прямом смысле слова явились для нашей страны роковыми. Экстремисты довольно активно осуществляли свою деятельность. Конец XX в. Борьба с экстремизмом велась в разные эпохи, но конечных результатов не достигла. За время существования современной России с 1991 года этот экстремизм претерпел существенные изменения. В 1991-1996 годах радикалы-националисты питали надежду на перехват власти в стране у слабого, как им казалось, правительства Бориса Ельцина, и с этой целью ими предпринимались целенаправленные подготовительные действия. Например, шло формирование и обучение военизированных отрядов, которые, в частности, приняли участие в неудачной попытке путча в октябре 1993 года.

Основными врагами в этот период считались евреи и демократы. Однако после выборов 1996 года, когда стало очевидно, что «антинародный режим» остается у власти надолго, и власть успешно перенимает некоторые лозунги русских националистов, организации правых пережили внутренний кризис. Характерным примером стал распад самой крупной и известной организации «черносотенного» типа — Русского национального единства РНЕ , произошедший в 1999-2000 годах.

При этом «целевой аудиторией» при реализации указанных выше замыслов как наиболее активная и податливая в идеологическом плане среда выступает именно молодежь, которая является проводником экстремистских идей и основным актором их реализации. Среди прочих факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде, можно указать такие основные черты современной российской молодежи, как: отсутствие систематического духовного развития, идеологическая неразборчивость; толерантность к криминалу и иным негативным антиобщественным и антигосударственным явлениям; подверженность манипулятивным технологиям формирования оценок и стереотипов поведения; устойчивая склонность к импульсивным и агрессивным действиям и суждениям.

В процессе изучения факторов, способствующих формированию и распространению экстремизма в молодежной среде, необходимо отдельно рассмотреть комплекс проблем, детерминирующих экстремизм в среде мусульманской молодежи России. Раскол мусульманской уммы и распространение радикальных форм ислама оказывает мощное воздействие на молодежь, представляющую собой наиважнейшую часть российского мусульманского сообщества. Проблемы работы с молодежью в настоящее время становятся ключевыми для мусульманского сообщества, представленного достаточно широким спектром неправительственных организаций — от независимых приходов махалля и региональных духовных управлений мусульман далее — ДУМ до общероссийских мусульманских организаций. Актуальность молодежной проблематики в мусульманской среде объясняется целым рядом взаимосвязанных факторов. Первый фактор связан собственно с процессом исламского религиозного возрождения в России, выразившимся в активном развитии мусульманских религиозных организаций, учебных заведений, в издании соответствующей литературы, а также в усилении специфической религиозной идентичности приверженцев ислама [1].

Указанные обстоятельства способствуют активизации деятельности в молодежной мусульманской среде российских и зарубежных исламских организаций, оппозиционных официальному исламскому духовенству и исповедующих идеи радикального, экстремистского характера. Второй фактор обусловлен старением кадров мусульманского духовенства, а также тем, что имамы, начавшие свою практику в советский период, далеко не всегда отвечают потребностям современной уммы, представители которой пытаются определить свое место в условиях религиозного возрождения [2]. Третий фактор, вытекающий из первых двух, связан с ростом популярности в среде мусульманской молодежи зарубежного религиозного образования. Как указывают представители ряда ДУМ, молодые люди, стремящиеся стать студентами теологических учебных заведений Саудовской Аравии, Турции, Египта и других мусульманских стран, представляют собой поколение новой формации: они не испытывают на подсознательном уровне боязни преследования за свои убеждения у себя на родине, не считают нужным скрывать свои идеологические воззрения и предпочтения перед кем бы то ни было [3]. Четвертый фактор заключается в амбициях ряда региональных мусульманских лидеров, желающих повысить свой статус, создать систему воздействия на властные институты как на уровне отдельных субъектов, так и на федеральном уровне.

В этой ситуации мусульманская молодежь в силу своей динамичности выступает основным ресурсом для достижения указанной цели. Стимулом для того, чтобы молодые мусульмане оказывали поддержку лидерам такого рода, становятся обещания последних, связанные с гарантированными перспективами повышения жизненного уровня, получения престижного образования, повышения социального статуса и последующей интеграции молодых мусульман в региональную элиту. Пятый фактор, воздействие которого прослеживается уже достаточно отчетливо, связан с постепенным увеличением в региональных мусульманских общинах удельного веса выходцев из мусульманских регионов постсоветского пространства, прежде всего активной в экономическом плане молодежи [4]. Таким образом, изучение факторов возникновения и распространения экстремизма в молодежной среде современной России позволяет считать, что он порожден, прежде всего, социально-экономическими противоречиями и социально-политическими конфликтами, относящимися к внутренней жизни нашей страны. Исходя из этого, должен быть определен и выбор соответствующих основных средств и направлений его ограничения и нейтрализации на общегосударственном уровне.

По материалам книги и распространению экстремизма в молодежной среде Версия для слабовидящих.

Существует экспертиза, которая устанавливает, является ли данная организация религиозной или нет. Что касается выявления экстремистских организаций, то для этого собирается специальная экспертиза уже после запроса соответствующих органов. В идеале, любая организация, которая претендует на право быть зарегистрированной как религиозная, должна пройти более глубокую экспертизу, касающуюся вероучения и потенциальной опасности для общества. Важно знать, что проповедует данное течение, является ли оно традицией или ее искажением. Даже если рассматривать сборник проповедей, который на первый взгляд безобиден, можно найти в нем скрытые манипуляции, в результате чего человеку преподносят совершенно другую систему вероубеждений.

Это разглядит только специалист. К сожалению, на сегодняшний день экспертные группы носят больше светский характер, мусульман в эти группы не приглашают. Поэтому результаты работы экспертов носят однобокий характер, не учитывают все особенности религиозной составляющей, ее идеологической подоплеки. Сегодня мы говорим о терроризме, об идеологии, которую используют деструктивные силы для реализации своих целей. Выражать ее могут как отдельные физические лица, организации, так и целые государства. И называться она может по разному, но сути при этом не меняет. Например, последние полгода мы наблюдаем поворот в геополитической концепции США управления остальным миром от «войны с международным терроризмом» к «демократизации» государств «Большого Ближнего Востока», что уже предполагает союз с религиозно-политическими экстремистами и предоставление им полной свободы действий, что приведет скорее не к управляемому хаосу, а непредсказуемой дестабилизации всего региона и рано или поздно вернется сокрушительным бумерангом в сторону западной цивилизации.

После произошедших революций к власти в странах Ближнего востока пришли наиболее радикализированные партии. И это предупреждение для нас. В средствах массовой информации часто пишут о том, что где-то задержаны люди, подозреваемые в принадлежности к той или иной организации, занимающиеся пропагандой своей идеологии. На территории Российской Федерации существует ряд религиозных организаций, деятельность которых запрещена Верховным Судом РФ.

Национализм и религиозный экстремизм

  • Разделы знаний
  • Профилактика экстремизма в молодежной среде
  • Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко
  • Экстремизм | Военная аналитика
  • «Экстремизм»: история и современность | Вестник бури - Журнал тотальной социалистической пропаганды

Экстремизм: сущность, понятие, характерные черты

В нескольких странах Центральной и Восточной Европы Венгрия, Польша, Чехия и другие данный концепт является одним из обоснований запрета коммунистической идеологии. В первую очередь это было связано с позитивным отношением советского руководства и общества к революционным и радикальным идеологиям левого направления. Радикальные правые идеологии с 1920-х, как правило, обозначались собирательным концептом «фашизм». Толковый словарь Дмитрия Ушакова, изданный в 1935-1940 годах дает такое определение термина: «Экстремизм от лат. Понятие «экстремизм» постепенно входило в публицистический оборот в связи с официальным негативным отношением правящих кругов СССР к левым террористическим организациям типа «Красных бригад», а также в гораздо большей степени для обозначения наиболее радикальных правых военизированных организаций. Советская публицистика вплоть до 1991 года четко связывала понятие «экстремизм» с вооруженным насилием террористического характера. Отразилось такое представление и в официальных документах. Но ближе к концу СССР в документах государственной власти стало появляться и другое понимание термина «экстремизм». Как видно из приведенной цитаты, горбачевское руководство считало экстремизмом уже не только вооруженное насилие, но и стачки и радикальную националистическую пропаганду. Тем не менее, в общественном сознании россиян понятие «экстремизм» еще очень долго связывалось только с понятиями «терроризм» и «фашизм».

В 1999 году Фондом «Общественное мнение» ФОМ был проведен соцопрос с целью выяснения массовых представлений об экстремистских организациях России. Респондентам был задан открытый предполагающий ответ в свободной форме вопрос: «Какие экстремистские организации Вы знаете? Постоянное именование Басаева и прочих экстремистами прочно установило в массовом сознании негативное отношение к «экстремистам», отождествляемым с террористами. В нем впервые была предпринята попытка смешать в одну кучу фашизм и все прочие радикальные идеологии, а также сделать упор на борьбе не только с национальной и религиозной, но и с совершенно неопределенной - так называемой социальной рознью. Однако первый блин вышел комом: чиновники были слишком заняты личным обогащением и не особо старались на ниве борьбы с «экстремизмом». Интеллектуальные усилия чиновничества были направлены на создание закона о противодействии экстремизму, дающего репрессивному аппарату широкие возможности по расправе с политической оппозицией всех цветов и оттенков. Плодом этого умственного подвига стал принятый после фанатских беспорядков в центре Москвы Федеральный закон от 25 июля 2002 г. Интересно, что в первой редакции закона «экстремистской» считалась деятельность по разжиганию социальной розни только в случае сопряжения с насилием, но впоследствии эта формулировка была изменена, и социальную рознь приравняли ко всем другим видам розни. Любопытно также, что закон противоречит статье 1 подписанной Россией Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», определяющей экстремизм как деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке.

Закон «О противодействии экстремистской деятельности» дополнил Уголовный кодекс РФ статьями, предусматривающими ответственность за различную «экстремистскую» деятельность с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком до 10 лет в текущей редакции после очередного ужесточения. Одновременно с принятием закона был дан старт масштабной кампании в СМИ, имеющей целью перенести выработанное ранее у населения негативное отношение к «экстремистам» на несистемную политическую оппозицию. Властям удалось добиться определенных успехов в этом направлении.

Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко Обновлено: 27. Но степень и острота проявления экстремистских настроений обусловлены социальными и экологическими трансформациями, ослаблением уровня целостности общества. Проблема агрессивного и экстремистского поведения становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества.

Актуальность проблемы противодействия преступлениям экстремистской направленности обусловлена, в первую очередь, тем, что они посягают на права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя России, целостность и безопасность российского государства. Важно заметить, что актуальность и злободневность этой проблемы не осталась незамеченной, активизация деятельности объединений экстремистской направленности не прошла мимо внимания политических партий, общественных объединений и конечно законодательных органов власти[2]: Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ в Уголовный кодекс РФ внесено две статьи, которые установили ответственность за организацию экстремистского сообщества ст. Состояние, уровень, динамика экстремизма в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники[4]. Однако хотя данный феномен получает в обществе все большее распространение, на законодательном уровне вопрос остается по-прежнему малоизученным. Обзор уголовно-правовой литературы последних лет показывает, что этому вопросу уделяется недостаточно внимания[5]. В отдельных публикациях предлагается тщательно доказывать экстремистский характер мотивов при помощи специалистов.

Правда, при этом не уточняется, каких именно[6]. Не мало важным остается изучение личностных качеств как экстремиста, так и лица, ставшего жертвой насилия на экстремистской почве. Объект рассмотрения научной работы — всесторонний анализ личности, вовлеченной в экстремистскую деятельность, а также личности, подвергшейся экстремистскому насилию по различным мотивам. Предмет исследования — анализ теоретических аспектов понятия экстремизма, экстремистского проявления, учение о личности экстремиста и его жертвы. Целью настоящей работы является разработка актуальных проблем, возникающих в процессе доказывания по уголовным делам экстремистской направленности, связанных с недостаточным знанием психологии и личностных качеств людей, вовлеченных в данную деятельность. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи: 2. Необходимость и значимость представленной работы определяется слабой методической обеспеченностью деятельности следователей при расследовании преступлений указанной категории, что приводит к тому, что многие следователи испытывают трудности в проведении следственных действий, затрудняются правильно сформулировать вопросы допрашиваемому, допускают ошибки при общении с указанными лицами и т.

Оказалось, что руководство факультета располагало информацией о том, что его братья — якобы военнослужащие Республики Таджикистан. Просмотрев аккаунты Ш. После чего преподаватель поставил в известность об этом руководство факультета, заведующего кафедрой и своего куратора из специальных служб. Органы безопасности начали оперативное наблюдение за студентом Ш. Отметим, что сам студент Ш. Для многих, кто его лично знал, было бы трудно поверить, что он был засланным вербовщиком в ряды террористов. Метод рассказа-беседы при проведении занятий по ВПП позволяет сформировать обратную связь между руководителем группы ВПП и слушателями.

Важно вовлечь в обсуждение той иной особо значимой проблемы всех слушателей, особо обращать внимание на «молчунов». Это не значит, что в каждом из них следует видеть потенциального пособника экстремистов, но узнать мнение каждого слушателя необходимо для того, чтобы скорректировать его, если потребуется. При этом подчеркнем: такая корректировка должна проводиться методом убеждения, путем уважительного уважения к мнению каждого собеседника. Допустим следующий алгоритм действий: изначально согласиться с некорректной точкой зрения участника занятия, а потом незаметно подвести его к другой точке зрения. Например, можно сказать: «Да, я согласен с вашим мнением, рядовой Иванов. Но давайте обратим внимание на следующие факты…» После перечисления фактов и приведения аргументов уже вместе с условным рядовым Ивановым руководитель занятия должен прийти к нужному для него, а в его лице — и для руководства ВС РФ выводам. Возможно, что руководитель группы не сможет сразу привести убедительные факты и аргументы, подкрепляющие его позицию.

В этом случае руководитель группы тактично прекращает дискуссию под предлогом обсуждения других значимых событий и фактов. И, качественно подготовившись к следующему занятию, продолжает дискуссию с оппонентом для корректировки не только его ошибочного мнения, но и мнения всей учебной группы. В системе противодействия идеологии экстремизма и терроризма не менее существенны и другие формы работы с личным составом. Среди них выделим следующие: 1. Изучение личности военнослужащего. Необходимо выяснить не только общепринятые анкетные данные, но и политические, религиозные и другие социальные взгляды личности. Например, полезно узнать, что человек ценит в людях, что считает для себя главным в жизни, его отношение к алкоголю и курению, какие он любит смотреть фильмы смотрит ли их вообще , какие читает книги читает ли вообще книги , какие места любит посещать, какие у него любимые игры, какие любит теле-шоу, как любит проводить свободное время и т.

Оформление в воинских частях и органах военного управления агитационных плакатов и баннеров, разоблачающих идеологию экстремизма и терроризма. В ходе проведения культурно-досуговой работы отдавать предпочтение фильмам, где показана борьба российских военнослужащих с терроризмом и экстремизмом. Проведение конкурсов на тему: «Нет экстремизму и терроризму! Организация мероприятий в воинских частях и органах военного управления, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом — 3 сентября. В планах совместной работы с органами военной прокуратуры нужно предусмотреть разъяснительные беседы со стороны военных юристов по вопросам уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера, а также обзоры судебной практики вынесения приговоров по преступлениям такого состава. Проведение социологических исследований в воинских частях, организациях и учреждениях Вооруженных Сил в целях выявления экстремистских взглядов у личного состава. Подобные исследования, как правило, проводятся в анонимной форме, ради получения максимально правдивых ответов.

Безусловно, система противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Вооруженных Силах требует совершенствования и творческого подхода со стороны всех должностных лиц, имеющих к ней отношение.

Субъектами преступлений выступают в основном лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми иногда являются и девушки. Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.

Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности. Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности. Согласно ст. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, "националистических" убийств и т. Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: - это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это - рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий.

Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные.

Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно.

Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко

Причины возникновения и распространения экстремизма в России. Почему у молодежи возникают столь радикальные, экстремистские мысли? Из многочисленных причин возникновения экстремистской деятельности, можно выделить следующие особо значимые факторы: 1) экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Рассматриваются причины появления в обществе, в государстве разных видов экстремизма, в том числе и идеологического. Примером религиозного экстремизма является деятельность свидетелей Иоговых на территории России. Одной из причин возникновения религиозного экстремизма является демократическое преобразование свободы совести. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы.

Об опасности экстремизма должен знать каждый

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие. Одной из причин возникновения религиозного экстремизма является демократическое преобразование свободы совести. политические факторы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий