Александр Основатель — Патер Дий из древнего Рода, который жил достаточно давно. Житие св. благоверного князя Александра – Проповеди – Статьи – Храмы в честь св. Александра Невского – О войне и воинском служении. День Александра, Александр Африканский, праздник связан с именем святого мученика Александра Африканского.
Когда день Александра в 2023 году
Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Даты именин Александра, даты дня Ангела. Игумен, преподобный Александр Свирский – дни почитания 30 апреля и 12 сентября. День Александра – это праздник, который отмечается ежегодно в России 30 августа. В православной традиции принято отмечать именины девушек по имени Александра в такие дни. Когда Александр отмечает День ангела, поздравления Александра с именинами в стихах.
Имя Александр: значение и характеристика
Отсюда они были изъяты советской властью в 1920 г. Разграбление Александро-Невской Лавры вскрытие мощей В лавру святыня вернулась только в 1989 г. Теперь поклониться мощам можно, как прежде, в ее соборной церкви. Не пропустите: 7 декабря Церковь чтит святую Екатерину, кто празднует именины За что канонизировали Александра Невского «Он думал только о Руси и жил только Русью и ради нее был готов жертвовать всем: не только своей земной жизнью, но и своим добрым именем. И блаженная кончина святого Александра Невского, которой предшествовало пострижение в схиму, стала моментом, когда Русь признала в нем не просто великого государственного деятеля, но одного из своих великих святых». Протоиерей Георгий Митрофанов В то время, когда церковные иерархи с тревогой писали о духовном падении разоренной Руси — упадке богослужения, возрождении языческих обрядов, всеобщем ожесточении — именно Александр твердо стоял за веру: Отказался от предлагавшейся ему в обмен на военную помощь против монголов короны европейского католического короля; есть данные, что предложение князю делал лично Папа Римский, впечатленный его военными успехами. Приехав к Батыю, столь же жестко отверг предложение пройти языческий ритуал «очищения» перед приемом у хана; ибо ни жизнь, ни земная власть не стоили того, чтобы терять из-за них вечное спасение. Именно за твердость веры уже при жизни ценила князя Церковь в лице митрополита Кирилла. Даже политический выбор князя — бороться с врагами на западе, ждать «когда Орда переменится» — на востоке, тоже был основан на вере. Ведь монголы, при всей жестокости, убийствах, не убивали душу народа, не заставляли принять чужую религию. А западные христиане, борцы с православными «схизматиками», не уставали говорить именно о перемене веры.
Убежденность в необходимости отстаивать православие князь пронес через всю свою недолгую жизнь — всего 42 года. Его отца звали Ярослав Всеволодович, позже он станет великим князем Владимирским. В 1242 г. Ярослав, по требованию хана Батыя, приехал к нему во вновь основанную столицу Золотой Орды, город Сарай-Бату, и получил особую грамоту на великое княжение — ярлык. Через несколько лет Ярослав был отравлен в столице монгольской империи, Каракоруме. Во время походов Батыя на русские земли Александр являлся новгородским князем. Его знаменитые сражения — Невская битва, Ледовое побоище — были выиграны ради «господина Великого Новгорода», интересы которого он выражал как военный вождь. Были и другие, менее знаменитые, но не менее значимые битвы. Например, в 1242 г. Александр Невский изгнал немцев из Пскова, который они захватили при попустительстве местных бояр.
Он также совершал результативные походы на Литву. У современных историков нет единого мнения, откуда взялось прозвище князя «Невский». Значительная часть ученых полагают, что его «источник — вовсе не Невская битва, а просто то, что при реке Неве у князя были земельные владения.
Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами. В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска. Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен.
Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море». На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне.
Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати». В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия провозглашенного в 1259 году новгородским князем «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» Готландом , Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным на него ссылались даже в 1420 году.
В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой. Читайте также — Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский Отношения с Ордой После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны.
Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи «к Кановичам», как говорили на Руси. Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» то есть Южную Русь. Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением.
Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород. Переговоры с папским престолом Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Однако можно думать, что еще до своего отъезда и до получения первого папского послания князь провел какие-то переговоры с представителями Рима.
В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века. Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной. Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада.
Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей». Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси». В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд.
Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза. Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий.
Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло.
По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен. В Орде Св.
Александр Невский. Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат. Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар.
Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.
Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения». Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом.
Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.
В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились. Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда.
Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков.
На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена.
После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду.
Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке. Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани.
Если прилетевшие чайки плескались в воде, это говорило об ухудшении погоды. Чтобы не было разлуки с любимым человеком, в этот день отказывались мыть голову. Появление скворца означало скорое наступление весны. Прилет зяблика предвещал студеную погоду. Если приснилась, как ест свинья, значит, будет кража. Яркое солнце на заходе было предвестником дождливых дней.
Прилет журавля знаменовал тепло. Тот, кто качал во сне воду, мог стать богатым. Чешется голова, могут быть небольшие проблемы. Если прилетел жаворонок, значит, будет тепло. Считается, что люди, которые родились в Александров день, вспыльчивы и недоверчивы.
Читать все поздравления 8 Что подарить на именины Именная икона. Икона с изображение святого, чье имя носит мужчина, станет отличным подарком в этот день.
Икону можно приобрести в церковной лавке или заказать у иконописца. Украшение с гравировкой. Ювелирное украшение с гравировкой в виде имени виновника торжества будет отличным памятным подарком.
Именины Александра в 2024 году: когда празднуют, какого числа отмечается
Нескучно ему будет и в одиночестве, самостоятельный мальчик сможет придумать себе занятие. Маленькому Саше не будет скучно в одиночестве Самые теплые отношения в семье у Александра складываются с мамой. С отцом могут возникать конфликты — сказывается самолюбие юного Саши, которому трудно смириться с тем, что он не главный мужчина в семье. Из-за этого Александр рано сепарируется от родителей и начинает жить самостоятельно. Саше легко дается учеба, хорошо развитая память позволяет запоминать большие объемы информации.
Но учиться на «отлично» часто мешает лень. Подростковой период может принести сложности: самолюбие юноши крепнет, он все чаще вступает в противоречия с окружающими людьми, стремясь доказать право на независимость в ожесточённых спорах с учителями, родителями, друзьями. Перевести подростковый протест в мирное русло поможет спорт — там Александр не только сможет сбрасывать лишний стресс, но и заводить новые знакомства. Любовь Общительность и самоуверенность делает Александра очень популярным среди женщин.
Этим вниманием он охотно пользуется, часто меняя партнёрш. В начале отношений Саше важно вести себя как настоящему завоевателю: любовный роман для него во многом похож на охоту, целью которой является сердце избранницы. Если девушка быстро сдается под напором Александра, интерес стремительно улетучивается. В отношениях Александр умудряется создать у партнерши ощущение уникальности их романа.
Мужчина старается всеми силами завоевать доверие второй половинки, не скупится на подарки и не забывает о комплиментах. Он ждёт ответной реакции: искреннее восхищение льстит его самолюбию. Александр никогда не сможет быть с женщиной, которая его не уважает. Александр не скупится на подарки и комплименты Измену и предательство любимой Александр будет переживать очень тяжело.
В отношениях он может быть очень ревнив. При этом сам имеет склонность к спонтанным увлечениям на стороне, которым не придает внимания. Каким будет мужем С браком Александр не будет спешить — чаще всего на порог загса он приходит годам к 35. К выбору спутницы жизни этот мужчина подходит со всей основательностью.
Только будучи абсолютно уверенным в женщине рядом, Саша сделает предложение. Он — сторонник консервативной модели отношений. Ему важно чувствовать себя главой семьи, единолично принимать важные решения, поэтому в качестве спутницы жизни обычно выбирает женщину с уступчивым характером. Но это не значит, что он хочет видеть рядом с собой послушную тряпку: Александр выбирает целеустремленных и интересных женщин, чтобы каждый день в браке был насыщен эмоциями.
Просто последнее слово должно всегда оставаться за ним. В отличие от своего поведения в случайных романах, в браке Александр паталогически верен: он не допустит даже мысли об измене супруге.
В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава. Начиналось трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались шведы и немцы. Чтобы дать отпор неприятелю, князь Александр возглавил русские войска. После высадки шведских войск при впадении реки Ижоры в Неву князь Александр с немногочисленной дружиной 15 июля 1240 года внезапно атаковал шведов и полностью разгромил их многочисленное войско, обнаружив в бою исключительное мужество. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. За эту победу народ назвал князя Александра Невским.
Историки сходятся в одном: Невская битва, как и другие сражения Средневековья, проходила не в виде сплошного противоборства двух враждующих воинских масс, а в форме столкновений отдельных отрядов. Победа усилила политическое влияние Александра Невского, но в то же время способствовала обострению его отношений с боярством, в результате столкновений с которым он был вынужден покинуть Новгород. После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к Александру Невскому представителей, в 1241 году он вернулся и быстро собрал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов штурм Копорья и Пскова. Зимой 1242 года Александр освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя князя Александра прославилось по всей Святой Руси. Александр Невский продолжал укреплять северо-западные границы Руси: послал посольство в Норвегию, результатом которого было первое мирное соглашение между Русью и Норвегией 1251 , совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю 1256. В отношениях с Золотой Ордой Александр Невский выступал как осторожный и дальновидный политик.
В 1249 году он решительно отклонил предложение папы Иннокентия IV перейти в "латинскую веру" и заключить союз для совместной борьбы с татаро-монголами.
Его отца звали Ярослав Всеволодович, позже он станет великим князем Владимирским. В 1242 г.
Ярослав, по требованию хана Батыя, приехал к нему во вновь основанную столицу Золотой Орды, город Сарай-Бату, и получил особую грамоту на великое княжение — ярлык. Через несколько лет Ярослав был отравлен в столице монгольской империи, Каракоруме. Во время походов Батыя на русские земли Александр являлся новгородским князем.
Его знаменитые сражения — Невская битва, Ледовое побоище — были выиграны ради «господина Великого Новгорода», интересы которого он выражал как военный вождь. Были и другие, менее знаменитые, но не менее значимые битвы. Например, в 1242 г.
Александр Невский изгнал немцев из Пскова, который они захватили при попустительстве местных бояр. Он также совершал результативные походы на Литву. У современных историков нет единого мнения, откуда взялось прозвище князя «Невский».
Значительная часть ученых полагают, что его «источник — вовсе не Невская битва, а просто то, что при реке Неве у князя были земельные владения. Кстати, на этом основании «Невскими» летописи именуют и его сыновей. Церковь, в которую вошел перед битвой на Неве юный князь с дружиной, где он произнес знаменитые слова о том, что «не в силе Бог а в правде», в «Повести» о его житии, написанной после смерти Александра, называется храмом Святой Софии — это соборная церковь Великого Новгорода, действующая до наших дней.
Есть также предания о церкви близ места сражения на Неве. Некоторое время на ее месте была часовня свв. Бориса и Глеба, которые, по преданию, явились молодому князю накануне сражения.
Сейчас место находится в Тосненском районе Ленинградской области. С 2015 г. В настоящее время эта небольшая и скромная церковь уже действует.
Ответ на вопрос о том, зачем Александр пошел к царю Батыю после гибели отца в 1246 г. Молва приписывала великому князю «братание» с сыном Батыя и вообще едва ли не предательство интересов родной земли. Однако, в его «Житии» содержатся, вероятно, подлинные слова святого, определившие его отношение к захватчикам, противостоять которым Русь не могла: «Надо ждать, когда Орда переменится».
Широко известна фраза, приписываемая князю: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».
Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза. Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт.
Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло. По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен. В Орде Св. Александр Невский.
Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат. Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя.
Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения». Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол.
После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей. В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились. Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда. Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец.
От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж.
Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду. Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке. Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Последние дни Александра Александру, очевидно, удалось достичь своих целей.
Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Церковное почитание Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками. Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно.
Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры.
Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира 1721 год. Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября 6 декабря по новому стилю и 30 августа 12 сентября. Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая 5 июня по нов.
Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится. Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник». Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде.
Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти. Снова не так! Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели.
Когда день Александра Невского в 2022 году?
В эту дату православная церковь почитает святого князя Александра Невского, который знаменит победами в битвах на Неве и Чудском озере. Святой преподобный Александр Свирский — день памяти Александра Свирского также чтится и помнится всеми последователями религии. День Александра – это праздник, который отмечается ежегодно в России 30 августа. Календарь празднования именин Александра в 2024 году по православному календарю День Ангела по Святцам. День Александра – это праздник, который отмечается ежегодно в России 30 августа.
12 сентября – праздник князя Александра Невского, что строго запрещено в святой день
Когда отмечают День ангела (именины) Александра по церковному календарю. Когда отмечают День ангела (именины) Александра по церковному календарю. 12 сентября (30 августа по старому стилю) празднуют народно-христианское торжество, получившее название Александр, Александр-сытник. Император Петр решил освятить этот день перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую имперскую столицу.
Когда отмечают Александров день?
- Все об имени Александр
- День памяти святого Александра
- 12 сентября народный праздник День Александра. Народные приметы и традиции. Запреты дня.
- Все именины Александра в 2024 году
- Не в силе Бог, а в правде! 12 сентября – день памяти святого князя Александра Невского
Почему Александра, праздник которого отмечается 12 сентября, в народе Сытником прозвали
По народному календарю 12 сентября — Александр Сытник или Александров день. 12 сентября (30 августа по старому стилю) празднуют народно-христианское торжество, получившее название Александр, Александр-сытник. Несколько важных запретов для верующих 28 марта в день почтения священномученика Александра Сидского: чудеса святого, история жизни и когда верующие просят его о помощи. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. День Александра – это праздник, который отмечается ежегодно в России 30 августа.
День памяти святого Александра
Александра Вочского 23 апреля почитается день памяти муч. Александра Африканского 27 апреля почитается день памяти муч. Александра Орлова 28 апреля церковь чтит память муч. Александра Гневушева 30 апреля церковь чтит память прп.
Александра Свирского Именины Александра в мае: 3 мая церковь чтит память прп. Александра Ошевенского 4 мая церковь чтит память прп. Александра Синайского 24 мая церковь чтит память прп.
Александра Петровского 26 мая церковь чтит память Святых мучеников: Александра Римского, Александра Заозерского, Александра Тивериадского 27 мая церковь чтит память муч. Александра 29 мая церковь чтит память муч. Александра Иерусалимского Именины Александра в июне: 1 июня день иконопочитания таких Святых мучеников: Александра Саульского, Александра Ерошова 2 июня день иконопочитания муч.
Александра Эгейского 8 июня день иконопочитания муч. Александра 11 июня день иконопочитания муч. Александра Александрийского 20 июня день иконопочитания таких Святых мучеников: Александра Преображенского, Александра Осетрова, Александра Махетова, Александра Зуева 22 июня день иконопочитания муч.
Александра Прусского 23 июня день иконопочитания Святых мучеников: Александра Кродамнского, Александра Андреева 26 июня день иконопочитания Святых мучеников: Александра Московского, Александра Архангельского 27 июня день иконопочитания муч. Александра Парусникова В детстве маленький Саша может быть болезненным ребенком Именины Александра в июле: 1 июля день иконопочитания муч. Александра Крутицкого 6 июля день иконопочитания муч.
Александра Миропольского 10 июля день иконопочитания муч. Александра Сидорова 16 июля день иконопочитания прп. Александра Константинопольского 21 июля день иконопочитания муч.
Александра Попова 22 июля день иконопочитания муч Александра Египетского 23 июля день иконопочитания муч Александра Никопольского Именины Александра в августе: 2 августа церковь чтит память муч. Александра Архангельского 7 августа церковь чтит память Святых мучеников: Александра, Александра Сахарова 11 августа церковь чтит память муч. Александра 14 августа церковь чтит память муч.
Александра Пергийского 20 августа церковь чтит память муч. Александра Хотовицкого 24 августа церковь чтит память муч. Александра Римского 25 августа церковь чтит память муч.
Александра Команского 27 августа церковь чтит память прп.
Просто превосходная статья Александра Ужанкова, да и другие очень интересны. Спаси, Господи. Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас. Любовь Митюхляева 6 декабря 2016, 18:20 Дивен Бог во святых своих! Наталья 6 декабря 2014, 14:13 Святый Александре!
Знахари, собирающие травы, собиратели грибов, любители охоты перед заходом в лес просили прощения за причиненное беспокойство. В Александров день изготавливали обереги. Для знахарей эта дата была отличным временем сбора целебных трав. В этот день лечили мигрень и снимали порчу. Когда лес полон завывания волков и это не давало уснуть, вызывая страх, переворачивали подушку, чтобы страх прогнать. Люди, посещавшие лес в Александров день, читали заговоры, чтобы не заблудиться. Православные христиане читали молитвы для избавления от нападения волков на скотину. Дата подходила для почитания лесных духов и леса. Приметы На Александров день есть немало народных примет: Кому посчастливится увидеть ангела во сне, тот проживет до ста лет. Прилет чаек означал скорый сход льда.
Громкое чириканье воробьев означало, что будет тепло и ясно.
В этот день вспоминают перенесение его мощей. В народе в день Александра накрывали богатые столы, собирались всей семьей, звали соседей, друзей и знакомых.
Это застолье посвящали еще и прощанию с летом и встрече осени. У торговцев было поверье, что в этот день ни в коем случае до обеда нельзя брать в руки мелкие деньги, так как потом весь год придется считать только мелочь, а достатка не будет.
Именины Александра по православному календарю
- Именины Александр Значение имени Александр * День ангела Александр
- Дата и время дня Александра в 2023 году
- Покровители имени
- "Сбер" выкупил Горно-Алтайский аэропорт и планирует сделать его международным
12 сентября День Александра
А затем выливали ее на себя. Полотенце после такой процедуры вывешивали на ветер, чтобы невзгоды выдул. А потом прятали, и не трогали 40 дней. На Лесное ухоженье люди не просто благодарили природу за дары. Нужно было на опушке или поляне упомянуть всех духов-покровителей. Среди них: дед-Святобор, главный хранитель леса; Лесовик, добрый дух, выводящий из чащи; озерный Водяник с русалками; Лесавики, дедушка и бабушка Лешего; Листины-лешие, вредящие человеку; Пущевик, оберегающий от пожаров; Щекотуны — хранители кладов.
Каждому из них нужно отнести подарок. Такое почтение к лесу — кормильцу, дающему дрова на зиму, материал для строительства, грибы и ягоды, целебные травы, наглядно показывало благодарность человека природе. Верующие люди на Александров день соблюдают Великий пост. С именинами можно поздравить знакомых Александров. Сны в ночь с 27 на 28 день марта обычно толкуют.
Считают, что они могут быть вещими. О переменах скажут любые яркие образы. Хорошим знаком считают видеть во сне в Александров день себя, восходящим на гору или летящим парящим. Это предвещает приятные перемены.
Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом — «чудо дивно и памяти достойно»: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.
Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского.
В народе очень почитали святого князя и в этот день, как правило, ходили в церковь, прося защиты для себя и для страны от врагов. Также в день памяти Александра Невского поминали павших воинов и гадали о том, как идет служба у родных, друзей и знакомых и живы ли они. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия.
В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Князь вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло. Эта поездка Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь умер 14 ноября 1263 года. А 23 ноября 6 декабря по новому стилю князь был погребен во Владимире.
Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом — «чудо дивно и памяти достойно»: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Советуем почитать: Илья в воду написал 2021 какого числа Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.
Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари. В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр— великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской. Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся,— я уже здесь и пленяю твою землю». Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии.
И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные— на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй в святом Крещении Филипп видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел, по благочестию, никому не говорить о чуде, но ободренный, с молитвою, мужественно повел войско на шведов. Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, также было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра — Невским.
Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Современники ясно понимали историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».
Поверья и суеверия предков
- Почему 6 декабря вспоминают Александра Невского и кто он такой
- День памяти святого благоверного князя Александра Невского
- Когда церковь чтит память святого?
- Поверья и суеверия предков