13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места. 13 февраля пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина был раздавлен льдами и затонул в Беринговом проливе. Поход парохода «Челюскин» по Северному морскому пути (СМП) в 1933 году, его гибель и последующая спасательная операция, несомненно, являются одной из самых известных и часто упоминаемых в прессе тем в истории отечественных полярных исследований. Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики затонул 86 лет назад, 13 февраля 1934 года.
Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин»
90 лет челюскинской эпопее. 13 апреля 1934 г. с ледового поля близ раздавленного льдами парохода «Челюскин» были благополучно эвакуированы члены команды судна и пассажиры. 2 августа 1933 года “Челюскин”, только что построенный по советскому заказу в Дании пароход, отправился в свой первый рейс из Мурманска во Владивосток. "Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. Однако судьба «Челюскина» оказалась короткой: 13 февраля 1934 года в водах Чукотского моря, сжатый льдами, он пошёл ко дну.
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
В списке награждённых Орденом Красной Звезды 20 апреля 1934 года они упоминаются как печники 3 человека и плотники 8 человек. На каждого из них "задним числом", на следующий день после церемонии награждения в Кремле, заполнялись анкеты. И вот плотник Фёдор Яковлевич Скворцов, подавший в поезде по дороге в Москву заявление о приёме в партию, написал в графе анкеты "Место работы и должность" следующее: "В экспедиции на "Челюскине" для постройки дачи Врангеля ". Трудно представить, чтобы двадцативосьмилетний ивановский крестьянин осмелился так шутить с официальными бумагами. Получается, что вольнонаёмные, завербованные в экспедицию, имели о её целях самые смутные представления. И даже лекции, которые читал им Отто Юльевич Шмидт во время долгой зимовки, не смогли как следует объяснить печникам и плотникам, зачем их взяли на борт "Челюскина".
Среди членов экспедиции был и Фёдор Павлович Решетников , которого все мы знаем, как автора картин " Прибыл на каникулы " и " Опять двойка ". Его взяли на борт " Челюскина " художником, поскольку и Владимир Иванович Воронин , капитан парохода, и Отто Юльевич Шмидт знали его ещё по экспедиции на " Сибирякове ". Туда Решетников попал по протекции Шмидта библиотекарем, хотя готов был работать даже младшим кочегаром.
Молоков, летавший без штурмана, брал в двухместный самолёт до 6 пассажиров. Группа вылетела оттуда 17 марта. Сложный путь протяжённостью свыше 5000 км преодолели М. Водопьянов на П-5 гражданский вариант самолёта Р-5 и И.
Доронин на ПС-3 и 12 апреля подключились к спасательным работам. Водопьянов 12—13 апреля сделал 3 рейса и вывез 10 человек, а Доронин из-за поломки шасси при взлёте 12 апреля с лагерного аэродрома вынужден был ограничиться загрузкой 2 пассажиров. Бабушкин со своим механиком. Члены экипажей самолётов были награждены орденами Ленина, а челюскинцы орденами Красной Звезды. Челюскинцы и авиаторы были доставлены из бухты Провидения во Владивосток пароходом «Смоленск», а далее специальным железнодорожным экспрессом в Москву. Их восторженно приветствовали на всех остановках в пути следования, а 19 июня состоялась торжественная встреча в Москве, Ч. Авиация: Энциклопедия.
И они говорят, как репродукторы». В экспозиции представлены личные вещи и фотографии челюскинцев. Выставка рекомендуется к посещению с детьми.
У юных посетителей будет возможность посидеть в настоящей палатке полярников, поиграть в игру из журнала «Мурзилка» 1934 года и узнать биографию героев через диораму того времени, но уже с современным сенсорным экраном.
Он решил повторить попытку, дабы всё же пройти Севморпуть от начала до конца без аварий. В качестве корабля для новой экспедиции он выбрал ледокольный пароход «Челюскин», спущенный на воду в 1933 году и бывший в то время одним из самых современных судов этого типа в отличие от «Сибирякова», построенного в 1909 году.
Он должен был проследовать по Севморпути, и, пройдя Беринговым проливом, достичь Владивостока. Поначалу всё шло хорошо, и уже 1 сентября экспедиция обогнула мыс Челюскин на северной оконечности Таймыра. Однако, когда пароход вошёл в Чукотское море, участники экспедиции увидели впереди сплошной лёд.
Он продолжался пять месяцев, и поначалу казалось, что цель будет достигнута: «Челюскин» медленно смещался к Берингову проливу, и 4 ноября его достиг. На горизонте под лучами солнца переливалось свободное ото льда море… Однако вскоре судно было увлечено течением на северо-запад. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну.
Впрочем, к такому исходу экипаж был готов, и на лёд смогли быстро выгрузить припасы, а также доски и кирпичи для строительства бараков. При высадке погиб завхоз Могилевич, которого раздавил сместившийся со своего места ящик с грузом. Остальные члены экспедиции благополучно сошли на лёд и приступили к строительству жилища.
Благодаря работавшей радиостанции удалось передать информацию о случившемся на большую землю. Специально образованная в Москве комиссия Совнаркома приняла решение организовать эвакуацию «челюскинцев» с помощью авиации. Но из-за сложных погодных условий первых людей удалось снять со льдины только 5 марта.
Эпопея «Челюскина»
Через четыре дня пароход прибыл в Копенгаген, где на месте его отремонтировали. В это время капитан Визайс по непонятным причинам сошел в порту и не вернулся к своим обязанностям, а Владимир Воронин, не дождавшись подмены, был вынужден возглавить плавание. Через Баренцево море «Челюскин» отправился в Карское море, где было самое сложное — лед. Во время похода слабый пароход плохо слушался руля. Команда часто производила осмотр корпуса изнутри, и поврежденные места, подкрепляли деревянными клиньями.
Идущий впереди и пробивающий дорогу ледокол «Красин» развернулся и прибыл на помощь. Течь была ликвидирована. В тот же день Отто Шмидт получил правительственную телеграмму, и, не прочитав ее, положил в карман, а радисту Кренкелю сказал, что пока отвечать не будем. Поступил бы он, тогда как написано в телеграмме дальнейшая судьба парохода «Челюскин» выглядела бы иначе.
Он раскроет карты, но отступать будет поздно. Команда притихла. Руководитель экспедиции рассказал о полученной телеграмме, где говорилось, чтобы часть экипажа судна и экспедиция пересела на ледокол «Красин», а пароходу «Челюскин» предписывалось вернуться в Мурманск на ремонт. Шмидт спросил у команды о готовности идти дальше, на что получил согласие.
За это время команде не раз приходилось выгружаться на лед. Пароход был на грани крушения, но опасность отступала и «Челюскин» шел дальше. Когда до Берингова пролива оставалось две мили ледокол «Красин» ушел со сломанными гребными винтами на ремонт. Это был тот самый Его величество случай, но «Челюскину» не повезло.
Пароход неожиданно сковало льдами и понесло на север по Чукотскому морю. В каютах говорили о зимовке, а капитан знал, что судно не выдержит. Рядом был ледорез «Федор Липке», но Отто Шмидт отказался от его помощи, чем упустил второй шанс приблизиться к кораблю. Корпус парохода «Челюскин» крепко врос в многометровую толщу льда, и в течение еще четырех месяцев дрейфовал по просторам Чукотского моря, пока не наступило 13 февраля 1934 года.
Команда не спала, так как ночью тронулся лед и корпус заскрипел от сжатия, на котором после того образовалась трещина. К утру, она приняла чудовищные размеры, даже лед стал проникать внутрь. Внезапно с ходового мостика позвали капитана, и он увидел огромный высокий ледовый вал. Торосы двигались прямо на пароход.
Для «Челюскина» настал критический момент, и капитан отдал приказ об эвакуации. Паники места не было.
Неслучайно у нас здесь специальный столб с репродукторами вместо которых утюги. И они говорят, как репродукторы». В экспозиции представлены личные вещи и фотографии челюскинцев. Выставка рекомендуется к посещению с детьми.
Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена. Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39! Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры. Самолет-разведчик Р-5 на ледяном аэродроме возле лагеря челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года Источник: news. А 12 апреля им на помощь пришли еще два пилота — Михаил Водопьянов на самолете Р-5 и Иван Доронин на многоместном самолете ПС-4, который представлял собой советскую реплику немецкой машины Юнкерс W-33 постройки Иркутских ремонтных мастерских «Добролета».
Они преодолели расстояние в 5850 км, отделяющие Хабаровск от Анадыря, за восемнадцать дней, а потом еще несколько суток пережидали пургу, прежде чем долететь до Ванкарема. В итоге 11 апреля оба пилота добрались до базы спасательной экспедиции и на следующий день полетели в лагерь челюскинцев. Михаил Водопьянов успел совершить три рейса и эвакуировать десять человек, а Иван Доронин, самолет которого подломил шасси при посадке на льдине, — только двоих за один рейс. Ровно через два месяца после катастрофы «Челюскина», 13 апреля 1934 года на трех самолетах Р-5, которые пилотировали Николай Каманин, Василий Молоков и Михаил Водопьянов, из лагеря челюскинцев эвакуировали последних шестерых зимовщиков. В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель. На этом операция по спасению челюскинцев была завершена. В общей сложности к ней были привлечены 17 самолетов и почти три десятка летчиков, из которых шестеро занимались непосредственно вывозом людей со льдины, а остальные перегоняли самолеты и переправляли людей из Ванкарема и Уэллена дальше на юг. Семеро пилотов получили первые в истории СССР звания Героя Советского Союза, а остальные были награждены орденами Ленина и Красной Звезды — так же, как и все челюскинцы, кроме двух маленьких детей.
Теперь судну, осевшему значительно ниже ватерлинии, встреча со льдом грозила еще большими неприятностями. Но тогда об этом почему-то не подумали. А быть может, и подумали, но все же решили рискнуть.
Первые льдины встретились пароходу в Карском море уже при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола «Челюскин» преодолел сплошные льды и продолжил движение. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами.
Но когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении. Затертый паковыми льдами в Чукотском море, «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул всего за два часа.
Экипаж, готовый к подобному развитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Из спасенных с судна кирпичей и досок участники экспедиции соорудили бараки.
Потом долетели до ледового лагеря и другие летчики... По какой-то причуде Фортуны руководитель экспедиции на «Челюскине» академик Отто Шмидт стал Героем Советского Союза совсем не за эту героическую эпопею. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года его наградили высочайшим советским званием за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1».
Его геройская медаль «Золотая Звезда» была уже под номером 35. Тогда летчики считались более героическими, чем полярники... Про пароход «Челюскин» и эпопею его экспедиции написано много.
Но почему-то в советские времена крайне редко объяснялось, чье же имя носит героическое судно. А ведь тут целая история, тоже полярная, тоже героическая, но только произошедшая двумя веками ранее! В 1732 году был подписан указ о снаряжении Великой Северной экспедиции.
В конце июня 1735-го отряд ушел в неведомое плавание за Полярный круг.
"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."
«Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»» | 1 сентября 1933 года по судовой трансляции "Челюскина" неожиданно прозвучало объявление: "Товарищи! |
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине | 5 ноября 1933 года "Челюскин", уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе и отброшен на север в Чукотское. |
НЕ СДАДИМСЯ! /К 90-летию Челюскинской эпопеи | Челюскинская эпопея 10 августа 1933 из Мурманска вышел грузо-пассажирский пароход «Челюскин» с заданием пройти за одну навигацию Северный морской путь и выйти через Берингов пролив в Тихий океан. |
НЕ СДАДИМСЯ! /К 90-летию Челюскинской эпопеи | После того, как "Челюскина" раздавили льды, редколегия "СМП" переименовала свою стенгазету в "Не сдадимся!". |
К 85-летию «челюскинской эпопеи»: Подвиг во льдах
Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин» | 2 августа 1933 года “Челюскин”, только что построенный по советскому заказу в Дании пароход, отправился в свой первый рейс из Мурманска во Владивосток. |
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин» — | Однако судьба «Челюскина» оказалась короткой: 13 февраля 1934 года в водах Чукотского моря, сжатый льдами, он пошёл ко дну. |
НЕ СДАДИМСЯ! /К 90-летию Челюскинской эпопеи | 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места. |
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах | Спасательная экспедиция потребовалась после того, как 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. |
Эпопея парохода «Челюскин»
31.12 Книжная выставка «Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»» 12+ В Центре краеведческой информа. 90 лет челюскинской эпопее. 13 апреля 1934 г. с ледового поля близ раздавленного льдами парохода «Челюскин» были благополучно эвакуированы члены команды судна и пассажиры. "Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. 13 февраля 1934 года «Челюскин» сильно сжало льдами, в течение двух часов после того, как треснули листы обшивки, пароход затонул. Пароход «Челюскин» торжественно провожали в плавание летом 1933 года в Ленинграде.
90 ЛЕТ ЧЕЛЮСКИНСКОЙ ЭПОПЕЕ
В последние годы некоторые факты «челюскинской эпопеи» были искажены или подвергались фальсификации, поэтому стоит еще раз обратиться к этим ярким страницам истории российской Арктики во избежание их дальнейшего искажения. Опыт "Челюскина" придал мощный импульс освоению Арктики, в результате чего с 1935 года началась практическая эксплуатация Северного морского пути. Спасательная экспедиция потребовалась после того, как 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Пароход «Челюскин» торжественно провожали в плавание летом 1933 года в Ленинграде.