Кроме того, президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко 5 апреля обсудят актуальную двустороннюю и международную проблематику.
Глава МИД Белоруссии об отношениях с Россией: Это необратимо
Владимир Путин и Александр Лукашенко в телефонном разговоре обсудили процесс интеграции в рамках Союзного государства. Интеграция России и Белоруссии серьезно помогает в преодолении последствий санкций, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Последние новости по теме БЕЛОРУССИЯ: Белоруссия и Россия согласовали ценовые условия поставок природного газа. Собственно, интеграция уже вовсю идёт — экономика Белоруссии не может существовать без теснейших торговых отношений с Россией и, особенно, без поставок российской нефти. Интеграция России и Белоруссии серьезно помогает в преодолении последствий санкций, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Лукашенко: Беларусь и Россия – образец союза суверенных народов
Президент Беларуси Александр Лукашенко во время видеообращения на пленарном заседании X Форума регионов Беларуси и России. Интеграция Белоруссии и России в последние годы вышла на новый уровень. Минск и Москва осознали необходимость отказаться от различного рода претензий и окончательно встали на путь не только экономического, но и политического сближения. Беларусь и Россия планируют разработать в ближайшем будущем новые программы интеграции Союзного государства. Беларусь и Россия являются друг для друга важнейшими торгово-экономическими партнерами. Собственно, интеграция уже вовсю идёт — экономика Белоруссии не может существовать без теснейших торговых отношений с Россией и, особенно, без поставок российской нефти. Главная» Новости» Беларусь и Россия подписали межправительственное Соглашение о единой промышленной политике.
История интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства
Должно же исполниться? Политологи считают, что прогноз парламентария может быть недалек от истинного геополитического расклада. Тем более, что предпосылки к максимально плотному уровню интеграции у двух государства есть, - отмечает глава Российского совета по международным делам РСМД Андрей Кортунов: - Объединение в том или ином виде между Россией и Белоруссией идет много лет. Но сейчас в сложившейся обстановке можно говорить о новых форматах интеграции с точки зрения безопасности и внешней политики, - пояснил «МК» политолог. В новой редакции нет прямого указания на безъядерный статус государства. Эти поправки прошли практически незамеченными, однако это очень важный момент в процессе объединения с Россией. Сейчас действительно появляется возможность и необходимость более плотного взаимодействия в военно-техническом плане. В плане экономической и политической интеграции Россия и Белоруссия в случае объединения могли бы взять за основу китайскую модель «одна страна, две системы», - отмечает политолог Дмитрий Аграновский: - Есть пример Китая, который реинтегрировался с Гонг-Конгом. В вопросе объединения России и Белоруссии самым важным является психологический вопрос.
Скажите, вы на моем месте [как бы поступили], какие ваши действия? Роман Бабаян: Показал бы, что я на месте. Александр Лукашенко: Я показал, что я на месте и я не трус. И я не боюсь. В заключение Лукашенко отметил, что у него, кроме страны, которой он руководит, ничего нет. Не только потому, что я готов ее защищать всячески. Понимаете, если бы у меня в кармане было несколько миллиардов, может, я поступил бы, как Порошенко», — отметил он. В Кремле назвали «абсолютной чушью» разговоры о «поглощении» Россией Белоруссии. Комментируя скорый приезд Лукашенко в Москву и условия будущих переговоров, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал отношения двух стран «особыми и многовекторными». Отвечая на вопросы журналистов, представитель Кремля оценил и другие высказывания Лукашенко в большом интервью российским СМИ. Как в Кремле оценивают, насколько вероятно, что такое, как сейчас в Белоруссии, действительно произойдет и в нашей стране? Хотя у нас и есть Союзное государство, коим мы весьма дорожим, все-таки мы две разные страны, мы два разных суверенных государства. Поэтому у нас иная политическая культура, у нас иной политический ландшафт, иные политические тенденции. Поэтому здесь какие-то обобщения, мне кажется, были бы неверными. При этом мы с абсолютным уважением относимся к политической культуре, к политическому ландшафту Белоруссии. Если они не такие, как у нас, это не значит, что они неверные. В этом, собственно, и есть суверенность. И на фоне этого визита много таких заявлений, что будет поглощение, или слияние, или еще что-то двух государств. Вы могли бы рассказать, какая повестка этих переговоров Путина и Лукашенко? Визит важный, особенно с учетом тех дней, которые переживает Белоруссия. Вы знаете, что наши отношения особого партнерства, союзнические отношения, они многовекторные. И каждый раз и торгово-экономическое сотрудничество, и вопросы, связанные с задолженностями, и вопросы, связанные с энергоресурсами — с поставками нефти, нефтепродуктов, газа и так далее, и вопросы интеграции, и интеграция в рамках ЕврАзЭс, и в рамках СНГ, и в рамках Союзного государства — они всегда находятся на повестке дня во время общения двух президентов. И обмен мнениями по наиболее актуальным процессам, которые происходят на европейском континенте, и региональные конфликты. Близкий к Лукашенко телеграм-канал «Пул первого» сообщил , что президент Белоруссии прилетит в Москву на следующей неделе. На повестке экономические вопросы. Лукашенко еще раз сказал, что та интеграция, которая подписана в союзном договоре, сейчас уже невозможна, учитывая нынешнюю обстановку. Что это все может означать?
Он отметил, что было согласовано 28,5 из 30 дорожных карт, острые вопросы касались цен на газ и компенсации налогового маневра по нефти. Также добавил, что первые сроки по договоренностям существенно сдвинутся. Мишустин заявил, что «глубоко верит» в потенциал Союзного договора с Беларусью, а также добавил, что страны смогут обсудить цены на энергоносители после окончательного консенсуса по всем дорожным картам. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе российского кабмина. РБК узнал о планах углубленной интеграции Беларуси и России На переговорах об интеграции России и Беларуси Москва предлагала создать 12 наднациональных органов. В их числе — единый эмиссионный центр, счетная палата и суд Союзного государства, единый таможенный орган, единый орган по учету собственности Союзного государства, единые налоговый и антимонопольный органы, а также единые регуляторы в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства, связи.
Также издание указывает, что с 2021 года Банк России и Нацбанк Белоруссии должны перейти к работе в рамках межгосударственного договора о едином финансовом надзоре, а одной из дорожных карт станет план министерств экономики двух государств по объединению отраслевого регулирования. Программа не затрагивает оборонную сферу, а также государственную безопасность, судебную систему и охрану правопорядка, образование, медицину, науку и само государственное управление. Вместе с тем, по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, информация о программе экономической интеграции России и Белоруссии носит предварительный характер. Основным проблемным моментом в этом процессе может стать именно экономический сектор, считает Сергей Маргулис. Объёмы российской и белорусской экономик, которые в принципе несопоставимы, — главное препятствие на пути интеграционного процесса», — пояснил эксперт. Разный уровень экономического развития двух стран требует тщательной проработки всех планов по интеграции в этих сферах, считает и Владимир Жарихин. Некоторые моменты было непросто согласовать, но сейчас это удалось сделать», — считает политолог. Реакция Запада Эксперты напоминают, что процесс интеграции России и Белоруссии вызывал недовольство со стороны стран Запада. Владимир Жарихин в разговоре с RT напомнил, что представители западных политических кругов пытались убедить политическую белорусскую элиту, что движение на Запад выгоднее, чем на Восток. Наша задача — не обращать внимание на попытки атлантического истеблишмента препятствовать этому процессу», — отметил эксперт.
Главные новости
- Почему России следует подождать с интеграцией Беларуси
- Лукашенко: Союзу Беларуси и России удалось предвосхитить сегодняшние «тектонические сдвиги»
- Союзное государство — Википедия
- Союзный поворот: Что пишут западные СМИ о сближении и интеграции России и Белоруссии
- Лукашенко: Беларусь и Россия – образец союза суверенных народов
Что такое Союзное государство
- Мишустин: интеграция с Белоруссией серьезно помогает в преодолении последствий санкций
- Лукашенко: Беларусь и Россия – образец союза суверенных народов
- Кому выгодно существование Союзного государства России и Беларуси
- Беларусь и Россия
- Военная база, углубление интеграции и сдача госпредприятий
- Регионы – основа союзного строительства
Лукашенко: Беларусь и Россия – образец союза суверенных народов
Причин должно быть, как минимум, две». И здесь также. Само по себе СВО не внесло радикальных изменений в геополитические расклады для Белоруссии. Ее обусловленная географией транзитная роль между Россией и Западом стала снижаться во время ковидных ограничений и даже раньше. В последние два года транзит через Белоруссию сократился не только количественно. Сжалась номенклатура транзитных грузов, уменьшилось количество пунктов перевалки грузов в связи с конфликтом с Литвой и прекращением транзита через Клайпеду.
Старт СВО транзитную роль Белоруссии окончательно нивелировал, и интеграция с Россией стала для страны просто вопросом выживания. Когда многовекторность перестает работать — Тем не менее СВО окончательно лишила Лукашенко прежнего пространства для маневра. Если раньше он мог обращаться то в сторону Брюсселя, то Пекина, то Москвы, то теперь он накрепко привязан к России. Можем ли мы говорить об известной эрозии внешнеполитической стратегии Минска, которая произошла в этом году? Такое географическое положение дает преимущества, но и таит в себе опасность того, что военные конфликты не обойдут стороной белорусскую территорию.
Конечно, в постсоветский период стратегически выгодное положение Белоруссии Лукашенко пытался использовать как мог. Минск был площадкой ОБСЕ для нагорно-карабахского урегулирования, затем там были проведены несколько раундов переговоров по Украине. Однако проблема заключается в том, что преимущества своего географического положения белорусы могли использовать только в кооперативной международной среде, в которой сам по себе консенсус не менее важен, чем его содержание. Теперь от этого не осталось и следа. Так что можно сказать, что и эта часть белорусской внешнеполитической стратегии по объективным причинам уходит в прошлое.
Нейтральные медиаторы и посреднические площадки никому больше не нужны. Многовекторность также уходит в прошлое, причем не только в случае Белоруссии, но и остальных постсоветских стран. Слишком сильны противоречия и слишком далеко разведены стулья для того, чтобы пытаться усидеть на двух сразу. Скорее, все приближаются к формуле «кто не с нами, тот против нас». И у того же Казахстана или Узбекистана это неплохо получается.
И дело не только в том, что появилось немало новых «ограничителей», а еще и в том, что из многовекторности теперь очень сложно извлечь пользу. Так что на смену этому подходу, по всей видимости, придет выжидательная позиция малых стран. Если мы предполагаем дальнейшую эскалацию и даже не исключаем прямой крупномасштабный военный конфликт России и Запада, то многие страны предпочтут находится в стороне в качестве наблюдателей. Это совсем не то же самое, что многовекторность. Сейчас даже невозможно предсказать, какой будет конфигурация сторон конфликта в ближайшие годы.
Допустим, можно ли было понять, кто с кем будет воевать во Вторую мировую войну незадолго до ее начала в 1938 году? Как специалист изначально по межвоенному периоду я хорошо помню многочисленные версии и сценарии того времени, которым не суждено было реализоваться. Кто мог подумать даже в 1940 году, что западные державы, которые поставляли вооружения и отправляли волонтеров в Финляндию, что они очень скоро сами окажутся союзниками СССР?
Однополярный мир, выстроенный вокруг "исключительной" роли США, стал утопией. Внешнюю политику Вашингтона критикуют даже некоторые американские политики. Санкции коллективного Запада в отношении России и ее стратегического союзника получили обратный эффект. Экономика ведущих стран ЕС, например, Германии и Франции демонстрирует спад.
Заманчиво, ничего не скажешь. Но… С другой стороны, подобная интеграция, например, в качестве нового федерального округа в составе Российской Федерации, будет крайне негативно воспринята на Западе, а также среди определенных слоев самого белорусского общества.
Казалось бы, какое нам дело до реакции Евросоюза или США? По идее, никакого, но не будем забывать, что ни одна соседняя страна, кроме России, не признала легитимным переизбрание президента Лукашенко на очередной срок. Более того, в Литве имеется своя альтернативная «президент Света», с которой в любой момент можно отряхнуть пыль и вновь выдвинуть вперед. Коли не признали на Западе законность правления Александра Лукашенко, то не признают и подписываемые им документы, и последующий «аншлюс» Белоруссии. И это серьезно. О возможных экономических санкциях против Минска за «дело Протасевича» уже говорил в интервью агентству France Presse Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель: В понедельник главы государств и правительств [Евросоюза] попросили нас предложить секторальные санкции. То есть, под ограничения и риск вторичных санкций могут попасть важнейшие статьи белорусского экспорта. А еще через Белоруссию в Польшу и другие страны идет нефть через трубопровод «Дружба». Полеты через Беларусь запрещены, заодно белорусским компаниям закрыты европейские аэропорты.
Страна фактически находится в воздушной блокаде, а в администрации французского президента Макрона говорят о тотальной транспортной блокаде. Для экономики небольшой страны это может стать тяжелейшим ударом.
Важно, что участники интеграции вскоре заметили допущенные ошибки и попытались исправить их в новом документе. В декабре 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Он отличается от первого договора тем, что в нем тесная интеграция базировалась уже на более конкретных правилах. Однако через несколько лет союзного строительства стало понятно, что у Беларуси и России разные взгляды на государственный суверенитет, отличаются в чем-то и экономические подходы к решению обоюдно значимых вопросов, есть различия в государственных стандартах и др. Это время осталось в памяти белорусов и россиян как период так называемых нефтяных, газовых, молочных, мясных войн. Разногласия были и по поводу введения единой валюты — российского рубля, общего бюджета, единого эмиссионного центра и др.
Это можно назвать одной из ошибок союзного строительства, которая объясняется благородным желанием ускорить процесс интеграции, а также недостатком опыта. Вопросы введения единой валюты, общего бюджета, единого эмиссионного центра решаются, как показывает практика других успешных интеграционных объединений, не в начале интеграции, а при ее завершении. На наш взгляд, другой серьезной причиной разногласий явилась также предпринятая Россией попытка доминирования в интеграционном процессе. Исправить ситуацию помогла жизнь и постепенная кристаллизация единого понимания национальных интересов и государственного суверенитета политической властью интегрирующихся стран, что потребовало от России, как более крупного и сильного государства, принять принцип равноправного с Беларусью партнера. Важно также понимать, что все время после распада Советского Союза США и Западная Европа пытались различными способами не допустить интеграционных процессов на постсоветском пространстве. С этой целью в 2009 году Европейским союзом было создано «Восточное партнерство», куда включили и Беларусь. Союзное государство постоянно находилось под прицелом наших западных недругов. И то, что, несмотря на все сложности, оно выстояло, укрепилось и пришло к новому этапу своего развития, — самый сильный аргумент в пользу многовековой духовной близости россиян и белорусов.
Флаги разные, мотор — один. История союзного строительства зафиксировала следующий факт: с 2000 года выполнено 69 союзных программ [1]. Согласно заявлению В. Путина, за 2021 год более чем на треть увеличился белорусско-российский товарооборот [2]. То, что сделано в сфере интеграции, уже дает конкретную отдачу в экономике наших стран. Это зарплата, рабочие места, уровень жизни, способность государств в период действия санкций оказать своим гражданам социальную поддержку и др. Успешная реализация предыдущих программ позволила заложить хороший фундамент для нынешнего этапа. Стороны сумели наладить широкую кооперацию в разных областях промышленности, космической сфере, в развитии сотрудничества регионов обоих государств и др.
Вот лишь несколько примеров. В Елабуге много лет успешно действует совместное предприятие по производству минских тракторов. Белорусские тракторостроители предложили российским партнерам новую линейку тракторов с улучшенными потребительскими свойствами. Техника привлекательна ценой и оснащена высокоэффективным двигателем, собранным в Российской Федерации. Белорусские моторостроители и их российские партнеры в 2019 году поставили амбициозную задачу — создать вместо дизельного мощный шестицилиндровый газопоршневый двигатель для автомобилей, тракторов, комбайнов и других тяжелых машин. Минчане отвечали за механическую составляющую нового двигателя, россияне, которые накопили большой опыт переоборудования дизелей в газопоршневые, — за газовое оборудование. Белорусско-российский двигатель создан. Он позволяет заменить дизельное топливо на природный газ, что значительно сокращает расходы на эксплуатацию, существенно снижает вредные выбросы в атмосферу [4].
И таких примеров много, экономики наших стран довольно тесно переплетены. Россия занимает первое место по размеру прямых инвестиций в белорусскую экономику, примерно 4 млрд долларов. В Беларуси работают около 2,4 тыс. Беларусь занимает первое место среди торговых партнеров России в СНГ и четвертое — в мире [5]. Аргументы жизни. Сильнее всего польза белорусско-российской интеграции проявилась в защите интересов простых людей, решении важных социальных вопросов: гражданам Беларуси предоставляется облегченный доступ на рынок труда России, точно так же, как и россиянам в Беларуси. Это и равные права при трудоустройстве, и в оплате труда, режиме рабочего времени, охране и условиях труда, при получении образования, медицинской помощи и др. Достижения в социальной сфере серьезно укрепляют индекс человеческого развития в обоих государствах.
Учитывая, что и в Беларуси, и в России социальная политика является приоритетом, Союзное государство намерено выйти на реализацию еще более согласованной политики в этой чувствительной сфере. Они были введены в связи с ковидом. Отменены также и меры санитарно-карантинного контроля. Предусматривается строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Москва — Минск и Санкт-Петербург — Минск. Свободное передвижение людей важно само по себе, но его значение возрастает по мере развития экономического сотрудничества, гуманитарных, родственных контактов между людьми. Все это требует от парламентов двух стран дальнейшей гармонизации законодательства в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, охраны труда, равных прав граждан, сближения подходов по поддержке малообеспеченных категорий граждан. И парламентарии уже приступили к решению этих задач. Результатом сближения в социальной сфере станет еще более сильное ощущение и белорусом, и россиянином той нашей близости и общности, которая формировалась веками.
«После начала СВО интеграция с Россией стала для Белоруссии вопросом выживания»
Наращивание сотрудничества Белоруссии с Россией необратимо, даже если санкции Запада ослабнут. По ее данным, степень интеграции России и Беларуси будет едва ли не выше, чем у государств Евросоюза. Беларусь и Россия являются друг для друга важнейшими торгово-экономическими партнерами. На прошедшей неделе произошло знаковое событие: президенты России и Белоруссии в ходе заседания Высшего госсовета утвердили все 28 союзных программ, подписав интеграционный декрет Союзного государства. Белоруссия сочтет атаку на союзников нападением на себя Россия и Белоруссия образуют Союзное государство.
Интеграция Беларуси и России
Интеграция России и Белоруссии серьезно помогает в преодолении последствий санкций, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Лукашенко озвучил прогноз экономического развития России и Белоруссии 5 апреля 2023, 20:35 "Очень серьезно помогает, у нас сейчас идет взаимодействие по целому треку вопросов — финансовый суверенитет, экономический суверенитет, промышленный", — сказал он в интервью Павлу Зарубину на телеканале "Россия 1".
И сейчас именно наше время. Сильные суверенные государства — сильный союз. Вот формула успеха любой интеграции», — заявил Александр Лукашенко. По словам главы государства, Беларусь и Россия пришли к обоюдному пониманию того, что Союзному государству необходимо достигнуть технологического суверенитета, но при этом сохраняя национальные интересы: «И мы уверенно это делаем и движемся к желаемому результату».
Эффективность этих мер подтверждается растущими показателями взаимной торговли. В 2021 г. Политика Создана Единая интегрированная система администрирования косвенных налогов, также реализуется соглашение 2022 г. Продолжается создание объединенных рынков нефти и газа двух стран и к подписанию готовится договор о формировании единого электроэнергетического рынка, сказал Путин. Россия и Белоруссия наращивают взаимодействие в сфере обороны, безопасности и военно-технического сотрудничества. Он сказал, что принято решение подготовить концепцию безопасности Союзного государства, где будут сформулированы задачи «взаимодействия в свете растущей напряженности на внешних границах наших государств и развязанной против нас санкционной и информационной войны». Всего в повестке ВГС, который прошел за закрытыми дверями, было семь вопросов, сказал госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, в их числе была и резолюция о подготовке концепции безопасности. Речь о размещении в Белоруссии стратегического ядерного оружия вслед за тактическим на ВГС не шла. О такой возможности Лукашенко говорил 31 марта в своем послании белорусскому народу.
Контекст встречи 5 апреля Путин с Лукашенко уже общались в Кремле.
В ходе встречи лидеры стран уже сделали ряд важных заявлений. А главной темой переговоров стало развитие интеграции и реализация союзного договора. Белорусский президент также предложил президенту России решить все спорные вопросы и подготовить программу действий по интеграции государств до 8 декабря 2019, к 20-летию Союзного договора.
Беларусь и Россия подписали межправительственное Соглашение о единой промышленной политике
Процесс интеграции России и Белоруссии после утверждения Высшим госсоветом (ВГС) Союзного государства совместных программ продвинулся, но не закончился. Белоруссия сочтет атаку на союзников нападением на себя Россия и Белоруссия образуют Союзное государство. Экономическая интеграция между регионами Беларуси и России будет усилена.
Регионы – основа союзного строительства
- Проблемы отложенной интеграции: что мешает Беларуси и России усилить Союзное государство
- Читайте также
- Почему России следует подождать с интеграцией Беларуси
- Эксперты оценили вероятность объединения России и Белоруссии 21 февраля
- В каком состоянии большая политическая стройка
- Не хватает доверия. Политолог оценил возможности интеграции Белоруссии и России