Новости когда башкирия присоединилась к россии

Тут найдется полное раскрытие темы -Условия и последствия присоединения Башкортостана к России, Загружено: 2008-12-09. В процессе добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству активное участие приняли местные Бии. Присоединение калмыков к Русскому государству оказалось положительным во многих отношениях и для России. Российские историки также утверждают, что башкирские беспорядки были в первую очередь вызваны тем фактом, что российское правительство нарушило условия, на которых Башкортостан присоединился к Российской империи.

Когда и каким образом Башкирия присоединилась к Русскому государству

Процесс присоединения Башкирии к Руси продолжался с 1553–1554 до 1557 года. Напомним, Башкирия граничит с Челябинской, Оренбургской, Свердловской областями, Пермским краем и республиками Татарстан и Удмуртия. Проект посвящен истории присоединения Республики Башкортостан к России, начиная с 1557 года и вплоть до периода Гражданской войны в России. Текст научной работы на тему «Добровольное вхождение Башкирии в состав России судьбоносное событие в истории многонационального народа страны».

Глава Башкирии дал интервью журналистам о присоединении к России новых субъектов

Она сообщает, что в мае 1557 года было получено доношение казанского воеводы князя П. Шуйского о том, что «башкиры пришли, добив челом, и ясак поплатили» 4, с. Впоследствии башкиры получили уже в Москве жалованные грамоты от Ивана IV, закреплявшие за ними право вотчинного владения своими землями. Карамзин в «Истории государства Российского» дополняет Никоновскую летопись интересной деталью дипломатических усилий Ивана IV по мирному привлечению восточных народов под крыло России: «Иоанн в сию несчастную землю — Казанское ханство и его владения, — наполненную пеплами и могилами, послал стряпчего Ярцева с объявлением, что ужасы рати миновали, что народы её могут благоденствовать в тишине, как верные подданные белого царя» 3, с. Сибирские башкиры, включая курганских, вошли в состав России в 1580—1590-х годах после разгрома Сибирского ханства. При оформлении принятия башкирами русского подданства с обеих сторон были выставлены определённые условия. Башкиры обязались платить ясак, «чем богата башкирская земля: пушниной и мёдом. Ясак натурой мог быть заменён денежным платежом. Некоторые должны были служить в войсках» 6, с.

Со стороны Русского государства башкирам гарантировались мир и защита от вторжения врагов. Царь признал за башкирами вотчинное право на землю. Также он обещал не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкир, не трогать религию, не применять насильственной христианизации населения. К чести Ивана Грозного надо сказать, что он не только сам выполнял все принятые обязательства, но и завещал своим венценосным потомкам не трогать и не обижать башкир. И его заветы строго выполнялись первые 100—150 лет после добровольного вхождения Башкирии в состав России. Например, глава 8 Соборного уложения царя Алексея Михайловича вновь подтвердила вотчинное право башкир на свои земли и запретила боярам, дворянам и другим «всяких чинов русским людям» покупать земли башкир. Соборное уложение, выпущенное на Московском печатном дворе в 1649 году, хранится в Российском государственном архиве древних актов. Оно было представлено в 2007 году на уникальной выставке архивных документов в честь 450-летия присоединения Башкирии в выставочном зале Федеральных государственных архивов.

По утверждению сотрудников Федерального архивного агентства, эта выставка, посвящённая только одному субъекту Российской Федерации, проводилась у них впервые. Напрашивается вывод о том, что мы мало уделяем внимания родной истории, особенно после окончания средней школы. Негативную роль играет и труднодоступность исторических документов в архивах страны, особенно центральных. Пользуясь президентской программой, надо сделать так, чтобы все документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, Российском государственном военно-историческом архиве, Госархиве Российской Федерации и исторических архивах субъектов Российской Федерации, имелись в российском сегменте Интернета. Что же обрела Россия в результате добровольного присоединения Башкирии? Президент М.

Уникальный памятник природы и истории — Капова пещера с древними наскальными рисунками. Поскольку она находится в заповеднике «Шульган-Таш», посещение ограничено лишь первым гротом, а рисунки можно увидеть на реконструкциях. В этом же заповеднике можно получить представление о народном башкирском промысле — бортевом пчеловодстве.

В Башкирии находится самый большой водопад Южного Урала — Гадельша. Здесь же расположен и самый красивый и оригинальный водопад Урала на мой взгляд — Атыш. На Уфимском плато встречаются интересные карстовые источники, в том числе крупнейший родник России — Красный Ключ. Стоит посетить и ещё более красивое подобное место — озеро-источник Сарва. Есть похожий объект и около Уфы — Голубое озеро. В горной части республики множество красивых вершин. А небольшая гора Янган-Тау в переводе с башкирского «горящая гора» уникальна тем, что из земли на поверхность выходят горячие газы. В равнинной части величественно возвышаются Стерлитамакские Шиханы. Увы, некоторые из них стали сырьём для производства соды.

Живописные и некоторые водохранилища: Павловское , Нугушское , Юмагузинское. В Башкирии много пещер. Из них можно отметить Лаклинскую , Киндерлинскую, Охлебининскую , Аскинскую ледяную и другие. Из исторических достопримечательностей интересны мавзолеи Хусейн-бека и Тура-хана , Ахуновские менгиры. В некоторых посёлках сохранились остатки старых заводов: Тирлянский , Воскресенское, Верхотор, Кага. Больше природных парков, чем здесь, нет больше нигде на Урале. В Башкирии сохранилась самобытная культура. Здесь много крепких деревень и сёл, так контрастирующих с русскими умирающими деревнями на Урале. Так много живности, как в башкирских селениях, в наших краях не встретить больше нигде.

Из-за этой особенности по местным дорогам нужно ездить осторожно: за одним из поворотов на дороге может запросто стоять стадо коров или табун лошадей. Летом вызывают восхищение многочисленные красивые поля с цветущими подсолнухами. В Дуванском и Белорецком районах снимали популярный советский сериал «Вечный зов» — один из шедевров отечественного кинематографа. В частности, интересно побывать на скале Сабакай на реке Юрюзань, которая не раз показывалась в кадрах фильма. На сайте проекта «Ураловед» вы найдете подробные описания достопримечательностей Республики Башкортостан , а также наиболее интересных населённых пунктов.

В результате долгого процесса усмирения местного населения и присоединения территории, Башкирия в конце концов оказалась в составе Российской империи. Этот процесс закончился окончательной русской заселенностью Башкирии в XIX веке. Уникальное сочетание башкирской и русской культур оказало большое влияние на современное развитие Башкирии и формирование ее идентичности. Процесс присоединения Башкирии к России В период прихода Русской империи на Башкирскую землю, существовали различные формы взаимоотношений между башкирским народом и русскими властями. В начале XIX века, Россия начала активные действия по присоединению к своей территории различных казачьих войск, включая Башкирское войско.

В 1870-е годы Российское правительство приступило к активным мерам по полному уничтожению самостоятельности Башкирского войска. В 1878 году было принято «Положение о Башкирском войске», которое лишало войско самостоятельности в правительственных и военных вопросах. В начале XX века, в 1917 году, в результате Февральской революции был сформирован Башкирский национальный комитет, который выступал за автономное положение Башкирской территории в составе Российской Федерации. В 1919 году, союзники Великой Октябрьской социалистической революции, подписали Башкирскую контрреволюционную протопись, в которой было признано право башкирского народа на национально-государственное самоопределение. В 1936 году Башкирия была преобразована в Башкирскую Советскую Социалистическую Республику, а в 1990 году получила статус Республики в составе новообразованной Российской Федерации.

Основным документом, свидетельствующим о вхождении башкирского народа в состав Русского государства, является Никоновская летопись. Она сообщает, что в мае 1557 года было получено доношение казанского воеводы князя П. Шуйского о том, что "башкиры пришли, добив челом, и ясак поплатили". Впоследствии уже в Москве они получили жалованные грамоты от Ивана IV, закреплявшие за ними право вотчинного владения землями.

В них, а позже в "Соборном уложении 1649 года", под страхом конфискации имущества и государевой опалы "боярам, окольничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и из городов дворянам, и детям боярским, и всяких чинов русским людям поместным" запрещалось покупать земли у башкир. Умел давать клятву, умей и сдержать Хозяйственные связи, совместная охрана юго-восточной границы России, участие башкирских конников в походах русской армии в Ливонской войне второй половины XVI века, в ополчении Минина и Пожарского за освобождение Москвы в начале XVII века стали залогом дружеских отношений между русскими и башкирами. А прекратившиеся набеги дали стимул к развитию промышленности и росту башкирского населения. Однако со второй половины XVII века царское правительство начало было отступать от вековых договоренностей: были попытки захвата земель, насильственной христианизации. Башкиры ответили восстаниями и вынудили внести коррективы в политику Москвы. В переломные моменты этнос апеллировал к добровольному характеру своего подданства. В челобитной башкир всех четырех "дорог" от 26 февраля 1706 года на имя царя Петра I говорится, что "…деды и отцы их поклонились без спору и без войны и приехав из своей воли покорились" русскому царю. Еще яснее эту мысль выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме В. Татищеву от 2 августа 1736 года: "Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов.

А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею". Напоминая об этом властям, башкиры успешно добивались выполнения условий присоединения. Связанные судьбой Вхождение в состав России открыло для башкир новую страницу исторического развития. К концу XVI в.

Республики, входящие в состав России в 2024 году

А поскольку вся элита была уничтожена, то сама структура общества не предполагала появления вождей из народа. Местное население всегда существовало в рамках аллогенной элиты, а теперь ее нет. Соответственно, вопрос был решен окончательно. Если мы возьмем башкирское общество, то мы видим другую структуру — здесь нет аллогенной элиты, и это стало большой проблемой для интеграции башкир. Потому что во время восстания происходило уничтожение родовых лидеров, но на их месте тут же возникали новые. Потому что элита была своя, она не была привнесенной извне. Казанское же общество носило характер «химеры». То есть элита пришлая, неукоренившаяся, мало посвященная в интересы низовых групп. А с другой стороны это традиционное общество земледельцев, которые здесь исконно существуют и не понимает интересы пришлой ордынской аристократии. У ордынской элиты это был язык, условно скажем, новотюркского типа, а основное население говорило на языке архаичном, палеотюркском, близким родственником которого в современности является чувашский язык. И изменение языка, переход от архаического чувашского языка на современный, тюркский, произошел поздно, и этот процесс занял несколько столетий.

Современные лингвисты пишут, что «кипчякизацию» казанских татар она относит к 15 веку. Именно в этот период происходит рассвет Казанского ханства. Почему это происходит? Все-таки это была ордынская элита, а все культурные и другие инновации идут через элиту. Элита транслирует. В том числе и свои этнические ценности. Но этот период — достаточно короткий. Я повторяю, элита не стала частью местного населения.

Также в республике много санаториев, баз отдыха, лечебниц. Здешняя природа располагает к отдыху и лечению. Много заповедников, лесных территорий. Карелия — один из главных туристических центров страны. Здесь шикарная природа, много интересных памятников. Отлично идет рыбалка и охота. Незабываемой красоты Белое море, озёра и реки. Кроме туристической отрасли Карелия известная эффективно работающей промышленностью — бумажное и деревообрабатывающее направления, производство строительных материалов, лесная и горнодобывающая отрасли. Крым присоединился к России в 2014 году после проведения референдума. Большая часть населения выступила за возвращение к русским корням. С тех пор Крымская республика является субъектом РФ и её главным туристическим центром. После воссоединения с Россией в Крыму установили новую Конституцию, новые органы власти, республиканскую символику. Сейчас Крым является самым дотационным регионом РФ, финансирование происходит на уровне десятков млрд. Что такое республика и ее история Республика — это государственное образование, которое не наделено статусом суверенитета, но имеет право на установление собственного государственного языка, конституцию, республиканскую символику.

В середине века взаимоотношения перечисленных стран с Русским государством серьезно осложнились. В этой обстановке царское правительство повело наступление на Казанское ханство и в 1552 г. Дальнейшему ухудшению их положения способствовали свирепствовавшие как раз в эти годы засуха, голод, чума. Конкретный ход вхождения происходил следующим образом. Западные и северо-западные башкиры — енейцы, байлярцы, гайнинцы, уранцы и другие, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г.

Не находя для себя простора в землях, входивших в состав прежних мусульманских ханств, поборники общественного строя, основанного на господстве князей и мурз, ревнители веры Магомета, обратили внимание на Башкирский край, как на сподручный для себя притон. Открывшаяся тут, в этом пункте, борьба была, таким образом, борьбою Русских не с полукочевым только, отстаивавшим свою независимость и обычаи родового быта, Башкирским народом, но и с старым магометанством, была продолжением борений их с магометанами, имевших место в XV и XVI веках»[150]. Не будем всё же в связи с приведёнными выдержками обращаться к теме башкирских восстаний в Российской империи. Это отдельная тема. Только несколько слов. Во-первых, уже только приведённые выдержки не позволяют относить их все к чисто башкирским выступлениям. А во-вторых, сами же башкиры, наоборот, вполне даже активно участвовали в подавлении этих восстаний. Мало того, в рапорте начальника Башкирской комиссии приводятся данные, что в его распоряжении имеются 4 267 человек регулярных войск и 7 045 иррегулярных, что вместе составляет 11 312 человек. Причем «верные башкиры» в последних были числом в 4 455 человек. И в череде этих выступлений, следует особо отметить, что самым идейно выдержанным и самым результативным по послаблениям царских властей для тюрко-мусульман, и действительно восстанием, а не рядовым бунтом, оказалось восстание под водительством муллы Б. Причин этих восстаний было много, и главными были причины экономического и социального характера, в приведённой же нами выдержке Н. Фирсов особо подчёркивал религиозную составляющую антироссийских башкирских восстаний, так ведь восстание под именем Батырши более чем какое либо было именно с этой составляющей. Как бы к слову, отметим, что национализм башкир, всегда был и есть для властей второстепенным негативно воспринимаемым явлением, чем татар, и к тому же, и даже в особенности, большая татар, чем у башкир, приверженность мусульманской религии. В смысле положения Ислама в крае, причём, сохранившимся уже даже в позднейших временах существовании Российской империи, и о его, скажем так, самых активных последователях и проводниках, очень интересна небольшая книга С. Эта работа примечательна ещё тем, что она обращена именно к Северо-Западу края, к характеристике населения Уфимской губернии. Сразу же, обращает внимание, что С. Рыбаков начинает своё повествование не с упоминаний прежних аборигенов края, не с самых коренных её жителей, как утверждают, а, в общем-то, с пришлого народа, татар. Прежде чем продолжить далее, здесь необходимо всё же сказать несколько слов о самом авторе С. Так ведь он приверженец иного, христианского вероисповедания, и, в общем-то, по определению, противник мусульманской религии. Вместе с тем, именно в татарах он видит главных противников своей религии, но, и осознает их достойными соперниками, и даже несколько восхищен ими. Можно, наверное, даже сказать, что большему мешает только разность вероисповеданий. И надо заметить, что книга этого автора пестрит во множестве преимущественным обращением к имени татар, причём с обязательным подчеркиванием, выделением определяющей и лидирующей их роли в крае, и в частности, или в особенности в приверженности их Исламу, и в пропаганде ими мусульманской религии. Автор писал: «Уфимская губерния является инородческую по преимуществу: русское население составляет там меньшинство; будучи населена главным образом инородцами-магометанами и отчасти язычниками, она по праву может быть названа магометанской: пребывание в этой губении татар-помещиков, дворян и высшего духовного главы мусульман восточной России — муфтия, влияние которого распространяется не только на Европейскую Россию, но и на Сибирь, настойчивые, напряженные происки распространителей ислама среди язычников и крещённых, — всё это делает Уфимскую губернию по истине Магометовым царством, по выражению Н. Это есть та губерния, где ислам с особенным успехом культурно борется с нами и где наши просветительные усилия до сих пор мало плодотворны и успехи ничтожны, если не плачевны. Между тем Уфимская губерния лежит не где нибудь в далёкой Азии, а в той же Европейской России, почти рядом с центрами русского просвещения: Казанью, Москвою … Было бы печально для русской культуры, поражением для деятелей русского просвещения, если бы мусульманская культура и образованность в лице татар одержали перевес над нашими просветительными усилиями. Уже не в первый раз отмечаются особые успехи ислама в Уфимской губернии; для ревнителей просвещения последняя даёт широкое поле деятельности и пусть, пока ещё не поздно, приложат здесь свои руки все те, кому надо делать это по долгу или в силу внутренней потребности… ради оживления, освежения и углубления своей жизни. Пусть приложат, пока ещё не поздно…»[153]. Рыбаков, переходя непосредственно к описанию населения Уфимской губернии, подчеркивая преобладание в регион мусульманского населения, оговаривается: «Кроме русских, в Уфимской губернии проживают еще следующие народности: татары, башкиры, чуваши, черемисы, мещеряки, тептяри, мордва, вотяки, евреи и др. И действительно, начинает собственно описание населения губернии именно с татар. Приведем как есть эту его характеристику: «Татары.

Условия и последствия присоединения Башкортостана к России

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Официальной датой вступления Башкирии в Российское государство считается 1557 г. 1552-1557. Присоединение большей части Башкирии к Русскому государству. В 1557 г. Россия завершила присоединение основной части Башкирии, находившейся под властью Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств. Сегодня в Уфе начались торжественные мероприятия, посвященные 450-летию вхождения Башкирии в состав России. В результате усиленной внешней политике русского правительства на Востоке, падение казанского и Астраханского ханства и признание Ногайской орды своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России.

Присоединение башкирии к русскому государству

Сегодня в Уфе начались торжественные мероприятия, посвященные 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Следует также отметить, что присоединение Башкирии к России произошло не сразу после взятия Казани, а несколько лет спустя — в 1557, г. Думается, это позволяет заключить. Монумент Дружбы был заложен 50 лет назад в честь 400-летия присоединения Башкирии к России; открытие памятника состоялось в 1965 г. Сегодня в Уфе начались торжественные мероприятия, посвященные 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Присоединение Башкирии к России — вхождение территории Башкирии в состав Российского государства на основе соглашения.

Б. Присоединение Башкирии к России

Радий Хабиров поделился приятной новостью Фото:c личной страницы Радия Хабирова в соцсети. За три года более 5,5 тысячи земляков вложили в свою малую родину более 1,3 млрд рублей. Реализовали свыше 25 тысяч инициатив.

Он передавался устно из поколения в поколение, был записан на бумагу лишь в начале XX века. Эпос состоит из 4 576 поэтических и 19 прозаических строк. Немного истории Самые ранние следы пребывания человека на территории Башкирии найдены на стоянке Мысовая на озере Карабалыкты , относящейся к раннему и среднему палеолиту. Внутри пещеры найдены древние наскальные рисунки с изображениями мамонтов, шерстистых носорогов и даже верблюда. Они относятся к позднему палеолиту.

Примерный возраст рисунков от 14,5 до 40 тысяч лет. По одной из версий, именно на территории Башкирии впервые приручили лошадь. Первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в сочинениях Геродота V век до н. В X веке Ал-Балхи писал о башкирах как о народе, разделённом на две группы, одна из которых обитает на Южном Урале, другая — около Дуная, близ границ Византии. В том же веке Ибн Русте отмечал, что «башкиры — народ самостоятельный, занимающий территории по обеим сторонам Уральского хребта ». В начале II тысячелетия н. Большая часть территории вошла в состав Русского государства в середине XVI века к 1557 году, когда был подписан официальный акт , а оставшаяся зауральская часть — к середине XVII века.

Башкиры занимали обширную территорию от левого берега реки Волги на западе до верховьев реки Тобол на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения реки Яик Урал на юге. В обмен на воинскую повинность и поставку пушнины и мёда башкирам дали вотчинное право на землю, возможность иметь собственную администрацию, войско, религию. В 1574 году был построен Уфимский острог, вскоре ставший городом Уфа. Это была первая русская крепость на территории Башкирии. После присоединения Башкортостана к России на его территории был образован Уфимский уезд. Кроме того, башкиры принимали активное участие в Крестьянской войне, поддержав Пугачёва. В 1744 году основная часть территории вошла в Оренбургскую губернию.

В 1781 году была преобразована в Уфимское наместничество, с 1796 года — вновь Оренбургская губерния, в 1865 году разделена на Оренбургскую и Уфимскую губернии. Уфимская губерния состояла из Уфимского, Белебеевского, Бирского, Златоустовского , Мензелинского и Стерлитамакского уездов. В советское время тут развивалась промышленность и сельское хозяйство. В годы Великой Отечественной войны сюда был эвакуирован ряд заводов. В послевоенный период активно развивалась нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. С 25 февраля 1992 года имеет современное название. Абсолютные высоты лежат в пределах от 62 до 1640 м.

Присоединение Башкирии к Русскому государству Присоединение Башкирии к Русскому государству 0 1 556 Добровольное вхождение в состав соседнего государства — довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием особенностей социально-политического положения башкир и крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжья в середине XVI в. В первой половине XVI в. Эти государства переживали период феодальной раздробленности и междоусобиц, что отрицательно сказывалось на положении башкир.

В середине века взаимоотношения перечисленных стран с Русским государством серьезно осложнились.

Нет единого мнения также и о характере и датировке вхождения»[134]. И, в общем, сам же отвечает на первое, о характере присоединения: «В настоящее время следует считать доказанным, что принятие башкирами российского подданства было со стороны башкирских племен осознанным добровольным актом»[135]. У нас, конечно же, нет никаких возражений этому, тем более что это событие в республике отмечается как большой праздник.

Оговоримся только, что в ответе написано всё же правильнее, происходило присоединение башкирских родов и племён, а не некоего Башкортостана. Не существовало такой государственности, во всяком случае, на тот момент. А бытовала ли ранее какая-либо государственность, хотя бы в качестве объединений некоторых отдельных башкирских племён, да ещё и с древнейшими городищами, о чём пишут, надо бы доказательнее всё же обо всём таковом писать. Согласимся, и со вторым от З.

Еникеева в отношении сложности «датировки вхождения ». Действительно, то эпохальное присоединение или вхождение башкир в Русское государство происходило вполне растянуто по времени. Причём происходило это очень пошагово, практически почти как «степ бай степ» отдельными родами, племенами и даже отдельными челами. За последнее можно посмотреть небольшую, но очень убедительную статью д.

И прописано: «Вопреки сложившемуся в нашей историографии мнению о том, что башкиры принимали подданство по родам, документ показывает, что подчинение российской администрации предполагало различные варианты, в том числе, и в виде поступления на службу русскому царю»[137]. От себя повторимся, что по содержанию статьи, ведь даже отдельными челами. И повторимся с вопросом, какую же присоединявшуюся башкирскую государственность всё это представляло. Причём ведь даже утверждают, что, и, с населением практически монолитно башкирским.

Позволим все же себе, знак вопроса и здесь не ставить. Очень, скажем так, интересно об том эпохальном событии присоединении к Московии прописано Р. Янгузиным совместно с Ф. Разумеется, всего этого могло не быть, если бы не было развитых политических традиций.

Думается, это позволяет заключить, что зависимость башкир от Казанского ханства в этот период не была абсолютной и имела несколько призрачный и формальный характер и время от времени прерывалась. Это было лишь делом времени и случая. Вот ведь даже как пишут, но не будем обсуждать сиё, предоставим это другим. Заметим только что начало этой выдержки вполне созвучно выше приведённому выводу З.

Еникеева из предыстории башкирского народа перед этим эпохальным присоединением. По нашему же мнению, происходило присоединение башкирских, а, в общем-то, тюркских и возможно даже иных родов и племён в состав России, но никак не некоего Башкортостана. Не существовало такой государственности, во всяком случае, на тот момент, да и в обозримом прошлом тоже. И как уже было отмечено этот процесс вхождения тюркских, башкирских родов и племен Южного Урала в состав Русского государства происходил пошагово и очень растянуто по времени.

Добавим к этому: «Как свидетельствуют шежере, каждый башкирский род племя принимал решение войти в состав России и действовал по осуществлению принятого решения самостоятельно. Он посылал в Казань своих представителей с изъявлением воли и стремлений населения общины и отсылал с ними ясак царю вне зависимости от остальных родо-племенных образований. Возможно, имели место отправления в Казань объединенных посланников от имени нескольких родов, как, например, кыпсаки, усергане и тамьяне»[139] Никоновская летопись отмечала: «А сам государь послал всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты… чтобы шли к государю, не боясь ничего, а кто лиха чинил, тем Бог мстил, а их государь пожалует, и они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям»[140].

Радий Хабиров поделился приятной новостью

Трепавлов и др. Существуют расхождения по наименованию процесса, одни называют его как вхождение, другие — присоединение. Также есть дискуссии при определении точной даты и существуют альтернативные версии данного исторического факта [1]. Данный факт обусловил неодновременное принятие ими Московского подданства и значительно осложнило процесс. После завоевания Казанского ханства царь Иван IV обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства. На башкирские земли бывшего Казанского ханства стали претендовать различные группы ногайских мурз и сибирские правители. Начались междоусобные войны, которые усугубились стихийными бедствиями в регионе — голодом и чумой [2]. Ко второй половине XVI века относится уход ногаев с территории Башкирии за Волгу и далее на запад в направлении Кубани , или на юг, в районы Каспийского и Аральского морей. Во время народных собраний йыйынов башкирских родов были избраны представители и организовано посольство в Казань , а затем в Москву для ведения переговоров. В 1554—1557 годах переговоры с царским наместником в Казани боярином А. Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры — байлар , буляр , гайна [3] , ирэкте , каратабын , уран , а затем центральные — мин и юрматы , юго-восточные — бурзян , кыпсак , тамьян , усерган [4] , восточные племена башкир — табын , кудей и другие.

Заключительным этапом вхождения башкир в состав Русского государства была поездка в 1557 году их послов в Москву, где завершились переговоры с московскими властями, и башкиры получили жалованные грамоты от царя Ивана IV. В грамотах были изложены основные условия присоединения, предводители башкирских племён были пожалованы в тарханы и князья, а некоторые произведены в старосты.

Башкирия — один из многонациональных регионов России, где проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. В этом регионе сохранилась многовековая культура и народное творчество. Башкирия является важным центром экономики, науки и образования в России. Великий князь Московский пригласил послов башкирских племен, чтобы предложить условия вхождения в Россию. Послам были жалованы тарханные грамоты, согласно которым башкиры стали подданными России.

Как отмечалось на 15-летии современного Башкортостана, по основным экономическим показателям он вошел в первую десятку регионов России. Это 2-е место по продукции сельского хозяйства, 7-е - по промышленной продукции, инвестициям в основной капитал, подрядным работам и платным услугам населению, 8-е - по валовому региональному продукту, 5-е - по вводу жилых домов, 9-е - по обороту розничной торговли. По внешнеторговому обороту республика также стоит в первой десятке регионов. Башкортостан надежный донор федерального бюджета, занимает 8-е место по поступлениям доходов в бюджетную систему страны. Современный Башкортостан ведет широкую внешнеэкономическую деятельность со всеми регионами России, а также с почти 90 зарубежными странами. Количество стран - торговых партнеров республики - за этот период увеличилось в три раза, а объем торгового оборота - в 6 раз. Проводятся крупные конгрессы, выставки, презентации. Автори- тетные международные агентства постоянно повышают инвестиционные рейтинги республики, которые сопоставимы только с главными центрами страны. На основе устойчивого экономического роста сделан несомненный рывок в социальной сфере в повышении жизненного уровня людей.

За 15 лет было построено жилья почти на 25 млн. Средняя обеспеченность жильем возросла с 15,2 до 18,9 кв. Ежегодный ввод жилья в республике превышает показатели нескольких соседних регионов, вместе взятых, и в расчете на 1000 жителей - средние данные по стране. Неуклонно растут денежные доходы населения. За эти годы количество легковых автомобилей в собственности граждан выросло в 3,1 раза. Улучшаются обеспеченность мебелью, бытовыми приборами, одеждой, в целом структура потребления. Преобразился рынок товаров и услуг, создана развитая сеть современной торговли и сервиса. Разительно изменился облик городов и сел. Теперь в этом участвует не только государство, но и частная инициатива, предпринимательство, крупные российские и республиканские компании.

Создана комплексная система социальной поддержки материнства, многодетных семей, детей, ветеранов, пенсионеров, инвалидов, молодежи. По многим направлениям социальной политики действуют целевые программы. Произошли сдвиги во всех звеньях социальной и духовно-культурной политики. Как никогда много построено школ, больниц, здравниц, дорог, мостов, спортивных сооружений. За 15 лет введено общеобразовательных учреждений - на 162 тыс. Санаторно-курортная система - одна из лучших в стране. В эти годы введены в строй учреждения культуры клубного типа - на 61 тыс. Одновременно открываются театры, филармонии, Дворцы культуры, библиотеки, музеи, укрепляется их материальнотехническая база. По многим показателям в этой сфере республика - на первых местах в стране.

Республика показала себя действенной формой реализации государственной региональной и национальной политики в России. Действуют 64 национально-культурных объединения, из них 8 национально-культурных автономий. Созданы 14 национальнокультурных центров. Учреждена Ассамблея народов республики с Домом дружбы народов. Создана система национального образования, где изучаются 14 родных языков и на 6 ведется преподавание. Более двух третей школьников нерусской национальности учатся своему родному языку. Традиционные религии вносят заметный вклад в укрепление мира и согласия, духовно-нравственное оздоровление и консолидацию многонационального и поликонфес-сионального населения, в сохранение и развитие национальных, культурных традиций. На 1 января 2005 года в республике действовали 7 религиозных центров, 1256 религиозных объединений. Численность религиозных общин за годы преобразований возросла почти в полтора десятка раз.

Конечно, еще немало нерешенных про- блем, общих для всей страны. Переход к новому строю и другому типу экономики не дал и не мог дать сразу высоких результатов. К сожалению, то, на что в западных странах ушли столетия, Россия осуществила за считанные годы.

Тем не менее между ними разрыв, потому что башкиры платят дань — ясак ногайскому правителю, а ногаи освобождены от этой тяжкой повинности. Здесь водораздел происходит по древним степным традициям, как это было, например, у монголов, когда были племена-господа, а были потерпевшие поражение, зависимые племена. Если мы берем Казанское ханство и плохо изученную ситуацию в Сибирском государстве, то мы видим совершенно иную систему. В Казанском ханстве представители башкирских родовых структур интегрируются в систему Казанского государства как служилые сословия. Даже по замечанию современных казанских исследователей, в документах, где перечисляются этносы и сословия Казанского ханства, мы редко находим этноним «башкир».

Современный исследователь Исхаков отметил, что башкиры скрывались под термином «тархан». А кто такие тарханы? Это служилые сословия, обязанные нести военную службу. То есть башкиры в Казанском ханстве — это военно-служилое сословие, которое получало привилегии от государства. Элита государства нуждалась в военной коннице, прежде всего для охраны восточных границ. И мы видим определенный процесс переселения части башкирских родов из центра Ногайского государства ближе на запад, к пределам Казанского государства. То есть туда, где башкиры все-таки интегрировались в служилые слои, в структуру элиты, а не в позиции покоренного народа. Что это за государство?

В современной историографии Татарстана Казанское ханство объявляется ни много ни мало национальным государством татар. Тогда вопрос — как это понимать, что такое татары и какова структура этого Казанского ханства? Если автор этого термина знаком немного с политологией и социологией, то он должен понимать, что сам концепт национального государства неприемлем для этой эпохи и для этой территории. Мы знаем, что национальные государства образуются значительно позже и в Западной Европе, в 18-19 веке. Здесь же мы видим классические сословные образования, в которых национальная принадлежность — это совершенный модернизм. О каком национальном государстве может идти речь, если элита Казанского государства представляла собой классических ордынцев, то есть знать Золотой Орды, а местное население этнически принадлежало к древнему булгарскому населению? Последние исследования сословного строя Казанского ханства показывают, что к середине 16 века, ко времени падения Казани, элита этого государства не укоренилась.

Сообщить об ошибке

Библиотекарь, основываясь на свидетельствах древних и современных исследователей, рассказала историю башкирского народа, объяснила предпосылки добровольного присоединения башкирских племен к Русскому государству. Читайте о Как присоединили Башкирию к России?, а также другие интересные статьи о Сибири на сайте Это Сибирь! В результате усиленной внешней политики русского правительства на Востоке, падения Казанского и Астраханского ханств и признания Ногайской Ордой своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России. Российские историки также утверждают, что башкирские беспорядки были в первую очередь вызваны тем фактом, что российское правительство нарушило условия, на которых Башкортостан присоединился к Российской империи.

Присоединение башки р к Московскому государству

До вхождения Башкортостана в состав России их было три. Восточная Башкирия присоединилась к России после завоевания Сибирского ханства в 1598 году. В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Присоединение калмыков к Русскому государству оказалось положительным во многих отношениях и для России. Новости Башкортостана и Уфы. В результате усиленной внешней политики русского правительства на Востоке, падения Казанского и Астраханского ханств и признания Ногайской Ордой своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий