Пуховый платок Зимка может с легкостью стать любимым аксессуаром женщины или девушки, которые ценят классику, моду и стиль одновременно.
Выставка "Оренбургский пуховый платок на фоне Альп" открылась в швейцарском Берне
Поэтому 14 октября было выбрано днем для большого платочного праздника. В 2013 году праздник проходит в четвертый раз. Если Вы хотите личным примером поддержать народный художественный промысел пуховязния, дорожите памятными символами Оренбуржья и своей родословной, у Вас есть возможность стать участниками знакового события 2013 года, которое обязательно останется в истории не только Оренбуржья, но и России. План мероприятий: 15. Место проведения: 2 этаж Выставочного зала Оренбургского областного музея изобразительных искусств, ул. Володарского, 13 16.
Анализ литературы показал, что первым исследователем Оренбургского края, как одного из примечательных центров художественного ремесла Южного Урала, был известный русский историк и экономист П. Рычков, обративший внимание на уникальные свойства пуха местной породы коз и отметивший вязание пуховых изделий в работе «Опыт о козьей шерсти» 1766 [5]. Интерес вызвала статья на тему оренбургского пухового платка русского ученого и писателя В. Даля, проживавшего некоторое время в Оренбурге 1833 — 1841. В статье «О козьем пухе» 1835 он озадачен вопросами разведения пуховых коз и развития вязания пуховых изделий [3]. В ходе изучения литературных и интернет-источников [2, 3, 5, 6, 9] нами было определено, что город Оренбург был сформирован как крепость для охраны южных рубежей Российской Империи по указу императрицы Анны Иоанновны в 1743 году. Так же предполагались и экономические выгоды Империи от образования этого региона. Оренбургская губерния должна была стать пунктом крупной торговли с Казахстаном, Средней Азией, Индией. В новую губернию съезжались крестьяне, военные, купцы, дворяне из Среднего Поволжья и Центрально-Черноземного района. Таким образом, Оренбургская губерния уже в то время стала многонациональной за счет смешения коренных кочевых народов татар, башкир, казахов с русскими переселенцами. Особенно большое число переселенцев составили казаки. В их обязанности и входило стоять на службе у государства по охране стратегически важных юго-восточных границ страны [6, с. Русские казаки, закрепившись на Урале, стали интересоваться предметами одежды местного населения калмыков, казахов. В лютые морозы они ходили в легкой верхней одежде и не мерзли. Оказалось, что под легкими душегрейками у скотоводов надеты теплые поддевки и шарфы из пуха местных коз. Именно платки грели суровых мужчин, а не украшали хрупкие женские плечи. Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. А потом и собственных коз развели. Климат в Оренбургской губернии, как и сейчас, был достаточно суров, вероятно, поэтому казачки быстро освоили вязание из козьего пуха. В условиях, когда приходилось жить по военным законам казачьей жизни, когда «тощий надел и неблагодарная почва» не могли прокормить семью, а покинуть станицу было далеко не безопасно — женщины нашли возможность дополнительного заработка. Женская эра Оренбургского пухового платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки и восхитительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского пухового платка [6, с. Оренбургские платки бывают нескольких видов: 1. Простой пуховый платок шаль — серые редко белые толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Такие паутинки и косынки не используются для повседневной носки, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Используется в торжественных, праздничных случаях. Оренбургский пуховый платок — название собирательное. Это и теплая шаль, и тонкий легкий, ажурный платок-«паутинка». Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Однако не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. В кадетском училище изучение традиций родного края занимает особое место. Как патриоты Родины мы должны знать истоки зарождения традиционных промыслов, «чудо земли Оренбургской» [9]. Кадетам важно уметь оценивать традиционные особенности родной страны с точки зрения будущего офицера, и с этой позиции мы осуществили поиск информации в интернет-источниках, Оренбургском областном музее изобразительных искусств, Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее. Оренбургский пуховый платок покоряет мир Уже в начале XIX века французы, законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. На Международных и Всемирных выставках Парижа, Лондона, Брюсселя, Чикаго состоялись знакомства европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Оренбургских мастериц поощряли наградами, дипломами и медалями. На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. Обычные платки тогда стоили от 18 до 35 рублей. Оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967 году и в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г. Так началось путешествие оренбургских пуховых платков по всему миру. Лучшие вязальщицы Оренбуржья выполняли заказы для царской семьи. Не было ни одной ярмарки, на которой оренбургский пуховый платок не получил бы заслуженного внимания. Оренбургский пуховый платок воспет многими известными писателями А. Толстой, И.
Горох лущёный горох. Гармошки 7. Мышиный след. Рыбки Применяемые узоры в большинстве случаев являются традиционными, которые мастерицы передают из поколения в поколение. Их названия тоже пришли из прошлых веков. Например, «глухотинка» — это «глухая ягодка». В здешних местах так обозначали чёрные плоды глухая смородина — значит, чёрная, а глухая малина — это ежевика. Сочетаниями одиночных элементов составляются узорные фигуры, названия которых довольно точно описывают их внешний вид: «шашки», «окошечки», «гармошки» и т. Из таких фигур получаются более сложные комбинации: «бантики», «снежинки», «встречные пилки». Пример платка с «лёвушкиным узором» Названия сложных узоров часто хранят историю их создания или имя мастера, который их придумал. Например, «лёвушкин узор» - это когда середина пухового платка заполнена повторяющимся узором: «соты» и ромбы из «глухотинок». Максимов, чтобы прокормить семью, вязал платки вместе с женой, пока одна из купчих не взяла его приказчиком. При советской власти Максимова объявили спекулянтом, разбогатевшим на страданиях трудящихся, и посадили в тюрьму. Именно там он, тоскуя по прежней жизни, связал удивительный платок, который по легенде отправили самому Сталину, после чего мастера вскоре освободили. Впоследствии подобные комбинации любила применять А. Блинова, составившая целую категорию «блинных» узоров, тоже получивших название по её фамилии. Узор «Ландыши» Список традиционных узоров постепенно дополняется удачными решениями, придуманными следующими поколениями мастериц или подхваченными из дальних мест. Примером служит узор «ландыши», который нередко применяют пуховницы Оренбуржья. Но в точно таком же виде, его можно повстречать на Хаапсальских палантинах. Где именно его придумали? Этот вопрос, наверное, ещё долго останется без ответа. Есть сторонники версии, что местные мастерицы определённо привезли его из Эстонии, но существует достаточное число и противников этой гипотезы. Однако, если «ландыши» продолжат появляться на оренбургских пуховых платках, то и они когда-нибудь окажутся в списке традиционных узоров. Оренбургский платок в искусстве «Пуховницы О. Федорова и Н. Победимова» скульптор Н. Петина Пожалуй, самым известным воплощением знаменитого платка в искусстве является песня композитора Григория Пономаренко на слова Виктора Бокова, в нашей стране получившая известность, большую, чем сам платок. По воспоминаниям поэта, приглашённого в Оренбург только что созданным здесь народным хором, он сначала собирался поездить по всему региону, почувствовать его, найти те строчки, которые отразят этот край лучше и ярче. Зайдя на местный рынок, Виктор Фёдорович поразился обилию платков, на которые раньше не обращал внимания. Лишь помнил краешком сознания, что именно о таком платке мечтают многие женщины. Ерышев Выбрав платок, Боков внезапно решил отправить его маме, проживавшей тогда в Подмосковье. И после этого решения как-то вдруг начали складываться строчки. Только сына в сюжете поэт заменил на дочь, посчитав, что мать и дочь куда лучше прочувствуют скрытый смысл такого подарка. Посыл легко подхватил и отразил музыкой Пономаренко. Песня стала не только визитной карточкой народного хора, но и превратилась в неофициальный гимн Оренбургской области. Вскоре её включила в свой репертуар Людмила Зыкина, в исполнении которой песня стала всенародно любимой. Ерышев Несколько картин посвятил оренбургскому платку Николай Павлович Ерышев. В своей книге «Рисунки с натуры» художник вспоминал, что при создании полотна о пуховом платке никак не мог придумать ни сюжет, ни композицию. И тогда ему посоветовали съездить непосредственно в село Жёлтое, знаменитое вязальным промыслом. Разместившись на ночлег в избе, живописец сразу же ухватил множество деталей сельского быта, о которых в городе и помыслить не мог. И сразу же начал срисовывать окошки с занавесочками, узкое, высокое зеркало с резной верхушкой, круглый половичок из цветных лоскутов. Хозяин быстро увидел, чем мог посодействовать: раздобыл прялку, посадил за неё жену… Замысел сложился быстро, композиция тоже придумалась. Картина «Оренбургский платок» попала в Париж на всемирную выставку произведений молодых художников, а теперь хранится в Третьяковской галерее. Петина В жанре скульптуры труд рукодельниц ярко отобразила Надежда Гавриловна Петина. В скульптуре 1972 года ей удалось запечатлеть красоту ажурного платка, узор которого выбит на золотистом листе меди. Обе мастерицы по сторонам от платка словно следуют его изгибу своими позами, визуально увеличивая объём их общего творения. У Надежды Гавриловны есть и работа, посвящённая не только оренбургскому платку, но и песне о нём. С первого взгляда кажется, что ни платки, ни девушки, на чьи плечи накинут наряд, не проработаны, а лишь намечены вчерне. Но задумкой автора было мягкими, текучими линиями девичьих фигур перенести в металл певучую мечтательность этой тройки, хором вытягивающей душевные строчки известной песни. Петина Интересные факты об оренбургских платках Всемирную выставку 1958 года, проходившую в Брюсселе, наверное, можно считать для СССР одной из самых успешных. Оренбургский платок и на ней был удостоен медали.
Мастерицы были знакомы и даже негласно соревновались между собой в интерпретации зимней темы. Снежинку Ольги Федоровой можно увидеть в художественном отделе, а снежинка Виктории Ельфиной представлена в Музее кружева. Оренбургская выставка знакомит посетителей с историей знаменитого промысла, которая уходит корнями в XVIII век. Оренбургским пуховым платком принято называть и тяжелый платок-шаль, и тонкий ажурный платок-паутинку. Вязать пуховые платки начали еще при Петре I, но всероссийскую известность они получили после заседания Вольного экономического общества 1770 года, где подвижница промысла госпожа Тучкова была отмечена золотой медалью за особые заслуги. А после Второй лондонской выставки 1862 года пришло всемирное признание, и даже маститые английские фирмы считали за честь поставить на своих изделиях пометку «под Оренбург». Уникальность промысла связана с шерстью оренбургских коз. Их пух по тонине всего 14-17 микрометров , крепости и эластичности не имеет равных в мире. В XIX веке предприимчивые французы закупили 1300 оренбургских коз в надежде добиться того же эффекта, однако пух на чужой земле потерял свои ценные свойства. Фотографии знаменитых животных и инструменты, которыми пользовались пуховязальщицы прошлого века, показаны в витринах выставки.
Оренбургские пуховые платки
Это важное для оренбургского пуховязального промысла событие произошло ровно 55 лет назад. Сотрудникам музея удалось разыскать столь ценный экспонат в одной из оренбургских семей. На презентации вы сможете познакомиться с архивными материалами, рассказывающими о событиях 1958 года, услышите рассказ о семье, в которой хранили платок, увидите и оцените красоту того самого исторического платка, который связан с легендарными событиями. Вы станете свидетелями передачи ценного экспоната в коллекцию Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Многие вязальщицы научились этому виду рукоделия у своих мам, которые в свою очередь познали секреты мастерства у своих бабушек и прабабушек. В наше время процесс обработки пуха немного изменился, но, как и в старину остается очень трудоемким. Процесс изготовления пуховых изделий состоит из множества этапов: 1. Перебираем пух от сора и жестких остевых волос 2. Расщипываем пух перед стиркой 3. Пух тщательно моется в теплой воде с шампунем, прополаскиваем в трех водах и сушим 4. Сухой пух опять расщипываем и прочесываем на дралках вручную.
Перемешиваем это необходимо для получения равномерного цвета пуха. Прочесываем еще два раза 5. Теперь пух готов, и мы начинаем прясть тонкую нить на паутинку, палантин , а для платка прядем нить потолще. На платок , в среднем, уходит 350-450 грамм чистого пуха 6. Пересучить и смотать в клубки 8. Теперь настало время начать вязание Уход за пуховыми изделиями и их хранение Помните! По мере загрязнения пуховые изделия нуждаются в стирке. Стирка пуховых изделий - только ручная, в тёплой 30-40 градусов воде, с шампунем или жидким мылом для "Нежной" стирки. Можно на 20 минут замочите изделие. Затем стираем без сильного механического воздействия немного помешивая руками.
После стирки прополоскать в нескольких водах. При последнем полоскании в воду желательно добавить смягчитель или ополаскиватель. Отжать, не выкручивая. Паутинки необходимо отжимать, нежно пропустив сквозь пальцы. При стирке по этой технологии - изделия не садятся. Сушим при комнатной температуре, в расправленном виде на горизонтальной поверхности. Лучший вариант сушки — растянув платок на рамке прямоугольной формы. В этом случае сохранится правильная геометрическая форма и зубчики. Если вы хотите после стирки сохранить все ажурные края зубчики изделия - перед стиркой, через зубчики платка по всему периметру продевается прочная белая нитка, концы которой связываются. Длина нити должна соответствовать периметру изделия с учетом закрепления нити на раме.
Стирка платка — вместе с ниткой. После стирки платок натягивается ниткой на гвозди, вбитые по периметру рамки. Размер рамы должен соответствовать размеру и форме изделия, так, чтобы изделие было натянуто достаточно туго как барабан. Расстояние между гвоздиками должно быть таким, чтобы изделие в натянутом виде приобрело первоначальную форму. Сушить следует при комнатной температуре. После высыхания изделие необходимо осторожно снять с рамы и убрать нить. Все пуховые изделия Запрещается: 1. Стирать средствами, содержащими Отбеливающие или подкрашивающие вещества 2. Химчистка — Запрещена! Для белых паутинок и палантинов, можно применять отбеливатели, специально предназначенные для шерстяных изделий!
Хранение: Хранить пуховые изделия рекомендуется в тканном пакете в сухих, проветриваемых помещениях, где нет посторонних запахов. Самое лучшее хранение — в небольшой стеклянной банке с плотно закрытой крышкой — таким образом изделие не будет повреждаться и его не съест очень любящая натуральную шерсть моль. Не комкать и не придавливать другими вещами. В деревнях, старые мастерицы, хранят свои платки в плотных тканных мешочках, завязав его и подвесив на вешалку в шкафу. Краткосрочное хранение изделия из пуха допустимо в закрытом полиэтиленовом пакете. Лечебные свойства пухового платка Долгое время в степном районе Оренбуржья существовала традиция - каждая невеста должна была подарить своему жениху пуховый шарф и перчатки, что демонстрировало не только ее мастерство, но и являлось оберегом для будущей совместной жизни. И не случайно пуховый платок считали семейным оберегом, он и сейчас передается от бабушки к дочери и внучке. При рождении ребенка, бабушки обязательно дарят внукам пуховый платок, чтобы ребенок чувствовал себя тепло и спокойно, в лютые морозы на прогулке. С древних времени известно, что люди использовали шкуры животных в качестве одежды. Одежда из натурального меха и в наше время пользуется большой популярность из-за своих отличных качеств: долговечности и прекрасной способности сохранять тепло.
Натуральному меху, шкурам и пуху животных, во все времена, приписывались различные лечебные свойства. Даже легендарные аргонавты отправились за золотым руном неспроста, поскольку, как доказали сейчас ученые, мало что может сравниться по целебности с овечьей шкурой. Об этом, кстати, в деревнях знали давно и недоношенных, слабеньких детей выхаживали, завернув в овечьи шкуры. Старики и сейчас носят "душегрейки" - жилетки из овчины, спасаясь от простуды и болезней легких. Исстари козий пух величали не иначе как "мягкое золото", что вполне оправдано: ни одна другая пряжа не может быть одновременно такой мягкой, нежной, легкой и теплой. Это красота, которая согревает. Ученые, заинтересованные данными фактами, провели исследования. Оказалось, все дело в уникальных свойствах овечьей шерсти и козьего пуха. Они содержит вещество ланолин в большем количестве. Ланолин входит во все антиаллергические и противовоспалительные препараты, способствует заживлению ран и переломов.
Такое прогревание сухим теплом прекрасно лечит лимфаденит, успокаивает ревматические боли в суставах. При простуде или пневмонии врачи рекомендовали прогреть ребенка, завернув его в пуховый платок, вместо того, чтобы мучить банками и горчичниками. Что же такого уникального и лечебного в изделиях из козьего пуха степной козы. Летом коза долгое время находится в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 градусов. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Итак, пуховое руно дает сухое тепло, препятствует перегреву и действует как экологический фильтр. Пух массирует нервные окончания кожи и способствует улучшению микроциркуляции крови в капиллярах. Зимой температура минус 35-40 градусов Цельсия, сопровождается сильным пронзительным ветром, что еще очень сильно снижает комфортность окружающей среды, заставляя выносить и приспосабливаться к климатическим условиям этих удивительных животных. Лечебные свойства козьего пуха обусловлены его химическим составом, механическими и физическими свойствами.
Наиболее ценными породами коз считаются "Придонская" и "Оренбургская" Наиболее ценными свойствами козьего пуха считаются: 1. Ворсинки пуха пропитываются жиропотом козы. Жиропот - это смесь кожного сала и пота, кожное сало или шерстный жир содержит воск. Жиропот склеивает ворсинки пуха и защищает руно от загрязнения. В состав пуховых волокон входит 20 аминокислот, главные это те которые содержат серу - цестин, цестеин, метеонин. Пух обладает очень низкой теплопроводностью, все тепло, которое вырабатывается нашим организмом, не рассеивается в окружающую среду.
Шон Янг. Голливудской актрисе посчастливилось получить легендарное изделие от Безруковых. На написание своего самого известного стихотворения его вдохновил пуховый платок, который он купил для своей любимой мамы. Анни Жирардо - знаменитая французская актриса, сыгравшая во многих известных фильмах.
Последний свой юбилей кинозвезда отмечала в России, и конечно она не могла остаться без оренбургского пухового подарка. Русские влюблены во французскую культуру. И нет такого русского актера, который бы не сыграл Мольера… Вам тепло в России. Лара Флинн Бойл - американская знаменитость, которая увезла на свою Родину оренбургское пуховое… пальто! Такой подарок сделала актрисе дизайнер Алиса Толкачева, сообщает женский журнал Клео. Вадим Колганов Виктор Рыбкин преподнес своей сериальной маме подарок от поклонников, проживающих на родине актера, - легендарный пуховый платок. Юбилярша, растроганная вниманием и преподнесенными подарками, призналась: "Я, если честно, не любительница устраивать и праздновать дни рождения, я считаю, что это праздник моих родителей и моей семьи.
За основу взят оренбургский пуховый платок, его графика и добавлены различные декоративные элементы как стразы, бусины», — рассказывает старший научный сотрудник Оренбургского музея изобразительных искусств Маргарита Еремеева. Доказано — оренбургский пуховый платок уместен в любом образе, даже свадебном. Восхищались гости также экспонатами из фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, их привезли больше 200. Выставки, организованные в рамках российско-китайского фестиваля очень колоритны и будут весьма интересны жителям Поднебесной, говорила на официальном открытии замминистра культуры России. Заодно затронула тему успешной реализации в регионе нацпроекта «Культура» и поделилась масштабными планами на ближайшее будущее. Мы сегодня посетили казармы неиспользуемые, выведенные из эксплуатации , и сейчас есть шанс вдохнуть в них новую жизнь, там будет размещена секция образования, это в планах региона, там будет точка концентрации креативных индустрий», — говорит статс-секретарь — заместитель Министра культуры России Надежда Преподобная.
В Оренбурге сшили пуховый платок, который накроет всю Россию
Наш торговый знак "Легендарные пуховые платки" гарантирует, качество изделий на всех этапах производства. Легендарные пуховые платки обросли множеством мифов, которые опровергаются мастерами. Шали, "паутинки", палантины из белых и серых нитей – десятки авторских платков. Прежде, чем привезти эти шедевры в Татарстан, их показали на Мальте, в Италии, Дании, Чехии. Наш торговый знак "Легендарные пуховые платки" гарантирует, качество изделий на всех этапах производства. Оренбургский платок — один из самых известных российских сувениров, сравнимых по популярности с тульскими пряниками, матрешками и шапками-ушанками. они совсем из другой ценовой категории.
История и уникальность оренбургского пухового платка
Центральное событие 2019 г. – 80-летний юбилей легендарной Фабрики Оренбургских пуховых платков. Оренбуржье – родина пухового платка и кузница кадров отечественной космонавтики. Оренбургский пуховый платок — знаменитый российский промысел, равных которому нет ни в одной другой стране мира. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне пуховые платки казачки Усковой получили золотую медаль. Легендарные оренбургские пуховые изделия вяжутся по всей Оренбургской области, насчитывающей 35 районов и 12 городов. Пенсионерка из поселка Редутово под Чесмой стала поставщиком знаменитых оренбургских пуховых платков для иностранцев.
Платок пуховый ажурный/LP629
Для одного изделия нужно как минимум четыре катушки пряжи На весь экран Обрабатывать и красить платок не нужно. Мастерица Миннур Ишмухаметова обучает внучек азам рукоделия. Именно с них берет свое начало пуховязальный промысел Оренбуржья.
В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель! Вторая половина 20-х годов 20 века ознаменована важным шагом для пуховязания — остро встала необходимость механизации труда пуховязальщиц. И в 1930-ом году, на окраине Оренбурга заработала первая в Союзе пуховязальная фабрика имени Первого мая! Создание фабрики, главным образом, должно было решить вопрос с удешевлением производимых платков.
Потому как мягкость и пушистость изделий ручной работы невозможно было воссоздать никакими станками! Пух на фабрике по-прежнему чесали и пряли вручную, ажурную кайму тоже вязали мастерицы. Механизирована была вывязка середины платка. Каждый месяц фабрика давала стране 288 платков, 80 ажурных, остальные — теплые. Появился стандарт качества фабричного изделия — нитка пуховая должна быть одной толщины, цвет пуха должен быть однородным. Однако механизация пуховязания состоялась не на базе этой фабрики.
А на базе маленькой, но очень амбициозной «артели имени Парижской Коммуны». Именно из этой артели и выросла нынешняя Фабрика пуховых платков. Начинали девушки с вязания носков и варежек из отходов пуха. Перешли на платки. Освоили станки, придумали, как и кайму на них вязать. Словом, увеличили число выработки пуховых изделий в разы!
Не остановилось пуховязание даже в годы Войны, посильный вклад вязальщиц в нашу победу также трудно переоценить. В 1955 году артель выпустила аж 20800 платков! Оренбургский пуховый платок стал непревзойденным произведением всероссийского значения! В 1960 году артель переименовали в Фабрику. Новое здание фабрики было отстроено в 1966 году, на этом месте, на улице Расковой, она до сих пор и находится. Сегодня все процессы на фабрике автоматизированы.
И если мастерица вяжет один платок вручную 250 часов, то на фабрике за одну смену их производят более 20 штук! В 2004 году был связан уже 50-ти миллионный платок Безусловно, с появлением пуховязальных машин, пуховязальщиц стало меньше. Потому что машинное производство снизило стоимость изделий, и значительно. Пуховые изделия ручной работы и вязались дольше, и стоили дороже. Но как же красивы и хороши платки ручной работы, сколько любви и тепла в них вложено! Платки для настоящих ценителей и сегодня вяжутся только вручную.
Пуховязание сегодня Конечно же, не все так гладко в истории пуховязания. После колоссально взлета пуховой промышленности, в лихие 90-е начался ее спад, и даже кризис. Спрос на пуховые изделия упал. Однако, в последние годы Правительством Оренбургской области многое делается для возрождения многовековых традиций пуховязания! Созданы фонды, проводятся мероприятия, выделяются средства, ведется борьба с подделками. Так, уже шесть лет, с 2009 года, в октябре принято праздновать «Дни Оренбургского пухового платка».
В основе вязания лежат нити из шёлка или хлопка. Однако есть поверье, что техника создания изысканного изделия зародилась задолго до образования Оренбургской губернии. Заниматься промыслом начали коренные жители степей. Пуховые платки обрели широкую известность и популярность, когда в губернию перебрались казаки-переселенцы. До этого момента местные скотоводы занимались разведением коз исключительно для того, чтобы получить мясо и молоко. Шерсть животных пускали на изготовление теплых вещей, которые в холодное время года помогали согреться. Представляете, как удивились казаки, когда увидели пастухов, которые рассекали степные просторы в тонком одеянии в холодные дни. Самое удивительное, что чабаны не замерзали и чувствовали себя прекрасно. Любопытство одолевало переселенцев, и они решили разузнать у «аборигенов» их секрет. Тайна оренбургских пастухов заключалась в том, что они носили вязаные вещи из козьей шерсти.
Надевали их под верхнюю одежду. Местные рукодельницы владели искусством вязания, но изделия были далеки от шедевров. Они создавали самые простые и примитивные вещи безрукавки, платки , которые хорошо сохраняли тепло и не доставляли дискомфорта при ношении. По мнению оренбургских дам, изделия из шерсти предназначались исключительно для роли «обогревателя». С наступлением весны казаки предложили чабанам привести коз в порядок, расчесать шерсть. Пастухи получили красивых козочек, казаки необходимое сырьё. Когда спустя год переселенцы вновь обратились к аборигенам с аналогичной просьбой, те заподозрили, что дело здесь нечисто и непроста к ним обращаются с подобным предложением две весны подряд. Пастухи стали продавать пух за определенную плату. Спустя некоторое время казачки и оренбургские девушки объединились и стали обмениваться знаниями об искусстве вязания. Точнее переселенцы делились тайнами по созданию ажурных вещей невероятной красоты.
В итоге ученицы превзошли преподавателей, до сих пор им нет равных по производству пуховых платков. В 1857 году на выставке, проходившей в Париже, впервые презентовали продукцию из Оренбурга. После этого к платкам пришла всемирная слава и признание. Пух оренбургских коз считается тончайшим на всей земле. Его толщина доходит до восемнадцати микрон. То есть даже меньше, чем объем человеческого волоса, который составляет до ста микрон. По этой причине изделия получаются легкими, изящными и нежными. В то же время пух является одним из самых крепких материалов. По достоверным данным, он прочней всех разновидностей шерсти. Тонкости и нюансы изготовления Плотные шали из пуха серого или белого оттенка, предназначенные для ежедневного использования.
Тонкие «паутинки» с добавлением шелковой нити и уникальным орнаментом. Их надевают на праздничные мероприятия. Ажурные шарфы-палантины. Также носили только в торжественные дни. Удостовериться в тонкости готового изделия легко.
Шали носили круглый год в театр, на балах, дома. В зимние времена шаль заменяла верхнюю одежду. Умение красиво носить шаль высоко ценилось ,и женщины тратили немало времени возле зеркала. Нередко именно шаль выступала как символ роскоши и положения женщины. Для российской культурной традиции взаимоотношения с Францией всегда играли важную роль и в области моды.
Индийские шали пользовались необычайным успехом и были очень дороги. К сведению, самый короткий и лучший путь восточных товаров в Российскую империю проходил через Оренбург. Развитие русской торговли с соседними средне-азиаткими ханствами было частью экономики нашего края. Оренбург был тесно связан торговыми отношениями с Хивой и Бухарой. На то время существовало много попыток использовать для создания подобных изделий пух сайгаков и вигоней, водившиеся в Западной Сибири. Пух оренбургских коз все больше притягивал к себе внимание. Интерес к нему поступал больше всего со стороны Западной Европы и Америки. Были попытки завоза коз из оренбургских степей во Францию, Англию с целью организации собственного производства пуха. Но эти попытки потерпели неудачу. Козы теряли свой уникальный подшерсток, превращались в обыкновенных коз.
Морской климат, теплая зима не давали козе необходимой теплой шубы, которая спасала их на родине. Затем были попытки организовать поставку уже не коз, а их пуха. Пух поставлялся иностранным фабрикам через российские ярмарки, так как в самом городе в 19 веке не было местных богатых купцов.
Как зародился Оренбургский пуховый платок. История создания, настоящее и будущее пухового промысла.
Но еще раньше оренбургский пуховый платок покорил другого известного модельера и кутюрье - Вячеслава Зайцева. Известно, что он одним из первых использовал паутинки в своих ранних коллекциях. Модельер не раз посещал наш город. И даже в 2015 году был в Оренбургском госуниверситете - общался со студентами кафедры дизайна. Так что у некоторых из них остались его автографы», -вспоминает Майя Яньшина, доцент кафедры дизайна ОГУ, кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров России. Студенты-дизайнеры неоднократно участвовали в конкурсах Вячеслава Зайцева, занимали призовые места. В том числе, используя в работах паутинки.
Исторические платки мы бережем, потому что материал очень нежный и требует особого отношения», — поделилась куратор выставки, старший научный сотрудник Оренбургского музея изобразительных искусств Маргарита Еремеева. Выставка открыла Дни оренбургского пухового платка, которые ежегодно проходят в Оренбурге уже 14 лет. В этот раз начало акции положено в Вологде.
Весной мы открывали выставку вологодского кружева на площадках Оренбургского областного музея. Нас очень тепло и сердечно принимали», — отметила генеральный директор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева. Связи между двумя городами прослеживаются и в экспозиции. Так, в областном центре встретились две снежинки — оренбургской пуховязальщицы Ольги Федоровой и вологодской кружевницы Виктории Ельфиной. Мастерицы были знакомы и даже негласно соревновались между собой в интерпретации зимней темы. Снежинку Ольги Федоровой можно увидеть в художественном отделе, а снежинка Виктории Ельфиной представлена в Музее кружева. Оренбургская выставка знакомит посетителей с историей знаменитого промысла, которая уходит корнями в XVIII век.
Для этого козу тщательно вычесывают, а не выстригают. Его очищают от мусора, стирают и вновь вычесывают. Для одного изделия нужно как минимум четыре катушки пряжи На весь экран Обрабатывать и красить платок не нужно.
Грели суровых мужчин, а не украшали хрупкие женские плечи. Опять же казаки прознали, что пух используется козий, и развели своих коз в подсобных хозяйствах. И уже казачки, не обремененные земледелием и особым подсобным хозяйством, из пуха коз стали вязать первые ажурные платки. Свойства пуха оренбургских коз натолкнули казачек на мысль о создании чисто женского элемента одежды. Ведь пух при прядении был невероятно тонким и мягким, ни в какое сравнение не шли с ним лен и шерсть. Также мягко, легко ложилась пуховая ниточка в узоры невероятной красоты. Как зародился пуховый промысел? Территориально местом зарождения пуховязального промысла является село Желтое, Саракташского района Оренбургской области. Именно там, впервые, из-под спиц казачек вышла первая ажурная паутинка! На Южный же Урал казаков переселили для охраны государственной границы. А семьи — жены, дети, старики — были переселены вместе с ними. И пока казаки службу ратную несли, вся остальная семья на хозяйстве оставалась. К земледелию приучены не были. А рукоделием казачки владели, кружево и вышивание знали. Тогда и стали разводить тех самых коз, и из их пуха вязать платки. В основу узоров первых пуховых платков легли мотивы природы. Бескрайняя оренбургская степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины. Зимними вечерами, сидя у лучины, вязали женщины платки потрясающей красоты. Сначала это был источник дополнительного заработка, а потом, когда платки стали востребованы, превратилось и в источник основного дохода. Опыт первых пуховязальщиц передавался от дочери к матери. Мастерство оттачивалось и совершенствовалось. Знали ли они, что стоят у истоков легенды? Что платки будут блистать на выставках Парижа и Лондона? Что станут известны всему миру? Вряд ли, им просто надо было кормить своих детей, потому и вязали. Пуховый платок покоряет мир Посетивший в 60-х годах XVIII века Оренбургские земли, Петр Иванович Рычков — исследователь и открыватель Оренбуржья — первым обратил внимание на коз, на их пух, и его особенности. Петр Иванович в числе первых и козами заинтересовался которые «около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Он пообщался с пастухами, образцы пуховых изделий оценил и пуховязальный промысел открыть предложил! А жена Рычкова, Алёна Денисовна, так прониклась идей создания пуховязального промысла, что сама стала работать над этим вопросом. Многие казачки собирались именно в доме Рычковых, осваивали новое мастерство, оттачивали навыки. Однажды взяла с собой в столицу Алена Денисовна белый пуховый платок. И покорил он столицу. Пуховязальщицам Оренбургской губернии благодарность выписали, а Алёне Денисовне медаль дали. Подбодрило такое положение дел казачек, стали они пуще прежнего мастерство постигать, да изобретать новые узоры и технику вязания.
История оренбургского пухового платка
Детали для изготовления пухового ажурного платка и недовязанная шаль. Кстати, оренбургский пуховый платок использовали в качестве спасательного средства во время пожара, так как козий пух – отличный природный сорбент, он поглощает токсичные вещества. Мы являемся официальным представителем Фабрики оренбургских пуховых платков в Москве –, что позволяет нам делать действительно низкие цены для желающих купить оренбургские пуховые платки! Оренбургский платок — один из самых известных российских сувениров, сравнимых по популярности с тульскими пряниками, матрешками и шапками-ушанками. Легендарные оренбургские пуховые изделия вяжутся по всей Оренбургской области, насчитывающей 35 районов и 12 городов.
Посмотрите и закажите коллекционные предметы из связанных категорий
- Оренбургский пуховый платок –легендарный сувенир
- В Оренбурге сшили пуховый платок, который накроет всю Россию
- Виды пуховых платков
- Как зародился Оренбургский пуховый платок. История создания, настоящее и будущее пухового промысла.