Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой.
Художественные промыслы России
Приобщиться к древним традициям, узнать удивительные истории, получить незабываемый опыт и накупить классных сувениров — близкое знакомство с народными промыслами открывает немало возможностей. Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год. Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома.
Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля
Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить | В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. |
6 удивительных народных промыслов Русского Севера - Православный журнал «Фома» | Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН». |
Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник
Их мотивы сегодня можно встретить и на тюбиках с косметикой, и на продуктовых этикетках, и даже в коллекциях именитых дизайнеров «Вокруг света» рассказывает об истории каждого промысла и разбирается, как с легкостью отличить один вид росписи от другого. Хохлома Главная особенность хохломы — очень много красного цвета киновари и обязательное присутствие золотого на черном фоне. Последний зачастую почти не виден из-за обилия узоров, иногда он бывает, наоборот, золотым. Мастера хохломской росписи украшают изделия сочными гроздями рябины, ягодами земляники, весенними молодыми листьями, пышными цветами. Считается, что хохлома возникла на левом берегу Волги в XVII веке, свое название промысел получил в честь одноименной деревни, которая в те времена стала центром сбыта изделий подобного рода. Расписывали утварь из дерева — посуду, мебель, шкатулки, кубышки. Рождение промысла приписывается старообрядцам, среди которых было много иконописцев. Мастера наносили на дерево серебристо-оловянный порошок, после покрывали изделие особым составом и отправляли в печь, в результате чего оно приобретало свойства керамики. Хохломские узоры создаются масляными красками с помощью очень тонкой кисти, традиционно изготовленной из натурального ворса белки. Роспись бывает «верховая», когда на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом, а также «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом черной краской заполняется фон.
При этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым, и только когда повторно мастер покрывает изделие лаком, серебристое покрытие превращается в золотистое. После того как мастер закончил расписывать изделие, оно покрывается льняным лаком и отправляется в печь на просушку. Самый знаменитый музей хохломской росписи находится в городе Семенове Нижегородской области, который также называют столицей золотой хохломы. Гжель История гжели берет свое начало из одноименной волости в шестидесяти километрах от Москвы, где занимались изготовлением майоликовой посуды для Аптекарского приказа еще при царе Алексее Михайловиче в XVII веке, а само гончарное мастерство развивалось здесь еще с начала XIV столетия. Уже в XIX веке гжельские мастера изобрели фаянс и фарфор, и особенно стали цениться изделия, расписанные синей подглазурной краской.
В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет.
Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить. Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч. Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь.
Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся. Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой». Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно.
Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может. Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал: «Попса и сама выживет, а промыслам, народной культуре нужна государственная поддержка, как это делается во всех странах мира». Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается. Если и есть поддержка, то она не адекватна сегодняшним реалиям. А какая прибыль, когда речь о компенсации затрат?
Мастера народных промыслов находились в зависимости от хозяев мастерских и скупщиков. Крестьянские народные промыслы. С первых дней Советской власти Советское правительство уделяло постоянное внимание сохранению народного искусства художественных промыслов, возрождению погибших промыслов. Большую роль в этом сыграл восстановленный Кустарный музей в Москве. Первая такая выставка была организована в Историческом музее Москвы в 1921 году. Первый советский нарком просвещения А.
Луначарский считал развитие декоративного искусства одной из важнейших культурных задач. Народные мастера были объединены в артели, мастерские и фабрики. Кроме того, к созданию художественных изделий привлекались талантливые самоучки, работающие самостоятельно, а также профессиональные художники. Промыслы Дагестана. Источник Первыми на путь создания новых сюжетов стали мастера Палеха. При советской власти первые предприятия народных художественных промыслов были организованы в 1917—1919 годах на базе артелей, возникших ещё в дореволюционный период.
В течение нескольких десятилетий художественные народные промыслы находились в системе промысловой кооперации и сохраняли структуру артелей. Особенность данных предприятий заключалась в коллективности творческого процесса, объединяющей мастеров и художников народного декоративного искусства, использовании высококвалифицированного ручного труда и несложных вспомогательных приспособлений. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья. Такое положение дел продолжалось до 1956 года, когда артельщина была официально запрещена и в течение нескольких лет разогнана по укзанию хрущёвцев.
Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
Традиционными для области являются более 10 народных художественных промыслов, которые включают в себя производства, различающиеся исходным сырьем, материалом и технологией изготовления. Это кружевоплетение, чернение по серебру, роспись по эмали финифть , резьба по бересте, резьба по дереву, роспись по бересте, роспись по дереву, ручное ткачество, вышивка, вязание, изготовление керамических и гончарных изделий и др.
При этом каждый промысел уникален. Сегодня художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности и народным творчеством. Уже в XVIII столетии сложились художественные особенности вологодского кружева, и до начала XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла.
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах. В произведениях народных промыслов России выражается русская ментальность, характерные черты русской культуры, уникальность русских традиций. «» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком. Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века.
Народные промыслы России
Благодаря фигурным мазкам и эффектам светотени гжельская роспись не выглядит скучной: подчас, любуясь ею, можно даже забыть, что она одноцветная. Кстати, крупнейший гжельский фарфоровый завод находится недалеко от Москвы — в Новохаритоново. Городец Хохлома и гжель у многих на слуху, а вот про городецкую роспись сегодня знают гораздо меньше. Между тем это невероятно жизнерадостный, яркий народный промысел, заслуживающий того, чтобы им интересовались. Изначально жанровыми сценками, фигурами лошадей, курочек и петухов украшали у прялок донца часть прялки, на которой сидит пряха во время работы. Позже так стали расписывать сани, мебель, бытовые принадлежности. Рисунок наносят непосредственно на деревянную основу без долгих подготовительных процедур. Иногда изделие предварительно покрывают грунтовой краской черного, желтого или красного цвета, но это зависит исключительно от желания самого мастера. Затем карандашом намечают размеры и основные элементы будущего рисунка, а после наносят краску. Городецкие узоры, как правило, пестры, броски. В городецкой росписи есть три вида канонической композиции.
Первая — цветочная роспись, где изображаются только цветы. Она наиболее проста в исполнении: живописцы пишут букеты, гирлянды, венки, цветочные окантовки. Вторая — также цветочная роспись, но уже с добавлением птиц или коней. Такие работы наиболее часто встречаются на разделочных досках, и у них есть своя трактовка: предметы быта с конями и петухами символизируют благополучие и счастье, защищают от сглаза.
Автор: Александр Манзюк Федоскинская лаковая миниатюра Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Вот уже более двух веков Федоскинская фабрика, основанная купцом Петром Коробовым, создает уникальные произведения искусства, актуальные и в наши дни. Для посетителей на фабрике проводят экскурсии по производству, во время которых знакомят с мастерами ремесла. В конце программы каждый гость может самостоятельно разукрасить шкатулку или панно по мотивам излюбленных федоскинских сюжетов: с изображением тройки лошадей, натюрмортов, чаепитий и пейзажей. Автор: Александр Кожохин Богородская резьба по дереву Cело Богородское — родина народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.
Дети, отвечая на сложные вопросы игры, узнали, какие цвета использовались в русской вышивке, и что они обозначали, познакомились с различными видами росписи, кружева, резьбы по дереву и народным зодчеством. Особый интерес вызвали вопросы о народной кухне. Завершилось мероприятие просмотром тематического мультфильма. В библиотеке семейного чтения имени В. Давыдова-Анатри для читателей микрорайона 41 человек проведен познавательный час «В гостях у народных мастеров». С помощью презентации ребята побывали лишь в некоторых уголках России, где ярко светит волшебное мастерство русских умельцев. На познавательном часе детей познакомили с матрёшками, платками мастеров из Павловского Посада, с видами художественной росписи — хохломской, гжельской и жостовской. И конечно же, не обошли вниманием тульский пряник — русский деликатес. Ребятам рассказали, что пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому, и что без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни весёлое, ни грустное. Мероприятие сопровождалось веселыми народными играми и чтением вслух книг о разнообразных видах народных промыслов.
Николаева состоялась творческая лаборатория «В мастерской у Маркела-Самодела». Началась встреча с чтения и обсуждения сказок Евгения Пермяка «Маркел-Самодел и его дети», «Пичугин мост», «Хитрый коврик». Ребята вспомнили пословицы и поговорки о труде, разгадали загадки о народных ремеслах. А позже заглянули в уголок ремесленника и познакомились с прялкой и веретеном. Узнав, как появляются на свет шерстяные нити, дети взяли в руки самодельные ткацкие мини-станки и своими руками сплели коврики.
Сайт: страница во «Вконтакте» shkeramika Где купить: в мастерской в Балахне по предварительной договоренности с хозяевами «Скопинская керамика» Скопин, Рязанская область Так вышло, что скопинская керамика появилась раньше самого Скопина: в этих местах большие залежи глины, изделия из нее создавались местными мастерами еще во времена Киевской Руси. Гончарный промысел развивался, к началу XX века в городе работали десятки мастерских.
Некоторые из них объединились в артель, на базе которой открылась фабрика художественной керамики — она работает и по сей день. Где купить: в фирменном магазине в Скопине на ул. Пушкина, 93 «Гипюр» Чкаловск, Нижегородская область Строчевой промысел, или вышивка по сетке, сложился в окрестностях села Василёво теперь город Чкаловск в конце XIX века. Местные мастерицы украшали такой вышивкой льняную одежду и бытовой текстиль. Чкаловская фабрика «Гипюр» — наследница артели, в которую объединились вышивальщицы Василёва в 1927 году. На предприятии выпускают льняные скатерти, постельное белье и одежду со строчевой вышивкой. Где купить: в фирменном магазине в Чкаловске на ул.
Белинского, 65 Лавка деревянных предметов «Коник» Вологда Мастера лавки делают традиционные северные игрушки: коники и куклы-панки, а еще амулеты и обереги. Все изделия вырезаются из дерева вручную по историческим образцам. Сайт: страница во «Вконтакте» konikstore Где купить: заказать бесплатную доставку по Вологде «Гжельский фарфоровый завод» Новохаритоново, Московская область Если будете изучать Подмосковье, загляните на завод одного из самых знаменитых русских промыслов. Можно записаться на экскурсию по производству или просто зайти в фирменный магазин при заводе. Гжельскому фарфоровому заводу в Новохаритонове больше ста лет. Изделия до сих пор расписывают вручную. Кроме фарфора с традиционной росписью есть дизайнерские коллекции.
Сайт: farfor-gzhel. Речицы, ул. Новая, 45а, в фирменном магазине: с.
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
Бурхана Шахиди, 17, 4-й этаж, офис 409 Мастерская семьи Щипановых Балахна, Нижегородская область В семейной мастерской в часе езды от Нижнего Новгорода делают посуду в традиции казариновской чернолощеной керамики. К XX веку мастеров, владеющих этой технологией подготовки и обжига глины, практически не осталось, однако в 1980-е семья Щипановых взялась восстановить промысел. Сайт: страница во «Вконтакте» shkeramika Где купить: в мастерской в Балахне по предварительной договоренности с хозяевами «Скопинская керамика» Скопин, Рязанская область Так вышло, что скопинская керамика появилась раньше самого Скопина: в этих местах большие залежи глины, изделия из нее создавались местными мастерами еще во времена Киевской Руси. Гончарный промысел развивался, к началу XX века в городе работали десятки мастерских. Некоторые из них объединились в артель, на базе которой открылась фабрика художественной керамики — она работает и по сей день. Где купить: в фирменном магазине в Скопине на ул. Пушкина, 93 «Гипюр» Чкаловск, Нижегородская область Строчевой промысел, или вышивка по сетке, сложился в окрестностях села Василёво теперь город Чкаловск в конце XIX века. Местные мастерицы украшали такой вышивкой льняную одежду и бытовой текстиль. Чкаловская фабрика «Гипюр» — наследница артели, в которую объединились вышивальщицы Василёва в 1927 году. На предприятии выпускают льняные скатерти, постельное белье и одежду со строчевой вышивкой. Где купить: в фирменном магазине в Чкаловске на ул.
Белинского, 65 Лавка деревянных предметов «Коник» Вологда Мастера лавки делают традиционные северные игрушки: коники и куклы-панки, а еще амулеты и обереги. Все изделия вырезаются из дерева вручную по историческим образцам. Сайт: страница во «Вконтакте» konikstore Где купить: заказать бесплатную доставку по Вологде «Гжельский фарфоровый завод» Новохаритоново, Московская область Если будете изучать Подмосковье, загляните на завод одного из самых знаменитых русских промыслов. Можно записаться на экскурсию по производству или просто зайти в фирменный магазин при заводе. Гжельскому фарфоровому заводу в Новохаритонове больше ста лет. Изделия до сих пор расписывают вручную. Кроме фарфора с традиционной росписью есть дизайнерские коллекции. Сайт: farfor-gzhel.
Следует также обратить внимание на вызовы, с которыми сталкиваются современные народные промыслы в России.
Важно рассматривать вопросы, связанные с сохранением ресурсов, устойчивостью и этичными практиками в производстве, чтобы эти промыслы продолжали процветать в будущем. Помимо этого, важно освещать истории и исследования, связанные с народными промыслами. Это могут быть рассказы о влиянии промыслов на экономику и культуру регионов, а также о том, как они адаптируются к современным вызовам, таким как интернет-торговля и экологическая устойчивость. Современные народные промыслы в России представляют собой уникальное и богатое поле для исследования и журналистики. Они являются не только частью культурного наследия, но и источником вдохновения и творчества, который продолжает эволюционировать в современном мире. Кроме того, стоит обратить внимание на социальное влияние современных народных промыслов. Многие из них предоставляют возможности для занятости и предпринимательства в сельских и отдаленных регионах России, способствуя снижению безработицы и улучшению качества жизни местных сообществ. Важным аспектом продвижения в этой области является исследование вопросов интеграции современных народных промыслов в мировой рынок. Какие возможности и вызовы сопровождают экспорт народных ремесел и какие международные рынки наиболее привлекательны для продукции мастеров?
Ложкари жили отдельными селениями и уже с десяти лет начинали осваивать ремесло. В работе участвовала вся семья: старики, дети и подростки делали заготовку, мужчины обрабатывали ее с помощью резца, женщины скоблили. На ложках рисовали деревья, цветы, птиц, барынь, башни и колокольни. Делали их, как правило, из березы, реже — из клена, осины и других пород дерева. Обычная, знакомая нам ложка называлась межеумок, а были еще «носатые», чайные, сливочные, горчичные, даже складные — до сорока видов разных форм и окрасок. Тысячи ложек грузили в короба и везли продавать в село Хохлома. Но торговали там, конечно, не только ложками. Хохломская роспись украшала блюда, миски, ковши, горшки — все, что стояло на столе. Покрытая черными, алыми и золотыми узорами хохлома напоминала драгоценную посуду. Ценили ее и за практичность: дерево не трескалось от высоких температур, поэтому такой ложкой было удобно есть горячие щи.
Косынка «Балахнинские напевы». Шелковые нити, плетение на коклюшках. Балахнинский уезд, ХХ векМузейно-выставочный центр «Микула» «…В самой Балахне мещанки занимаются изготовлением шелковых блонд и нитяных кружев весьма замечательной отделки. Я не берусь сравнивать здешние кружева с брюссельскими кружевами и с валансьенскими блондами, но, сколько мне случалось видеть на своем веку этого товара, балахнинские произведения далеко обогнали саксонские изделия этого рода; а что касается до цен, то, по всей вероятности, балахнинские кружева не уступят, а еще превзойдут по своей дешевизне цены французских и бельгийских кружев». Павел Небольсин. Кружево из Балахны, уездного города в Нижегородской губернии, считалось лучшим в Российской империи. Не очень добросовестные торговки в XIX веке зарабатывали тем, что закупали московское кружево, разъезжали по городам и продавали его под видом балахнинского. Чего только не делали нижегородские мастерицы — рюши, шарфы, шапочки, перчатки, галстуки, кофты, платья и косынки с виноградным узором, пользовавшиеся особой популярностью. В орнаменте преобладали растительные элементы — деревья, цветы, плоды. Главными мотивами стали «балахнинская роза» и «огурец».
Мы привыкли к светлому кружеву, но в Балахне его плели преимущественно из черных нитей.
Юрий Безобразов, мастер резьбы по дереву: «Здесь и церковное искусство, и богородская игрушка, и народные предметы быта, такие, как солонки и прялки». Резьбе по дереву Юрий научился у отца еще в детстве, а в 2013 году уже открыл свою мастерскую. Так хобби, передаваемое из поколения в поколение, стало бизнесом.
Семейная мастерская — предприятие маленькое, но вполне успешное. Супруги готовы расширить производство. Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. Екатерина Приезжева, заместитель председателя государственной комиссии, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Есть также у нас мера поддержки, которая направлена на изделие народно-художественных промыслов признанного художественного достоинства.
Они освобождены от уплаты НДС. Конечно, это позволяет производителям снизить затраты и делает само изделие доступным для покупателей». Но только государственной поддержки для развития бренда недостаточно, нужно, сохраняя традиции, ориентироваться прежде всего на современного покупателя. Эту головоломку успешно решили в Московской области на Гжельском фарфоровом заводе.
Теперь гжель — это не только бабушкин сервиз, гжель — это, например, еще и стильный кофейный стаканчик.
Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы
Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы | В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. |
Получите, распишитесь: история русских народных промыслов | Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью. |
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали
Подмосковные изделия народных художественных промыслов рассмотрели на экспертном совете. Народный промысел зародился в селе Хохлома Нижегородской губернии в XVII веке. «» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком. «Огонек» инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России. Народных промыслов очень много и без названий местности (городов, поселений и проч.) тут не обойтись, иначе просто не звучит.
Русские народные промыслы
Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год. Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, отметившего недавно своё 670-летие.