По словам сирийского экономиста Амера аль-Хусейна, несмотря на прохладные отношения между ОАЭ и Сирией в 2012-2018 годах, сегодня связи крепки. Объединенные Арабские Эмираты предупредили Сирию, чтобы она не вмешивалась в войну Израиля с ХАМАС и не допускала атак на Израиль с сирийской территории, сообщает издание Axios со ссылкой на два осведомленных источника. В небе над районом Эт-Танф в Сирии самолеты и беспилотники возглавляемой США международной "коалиции" за сутки 18 раз нарушили протоколы деконфликтации. Истребитель международной коалиции во главе с США нанес удар по пусковой установке в Сирии после неудачной попытки ракетного обстрела американской военной базы в районе Румейлан, сообщил представитель Пентагона. Эр-Рияд объявил о создании антитеррористической коалиции. Почему мусульманские страны сплотились в борьбе с мировым злом именно сейчас, рассказал преподаватель Департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев.
ОАЭ предупреждают Сирию не вмешиваться в войну Израиля и ХАМАС
По информации источника канала, неподалеку от нее упали четыре ракеты. При этом не было указано, кто именно и откуда выпустил эти снаряды. Ранее, 17 ноября, ракеты были выпущены по военной базе США, расположенной поблизости от нефтяного месторождения Омар в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. Подобные обстрелы происходили и до этого — как правило, за ними стояли шиитские милиции, поддерживающие Президента Сирии Башара Асада и спонсируемые Ираном.
Истребитель возглавляемой США коалиции на Ближнем Востоке уничтожил пусковую установку после неудавшегося ракетного удара по военной базе в районе Румейлан в Сирии. Вооруженные отряды шиитов, входящих в движение «Исламское сопротивление Ирака», обстреляли ракетами военный аэродром в Харраб-эль-Джейре, которым пользуются американские силы, размещенные на базах в Сирии. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко поздравил Президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада и сирийский народ с Днем эвакуации — символом независимости и суверенитета этой страны. По его словам, боевики вышли из зоны Эт-Танф и укрывались в труднодоступных районах горного хребта Аль-Амур. Об этом израильская армия сообщила 9 апреля в своем Telegram-канале.
Отсутствие поддержки с сирийских сторон, связывающих свои расчёты с военной победой. В сентябре 2016 г. Перерывы между раундами становились всё продолжительней, эскалация насилия продолжалась, а политические вопросы затенялись нараставшим комом гуманитарных проблем. Долгие дискуссии на тему, что вначале, а что потом: борьба с терроризмом или договорённости о параметрах переходного периода, то есть раздела власти. Разрозненность политической оппозиции, бесконечные внутренние трения и перестановки в её рядах в борьбе за лидерство, неспособность заручиться поддержкой со стороны боевых командиров на местах, между которыми также разгорались конфликты как отражение соперничества Саудовской Аравии, Катара и Турции. Отсутствие достаточного внешнего давления на сирийские стороны. Если по мере успехов сирийской армии на поле военных действий после российского вмешательства завышенные требования оппозиции склонялись к умеренности, то Дамаск проявлял всё меньше готовности к уступкам и даже ужесточал свои политические позиции.
Фрагментация межсирийских и международных переговорных площадок, что снижало значимость Женевского формата. Следует констатировать, что в ходе интенсивных переговоров в различных форматах и комбинациях участников двум крупным дипломатам международного уровня, наделённым международным мандатом, не удалось добиться эффективного прекращения военных действий, обеспечить беспрепятственную доставку гуманитарной помощи и вывести правительство Сирии и оппозицию на прямые переговоры. В то же время во многом благодаря их усилиям вялый политический процесс в Женеве поддерживался на плаву и постепенно вырисовывались его слабые места. С начала 2017 г. Акцент с российской стороны был сделан на взаимодействии с Турцией, которая расширила к тому времени сферу своего влияния на различные организации сирийских боевиков и, со своей стороны, проявляла желание сотрудничать с Россией в Сирии. С подключением Ирана, также заинтересованного в деэскалации военных действий, образовался такой переговорный механизм, как Астанинский формат по названию столицы Казахстана, где проходили первые встречи. Работа в этом формате, в которой принимал участие и Стефан де Мистура, имела свои особенности и преимущества.
Представители сирийского правительства впервые сели за стол переговоров с командирами отрядов вооружённой оппозиции, теми самыми, которые назывались в Дамаске террористами. Россия, Турция и Иран, действуя скоординировано и на параллельных курсах, выступали гарантами выполнения достигнутых договорённостей. Турция обеспечивала «кооперабельное поведение» тех отрядов, на которые она имеет влияние, а Россия старалась добиться того же от Дамаска. Иран в этой сложной схеме должен был сдерживать неконтролируемые действия «Хизбаллы» и отрядов шиитского ополчения. Важным итогом регулярных встреч под эгидой «астанинской тройки» были соглашения о четырёх зонах деэскалации, которые позволили на время снять накал по линиям военных действий, активизировать работу по достижению перемирия на местах. Оппозиция придавала большое значение решению вопросов, связанных с мерами доверия освобождение заключённых, обмен пленными , разблокированием ряда населённых пунктов и оказанием гуманитарной помощи районам, находившимся в бедственном положении. Повестка дня межсирийских переговоров в Астане по мере их продолжения стала расширяться.
Вопрос о том, как соотносятся между собой оба этих формата, долгое время отягощал отношения с западными партнёрами, которые высказывали недоверие к миротворческим усилиям Москвы, подозревая её в попытках «обойти» ключевые положения ооновских документов и девальвировать роль миссии ООН в сирийском урегулировании. С российской стороны при этом не раз давались разъяснения, что переговоры в Астане и встречи в верхах между Россией, Турцией и Ираном нацелены на «поиск компромиссных решений» с целью «помочь Женевскому процессу», что политико-дипломатическому решению сирийского кризиса на международно-правовой основе нет альтернативы. В то же время новые реалии в военном противостоянии и изменение в соотношении сил между режимом и оппозицией потребовали внесения определённых корректировок в порядок и очерёдность действий по выполнению ключевых положений резолюции СБ ООН 2254. Сирийское руководство, сотрудничая со Спецпредставителем ООН, отказывалось обсуждать по существу вопрос о создании «переходного управляющего органа», способного «в полном объёме осуществлять полномочия исполнительной власти», как об этом записано в Женевском коммюнике. Вместо этого выдвигались различные варианты проведения в Дамаске широкого диалога с целью формирования правительства национального единства — для оппозиции совершенно неприемлемые. Отсюда возникла идея начать предметный межсирийский диалог с обсуждения проекта новой конституции, принятие которой включено одним из центральных пунктов в «дорожную карту» политического процесса. С конца 2017 г.
Значительный вклад в эти усилия внёс Конгресс сирийского национального диалога в Сочи январь 2018 г. Усилия Стефана де Мистуры в этом направлении, продолжавшиеся вплоть до его отставки в декабре 2018 г. Россия, со своей стороны, стремилась выстроить широкое поле согласия на «сбалансированной и инклюзивной основе» вокруг кандидатур в состав «третьего списка», представляющего гражданское общество и независимых экспертов состав членов Комитета от правительства и оппозиции был в конце концов представлен. Однако её ведущая роль на этом направлении встречала ревностное отношение со стороны западных партнёров. Вместе с тем к началу 2019 г. Наметился своего рода консенсус вокруг того, что в новой обстановке парадигма переговорного трека «Женева-2» по схеме «платформа режима» versus «платформа оппозиции» себя изжила и дальнейшее продвижение по этому пути становится малоперспективным [10]. Новые военные реалии признаются Соединёнными Штатами и европейскими партнёрами России, которые в настоящее время не заостряют вопрос о смене режима, делают акцент на скорейшем проведении конституционной реформы и последующем проведении свободных выборов под эгидой ООН в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254.
Весь вопрос в том, как привести к единому знаменателю все составные части политического процесса и возможно ли это в принципе в условиях нарастающего конфликта между Россией и Западом. Основные компоненты сирийского урегулирования К числу базовых элементов, без которых возвращение Сирии к миру и национальному примирению не представляется возможным, следует отнести такие направления, как реформа конституционно-государственного устройства, экономическая реконструкция и налаживание срочной гуманитарной помощи, в чём нуждается более половины населения, возвращение беженцев, реорганизация армии и силовых структур, проведение выборов под надзором со стороны ООН и многое другое. Соединение всех этих элементов в одном стабилизационном пакете — важная, хотя и трудновыполнимая задача, требующая усилий многосторонней дипломатии при достижении минимального уровня международного взаимопонимания. Государственно-политическое устройство послевоенной Сирии и его конституционная легитимация — один из ключевых вопросов, вокруг которого сталкиваются интересы внешних сил и концентрируются межсирийские разногласия. Определение графика и процедуры разработки проекта новой конституции записано в резолюции СБ ООН 2254 как одно из центральных положений в ходе перехода к «инклюзивному правлению на внеконфессиональной основе». При всех разночтениях, касающихся последовательности шагов в переходный период, в международном сообществе постепенно вырисовывается более или менее общее понимание — отправным пунктом должно быть начало конституционного процесса, ведомого, как предусмотрено резолюцией, самими сирийцами. Среди сирийских юристов и политологов обозначилось два подхода — принятие новой конституции либо внесение поправок в ныне действующий закон 2012 г.
Официальный Дамаск подвергает сомнению саму необходимость принятия новой конституции, полагая, что он способен решить все эти вопросы самостоятельно, без существенных уступок. Сирийская оппозиция, раздираемая разногласиями по многим другим вопросам, выступала в принципе за разработку и принятие новой конституции. Однако в последнее время многие её реалистически мыслящие представители выражают согласие взять за основу конституцию 2012 г. Их смысл, по существу, означает переход от жёстко президентской к президентско-парламентской форме правления с децентрализацией административно-государственного устройства, но при сохранении унитарного характера государства и закреплении в конституции необходимых гарантий его территориальной целостности. Любые формы федерации рассматриваются как расчленение Сирии и категорически отклоняются как режимом, так и большинством оппозиции. Это немногое, что их объединяет. Одобренная на референдуме в условиях нараставшего гражданского конфликта конституция 2012 г.
Конституционная комиссия была образована прямым декретом президента, то есть путём назначения. Проект конституции не прошёл стадию публичного общественного обсуждения, что в условиях вооружённых столкновений, принимавших всё более масштабный характер, вряд ли было практически возможным. Формирование Конституционного комитета, столкнувшееся с серьёзными трудностями, показало, что выработка поправок в текст действующей конституции займёт немало времени. Особое место занимает тема территориально-административного устройства страны, если учесть роль курдского фактора. За время военных действий курдам при поддержке американцев, сделавших на них ставку в борьбе с ИГИЛ, удалось создать сильную военную структуру и сформировать в северных и восточных районах Сирии систему местных органов власти, неподконтрольных Дамаску. Неопределённость с сохранением военного присутствия США в Сирии и непредсказуемость Вашингтона в качестве союзника поставили курдов перед необходимостью сделать выбор между отражением военной угрозы со стороны Турции или достижением договорённостей с Дамаском. Курдское руководство стремится сохранить автономный статус своих кантонов, где они имеют позиции де-факто, и не допустить расформирования подразделений «Сирийских демократических сил», которые могли бы взять на себя ответственность за обеспечение безопасности территорий к востоку от Евфрата.
Позиция правительства Сирии в отношении предоставления курдам особого административного статуса существенно не изменилась. Согласно заявлению министра по вопросам национального примирения Сирии Али Хейдара, ни одна из сирийских провинций не может иметь «преференции, отличающие её от других провинций или этнических групп» [13]. Переговоры на этот счёт продолжаются, и речь может идти о различных форматах децентрализации, в том числе — о децентрализации на уровне местных сообществ или о создании некой ассиметричной территориально-административной структуры. Другой насущный вопрос урегулирования сирийского конфликта — это восстановление экономики. Из всех конфликтных очагов в регионе Сирия понесла наибольшие потери в виде материальных разрушений, людских жертв и снижения качества человеческого капитала. Бюджетный дефицит увеличился более чем в 16 раз. В этих условиях Сирия не может восстановиться без привлечения внешней помощи.
Финансовый ущерб и разрушения достигли таких масштабов, которые делают задачу реконструкции её экономики неподъёмной ни для самой Сирии, ни для какого-либо одного государства или даже группы государств. Исходя из понимания важности экономической и гуманитарной составляющих в процессе урегулирования, Россия обратилась к США, ЕС и другим потенциальным донорам с предложением объединить усилия в мобилизации ресурсов на восстановление экономики и в возвращении беженцев. Однако при всём осознании масштабов материального ущерба и гуманитарной катастрофы, самой крупной со времени Второй мировой войны, согласованная линия на международном уровне, в том числе в системе ООН, по-прежнему отсутствует. В качестве условия выдвигается трансформация Сирии в соответствии с «заслуживающим доверия» политическим процессом. При этом в первую очередь имеется в виду разработка и принятие новой сирийской конституции и проведение «свободных и справедливых выборов», организованных «под надзором со стороны ООН». Политическую обусловленность помощи на цели реконструкции Запад рассчитывает использовать как инструмент давления на Дамаск и его союзников. Отказ сотрудничать напрямую с сирийским правительством кроме политических соображений аргументируется необходимостью проведения реформ государственного управления, изменения законодательства в сфере собственности и инвестиций.
Полный перечень лиц и организаций, находящихся под судебным запретом в России, можно найти на сайте Минюста РФ.
Сводка событий в Сирии и на Ближнем Востоке за 7 ноября 2021 г.
По его словам, заявления саудовско-эмиратско-американской коалиции об использовании вооруженных сил в гражданских местах в военных целях не соответствуют действительности и являются оправданием для нанесения ударов по гражданским объектам и населению Йемена. Сирия и Саудовская Аравия договорились вновь открыть посольства спустя более чем 10 лет. Вое́нная опера́ция про́тив Исламского государства — вмешательство ряда государств в конфликты, происходящие на территории Ирака, Сирии и Ливии. За прошедшие сутки три пары истребителей F-15 и пара штурмовиков A-10 Thunderbolt международной коалиции, возглавляемой США, восемь раз нарушили воздушное пространство Сирии. По его словам, заявления саудовско-эмиратско-американской коалиции об использовании вооруженных сил в гражданских местах в военных целях не соответствуют действительности и являются оправданием для нанесения ударов по гражданским объектам и населению Йемена.
Сирия и Саудовская Аравия снова дружат - СМИ
В ответ американцы подняли свою авиацию, произведшую бомбежки неких наземных объектов. Пять часов спустя по базе в районе Грин-Виллидж, расположенной на северо-востоке Сирии было выпущено 10 ракет. Что происходит на территории Сирии в настоящий момент из сообщений СМИ понять сложно. Как следует из информации Царьграда, американские войска сражаются с частями сирийской армии, а свыше 20 ракет нацелены на базу, находящуюся в районе газового месторождения Конико.
Истребитель возглавляемой США коалиции на Ближнем Востоке уничтожил пусковую установку после неудавшегося ракетного удара по военной базе в районе Румейлан в Сирии. Вооруженные отряды шиитов, входящих в движение «Исламское сопротивление Ирака», обстреляли ракетами военный аэродром в Харраб-эль-Джейре, которым пользуются американские силы, размещенные на базах в Сирии. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко поздравил Президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада и сирийский народ с Днем эвакуации — символом независимости и суверенитета этой страны. По его словам, боевики вышли из зоны Эт-Танф и укрывались в труднодоступных районах горного хребта Аль-Амур. Об этом израильская армия сообщила 9 апреля в своем Telegram-канале.
Двумя днями ранее, 12 апреля, министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан встретился со своим сирийским коллегой Фейсалом Мекдадом.
По итогам переговоров стороны согласились вскоре возобновить прерванные 12 лет назад дипотношения, а также перезапустить авиарейсы между двумя государствами. Министры приняли совместное заявление, по которому саудиты, ранее поддерживавшие вооруженную оппозицию, выступили в противоположном ключе — за восстановление контроля Дамаска над всей территорией страны, треть которой сейчас контролируют курдские поддерживаются США и оппозиционные поддерживаются Турцией группировки. Большая ближневосточная «разрядка» В авангарде процесса восстановления дипотношений с Сирией были Объединенные арабские эмираты ОАЭ — еще в 2018 г. В 2022 г. Вновь открыли свои посольства в Дамаске также Бахрейн и Оман в 2019 и 2020 гг. Последней из арабских стан на данный момент заявил о договоренности восстановить дипотношения Тунис — это произошло накануне встречи арабских представителей в Джидде, 13 апреля. Читайте также:Министр иностранных дел Сирии посетил Саудовскую Аравию впервые с 2011 года Против восстановления членства Сирии в ЛАГ пока продолжает выступать Катар, с начала гражданской войны поддерживавший, как и Саудовская Аравия, часть вооруженных оппозиционных группировок.
В качестве подтверждения глава МИД сказал, что некоторые станы, в частности, Индонезия, и другие государства, уже заявили о своей поддержке новой структуры. О формировании исламской военной коалиции для борьбы с «Исламским государством» и другими террористическими формированиями Эр-Рияд объявил накануне. Как заявил журналистам министр обороны Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман Аль Сауд, свои действия коалиция намерена осуществлять в координации с крупными мировыми державами и международными организациями.
Коалиция во главе с США нанесла авиаудар по провинции Сирии
Более того, дипломатические источники утверждают, что Асад посетит Саудовскую Аравию до встречи в верхах, которая намечена на 19 мая, у трапа самолета его будет встречать наследный принц и премьер-министр королевства Мухаммед бен Сальман Аль Сауд, поддержавший инициативу по восстановлению членства Дамаска в ЛАГ. Как пишет газета Al-Ahbar, президент Сирии станет звездой предстоящего саммита, что вполне устраивает саудовского кронпринца, который хочет войти в историю как лидер, объединивший арабов вопреки воле США и Запада. Членство Сирии в ЛАГ было заморожено в ноябре 2011 года после начала вооруженного конфликта в стране. Подходящий тандем Как случилось, что в арабском мире произошел просирийский переворот? Кто нажал кнопку, открывшую дверь для возвращения Дамаска в ряды ЛАГ? Почему перестало иметь веское значение требование о неуклонном выполнении сирийским правительством резолюции 2254 Совета Безопасности ООН от 2015 года, которая предусматривает вступление в диалог с оппозицией, создание переходного органа власти и проведение всеобщих выборов под эгидой ООН?
Своим мнением на этот счет поделился директор Международного центра политических исследований в Бейруте Рафик Насрулла. Очевидно, что с амбициозным кронпринцем такой стиль взаимодействия не работает". По мнению эксперта, Мухаммеду бен Сальману, претендующему на роль вершителя судеб арабского мира, нужен сильный партнер в ЛАГ.
Осуществляется контроль за соблюдением режима прекращения боевых действий между враждующими сторонами. Авиация так называемой «международной антитеррористической коалиции» во главе с США продолжает создавать опасные ситуации в небе Сирии, осуществляя полеты в нарушение Протоколов деконфликтации и с нарушением воздушного пространства Сирии. За сутки со стороны «коалиции» зафиксировано два случая нарушения Протоколов деконфликтации от 9 декабря 2019 года, связанных с несогласованными с российской стороной полетами беспилотных летательных аппаратов.
Что и неудивительно - к концу лета 2015 года ситуация в САР для официального Дамаска сложилась катастрофическая. Боевики ИГ здесь и далее - террористическая организация, запрещённая в РФ захватили Ракку, Пальмиру, Манбидж, ряд других стратегически важных населённых пунктов, транспортных коммуникаций, нефтяных и газовых месторождений. Правительственные силы не могли самостоятельно справиться с наступлением боевиков. Воздушные удары возглавляемой США международной коалиции против ИГ также не оказывали должного воздействия на террористические группировки. Мало того, частенько самолёты этой коалиции атаковали места расположения правительственных войск Сирии. Плюс к этому, пользуясь беспомощностью Дамаска, американцы возводили на сирийской территории свои военные базы. В столь непростых обстоятельствах Россия впервые в своей новейшей истории приступила к проведению крупномасштабной военной операции на большом удалении от собственной территории, да ещё и в сложнейших с логистической точки зрения условиях. Отмечу, что для Москвы слово «впервые» стало буквально лейтмотивом сирийской кампании. Именно в САР впервые в реальной боевой ситуации нашим Вооружённым силам пришлось использовать в большом объёме и в едином комплексе средства космической, радиотехнической, воздушной, инструментальной и агентурной разведок. Впервые ВКС РФ в боевых условиях продолжительное время пришлось поддерживать высокую интенсивность боевых вылетов. Впервые ВС РФ в столь больших масштабах осуществляли боевое применение высокоточного оружия. Впервые в боевых условиях действия ВС РФ сопровождались масштабной работой средств объективного контроля. Впервые армейским операциям сопутствовало максимально оперативное и объективное освещение событий со стороны пресс-службы МО РФ. Впервые РФ задействовала на территории воюющего иностранного государства столь многочисленный институт своих военных советников. Впервые же российским силовикам пришлось налаживать «горячие линии» для быстрого решения форс-мажорных ситуаций с министерствами обороны Израиля и Турции, а также командованием коалиции, возглавляемой США. Несмотря на эти достижения, почивать на лаврах Москве и Дамаску было явно преждевременно. Это наглядно доказал декабрь 2016 года, когда на фоне освобождения Алеппо случился захват джихадистами Пальмиры. Древний город удалось повторно вернуть под контроль правительства Сирии лишь 2 марта 2017 года. Также состоялось освобождение города Хальфайя.
В качестве подтверждения глава МИД сказал, что некоторые станы, в частности, Индонезия, и другие государства, уже заявили о своей поддержке новой структуры. О формировании исламской военной коалиции для борьбы с "Исламским государством" ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация и другими террористическими формированиями Эр-Рияд объявил накануне. Как заявил журналистам министр обороны Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман Аль Сауд, свои действия коалиция намерена осуществлять в координации с крупными мировыми державами и международными организациями.
В МИД Сирии потребовали положить конец «американской оккупации» страны
Саудовская Аравия объединила суннитские страны для борьбы с экстремистами | Возглавляемая США международная коалиция в Сирии готовится к наступлению на город Абу-Кемаль в провинции Дейр-эз-Зор. |
Арабская коалиция | Карта сирийской революции, гражданской войны в Сирии, российской войны в Сирии. Стороны конфликта. |
Дроны «коалиции» США десять раз нарушили протоколы деконфликтации в Сирии
По словам министра, опасность террористов заключается, прежде всего, в их негативном влиянии на молодые умы, что вносит раздор между сообществами и извращает исламскую религию как таковую. Он также призвал международное сообщество к объединению сил в подавлении терроризма на корню. Министр добавил, что регулярные жестокие убийства мирных граждан, массовые изнасилования женщин, а также разрушение исторических памятников являются беспрецедентными и невообразимыми фактами в нашем современном мире.
Тогда погибли 25 мирных жителей.
Десять дней спустя союзники полностью разбомбили две деревни в провинции Эль-Хасеке. В той бойне погибли 17 человек, в числе которых женщины и дети.
О формировании исламской военной коалиции для борьбы с «Исламским государством» и другими террористическими формированиями Эр-Рияд объявил накануне. Как заявил журналистам министр обороны Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман Аль Сауд, свои действия коалиция намерена осуществлять в координации с крупными мировыми державами и международными организациями.
Со своей стороны, глава палаты депутатов Иордании призвал к достижению всестороннего взаимного развития и сотрудничества между арабскими странами на основе принципов добрососедства и невмешательства во внутренние дела других государств. Напомним, что в ноябре 2011 года государства-члены Лиги арабских государств ЛАГ приняли решение о приостановке членства Сирии в объединении. Причиной указанного решения, как отмечалось, явился отказ Дамаска от уступок в пользу сирийской оппозиции. В результате большинство арабских стран отозвали своих послов и объявили экономический бойкот Сирии.
Коалиция США обвинила сирийские власти в свободном перемещении террористов ИГ
Авиация так называемой «международной антитеррористической коалиции» во главе с США продолжает создавать опасные ситуации в небе Сирии, осуществляя полеты в нарушение Протоколов деконфликтации и с нарушением воздушного пространства Сирии. Западная коалиция во главе с США нанесла авиаудар по территории Сирии, погибли мирные жители. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) потребовали властей Сирии не вмешиваться в противостояние между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС. По словам сирийского экономиста Амера аль-Хусейна, несмотря на прохладные отношения между ОАЭ и Сирией в 2012-2018 годах, сегодня связи крепки.
Почему ОАЭ открыто поддерживают Сирию
Дроны «коалиции» США десять раз нарушили протоколы деконфликтации в Сирии 27 июля 2023 01:30 Так называемая «международная коалиция» во главе с США в Сирии за сутки десять раз нарушила протоколы деконфликтации, сообщил на брифинге замруководителя российского Центра по примирению враждующих сторон в арабской республике ЦПВС контр-адмирал Олег Гуринов. Кроме того, он уточнил, что истребители «коалиции» США 14 раз нарушили воздушное пространство Сирии в Эт-Танфе, где проходят международные воздушные трассы.
Вот такие кадры разместили сами американцы, жалуются, мол, Су-35 выполняет небезопасный маневр. А наш экипаж подтвердил мастерство: подлетел максимально близко к беспилотнику, выпустил тепловые пушки и повредил винт. Ничего не поделаешь, дрон пришлось экстренно возвращать на базу.
Оппозиция придавала большое значение решению вопросов, связанных с мерами доверия освобождение заключённых, обмен пленными , разблокированием ряда населённых пунктов и оказанием гуманитарной помощи районам, находившимся в бедственном положении. Повестка дня межсирийских переговоров в Астане по мере их продолжения стала расширяться. Вопрос о том, как соотносятся между собой оба этих формата, долгое время отягощал отношения с западными партнёрами, которые высказывали недоверие к миротворческим усилиям Москвы, подозревая её в попытках «обойти» ключевые положения ооновских документов и девальвировать роль миссии ООН в сирийском урегулировании.
С российской стороны при этом не раз давались разъяснения, что переговоры в Астане и встречи в верхах между Россией, Турцией и Ираном нацелены на «поиск компромиссных решений» с целью «помочь Женевскому процессу», что политико-дипломатическому решению сирийского кризиса на международно-правовой основе нет альтернативы. В то же время новые реалии в военном противостоянии и изменение в соотношении сил между режимом и оппозицией потребовали внесения определённых корректировок в порядок и очерёдность действий по выполнению ключевых положений резолюции СБ ООН 2254. Сирийское руководство, сотрудничая со Спецпредставителем ООН, отказывалось обсуждать по существу вопрос о создании «переходного управляющего органа», способного «в полном объёме осуществлять полномочия исполнительной власти», как об этом записано в Женевском коммюнике. Вместо этого выдвигались различные варианты проведения в Дамаске широкого диалога с целью формирования правительства национального единства — для оппозиции совершенно неприемлемые. Отсюда возникла идея начать предметный межсирийский диалог с обсуждения проекта новой конституции, принятие которой включено одним из центральных пунктов в «дорожную карту» политического процесса. С конца 2017 г. Значительный вклад в эти усилия внёс Конгресс сирийского национального диалога в Сочи январь 2018 г.
Усилия Стефана де Мистуры в этом направлении, продолжавшиеся вплоть до его отставки в декабре 2018 г. Россия, со своей стороны, стремилась выстроить широкое поле согласия на «сбалансированной и инклюзивной основе» вокруг кандидатур в состав «третьего списка», представляющего гражданское общество и независимых экспертов состав членов Комитета от правительства и оппозиции был в конце концов представлен. Однако её ведущая роль на этом направлении встречала ревностное отношение со стороны западных партнёров. Вместе с тем к началу 2019 г. Наметился своего рода консенсус вокруг того, что в новой обстановке парадигма переговорного трека «Женева-2» по схеме «платформа режима» versus «платформа оппозиции» себя изжила и дальнейшее продвижение по этому пути становится малоперспективным [10]. Новые военные реалии признаются Соединёнными Штатами и европейскими партнёрами России, которые в настоящее время не заостряют вопрос о смене режима, делают акцент на скорейшем проведении конституционной реформы и последующем проведении свободных выборов под эгидой ООН в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254. Весь вопрос в том, как привести к единому знаменателю все составные части политического процесса и возможно ли это в принципе в условиях нарастающего конфликта между Россией и Западом.
Основные компоненты сирийского урегулирования К числу базовых элементов, без которых возвращение Сирии к миру и национальному примирению не представляется возможным, следует отнести такие направления, как реформа конституционно-государственного устройства, экономическая реконструкция и налаживание срочной гуманитарной помощи, в чём нуждается более половины населения, возвращение беженцев, реорганизация армии и силовых структур, проведение выборов под надзором со стороны ООН и многое другое. Соединение всех этих элементов в одном стабилизационном пакете — важная, хотя и трудновыполнимая задача, требующая усилий многосторонней дипломатии при достижении минимального уровня международного взаимопонимания. Государственно-политическое устройство послевоенной Сирии и его конституционная легитимация — один из ключевых вопросов, вокруг которого сталкиваются интересы внешних сил и концентрируются межсирийские разногласия. Определение графика и процедуры разработки проекта новой конституции записано в резолюции СБ ООН 2254 как одно из центральных положений в ходе перехода к «инклюзивному правлению на внеконфессиональной основе». При всех разночтениях, касающихся последовательности шагов в переходный период, в международном сообществе постепенно вырисовывается более или менее общее понимание — отправным пунктом должно быть начало конституционного процесса, ведомого, как предусмотрено резолюцией, самими сирийцами. Среди сирийских юристов и политологов обозначилось два подхода — принятие новой конституции либо внесение поправок в ныне действующий закон 2012 г. Официальный Дамаск подвергает сомнению саму необходимость принятия новой конституции, полагая, что он способен решить все эти вопросы самостоятельно, без существенных уступок.
Сирийская оппозиция, раздираемая разногласиями по многим другим вопросам, выступала в принципе за разработку и принятие новой конституции. Однако в последнее время многие её реалистически мыслящие представители выражают согласие взять за основу конституцию 2012 г. Их смысл, по существу, означает переход от жёстко президентской к президентско-парламентской форме правления с децентрализацией административно-государственного устройства, но при сохранении унитарного характера государства и закреплении в конституции необходимых гарантий его территориальной целостности. Любые формы федерации рассматриваются как расчленение Сирии и категорически отклоняются как режимом, так и большинством оппозиции. Это немногое, что их объединяет. Одобренная на референдуме в условиях нараставшего гражданского конфликта конституция 2012 г. Конституционная комиссия была образована прямым декретом президента, то есть путём назначения.
Проект конституции не прошёл стадию публичного общественного обсуждения, что в условиях вооружённых столкновений, принимавших всё более масштабный характер, вряд ли было практически возможным. Формирование Конституционного комитета, столкнувшееся с серьёзными трудностями, показало, что выработка поправок в текст действующей конституции займёт немало времени. Особое место занимает тема территориально-административного устройства страны, если учесть роль курдского фактора. За время военных действий курдам при поддержке американцев, сделавших на них ставку в борьбе с ИГИЛ, удалось создать сильную военную структуру и сформировать в северных и восточных районах Сирии систему местных органов власти, неподконтрольных Дамаску. Неопределённость с сохранением военного присутствия США в Сирии и непредсказуемость Вашингтона в качестве союзника поставили курдов перед необходимостью сделать выбор между отражением военной угрозы со стороны Турции или достижением договорённостей с Дамаском. Курдское руководство стремится сохранить автономный статус своих кантонов, где они имеют позиции де-факто, и не допустить расформирования подразделений «Сирийских демократических сил», которые могли бы взять на себя ответственность за обеспечение безопасности территорий к востоку от Евфрата. Позиция правительства Сирии в отношении предоставления курдам особого административного статуса существенно не изменилась.
Согласно заявлению министра по вопросам национального примирения Сирии Али Хейдара, ни одна из сирийских провинций не может иметь «преференции, отличающие её от других провинций или этнических групп» [13]. Переговоры на этот счёт продолжаются, и речь может идти о различных форматах децентрализации, в том числе — о децентрализации на уровне местных сообществ или о создании некой ассиметричной территориально-административной структуры. Другой насущный вопрос урегулирования сирийского конфликта — это восстановление экономики. Из всех конфликтных очагов в регионе Сирия понесла наибольшие потери в виде материальных разрушений, людских жертв и снижения качества человеческого капитала. Бюджетный дефицит увеличился более чем в 16 раз. В этих условиях Сирия не может восстановиться без привлечения внешней помощи. Финансовый ущерб и разрушения достигли таких масштабов, которые делают задачу реконструкции её экономики неподъёмной ни для самой Сирии, ни для какого-либо одного государства или даже группы государств.
Исходя из понимания важности экономической и гуманитарной составляющих в процессе урегулирования, Россия обратилась к США, ЕС и другим потенциальным донорам с предложением объединить усилия в мобилизации ресурсов на восстановление экономики и в возвращении беженцев. Однако при всём осознании масштабов материального ущерба и гуманитарной катастрофы, самой крупной со времени Второй мировой войны, согласованная линия на международном уровне, в том числе в системе ООН, по-прежнему отсутствует. В качестве условия выдвигается трансформация Сирии в соответствии с «заслуживающим доверия» политическим процессом. При этом в первую очередь имеется в виду разработка и принятие новой сирийской конституции и проведение «свободных и справедливых выборов», организованных «под надзором со стороны ООН». Политическую обусловленность помощи на цели реконструкции Запад рассчитывает использовать как инструмент давления на Дамаск и его союзников. Отказ сотрудничать напрямую с сирийским правительством кроме политических соображений аргументируется необходимостью проведения реформ государственного управления, изменения законодательства в сфере собственности и инвестиций. В условиях действующей в стране «военной экономики» поступление международной экономической помощи через официальные каналы, по мнению западных экспертов, неизбежно будет вести к закреплению позиций обслуживающих интересы режима коррумпированных бизнесменов и структур, различных аффилированных с ним милиций, удерживающих власть на местах [14].
Положение осложняется ещё и тем, что руководство Сирии, со своей стороны, также политизирует вопросы экономической реконструкции, декларируя неготовность получать помощь от «пособников терроризма». Расчёт при этом делается на то, что подходы ряда стран Евросоюза могут и измениться в случае, если Дамаск проявит достаточную твёрдость. Показательны в этом отношении заявления президента Асада о том, что «сирийцы способны самостоятельно восстановить свою страну» и «помощь стран Запада в этом им не понадобится» [15]. Среди европейских стран в последнее время действительно наметились расхождения в позициях между теми, кто решительно против сотрудничества с «режимом, не подлежащим реформированию», и теми, кто придерживается примиренческого подхода в расчёте на скорую стабилизацию или участие компаний своих государств в выгодных проектах [16]. Сегодня очевидно, что выработка согласованного проекта экономической реабилитации Сирии является задачей всего международного сообщества с учётом того, что тяжёлые политические и гуманитарные последствия конфликта вышли далеко за пределы ближневосточного региона. Здесь могла бы быть найдена та точка совпадения интересов, которая позволила бы увязать многосторонние действия на политическом треке в один стабилизационный пакет. С реконструкцией Сирии неразрывно связана проблема возвращения беженцев.
Сирийские беженцы составляют на сегодня не менее одной трети перемещённых лиц во всём мире. В результате конфликта, по данным ООН, лишилось мест постоянного проживания около половины довоенного населения Сирии 5,6 млн беженцев и 6,6 млн внутренне перемещённых лиц. Наибольшее количество беженцев сосредоточено в Турции 3,5 млн , Ливане 1 млн и в Иордании 650 тыс. Эта проблема продолжает оказывать депрессивное воздействие на экономику соседних стран, создаёт для них серьёзные внутриполитические и социальные трудности. Рост реального ВВП Иордании в течение последних трёх лет сокращается, а показатель дохода на душу населения с 2012 г. Правительство Сирии должно быть заинтересовано в создании благоприятных условий для возвращения беженцев по целому ряду очевидных причин. Это и восстановление доверия, и привлечение в экономику среднего предпринимательского класса, и нормализация отношений с Западом, и, что немаловажно, проведение выборов президентские выборы предстоят в 2021 г.
По призыву России и во многом благодаря её инициативам в середине 2018 г. Началу полномасштабного возвращения препятствует целый ряд обстоятельств. В первую очередь, это позиция США и стран-членов ЕС, которые считают, что внутренние условия для добровольного и безопасного возвращения пока не созданы. В контактах с правительством Сирии его представители добиваются более широкого присутствия в Сирии для оказания помощи беженцам на местах и повышения степени доверия [19].
Вот почему неудивительно, что ОАЭ открыто призвали к снятию санкций, введенных в рамках закона Цезаря, который предусматривает наказание для сторон, сотрудничающих с Сирией. ОАЭ также оказывают медицинскую помощь и способствуют процессу сирийского регионального восстановления, тогда как другие государства Персидского залива сыграли важную роль в сохранении банковского сектора Сирии. По словам сирийского экономиста Амера аль-Хусейна, несмотря на прохладные отношения между ОАЭ и Сирией в 2012-2018 годах, сегодня связи крепки. По словам эксперта, поскольку на сегодняшний день конфликт исчерпан, ОАЭ могут предоставить сирийской экономике канал для региональной и глобальной торговли, одновременно с этим помогая восстанавливать страну. Выйти из тени После недавнего визита турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана в ОАЭ стало очевидно, что Турция отказалась от своей жесткой политики в отношении бывших оппонентов после того, как сирийский президент успешно использовал курдский вопрос, чтобы объединиться с истеблишментом сферы безопасности Абу-Даби и оказать давление на Анкару. По сообщениям, Турция выводит сотни военнослужащих из Сирии и перенаправляет их в Ирак. Хотя Анкаре еще предстоит подтвердить официально сближение с Дамаском, очевидно, что Турция с большей вероятностью доверится ОАЭ, чем России, учитывая события на Украине.
Лидеры Турции и ОАЭ заявили о солидарности в борьбе с терроризмом
Главы МИД ряда арабских стран бросили вызов бойкоту сирийского режима и встретились с Асадом, но вопрос о восстановлении членства в ЛАГ на повестке дня как будто еще не стоял. Всего несколько дней отделяли Сирийскую Арабскую Республику, несколько лет сражавшуюся с боевиками самостоятельно, от полного уничтожения. Главы МИД ряда арабских стран бросили вызов бойкоту сирийского режима и встретились с Асадом, но вопрос о восстановлении членства в ЛАГ на повестке дня как будто еще не стоял. В ходе операции, проведенной в районе проведения операции «Источник мира» при поддержке Национальной разведывательной организации (MIT), силами Сирийской национальной армии задержаны два главаря террористической организации ИГИЛ. Исполняющий обязанности министра иностранных дел республики Валид Муаллем заявил, что международному сообществу следует включить Сирию в состав антитеррористической коалиции.
Российская авиация нанесла удары по местам базирования боевиков в Сирии
Саудовская Аравия и ОАЭ помогут Сирии на переговорах с Турцией | 1.1Реакция Эмиратов на гражданскую войну в Сирии и вмешательство в нее (2011-2018). |
Дроны «коалиции» США десять раз нарушили протоколы деконфликтации в Сирии | Министерство иностранных дел Сирии осудило удары США по провинции Дейр-эз-Зор и призвало «положить конец американской оккупации» территории страны. |