Разбираемся, как возникает пробковая болезнь и что такое часто упоминаемый профессионалами TCA/ТХА (трихлоранизол). Источники из числа отечественных производителей вина сообщили тг-каналу Baza, что очередные санкции против России спровоцировали дефицит пробок из пробкового дуба.
Пробковая болезнь или тон: что это такое, откуда берется, что с ними делать
Причины возникновения «пробковой» болезни вина до конца не изучены. Болезнь характерна для вина крепостью 14% об. Неудачно укупоренное вино может заболеть «пробковой болезнью», которая проявляется в затхлом запахе сырого, гниющего дерева или кожи. Вино будет смачивать пробку, что не только предотвратит засыхания, но и закупорит поры пробки, что уменьшит доступ кислорода в бутылку.
Как я узнаю об этом?
- Мифы о пробках - 15 Ноября 2019 - Гроссия
- Пробковая болезнь или тон: что это такое, откуда берется, что с ними делать
- Из российского вина вылетят импортные пробки / «Компания»
- Итальянские ученые научились бороться с пробковой болезнью вина
- Более тридцати лет единственная в стране плантация пробкового дуба остается заброшенной
- Примите участие в опросе!
Пробка не влияет на качество напитка. Сомелье о том, как выбрать хорошее шампанское
Из-за дефекта, известного как «пробковая болезнь», ежегодно отбраковываются сотни тысяч бутылок. Ухудшаются органолептические свойства вина — запах сырого подвала, плесени и мокрого картона делают напиток непригодным к употреблению вне зависимости от его происхождения и стоимости. Мы получили список фенольных метаболитов, которые плесневый грибок использует для производства вредоносных летучих соединений. Это поможет нам в выявлении биологически активных компонентов и биоинженерных методов, препятствующих образованию трихлоранизола и порче вина , — говорит руководитель научной группы доктор Давид Капаррос-Руис.
Не существует правовых стандартов для приемлемого уровня TCA в вине. Насколько это распространено? Как и в случае с порогами восприятия, оценки частоты появления ТСА в винах сильно различаются. Есть ли другие причины «пробковых» вин? Да, есть. Если это повторяется во многих бутылках одного и того же вина, из года в год или от партии к партии, или несколько вин одной и той же винодельни имеют одинаковые недостатки, то проблема, скорее всего, возникает не только из-за нескольких плохих пробок. Там могут быть широко распространенные загрязнения винодельческих подвалов.
Многие случаи загрязнения вызваны другими экологическими проблемами на винодельнях, такими как заплесневелые погреба, противогрибковая обработка и огнестойкие краски. Как и ТСА, соединение под названием 2,4,6-триброманизол ТБК испускает затхлый аромат мокрой бумаги, а это вещество используется в консервантах для обработки древесины.
А еще через несколько лет таким образом будут закрывать половину отечественных напитков. Это прогнозы Роскачества. Перемены связаны с европейскими санкциями: пробка попала в пятый пакет ЕС.
Сегодня наши винодельни удивляют экспертов, а мы удивляем наших гостей. Сомелье описывают вина как фруктовые, цветочные или даже цитрусовые.
Откуда все эти оттенки берутся у «перебродившего» виноградного сока? Здесь нет никакой магии. Всего лишь биохимия вина, которая зависит от огромного количества факторов. Ароматы условно делят на три группы. Первичные — ароматы, которые попадают в вино напрямую из виноградной лозы. Вторичные — это ароматы, полностью формирующиеся в результате брожения, выдержки в дубе и других технологических процессов. Третичные ароматы — ароматы, которые формируются в результате бутылочной или емкостной выдержки.
Например, свежие яркие и сочные ягоды в красном вине — это вторичные ароматы, а табак, кожа и чернослив — третичные. Про красное и белое вино вроде все понятно, а откуда берутся зеленые, розовые и оранжевые вина? Зеленые, розовые, оранжевые вина — это только особенности технологии. Конечно, у нас есть розе. Причем на разных винодельнях его делают по-разному. Большинство наших виноделен находится на юге, поэтому в жару и на отдыхе прекрасно и в огромных количествах пьется розе, это вино отлично утоляет жажду. Оранжевые вина у нас встречаются реже, так как это достаточно специфичная категория вин, которая заходит не всем, но эксперименты случаются.
Например, у Лефкадии даже в квеври глиняные сосуды округлой вытянутой формы, в которых традиционно изготавливалось грузинское вино. По грузинской технологии, белое вино перерабатывают как красное — с гроздьями и в квеври — и получают оранжевое. Некоторые экспериментируют и помещают его в сталь или, например, используют совершенно не грузинские сорта. Это уже творчество. На что стоит обратить внимание в первую очередь при выборе вина?
Винтовая пробка — признак низкокачественного вина. Верить или не верить?
Но ученые из Италии разработали и запатентовали метод, позволяющий избежать развития пробковой болезни, предотвратив тем самым порчу вина, пишет Но ученые из Италии разработали и запатентовали метод, позволяющий избежать развития пробковой болезни, предотвратив тем самым порчу вина. Пробковая болезнь является вторым по распространению дефектом вина после оксидации. По разным прикидкам, пробковая болезнь поражает около 1% вин, хотя некоторые исследователи утверждают, то процент больных бутылок может доходить до 8. Это частично зависит от того, когда вино было произведено.
Дешевое не значит плохое: сомелье — о том, как выбрать хорошее вино, не открывая бутылку
Что это такое? Как распознать? Опасно ли для здоровья? На эти и другие популярные вопросы ответим в нашей статье. Пробковая болезнь - что это? Пробковая болезнь - это дефект вина, который развивается в результате жизнедеятельности плесневелых грибков. Они выделяют вещество 2,4,6-трихлоранизол или ТХА. Теперь немного подробнее, как это происходит. ТХА появляется в коре пробкового дуба, из которого и делают пробки для вина. Это происходит в результате взаимодействия бактерий и грибков с галофенольными удобрениями или инсектицидами. Эти вещества активно применялись в середине 20 века и до сих присутствуют в почве.
А оттуда уже и попадают в дерево.
К тому же известны случаи, что вино, укупоренное винтовой пробкой , тоже демонстрировало этот дефект. Причина в том, что TCA может развиваться не только в коре пробкового дерева, но и в других видах древесины. На винодельнях используют дубовые бочки и применяют дерево в элементах конструкции и декора. Раньше было принято проводить санитарную обработку этих помещений хлорсодержащими средствами, что в условиях довольно влажной среды приводило к развитию трихлоранизола во всех деревянных изделиях. Известны случаи, когда производителям приходилось полностью переоборудовать и реконструировать винодельню, чтобы избавиться от напасти. Во-первых, уровень концентрации трихлоранизола и схожих с ним соединений различается от случая к случаю. Во-вторых, у разных людей чувствительность к таким компонентам тоже варьируется. Несмотря на природные различия между людьми, навыки дегустации, и в том числе выявления пробковой болезни, можно развивать путем регулярных тренировок.
Классические маркеры вина «с пробкой» — это запах мокрого картона, газеты, сырого подвала, старой влажной тряпки. Несмотря на красочность образов, не во всех испорченных винах их легко обнаружить. Ярче всего пробка проявляется в молодых белых, собственная ароматика которых не способна замаскировать дефект. А вот с выдержанными в дубе красными все становится сложнее. В них ароматы выдержки — специи, дубовые и табачные нотки, грибные ароматы — могут закамуфлировать болезнь. При низких концентрациях трихлоранизол может даже не чувствоваться в вине, тем не менее ароматы напитка будут приглушены или совсем задавлены дефектом, вино будет казаться плоским и «уставшим».
Дело в том, что запах в первую очередь концентрируется на пробке, а в вине может быть совсем незначительным. Но при контакте вина с кислородом он будет усиливаться. И тогда, уже приняв вино от сомелье, через 15-20 минут вы можете попасть в неприятную ситуацию, что вино стало невозможно пить. Так что начните, в буквальном смысле, с обнюхивания пробки. Чем больше вы практикуетесь, чем более чувствительными становитесь к TCA. Возможно, вы уже пили вино с пробковой болезнью и не заметили этого — просто оно вас разочаровало. Индивидуальная чувствительность к привкусу пробки варьируется в широких пределах: одни чувствуют даже минимальное присутствие, другие не способны определить концентрацию в 200 раз больше. Эта особенность считается генетической, хотя регулярные тренировки могут повысить обонятельную чувствительность. В некоторых сортах и стилях вина уловить TCA легче — например, в белых винах и пино нуар. Другие сорта, такие как каберне совиньон, лучше скрывают присутствие трихлоранизола из-за сильной ароматики и выдержки в бочках. Что же делать, если вы определили пробковую болезнь? К сожалению, пораженное вино не спасти.
Ранее «ФедералПресс» писал, что ведущие сомелье и рестораторы составили топ-50 лучших вин России. Первые позиции в рейтинге заняли напитки кубанских виноделен.
Выбор редактора
- Проблема вина: корковая пробка и ТСА, пробковая болезнь
- Переукупорка бутылки, ЗА или ПРОТИВ? Вредит ли вину? -
- Про пробковую болезнь или почему ваше вино г@вно | Пикабу
- Зачем нужна вину пробка | Виды и разновидности пробок
Что еще почитать
- Unicork: тенденции мировой укупорки
- Как распознать пробковую болезнь?
- Как распознать пробковую болезнь?
- Ответы : Что может рассказать о вине пробка из бутылки?
- Зачем нужна вину пробка | Виды и разновидности пробок
Болезнь пробки
В общем это практически идеальный материал, если бы не одна серьёзная проблема: болезнь пробки. По разным оценкам, от двух до семи процентов всех вин страдают от этого недуга. Всё дело в химическом веществе под названием 2,4,6-трихлоранизол или сокращённо ТСА. Специфика этого вещества такова, что человеческий нос к нему крайне чувствителен. Достаточно двух триллионных долей ТСА в вине, чтобы характерный затхлый запах мокрого картона уже дал о себе знать.
К примеру, нескольких граммов ТСА вполне достаточно чтобы испортить весь годовой урожай такой страны как Франция. Образуется 2,4,6-трихлоранизол в результате переработки хлорфенола микроорганизмами, содержащимися в пробках. Исключить попадание хлорфенола на пробку очень сложно, - это вещество встречается в окружающей среде практически повсеместно. Восстановить испорченное вино тоже не представляется возможным.
Чтобы защититься от таких сюрпризов многие виноделы отказываются от традиционного материала, благо, что альтернатив на сегодняшний день достаточно. Самая распространённая из них - это винтовая пробка из алюминиевого сплава с прокладкой из синтетического материала. Сначала распространилась в Швейцарии, а сегодня практически вытеснила натуральную пробку в Австралии и Новой Зеландии, также широко используется в США, Германии и Австрии. Кроме исключения риска пробковой болезни, такая пробка обладает таким немаловажным для виноделов преимуществом как низкая цена.
Из недостатков можно отметить недостаточную механическую прочность, поэтому при покупке имеет смысл осмотреть пробку на отсутствие повреждений. Пробка из полимерных материалов. Также как и натуральная скрывается под капсулой, так что заранее распознать её не представляется возможным. Позволяет сохранить ритуал открывания бутылки с помощью штопора.
Каждому новому виду укупорки найдется свое место. Vinolok — неплохая пробка, но очень дорогая, также как и пробка из сахарного тростника. Я не думаю, что эти два вида укупорки будут расти в объеме потребления, но свой покупатель у них все равно будет. Тем не менее, всё чаще встречаются комментарии экспертов о проблемах вин, укупоренных пробкой самого известного бренда. Вот пример такого высказывания от MW и закупщика с 30-летним опытом Франка Смулдерса: «Ужасно пахнет пыльная, химическая, агрессивная , через 5 минут мои пальцы всё ещё пахнут этой химией.
При слепой дегустации горькое, неприятное, короткое послевкусие. Всё это напоминает о пробке Altec 20 лет назад. Бренд, который сначала был широко известен как «гарантия от проблем», впоследствии был признан «гарантированной проблемой». Как бы Вы прокомментировали это независимое экспертное мнение? Более того, даже самая дорогая такая пробка далеко не беспроблемна.
Она вовсе не так нейтральна для вина, как об этом говорит производитель. Я согласна с мнением экспертов: многие вина, укупоренные такой пробкой, имеют химический аромат и характерное короткое послевкусие, иногда горечь. История с Altec довольно печальная. Сама идея пробки с повышенной очисткой гранул от ТСА была отличной, но в состав этой пробки входило очень много ненатуральных компонентов. Она и внешне производила впечатление ненатурального продукта, была больше похожа на синтетику.
Я помню, что даже был какой-то спор, возможно ли назвать такую пробку корковой. С моей точки зрения, для компании Sabate владельца бренда Altec было ошибкой утверждение, что эта пробка — TCA free. Их провал случился на рынке США: примерно в одно и то же время сразу несколько известных производителей вина почувствовали ТСА в образцах, укупоренных пробкой Altec. Результаты проведенных тестов оказались неутешительными. Компания Sabate понесла серьезные убытки и обанкротилась.
Бренд Altec был ликвидирован. Сейчас специалисты Sabate работают в известной компании и продвигают другой популярный бренд, проведя «работу над ошибками». К сожалению, далеко не вся такая пробка является качественной. Что это за технология? Каковы гарантии, что с этой пробкой не случится такой неприятности, о которой говорит Франк Смулдерс?
Все гранулы коры пробкового дуба проходят несколько стадий дезинфекции по патентованной системе VAPEX, которая позволяет экстрагировать молекулы ТСА и другие летучие соединения. Я думаю, что проблемы, о которой говорит господин Смулдерс, с пробками VINC не случится: в их составе мало синтетических компонентов, которые могли бы повлиять на аромат и вкус вина. Как давно Вы занимаетесь укупоркой? С какими брендами Вы работали? Как строите взаимодействие компании с клиентами?
Поэтому скажу, что в нормальном состоянии кроме вина она не имеет никаких ароматов и уж тем более вкуса. Производители производят с ней ряд манипуляций, чтобы абсолютно все ароматы, вкусы и тона из нее убрать. Но благодаря неприятным событиям, о которых чуть ниже, вино в таком случае приобретает ароматы и вкус плесени и сырости. Некоторые ассоциируют этот букет с сырым подвалом, другие с мокрым лежалым картоном, третьи еще с чем-то. Однажды учуяв аромат вина «с пробкой» и попробовав его следом, вы обязательно запомните эти ощущения на будущее. Как и за счет чего появляется пробковый тон? Пробка с пробковой болезнью внешне не отличается от не пораженной ею.
Если увидели на ней зеленоватую плесень, это не признак пробкового тона, а связано с другими неприятными явлениями, происходившими в бутылке. Пробковый тон вызывает вещество под названием «трихлоранизол». Оно образуется, когда хлорсодержащие соединения например, из средств, отбеливающих пробку в процессе ее производства вступают в реакцию с фенолами, содержащимися в коре дуба. Так вот этот трихлоранизол проявляется в форме невидимых нашему глазу плесневых грибков, которые покрывают бедную пробочку.
Так появились синтетические и винтовые пробки, которым отдают предпочтение многие современные винодельческие хозяйства, в первую очередь, в силу привлекательного соотношения цены и качества. Цена ниже, а риска испортить вино пробкой нет. Согласитесь, выбор кажется очевидным. Почему же не все перешли на синтетику? Считается, что синтетические и винтовые пробки хуже пропускают кислород, поэтому для вин, предназначенных для долгого хранения, то есть имеющих большой потенциал развития в бутылке, выбирают натуральные пробки. Но для большой части вин с яркими фруктовыми ароматами, предназначенными для потребления в молодом возрасте, синтетическая или винтовая пробка напротив позволяет сохранить исходную свежесть и сочность. Ещё один фактический плюс натуральной пробки - это экологичность.
Плохое вино
Сейчас всё чаще в продаже встречается вино не со стандартной пробкой, а с простой металлической винтовой крышкой. Кроме исключения риска пробковой болезни, такая пробка обладает таким немаловажным для виноделов преимуществом как низкая цена. По его словам, пробка производится из коры пробкового дуба, который произрастает на юго-западе Европы и севере Африки. это испорченная пробка. Но также бывают случаи, когда может быть заражена сама винная бочка или оборудование. Это говорит о том, что в теории пробковая болезнь может быть и у некоторых вин с винтовой пробкой. это испорченная пробка. Но также бывают случаи, когда может быть заражена сама винная бочка или оборудование. Это говорит о том, что в теории пробковая болезнь может быть и у некоторых вин с винтовой пробкой.