Госдума одобрила законопроект о цифровых финансовых активах в первом чтении | Блокчейн и Биткоин в России.
Цифровые финансовые активы (ЦФА) в России в 2024 году
У Банка России на рассмотрении находятся в настоящее время девять заявок на включение в реестр операторов обмена цифровыми финансовыми активами. Центробанк включил первую организацию в реестр оператора обмена цифровых финансовых активов (ЦФА). 2. Оператор обмена цифровых финансовых активов для осуществления расчетов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе открыть один или несколько номинальных счетов.
Определение
- Цифровые финансовые активы в России
- Закон о цифровых финансовых активах: что это такое, валюта, права
- Материалы по теме
- МТС выходит на рынок цифровых финансовых активов
Защита документов
Банк России будет вести “реестр операторов обмена цифровых финансовых активов”, и осуществлять такую деятельность смогут только лица внесенные в реестр. Банк России включил СПБ Биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), следует из информации на сайте регулятора. Операторы обмена могут совершать операции с цифровыми финансовыми активами, выпущенными и в собственной, и в других информационных системах. Заключение сделок с цифровыми финансовыми активами обеспечивают операторы обмена цифровых финансовых активов. Непосредственная работа по запуску цифровых активов в обращение (с регистрацией у операторов обмена через операторов реестра) может начаться во втором квартале этого года.
Альфа-Банк включен в реестр операторов платформы по запуску цифровых активов
Рассмотрим основные понятия, определенные данным Законом: Распределенный реестр Согласно п. Данное определение никоим образом не является определением распределенного реестра в традиционном понимании, формально под него подпадает любая совокупность баз данных, в которых осуществляется репликация и или периодически выполняется бэкап backup. Следует учитывать что любые базы данных, как и вообще программное обеспечение ПО , работают на основе установленных алгоритмов. Любая банковская информационная система формально с 01. Конечно, настоящее определение распределенного реестра, является совсем другим. Так, стандарт ISO 22739:2020 en Блокчейн и технологии распределения реестра — словарь , дает следующее определение блокчейна и распределенного реестра: Блокчейн — распределенный реестр с подтвержденными блоками организованными в последовательно добавляемую цепочку с использованием криптографических ссылок. Блокчейны организованы таким образом чтобы не допускать изменения записей и представлять законченные определенные неизменные записи в реестре. Распределенный реестр — реестр записей , который распределен в наборе распределенных нод или узлов сети, серверов и синхронизирован между ними с использованием механизма консенсуса. Распределенный реестр спроектирован таким образом чтобы: не допускать изменения записей в реестре ; обеспечивать возможность добавления, но не изменения записей; содержать проверенные и подтвержденные транзакции. Эти требования таковы, что данном случае речь явно не идет о распределенном реестре в общепринятом значении этого термина.
Цифровые финансовые активы Согласно п. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву. Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав: денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг Денежные требования — это требования передачи денег, то есть рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир, с точки зрения законодательства РФ деньгами не являются. Эмиссионные ценные бумаги согласно ст.
Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ. Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ. Цифровая валюта Согласно п.
Оператором информационной системы, в которой выпущены цифровые акции, может быть только лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Этот же оператор регистрирует выпуски цифровых акций. Цифровая валюта — что это? Какие сделки все-таки разрешены с цифровой валютой? Нужно ли подавать налоговую декларацию о факте владения цифровой валютой и как может быть организована судебная защита держателей цифровой валюты?
Требования российских лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, «подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и или операций с цифровой валютой» в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Вероятно, речь идет о том, что лицо, которое скрыло цифровую валюту от налогообложения и не указало ее в налоговой отчетности, будет лишено судебной защиты, и требования такого лица, связанные с цифровой валютой, не будут рассматриваться российскими судами по существу. Цифровая валюта признается имуществом в целях Федеральных законов "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", «О несостоятельности банкротстве », «Об исполнительном производстве» и «О противодействии коррупции».
Оператором обмена ЦФА могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица коммерческие и некоммерческие организации , включенные Банком России в реестр операторов обмена ЦФА. К юридическим лицам, не являющимся кредитной организацией или организатором торговли, Закон предъявляет следующие требования: личным законом юридического лица является российское право; размер уставного капитала на день подачи ходатайства о включении в реестр операторов обмена ЦФА составляет не менее 50 млн руб. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, может привлекать оператора обмена ЦФА для совершения сделок в такой информационной системе, либо совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по обмену ЦФА. Закон предусматривает механизмы, защищающие интересы неквалифицированных инвесторов. Так, если лицо, не являющееся квалифицированным инвестором, приобрело ЦФА, которые в соответствии с актом Банка России могут приобретаться только квалифицированными инвесторами, оператор обмена ЦФА обязан по требованию такого лица приобрести у него эти ЦФА за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы.
Аналогичный подход предусмотрен для случаев, когда лицо было неправомерно признано квалифицированным инвестором через оператора обмена ЦФА такое право предоставлено оператору законом. Закон предъявляет специальные требования к рекламе ЦФА: в рекламном сообщение должно содержаться предупреждение и том, что ЦФА являются высокорискованными, их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Также реклама должна содержать следующую рекомендацию: до совершения сделок с предлагаемыми ЦФА следует ознакомиться с рисками, с которыми связано их приобретение. Цифровые валюты В отношении цифровой валюты Закон предусматривает регулирование лишь отдельных вопросов, таких как статус цифровых валют, их выпуск и обращение. По словам главы Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, более подробное регулирование цифровых валют планируется определить в другом законе, который может быть принят в осеннюю сессию [3]. Цифровая валюта определяется как совокупность электронных данных цифрового кода или обозначения , содержащихся в информационной системе, которые предлагаются или могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства или международной денежной или расчетной единицей, или в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора или узлов информационной системы, обязанных обеспечивать только соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению изменению записей в такую информационную систему по ее правилам. Статус цифровой валюты как объекта гражданских прав по-прежнему не закреплен, однако для целей антиотмывочного закона, законов о банкротстве, о противодействии коррупции и об исполнительном производстве цифровая валюта признается имуществом.
При этом в кабинете министров отмечают, что устанавливается ответственность за несоблюдение требований законодательства о цифровых правах при совершении сделок с ЦФА, но из предложенной формулировки неясно, о каких именно действиях речь. Правительство также напоминает, что выпуском ЦФА могут заниматься только юридические лица, включение в санкцию граждан представляется излишним.
Закон «О цифровых финансовых активах» принят Госдумой
Поговорим немного об операторе обмена цифровых финансовых активов. Организация лицами, не включенными в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Банк России сообщил о начале формирования реестра операторов цифровых финансовых активов (ЦФА). Одна из причин пустующего реестра операторов обмена — отсутствие ясности, как работать с этим статусом.
Московская биржа первой на российском рынке получила лицензию оператора обмена ЦФА
Такое юридическое лицо должно быть включено Банком России в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА. Оператором могут быть, в том числе, кредитная организация, депозитарий, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли. Кроме того, Закон устанавливает требования к квалификации и деловой репутации лиц, осуществляющих функции по управлению юридическим лицом, являющимся оператором информационной системы, а также к некоторым другим сотрудникам оператора например, к главному бухгалтеру. Однако данные требования не распространяются на операторов, являющихся кредитной организацией, организатором торговли, депозитарием или лицом, осуществляющих деятельность по ведению реестра ценных бумаг. Помимо обязанностей по обеспечению функционирования информационной системы, разработке и утверждению правил этой системы, оператор обязан предоставлять информацию о ЦФА и их обладателе по требованию суда, отдельных государственных органов например, налоговых органов, органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве , а также по требованию конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства в отношении обладателя таких активов. В частности, они могут быть предметом сделки купли-продажи, обмениваться на иные виды ЦФА, становиться предметом залога.
Разрешен оборот ЦФА, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом. Все перечисленные сделки совершаются через оператора обмена ЦФА. Свои функции оператор может осуществлять как путем сопоставления заявок на совершение сделок с ЦФА, поданных от пользователей информационной системы, так и путем участия за свой счет в такой сделке в качестве стороны в интересах третьих лиц. Оператором обмена ЦФА могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица коммерческие и некоммерческие организации , включенные Банком России в реестр операторов обмена ЦФА. К юридическим лицам, не являющимся кредитной организацией или организатором торговли, Закон предъявляет следующие требования: личным законом юридического лица является российское право; размер уставного капитала на день подачи ходатайства о включении в реестр операторов обмена ЦФА составляет не менее 50 млн руб.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, может привлекать оператора обмена ЦФА для совершения сделок в такой информационной системе, либо совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по обмену ЦФА.
К юридическим лицам, не являющимся кредитной организацией или организатором торговли, Закон предъявляет следующие требования: личным законом юридического лица является российское право; размер уставного капитала на день подачи ходатайства о включении в реестр операторов обмена ЦФА составляет не менее 50 млн руб. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, может привлекать оператора обмена ЦФА для совершения сделок в такой информационной системе, либо совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по обмену ЦФА. Закон предусматривает механизмы, защищающие интересы неквалифицированных инвесторов. Так, если лицо, не являющееся квалифицированным инвестором, приобрело ЦФА, которые в соответствии с актом Банка России могут приобретаться только квалифицированными инвесторами, оператор обмена ЦФА обязан по требованию такого лица приобрести у него эти ЦФА за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы. Аналогичный подход предусмотрен для случаев, когда лицо было неправомерно признано квалифицированным инвестором через оператора обмена ЦФА такое право предоставлено оператору законом.
Закон предъявляет специальные требования к рекламе ЦФА: в рекламном сообщение должно содержаться предупреждение и том, что ЦФА являются высокорискованными, их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Также реклама должна содержать следующую рекомендацию: до совершения сделок с предлагаемыми ЦФА следует ознакомиться с рисками, с которыми связано их приобретение. Цифровые валюты В отношении цифровой валюты Закон предусматривает регулирование лишь отдельных вопросов, таких как статус цифровых валют, их выпуск и обращение. По словам главы Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, более подробное регулирование цифровых валют планируется определить в другом законе, который может быть принят в осеннюю сессию [3]. Цифровая валюта определяется как совокупность электронных данных цифрового кода или обозначения , содержащихся в информационной системе, которые предлагаются или могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства или международной денежной или расчетной единицей, или в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора или узлов информационной системы, обязанных обеспечивать только соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению изменению записей в такую информационную систему по ее правилам. Статус цифровой валюты как объекта гражданских прав по-прежнему не закреплен, однако для целей антиотмывочного закона, законов о банкротстве, о противодействии коррупции и об исполнительном производстве цифровая валюта признается имуществом.
Закон разрешает выпуск и переход цифровой валюты от одного обладателя к другому на территории РФ, при этом оплата цифровой валютой товаров, работ или услуг, а также распространение информации о предложении или приеме цифровой валюты в качестве оплаты не допускается.
Согласно нормам закона цифровые финансовые активы смогут выпускать любые юрлица и ИП, а приобретать — все желающие. Соответствующее решение юрлица или ИП о выпуске цифровых финансовых активов должно содержать сведения, в частности, о выпускающем лице, об операторе информационной системы, в которой осуществляется выпуск таких активов, о виде и объеме прав, удостоверяемых выпускаемыми цифровыми финансовыми активами, их количестве, цене, дате начала размещения выпускаемых цифровых финансовых активов путем заключения договоров об их приобретении, способе оплаты, иных положениях. Банку России предоставлены полномочия по установлению дополнительных требований к содержанию решения о выпуске цифровых финансовых активов. Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно быть размещено на сайте лица, их выпускающего, и на сайте оператора информационной системы, где осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Законом предусмотрен порядок учета и обращения цифровых финансовых активов.
В Налоговый кодекс РФ внесена ст. Налоговая база определяется совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и производными финансовыми инструментами и отдельно от общей базы. При определении базы по операциям с цифровыми правами будут учитываться доходы и расходы по всем операциям с такими цифровыми правами за отчетный налоговый период. Дата признания зависит от того, предполагается ли последующий выкуп эмитентом таких активов прав , определен ли в решении об их выпуске срок выкупа и какова его продолжительность новый п. Сумму, которую эмитент выплачивает при их выкупе, он относит на расходы на день выкупа новый п. Решение о выпуске ЦФА цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП может предусматривать обязательство эмитента выплатить их обладателю денежные средства, не связанные с выкупом. В общем случае сумму такого обязательства можно отнести на внереализационные расходы на дату возникновения обязательства новый подп. Исключением является ситуация, когда согласно решению о выпуске ЦФА существует обязательство выплатить их обладателю доход в сумме, равной величине полученных дивидендов новый подп. В этом случае данную сумму на расходы отнести нельзя. Для налогообложения текущая переоценка ЦФА не производится. К ЦФА, которые удостоверяют права участия в капитале непубличного акционерного общества, будут применяться правила и порядок налогообложения, которые предусмотрены для акций такого общества абз. Порядок их отражения зависит от ситуации, в частности, от того, предполагается ли выкуп ЦФА цифровых прав выпустившим их лицом новый п. Такой порядок применяется, если раньше не произойдет реализация таких ЦФА цифровых прав ; 2 если выкуп не предполагается и не определен срок, по истечении которого прекращаются удостоверенные ими права, то расходы признаются на дату реализации ЦФА цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП ; 3 если ЦФА и или цифровые права подлежат выкупу выпустившим их лицом, то учесть сумму оплаты в составе расходов можно на дату выкупа или дату реализации ЦФА цифровых прав , в последнем случае это может сделать только первый обладатель ЦФА цифровых прав. В случае выкупа ЦФА и или цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП, на дату выкупа отражают не только расходы в виде суммы оплаты, ранее перечисленной выпустившему их лицу новый п. На эту же дату необходимо отразить доходы в виде денежных средств, полученных от этого лица в связи с выкупом новый п. Решение о выпуске может предусматривать обязательство по выплате обладателю ЦФА цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП денежных средств, не связанных с их выкупом. Во внереализационные доходы эти средства следует включить на дату возникновения у лица, выпустившего такие ЦФА цифровые права , соответствующего обязательства новые п. Его можно уменьшить подп. Если на момент реализации ЦФА цифровых прав цена их приобретения уже частично учтена в составе расходов, то ее, в свою очередь, необходимо уменьшить на сумму уже учтенных расходов новый абз. В частности, такое возможно, если выкуп ЦФА цифровых прав не предполагается и решением об их выпуске предусмотрен срок, по истечении которого удостоверенные ими права прекращаются новый п. В связи с этим предусмотрен особый порядок налогообложения таких операций. Они признаются операциями хеджирования в порядке, предусмотренном ст. К ним дана отсылка в ст. Налог на доходы физических лиц Особенности определения налоговой базы по операциям с ЦФА предусмотрены в новой ст. При ее определении учитываются доходы от погашения и отчуждения ЦФА, а также выплаты, не связанные с погашением включая дивиденды и их аналоги. В состав расходов включаются: стоимость приобретения ЦФА у выпускающего их лица или по договору купли-продажи а также расходы наследодателя дарителя при таком способе получения ЦФА ; оплата услуг операторов комиссии, услуги хранения и др. Налоговой базой по операциям с ЦФА будет положительный финансовый результат за налоговый период, т. Цифровые финансовые активы, полученные безвозмездно или с частичной оплатой, будут признаваться доходом в натуральной форме.