Опубликованы критерии определения победителей и призёров LIV Традиционной олимпиады по лингвистике. Сейчас Институт лингвистики включает Факультет теоретической и прикладной лингвистики и Отделение интеллектуальных систем в гуманитарной сфере. РГГУ Российский государственный гуманитарный университет. Сфера деятельности: Образование и наука. 23-24 октября в Институте лингвистики РГГУ прошла Международная конференция «Вежливость и "антивежливость" в языке и коммуникации"», в которой приняли участи.
Институт лингвистики Российского государственного гуманитарного университета
Подписаться 23 марта 2018 Здесь прекрасно учат, но корпус очень плохо оборудован Крайне мало современных электронных средств, которые могут использоваться в преподавании, компьютеры старые, интерактивных досок и проекторов нет вообще. Корпус давно не ремонтировался, в аудиториях старые окна, из которых дует; старые батареи - тепло не доходит до нижних этажей, поэтому в аудиториях ниже пятого этажа холодно - студенты сидят в куртках.
Основное внимание будет уделено относительным придаточным и сентенциальным актантам разных типов в русском жестовом языке. Сравнивая общую картину синтаксической сложности в РЖЯ с другими жестовыми и звучащими языками, я покажу что сложные конструкции в жестовых языках, хоть и безусловно обладают определенными особенностями свойственными визуальной модальности, тем не менее никак не уступают звучащим языкам в плане структурной сложности. Все было нервно и на флажке, дыхание пандемии никуда не делось, но конференция состоялась.
Это были тяжелые и увлекательные два дня - и мы даже не успели ничего толком пофотографировать. Спасибо всем участникам и гостям, низкий поклон секретарю СКИЛа Катерине Будзинской и всем добровольным помощникам в организации. Без вас ничего бы не было, а с вами все получилось! Теперь немного выдохнем и начнем выкладывать записи выступлений на ютуб-канал Института лингвистики.
Ждите обновлений - и до встречи на СКИЛ-2022! Мы понимаем, что конференция приходится на непростое время: к печалям, связанным с вирусом, присоединяются тревога и неопределенность с надвигающимся локдауном. Лучше бы, конечно, все это было уже позади, но увы. Поэтому еще раз напоминаем, что: 1 СКИЛ пройдет 23-24 октября завтра-послезавтра!
Там же можно открыть гугл-документ с информацией о проходе в РГГУ и со ссылкой на зум. Слюсарь пройдет дистанционно, вторая лекция Я. Бухарова - очно. И, поскольку мы еще не выкладывали ее в соцсети, ниже вы найдете аннотацию к лекции Я.
Бухарова "Языковые картины болезней: чем [еще] могут быть полезны друг другу психологи и лингвисты". Особое внимание предполагается уделить позиционированию этого предмета исследований в структуре психологического и лингвистического знания, а также тому, каких теоретико-методологических оснований такой предмет требует в рамках обеих названных научных отраслей". Ждем всех на СКИЛе - и будьте осторожны! К сожалению, по не зависящим от Натальи Анатольевны причинам, доклад состоится не в смешанном, а исключительно в дистанционном формате.
Обратите, пожалуйста, на это внимание: если вы вдруг собирались на СКИЛ только ради выступления Натальи Анатольевны, вы можете ограничиться подключением к зуму. Разумеется, мы по-прежнему ждем всех во время остальных сессий конференции! СКИЛ — уже в субботу. И в субботу же, сразу после первой утренней сессии, нас ждет первая пленарная лекция конференции.
Аннотация доклада: «Экспериментальные исследования грамматики, как правило, обращают внимание только на грамматические признаки той или иной словоформы, но не на то, «на что она похожа»: используется ли ее аффикс при кодировании различных наборов признаков и насколько часто. В докладе я расскажу о различных случаях, когда внутрипарадигматический и межпарадигматический синкретизм аффиксов и их прототипичность влияют на обработку. Материалом послужат, прежде всего, исследования на материале русского языка, которые мы с соавторами проводим в последние годы». Аудитория 100а во внутреннем дворе 6-го корпуса , начало — в 12:30.
Запланированный доклад "Синтаксическая сложность в жестовых языках" состоится в запланированные сроки, но в исключительно дистанционном формате. В следующий четверг, 28 октября, мы проводим очередное заседание Открытого семинара Института лингвистики. В этот раз речь пойдет про жестовые языки! В нашем учебном плане пока, увы, нет отдельного курса про жестовые языки, поэтому прийти послушать Евгению Андреевну, как кажется, просто необходимо.
Тема доклада: «Синтаксическая сложность в жестовых языках». Аннотация доклада: «Многим языкам мира статус полноценного языка человеческого общения достался «по праву рождения». Сравнивая общую картину синтаксической сложности в РЖЯ с другими жестовыми и звучащими языками, я покажу что сложные конструкции в жестовых языках, хоть и безусловно обладают определенными особенностями свойственными визуальной модальности, тем не менее никак не уступают звучащим языкам в плане структурной сложности». Встречаемся 28 октября, в 18:30 после шестой пары , в аудитории 410 корпус 2.
Все как всегда: параллельная трансляция в зуме и на ютуб-канале ИЛ, чай и угощение после доклада. В программе конференции - 29 докладов и две приглашенные лекции. Ждем всех в аудитории 100а, а также в зуме ссылка будет опубликована позже и на ютубе. А пока до начала конференции остается еще немного времени, оргкомитет очень надеется на помощь студентов и ждет, что они запишутся в разосланный по почте гугл-документ!
Всероссийская конференция «Обучение русскому языку и языкам народов России в условиях поликультурной образовательной среды». Среди лингвистических докладов, например: Исаев И. Территориальное варьирование русского языка: проблемы литературной нормы в условиях диалекта. Кибрик А.
О Программе сохранения языков России. Пахомов В.
Не разрешается прибегать к помощи систем автоматического перевода. Все работы проверяются.
В случае выявления фрагментов, переведенных автоматически, работа дисквалифицируется. Каждый участник может подать в каждый трек только один текст. Если вы хотите участвовать в классическом треке, вам нужно выбрать, что переводить в его рамках: стихи или прозу. И то, и другое подать не получится.
Как подать заявку на конкурс? Тексты рецензируются анонимно. Победители будут оповещены по электронной почте. Адрес оргкомитета конкурса: konkurs-perevodov inbox.
В теме письма указывайте трек, в котором хотите участвовать. Победители конкурса будут приглашены на традиционную ежегодную конференцию "Перевод - мост между мирами", в ходе которой и пройдет награждение.
Жинкина, осуществленные С. Гиндиным; издание работ Н. Лепской, подготовленное Т. Базжиной; — издание серии книг по материалам ежегодных конференций Института лингвистики «Проблемы языка и коммуникации», подготовленных Л. Фёдоровой ответственный редактор и составитель : «Стереотипы в языке, коммуникации и культуре» 2009 , «Конфликт в языке и коммуникации» 2011 , «Вариативность в языке и коммуникации» 2012 , «Ритуал в языке и коммуникации» 2013 , «Мода в языке и коммуникации» 2014 , «Хвала и хула в языке и коммуникации» 2015 , «Карнавал в языке и коммуникации» 2016 , «Конкуренция в языке и коммуникации» 2017 , «Экономия в языке и коммуникации» 2018 , «Абсурд в языке и коммуникации» 2020 — издание учебников и учебных пособий: Барулин А.
Знаки, знаковые системы, коммуникация. Тома 1-2. Буторина, Е. Буторина, С.
Цикл лекций «Компьютерная лингвистика» в Лектории Политехнического музея
Владислав Флярковский назначен на пост директора Института массмедиа и рекламы Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), сообщила. Специальность 45.03.02 – Лингвистика в РГГУ (программа: Язык и коммуникация). Опубликованы критерии определения победителей и призёров LIV Традиционной олимпиады по лингвистике. Российский государственный гуманитарный университет участвует в следующих рейтингах: 1. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2023 год. Организатор: Российский Государственный Гуманитарный Университет, Институт лингвистики.
«Возмущение и негодование». Почему вокруг школы Ильина в РГГУ разгорелся скандал
Звегинцев, воспитанный на сравнительно-историческом языкознании и философии языка, не был ни структурным, ни прикладным лингвистом. Гиндин поделился воспоминаниями о критических высказываниях Звегинцева по поводу модели «Смысл-Текст» и напомнил, что такое отношение нашло отражение и в книге «Язык и лингвистическая теория» [Звегинцев 1973]. В прикладной лингвистике В. Звегинцев подчеркнуто отстранялся от тематики машинного перевода из которой как раз и выросла модель Мельчука и Жолковского. Зато он активно сотрудничал с разработчиками систем искусственного интеллекта, в чьих исследованиях его особенно привлекала проблематика понимания речи и текста. В теоретической лингвистике Звегинцев исходил из первостепенности фактов языка по отношению к теориям; теории преходящи, в то время как описание языков, лингвистические факты остаются. В этом плане понятна оценка той роли, которую Зве-гинцев отводил преподаванию на отделении А. Зализняка, спецкурсам по конкретным языкам.
Именно эта стратегия обеспечила наибольшие достижения выпускников ОСиПЛа в области компаративистики, полевой лингвистики, типологии. Гиндин высоко оценил просветительскую роль Звегинце-ва в его изданиях по истории языкознания, в серии «Новое в зарубежной лингвистике»; отметил, что Звегинцев уделял большое внимание межпредметным связям лингвистики, в частности с психологией. Выступление С. Гиндина вызвало бурную дискуссию об отношении В. Звегинцева к теории как таковой. По мнению С. Крылова, Звегинцев был чутким наблюдателем за изменениями лингвистического мейнстрима, за революциями в теории: Звегинцев одним из первых почувствовал последовавший за хом-скианской «синтаксической» революцией поворот к семантике и далее к прагматике, что и отразил в книге «Предложение и его отношение к языку и речи» 1976 г.
Звегинцев высоко ценил отечественных ученых, совершивших прорыв в области лингвистики текста, - С. Гиндина, Е. Падучеву, И. Наблюдения над современными теориями и интерес к истории лингвистических учений свидетельствуют о стремлении Звегинцева создать метатеорию лингвистики. Нередко отмечают, что Звегинцев не занимался конкретно никаким языком. Предмет всех его книг - не столько язык, сколько лингвистика как сумма фактов, над которыми надо строить теорию, объясняющую эти факты. Из сообщения О.
Звегинцевой неожиданным для многих оказался факт, что В. Звегинцев владел арабским языком и защищал кандидатскую диссертацию по истории арабского языкознания. В дискуссии отмечали широту и многосторонность лингвистического образования на ОСиПЛе. Слова благодарности от А. Барулина прозвучали в адрес А. Кузнецовой, читавшей различные теоретические курсы, знакомившие с современными лингвистическими теориями. Крылов напомнил о лекциях А.
Долго-польского по ностратике на научном студенческом обществе. Теория языка и история языкознания были важными направлениями образовательной стратегии В. Звегинцева и темами его книг. В презентации Л. Звегинцевой, любезно предоставленные для этого заседания фото кафедры 70-х годов, Владимира Андреевича - военного переводчика в годы Великой Отечественной войны. Кафедра ОСиПЛ в 70-е гг. Слева направо: Н.
Акимова, Б. Городецкий, А. Зализняк, В. Звегинцев, А. Кибрик, О. Кривнова, А. Кузнецова, Э.
Урманцева, Л. Златоустова, Н. Лепская В. Звегинцев, 1943 г. Фотографии из личного архива О. Необычный набор дисциплин -математика, языки «с нуля», лингвистические курсы, - подготовка олимпиад, экспедиции. Возможность прикоснуться к языку как к живой звучащей материи, будь то санскрит или современные малые языки Памира, Кавказа, Сибири - дунганский, вахан-ский, арчинский, селькупский...
Или даже «языки» дельфинов, к ним тоже были экспедиции на Карадагскую биостанцию. Царил особый дух содружества и причастности к чему-то неизведанному, к самому процессу нахождения истины, без «навешивания ярлыков», но с осознанием «задачности», проблемности самой науки. И убеждение в том, что именно осипловцы - на самом передовом крае лингвистической науки. На заседания научного студенческого общества, которым руководил тогда старшекурсник А. Барулин, приглашали Ю. Апресяна, слушать его приходили и первокурсники. Было у осипловцев и немножко снобистское противопоставление себя филологам: «Мы не филологи, мы лингвисты».
Это согласовывалось с позицией, определенной В. Звегинце-вым в книге «Мысль и язык»: «Самые филологически настроенные ученые не отрицают, однако, права на автономность лингвистической науки» [Звегинцев 1996, с. Открыть у студента способность увидеть проблему, особое красивое явление в языке, дать ощутить радость от неожиданного понимания его уникальности или нахождения параллелей в уже знакомом языке. Эта установка получила развитие в практике составления олимпиадных задач, в преподавании лингвистических курсов, в дальнейших исследованиях. Но учили осипловцев, конечно, не только лингвисты; тепло вспоминаются преподаватели французского языка Т. Макеева, Л. Мошенская, математики А.
Почему бы не подумать об этом в выходную среду. Подробности - в четверг. Ссылка на выпуск - в первом комментарии. Кроме того, в номере — исследования бирманской поэзии и развития многозначности глагола «угождать», а также материалы, посвященные памяти ушедших от нас коллег и учителей: Сергея Всеволодовича Кулланды и Александра Николаевича Барулина. Запись будет храниться на ютуб-канале Института лингвистики, ссылка в первом комментарии. А весенний сезон семинара только начался - следите за новыми объявлениями! Начало - в 18:30, после шестой пары. В первой части выступления мы расскажем о своей научной работе и о том, чем в целом интересен африканский языковой ландшафт.
Эти идиомы раньше считались диалектами кпелле, однако не так давно на основании лексических расхождений в стословном списке и культурных особенностей были расклассифицированы как отдельные языки. Тем не менее, с их таксономическим статусом всё не так просто, о чем мы и расскажем в докладе на примере бивалентных предикатов. Наша коллега Мария Косогорова из Института языкознания исследовала полипредикативный синтаксис языка пулар, об этом языке мы тоже немного поговорим. Вторая часть выступления будет содержать неформальный рассказ об Африке и нашей жизни в Гвинее, с историями и фотографиями. А раз начался семестр, то с каникул возвращается и Открытый семинар ИЛ. Стартуем в следующий четверг, 10 февраля, в обычное время — 18:30. Докладчицы еще не доехали: они в Тропической Африке, но обещали вернуться. Точную тему доклада, аннотацию и окончательный список выступающих мы сообщим чуть позже.
Следите за объявлениями! Ребята представили на конкурс перевод трех глав романа итальянской писательницы венгерского происхождения Эдит Брук "Неиспекшийся хлеб" Il Pane Perduto, 2021 , снабженный научно-историческим комментарием, а также провели анализ рецепции произведения Брук в Италии и в мире. Работа была представлена на конкурс в разделе "Творческие работы", однако сочетает в себе как творческую, так и научно-исследовательскую составляющую. Студентов пригласили представить работу в рамках Международной конференции "Холокост: память и предупреждение", по итогам которой будут отобраны лучшие 5 работ для представления в штаб-квартире ООН. Если не затягивать со сдачей сессией, то будет чем заняться в середине января. А если записаться до 28 декабря, то будет дешевле. Нью-Йоркский институт лингвистических, когнитивных и культурологических исследований NYI приглашает лингвистов, когнитивистов, социологов и культурологов принять участие в Зимней Школе с 10 по 21 января 2022 года. В этом сезоне вы можете выбрать несколько курсов по следующим направлениям: лингвистика, литературоведение, когнитивистика, журналистика, гендерные исследования и визуальные искусства.
Занятия будут проходить в режиме прямого участия в Zoom каждый день кроме выходных с 16:30 по московскому времени. Рабочий язык программы - английский. Заявки принимаются до 3 января 2022 г. Более подробная информация о программе, описание курсов и форма заявки на сайте: nyi. Тематика конференции включает следующие разделы: 1 Преподавание иностранных языков в высшей школе 2 Преподавание лингвистических дисциплин в высшей школе 3 Иностранные языки и современное гуманитарное знание 4 Преподавание во время пандемии: проблемы и решения Конференция состоится онлайн 22 января 2022 г. Заявки принимаются по адресу [email protected] до 31 декабря 2021 г. В заявку необходимо включить ФИО, должность, аффилиацию, тему доклада и краткую аннотацию не больше 200 слов. Дипломанты могут претендовать на преимущества при поступлении в ведущие вузы страны, пройти стажировку в компании мечты и даже получить денежный приз до 300 000 рублей!
Если вы до сих пор откладывали своё участие в Олимпиаде, то нельзя терять ни минуты! Зум же семинару не помеха, так ведь? Пятое заседание Открытого семинара Института лингвистики пройдет в ближайший четверг, 9 декабря. Мы очень рады, что Ирина Борисовна расскажет о таких интересных вещах, и — что бы там ни было написано в начале этого анонса — опечалены, что случится это только в зуме. А еще — в прямом эфире на нашем ютуб-канале! Начало — в 18:30, ссылка на зум будет сообщена позднее. Ниже — аннотация доклада: «Частицы — это точка пересечения семантики, синтаксиса и прагматики. Они попадают как в сферу традиционных интересов лингвистики, в качестве особого рода лексических единиц, так и в сферу ее новых интересов, связанных со структурой текста, устройством дискурса, изучением звучащей речи, функциональных, когнитивных и коммуникативных подходов к языку.
Кроме того, частицы чрезвычайно наглядно демонстрируют различные функции языка: коммуникативную, фатическую, экспрессивную и т. И наконец, в частицах сконцентрировано множество уникальных, лингвоспецифичных свойств. Парадоксальным образом, многие частицы при переводе просто опускаются, и при этом в каждом отдельном случае не кажется, что смысл от этого сильно меняется. Однако текст в целом, сам строй речи утрачивает свою специфическую тональность, которая в значительной степени и определяет индивидуальность данного языка. Обилие, пестрота и разнообразие частиц, их количество в речи - характерные черты русского языка.
Мы не должны этого допускать. Важно не только пресекать подобные попытки, но и самим быть мудрее: не позволять навязывать нам разрушающую повестку и искусственные противоречия», — написал он. Встреча представителей других вузов, чьи студенты также выступили против присвоения ВПШ имени Ильина, прошла 21 апреля в Санкт-Петербурге. В эфире он выразил уверенность в том, что «некие активисты» стали атаковать учебный центр, вовлекая в свою акцию студентов, «с подачи скоординированных публикаций на западе». Телеведущий также призвал стороны дискуссии «не собачиться». Встреча с ректором Днем 19 апреля представители инициативной группы сообщили , что руководство РГГУ опубликовало объявление о встрече ректора со студентами в группе истфака, однако через 15 минут анонс мероприятия был удален, а сама встреча перешла «в закрытый формат по записи». Иначе диалог превратится в нравоучительный монолог», — написали они. После встречи с ректором представители группы сообщили , что «администрация университета прямо сказала: мы не сможем добиться переименования силами одних студентов». Вероятно, такая реакция немного усыпила бдительность общественности, но последние новости о назначении Александра Дугина руководителем ВПШ поставили окончательную точку в вопросе о том, что будет представлять собой данная школа. Она также допустила, что ректор РГГУ был поставлен в неловкую ситуацию из-за произошедшего, однако отметила, что инициативная группа действует самостоятельно.
Улицкая, Акунин, Бы... Смотрите, ставьте лайки, подписывайтесь и делитесь с друзь... С политологом Андреем Колесниковым рассматриваем сценарии дальнейших действий со стороны Администрации Президента. Цыганов и Снигирь — на высоте, режиссер Локшин — большой мастер. Травят кино только бездарные Z-... Кому принадлежат эти деньги? Законна ли их конфискация? И может ли это соз... Еженедельный комментарий к ключевым событиям в России и мире.
Институт лингвистики в РГГУ
Директор Института лингвистики РГГУ кандидат филологических наук Игорь Исаев рассказал о преимуществах обучения на онлайн-курсах. Именно по этой причине диплом РГГУ, полученный в Институте лингвистики, является трудной, но заслуженной победой. Новости международного сотрудничества. МГЛУ в рейтингах.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Не стоит сюда поступать, если вам нужны здоровые нервы и знания. 5 декабря в Российском государственном гуманитарном университете проведено заседание ученого совета, на котором была представлена Дорожная карта цифрового развития РГГУ на. 23-24 октября состоялась Студенческая Конференция Института Лингвистики РГГУ.
Цикл лекций «Компьютерная лингвистика» в Лектории Политехнического музея
РГГУ. Российский Государственный Гуманитарный Университет. Российский государственный гуманитарный университет считается одним из лучших вузов в области социальных и гуманитарных наук. Институт лингвистики РГГУ — научное и образовательное учреждение в структуре Российского государственного гуманитарного университета. Состоит из Факультета теоретической и прикладной лингвистики (декан И. А. Шаронов). Актуальные новости в бизнес среде, технологические новинки и интересные стартапы. Конференция посвящена презентации школы имагологии российско-американских отношений, которая успешно развивается на кафедре американских исследований ФМОПиЗР РГГУ.
Институт лингвистики Российского государственного гуманитарного университета
При этом подготовка таких специалистов базируется на двух совершенно разных системах образования и компетенциях. Специализация « Компьютерная лингвистика » в РГГУ основывается на базовой дисциплине «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Дополнительно к глубокой лингвистической подготовке студенты будут получать знания, необходимые для успешной работы по созданию технологий в области автоматического анализа текста. Параллельно создаваемая специализация «Компьютерная лингвистика» в МФТИ основывается на глубоком инженерном образовании. Кроме того, студенты будут получать необходимые знания по лингвистике, чтобы понимать специфику предмета при создании лингвистических технологий. Одновременное открытие кафедр компьютерной лингвистики в гуманитарном и техническом вузах позволит студентам, лингвистам и инженерам, получить непосредственно во время учебы навыки эффективного ведения совместных проектов. Как отмечается, это сотрудничество является ключевым фактором в успехе любых серьезных проектов в области автоматической обработки естественного языка, которыми, в частности, занимаются компании Abbyy и IBM. Принципиальной особенностью подготовки магистров по данной программе является проектный подход и привлечение студентов к научно-исследовательской работе в области компьютерной лингвистики.
Преображение знания в научно-педагогических школах» имагология российско-американских отношений в академическом дискурсе России и США; конструктивизм как методология и исследовательская практика: преимущества и пределы; ценностный подход во взаимоотношениях США с Российской империей, Советским Союзом и постсоветской Россией: pro et contra; конституирующий Другой в вербальных и визуальных источниках: методы текстологического анализа; внешняя политика США и России как поле конструирования идентичности: общее и особенное; «Холодная война образов» в российско-американских отношениях: от века XX к веку XXI. Дискуссии будут проходить в рамках тематических заседаний. Рабочий язык конференции: русский.
Виноградова РАН рассказала об исследовании особенностей контактной речи жителей Севера Сибири и Дальнего Востока, являющихся билингвами. Ломоносова уделила внимание диалектам мансийского языка. Результаты показали, что глаголы совершенного вида в русском языке чаще, как и полагалось, употребляются с предельными жестами, но и глаголы несовершенного вида также чаще соотносятся с предельными жестами. Во французском языке гипотеза исследователей подтвердилась полностью. На Dialogue-2018 традиционно отметили студентов, приславших свои научные работы.
Студентов пригласили представить работу в рамках Международной конференции "Холокост: память и предупреждение", по итогам которой будут отобраны лучшие 5 работ для представления в штаб-квартире ООН. Если не затягивать со сдачей сессией, то будет чем заняться в середине января. А если записаться до 28 декабря, то будет дешевле. Нью-Йоркский институт лингвистических, когнитивных и культурологических исследований NYI приглашает лингвистов, когнитивистов, социологов и культурологов принять участие в Зимней Школе с 10 по 21 января 2022 года. В этом сезоне вы можете выбрать несколько курсов по следующим направлениям: лингвистика, литературоведение, когнитивистика, журналистика, гендерные исследования и визуальные искусства. Занятия будут проходить в режиме прямого участия в Zoom каждый день кроме выходных с 16:30 по московскому времени. Рабочий язык программы - английский. Заявки принимаются до 3 января 2022 г. Более подробная информация о программе, описание курсов и форма заявки на сайте: nyi. Тематика конференции включает следующие разделы: 1 Преподавание иностранных языков в высшей школе 2 Преподавание лингвистических дисциплин в высшей школе 3 Иностранные языки и современное гуманитарное знание 4 Преподавание во время пандемии: проблемы и решения Конференция состоится онлайн 22 января 2022 г. Заявки принимаются по адресу [email protected] до 31 декабря 2021 г. В заявку необходимо включить ФИО, должность, аффилиацию, тему доклада и краткую аннотацию не больше 200 слов. Дипломанты могут претендовать на преимущества при поступлении в ведущие вузы страны, пройти стажировку в компании мечты и даже получить денежный приз до 300 000 рублей! Если вы до сих пор откладывали своё участие в Олимпиаде, то нельзя терять ни минуты! Зум же семинару не помеха, так ведь? Пятое заседание Открытого семинара Института лингвистики пройдет в ближайший четверг, 9 декабря. Мы очень рады, что Ирина Борисовна расскажет о таких интересных вещах, и — что бы там ни было написано в начале этого анонса — опечалены, что случится это только в зуме. А еще — в прямом эфире на нашем ютуб-канале! Начало — в 18:30, ссылка на зум будет сообщена позднее. Ниже — аннотация доклада: «Частицы — это точка пересечения семантики, синтаксиса и прагматики. Они попадают как в сферу традиционных интересов лингвистики, в качестве особого рода лексических единиц, так и в сферу ее новых интересов, связанных со структурой текста, устройством дискурса, изучением звучащей речи, функциональных, когнитивных и коммуникативных подходов к языку. Кроме того, частицы чрезвычайно наглядно демонстрируют различные функции языка: коммуникативную, фатическую, экспрессивную и т. И наконец, в частицах сконцентрировано множество уникальных, лингвоспецифичных свойств. Парадоксальным образом, многие частицы при переводе просто опускаются, и при этом в каждом отдельном случае не кажется, что смысл от этого сильно меняется. Однако текст в целом, сам строй речи утрачивает свою специфическую тональность, которая в значительной степени и определяет индивидуальность данного языка. Обилие, пестрота и разнообразие частиц, их количество в речи - характерные черты русского языка. У Романа Николаевича Златинского вышло учебное пособие "Латинский язык". Вот что пишут о нем наши коллеги "У Кентавра": "Пособие состоит из особым образом подготовленных неадаптированных латинских текстов и комплекса материалов. В пособии реализована новаторская методика, обеспечивающая усвоение элементарной грамматики и базовой лексики латинского языка". Поздравляем Романа Николаевича и безмерно им гордимся! С согласия организаторов мы публикуем call for papers. Памяти А. Барулина Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие во второй ежегодной конференции, организуемой кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ. Эта конференция посвящена памяти основателя кафедры Александра Николаевича Барулина. Конференция пройдет 17—18 января 2022 г. Приветствуются доклады и сообщения, посвященные темам, близким А. Барулину — лингвисту, семиотику, замечательному организатору и преподавателю. Александру Николаевичу был интересен широкий круг теоретических вопросов знаковые системы, вопросы происхождения языка, проблемы формального описания языка, в частности «языковые формализмы» в морфологии и словообразовании, типологии и семантике и живая материя языка анализ художественных текстов и текстов на языках без устойчивой письменности ; он был организатором и участником лингвистических экспедиций по документации малых языков. Организаторы будут также рады воспоминаниям о совместной работе, экспедициях, встречах и памятных событиях. Заявки на участие в конференции принимаются до 30 декабря 2021 г. В заявке просьба указать ФИО, тему доклада, место работы и должность, контактные данные e-mail, номер телефона и дать краткую аннотацию доклада до 250 слов. Качество текстов школьных учебников по русскому языку часто становится предметов эмоциональных споров и в комментариях FB, и на государственном уровне. Поэтому кажется особенно важным поиск объективных критериев, по которым можно было бы оценить содержание учебника. Специалисты Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина собрали и проанализировали количественными методами корпус из 8 популярных линеек учебников русского языка 1-4-х классов, а также сравнили их с текстами цифрового учебника - карточками Яндекс.
Директор Института лингвистики РГГУ Игорь Исаев сообщил об увольнении
«Возмущение и негодование». Почему вокруг школы Ильина в РГГУ разгорелся скандал | Лингвистика — не обычная гуманитарная наука: в ней нужно уметь считать и создавать строгие алгоритмы, в том числе для того, чтобы решать прикладные задачи компьютерной лингвистики. |
В Институте лингвистики РГГУ рассказали об изменении границ матерной лексики | Радио 1 | Преподаватели Московского государственного лингвистического университета провели лекции по основам деструктологии. |
Институт лингвистики в цифрах
- Telegram-канал "Институт лингвистики РГГУ" — @ilrggu — TGStat
- На бывшую должность Сванидзе в РГГУ назначили Флярковского - | Новости
- Институт лингвистики РГГУ
- В РГГУ и МФТИ открыты кафедры «Компьютерной лингвистики» при поддержке Abbyy и IBM
Прошлогодняя новость
Российский государственный гуманитарный университет | 18–19 апреля 2024 г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) состоялась Всероссийская научная конференция "Реконструкции в фольклористике. |
В Институте лингвистики РГГУ рассказали об изменении границ матерной лексики | Радио 1 | Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов. |
Российский государственный гуманитарный университет - Новости ИЛ | Почему вокруг школы Ильина в РГГУ разгорелся скандал. |
Лингвистика и методика в преподавании русского языка иностранным студентам | Актуальные новости в бизнес среде, технологические новинки и интересные стартапы. |
Прошлогодняя новость | Об этом в беседе с «Вечерней Москвой» заявил директор Института лингвистики РГГУ, кандидат филологических наук Игорь Исаев. |
Итоги XVI Всероссийской конференции молодых ученых «Диалог языков и культур»
Для этого им необходимо научиться переводить с иностранного языка на русский и наоборот, реферировать, редактировать и подготавливать к публикации общественно-политическую, научно-популярную и художественную литературу и осуществлять устный последовательный перевод или устный перевод с листа, соблюдая грамматические, синтаксические и стилистические нормы. Студенты изучают международный этикет и правила поведения переводчика в различных ситуациях устного перевода при сопровождении туристов, проведении деловых переговоров.
Пушкина и других российских и зарубежных вузов приняли участие в пленарных заседаниях, стендовых сессиях, воркшопах и круглых столах. Речь в докладах шла не только о русском языке, но и других языках и диалектах. Наталья Стоянова из Института русского языка им. Виноградова РАН рассказала об исследовании особенностей контактной речи жителей Севера Сибири и Дальнего Востока, являющихся билингвами. Ломоносова уделила внимание диалектам мансийского языка.
Финна, Г. Ткаченко, Ю. Мартемьянова, В. Дыбо и других сподвижников и единомышленников.
В первые же годы Барулину удалось привлечь многих преподавателей, выпускников ОСиПЛа, составивших костяк факультета: Т. Базжину, Е. Бу-торину, С. Евграфову, Г. Крейдлина, М. Кронгауза, И. Муравьеву, Е. Муравенко, возобновить традицию лингвистических олимпиад среди школьников, привлечь молодежь на новый факультет, организовать лингвистические экспедиции. По сравнению с отделением в МГУ факультет в РГГУ имел ряд преимуществ: более значительный набор студентов, постоянное преподавание восточных языков причем в дополнение к современным также и соответствующих языков традиции - классического арабского, старояпонского, вэньяня и др. Факультет приобрел заслуженно высокий статус.
Со слов благодарности В. Звегинцеву начал свое выступление С. В докладе «Лингвистические пристрастия В. Звегинцева и образовательная стратегия ОСиПЛа», возвращаясь к истории создания ОСиПЛа, Гиндин уточнил, что отделений подобного направления в 60-е годы было открыто несколько, но многие не выжили; первым было Отделение математической лингвистики в Ленинградском университете, сохранившееся и в Санкт-Петербургском университете. Но ОсиПЛ выжил и после закрытия кафедры в 1982 г. Парадоксально прозвучало утверждение С. Гиндина, что В. Звегинцев, воспитанный на сравнительно-историческом языкознании и философии языка, не был ни структурным, ни прикладным лингвистом. Гиндин поделился воспоминаниями о критических высказываниях Звегинцева по поводу модели «Смысл-Текст» и напомнил, что такое отношение нашло отражение и в книге «Язык и лингвистическая теория» [Звегинцев 1973]. В прикладной лингвистике В.
Звегинцев подчеркнуто отстранялся от тематики машинного перевода из которой как раз и выросла модель Мельчука и Жолковского. Зато он активно сотрудничал с разработчиками систем искусственного интеллекта, в чьих исследованиях его особенно привлекала проблематика понимания речи и текста. В теоретической лингвистике Звегинцев исходил из первостепенности фактов языка по отношению к теориям; теории преходящи, в то время как описание языков, лингвистические факты остаются. В этом плане понятна оценка той роли, которую Зве-гинцев отводил преподаванию на отделении А. Зализняка, спецкурсам по конкретным языкам. Именно эта стратегия обеспечила наибольшие достижения выпускников ОСиПЛа в области компаративистики, полевой лингвистики, типологии. Гиндин высоко оценил просветительскую роль Звегинце-ва в его изданиях по истории языкознания, в серии «Новое в зарубежной лингвистике»; отметил, что Звегинцев уделял большое внимание межпредметным связям лингвистики, в частности с психологией. Выступление С. Гиндина вызвало бурную дискуссию об отношении В. Звегинцева к теории как таковой.
По мнению С. Крылова, Звегинцев был чутким наблюдателем за изменениями лингвистического мейнстрима, за революциями в теории: Звегинцев одним из первых почувствовал последовавший за хом-скианской «синтаксической» революцией поворот к семантике и далее к прагматике, что и отразил в книге «Предложение и его отношение к языку и речи» 1976 г. Звегинцев высоко ценил отечественных ученых, совершивших прорыв в области лингвистики текста, - С. Гиндина, Е. Падучеву, И. Наблюдения над современными теориями и интерес к истории лингвистических учений свидетельствуют о стремлении Звегинцева создать метатеорию лингвистики. Нередко отмечают, что Звегинцев не занимался конкретно никаким языком. Предмет всех его книг - не столько язык, сколько лингвистика как сумма фактов, над которыми надо строить теорию, объясняющую эти факты. Из сообщения О. Звегинцевой неожиданным для многих оказался факт, что В.
Звегинцев владел арабским языком и защищал кандидатскую диссертацию по истории арабского языкознания. В дискуссии отмечали широту и многосторонность лингвистического образования на ОСиПЛе. Слова благодарности от А. Барулина прозвучали в адрес А. Кузнецовой, читавшей различные теоретические курсы, знакомившие с современными лингвистическими теориями. Крылов напомнил о лекциях А. Долго-польского по ностратике на научном студенческом обществе. Теория языка и история языкознания были важными направлениями образовательной стратегии В. Звегинцева и темами его книг. В презентации Л.
Звегинцевой, любезно предоставленные для этого заседания фото кафедры 70-х годов, Владимира Андреевича - военного переводчика в годы Великой Отечественной войны. Кафедра ОСиПЛ в 70-е гг. Слева направо: Н. Акимова, Б. Городецкий, А. Зализняк, В. Звегинцев, А. Кибрик, О. Кривнова, А. Кузнецова, Э.
Академические институты, филологические факультеты, компании-разработчики лингвистических программных продуктов — вот наши главные работодатели. Но вы сможете развиваться и в смежных областях: преподавании языков, переводе, журналистике, информационных технологиях. Как понять, будет ли вам интересно на направлении «Фундаментальная и прикладная лингвистика»? Власьевский пер. Ломоносова сентябрь , в Традиционной олимпиаде по лингвистике отборочный тур в декабре или в Пригласительной олимпиаде по лингвистике март : для этого не нужны никакие специальные знания, даже иностранных языков; порешайте лингвистические задачи на портале «Элементы» и почитайте послесловия к ним; попробуйте пройти какой-нибудь из курсов по лингвистике для школьников на платформе Сириус. Курсы фонетика и графика , морфология , семантика , компьютерная лингвистика , лингвистическая антропология ; примите участие в программе по лингвистике Образовательного центра «Сириус» отбор в апреле, программа в октябре или в Летней лингвистической школе отбор в мае, Школа в июле ; почитайте научно-популярные книги о лингвистике или посмотрите короткие видеолекции например, портала ПостНаука. Если что-нибудь из перечисленного выше вас заинтересовало — скорее всего, направление «Фундаментальная и прикладная лингвистика» для вас!
Директор Института лингвистики РГГУ Игорь Исаев сообщил об увольнении
Об этом в беседе с «Вечерней Москвой» заявил директор Института лингвистики РГГУ, кандидат филологических наук Игорь Исаев. Студенческая конференция Института лингвистики РГГУ 2023 года. Просмотр и загрузка Институт лингвистики РГГУ(@il_rggu) профиля в Instagram, постов, фотографий, видео и видео без входа в систему. Специальность 45.03.02 – Лингвистика в РГГУ (программа: Язык и коммуникация). Российский государственный гуманитарный университет, организован на базе Московского государственного историко-архивного института в 1991 году. Высшее учебное заведение в составе Российского государственного гуманитарного университета.