Аркадий й Северный (настоящее имя — Аркадий Дмитриевич Звездин; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980, Ленинград) — исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Аркадий Звездин, больше известный как Аркадий Северный, родился 12 марта 1939 года в городе Иваново. Аркадий й Северный (настоящее имя — Аркадий Дмитриевич Звездин; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980, Ленинград) — исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. биография, новости, личная жизнь, фото, видео Жизни и творчеству шансонье посвящена замечательная книга Игоря Ефимова и Дмитрия Петрова «Аркадий Северный.
Папа русского шансона
смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). И учитывая то, что сам Аркадий Северный большую часть своей жизни дарил свои песни людям не требуя ничего взамен. Саморазрушение стало любимым хобби внутренних эмигрантов, а Аркадий Северный — король советского андеграунда — одним из самых ярких декадентов застоя. Олимпийский концерт 2014 в формате: MP3 торрент загрузить бесплатно на телефон или планшет. История творчества артиста Аркадий Северный, лучшие альбомы, подражатели, дальнейшая судьба, а также виниловые пластинки, компакт диски, подкасты, интервью и публикации в журналах. Зазвучала песня Аркадия Северного «Сладка ягода», и под эту мелодию закончилась его земная биография.
Аркадий Северный: биография и личная жизнь
Поручик Галицын... Изначально получал техническое образование, но в середине обучения решил получить диплом экономиста. Там же занимался спортом и даже играл в хоккей не только на любительском уровне, но и защищал честь университета. Именно в студенческие годы многие друзья и знакомые Аркадия слышат песни, исполняемые им, и находятся под большим впечатлением. Также он знакомится с разными людьми, любителями нестандартной музыки.
Именно неформальные культуры так сильно привлекают внимание Северного, что он начинает близко общаться с представителями данных направлений. Такие знакомства для Аркадия играют положительную роль в его начале музыкального пути. В 1963 Аркадий вместе со своим новым другом решают записать домашнюю кассету с его песнями в стиле шансон, и с этого момента появляется псевдоним Аркадий Северный. Через 5 лет музыкальное творчество Аркадия берет паузу, так как его призывают на службу в армию.
Его ожидают вертолетные войска, и служил он именно так. Хотя потом в дальнейших интервью Северного спрашивали о его службе, он шутил и говорил, что служба его была во Вьетнаме. Возвращение к музыке Аркадий Звездин вернулся из армии и не сразу решил продолжить увлечения музыкой. Его ждала работа экономистом, но спустя некоторое время пришло осознание, что зарплаты категорически не хватает.
Тогда к 1972 году Северный снова пробует заниматься музыкой. И как раз работа начинает кипеть полным ходом — вместе с другом они записывают музыкальный альбом. Друг по фамилии Фукс очень поддерживал Аркадия и всегда верил в его творчество. Он помогал ему с текстами песен и музыкой для них.
Именно с этого и начался успех Аркадия. Альбом имел колоссальный успех, что последующие пару лет певец гастролирует с концертами по разным городам СССР и не забывает выпускать новые песни. Через 3 года после возвращения в музыку Аркадий знакомится с известной музыкальной группой СССР «Братьями Жемчужными» и сотрудничает с ними. Их работа заключается в том, что они записывают совместные песни.
Также участвуют в различных конкурсах и мероприятиях, где о Северном узнает всё больше людей. Его популярность начинает расти, а записи с песнями растут в продажах. У людей появляется новый кумир, песни которого они готовы слушать день и ночь. Одену я черную шляпу...
После непродолжительных предположений всё становится на круги своя — Звездин страдает алкоголизмом и нуждается в экстренном лечении. Поправить здоровье Аркадий соглашается, но его силы воли хватает лишь на год, позже он снова берется за бутылку и не расстается с этой пагубной привычкой. Знакомство с кумиром миллионов. Там же он хочет записать новый альбом.
Но Аркадий никак не ожидал, кого он сможет встретить в этом городе. Именно знакомство с Владимиров Высоцким запомнилось Аркадию в Одессе, но не с лучшей стороны. Он, гуляя по набережной, столкнулся лицом к лицу с Высоцким, и так произошло их знакомство. В гостинице Аркадий и Владимир решили обсудить музыкальные дела, и Высоцкий признался, что слышал собственные песни в исполнении Северного.
Далее же последовала критика, которую Аркадий воспринял остро и болезненно. Он потребовал прекратить говорить о нем в таком тоне и покинул гостиничный номер Высоцкого.
Хрущев в ООН стучит ботинком по трибуне. С детской наивностью и юношеским задором художественная интеллигенция бросается осваивать вечные темы. Человек с его проблемами и мыслями на первом месте. Все срочно ищут истину - в чем смысл жизни? Можно ли любить женщину сильнее, чем Родину? Наш парень в космосе! Юрий Гагарин!
Такого всенародного ликования страна не знала со Дня Победы. Ведь можем же, можем! Партия сказала: обгоним Америку! И обогнали! Конечно, у них там в Арканзасе кукуруза растет, а у нас на Смоленщине не принимается. Зато мы их наукой бьем. Окуджава поет, Кукин поет, даже Высоцкий и тот пел, ну и еще, конечно, многие. Все на магнитофоны записывается - не тайно, для Большого Дома, а свободно - для личного пользования. Появились в продаже первые магнитофоны.
Записывай что хочешь. Никто не отнимает. И тут начался магнитофонный бум. Писали все: зарубежную эстраду, джаз, биг-бит, бардов, выступления поэтов, эстрадных певцов, театральные постановки, домашние чтения - все! Вот в компании магнитофон. Послушали популярную музыку. Послушали, как дочка папу с днем рождения поздравляет, даже тещин голос услышали. Что дальше? Коля, конечно, поиграл и спел, но...
Это не то, что хотелось бы поставить еще раз и еще. Деловые люди в Москве и Ленинграде быстренько смекнули, что на безграничной любви советского человека к песне можно делать хорошие деньги. В стране тотального дефицита и марксистско-ленинской идеологии, где даже сверхпопулярный и любимый всеми, но неразрешенный властями артист не может выпустить пластинку, этот пробел должны заполнить магнитофонные пленки.
Разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы распространять записи песен под настоящим именем исполнителя. Звездину нужен был псевдоним. Так родился Аркадий Северный. Легенда о Северном В этом человеке не было ничего от скромного уроженца Иваново, выпускника «Лесопилки», служащего «Экспортлеса». Аркадий Северный родился в солнечной Одессе, впрочем, некоторые утверждали, что он — из семьи эмигрантов первой волны, что живет в Нью-Йорке и поет в ресторане «Одесса». Находились люди, которые клялись, что видели Аркашу Северного на Колыме, когда сами мотали там срок, так вот, судьба свела как-то на пересылке.
Причиной появления всех этих легенд был, разумеется, репертуар записей Северного. Фукс, послушав своего нового друга, категорически заявил ему: «Никакого джаза, никаких романсов и никаких палаток и костров. Только блатные песни! В этом был резон. Все прочие жанры были прекрасно представлены на подпольном рынке «коллекционеров музыки». Все, кроме блатных песен, так любимых народом. В 1972 году Фукс сочиняет для Аркадия Северного своеобразную литературно-музы кальную композицию из одесских песен и анекдотов. Затем Фукс пишет продолжение этой «одесской программы», которая на сей раз имела форму концерта по заявкам. Аркадий читал стихи, рассказывал анекдоты, разыгрывал целые миниатюры из «одесской жизни», пел песни — и все с неподражаемым юмором, чувством стиля и артистизмом.
Так родился, по существу, новый жанр магнитиздата, целый подпольный театр у микрофона.
И встреча свела Маклакова с Николаем Резановым - руководителем ансамбля, игравшего в ресторане "Поплавок". Профессиональным музыкантом Резанов стал в 1968 году. Руководитель ленконцертовского "Традиционал-джазбэнда" Роман Моргулян помог Николаю Резанову пройти худсовет и взял его в свой коллектив. В следующем году Резанов переходит в "Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна" и осваивает банджо. Здесь он получает музыкальную кличку Мишель Жемчужный.
Через некоторое время Резанов оседает в ленинградском ресторане "Поплавок" как руководитель ансамбля "Братья Жемчужные". У Аркадия с Колетиным завязывается дружба, а с осени этого же 1975 года Аркадий поселяется у него на квартире. У Колетиных Северный прожил около полутора лет. За это время Д. Колетиным было произведено много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и лирические песни и романсы. В 1976 году Аркадий предпринимает несколько попыток избавиться от своего уже развившегося недуга - алкогольной зависимости.
К сожалению, и лечение в ленинградском институте им. Бехтерева, и в московской клинике на Каширском шоссе приводят лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года Аркадий уже нигде не работает, и полностью переходит на богемный образ жизни подпольного артиста. Его личные отношения с семьей Колетиных все более и более осложняются. В дальнейшем записи проводились в квартире Маклакова. Северный очень любил записываться на магнитофон.
Он чувствовал, что его песни нужны, что их ждут. И выкладывался на каждой записи по полной программе. Как он выкладывался! Почему должны прятаться? Ведь вот она - русская душа, во всей ее полноте, открытая и больная, светлая и радостная. Сегодня редко можно услышать, чтобы кто-то так до самозабвения выкладывался.
Все, что нам подсовывают,- продажно и неискренне. Я - поклонник джаза, истовый поклонник. Но Северный - это тоже джаз. Как живет труба в руках, в губах, в легких, в сердце Луи Армстронга, так и эта поруганная и осмеянная снобами блатная песня жила в Аркадии Северном. Люди разных профессий и возрастов полюбили песни Северного и его голос. И, как это всегда бывает с популярными артистами, вокруг Северного начинают громоздиться самые разные, порой невероятные легенды.
В комментариях к песням во время записи Аркадий Северный часто говорил " У нас в Одессе... Из-за этих комментраиев, да еще за стилизованную "одесскую" манеру исполнения песен многие решили, что и сам певец родом из Одессы. Но в Одессе такого не знали... Поползли слухи, что Северный эмигрировал в Америку еще в гражданскую, что он живет в Америке, несметно разбогател и теперь ради своего удовольствия выступает иногда в ресторане "Одесса" на Брайтоне. Кое-кто утверждал, что слышал песни Северного, когда сидел с ним на Колыме. Другие говорили, что Северный - внебрачный сын партийного лидера Анастаса Микояна, и этим объясняли тот факт, что за такие "крамольные" песни певец еще не поплатился свободой...
Слухи ширились, популярность росла, жизнь продолжалась... Аркадия часто приглашали в гости, угощали, поили и требовали песен. Он мог петь всю ночь до утра, часто "гуляя" целыми неделями. Но несмотря на популярность, Аркадий оставался человеком скромным, в новых компаниях был неразговорчив, но всегда дружелюбен. Возможно, алкоголь давал ему чувство раскрепощения, помогал заглушить боль обид и несправедливости. В начале 1977 года происходит непонятная история с ленинградским коллекционером Виктором Набокой.
Но вскоре вдруг в адрес Аркадия звучат обвинения, что он украл у Набоки оригиналы записей. Что на самом деле лежало в основе этой истории - до сих пор остается неизвестным. Вскоре после этого Аркадий уезжает из Ленинграда, но есть ли связь между его отъездом и этой историей - тоже неизвестно. Как раз в это время киевскому коллекционеру Фреду Ревельсону удается через Фукса найти Аркадия и пригласить его на гастроли в Киев, куда Аркадий и прибывает в апреле 1977 года. Здесь была произведена запись концерта с ансамблем Григория Бальбера, в результате вышел магнитофонный альбом, известный как "Привет Киеву!
Аркадий Северный: биография, национальность, фото, причина смерти
Во время пребывания в Москве Северный вновь выступал с ресторанными концертами, которых, по воспоминаниям разных людей, было довольно много. Молва приписывала Северному и специальные концерты для высокопоставленных советских и партийных деятелей, но точных подтверждений этому нет. Жил он в этот период на разных квартирах, пока, наконец, не поселился у Анатолия Писарева. Здесь он жил до самой весны 1980 года, записывая много домашних концертов, в том числе — с песнями, сочиненными самим А.
В феврале по приглашению С. Маклакова Аркадий ненадолго приехал в Ленинград, где записал концерт с «Братьями Жемчужными» «Олимпийский концерт», или «Трезвость» , а также домашний концерт у Владимира Раменского. После этого он возвратился в Москву, но в начале апреля вновь приехал в Ленинград.
Здесь на квартире В. Шорина у него неожиданно произошло обширное кровоизлияние в мозг. Похоронен на кладбище Ленинградского крематория.
Есть версия, что урна с прахом была утеряна ещё до её похорон на кладбище. Вот что рассказывают об этом: «Поставили урну на полку в коридоре, помянули, попели, поплясали, а потом обнаружили, что она куда-то пропала. Может быть, и выкинули в угаре…».
Памятник певцу на территории Санкт-Петербургского крематория — кенотаф. Наследие Творческое наследие А. Северного состоит из более чем ста магнитофонных альбомов.
Их список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи Северного можно считать разысканными на настоящий момент. Неизвестные ранее записи время от времени «всплывают» до сих пор.
В 1989 году по инициативе Рудольфа Фукса на ленинградской студии грамзаписи фирмы «Мелодия» был выпущен диск «Памяти Аркадия Северного». В 90-х годах записи Северного издавались на компакт-дисках московской фирмой RCD, и рядом других мелких фирм звукозаписи, а в дальнейшем — студией «Ночное такси» Александра Фрумина, которому в настоящее время принадлежат юридические права на издание записей А. Необходимо отметить, что качество изданных записей довольно посредственное, к тому же издаются концерты не полностью.
Книги, публикации в прессе В мае 1980 года уже эмигрировавшим Рудольфом Фуксом в нью-йоркской газете «Новое русское слово» была опубликована статья памяти Аркадия Северного. В дальнейшем Фукс опубликовал ещё несколько статей, посвященных Северному. Первые упоминания о Северном в советской прессе появились в самом конце 80-х годов.
В 1995 году Михаилом Шелегом была написана и опубликована книга «Споём, жиган», где впервые излагалась краткая биография Северного. Позже М. Шелег изложил её в книге «Аркадий Северный.
Две грани одной жизни», которая была издана в 1997 году и переиздавалась в 2000. В 2006 году в Интернете опубликован текст книги И. Ефимова и Д.
Петрова «Аркадий Северный, Советский Союз». В 2010 году новосибирский журналист Дмитрий Тростников опубликовал в Интернете текст романа «Знаменитость», прообразом главного героя в котором стал А. В конце года книга была издана.
Были использованы фрагменты песен «Не надо грустить, господа офицеры» и «Поручик Голицын». В 2005 году выходит американский фильм на русско-еврейскую тему «И всё осветилось» англ. В одном из эпизодов фильма звучит песня «Здравствуйте, моё почтенье…» вариант из Тихорецкого концерта, июнь 1979 года в исполнении Аркадия Северного.
Документальные фильмы В 1993 году на Санкт-Петербургском телевидении появляется документально-телевизионная программа об Аркадии Северном «Северный Шансон», автор Михаил Шелег.
Петров, И. Ефимов, 2006 , «Знаменитость» Д. Тросников, 2010. В Санкт-Петербурге с 1996 года проходит фестиваль памяти А. В 2010 году в городе Иваново певцу был установлен памятник. Михаил Дюков Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров. Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Окуджава поет, Кукин поет, даже Высоцкий и тот пел, ну и еще, конечно, многие. Все на магнитофоны записывается - не тайно, для Большого Дома, а свободно - для личного пользования. Появились в продаже первые магнитофоны. Записывай что хочешь.
Никто не отнимает. И тут начался магнитофонный бум. Писали все: зарубежную эстраду, джаз, биг-бит, бардов, выступления поэтов, эстрадных певцов, театральные постановки, домашние чтения - все! Вот в компании магнитофон.
Послушали популярную музыку. Послушали, как дочка папу с днем рождения поздравляет, даже тещин голос услышали. Что дальше? Коля, конечно, поиграл и спел, но...
Это не то, что хотелось бы поставить еще раз и еще. Деловые люди в Москве и Ленинграде быстренько смекнули, что на безграничной любви советского человека к песне можно делать хорошие деньги. В стране тотального дефицита и марксистско-ленинской идеологии, где даже сверхпопулярный и любимый всеми, но неразрешенный властями артист не может выпустить пластинку, этот пробел должны заполнить магнитофонные пленки. А значит, начинают работать законы рынка: вам нужны песни - платите деньги.
Нужны качественные дефицитные записи - платите большие деньги. Платить такие деньги могли далеко не все, а только состоятельные люди, ведь простой инженер или врач зарабатывали в среднем 100 - 110 рублей! Но любовь к бардам была огромна. Записывали всех и вся, иногда даже не зная, кто поет.
Аккомпанемент нехитрый - семиструнная гитара. И голос хриплый. Тем временем идеологи, во главе с товарищем Сусловым, поняли, что дальше так продолжаться не может. Хрущева не колхозницу с серпом, а каракули на холсте малюют, писатели про лагеря пишут.
И решили тогда коммунисты всерьез порядок навести, как говорится в народе - потуже затянуть гайки. Начали с того, что пригласили в Кремль творческую молодежь. Могли бы, конечно, и без церемоний обойтись - доверить воспитание органам. У тех большой опыт в педагогике!
Выпускать пленки с таким репертуаром, под фамилией Аркадия, в то время было рискованным делом и тогда родился сценический псевдоним Аркадий Северный. У многих коллекционеров есть разные версии появления псевдонима "Северный". По одной из более правдоподобных можно считать, что это отсылка к городу Петербургу, который неофициально называют северной столицей страны. Как бы там ни было, слушатели сразу чувствовали проникновенный голос и интонацию Аркадия Северного, который в мельчайших деталях передавал всю атмосферу исполняемых им песен. Вдохновленный таким успехом, Фукс продолжил осуществлять записи сценарных концертных программ, тем самым дав ход новому жанру в магнитиздате, который позже назовут "Театр у микрофона". В начале 1970-х Северный записал более двадцати домашних концертов, в репертуар которых входили не только блатные песни, но и городской романс и "неподцензуренные" очерки.
В 1975 году Северный, благодаря энтузиазму еще одного ленинградского музыкального андеграунд деятеля Сергея Ивановича Маклакова, записал первый концерт, совместно с группой профессиональных музыкантов. Это был коллектив "Братья жемчужные" под управлением Николая Рязанова, которые тогда выступали в ресторане "Парус". После долгих раздумий, Рязанов все же решился на запись запретного репертуар на пленку, тем самым дав ход их долгой и плодотворной совместной деятельности. Они осуществили порядка шестнадцати совместных проектов. Коллекционеры со всей страны выстраивались в очередь к Аркадию Северному, приглашая музыканта выступить с концертной программой, предлагая ему немалые деньги и хороший прием. Но это были подпольные гастроли, которые проходили, как сейчас принято говорить, на квартирах.
Папа русского шансона
Изучи биографию Аркадий Северный и познакомься с его песнями, альбомами и историей чартов. Арка́дий Дми́триевич Се́верный — советский музыкант, певец, гитарист, исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. советский российский фолк-певец. И учитывая то, что сам Аркадий Северный большую часть своей жизни дарил свои песни людям не требуя ничего взамен. Саморазрушение стало любимым хобби внутренних эмигрантов, а Аркадий Северный — король советского андеграунда — одним из самых ярких декадентов застоя. Аркадий Северный родился в солнечной Одессе, впрочем, некоторые утверждали, что он — из семьи эмигрантов первой волны, что живет в Нью-Йорке и поет в ресторане «Одесса».
Аркадий Северный — биография музыканта
Вспомним о творчестве культового советского и российского музыканта и певца, выдающегося исполнителя современного городского фольклора и романсов по имени – Самые лучшие и интересные новости по теме: Аркадий Северный, музыкант, фольклор на развлекательном. Зазвучала песня Аркадия Северного «Сладка ягода», и под эту мелодию закончилась его земная биография. Биография Аркадия Северного на первых порах складывалась по установленному традициями стандарту. Созданный им Аркадий Северный, биография которого протекала в русле советской жизни, заканчивал учебу, в 1965 году он был приговорен к тюремному заключению за фальсификацию документов. Изучи биографию Аркадий Северный и познакомься с его песнями, альбомами и историей чартов. Биография Аркадия Северного, получившего такой псевдоним и ставшего «одесситом» с легкой руки своего друга Рудольфа Фукса, человека, сделавшего его музыкальный талант доступным многим, похожа на многие другие советские биографии: учеба в школе.
Гитарист с детства
- Аркадий Северный: каким был отец русского шансона
- Шансон ТВ > Артисты от А до Я
- Король шансона родом из Шуи
- Северный Аркадий (Звездин)
- КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Аркадий Северный: биография и личная жизнь
Тридцать килограммов с ботинками
Аркадий Северный, безусловно, самый знаменитый и самый лучший исполнитель этих песен, когда-то он был безумно популярен. Биография Аркадия Северного Аркадий Дмитриевич Звездин(Северный) родился на свет 12 марта 1939 года в городе Иваново. Источник:Шелег Михаил,,Аркадий грани одной жизни. биография, новости, личная жизнь. Вот и Аркадий Северный несколько раз пытался порвать с этой пагубной зависимостью: первый в 1976 году, потом в 1977.
СЕВЕРНЫЙ АРКАДИЙ
биография, новости, личная жизнь Аркадий Северный Аркадий Северный (настоящее имя - Аркадий Дмитриевич Звездин). Родился 12 марта 1939. Аркадий Северный, биография которого никогда не была связана с Черным морем, обладал врожденным артистизмом. 12 апреля 1980, Ленинград) — исполнитель одесских и блатных песен, романсов и стилизаций.
3 жены советского поэта Аркадия Северного
К 1963 году относятся первые магнитофонные записи Аркадия Северного: «Дочь рыбака», «Карнавал», «Девушка в синем», «История каховского раввина», «Тонечка», «Из зала суда» и другие. В 1965 году как молодой специалист начинает свою трудовую деятельность в «Союзэкспортлесе». Летом 1967 года судьба свела его с Рудольфом Фуксом. Скончался в 1980 году.
От одесского жулика до подпольного музыканта СССР. Аркадий Северный На фотографии: Аркадий Северный Вспомним о творчестве культового советского и российского музыканта и певца, выдающегося исполнителя современного городского фольклора и романсов по имени Аркадий Дмитриевич Звездин, более известного как Аркадий Северный. Его не стало 12 апреля 1980 года, но об этом в то время мало кто знал, да и откуда было знать, ведь тогда всё внимание граждан СССР было приковано к наступающей Олимпиаде и новым космическим полетам. И за праздничной мишурой мало кто заметил уход одного из самых влиятельных советских артистов. Но Аркадий Дмитриевич оставил после себя свой замечательный голос, голос который знали миллионы советских граждан. Его незабываемы тембр с экспрессивной артистической подачей, который был поистине уникален, запечатлен на сотнях пленок, которые сейчас бережно восстанавливают, как нестареющее наследие страны. Его песенный репертуар стал горячо любим многими слушателями и оказал огромное влияние на развитие жанра русский шансон. Начиная с 1960-х, имена подпольных артистов были окружены невероятным количеством различных слухов и мифов. Аркадий Дмитриевич, наверное, лидировал по количеству различных историй и легенд, которые слушатели магнитных лент слагали о нем. Кем только Аркадий не был: и одесским жуликом и закоренелым зеком и членом ЦК КПСС, но самое интересное, что он и сам был не прочь запустить о себе какую-нибудь легенду. Но вернемся к истории. Аркадий Дмитриевич Звездин родился 12 марта 1939 года в городе Иваново.
Рюмка выпала из безжизненно повисшей руки и разбилась о кафель. Кинулись звонить в "Скорую помощь". Пока она приехала, пока врачи брезгливо осматривали пьяное бесчувственное тело, пока довезли до больницы, время уже было потеряно. Видимо, и в больнице не спешили приступить к операции, глядя на затрапезный вид поступившего пациента - очередного бомжа и пьяницу.
В 1972 году Фукс сочиняет для Аркадия Северного своеобразную литературно-музыкальную композицию из одесских песен и анекдотов. Затем Фукс пишет продолжение этой «одесской программы», которая на сей раз имела форму концерта по заявкам. Аркадий читал стихи, рассказывал анекдоты, разыгрывал целые миниатюры из «одесской жизни», пел песни — и все с неподражаемым юмором, чувством стиля и артистизмом. Так родился, по существу, новый жанр магнитиздата, целый подпольный театр у микрофона. После этого Северный записал у Фукса и других коллекционеров множество программ, где были не только одесские, но и лагерные, дворовые песни, городской романс и прочий неподцензурный репертуар. Гастрольное десятилетие С начала 70-х и до самого 1980-го года Аркадий Северный ведет жизнь совершенно невозможную для Советского Союза. Он оставил работу в объединении экспорта лесоматериалов, оставил семью и квартиру, и вот так, без нормальной трудовой книжки, без паспорта и прописки ухитрялся разъезжать по стране, выступая то в Ленинграде, то в Одессе, то в Ростове-на-Дону, то в Нарве. Он делает записи у самых разных коллекционеров, дает концерты в ресторанах, устраивает квартирники, живет у друзей, затем вновь срывается, и едет в другой город, чтобы вновь выступать, записывать и жить у случайных людей. Он выступает с разными музыкальными коллективами, среди которых «Братья Жемчужные», «Ариэль» и другие. Говорят, что в этот период он дал концерт для хоккейной сборной СССР. Аркадию Северному приписывают даже закрытые выступления для высокопоставленных партийных деятелей. Впрочем, очень возможно, что это легенда. Дважды за эти годы Аркадию Северному приходится лечиться от алкоголизма. Такая судьба постигла, увы, не только этого исполнителя. Последний аккорд В 1980 году Северный записал два концерта — один с «Братьями Жемчужными» и домашний концерт у коллекционера Раменского. В начале апреля, когда он жил в ленинградской квартире своего друга Шорина, у Аркадия Северного случилось кровоизлияние в мозг.
Аркадий Северный
После окончания вуза стал работать во Всесоюзном объединении по экспорту лесоматериалов — «Экспортлесе». Еще в школе впервые взял в руки гитару — самый модный в те годы инструмент. Старшая сестра Людмила подарила ему сборник песен на стихи Есенина и Рубцова, но было там и превеликое множество текстов «блатного» репертуара. Позже, в студенческие годы ни одна вечеринка, ни один концерт или игра КВН не обходились без песен Звездина. В 1969 году Аркадий женился на Валентине Бойцовой, в 1971 у них родилась дочь. Рождение Аркадия Северного Как и большинство «продвинутой» молодежи той эпохи, Аркадий тяготел к «стилягам», фарцовщикам и прочей диссидентствующей публике. Особенно близко он сошелся с так называемыми «музыкальными коллекционерами», теми самыми, которые делали магнитофонные записи подпольных и полуподпольных концертов-квартирников, и распространяли их за деньги среди других таких же любителей неформальной музыки. А таких любителей в стране Советов было очень много.
Один из таких коллекционеров, студент кораблестроительного института Рудольф Фукс, однажды случайно услышал, как Аркадий поет. Необычный тембр голоса, очень яркая, артистичная манера исполнения, репертуар, состоящий из дворовых песен, городского романса и разного «блатняка» — все это очень цепляло. Зацепило и такого искушенного в подпольной лирике ценителя, как Фукс. И тот решил записать песни Аркадия. Летом 1963 года Рудольф Фукс организовал запись домашнего концерта Аркадия. Участвовали в этом и несколько других коллекционеров. Разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы распространять записи песен под настоящим именем исполнителя.
Звездину нужен был псевдоним.
Ещё в дестстве Аркадий научился играть на семиструнной гитаре. У него была просто феноменальная память, и он знал и исполнял под аккомпанемент гитары огромное количество самых разных песен: песни советских композиторов, популярные в то время зарубежные шлягеры и конечно же "городские романсы" - песни, которые были популярны в среде подростков того времени. Как-то сестра подарила Аркадию рукописный песенник, в котором были стихи Есенина и Рубцова и много блатных песен.
Аркадий их выучил, а сестра показала, как такие песни надо исполнять, в какой манере и с какой интонацией. Часто бывая в молодёжных компаниях, Аркадий никогда не отказывал просьбам друзей спеть и пел с большим удовольствием. В 1957 году Аркадий окончил школу и поступил в Ленинградскую лесотехническую академию на планово-экономический факультет. Ни одно творческое мероприятие - КВН, концерт студенческой самодеятельности - не обходилось без участия Аркадия.
Он везде появлялся с гитарой, пел песни, увлёкся джазом - пел в вузовском оркестре по-английски, подражая Армстронгу. Конечно, такая богемная жизнь была куда как интереснее скучных лекций по политэкономии или философии. Появились "хвосты", "двойки"... Преподаватели говорили Аркадию: "Коль уж вы, Звездин, так любите петь, то идите в эстрадное училище и не занимайте чужое место!
Ещё во время учебы, в 1963 году, состоялась первая магнитофонная запись Аркадия Северного. В какой-то компании он напел под гитару несколько песен. Фукс был советским бизнесменом - подпольным, естественно. Он был связан с теми, кто в домашних условиях изготавливал пластинки "на костях" и даже виниловые диски...
Кроме этого, Фукс записывал у себя дома самодеятельных певцов. После той первой случайной записи несколько лет Северный и Фукс не встречались. В конце 60х-начале 70-х у Шелега это 1967г. Аркадий пришёл к Фуксу домой, чтобы купить то ли пластинку, то ли ещё что-то.
И Фукс предложил Севрному исполнить несколько песен. Оказалось, что репертуар певца невелик - около 30 песен. Но намётанный глаз Фукса разглядел талант Аркадия. В то время по стране уже ходило много плёнок с песнями бардов, и появление ещё одной вряд ли было так уж заметно.
И тогда Фукс определяет неповторимый и запоминающийся образ: "Никакой советской эстрады, никакого джаза, никаких палаток-костров! Твой козырь - блатняк! Фукс активно записывал Северного с 1972 г. Из ранних записей можно упомняуть так называемые "Программы для Госконцерта".
Последняя запись у Фукса датируется ноябрём 1975 года: "На дне рождения дочки Фукса". Ранние записи Северного охотно покупались, но большую конкуренцию таким исполнителям авторской песни, как Галич, Высоцкий, Кукин, Визбор Северный не составил. Однако у многих коллекционеров были его записи. Заитересовался Северным и Сергей Иванович Маклаков - страстный "магнитофонщик" и меломан.
Через посредников ему удалось разыскать Северного, и в том же 1972 г. Одной из первых "маклаковских" записей Северного была баллада "Лука Мудищев".
Ранние годы Аркадий Дмитриевич Звездин родился 12 марта 1939 года в городе Иванове. Его отец Дмитрий Иосифович занимал в городе руководящую должность какую именно — сегодня уже и не узнать. Мама Аркадия Елена Макаровна была домохозяйкой — обустраивала быт семьи и воспитывала пятерых детей — сыновей Валентина, Льва, Аркадия и Михаила и единственную дочку Людмилу. Учился в Ленинградской лесотехнической академии имени С. Кирова на планово-экономическом факультете, хотя сначала поступал на лесоинженерный факультет.
Студенческую практику Аркадий проходил в Лужской лесотехнической школе. Во времена учебы играл в хоккей за команду академии. В 1965 году Звездин окончил академию и устроился экономистом в "Экспортлес". В 1968 году молодой человек был призван в армию. Служил лейтенантом военно-воздушных сил в вертолетном полку под Ленинградом. Жизнь и творчество Конечно, любил и умел петь, играл на семиструнной гитаре. Пел все — от джаза до народных песен, пел и блатные песни.
Случайно его заметил ленинградский "теневой бизнесмен" теперь бы его назвали продюсером Рудольф Фукс, сделал первые записи. Вышло что-то удивительное! Такого голоса не было ни у кого, так "одесские песни" не исполнял ни один натуральный одессит. Потом у Северного появился и этот псевдоним — Северный, появились другие "продюсеры", он стал петь уже не только под гитару, но и с оркестром, за несколько лет до смерти побывал и в городе Одессе, о которой так много спел. Блатная песня не конкурировала тогда с бардовской, а существовала параллельно. С одной стороны, более подпольно, с другой — более открыто, ибо ее пели не только у костра, но и в ресторанах, не только под гитару, но и с оркестром. Кстати, Николай Резанов, руководитель "Братьев Жемчужных", когда-то выступал в составе ансамбля "Добры молодцы" с Юрием Антоновым и под руководством Всеволода Левенштейна, впоследствии знаменитого Севы Новгородцева.
Именно с "Братьев Жемчужных", именно с альбома, который так и назывался — "Памяти Северного", началась в 1982 году всесоюзная известность Александра Розенбаума. Относительно успешен был Константин Беляев "Я сегодня очень-очень сексуально озабочен...
Кадр из свадебного видео Несмотря на такое романтическое знакомство и наличие чувств друг к другу, супруги расстались, когда их дочери исполнилось четыре годика. Валентина не смогла больше терпеть алкогольные возлияния мужа и длительное отсутствие его дома. Да и поклонницы Северного нередко вытворяли невесть что. Наталья — единственная дочь Аркадия Северного Валентину настолько измучили все эти обстоятельства, что она даже не пожелала проститься с бывшим супругом после его смерти. Дочки Натальи на похоронах также не было, хотя отец безумно любил ее.
Относил коробку девочке в детский сад и становился после этого свидания «как мертвый». Эти отношения также постигла печальная участь — они продлились не больше года. Та же Софья Калятина отзывалась о Зинаиде нелестно, назвав ее аферисткой.
От одесского жулика до подпольного музыканта СССР. Аркадий Северный
В какой-то компании он напел под гитару несколько песен. И записывал Аркадия Рудольф Фукс, впоследствии сыгравший в судьбе певца решающую роль. Фукс был советским бизнесменом - подпольным, естественно. Он был связан с теми, кто в домашних условиях изготавливал пластинки "на костях" и даже виниловые диски... Кроме этого, Фукс записывал у себя дома самодеятельных певцов. После той первой случайной записи несколько лет Северный и Фукс не встречались.
В конце 60х-начале 70х у Шелега это 1967г. Аркадий пришел к Фуксу домой, чтобы купить то ли пластинку, то ли еще что-то. И Фукс предложил Севрному исполнить несколько песен. Оказалось, что репертуар певца невелик - около 30 песен. Но наметанный глаз Фукса разглядел талант Аркадия.
В то время по стране уже ходило много пленок с песнями бардов, и появление еще одной вряд ли было так уж заметно. И тогда Фукс определяет неповторимый и запоминающийся образ: "Никакой советской эстрады, никакого джаза, никаких палаток-костров! Твой козырь - блатняк! Фукс активно записывал Северного с 1972г. Из ранних записей можно упомняуть т.
Последняя запись у Фкуса датируется ноябрем 1975 года: "На дне рождения дочки Фукса". Ранние записи Северного охотно покупались, но большую конкуренцию таким исполнителям авторской песни, как Галич, Высоцкий, Кукин, Визбор Северный не составил. Однако у многих коллекционеров были его записи. Заитересовался Северным и Сергей Иванович Маклаков -страстный "магнитофонщик" и меломан. Через посредников ему удалось разыскать Северного, и в том же 1972г у Шелега 1969 года Аркадий приехал на квартиру к Маклакову.
Одной из первых "маклаковских" записей Северного была баллада "Лука Мудищев". Голос ведь у него низкий, хриплый. К тому же я был уверен, что он настоящий уркаган, жиган с Молдаванки, имевший не одну отсидку. Сознаюсь, я даже немного побаивался - черт его знает, что это за личность! Тогда сходу была записана целая 500 метровая бобина.
И с тех пор завязались хорошие дружеские отношения между Северным и Маклаковым. И, сделав несколько записей Северного, исполнявшего песни под гитару, Маклаков задумал записать Аркадия в сопровождении оркестра. И встреча свела Маклакова с Николаем Резановым - руководителем ансамбля, игравшего в ресторане "Поплавок". Профессиональным музыкантом Резанов стал в 1968 году. Руководитель ленконцертовского "Традиционал-джазбэнда" Роман Моргулян помог Николаю Резанову пройти худсовет и взял его в свой коллектив.
В следующем году Резанов переходит в "Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна" и осваивает банджо. Здесь он получает музыкальную кличку Мишель Жемчужный.
Его не стало 12 апреля 1980 года, но об этом в то время мало кто знал, да и откуда было знать, ведь тогда всё внимание граждан СССР было приковано к наступающей Олимпиаде и новым космическим полетам.
И за праздничной мишурой мало кто заметил уход одного из самых влиятельных советских артистов. Но Аркадий Дмитриевич оставил после себя свой замечательный голос, голос который знали миллионы советских граждан. Его незабываемы тембр с экспрессивной артистической подачей, который был поистине уникален, запечатлен на сотнях пленок, которые сейчас бережно восстанавливают, как нестареющее наследие страны.
Его песенный репертуар стал горячо любим многими слушателями и оказал огромное влияние на развитие жанра русский шансон. Начиная с 1960-х, имена подпольных артистов были окружены невероятным количеством различных слухов и мифов. Аркадий Дмитриевич, наверное, лидировал по количеству различных историй и легенд, которые слушатели магнитных лент слагали о нем.
Кем только Аркадий не был: и одесским жуликом и закоренелым зеком и членом ЦК КПСС, но самое интересное, что он и сам был не прочь запустить о себе какую-нибудь легенду. Но вернемся к истории. Аркадий Дмитриевич Звездин родился 12 марта 1939 года в городе Иваново.
После окончания школы, в 1957 году он уехал поступать в ленинградскую Лесотехническую академию, которую закончил по специальности экономиста. После окончания учебы, в 1965 году начал работать экономистом в Ленинградской конторе "Экспортлес".
В этом случае музыкант открывает потрепанный и разбухший от времени «гроссбух»- песенник и «шпарит» по написанному. В «Парусе», как и во многих других ресторанах, в те годы играли очень хорошие музыканты, прошедшие большую школу выступлений на эстраде. Причиной тому послужило пресловутое «Постановление Министерства культуры об ограничении концертной и гастрольной деятельности». Тарифицированный музыкант со ставкой 7-8 рублей за выступление уезжал в составе филармонического коллектива в длительную гастрольную поездку - на месяц, полтора, а то и на два. За это время коллектив в какой-нибудь далекой области «делал» сто и более концертов. Соответственно, артисты привозили из таких «чесав» приличные деньги, а это, в свою очередь, очень не нравилось начальству из министерства, которое, сидя в своих кабинетах, шуршало бумажками и получало в два раза меньше.
Куда это годится, если подчиненный зарабатывает больше начальника? Это неважно, что в кабинете тепло и чай с лимоном, а в гастролях - автобус «фурцевский холодильник» и консервы «гастрит в томате», важнее соблюсти святой закон субординации! Вот и постановили - артист имеет право на 20 концертов в месяц, и не более. Это нововведение больно ударило по карману музыкантов, и они стали искать себе места в ресторанах. В состав музыкального коллектива ресторана «Парус» тогда вошли: ударные - Анатолий Архангельский; рояль - Евгений Драпкин; бас-гитара - Вячеслав Маслов; скрипка - Евгений Федоров; гитара - Николай Резанов, он же художественный руководитель. Им и суждено было впоследствии стать «Братьями Жемчужными». Жизнь профессионального музыканта у Николая Резанова началась в 1968 году, когда руководитель ленконцертовского «Традиционал-джазбэнда» Роман Моргулям помог Резанову пройти худсовет и взял его в свой коллектив. В следующем году Резанов переходит в другой - более солидный коллектив: «Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна».
Осваивает экзотический инструмент - банджо. Здесь ему и дали музыкальную кличку Мишель Жемчужный, поскольку в шутку музыканты называли друг друга на цыганский манер - Алмазный, Бриллиантовый. Хрустальный и т. Руководителем ансамбля был не кто иной, как Сева Левенштейн - он же Сева Новгородцев начальство посоветовало Севе взять сценический псевдоним - руководитель коллектива не должен носить такую яркую еврейскую фамилию! В составе «Добрых молодцев» Резанов объездил страну вдоль и поперек, пока не вышло это циничное «Постановление об ограничении... Тогда, как уже говорили, он и ушел работать в ресторан «Парус». Маклаков часто захаживал в «Парус», так как жил рядом, на Большом проспекте. Там они и познакомились с Рязановым.
И однажды Маклаков предложил музыкантам записать концерт блатных песен на магнитофон. Те не дали себя долго упрашивать, согласились сразу. Когда прослушали пленку, даже удивились - а ничего получилось! Хотя, конечно, надо еще работать и работать, особенно звукооператору. Тут и пришла в голову идея назваться коллективу «Братьями Жемчужными», как дань уважения к своему руководителю Николаю Резанову. И тут же вторая идея - выпить за новорожденный коллектив и, как водится, «за успех нашего безнадежного дела». Начало было положено. Вскоре записали второй и третий концерты, а Маклаков уже вынашивал планы сделать совместную запись Аркадия Северного и «Братьев Жемчужных».
Но и Фукс не сидел сложа руки. В этом же году он предпринимает попытку записать Аркадия Северного с оркестром. Певцу аккомпанировал скромный состав музыкантов - аккордеон, фортепьяно и бас-гитара. Репертуар был прежним, что и в гитарных концертах: «Гоп - со смыком», «Шарабан», «Цыпленок жареный». Но было много и «свежих» песен: «Увяли розы», «По тундре», «В осенний день», «Жора, подержи мой макинтош... Всего записали 18 песен. Качество было сносное, и запись дошла до наших дней под условным названием «Первый одесский концерт». Это был первый концерт Аркадия Северного в сопровождении музыкального коллектива.
А в январе 1975 года коллекционер Владимир Ефимов, в то время выступавший на эстраде как артист оригинального жанра, устраивает на квартире Владимира Васильева музыканта из «Поющих гитар» репетицию записи Северного с профессиональными музыкантами. В состав ансамбля под названием «Бандиты», которым взялся руководить опытный музыкант-пианист Александр Резник кстати, брат поэта Ильи Резника , вошли известные музыканты: Семен Лахман - скрипка, Владимир Васильев - бас-гитара и Василий Иванов - ударные. Это была пробная запись, как бы разминка перед серьезным делом, которое Фукс наметил провести в НИИ «Ленпроект», где он работал инженером. В воскресный день 23 февраля 1975 года Фукс и Ефимов в актовом зале «Ленпроекта» записывают концерт Аркадия Северного с ансамблем «Бандиты» в прежнем составе. Песни тоже были прежние, но записывали концерт на стереофонический магнитофон, и поэтому запись получилась удачной. Оригинального названия к этому альбому не стали подыскивать, а окрестили просто - «Второй одесский концерт». Но, к сожалению, оба концерта дошли до широкого слушателя значительно позже. Маклаков же со своими записями оказался оперативнее Фукса.
Первые «студийные» записи давались нелегко. В магнитоальбомах «Братьев Жемчужных» было еще много брака. Ведь записывал Маклаков на один магнитофон, подключив к нему параллельно несколько микрофонов. Многоканальных магнитофонов и микшерских пультов в то время в продаже не было - зачем советскому человеку многоканальные магнитофоны и микшерские пульты? Микрофоны «фонили», «заводились», в запись попадали посторонние шумы, один инструмент «забивал» другие. Но энтузиазм Маклаком брал свое - с третьей-четвертой попытки песня записывалась более- менее сносно. Пробовали записывать каждый инструмент на отдельный магнитофон, а потом, как это делается в профессиональных студиях, «сводить» запись. Ничего не вышло - получался полный разброд.
Решили поставить для каждого музыканта «свой» магнитофон и уже этот своеобразный «караван» подключить к основному магнитофону. Что-то получилось, но до настоящего качества было далеко. Нужен профессиональный микшерский пульт - а где ж его взять? На выручку Маклакову пришел его товарищ Владимир Мазурин - электротехник, мастер-золотые руки. Мазурин и сам был музыкантом - играл на тромбоне. Работая ведущим инженером в научно-исследовательском институте геофизики, он выбирал себе командировки в тот город, куда ехал на гастроли Геннадий Гольдштейн со своим коллективом «Про анима», сопровождал их в поездке и сидел на концертах, мечтая играть джаз. Но как бы ни любил Мазурин джаз, а все- таки не мог отказаться от мира диодов, триодов, конденсаторов и микросхем. Дым расплавленной канифоли был ему сладок и приятен.
Именно к Мазурину и обратился Маклаков за помошью - сделать микшерский пульт. Конечно, при тотальном дефиците на все, в том числе и на радиодетали, справиться с этой задачей казалось нереальным. Пришлось побегать, потратиться, поискать нужных людей, которые достали бы необходимые детали. Нужно было к тому же изобрести схему, ни больше ни меньше. Словом, нужно было открыть Америку. Но вот еще одна загадка русского человека: Выстрой ему график работы, по которому он мог бы спокойно трудиться каждый день, не оставаясь по ночам, не рискуя заработать язву желудка от недоедания, мигрень от вынужденной бессонницы, без траты нервов, и смотришь - работы нет. А позови его на штурм, на аврал, чтобы за ночь, кровь из носу, - и все сделано, работает, готово к употреблению! А если заказ подкрепить благородной идеей, возвышенной целью, так и денег никаких не нужно - вкалывает за «спасибо»!
Мазурин микшерский пульт сделал. Апрель 1975 года. Солнечный денек, синее небо над Ленинградом. От ресторана «Парус» отъезжают три автомашины-такси с музыкальной аппаратурой и людьми. Кортеж направляется на улицу Огнева - там живет Дмитрий Михайлович Колетин, друг и коллега Маклакова. У него на квартире решено записывать концерт Аркадия Северного и «Братьев Жемчужных». В первой «Волге» едут Маклаков, Северный и Колетин. Ведут оживленный разговор о предстоящей работе.
Обсуждают, какие песни спеть, какие не стоит. Маклаков говорит, что Резанов пригласил на запись еще двоих музыкантов - трубу и саксофон, так что будет настоящий джаз! Северный слегка навеселе - принял для храбрости, ведь с такими музыкантами он будет записываться впервые. Таксист денег не берет, более того, просит поприсутствовать на записи, а потом всех развезти по домам - так его заинтриговали пассажиры своим разговором. Пожалуйста, никто не против. Только сиди тихо. Втащили аппаратуру, подключили инструменты, а что-бы при записи не было слышно шагов и стуков, отказались от стоек, на которые крепились микрофоны. От одной стены к другой протянули шнур и на него закрепили микрофоны - изобретение Маклакова!
Каждый микрофон подключался в соответствующее гнездо в пульте, а потом выстраивался по индикатору на основном магнитофоне. Маклаков сидел за пультом в наушниках и руководил процессом, двигая «ползунками». Запись шагнула на новую качественную ступень! Состав музыкантов был тот же, что и в «Парусе», но Рязанов пригласил еще саксофониста Геннадия Лохмана и трубача Виктора Белокопытова, которого сразу же окрестили Арнольдом Белопортвейновым. Атмосфера тоже была свободной - на столе стояла водка, закуска, - каждый мог подойти, пропустить рюмку. Дым коромыслом. В общем, нормальная рабочая обстановка. Пели тогда все.
Ну, может, только таксист не подпевал, из скромности. Записали песен двадцать пять, может, и больше. Северный пришелся компании по душе своей доброжелательностью и веселостью нрава. Он напел тогда половину всех песен, вошедших в этот альбом. Альбом назвали «Ах, мамочка! Расчет Маклакова оправдался - пленка Северного с оркестровым сопровождением быстро расходилась по рукам, принося прибыль Маклакову и популярность Северному. Заказчики просили новых пленок, новых песен. Северный покорил советского обывателя своим хриплым баритоном и оригинальным исполнением блатных песен.
И работа закипела вновь. В 1976 году Николай Резанов уехал в Сочи на заработки - играть в ресторане «Кавказский аул». А Маклаков пригласил оставшихся в Ленинграде «братьев» аккомпанировать Северному в новых домашних концертах. Поэтому музыканты из этических соображений назвали свой малый состав «Четыре брата и лопата». В итоге под этим названием вышли три магнитоальбома. Аркадию петь и записываться на магнитофон очень нравилось. Он чувствовал: все, что делается этими замечательными ребятами в квартире Маклакова, делается для него, во имя его таланта. Это кому-то нужно, кто-то ждет его песен.
И он старался вовсю. Владимир Александрович Мазурин вспоминает: «Как он пел! Как он выкладывался! Иногда даже слезы на глазах появлялись. В такие моменты думалось: ну почему мы так живем? Почему должны прятаться? Ведь вот она - русская душа, во всей ее полноте, открытая и больная, светлая и радостная. Сегодня редко можно увидеть или услышать, чтобы кто-то так до самозабвения выкладывался.
Все, что нам подсовывают, - продажно и неискренне. Я - поклонник джаза, истовый поклонник. Но Северный - это тоже джаз. Как живет труба в руках, в губах, в легких, в сердце Луи Армстронга, так и эта поруганная и осмеянная снобами блатная песня жила в Аркадии Северном». При всей спорности этого высказывания можно согласиться с Владимиром Мазуриным - исполнение Северного действительно напоминает джаз, «джем». Я бы даже рискнул назвать это «советским джемом», как бы ни звучало парадоксально. Вот вступает скрипка, определяя тональность песни, к ней присоединяются постепенно другие инструменты. Аркадий Северный начинает петь.
Все идет спокойно и плавно, но вдруг, после музыкального проигрыша, когда должен следовать очередной куплет, голос певца пропадает. Ничего страшного, просто Северный отошел к столу, где во время записи всегда стояла водка и закуска. Музыканты повторяют мелодию, Аркадий, приняв рюмочку, возвращается к микрофону. Все в порядке вещей. Как в «джеме». Часто текст песни ему писали на листе бумаги. И не всегда каллиграфическим почерком. Мельком бросая взгляд на листок, Северный пел подчас незнакомые тексты.
В таких случаях встречаются расхождения с авторским текстом. Так произошло, к примеру, с песней Александра Лобановского «Баллада о свечах». У Лобановского:... И свечи плачут для людей, То тише плачут, то сильней... Северный спел так:... И свечи плачут для людей, Кто тише плачет, тот сильней! В народе говорят, что Северный никогда трезвым не пел, естьде такие записи, где он «лыка не вяжет». Не буду спорить, такие записи есть.
Ну и что? Хуже мы стали относиться к Северному? Меньше его любить? Конечно, Северный имел дело со словом, а с ним нужно обращаться осторожно. Но, вероятно, он и его товарищи хорошо понимали, что их творчество никогда не будет признано официально, предназначались записи исключительно для «интимного» прослушивания, и что слушать их будут люди тоже не всегда трезвые. Поэтому главная задача и цель этих записей - довести до слушателя настроение веселого пьяного застолья, а соблюдение поэтических, музыкальных и прочих эстетических норм пусть останется приверженцам высокого стиля. Бывало так, что Северный, дабы «не ломать кайф от песни», соединял воедино два текста. Так произошло с песнями «У кичмане пришлося мне...
По стихотворному размеру они похожи, музыканты сыгрались - попадают в аккорды, так почему бы и не соединить? Все тот же «джем», когда одно произведение плавно переходит в другое. А вот пример песни, когда Северный, не зная истинного текста, «сочинял», что называется, «на ходу». Музыканты играли, а текст или плохо читался с листа или его вовсе не было перед глазами, и певец вспоминал по ходу: Не знаю, как мне быть, Как ей все объяснить? Что вешняя любовь ушла навеки. Ушла, оставив грусть, Ушла любовь, и пусть. Я крикнул ей вдогонку равнодушно. Я помню дни любви и встречи до зари И те слова, что нас тогда скрепили.
Теперь любовь ушла. Из сердца навсегда, Как вешняя вода в реке уходит. Не для любви игра - обычно говорят. Любовь легко приходит и уходит. И вот ушла от нас, Убив все чувство в нас, Ушла любовь - ее уж не воротишь. Пройдут любви года, забудешь ты меня, И в памяти слова любви скопятся. Любовь же никогда! Любовь всегда жива, Любовь жива и будет жить вечно...
Так заканчивается этот «возвышенный» романс. Ясно, что Северный не знал текста, ясно, что в рифмовке он не спец, но был вариант спеть старую блатную песню, и он спел. Кого-то она «огорчит до невозможности», кого-то рассмешит своей наивностью и примитивностью, а кто-то, наверное, всплакнет, слушая ее. Как знать? Очень часто у Северного песни заканчиваются повторением первого куплета. Это часто бывает, когда исполнитель не знает, как эффектней закончить песню. Первый куплет, повторенный в конце, нужен для эмоционального разрешения песни, но чаще композиторы вставляют его по привычке или когда маловато текста для полноценной песни. Северному не было необходимости в этой практике - тексты блатных песен и так длинны.
Но в данном случае им руководило другое чувство. Он получал удовольствие от пения, от атмосферы, царящей при записи, когда можно забыть житейские невзгоды. Как пел Аркадий Северный? Это словами не передать - это нужно слушать. Слушать беспристрастно, не пытаясь искать аналогий и, уж конечно, не сравнивая его с мастерами вокала. Но тот, кто внимательно вслушается в его хриплый баритон, наверняка услышит что-то в своей душе. То ли боль по ушедшим годам, то ли радость от общения с друзьями, то ли грусть прошедшей любви. Или почувствует безудержную русскую натуру, несущуюся неведомо куда в пьяном угаре...
Маклаковские пленки «Аркадий Северный и Братья Жемчужные» стали ходить по стране, обретая все новых и новых поклонников. Люди разных профессий и возрастов полюбили песни Северного и его голос. Иосиф Щеглов - коллекционер и любитель Северного - вспоминает, что в середине 70-х работал электриком и однажды чинил проводку в квартире одного большого милицейского начальника, а хозяин квартиры крутил тогда на магнитофоне пленку Северного и явно получал удовольствие от песен.
Все, кто был знаком с ним в юношеские годы, вспоминают, что, начиная петь, Аркадий преображался. Репертуар был незатейливым. Что-то из песен, услышанных по радио, — дворовые, блатные, фронтовые. В более старшем возрасте появились лагерные и тюремные композиции. Это было не удивительно — через бараки и пересылки за колючей проволокой прошло немало народу, и «зоновский» фольклор уверенно прописался в подворотнях и на пустырях, которые стали сценой первых дворовых концертов Аркадия Звездина. Но был еще один человек, подстегнувший его интерес к запрещенным песням. Сестра В то время процветали рукописные сборники песен.
Были и военные композиции, которые собирали мальчишки, выросшие на рассказах отцов и старших братьев о войне, и романтические стихи, заботливо переписанные в тетрадку ровным девичьим почерком. Совсем другой песенник подарила Аркадию старшая сестра Людмила. Она, отсидевшая срок по бытовой статье, привезла с собой сборник незатейливых лагерных песен. Они и стали основой дворового репертуара начинающего музыканта. Не знал он в те годы, что этот фольклор сделает его известным на всю страну. И с упоением настоящего артиста под гитарный аккомпанемент самозабвенно исполнял песни родившиеся в тюрьмах и лагерях. Существует история о том, что вместо уроков Аркадий пел песни в близлежащих пивных, откуда его извлекали преподаватели во главе с директором школы. Едва ли так было. Потому что времена были строгие, и за подобные «шалости» вполне могли из школы выгнать. Но аттестат о получении среднего образования Звездин получил в положенный срок, в 1956 году.
В 1958-ом по другим сведениям в 1957 г. Довольно странный выбор для парня, которого лесное дело никогда не привлекало. И неизвестно, чем он занимался после окончания школы. Не принято было в то время бездельничать. Скорее всего, надоели родителям дворовые концерты, и отправили они Аркадия подальше от родного Иваново. А выбор учебного заведения объясняется легко. Дмитрий Иванович Звездин некоторое время занимал пост директора Лесного техникума в Горьковской области. Возможно, что воспользовался он старыми знакомствами. В том же 1958 году отец Аркадия скончался. А у сына начался новый жизненный этап.
Ленинград на длительное время стал для него родным городом. Занятия он посещал, зачеты и экзамены сдавал, но сфера интересов молодого человека была далека от профессиональной деятельности будущего инженера-лесотехника. Вольные, и даже антисоветские настроения части студенчества на переломе 60-х годов не могли пройти мимо приезжего провинциала. Он знакомится с учащимися из других вузов. Гитара открывает ему дорогу в любую компанию. Аркадий с интересом читает книги, за которые могли дать тюремный срок по очень неприятной статье. Но судьба хранила его для других целей. Да и политика не слишком интересовала молодого человека. Хотя многие из его студенческих знакомых все-таки отправились по этапу за свое свободомыслие. Другое дело музыка.
Ленинградские улицы были пропитаны самыми разнообразными ритмами. Везде царили звуки джаза и зажигательного рок-н-ролла. Конечно, в Иваново о такой музыке знали. Но знать и слушать — это все-таки не одно и то же. В полном моряков и иностранцев городе была возможность познакомиться с настоящей музыкой, пришедшей «оттуда», прямо из-за границы. Аркадий заводит знакомства с людьми, занимающимися коллекционированием и перепродажей пластинок. Именно в это время и происходит встреча, которая повлияла на всю его дальнейшую биографию. Рудольф Фукс Несмотря на молодость, он был своего рода знаменитостью. Студент Кораблестроительного института, Фукс прославился как удачливый коллекционер, спекулянт и стиляга. Область его интересов была разнообразна: от новых заграничных пластинок до старых, дореволюционных русских книжных изданий.
Именно интерес к произведениям И. Баркова — поэта допушкинского времени — привел Аркадия Звездина в квартиру Фукса. Гости, находившиеся у Рудольфа в это время, не позволили ему уделить новому знакомому много времени. Вручив Аркадию книгу и оставив его одного в комнате, Фукс вернулся в компанию других гостей. Случайный посетитель его не заинтересовал.