Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста.
Молитвенное правило. Аудио
Православные молитвы, молитвы святым, утренние и вечерние молитвы. Главное утреннее правило в Великий пост — молитва перед святыми. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну — краткую и емкую молитву святого Ефрема Сирина, задающую «тон» на эти недели. Какие молитвы читать в Великий пост: Тексты утренних и вечерних молитв.
Утреннее Молитвенное Правило В Великий Пост
Утренняя молитва во время Великого поста. Без молитвы пост превращается в обыкновенную диету. Помимо молитвы Ефрема Сирина в Великий пост читаются также следующие молитвословия.
Утренние и вечерние молитвы
Утренние и вечерние молитвы во время Великого поста. Вечерняя молитва во время Великого поста. В период Великого поста рекомендуется не только начинать, но и завершать день молитвой. Молитвы в Великий пост. Вторая неделя Великого поста отличается послаблением для принимаемой пищи, но никак не отражается на духовном состоянии верующего. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Как правильно молиться дома в пост, чтобы ваши просьбы были услышаны
На седмице ежедневно: 13:00 — Молебен с каноном прп. Амвросию Оптинскому во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с каноном прпп. Антипы, еп. Совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Все остальное — технические детали. Отговорка, что, мол, так уже давно не делали, не работает. У нас много чего хорошего не делали, а ко многому плохому привыкли. Что ж нам, все ошибки маркировать значком «не тронь», а от всего забытого наследия отмахиваться?
Непривычно длинный евхаристический пост — единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды.
Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется. Больше сложностей нет. Дальше одни наслаждения. Стоит однажды в жизни отслужить эту службу вечером, хотя бы ради опыта и ощущения контраста.
Стоит пропеть: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», — не в 8:30, а в 18:00, когда солнце действительно пришло на запад. Стоит ощутить, насколько лучше сочетать свой ум со словами псалма: «Воздеяние руку моею — жертва вечерняя», — во мраке храма, освещенного лишь лампадами, а не при ярком солнечном свете. И «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить поздним вечером, а не до полудня. Стоит телом понять, насколько лучше молиться на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и более трудный. Все пения, каждения, коленопреклонения, все хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры. Эта служба таинственна и по-особому интимна. Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия.
Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая болезнь и истинное наказание — это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой момент службы. Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи. Дал бы Бог, чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери! Так на обычной литургии. Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее. Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами».
Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех! Их точно нельзя причащать. Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать. Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества.
Обновленчество — это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции — это противоположное движение: от расслабленности — к собранности, от потворства себе — к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов. Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение. У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения.
Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан. А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества. Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу. Это и хорошо.
Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия. Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли». Если же все «как мы привыкли», то это — всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину. Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное время миновало, а я не успел ни потрудиться, ни измениться. Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы.
И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет. Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю. Оттого и Пасха Красная вечной жизнью нас не наполняет до краев, что за время поста мы нутро вычистить не успеваем. Не наливает нам Господь «вино молодое в мехи ветхие». И виноват не Господь, но мы, удобно усевшиеся за частоколом из различных отговорок. Не хорошо это. Планеты кружат свой хоровод вокруг Солнца.
Наше Солнце — Христос. Так на литургии Преждеосвященных Даров мы со страхом прикасаемся к Агнцу и звоним в колокольчик, чтоб преклонили колени люди; и кладем поклоны: и много поем покаянных и хвалебных песен. И небесные силы служат Царю Славы с нами вместе невидимо. И все это дает в результате такое молитвенное ощущение и настрой, такую жажду к предстоянию перед Христом, что этого надолго должно хватить. И пост пройдет, а благоговение останется. И вслед за Пасхой наступят другие праздники, а желание молиться со слезами, класть поклоны и поститься не уйдет из души. Поэтому нужно вдыхать полной грудью скорбный и целебный воздух Великого поста, чтобы целомудрие и строгость, в этом воздухе растворенные, глубоко проникли в каждую клеточку нашего духовного организма.
Автор: протоиерей Андрей Ткачев Источник: собрание проповедей протоиерея Андрея Ткачева Иже в девятый час на кресте нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Святая Церковь во дни Великого поста обращается к Господу нашему Иисусу Христу, нас ради плотию смерть вкусившему , и просит за всех христиан, чтобы Бог умертвил плоти нашея мудрование. Какие таинственные слова! Что означает мудрование плоти и почему оно для нас представляет такую опасность, что мы желаем полного искоренения его в нас? По образу Своему и подобию создал людей Бог. Все в человеческом существе гармонично и премудро устроил Всевышний Творец.
Каждый из нас в единстве своем троичен, имея дух, душу и тело. Дух — это глас Божий в нас. Дух, как владыка, всем управляет, руководит и главенствует. Душа — наша бессмертная сущность, ей принадлежат чувства, размышления, рассуждения и помышления, она обладает многими свойствами, определяющими отношение к жизни. Тело же существует по естественным природным законам, обеспечивающим жизнедеятельность нашего организма. Итак, в человеке все происходит как должно, правильно взаимодействует и дополняет друг друга до тех пор, пока гармония не нарушается грехом. Когда мы начинаем уклоняться от воли Творца, предаемся страстям и порокам, нарушается согласие и в нашем триединстве.
Тогда-то вот и возникает это состояние, которое называется в церковном понимании мудрованием плоти. При этом плоть человеческая возвышается, а дух унижается. Проще говоря, когда мы начинаем больше думать о земном, а не о небесном, все переворачивается с ног на голову. Мудрование плоти есть бунт против духа. В таком состоянии грешник не желает каяться, но стремится всячески оправдать свои беззакония. Мудрование плоти, или возвеличивание земного, плотского начала в человеке, насквозь пронизывает ядом греха всю природу его. В основе такого мировидения, мировоззрения и определения собственного места в жизни лежит самолюбие, желание прославиться не славой Божией, а почитанием общественным, почестями человеческими.
Вот почему и все устремления направлены на потворство похотям и страстям, на служение различным прихотям. Апостол Павел писал: Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти Гал. И в естестве нашем всегда были и будут два начала: плотское, направляемое чувствами, и духовное — невещественное, стремящееся к Творцу. Преподобный Нил Синайский учит: « Дай плоти то, что ей нужно, а не то, что она хочет получить ». Неуемная жажда плоти, возгреваемая различными страстями и соблазнами, приводит к ее мудрованию, когда начинается погоня за удовольствиями и наслаждениями, которые, как злокачественные образования, разрушают целостность человеческого существа, созданного по образу Божиему. Страшно даже подумать о том, во что для нас, грешных, такое состояние выливается! Прежде всего, появляется равнодушие к вере и Богу, небрежение к делам милосердия и любви.
Маловажное и несущественное при этом выдвигается на первый план, а все действительно важное в очах Господних низводится порой до отрицания. Где уж тут о Боге подумать, когда ум и душу пленяют тщеславие, жадность и ненасытность в стремлении к обогащению, возведение собственной злой воли к противоборству Божественному Промыслу?!
Есть мнение, что в Великий пост нельзя читать акафисты. На самом же деле, их можно читать дома. А в Великий пост есть традиция больше времени уделять именно покаянным молитвам.
Запрета на чтение молитв нет. В храмах в первые дни Великого поста, во время вечерней службы, читается Великий канон Андрея Критского. Обязательно дома читать покаянную молитву Ефрема Сирина.
Какие читают молитвы перед Пасхой В праздничных ритуалах и богослужениях во время Великого поста не будет никакого духовного смысла, если не читать молитвы перед Пасхой. Также молятся святым Утренние и вечерние молитвы Великого поста позволяют отметить великое событие — Воскрешение Иисуса Христа — правило, с добрыми мыслями. Что надо сделать до того, как начнется Великий пост К Великому посту готовятся постепенно. В храмах священнослужители перечитывают отрывки из Евангелия. Минимум за пару недель до поста православные корректируют рацион питания, постепенно отказываясь от определенных продуктов. До начала Великого поста надо успеть: — составить постное меню Заранее следует узнать разрешенные и запрещенные в пост продукты, обратиться за консультацией к гастроэнтерологу, пообщаться со священником.
Служба 30 апреля 2024 года - Великий Вторник.
Также во время особенных великопостных богослужений — Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым. Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам.
Участие в богослужениях великого поста считается способом поддержания и укрепления своей веры и общения с другими верующими. Однако, каждый верующий имеет возможность вести ежедневную молитву и практиковать пост самостоятельно в своем доме. Главное — искреннее стремление к Богу и желание углубить свою духовную жизнь. Ежедневная молитва играет важную роль в великом посте для православных христиан.
Согласно учению Церкви, верующие должны молиться не менее трех раз в день, обращаясь к Богу за помощью, благословением и общением. Посещение церкви великим постом призывается и является значимым моментом развития и поддержания веры. Однако, это не является обязательным действием, и каждый может самостоятельно вести молитву и практиковать пост в своем доме. Главное — искреннее стремление к Богу и готовность обратиться к Нему в каждый момент.
Но от лености у нее нет сил добыть это необходимое ей питание, и тогда человек начинает унывать, духовно ослабевать и опускать руки, — наступает «духовная безжизненность».
Жан Дюве. Самоубийство Иуды. Резцовая гравюра на меди. Собрание графики Альбертина Происходит это оттого, что нет у человека общности с Господом, как с Источником Жизни. И если не побороть вовремя этот чуждый человеческому естеству дух, может наступить крайняя его стадия — отчаяние, при котором разум человека помрачается настолько, что действия его могут привести к катастрофе или же греху самоубийства.
Любоначалие Это отравляющая страсть, выражающаяся в желании властвовать над другими. Часто бывает скрытой. Первым в любоначалие впал Денница, и потому, подверженные этому пороку люди уподобляются сатане. Патриарх Кирилл пояснил суть данного порока так: «В дни Великого поста мы многократно повторяем молитву святого Ефрема Сирина, слова которой хорошо знаем. В этой молитве перечисляются пороки, губительные для человеческой души.
Если власть понимается как источник удовольствия и наслаждения от того, что твоей воле подчиняются другие, то тогда власть становится соблазном, искушением и гибелью для человека. Вот именного от такого восприятия и переживания власти молитвой святого Ефрема Сирина мы просим Бога нас оградить». Празднословие К пороку праздности близок грех празднословия — то есть пустых отвлекающих разговоров и рассуждений о том, о чем христианину не должно рассуждать. Тихон Задонский наставлял: «Истинный постник тот, кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия» А свт. Если их открыть, уйдет вся внутренняя теплота.
Но самое широкое отверстие и просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту — язык, которому дается воля говорить, что он хочет». Празднословию родственны сквернословие, кощунственные высказывания и прочее осквернение уст. Принято считать, что человек, невластвующий над собственной речью, не в состоянии контролировать и все свое существо. В обыденной жизни это называется распущенностью. Целомудрие Это драгоценнейшая христианская добродетель, противоположная греху блуда.
Иногда, лишь прожив большую часть жизни, люди начинают осознавать то страшное опустошение, которое произвело в них нехранениеданной добродетели. Ищущий Бога человек не может состояться как христианин, если он нецеломудренен. Смиренномудрие Эта добродетель — одна из граней смирения, когда оно рождается не под влиянием окружающих обстоятельств, а в разуме человека. Часто призираемое в миру, смирение -величайшаядобродетель пред Лицом Божиим. Из-за утратысмирения дьявол восстал на своего Творца и был низвергнут с Высоты Небесной, не оставив, однако, при этом гордости.
Поскольку мир земной находится во власти лукавого, все в нем исполнено самоутверждения: сила, власть и материальные блага имеют в нем высочайшее значение. Подобное умонастроение мерзостно Создателю и неминуемо бывает наказано. Учителя Церкви предостерегают, что, как только дух гордости коснется самого усердного подвижника, вся его жизнь и все положенные им труды делаются никчемными, все прошедшие подвиги обесцениваются пред Очами Божиими. Тот, кто хочет снискать Божию Благодать, долженвоспитать в себе смирение. Терпение и любовь Священнослужители образно сравнивают терпение с «раствором, все скрепляющим в духовной жизни».
Верующие нуждаются в терпении. Без него не получится подвизаться ни в молитве, ни в изучении Божьего Слова, ни в воздержании, ни в каких-либо других делах.
Главные молитвы в Великий пост. Фото: www. В этот период каждый верующий, который соблюдает пост, ограничивает себя в употреблении ряда еды, а также в это время нужно молиться. Есть множество молитв, которые верующие могут прочитать в Великий пост. Есть мнение, что в Великий пост нельзя читать акафисты. На самом же деле, их можно читать дома.
Утренние и вечерние молитвы во время Великого поста
Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста. В Великий Пост, в повседневной службе, практически все поясные поклоны в храме заменяются земными. Утренние и вечерние молитвы во время Великого поста. Целых три с лишним часа длится Великим постом утреннее богослужение в храмах!
Молитва Ефрема Сирина в Великий пост - когда и как нужно читать
Вечерняя молитва во время Великого поста. В период Великого поста рекомендуется не только начинать, но и завершать день молитвой. Особенностью пятницы первой седмицы Великого поста является то, что в этот день после заамвонной молитвы (в самом конце службы) совершается молебный канон великомученику Федору Тирону и благословляется коливо. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко святому причащению. В Великий пост, кроме суббот, воскресений и праздничных дней, после молитвы „Царю небесныи” в вечерних и утренних молитвах полагается земной великий поклон. Затем еще раз прочитай всю молитву св. Ефрема Сирина (земной великий поклон; всего 17 поклонов).