Новости воссоединение украины с россией в 17 веке

** Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, возникший в советской историографии в 20-х годах XX века, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе ре. Гетман не стремился привлекать внимание Османской империи к воссоединению Украины с Россией.

Не токмо права и привилея

В 1658 г. Но теперь она приняла тяжелый, изнурительный характер. Это было связано с тем, что Польша сумела за годы перемирия мобилизовать свои силы, укрепить армию. Кроме того, изменилась политическая обстановка на Украине. После смерти Богдана Хмельницкого в 1657 г. Он придерживался пропольской ориентации и осенью 1658 г. По условиям этого договора Запорожское Войско возвращалось на службу к польскому королю.

Польша взамен соглашалась на создание в пределах Речи Посполитой автономного Княжества Русского Киевское, Брацлавское и Черниговское воеводства во главе с гетманом Выговским, сохраняла размер казацкого реестра, обещала отменить Брестскую унию. Впрочем, впоследствии польский сейм не утвердил основные положения Гадячского договора. Перейдя на сторону поляков, Выговский начал военные действия против России. Однако большинство населения Украины не поддержало гетмана. Против него началось широкое движение, во главе которого был поставлен сын Богдана Хмельницкого Юрий. В сентябре 1659 г.

Иван Выговский потерпел поражение под Белой Церковью, а в октябре того же года новым гетманом на казацкой раде, состоявшейся в Переяславе, избрали Юрия Хмельницкого. Договор с Москвой был восстановлен так называемые «Переяславские статьи» , но теперь он значительно ограничивал украинскую самостоятельность. Юрий Хмельницкий мало чем напоминал своего выдающегося отца. Он оказался игрушкой в руках казацкой старшины, политические предпочтения которой менялись в зависимости от ситуации. В 1660 г. Хмельницкий изменил Москве и заключил новый союз с Польшей.

Но и на этот раз украинский народ в основной своей массе не пошел за пропольской партией. На Левобережной Украине был избран свой гетман, лояльный Москве. В дальнейшем войсковая старшина, раздираемая внутренними противоречиями, вступала в союзы то с Россией, то с Речью Посполитой, то с Турцией. Все это сопровождалось ожесточенной борьбой за власть, частой сменой гетманов, народными восстаниями. Положение на Украине было чрезвычайно тяжелым, ее земли были опустошены. Не случайно это время вошло в украинскую историю как «Руина» разруха, разорение.

Затяжная война за Украину также изнуряла и истощала силы России и Польши. Ни одна из сторон не могла одержать решающей победы. Наконец, в январе 1667 г. Условия этого перемирия позднее были подтверждены «Вечным миром» — договором, заключенным между Россией и Речью Посполитой в 1686 г. Результатом многолетней борьбы стало разделение Украины: левобережная ее часть и Киев были присоединены к России, а вся Правобережная Украина за исключением Киева осталась в составе Речи Посполитой. В 70-х гг.

XVII в. Турки начали вторжение с целью установить контроль над украинскими землями и воспрепятствовать усилению России в этом регионе.

Одновременно вести войну против Речи Посполитой и Швеции у России возможности не было, и она 20 декабря 1658 г. По Кардисскому миру июнь1661 г. Россия вынуждена была возвратить Швеции все прибретения в Ливонии, в результате чего Россия осталась отрезанной от морских берегов. Возобновленная же война с Речью Посполитой приняла затяжной характер. В 1661 г. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством.

Россия приобрела также сроком два года Киев. И только по условиям Андрусовского перемирия 1686 г.

Из-за неё Россия была втянута в долгую войну с Польшей 1654-1667 , а Украина после смерти Б.

Хмельницкого была ввергнута в так называемую «руину». Однако воссоединение двух братских народов всё же состоялось, с какими бы трудностями оно не сталкивалось. Однако воссоединение было достигнуто не сразу. Ещё до 1654 года Хмельницким предпринимались попытки то примириться с польским королём, то перейти под власть турецкого султана.

Поэтому я во многом согласна с цитатой. Для малороссийского народа существовала возможность и вернуться в состав Польши, и присягнуть Османской империи. Но выбор всё же пал на Россию. В этом эссе я ставлю перед собой следующие задачи: Оценить положение южнорусского населения в составе Великого княжества Литовского, а затем — Речи Посполитой до восстания Хмельницкого и выяснить, существовала ли возможность порабощения Украины шляхетской Польшей.

Охарактеризовать восстание Хмельницкого и последовавшую за ним русско-польскую войну. Выяснить, была ли возможность поглощения Украины Османской империей. Проанализировать, насколько крепкой была связь Украины и России после их воссоединения и до ликвидации Екатериной II украинской автономии. Вначале это не отразилось отрицательно на положении жителей этих земель.

Напротив, перейдя во власть ВКЛ они оказались защищены, пусть и частично, от татар. Большую часть населения ВКЛ тогда составляли русские, господствующей религией было православие. Даже законодательство было на старорусском языке Статуты 1566 и 1588 г. В 1385 году в Креве была заключена личная уния между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским.

Положение коренным образом изменилось во время Ливонской войны. Условия унии — помимо создания нового государства, Речи Посполитой — предполагали переход Подляшья, Волыни, Подолья и Киевского воеводства в состав Польского королевства. Взамен Польша начала оказывать активную помощь Литве в войне с Россией. Как следствие этого, началось «ополячивание» населения вышеуказанных территорий.

Земли в Южной Руси получали польские землевладельцы, которые вносили сюда свои порядки. Местная аристократия также начала вводить на подконтрольных землях польские обычаи. Широкое распространение получило крепостное право. Украинское население превращалось в зависимое.

Вместе с поляками на эти земли пришло католичество, которое послужило причиной большого числа конфликтов поляков с местным населением. С начала XVII века католичество стали принимать и многие землевладельцы русского происхождения. Религиозный конфликт разрастался. Эту проблему попытались решить в 1596 году — проводя Брестскую унию католической и православной церквей.

Так, многие православные обряды сохранялись, сохранялось и богослужение на церковнославянском языке, но церковь теперь подчинялась папе Римскому. Уния была встречена людьми отнюдь не единодушно. Часть украинского населения стала униатами, а другая часть и притом большая стала горячими противниками унии. Таким образом, попытка снять религиозную проблему в стране лишь её обострила, хотя Владислав IV и предпринимал меры по борьбе с ней об этом подробнее будет сказано ниже.

Помимо религиозной, назревали социальная и национальная проблемы. Большинство землевладельцев усиливало социальный и экономический гнёт крестьян, повышало размеры повинностей. Немало земель Украины принадлежало польско-литовской знати и шляхтичам, которые расценивали украинцев как людей «третьего сорта». Всё тяжелее и тяжелее становилось положение крестьян.

Костомаров в книге «Богдан Хмельницкий» отмечает крайне тяжёлое положение украинских крестьян, как с социальной, так и с религиозной точек зрения: «рядом с утеснением народа шло поругание православной веры». Вместе с тем Костомаров отмечает различие в положение и православных-дворян и православных-крестьян: дворяне в меньшей степени подвергались религиозным притеснениям. Советский историк К. Осипов в книге «Богдан Хмельницкий» так же, как и Костомаров, отмечает бедственное положение украинского народа под гнётом Польши, говоря о том, что в конце XVI века в Восточную Украину происходило усиленное проникновение польских порядков и польского помещичьего землевладения.

Религиозный вопрос рассматривается историком как способ идеологического подавления поляками русско-украинского населения. Стоит заметить, что в основной дореволюционные историки видели основной причиной восстаний на Украине религиозный гнёт, в том время как советские — экономический и социальный гнёт. Современные историки в качестве причин народные выступлений на юге Речи Посполитой видят и тот, и другой факторы. Например, Ю.

Дворниченко отмечает бесправие русских, экономическое, социальное, идеологическое давление на народ. Французский инженер Боплан, находившийся на польской службе с 1630-х до 1648 года отмечал, что крестьяне в Речи Посполитой очень бедны, он даже сравнивал их положение с положением «галерных невольников». Польский историк М. Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев.

Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права. Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом. В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства.

Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания. Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни.

Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского.

В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением.

Это событие имело огромные последствия для всех его участников: московское государство продолжило процесс объединения русских земель, включив в свой состав земли, принадлежавшие когда-то Руси, Левобережная Украина Правобережная оставалась пока в составе Речи Посполитой , приняла российское подданство, избавилась от религиозного и национального гнёта со стороны поляков но крестьяне так и не избавились от экономического и социального гнёта. Речи Посполитой же был нанесён удар, от которого она не смогла оправиться, как показали это шведский «потоп» и последующий упадок. Для России и Украины Переяславская рада также имела тяжёлые последствия. Из-за неё Россия была втянута в долгую войну с Польшей 1654-1667 , а Украина после смерти Б. Хмельницкого была ввергнута в так называемую «руину».

Однако воссоединение двух братских народов всё же состоялось, с какими бы трудностями оно не сталкивалось. Однако воссоединение было достигнуто не сразу. Ещё до 1654 года Хмельницким предпринимались попытки то примириться с польским королём, то перейти под власть турецкого султана. Поэтому я во многом согласна с цитатой. Для малороссийского народа существовала возможность и вернуться в состав Польши, и присягнуть Османской империи. Но выбор всё же пал на Россию. В этом эссе я ставлю перед собой следующие задачи: Оценить положение южнорусского населения в составе Великого княжества Литовского, а затем — Речи Посполитой до восстания Хмельницкого и выяснить, существовала ли возможность порабощения Украины шляхетской Польшей.

Охарактеризовать восстание Хмельницкого и последовавшую за ним русско-польскую войну. Выяснить, была ли возможность поглощения Украины Османской империей. Проанализировать, насколько крепкой была связь Украины и России после их воссоединения и до ликвидации Екатериной II украинской автономии. Вначале это не отразилось отрицательно на положении жителей этих земель. Напротив, перейдя во власть ВКЛ они оказались защищены, пусть и частично, от татар. Большую часть населения ВКЛ тогда составляли русские, господствующей религией было православие. Даже законодательство было на старорусском языке Статуты 1566 и 1588 г.

В 1385 году в Креве была заключена личная уния между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Положение коренным образом изменилось во время Ливонской войны. Условия унии — помимо создания нового государства, Речи Посполитой — предполагали переход Подляшья, Волыни, Подолья и Киевского воеводства в состав Польского королевства. Взамен Польша начала оказывать активную помощь Литве в войне с Россией. Как следствие этого, началось «ополячивание» населения вышеуказанных территорий. Земли в Южной Руси получали польские землевладельцы, которые вносили сюда свои порядки. Местная аристократия также начала вводить на подконтрольных землях польские обычаи.

Широкое распространение получило крепостное право. Украинское население превращалось в зависимое. Вместе с поляками на эти земли пришло католичество, которое послужило причиной большого числа конфликтов поляков с местным населением. С начала XVII века католичество стали принимать и многие землевладельцы русского происхождения. Религиозный конфликт разрастался. Эту проблему попытались решить в 1596 году — проводя Брестскую унию католической и православной церквей. Так, многие православные обряды сохранялись, сохранялось и богослужение на церковнославянском языке, но церковь теперь подчинялась папе Римскому.

Уния была встречена людьми отнюдь не единодушно. Часть украинского населения стала униатами, а другая часть и притом большая стала горячими противниками унии. Таким образом, попытка снять религиозную проблему в стране лишь её обострила, хотя Владислав IV и предпринимал меры по борьбе с ней об этом подробнее будет сказано ниже. Помимо религиозной, назревали социальная и национальная проблемы. Большинство землевладельцев усиливало социальный и экономический гнёт крестьян, повышало размеры повинностей. Немало земель Украины принадлежало польско-литовской знати и шляхтичам, которые расценивали украинцев как людей «третьего сорта». Всё тяжелее и тяжелее становилось положение крестьян.

Костомаров в книге «Богдан Хмельницкий» отмечает крайне тяжёлое положение украинских крестьян, как с социальной, так и с религиозной точек зрения: «рядом с утеснением народа шло поругание православной веры». Вместе с тем Костомаров отмечает различие в положение и православных-дворян и православных-крестьян: дворяне в меньшей степени подвергались религиозным притеснениям. Советский историк К. Осипов в книге «Богдан Хмельницкий» так же, как и Костомаров, отмечает бедственное положение украинского народа под гнётом Польши, говоря о том, что в конце XVI века в Восточную Украину происходило усиленное проникновение польских порядков и польского помещичьего землевладения. Религиозный вопрос рассматривается историком как способ идеологического подавления поляками русско-украинского населения. Стоит заметить, что в основной дореволюционные историки видели основной причиной восстаний на Украине религиозный гнёт, в том время как советские — экономический и социальный гнёт. Современные историки в качестве причин народные выступлений на юге Речи Посполитой видят и тот, и другой факторы.

Например, Ю. Дворниченко отмечает бесправие русских, экономическое, социальное, идеологическое давление на народ. Французский инженер Боплан, находившийся на польской службе с 1630-х до 1648 года отмечал, что крестьяне в Речи Посполитой очень бедны, он даже сравнивал их положение с положением «галерных невольников». Польский историк М. Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев. Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права. Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом.

В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания. Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения.

Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население.

Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией

Первый раз воссоединение Украины с Россией состоялось достаточно давно — в ХVII веке, в 1654 году во времена гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого и русского царя Алексея Михайловича. Речь идет о событиях 1654 года, более известных под пропагандистским клише «Воссоединения Украины с Россией». Значимость воссоединения Украины с Россией в разные времена оценивалась неодинаково как современниками, так и историками.

Присоединение Украины к России

Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI Мы объективно показали исторический процесс на Украине с VI по XXI век.
Воссоединение Украины с Россией в XVI-XVII веках: исторический обзор и ключевые события Понимая невозможность освободить Украину от гнёта панской Польши своими силами и выражая волю украинского народа к воссоединению с Россией, Хмельницкий настойчиво добивался объединения обоих народов.
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ | videolain Седьмой вопрос касается событий, происшедших в середине и второй половине 17 века и сформулирован следующим образом: «Присоединение Украины к России (причины и последствия)».

§ 3. Воссоединение Украины с Россией

По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г. Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г. Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины. Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль. Например, в засушливые 1648—1649 гг. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение.

Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом. Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях. Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П. Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях. В торговле участвовали различные слои населения. Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии.

Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б. На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники. Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов. В 1940—50-е годы XVII в. Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией.

Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка. На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров. С 1653 г. Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений. По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот. К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские вблизи Брянска ярмарки.

В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа. Так, путивльский купец Д. Гурьев в 1651 г. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии. Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью.

Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву. В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство. Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне.

Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства. Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело.

Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей. Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением.

Польский хронист конца XVI в. В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию.

В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов.

К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине.

В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская. Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины.

На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей. В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен.

Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в.

Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений.

На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины. Например, в 1652 г.

Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г. А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей.

Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России. В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г. Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение. Часть освобожденных земель отошла казакам и крестьянам, создателям вольных войсковых сёл. На освобожденной территории почти исчез феодализм, значительная территория освободилась от национального гнёта. Создававшиеся новые органы власти усиливали позиции украинских эксплуататоров. Старшинская администрация Украины проводила свою политику в интересах господствующего класса.

Развивались и крепли экономические и культурные связи России с Украиной, способствовавшие сближению двух братских народов. Но главного — воссоединения Украины с Россией — осторожное правительство царя Алексея Михайловича пока не делало. Посольства украинского народа в Россию и ответные шаг царя. В январе 1649 года Хмельницкий направил в Москву своё первое посольство. В нарушение сложного дипломатического этикета посол гетмана Силуян Мужиловский получил указания убедить царя в том, чтобы тот предоставил казакам свое покровительство. Никон выполнил просьбу Хмельницкого, о чем и уведомлял его в письме от 14 мая того же 1653 года. Ответным шагом русского правительства в 1654 году стало царское посольство к Хмельницкому.

Это был в глазах всего тогдашнего мира акт открытого признания и поддержки. Проехав всю Украину русский посол отметил общее стремление всех украинце к братскому союзу с Россией. А выразилось это, по заявлению Пушкиных, в том, что во многих бумагах неверно пишут титулы русского царя. В категорической форме послы потребовали, чтобы польский король казнил нескольких магнатов, искажавших царские титулы, а кроме этого вернул России захваченные Речью Посполитой Смоленск и внёс в царскую казну 500 тысяч золотых! Дипломаты Речи Посполитой были ошеломлены. Им сразу стало ясно, что русский царь ищет повод для разрыва мирного договора и вступления в войну. Этот дипломатический нажим имел большие последствия.

Убегая от ненавистных панов, православные крестьяне селились в Запорожье вдоль границы с турками и крымцами и становились вольными казаками. Запорожское войско превращалось в солидную военную силу, готовую сражаться за свободу и православную веру. Казацкая молодежь собиралась за днепровскими порогами у засек, созданных на случай войны с турками и крымцами. Здесь на острове Хортица возникла казацкая «столица» — Запорожская Сечь позже она переносилась на другие острова Днепра. Сюда стекались недавние беглые, молодые неженатые казаки женатых казаков — «сидней», как и женщин, в Сечи не было.

В Сечи находилось обычно тысячи три народа. Когда же что-то затевалось, взметалось все Запорожье. Военное братство — кош — выбирало кошевого атамана, есаулов, судью и писаря, и казацкое войско, разделенное на отряды — курени — с выборными куренными атаманами во главе, выступало в поход. После Смоленской войны Владислав IV решил пресечь бегство крестьян в Запорожье и приструнить казаков. В 1630-е гг.

Гетман Потоцкий подавил эти восстания. Часть восставших ушла в Россию. Русское правительство не только не выдало перебежчиков, как требовал польский король, но велело воеводам выделить переселенцам «государево жалованье», хлеб и земли. В январе 1648 г. Под командованием выбранного ими гетмана Богдана Хмельницкого запорожцы перебили польский гарнизон в Запорожье и двинулись в глубь Украины.

Союзником казаков выступил крымский хан Ислам-Гирей, приславший на подмогу конницу. Вскоре польский гетман Николай Потоцкий получил печальную весть: его сын Стефан со всем своим войском погиб 6 мая 1648 г. А 16 мая уже армия Потоцкого была разгромлена у Корсуни. Попавших в плен Потоцкого и его помощника М. Калиновского выдали татарам.

Победы запорожцев вдохновили всех православных жителей Речи Посполитой. Восстали крестьяне почти всей Малороссии. В трехдневном бою под Пилявцами на Волыни сентябрь 1648 г. А 15 августа 1649 г. При посредничестве хана Речь Посполитая пошла на переговоры.

Зборовский договор 1649 признал автономию Украины. Власть гетмана Хмельницкого распространялась отныне на Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства.

Опорой всех холопов стала Запорожская Сечь — вольное казачество, обосновавшееся в низовьях Днепра, в районе порогов. Часть казаков, наиболее крепких, богатых, с 70-х годов XVI в. Но большинство запорожцев составляли нереестровые. Магнаты и шляхтичи владели огромными имениями, выжимали все соки из своих подданных. Князьям Острожским принадлежали 80 городов и местечек, 2760 сел, Вишневецким — 40 тыс. В их владениях, помимо крепостных крестьян и мещан от Micro — город , то есть ремесленников и торговцев, жили городовые казаки, мелкие землевладельцы и др.

Украинских мещан притесняли в ремесленных и торговых делах, что вынуждало их переходить к земледелию, бежать в Запорожье, степи, в Россию. Их участники выступают против панско-шляхетского гнета, за сохранение родного языка, обычаев предков, за православную веру. Самое мощное из них — восстание на Украине и в Белоруссии, начавшееся в 1648 г. Оно вылилось в национально-освободительную и антифеодальную войну обоих народов против панско-шляхетского гнета, за социальное и национальное освобождение, за воссоединение с Россией. Она носила всенародный характер. В общенациональный блок вошли крестьяне, мещане, рядовые казаки — главная движущая сила восстания, затем — средние слои ремесленно-торгового населения городов, реестровое казачество, казацкая старшина, мелкие украинские феодалы, духовенство. Возглавивший движение Богдан Хмельницкий, сам немало потерпевший от польских властей, в конце января собрал в низовьях Днепра отряд в 300 повстанцев и неожиданно напал на Запорожскую Сечь, разгромив стоявший там польский гарнизон. Реестровые из гарнизона перешли на его сторону.

Казаки избрали Хмельницкого кошевым гетманом Войска Запорожского, и вскоре началось его победное шествие по Украине. Для подавления восстания в район Черкасс и Корсуня прибыла регулярная армия Н. Потоцкого, коронного гетмана, и М. Калиновского, польного гетмана. Против повстанцев действовали военные отряды магнатов. Хмельницкий собирал в Сечи силы. Союз с крымским ханом Ислам-Гиреем, приславшим на помощь пятитысячный конный отряд, обеспечил гетману тыл. Весной он вышел из Запорожья на север.

Хмельницкий одержал блестящие победы над коронными войсками Речи Посполитой у р. Желтые Воды 19 апреля 1648 г.

Дело было даже не в слабой военно-финансовой помощи султана, а в ментальной несовместимости. Различия между православными и мусульманами, которых народ называл «басурмане», оказались непреодолимыми. В данной ситуации взор Богдана Хмельницкого и населения Украины обратился к единоверцам - россиянам. Изначально Россия не спешила ввязываться в полномасштабную войну с сильным Польско-Литовским королевством. Но лидер украинцев все шесть лет убеждал царя оказать помощь, добиваясь включения Российского государства в войну со шляхетской Польшей. Хмельницкий перед московскими послами подчеркивал важность совместной защиты единой для братских народов православной веры, своими победами развенчивал преувеличенные представления о силе Речи Посполитой, отмечал большие преимущества, которые будет иметь воссоединение Украины с Россией.

Выжидательная позиция России В Москве понимали важность союза с Украиной: Стратегический союз, прежде всего, открывал путь на юг вплоть до Черного моря и на запад. Он ослаблял Польшу. Разрушал возможный союз Запорожской Сечи с Турцией. Усиливал государство вступлением под российские знамена трехсоттысячного казацкого войска. Впрочем, длительное время из-за сложных внутренних и внешних обстоятельств, а также в расчете на ослабление обеих воюющих сторон - Польши и Украины - царское правительство занимало выжидательную позицию. Помощь ограничивалась отправкой в Украину хлеба и соли, разрешением украинцам переселяться на окраинные земли, обменом посольствами. Курс на сближение Связи между Богданом Хмельницким и российским правительством оживились в 1652-1653 годах, в последние годы освободительной войны. Почти непрерывно шли посольства из Украины в Москву и из Москвы в Украину.

В январе 1652 года Хмельницкий направил в российскую столицу своего посланца Ивана Искру. Искра в посольском приказе заявил, что гетман и все войско запорожское желают, чтобы «царское величество принял их на свою сторону».

Воссоединение Украины с Россией в XVII в

Другой попыткой воссоединения украины Залесской с Россией стало восстание Карпа Гуздана (Павлюка) 1637 года. § 3. Воссоединение Украины с Россией. Лишь в середине столетия появилась возможность воссоединить часть древнерусских земель, входивших некогда в состав Киевской Руси, потом захваченных Польшей и Литвой (с 1569 г. —двуединая Речь Посполитая). ** Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, возникший в советской историографии в 20-х годах XX века, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе ре. Интерпретация факта: воссоединение православных Украины, живших под гнетом католиков, с православными России в единое государство. Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. Война России за освобождение Украины в XVII веке.

Собор, воссоединивший Украину с Россией

Причины принятия Украины в состав России в 17 веке, ЕГЭ история. Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. Переяславский договор 1654 г., ознаменовавший воссоединение Украины с Россией, был предопределен этническим, религиозным и историческим родством двух народов.

Воссоединение России с Россией

Началось восстание в Белоруссии. Но наступала зима, разразилась эпидемия чумы. Хмельницкий согласился на предложение польского короля Яна-Казимира о перемирии и отвел свою армию в Поднепровье. В конце декабря победители торжественно въехали в Киев. На Украине Хмельницкий в начале 1649 г.

Польское правительство к лету собрало коронную армию из 200 тыс. Ее разделили на три части — две из них поставили в Подолии и на Волыни; третья, основная, во главе с королем должна была выйти из Польши. Главное повстанческое войско Хмельницкого вышло на запад. Вместе с ним двигалась орда Гирея.

Поляки собрали в Збараже до 60 тыс. В конце июня сюда подошли главные силы Хмельницкого. Под стенами города они разгромили лучшие полки польских гетманов. К Збаражу приближались основные польские силы Яна-Казимира.

Хмельницкий в конце июля с лучшими полками стремительно пошел навстречу королю и встретил его в 50 верстах от Збаража у города Зборов. Здесь 5 августа началось ожесточенное сражение. Повстанцы расчленили польскую армию на три части и начали ее истребление. В этот день поляки потеряли 11 тыс.

На следующий день битва возобновилась, польскую армию ожидала катастрофа. Но крымский хан потребовал прекратить сражение и заключить мир с королем, угрожая объединить свои и польские силы против Хмельницкого. Согласно его условиям реестровое войско увеличивалось до 40 тыс. Оно размещалось в трех воеводствах — Киевском, Брацлавском и Черниговском, которые подчинялись гетману Хмельницкому.

Польским войскам там пребывать запрещалось. Но Украина по-прежнему оставалась под властью Польши. Народные низы выражали недовольство условиями договора.

Это была серьезная проблема, которую попытался разрешить Сигизмунд II в 1572 году. Он предложил поступить к нему на службу представителям казачьей вольницы, но не более 300 человек. Так запорожское казачество было разделено на две части: реестровых казаков и запорожскую вольницу. Реестровые казаки При короле Стефане Батории в 1572 г. Они получали жалование от государства и, в свою очередь, должны были находиться в подчинении у польских офицеров, не совершать набеги на Крымское ханство.

Всех поступивших на службу вносили в специальные реестры, откуда и произошло название. Они уже не были «вольными казаками», так как приносили присягу польскому королю, что освобождало их от налогов и пошлин. В 1589 году их уже было более 3 тысяч. Среди «вольных казаков» считалось большой удачей попасть в реестр. Поляки понимали силу казачества, и при малейших волнениях реестровые списки сокращались. Это вызывало недовольство казаков, что также сыграло определенную роль в вопросе вхождения Украины в состав России. После кончины Сигизмунда III государство встало перед выбором нового короля. Запорожские казаки решили воспользоваться этим моментом, чтобы уравнять в правах католическое и православное население.

На это получили ответ сейма, что, несмотря на подданство, они являются полезными государству во время ведения военных действий и обороны южных границ, т. Другими словами, им было указано на их место в Речи Посполитой. Предпосылки вхождения Украины в состав России Положение внутри государства Речь Посполитая было не простым. Угнетение малороссийских народов приводило к восстаниям, недовольство казаков грозило вооруженными противостояниями. С конца XVI до начала XVII века к правителям России направлялись просьбы взять единоверцев под свою опеку: Первым стало прошение о присоединении к России гетмана Криштофа Косинского, вставшего во главе восстания в 1591-1593 гг. С челобитной о принятии запорожского войска в 1594 году в Москву отправляется представительство гетмана Сагайдачного, которое возглавил П. Это произошло в результате отказа Сигизмунда III увеличить число реестровых казаков. В 1622 году с просьбой взять в подданство православных Украины обратился епископ Копинский.

В 1624 году с аналогичной просьбой о вхождении Украины в состав России обращается митрополит Борецкий. Но Россия, раздираемая страшными событиями смутного времени, не смогла ответить на эти просьбы о помощи. Гетманщина и третье прошение гетмана Хмельницкого о присоединении к России Подписанию договора о воссоединении Украины с Россией в 1654 году предшествовало государственное образование, которое вошло в историю под названием гетманщина. Это произошло в 1649 году, когда вольные казаки Запорожья освободили свои земли от поляков и объявили о независимости. Казаки одержали несколько побед над войсками Польши, не найдя поддержки у России, казаки гетмана Б. В августе 1649 года под городом Зборовом союзники разбили армию поляков. По итогам победы был заключен Зборовский договор.

Здесь 5 августа началось ожесточенное сражение. Повстанцы расчленили польскую армию на три части и начали ее истребление. В этот день поляки потеряли 11 тыс. На следующий день битва возобновилась, польскую армию ожидала катастрофа. Но крымский хан потребовал прекратить сражение и заключить мир с королем, угрожая объединить свои и польские силы против Хмельницкого. Согласно его условиям реестровое войско увеличивалось до 40 тыс. Оно размещалось в трех воеводствах — Киевском, Брацлавском и Черниговском, которые подчинялись гетману Хмельницкому. Польским войскам там пребывать запрещалось. Но Украина по-прежнему оставалась под властью Польши. Народные низы выражали недовольство условиями договора. Оно еще больше усилилось, когда польские паны начали возвращаться на Украину и расправляться с повстанцами. В 1651 г. Но главная повстанческая армия в июне 1651 г. Стырь, к северо-востоку от Львова. По Белоцерковскому договору 18 сентября 1651 г. Под властью гетмана оставалось только Киевское воеводство, он лишался права сношений с иностранными государствами, в том числе с Крымским ханством; должен был подчиняться власти польского коронного гетмана. Положение украинского народа в конце этого и первой половине следующего года было очень трудное. Выручила Россия, правительство которой разрешило свободно и беспошлинно покупать хлеб и соль, помогло Хмельницкому вооружением. В конце мая 1652 г. Польская армия перестала существовать. Шляхта бежала с Украины. Все Правобережье оказалось во власти повстанцев. По полководческому искусству, мужеству армии современники сравнивали победу Хмельницкого под Батогом с победой Ганнибала под Каннами в 216 г. Восстание на Украине вспыхнуло с новой силой.

В статьях Богдана Хмельницкого, если верить списку с белорусского письма, есть пункт, где казаки просят, чтобы им разрешили иметь контакты с другими державами. Есть и ответ царя: эта просьба остается, только дописывается одно предложение — «А с турским салтаном и польским королем без указу царского величества не ссылаться». То есть запрет на самостоятельные отношения с Польшей и Турцией. Скажите, пожалуйста, какая страна в то время была самым большим южным соседом Украины? На западе — Польша. На востоке и севере — Москва. То есть этой строчкой Украине запрещены дипломатические отношения с другими государствами. Это подтверждается тем, что в мае 1654 года, когда украинское посольство пошло в Швецию через Москву, его не пропустили туда, а завернули обратно. Другими словами, Москва действительно запретила Украине дипломатические отношения. Правда, потом Богдан Хмельницкий найдет выход в Швецию — через Европу... Но это при Выговском, кажется, уже было? Иван Выговский , гетман Войска Запорожского с 1657 по 1659 год Нет, послы в Швецию будут ездить от Богдана Хмельницкого, это потом при Выговском подпишут первый украинско-шведский договор. Но готовиться он будет еще при Богдане Хмельницком. Он сначала, кстати, готовил украинско-шведско-венгерский договор против Польши. А потом остался украинско-шведский, поскольку венгры хотели забрать Подолию себе. Так вот, таким образом, мы с вами понимаем, что «мартовские статьи» оказались документом, подтверждающим, что московский царь не сдержал свое слово, которое в Переяславе от его имени давал Бутурлин. Далее: все пять лет — с 1648-го по 1653-й — Хмельницкий просил военной помощи от Москвы. Да, есть запись в «мартовских статьях», что московское войско в количестве трех тысяч ратников будет стоять на границе с Украиной, готовое в любой момент оказать помощь против поляков. Но это войско почему-то оказалось в Киеве. Не в Путивле, на границе, а в Киеве, на монастырских огородах Софии Киевской. Почему возле Софии? Оказывается, митрополит киевский Сильвестр Косов и духовенство не присягнули на верность царю. И это войско вместо того, чтобы помогать Украине освобождаться от поляков, выходит, наблюдало за киевскими монахами. Получается, оккупационное войско. И, стало быть, это ответ на вопрос, какой документ поехал из Переяслава в Москву и какой вернулся обратно. Но я так понимаю, что Хмельницкому в итоге, быть может, и не нравилось, что было подписано, но даже на этих условиях он соглашался. У него не было выхода, и он верил единоверному православному царю. К началу 1654 года Хмельницкий оказался в очень тяжелой ситуации. И тут надо поднимать вот какой вопрос: почему на протяжении с июня 1648 года до Земского Собора в октябре 1653 года московский царь не отозвался на просьбы Хмельницкого помочь единоверному православному украинскому народу против католической Польши? Не хотел ссориться с Польшей. Не хотел. Но можно предположить и другое: разве московскому царю было выгодно, чтобы Украина при помощи Москвы сбросила польское иго, утвердилась как государство? Что тогда будет с концепцией Третьего Рима? Ведь она предусматривает, что все земли Киевской Руси по Вислу должны быть в руках московского царя. Если московский царь поможет построить украинское государство, так ему уже не будет выхода на Вислу. Потому что сама Украина займет эти территории. Это тот вопрос, исследования которого я не вижу у российских историков. Объяснений тоже не вижу. Богдан Хмельницкий Понятно. Но гипотетически предположим, что Хмельницкий прожил бы дольше и для Украины и внутриполитическая ситуация, и внешнеполитическая обстановка улучшились бы — он смог бы пойти на то же, на что пошел Выговский? Выговский, который разорвал так называемый Переяславский договор я подчеркиваю: никто никакого договора в Переяславе в январе 1654 года не подписывал , то есть отбросил «мартовские статьи», на самом деле выполнял политическое завещание Богдана Хмельницкого. В этом легко убедиться, если взять в руки книгу под названием «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России». Третий том, страницы 555-556. Это речь Богдана Хмельницкого, произнесенная на Чигиринской казацкой раде в октябре 1656 года. Связано это выступление с тем, что после Переяславской рады, начиная с прихода в Киев московского войска, московский царь так и не предоставил помощи Украине против Польши, а, наоборот, потребовал, чтобы казацкое войско пришло ему на помощь, потому что царь решил освободить Смоленщину, которая была в руках поляков. Царь рассчитывал на то, что ему удастся быстрее это сделать, если он сам ударит с востока через Можайск , а Украина ударит на Гомельщину и вынудит Польшу оттянуть силы от Смоленска. Но ведь это все в итоге и получилось. Да, все правильно, но в первую очередь это было сделано в интересах московского царя. А Украине обещанной помощи не было. Богдан Хмельницкий вынужден был согласиться на условия царя, потому что против Польши все равно нужно было воевать. Тогда на юге нынешней Белоруссии еще в 1648-1649 годах были созданы 4 казацких полка. Это были украинские полки, потому что население там духовно, так сказать, было зависимо от киевского митрополита — отдельного православного митрополита в Белоруссии не было. Ну и экономически население юга нынешней Белоруссии тяготело к Киеву, а Вильно — центр — был далеко. И когда пришли на юг Белоруссии три казацких полка под командованием Ивана Золотаренко, это 20 тысяч человек, и начали вытеснять польские гарнизоны, то местное православное население, экономически зависимое от Киева, начало присягать гетману Богдану Хмельницкому. Оно захотело быть, в современной терминологии, гражданами Украинского государства, которое называлось тогда или Гетманщина, или Войско Запорожское. Это не понравилось московскому царю. И он стал требовать от Богдана Хмельницкого, чтобы Золотаренко не назывался полковником белорусским. Потом выяснилось, что этот процесс набрал широкий размах не только на юге нынешней Гомельской области, но даже в Могилеве. Там был создан казацкий полк во главе со шляхтичем Константином Приклонским, и он со своей старшиной приехал в лагерь Ивана Золотаренко в Чаусы и присягнул на верность Украине. То есть эта территория хотела под Украину, а не под царя. А тот позволить подобные вольности не мог, и это, конечно, не понравилось казакам. Как так: мы пришли, завоевали, это наш трофей, а у нас отбирают? Тем более что само население просится в Украину. Но этот конфликт был еще тлеющий. Самый острый конфликт разгорелся в 1655 году. Когда царь освободил Смоленщину, он послал подмогу Богдану Хмельницкому, и московские войска пошли на Запад, освобождать вместе с казацкими уже украинские земли. Пришли ко Львову. И когда Богдан Хмельницкий увидел, как московские ратники ведут себя в Городке такое поселение есть возле Львова — жгут, грабят, он сделал все, чтобы Львов не штурмовали. И как в 1648 году он сумел добиться, чтобы татары не штурмовали Львов — так и теперь. Львов откупился, его не тронули, и войско пошло дальше на запад до Вислы. Хмельницкий вернулся из Львова в Чигирин, но за себя оставил наказным гетманом Даниилу Выговского брата будущего гетмана Ивана Выговского — прим. Союзная армия пришла к Висле, а на правобережье Вислы тогда население еще во множестве было православное, неокатоличенное. И там жители опять же хотели быть в составе Украины, а не под московским царем. И между Петром Потемкиным, военачальником царским, и Данилой Выговским начался конфликт. Доходило до острых столкновений. И это все на Богдана Хмельницкого действует не очень позитивно, как и на казацкую старшину. В этой ситуации, когда Польша была в агонии, польская шляхта ищет выходы для спасения собственного государства. Один из выходов, она считает, — пообещать Алексею Михайловичу польскую корону. Тогда царь прекратил бы боевые действия, а поляки бы сами управились со шведами, которые взяли Варшаву , и венграми, взявшими Краков , — король Ян-Казимир уже собирался бежать в немецкие земли. И московский царь полякам поверил.

Форма поиска

  • История. Россия в X-XVII веках. Воссоединение Украины с Россией
  • Воссоединение России с Россией - Аргументы Недели
  • История России. Воссоединение Украины с Россией История. Россия в X-XVII веках | Видео
  • Как Украина в Россию просилась
  • Примите к себе!
  • Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией

Переяславская рада и ее последствия

  • ОСОБОЕ МНЕНИЕ
  • «Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа | Аргументы и Факты
  • Воссоединение Украины с Россией — Рувики
  • Воссоединение Украины с Россией - «Бунташный» XVII век

Ваш компас в мире финансов

  • ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
  • Воссоединение Украины с Россией в XVII веке
  • (Символ самостийной государственности)
  • Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией

Собор, воссоединивший Украину с Россией

Ко всему прочему Хмельницкого покинули татары, подписав союз с Речью Посполитой. Положение запорожцев стало достаточно тяжёлым. Однако, в этот критический момент на помощь украинцам выступила Москва. Поначалу, конечно, Московиты медлили, но взявшись за дело действовали энергично и решительно.

Отвоевали у поляков Смоленск, отбросили их на правый берег Днепра, захватили значительную часть Литвы, где ныне Белоруссия. Польша резко ослабла. Однако, в то же время эти события привлекли Швецию, король которой Карл Х выгнал с польского престола Яна-Казимира и вступил в противостояние с Московией, в споре за литовские территории с 1655 по 1659 гг.

Успехов ни одна из сторон не добилась, но за это время оклемалась Речь Посполитая. Ян-Казимир вернул себе престол и начал возвращать утерянные позиции. Усугубила дело смерть Богдана Хмельницкого в 1657 г.

Его сын не смог достойно заменить отца, выбрав польскую сторону. Ян-Казимир заключив мир со шведами, попытался прорваться через Левобережную Украину и выйти к беззащитной Москве, но получил жестокий отпорна границе от русских и вынужден был заключить с Москвой Андрусовское перемирие в 1667 г. Согласно этому мирному соглашению произошло присоединение Левобережной Украины к России, так же Москва получила в свои владения Смоленск и Киев.

Оставалось занять Правый берег Днепра, но туда вступили турки. В 1672 гетманом стал верный Москве Самойлович.

После ратификации Мартовских статей на верность царю присягнула большая часть Войска Запорожского и населения Гетманщины. Оппозиционный Брацлав, не принявший соглашения, вошел в состав Речи Посполитой как автономное Великое княжество Русское. Таким образом, на территории Гетманщины не было единства в вопросе вхождения в состав Московского царства. После решения Земского Собора и Переяславской рады на территорию Гетманщины потянулись переселенцы с Запада Волыни, Галичины , спасающиеся от произвола шляхты. Левобережная Украина и Слобожанщина превратились в густонаселенные регионы, города стали крупными торговыми и ремесленными центрами.

Скачок экономического развития был очевиден. Русско-польская война 23 октября 1653 года Москва объявила войну Речи Посполитой , а весной 1654 года вторглась в ее восточные земли. Основные боевые действия развернулись на территориях Беларуси; Галичины; Правобережной Украины. Москве и запорожцам удалось «отвоевать» Смоленск, а полякам, заключившим союз с крымским ханом, осадить и взять Брацлав и Умань. Речь Посполитая переживала сильнейший геополитический кризис. Главные итоги присоединения Украины к России Процесс присоединения Украины к Московскому царству, длительный и сложный, принес большое количество выгод и проблем как первой, так и последнему. Московское царство:.

Сейчас, когда турки открывают свои архивы, стало ясно, что было посольство Богдана Хмельницкого и шла речь о том, что он готов повторно присягнуть турецкому султану. Если бы Украина вошла в турецкое подданство, то еще большой вопрос, решился ли бы московский царь воевать за Украину против турецкого султана. Шанс Мазепы И когда в итоге завершилось присоединение Украины? После гетманства Разумовского? Кирилл Григорьевич Разумовский — последний гетман Войска Запорожского в 1750-1764 годах После 1783 года, когда окончательно было ликвидировано полковое устройство. Когда вместо полков появились наместничества. А в период с конца XVII века до того, как Украина лишилась всякой автономии, были у нее шансы отстоять свою государственность? Шансы были, во-первых, у гетмана Петра Дорошенко гетман Правобережной Украины в 1665-1676 годах — прим.

Если б не кошевой Запорожской Сечи Иван Сирко. Он в 1659 году пошел в Крым по просьбе московских воевод и начал грабить там в то время, когда хан со всем войском помогал гетману Выговскому под Конотопом против московской армии, пришедшей принуждать Украину к верности царю. Ведь после Конотопской битвы , когда в Москве стало известно о поражении ее армии, то царь объявил траур на три дня, начали готовиться уже к приходу татар с Выговским. Это пишет Соловьев. Иван Выговский Другой момент — когда гетман Дорошенко в 1668 году объединил две Украины, левобережную и правобережную, и московские войска были вытеснены с Украины. Но Сирко опять тут как тут: пошел брать Чигирин, потому что ему хотелось избрать нового гетмана, и он привел своего ставленника. Дорошенко оставил в Глухове наказным гетманом черниговского полковника Демьяна Многогрешного, а на него вышли московские воеводы. Начали уговаривать, чтобы он согласился быть гетманом Левобережной Украины, бери, мол, булаву от царя — и все.

И Многогрешный согласился, но при этом в Левобережную Украину вошли московские войска и взяли все под свой контроль. Далее следует Глуховская рада Рада 1669 года в Глухове, на которой Многогрешный был избран гетманом — прим. То есть Выговский — один момент был, Дорошенко — второй, Мазепа — третий. Вот три шанса, которые Украина имела для того, чтобы утвердить собственное государство. Это все — то, что есть в документах, которые изданы в Петербурге и в Москве. А если издать все документы, которые есть в российских архивах, а еще в турецких, думаю, многое прояснится. С вашей точки зрения, такая резкая реакция России на действия Мазепы адекватна? Анафема, все прочее.

Потому что, по сути, он привел три тысячи солдат или четыре. Не сказать чтобы его поступок решил исход битвы. Вы имеете в виду, Полтавской битвы? Полтавская битва — это венец всех тех событий, которые совершились ранее. Мазепа проиграл в том, что, зная опыт своих предшественников, эти постоянные доносы, измены и так далее, он до последнего дня не раскрывал своих карт. Поэтому он и не смог мобилизовать Украину на свою сторону. И многие потом перебегали из-за каких-то личных интересов. Они бросили Мазепу, и гетман остался в меньшинстве еще до Полтавской битвы.

Когда тот же Скоропадский Иван Скоропадский , гетман объединенного войска Запорожского в 1708-1722 годах — прим. И когда многие из тех старшин, на которых надеялся Мазепа, ему изменили. Просто переход гетмана на сторону шведов в России всегда преподносился как измена. Вопрос в том, в первую очередь, кому изменил и с какой целью. Да, изменил Петру Первому. Но почему он это сделал после двадцати лет верной службы? Есть выступление Мазепы перед войском, где он объясняет свой поступок. Но лучше всего его объясняют слова Александра Меншикова , которые он писал Петру Первому.

Узнав о том, что Мазепа поехал к шведскому королю, Меншиков просит Петра, чтобы тот немедленно обратился к украинскому народу с универсалами, и в этих универсалах он должен был сказать, что во всех бедах Украины виноват Мазепа — и в поборах, и в налогах на содержание московского войска. Потому что если Мазепа обратится первый, то народ пойдет за ним. Потому, утверждает Меншиков, что «он сие учинил, то не для одной своей особы, но и всей ради Украины». Вот это предложение, которое не фигурирует в российских изданиях, учебниках и так далее. Даже у Татьяны Таировой-Яковлевой директор центра по изучению истории Украины исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета — прим. Я раньше нее смотрел материалы походной канцелярии Меншикова, где были и документы Мазепы. Кстати, я видел там письмо Мазепы полтавскому полковнику Черняку, о котором она также не упоминает. А в этом письме есть такая интересная фраза, которую тоже нужно каким-то образом объяснять: «Чтоб ни в чем Москве не верили».

Но это документ, понимаете. Можно Меншикова не любить, но Меншиков написал, как я уже говорил выше. Если он сказал эти слова о Мазепе, давайте оценивать, прав Меншиков или не прав. А если просто говорить «Мазепа — изменник», то это упрощенный взгляд. По сути, получается, что Мазепа был последним самостоятельным гетманом. Фактически так. Суметь продержаться 22 года в должности гетмана, угодить Петру Первому — это не так просто было. Ну, история с его приходом к власти тоже не очень красивая была...

Я вам могу вот что сказать. Если Василий Голицын фактический глава русского правительства во время регентства царевны Софьи и ее фаворит — прим. Есть такая поговорка с тех времен: в Москве ничего без взятки не решается. До сих пор так, ничего не изменилось. Да, но это поговорка в среде казачества. Не дал бы Мазепа — дал бы другой претендент. Голицын свои деньги взял бы. Традиционно считается, что после того, как Левобережье вошло в состав Московского царства, там стало активно развиваться хозяйство.

Туда потек народ православный с правого берега, который не хотел жить под католической шляхтой, и вообще началось развитие края. То есть получается, что воссоединение с Россией обернулось благом для этой территории. А кто этот народ туда изгонял с Правобережья? Тут еще много вопросов есть, к тому же Ивану Сирку. То есть насильно сгоняли? Потому что, когда царские власти решили отдать Польше Правобережье против воли украинского населения, народ начали оттуда изымать. Там и идеологическая обработка была, и экономические условия, и своего рода насильственные действия, с тем чтобы не оставлять их под польским владычеством — дескать, всех в католицизм обратят или в унию. Потому и Правобережье опустело и в разорение пришло, это факт.

А потом вопрос: даже если вы смотрите «мартовские статьи», есть ли там такое положение, что московский царь имеет право делить Украину, отдавать кому-то? Конечно, нет. Может быть, в оригинале статей Богдана Хмельницкого такое есть, так покажите нам… смеется Родство, братство и вера Я тут натолкнулся на точку зрения некоего современного историка Анатолия Филатова , который убежден в том, что никакого присоединения Украины к России не было, было лишь воссоединение Руси. Дело в том, что в российской историографии и по сегодняшний день популярна такая точка зрения, что Украина и Россия — единый народ. Но нужно понимать, что процесс общения между украинской территорией и нынешней русской территорией начался чуть больше тысячи лет назад, когда руськие не русские , то есть украинские князья начали завоевывать земли нынешней России. Тогда предков нынешних россиян присоединили к Киевской Руси насильно... Были они родными братьями тогда? В условиях украинского климата, украинского чернозема люди вышли на высший уровень материального производства — хлеборобство.

В результате военных действий к 1656 году, когда было подписано Виленское перемирие , под контроль России перешла большая часть территории Великого княжества Литовского. До 1658 года в Вильне шли переговоры о подписании мира между Россией и Речью Посполитой и межевании новых границ. Война со Швецией Основная статья: Русско-шведская война 1656—1658 Заключение перемирия 1656 года было вызвано вступлением летом 1655 в войну Швеции, войска которой захватили Варшаву и Краков. Военные успехи Швеции вынудили Россию и Речь Посполитую заключить перемирие. Однако ещё до этого, 17 мая 1656 года Алексей Михайлович объявил Швеции войну. Русско-шведская война длилась 2 года с 1656 по 1658. В августе 1656 года русские войска во главе с царём взяли Динабург ныне Даугавпилс и Кокенгаузен Кокнесе и начали осаду Риги , однако взять её не смогли. Занятый Динабург был переименован в Борисоглебск [9] и продолжал так называться до ухода русской армии в 1667 году. В октябре 1656 года была снята осада Риги и взят город Дерпт Юрьев, Тарту. Другим русским отрядом были взяты Нотебург ныне Шлиссельбург и Ниеншанц Канцы.

В дальнейшем война велась с переменным успехом, а возобновление Польшей военных действий в июне 1658 года заставило подписать перемирие сроком на три года, по которому Россия удержала часть завоёванной Шведской Ливонии с Дерптом и Мариенбургом. Руина Тем временем в 1657 году умер Богдан Хмельницкий. Гетманом Войска Запорожского был избран Иван Выговский , что вызвало раскол в среде запорожского казачества. Проезжавший по Украине в 1657 году греческий митрополит Колоссийский Михаил рассказывал, что «гетмана Ивана Выговского заднепровкие черкасы любят. А которые по сю сторону Днепра, и те де черкасы и вся чернь ево не любят, а опасаютца того, что он поляк, и чтоб де у него с поляки какова совету не было» [10]. Противоречивая личность нового гетмана вызвала сильную оппозицию. Не «природный казак», а купленный у татар за лошадь «лях», женатый на дочери польского магната [11] , вызывал недоверие и откровенную неприязнь среди многих ближайших сподвижников Богдана Хмельницкого. Сечевые казаки во главе с кошевым атаманом Яковом Барабашем отказались признать нового гетмана и подняли восстание. Мятеж поддержал соседствовавший с Сечью и связанный с ней экономически Полтавский полк во главе со своим полковником Мартыном Пушкарём. Восставшие обвиняли Выговского в измене за сношения с Речью Посполитой и Крымским ханством [11].

И, надо сказать, для этого были все основания. Впоследствии Гетман Павел Тетеря во время присяги был писарем Войска Запорожского выразил одной фразой политику генеральной старшины: Эй! Царь Алексей Михайлович долго игнорировал просьбы Пушкаря о помощи, и пытался примирить стороны, указывая, что должно «жити с гетманом в совете и любви и послушании... Для подавления оппозиции Выговский призвал на помощь крымских татар , расплачиваясь с ними «живым товаром», — населением разорённых украинских городов и местечек [13]. Ситуацией воспользовались поляки, распуская слухи о якобы планируемых русскими нововведениях: назначении воевод в украинские города , сборе налогов, переформировании казацких полков в драгунские , что всех заставят ходить в лаптях, а Московский патриарх будет иметь пребывание в Киеве [11]. Основная статья: Восстание Барабаша и Пушкаря В результате, с началом восстания Барабаша-Пушкаря на территории Гетманщины начался 30-летний период в истории Украины и Запорожского войска между 1657 и 1687 годами, фактически являвшийся гражданской войной. В это время Российское царство, Речь Посполитая, Османская империя и эпизодически Швеция вели борьбу за контроль над Украиной, которая стала ареной кровопролитных сражений.

«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа

Впоследствии это событие трактовали как воссоединение Украины (которой тогда не было как государства) с Россией, но по сути российское государство возвращало исторические русские земли. ** Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, возникший в советской историографии в 20-х годах XX века, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе ре. Под предводительством Богдана Хмельницкого было поднято последнее из них, охватившее практически всю территорию Украины XVII века.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий