Новости январь святки

«С 14 января по 18 января идут страшные святки, там гуляет нечисть — черти, бесы, Бабы-яги», — сказала жительница станицы Тамань Лидия Батенева.

Святки 2023: Гадания, приметы и обычаи

Мирные люди стараются не ругаться и в обычные дни, но в период Святок (с 6 по 19 января) соблюдение тишины и мира особенно важно. На эту просьбу Чехов откликнулся рассказом «На Святках», который вышел в бульварной «Петербургской газете» 1 января 1900 года. Святые дни, период со дня Рождества Христова до Крещенского сочельника (18 января), предваряющего праздник Крещения (19 января).

Рождественские Святки 2022 начались в России: история, традиции, колядки, приметы

Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.

Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.

Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее.

В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья. Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян.

Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Святочные гадания, 1890-ые гг. Святочные вертепы и звезды Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа. Колядки, 1880-е гг. В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит.

Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача.

Славление наших царей Хотя в России не было западного праздника «путешествие трех царей», но со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника следующим образом: процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож. По вступлении в дом к кому-либо поют: «Тебе Бога хвалим» и поздравляют с Новым годом.

Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитою. После угощения они отправляются к другому вельможе. То же говорит Броун в своем путешествии по России в 1649 году. В таком случае их угощают, и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами.

Эта церемония началась с 1702 г. Первого Бранса царь Петр I посетил в 9 часов утра; с ним проехало около 300 человек на санях и верхом. Столы покрыты были различными лакомствами, сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Веселость была непринужденная, и напитки лились щедрою рукой. Около 3 часов Его Величество со всем своим двором отправился к Лупсу, где было такое же угощение, потом в другие, наконец, вся его свита поехала отдыхать в домы, нарочно для этого построенные».

Из современных записок видно, что наказываемы были те кнутом и батогами, которые уклонялись от славления. У Желябужского в летопись внесено, что Григорий Камынин бит плетьми за то, что, быв записан в славленье, да не ездил. При императрице Елизавете Петровне на Руси о Рождестве Христове давалось придворным певчим дача жалование под названием славленного.

Христиане произносят перед иконой желание. Зажигают свечу перед иконой, крестятся, искренне благодарят за все хорошее, что есть в жизни. Затем обращаются мысленно за помощью в исполнении желания. В Святки находят место на улице, где никто и ничто не потревожит загадывающего желание человека. Нужно сомкнуть ваши веки и обратиться к нему, высшим силам.

Загадывают то, что касается вас, исполнимо и не вредит другим людям. В конце нужно поблагодарить Вселенную, которая будет «слушать» ваше желание. Идут домой, и вечером не разговаривают ни с кем. По крайней мере, стараются. Нужно взять книгу, назвать страницу и строчку.

Чем угощают колядующих на Святки 2023 Хозяйки выпекают печенье колядки в форме птиц и животных. Если женщина подарит лакомства гостям в Рождество, то весь год в ее семье будет царить достаток и благополучие. Колядками угощали соседей. В народе считалось, что так можно избежать ссор. Сладости давали детям, играющим во дворе - люди верили, что ребятня будет расти здоровой и сильной. Ну и, конечно же, крошки печенья насыпали домашним животным и птицам - им не будут страшны недуги. Согласно традициям, праздничное печенье давали колядующим через окно. К тому же их еще угощали конфетами, леденцами и дарили деньги. Вполне хорошие традиции, почему бы сейчас ими не воспользоваться. Как и в любой праздник у Святок есть свои традиции, одна из них - колядовать Фото: Ольга Григорьева Что обязательно нужно делать в Святки В дни Святок люди ходят в гости, правда, не с пустыми руками. С собой нужно взять подарки, символизирующие дары, которые приносили волхвы младенцу Иисусу Христу. Не забывают в праздничные дни помогать ближним. Можно посетить больницы, приюты, детские дома. Также в Святки накрывают столы, где традиционные блюда: овсяный кисель, печенье с орехами, кутья, сбитень.

Крещение — один из главных христианских праздников. Отмечается 19 января. В этот день принято освящать воду, как в церкви и святых источниках, так и в водоемах. Где вырубается крестообразная прорубь — иордань, которую и освящают. После туда окунаются православные верующие. Впрочем, святой и целебной в Крещение считается вся вода. Фото: Pixabay.

Специальный репортаж. Зимние святки

Поэтому проводить это время в праздности — значит потерять духовный смысл этих дней. Время Святок лучше всего посвятить общению с близкими, семейным встречам и делам милосердия. Можно ходить в гости, встречаться с родственниками и друзьями, но не предаваться объедению и пьянству, а нести людям радость Рождества Христова! Важно не забывать и о тех, кто болен, одинок, голоден. Мы призваны разделить рождественскую радость и с ними, помочь им, не забыть обездоленных. Многие верующие в дни Святок стараются посещать больницы, хосписы, детские дома — радуя Христа Спасителя добрыми делами и заботой о ближних.

Молодёжь устраивала шумные гулянья — все ходили ряжеными, делали маски из бересты и цветной бумаги, пели колядки. Слова «колядки», «Коляда», как и «календарь», происходят от латинского «календа» — так древние римляне называли первые десять дней каждого месяца. В народе Колядой называли как период Святок, так и мифологическое существо, которое этот период символизировало. Вечерами собирались всей семьёй, пели, рассказывали сказки, загадывали загадки. Обязательно находился любитель задавать шуточные вопросы. Старшие уже знали ответы и редко попадали впросак, а дети то и дело отвечали неправильно или вовсе запутывались, что вызывало весёлый смех. Каждый день Святок имел особое название и значение. Сразу после Рождества наступали «Бабьи каши» — праздник повивальных бабок и рожениц. Далее шёл Стефанов день, который считался одним из основных годовых сроков для найма батраков. На Анисью 12 января по новому стилю, 30 декабря по старому резали гусей. Канун Нового года назывался Маланьей или Васильевой колядой. Новый год приходился на Васильев день — по имени святителя Василия Великого. Накануне, в Васильев вечер, готовили обильное праздничное угощение. Новогодняя трапеза называлась Богатой кутьёй, Жирной кутьёй или Щедрухой — от слова «Щедрый». На стол выставлялось всё самое лучшее.

В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая. Многие песни исполнялись под действия, которые изображали земледельческие работы. В праздники девушки по обыкновению гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Для этого они горстями кидали снег, и по его звуку определяли характер своего суженого. Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя. Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения. Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года. Угощения на Святки У православных христиан святочные угощения считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда. В домах побогаче люди могли себе позволить приготовление кутьи с добавлением орехов и даже изюма. На столы подавался также узвар - популярный напиток, в состав которого входили мед и сухофрукты. Традиционно в святочные праздники пекли блины, которые являлись символом тепла, света и Солнца. Готовили разные печенья из пресного теста, которое называлось колядками.

На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами. Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными. Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов греков ; то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить. Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров. Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец. У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику. У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят с целью сохранить ее от проделок черта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно, а разрезывают.

Традиционные приметы на Святки после Рождества

  • Пришли святки-запевай колядки
  • Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать
  • Святки 2024: приметы, традиции, ритуалы и обряды
  • Как в России проходят Святки: традиции, гадания и запреты

Рождественские святки – 2023: как отметить старинный праздник, чтобы привлечь в дом деньги и удачу

Святки. Записки этнографа Запрещено на Рождество гадать, и этот запрет распространяется на все Святки, вплоть до Крещения (19 января).
У православных начинаются Святки: что можно, а что нельзя делать до 18 января Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января.
С 6 января православные отмечают Святки – Заря Кубани Новости Славянска-на-Кубани Запрещено на Рождество гадать, и этот запрет распространяется на все Святки, вплоть до Крещения (19 января).
Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника В Святки принято ходить в гости, дарить подарки, желать радости, здоровья и благополучия.

Святки. Записки этнографа

Святки длятся с 6 по 19 января. официальный сайт краевого информационного телеканала Катунь 24. Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа. Сейчас у православных верующих Святки. В материале рассказываем, что такое Святки и когда они начинаются, в чём смысл Святок, что можно и чего нельзя делать в эти дни, а также о самых популярных святочных гаданиях.

Пресс-Центр

Наступающий вторник, 17 января, согласно народному календарю, именуется «Зосимой-пчельником». Сам праздник выпадает на Святки – время после Рождества Христова. Святки длятся с 6 по 19 января. официальный сайт краевого информационного телеканала Катунь 24. Святки (зимние святки, коляды) – праздничный период, который начнется в Рождественский сочельник (в ночь на 7 января) и продлится до Крещения (19 января). Сразу после празднования нового года начинается не менее веселый период, любимый в народе – Святки Они начинаются, сегодня, 6 января и продолжаются вплоть до Крещения, 19 января. Святки длятся с 6 по 19 января. официальный сайт краевого информационного телеканала Катунь 24.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий