"За прошедшие полтора года Патриарший экзархат Африки открыл более 200 приходов в 25 африканских.
РПЦ заявила, что решение об образовании Патриаршего экзархата Африки окончательное
А это значит, что никаких дипломатических или канонических препятствий для расширения Африканского экзархата РПЦ в дальнейшем не будет. Русская православная церковь создала Патриарший экзархат Африки 29 декабря Священный синод РПЦ постановил образовать Патриарший экзархат Африки в сост. Синод Русской Православной Церкви, собравшийся 29 декабря 2021 года, постановил образовать на африканском континенте собственный экзархат — зарубежное представительство за пределами своей канонической территории.
Каноническая защита. Как Русская православная церковь создала Патриарший экзархат Африки
Фото: canva. Так, председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов 18 февраля в своем Telegram-канале написал , что еще 10 африканских священников перешло из Александрийской церкви в РПЦ со времени вступления в должность экзарха Африки епископа Зарайского Константина. Подали прошения о переходе гораздо большее количество отцов, некоторые еще ждут рассмотрения. Берем не всех подряд — в процессе изучения дел по некоторым прошениям было принято отрицательное решение. В тех случаях, когда имелись ситуации, канонически несовместимые с саном.
Среди перешедших есть как белое духовенство, так и монашествующие», — отметил он. Африканский Экзархат РПЦ — структура относительно новая. Появилась она 29 декабря 2021 года в ответ на признание александрийский патриархом Феодором II украинских раскольников из так называемой «Православной церкви Украины» ПЦУ. Подробнее о начале этой истории ранее писал портал «Сенсаций.
Если же говорить максимально кратко, в официальном заявлении Синода РПЦ подчеркивалось следующее: «Такое непростое решение… никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине» В общем Русская православная церковь отказалась от молитвенного общения только с александрийским патриархом, епископатом и клириками, которые признали ПЦУ, но никак не со всей полнотой этой Церкви. Однако процесс, что называется, пошел. Уже в двадцатых числах февраля 2023 года тогдашний экзарх Африки, митрополит Клинский Леонид Горбачев говорил, что под юрисдикцию РПЦ перешло 160-170 священников Александрийской Церкви. На момент 17 февраля 2024 года речь идет уже о 217-ти клириках, перешедших от греков под омофор РПЦ.
Насчет «похорон» — это не пустые слова, поскольку патриарх Феодор II и его епископат впали в некоторую истерику от таких нововведений на своей канонической территории.
В ЮАР я совершил четыре богослужения: Литургию в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого в нашем русском храме преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге; молебен на приходе в Робертсоне, на Богоявление на нашем приходе в Кейптауне — всенощное бдение и Литургию с великим освящением воды. Все священники ЮАР мне сослужили на этих службах — в разном составе. После службы в Кейптауне мы провели собрание духовенства ЮАР, обсудили текущие вопросы. Там мы имеем четыре храма и пять священников, поэтому вопросы были в основном о пастырской практике: как действовать священнику в той или иной трудной ситуации, как взаимодействовать между собой. В ЮАР есть возможности для развития нашей церковной жизни: там есть русские общины, которые не охвачены постоянно пастырским вниманием.
Конечно, всех интересует и ситуация в России, все те сложные вопросы, которые стоят у нас на повестке дня. Растут ли они, и появляются ли новые, есть ли интерес к Православию у буров? Это молодой священник, но чувствуется, что это настоящий, хороший пастырь. Среди верующих там и наши русские, и местные. Что касается развития, то перспективы очень хорошие. В Робертсоне приятное впечатление производит приход храма преподобной Марии Египетской.
Конечно, масштабная проповедь, чтобы приходили сотни и тысячи — это дело, наверное, будущего. Сейчас главное — налаживание нормальной, спокойной, повседневной церковной жизни. Не только в Южной Африке, но и во всех странах, где присутствует экзархат. Ведь Православная Церковь построена на ежедневном богослужении, постоянной проповеди, таинствах, пастырском окормлении, молитве за людей, делании добрых дел. Это повседневное, в хорошем значении этого слова рутинное дело. Оно в Африке есть, и нам нужно этим заниматься, налаживать и помогать.
Одно направление, главное — это множество перешедших к нам священников: их больше двухсот, и все они на месте. Более того, буквально на днях я проводил собеседование еще с рядом священников из Африки, которые желают перейти в Русскую Православную Церковь. Пятерых мы готовы принять. Поэтому в этом плане динамика весьма позитивная. Вторая сторона — окормление наших русскоязычных братьев и сестер, которые живут в разных странах Африки. В первую очередь это требует контакта с посольствами, местными русскими общинами и устроения «выездного» окормления.
В тех случаях, где это возможно, — строительства постоянных храмов или аренда помещений. И в этом контексте направление священников русских возможно, но это будет решаться в каждом конкретном случае. Сейчас мы вникаем в ситуацию. Предстоит мой объезд всех этих стран, совершение богослужений на местах. А дальше надо смотреть реалистично на вещи: где-то просто нужно срочно приобрести тент, где-то возникают земельные вопросы, где-то идет речь о помещении, а может быть, даже и о храме. Конечно, одна из ближайших задач экзархата — оценка этой ситуации, понимание, что можно сделать, и поиск средств и людей.
Мы не хотим ничего сочинять: рассматривается каждая конкретная община, каждый конкретный случай. Есть общая наша позиция: она мирная, добрая, церковная. Трагедия, которая произошла, уже произошла, и она колоссальна: Константинопольский Патриарх, а вслед за ним греческий церковный мир, признали раскол на Украине. Это боль и трагедия, но не нужно усиливать эту ситуацию еще и руганью. Да, мы приняли этих священников, они стали священниками Русской Православной Церкви. Теперь мы налаживаем мирную церковную жизнь.
Как сейчас воспринимают местные жители его присутствие? Наоборот, мы видим положительную ситуацию и большие возможности для христианской проповеди и добрых дел. Признает ли их правомерность и силу Русская Церковь?
В другом месте целой общине отказали в пользовании водой а в Африке чистая вода — это большая ценность на том основании, что колонка находится на территории греческого храма. Ещё случай: у священника украли антиминс, без которого невозможно служить. Предпринимаются попытки привлечь некоторых перешедших в РПЦ священников к ответственности по суду, пытаются отобрать церкви, которые были выстроены на средства самой общины. Были попытки «перекупить» священников, даже поступали звонки с угрозами. По словам священника, это давление результата не имеет — «для африканских священников переход в лоно РПЦ — это вопрос совести, а не материальной выгоды». На пресс-конференции присутствовали африканские священники РПЦ, которые рассказали о причинах, побудивших их перейти под омофор Патриарха Московского и всея Руси. В результате множество священников в Африке, в том числе в Танзании, решили выразить своё несогласие с этим решением.
Во многих случаях «последствия» выразились в изгнании священников из их приходов, что сильно сказалось на ведении пастырской деятельности. Однако архимандрит Захария всё равно уверен, что принятое решение было правильным. По его мнению, приход в Африку РПЦ — это очень важно, и сейчас православное духовенство и паства получают большую духовную поддержку. Он особо отметил возможность получения образования — многие африканские священники не имели возможности учиться в детском возрасте, а РПЦ даёт им такую возможность. Но то, что я вижу теперь, вселяет в меня чувство радости. Если бы не РПЦ, целый континент присоединился бы к расколу и утратил возможность спасения. РПЦ открыла перед нами огромные возможности, которых раньше в греческой церкви у нас не было. Нам выделяют много стипендий на обучение.
В 2018 году, вскоре после того, как Константинопольский патриарх признал украинский раскол, Феодор II совершил визит в Одессу, чтобы выразить солидарность с канонической Церковью этой страны, и пообещал ей свою поддержку на международном уровне.
Однако год спустя он все же заявил о признании неканонической церкви Украины, с чем не согласились многие пастыри Александрийского патриархата.
Патриарх Феодор посетовал на «молчание» Церквей об Экзархате РПЦ в Африке
Русская православная церковь построит в Уганде административный и духовный центр. Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) сообщил, что обратился в Пограничную службу ФСБ из-за ненадлежащего обращения в аэропорту к студентами из Африки, прибывшим в Россию для обучения в учебных заведениях Русской православной. По слова владыки, «появление Африканского экзархата Русской Православной Церкви вызвало волну интереса со стороны жителей многих стран континента». 20 июня 2023 году Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и Московскую духовную академию посетила группа африканских студентов Московского педагогического государственного университета, которые готовятся к поступлению в духовные школы Русской Православной Церкви.
В Русской Православной Церкви образован Патриарший Экзархат Африки
Он напомнил, что 18 декабря в храме Воскресения Христова в Рабате Марокко состоялись первые хиротонии и рукоположения. Клинский Леонид также отметил, что власти Уганды выделили 6,5 гектара под строительство духовно-административного центра РПЦ.
Существует ли некая сфера церковной деятельности, где иерархия находится в абсолютно подчиненном положении? Более чем откровенное признание. Мы помним, как господин Помпео, сотрудники государственного департамента и посольств США объезжали Предстоятелей и архиереев Поместных Православных Церквей, а также афонские монастыри, обсуждая при этом вопросы т. Патриарх Варфоломей Архондонис является лишь частью геополитического проекта по перекраиванию мира в новый формат, где уже не будет места ни традиционным ценностям, ни подлинному Православию. Этот Предстоятель Константинопольской Церкви готов в угоду властителям века сего раскалывать и крушить Церковь Божию. Он гордится и козыряет покровительством президента Байдена.
Они обмениваются визитами и наградами, позируют, взявшись за руки. Патриарх Варфоломей горячо приветствовал победу Джо Байдена на выборах в США: «Не только миллионы американцев, но и все граждане свободного мира рукоплещут Вашей победе, Вы даёте им надежду и уверенность в лучшем мире, где будут торжествовать вечные ценности и идеалы цивилизованного человечества». О том, какими именно являются эти ценности, все мы хорошо знаем. Джо Байден и патриарх Варфоломей - Насколько интересы лидеров мировой политики влияют на принятие решений предстоятелей православных Церквей? Каковы рычаги этого влияния? Рычаги влияния различны: политические, финансовые и иные. Нам же очевидно, что коллективный Запад сейчас насаждает культуру отмены всего русского, или русофобию как одну из форм расизма.
Существуют ли религиозные корни русофобии? В Православной Церкви расизм возникнуть не может, если для этого не образуется этнофилетическая почва. Всё всегда зависит от людей, которые ведут свою паству к спасению. Многие публикации в интернете сейчас направлены на то, чтобы стравить православные народы как в Европе, так и на африканском континенте. В первую очередь я говорю об иерархии, поскольку большинство архиереев Александрийского Патриархата — этнические греки. Со всей ответственностью заявляю: греки — это братский народ. У нас нет никаких проблем с греческим народом, но много вопросов к иерархам Константинопольского, Александрийского, Элладского, Кипрского Патриархатов.
Поэтому все обвинения Русской Православной Церкви в ереси этнофилетизма со стороны Греческих Церквей — это явная попытка переложить вину с больной головы на здоровую. Касаясь причин возникновения в среде греческих иерархов представления о себе как о носителях особо «этоса Православия», скажу об этнофилетизме как о тенденции приносить общецерковные интересы в жертву национально-политическим. Напомню, что заря греческого освобождения началась с Чесменской победы русского флота, первое независимое греческое государство Нового времени было основано на Ионических островах святым адмиралом Феодором Ушаковым. В результате русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Османская империя признала независимость греческих земель, из которых было образовано королевство Греция. Её суверенитет был оплачен, в том числе и кровью русских солдат и офицеров. По меткому выражению современного российского историка, сказанному об императоре Николае I, «пепел греков стучал в его сердце».
Не лишним будет вспомнить и о Крымской войне, начатой этим монархом с целью восстановления поруганных османским правительством прав греческого Иерусалимского Патриархата. Наша страна была не готова к этой войне, сполна испила горькую чашу, но вновь заступилась за греческих единоверцев. Однако такая добродетель, как благодарность, очевидно, не входит в круг ценностей многих современных греческих иерархов.
По его словам, на территории африканских стран существует немало псевдохристианских образований и сект, которые также стали обращаться в Патриарший экзархат. Для работы с такими общинами организовали специальные рабочие группы. Молодые люди из Африки могут изучать богословие в России. В конце декабря 2023 года в Московскую духовную академию прибыли девять студентов Демократической Республики Конго, Малави, Кении и Бенина. В 2022 году в Московскую духовную академию поступили 157 граждан девятнадцати африканских стран. Студенты имеют возможность участвовать в богослужениях в московских храмах. Причём в таком случае литургия совершается на разных языках: английском, французском, церковнославянском и на различных африканских.
Православная служба в Африке Начало 2024 года для Патриаршего экзархата Африки ознаменовалось самым масштабным выездом священнослужителей в африканские страны. Сейчас в списке экзархата числится 218 священников из Африки. Они живут в 17 храмах и окормляют общины в 29 странах. Но, как отметил в интервью РИА Новости епископ Зарайский Константин, исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки с 11 октября 2023 года, цифра «будет меняться в большую сторону буквально в ближайшее время». Он также подчеркнул, что мотивация священнослужителей, желающих перейти из клира Александрийской Церкви, заключается вовсе не в финансовых вопросах, а в желании «быть в чистой, истинной Церкви». Сегодня можно уверенно констатировать большую заинтересованность и позитивное отношение политических и религиозных лидеров Африки к миссии Русской православной церкви на континенте.
По слова владыки, «появление Африканского экзархата Русской Православной Церкви вызвало волну интереса со стороны жителей многих стран континента». Всего за полтора года деятельности Патриаршего экзархата Африки количество африканских приходов Русской Православной Церкви увеличилось с пяти до двухсот, а количество стран, где есть эти приходы, выросло с четырех до двадцати пяти.
Подавляющее большинство священников и прихожан составляют африканцы. Именно Русская Православная Церковь может стать и уже становится мостом, соединяющим наши страны и народы и открывающим друг другу самое лучшее в нас», — подчеркнул экзарх.
РПЦ направит населению Африки гуманитарную помощь и вакцины
Синод Русской Православной Церкви принял решение учредить на территории Африканского континента собственный экзархат (церковная структура за границей — прим. авт.). Зачем Русской православной церкви Африка, кто выступает против такой экспансии и чем грозят патриарху РПЦ Кириллу коллеги из древних церквей. «Решения Синода: образовать Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) сообщил, что обратился в Пограничную службу ФСБ из-за ненадлежащего обращения в аэропорту к студентами из Африки, прибывшим в Россию для обучения в учебных заведениях Русской православной. Священный синод РПЦ 29 декабря постановил образовать Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий.
Экзарх Африки прокомментировал решения Александрийской Православной Церкви
Синод РПЦ постановил "констатировать невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, подавшим соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского Патриархата". Архиереи Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии сослужили Патриарху Кириллу за Божественной Литургией в храме Христа Спасителя в пятнадцатую годовщину интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви. Патриарший экзархат Африки образован решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 2021 года (журнал № 100) в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Патриарший экзархат Африки образован решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 2021 года (журнал № 100) в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий.