Новости академия наук в россии была открыта в

Первый российский император основал Академию не только как научное, но и учебно-образовательное учреждение. Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты.

Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами

Российская академия наук была объединена в Императорскую Санкт-Петербургскую академию наук в 1841 году. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. 2024 год объявлен в России «Годом Российской академии наук», это было приурочено к её 300 летней годовщине. Основанная в России в 1725 году Академия наук как своим появлением на свет, так и всем своим обликом, характером и деятельностью тесно связана с историей своего времени. Российская академия наук была учреждена в 1724 г. История старейшей научной организации России и обзор литературы, представленной на выставке. Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию.

«...Наблюдение за делом художественного образования и воспитания в России.»

Стеллер стал пионером в изучении природы и быта народов Аляски и Алеутских островов. В начале 1740-х годов было опубликовано несколько томов каталога коллекций Кунсткамеры. Проводившиеся в Академии наук исследования в области математики, механики, астрономии, физики, химии, минералогии выдвинули ее на почетное место среди научных корпораций. В Академии наук Д.

Бернулли создал классический труд — «Гидродинамика» 1738 ; вместе с Л. Эйлером он положил начало исследованиям по математической физике. Мировую известность получили труды Л.

Эйлера «Морская наука» и «Механика», И. Гмелина «Сибирская флора», И. Вейтбрехта «Синдесмология», С.

Крашенинникова «Описание Земли Камчатки» первая естественнонаучная книга, написанная на русском языке. Исследования явлений электричества и магнетизма проводились Г. Рихманом и Ф.

Благодаря исследованиям академических ученых закладывались основы для развития горного дела, металлургии и других отраслей промышленности России. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 году была создана первая научная генеральная карта России «Атлас Российский».

Академия начала публикацию источников по русской истории. Трудами Г. Байера , Г.

Миллера , М. Щербатова , А. Шлецера , И.

Фишера, организацией архивов и отделов рукописей в в музеях в России осуществлялось становление истории как науки. В 1773 году были приобретены 18 томов рукописей И. Создавалось богатейшее собрание научной корреспонденции 18 в.

Во второй половине 18 века академиками были ботаник И. Кельрейтер , основатель эмбриологии К. Вольф , знаменитый натуралист и путешественник П.

Паллас и др. В 1748 году состоялось назначение первого русского президента — графа К. С середины сороковых городов появляются первые русские академики: поэт В.

Тредиаковский , астрономы Н. Попов, С. Румовский , П.

Иноходцев , натуралисты И. Лепехин , Н. Озерецковский , В.

Зуев и др. Целую эпоху в развитии отечественной науки и культуры составила деятельность академика М. Ломоносова, который положил начало многим отечественным исследованиям в естественных науках, стал реформатором русского языка и стихосложения.

Велика роль Академии наук в подготовке и проведении реформы образования в 1780-1790-х годах. Члены Академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке первых профессиональных педагогических кадров, составили и издали около 30 учебников и пособий. АН оказала помощь в создании в 1755 году Московского университета, «доучивала» в своей Обсерватории геодезистов из Академии морской гвардии, участвовала в делах Кадетского корпуса, обучала физиологии лекарей Сухопутного и Морского госпиталей.

В 18 веке почетными членами и членами-корреспондентами стали более 160 иностранных ученых в т. Вольф , К. Линней , Вольтер , Ш.

Дидро , Ж.

Ну а с тех пор все библиотеки в России стали бесплатными и общедоступными. Академики в первые годы своей работы заложили основы для горного дела и металлургии, благодаря их усилиям зарождались геодезия и картография. Уже в 1745 году была создана первая карта страны — «Атлас российский». Его создание стало возможным благодаря крупным экспедициям и этнографическим исследованиям территории России — от Белого до Каспийского морей, во время которых были обнаружены залежи полезных ископаемых, исследовались животный и растительный мир, изучалась хозяйственная деятельность проживающих в Российской империи народов. Так, в 1733 — 1743 годах состоялась знаменитая Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, в которой участвовали и проводили научные исследования учёные Красильников и Крашенинников — на тот момент они были студентами университета при Академии впоследствии академик Степан Петрович Крашенинников станет автором первой естественнонаучной книги «Описание Земли Камчатки». Читайте также: Великая Сибирская экспедиция: как был найден путь в Америку Был исследован вопрос о приливе между Азией и Америкой и о северо-восточных рубежах России, составлены карты обследованных районов, что было высоко оценено европейскими коллегами. Неудивительно, что уже спустя 12 лет после создания Петербургской академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда». В 1742 году на должность адъюнкта академии был принят Михаил Васильевич Ломоносов, правда, произошло это благодаря личному вмешательству императрицы Елизаветы Петровны. После пятилетнего обучения в Германии 30-летний Ломоносов представил в Петербургской академии сразу две своих диссертации — по физике и по химии.

Поскольку на учёбу за границу его направляла именно академия, согласно уставу она же должна была принять его на работу, но этот процесс затянулся на месяцы. Тогда Ломоносов написал прошение новой российской императрице Елизавете, и академиков поторопили высказать своё мнение о диссертациях молодого учёного. Вступив в должность, Ломоносов сразу же предложил открыть при академии химическую лабораторию, которой до сих пор там не было. Но это его предложение также повисло в воздухе. На тот момент в Петербургской академии наук всеми делами заправляли немцы, причём некоторые из них даже не знали латынь — главного научного языка того времени. Конфликт между «немецкой» партией и молодым и горячим Ломоносовым был неизбежен. Русский учёный обвинил немецких коллег в казнокрадстве, приписках и взяточничестве, причём сделал это публично с угрозами «поправить зубы». В результате Ломоносова даже заключили под стражу на 8 месяцев, однако в академии оставили, правда, целый год платили только половину жалования. А уже в 1745 году 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. В 1748 году он, наконец, открывает химическую лабораторию.

Он же станет первым российским академиком в области естествознания. А в 1755 году будет участвовать в создании Московского университета, носящего его имя. Михаил Васильевич Ломоносов был поистине человеком-эпохой, сумевшим обогатить науку фундаментальными открытиями в области физики, химии, астрономии, геологии, географии. Кроме того, он сыграл основополагающую роль в формировании русского литературного языка и внёс значительный вклад в развитие отечественной историографии. Читайте также: Ломоносовская косточка Из отстающих — в лидеры науки Постепенно Петербургская академия наук расширяет свою деятельность. В типографии при академии публикуются найденные во время экспедиций источники по русской истории, формируются архивы и отделы рукописей. В начале 1740-х годов издаются несколько томов с коллекцией Кунсткамеры. С 1728 года выходит ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской академии наук» на латинском языке, который быстро становится одним из ведущих научных изданий в Европе.

Император успел учредить академию, проект утвердили сенаторы.

Вскоре при академии заработали гимназия и университет, рисовальная школа и некоторые другие образовательные учреждения. Не хватало учеников, а многие маститые академики с неохотой относились к учебной работе. Но все-таки это были первые в России светские и штатские учебные заведения — и их выпускники стали цветом отечественной науки. Многих академических гимназистов например, Михаила Ломоносова и основоположника производства фарфора в России Дмитрия Виноградова отправляли учиться в европейские университеты. Триста лет назад был учрежден Святейший синод Важной миссией академии должны были стать экспедиции, во время которых следовало вести астрономические, геодезические, географические наблюдения. Петр I стремился как можно больше узнать о России, поддерживая устремления путешественников. Он сам скрупулезно составлял планы экспедиций, и надеялся, что академия продолжит изучение России. Это тоже сбылось: в 1745 году академия выпустила уникальную книгу, плод многолетних исследований — «Атлас Российский», состоявший из 19 подробных карт. Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Первые шаги Академии наук Верховным руководителем академии считался император.

Об этом свидетельствует «Проект», в составлении которого Петр участвовал лично. Академия ли университет? К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют».

При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал.

Нужно было их соединить. РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов.

Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла. Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра. Однако император умер в первую годовщину своего великого детища, 8 февраля по новому стилю 1725 г. Первое официальное заседание и первые годы работы Наследница Петра Екатерина I повелела «удвоить усилия по ее Академии организации», подтвердила контракты с европейскими учеными — и они начали прибывать в Петербург. Якоб Герман, швейцарский математик на российской академической службе, сделал доклад о математическом доказательстве того, что Земля сплюснута у полюсов.

Российская академия наук: От мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба

В послевоенный период Академию возглавляли физик-оптик Сергей Иванович Вавилов 1945—1951 , химик-органик Александр Николаевич Несмеянов 1951—1961 , математик и механик Мстислав Всеволодович Келдыш 1961—1975 , атомщик Анатолий Петрович Александров 1975—1986 , специалист в области вычислительной математики, физики атмосферы, геофизики Гурий Иванович Марчук 1986—1991. Юрий Сергеевич Осипов. Автор С. Ельцина от 21 ноября была воссоздана Российская академия наук. Геннадий Яковлевич Красников.

Эта и предыдущие фотографии — из книги «Президенты Академии наук» Мы поздравляем наших коллег и всех сопричастных со столь значимым юбилеем! На протяжении всех этих трехсот лет русская наука была гордостью нашей страны, и хочется верить, что российских ученых ждут новые грандиозные успехи!

Начало революции 1906, 6 августа Начало деятельности Государственной думы 1906—1911 Правительство П. Столыпина 1911—1912 Синьхайская революция в Китае 1912—1913 Балканские войны 1914, август Начало Первой мировой войны 1916 Убийство Григория Распутина 1917 Февральская революция. Свержение царизма Советский период 1917—1991 1917, 25 октября Захват большевиками власти в Петрограде 1917, октябрь — 1924, январь Ленин — председатель Совнаркома 1917,14 ноября Декрет о национализации промышленности 1917, 2 декабря Декларация прав народов России.

Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб.

Финансирование Академии полностью брало на себя государство. Планировалось создание трех классов отделений : 1 математика, астрономия с географией и навигацией, механика; 2 физика, анатомия, химия, ботаника; 3 красноречие, древности, история, право. Петр Великий скончался в январе 1725 г. Дело своего венценосного супруга продолжила императрица Екатерина I. Указ был передан в Правительствующий Сенат и опубликован 21 декабря 1725 г.

АКАДЕМИЯ НАУК

История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад. Открытие Академии наук – прямое следствие реформаторской деятельности первого российского императора. Сегодня, 8 февраля, Российская академия наук отмечает свой день рождения.

Российская академия наук отмечает свое 300-летие!

Российская академия наук в санкт-петербурге. Поиск. Смотреть позже. В память об этом событии 8 февраля в нашей стране стали отмечать День российской науки. Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г., в котором он изложил и основные вехи ее создания. Российская академия наук (здание Академии наук в Петербурге). Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России.

Настройки шрифта:

  • Открытие Императорской академии наук
  • Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие | Аргументы и Факты
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Российская академия наук. Большая российская энциклопедия
  • История праздника
  • Разделы статьи

К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал

Создание Академии наук в Петербурге вывело Российскую империю вышла на совершенно другой уровень научного развития. Российская академия наук в санкт-петербурге. Поиск. Смотреть позже. Росси́йская акаде́мия нау́к — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. 13 апреля был утвержден проект Александровского пассажа, в Казани открыли филиал Академии наук, создан Раифский заповедник, проведены испытания первого в России троллейбуса, открылся стадион «Уэмбли», The Rolling Stones выступили в соцстране. Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках.

Реорганизация Российской академии наук 2013

В этот знаменательный день в истории российского государства был одобрен и утвержден «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств». Новости Новости. Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр Первый основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках.

Родились: Гумер Баширов, Гузель Уразова

  • Иллюстрации
  • День в истории: в России пустили троллейбусы, в Казани открыли филиал Академии наук
  • Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
  • Иллюстрации
  • Петр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств

Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история

В то время патриарх Иоаким, ведя борьбу против «латинизации», отодвинул от царского двора образованных учеников Симеона Полоцкого, и в результате Петра обучали менее грамотные люди. Потому, к слову, Петр до конца жизни писал с ошибками. Поэтому еще отодвинутый от реального правления своей сестрой Софьей Петр, играя в свои потешные войска, стал самостоятельно — и при помощи голландского купца Франца Тиммермана — изучать все, что нужно для военного дела и путешествий: арифметику и геометрию, астрономию и корабельное дело. Во-первых, найти союзников для борьбы с турками, а во-вторых — привлечь в Россию специалистов в области новых технологий. Де-факто — создать программу технологических мегагрантов позже по велению Петра точно так будет проводиться в жизнь уже чисто научная программа создания Академии наук. Юный царь Петр. Особенно к медицине: в 1698 году в Амстердаме он познакомился с анатомом Фредериком Рюйшем. Помните картину Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюльпа»? Это не просто картина, а некий документ, который изображает личный состав голландской Гильдиии хирургов.

Потом Рембрандт напишет «Урок анатомии доктора Деймана» — с новым главой Гильдии, а затем последуют два «урока» Адриана Баккера и Яна ван Нека с производящим вскрытие Рюйшем.

Бернулли, медик И. Дювернуа; в 1726 г. Делиль, историк Г. Байер и другие. Блюментрост заложил основы организационного устройства Академии. Основные усилия на посту президента он направил на создание академической типографии. Позднее из бывшей Синодальной типографии в Академическую типографию была передана часть оборудования — «два стана и шрифты — русской гражданской печати, немецкий и латинский» и часть персонала. С его именем связана одна музыкальная легенда. Якобы именно он заказал великому композитору Иоганну Себастьяну Баху написать произведения для клавира, ставшие знаменитыми под названием «Вариации Гольдберга».

При третьем президенте Академии 1734 г -1740 гг.

Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные. Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра — 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года по новому стилю. Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов.

По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев. Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов. Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный. Им был открыт закон сохранения массы, впоследствии экспериментально подтверждённый французским учёным Лавуазье. В 1748 году Ломоносов создал первую в России научно-исследовательскую и учебную лаборатории и построил завод художественного стекла. Он провёл обширные исследования в области горного дела, астрономии.

Велика его роль в развитии русского языка, он создал учебник «Российская грамматика». Наибольшее число научных открытий было сделано отечественными учёными в советское время в разных отраслях науки, в первую очередь в области физики, что в значительной мере обеспечило паритет нашей страны в создании ядерного и ракетного оружия в противостоянии с потенциальными противниками.

Ломоносов, бывший сподвижником И.

Шувалова, но только в деле создания Московского университета. В настоящее время историческая справедливость восстановлена. Президент Российской академии наук в приветственной речи подчеркнул, что в названии Академии, задуманной Петром I, слово «художества» стоит на первом месте перед словом «науки».

Первый устав 1764 года ставил задачей Академии художеств и созданного при ней Воспитательного училища «воспитание новой породы людей, свободных от недостатков общества». И хотя этот завет императрицы, который неукоснительно стремился воплотить в жизнь второй президент Академии Иван Иванович Бецкой 1704-1795 , не был осуществлен, Академия росла и крепла, воспитывала русских художников, а из них собственных профессоров первые преподаватели Академии были приглашенными иностранцами , менялись ее структура, штат и устав. Шувалова носившая название «Академия трех знатнейших художеств» являлась государственным учреждением и финансировалась из казны.

Впоследствии государственный статус ИАХ был оформлен причислением ее к Министерству Императорского двора, учрежденному Николаем I в 1826 году во время коронации. Министерство ежегодно утверждало представляемые Советом сметы и осуществляло финансирование. Однако и сверх смет при возникновении непредвиденных потребностей казна не отказывала Совету в выделении средств для покрытия дополнительных расходов.

Свидетельств этого в архивных материалах Академии очень много. Будучи всего на два года моложе наследника, он был дружески к нему привязан, чему способствовало и совместное прохождение курса обучения. Они получили типичное для царских детей высшее образование, соответствовавшее сочетанию университета с военной академией.

Их взгляды на российскую государственность и культуру во многом совпадали. Объединяло их и общее стремление способствовать расцвету национального искусства. По завершении образования и достижении совершеннолетия в 1865 году вел.

Владимир Александрович был избран почетным любителем, в 1868 году в возрасте 22 лет стал товарищем заместителем президента вел. Марии Николаевны 1819-1876 , в конце жизни большую часть времени проводившей в Италии и поэтому фактически возложившей на Владимира Александровича полные права руководства Академией. Одним из первых его шагов было назначение ежегодных премий в сумме 1500 рублей за лучшие художественные произведения, представленные на академических выставках.

После кончины вел. Владимир Александрович стал президентом Академии, оставаясь на этом посту вплоть до своей смерти в 1909 году. Таким образом он реально руководил Академией 41 год, а в статусе президента - 34, и это был самый большой срок президентства в ее истории.

С 1883 года Академия приступила к широкомасштабным работам по устройству провинциальных музеев и передаче им произведений искусства. Так, только в 1884-1885 годах в Ригу, Саратов, Вильнюс, Одессу, Харьков и другие города было передано более полутораста картин, скульптур и рисунков из Музея Академии. С этого времени ИАХ стала отчасти руководствоваться этой целью при своих постоянных закупках с выставок.

Все эти мероприятия, поднимавшие авторитет ИАХ, преследовали далеко идущие цели - стимулирование интереса к искусству в провинции. В этой связи ИАХ придавала первостепенное значение организации и распространению художественного образования по всей стране. По свидетельству современников, с президентством вел.

Владимира Александровича «навсегда останутся связанными три крупных факта в истории русского искусства: 1 введение нового академического устава 1893 г. В последнем уставе ИАХ, утвержденном в 1893 году, было записано: «1. Императорская Академия художеств есть высшее художественное учреждение для поддержания, развития и распространения искусства в России.

Академия художеств содействует всеми доступными ей средствами подъему и развитию искусства и обязана наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России»[7]. Таким образом был подтвержден государственный статус всей деятельности. По поручению великого князя, который был президентом Одесского общества изящных искусств, основанная еще в 1865 году Одесская художественная школа была расширена и реорганизована; с 1884 года в своих рескриптах он ежегодно посылал ей свои указания.

После смерти Владимира Александровича Одесская школа, сохранившая о нем признательную память, по просьбе общественности стала носить имя вел. Владимира Александровича. Современники отмечали, что исключительно его личному почину «обязано своим началом и самое большое дело Академии - устройство и организация художественных школ в Одессе, Казани, Тифлисе и других городах, что поставило Академию во главе обширного художественного дела государственного значения: распространения художественного просвещения в нашем отечестве»[8].

Неоценима его роль в создании и поддержке музыкальных коллективов и обществ. В отношении изобразительного искусства воля императора осуществлялась его братом, вел. Владимиром Александровичем, стремившимся сплотить вокруг Академии лучшие художественные силы.

Благодаря предпринятым им мерам покинувшие Академию дипломанты, образовавшие Товарищество передвижных художественных выставок, спустя десять лет после разрыва с Академией в своем большинстве вернулись в ее лоно. Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных. Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир.

Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А. Корзухин и В. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей.

Сам основатель Товарищества И. Крамской создал парадные портреты императора и императрицы. Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами.

В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «... Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С.

Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу.

Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами».

Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца.

Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей.

Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному. В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства.

При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы.

Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия. В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников.

Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии.

Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений.

Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н.

Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н.

Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея.

В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В.

Васнецова, А. Киселева, С. Иванова, И.

Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11].

На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К.

Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А.

Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И.

Шишкина, И. Репина, И. Ендогурова, Ф.

Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III.

Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В. Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Совет Академии разработал положение и штат музея.

Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13]. С тех пор и до закрытия ИАХ в 1918 году почти на каждом заседании Совета утверждались произведения для закупки Русским музеем, представленные специальной комиссией из трех академиков.

История праздника

  • Российская академия наук
  • Предыстория создания Академии
  • День в истории: Рождество Христово, "Брюсов календарь" и открытие академии наук в России
  • К 275 ЛЕТИЮ АКАДЕМИИ НАУК: ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
  • Учреждение Академии наук при Петре I - предыстория создания и история развития Академии наук

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий