de Toulouse-Lautrec; Henri de Toulouse-Lautrec; Ανρί ντε Τουλούζ-Λωτρέκ; Анры дэ Тулуз-Латрэк; pintor francés; francia festő és grafikus; margolari frantziarra; pintor francès; französischer Maler; piktor francez; ֆրանսիացի նկարիչ; 法國畫家; fransk maler (1864-1901); Fransız. Тулуз-Лотрек жил стремительно и яростно, стараясь извлечь как можно больше из каждого мгновения, отпущенного судьбой.
А. Тулуз-Лотрек-художник жизни парижской богемы ч1
Мальчик особенно хорошо умел показать движение. Почти все его рисунки были на редкость выразительны и остроумны. Кроме того, они явно обнаруживали склонность юного художника ко всему необычному, характерному, к индивидуальным особенностям модели. Скоро лес, считал он, примет его в свои объятия вместе с его лошадьми, с его собаками. Скоро дичь перестанет служить ему только моделью для рисунка и акварели. Необъятная природа ждала своего нового хозяина. И вдруг. Анри находился в Альби у бабушки. Он сидел на низеньком стуле, хотел встать, но сделал это как-то неловко и упал. Его кости не выдержали: «Перелом шейки левого бедра»,- определил врач.
Кости не желали срастаться. И вот с тех пор Анри всю жизнь нес свой крест. В силу вступила её величество Карма. Сам мальчик, казалось, не грустил, не жаловался. Он по-прежнему был весел и беззаботен. Его часто возили на курорты от юга Франции до Англии. Когда Анри стало легче, он ходил смотреть военные маневры, которые проходили в 1879г. Юношеские работы. Здесь он сделал несколько прекрасных этюдов из военной жизни: фельдъегерь, батарея.
Кроме сильного влияния импрессионизма, дает о себе знать и собственный стиль семнадцатилетнего художника. Движения кисти порывисты, палитра — светлая, солнечная. Спонтанность линий придает динамизм лошади, которую седлает артиллерист. Все говорит об исключительной наблюдательности Лотрека. Создается впечатление, что ни одно движение, ни малейшая дрожь мускулов животного не укрылись от его зоркого глаза.
Биография французского постимпрессиониста трагична. В юности он пережил сложные переломы ног, после чего перестал расти. Взрослого человека с детской внешностью не принимали в светском обществе, и Лотрек нашёл свою тихую гавань в районе Монмартра. Местные обитатели — уличные артисты, рабочие, дамы лёгкого поведения — не только приняли художника как равного, но и стали главным источником его вдохновения.
Тулуз-Лотрек не был решительным реформатором, таким как Сезанн или Ван Гог. На протяжении своей короткой жизни он был искренне привязан к наблюдаемой натуре, упивался богатством даруемых зрительных впечатлений. История Тулуз-Лотрека, это история человека обреченного, но обладающего незаурядным талантом.
Граф и его брат были талантливыми художниками-любителями, рисовали своих лошадей и объекты охоты. А ещё Альфонс обожал… изменять супруге. Но графиня Адель от природы была женщиной кроткого нрава, она души не чаяла в своем единственном сыне второго она потеряла 4-летним. Анри был болезненным мальчиком, но очень жизнерадостным, прекрасно учился, блестяще рисовал. Родители разошлись после смерти младшего сына, и Анри жил у каждого в поместье по очереди. Что ж, по воле Всевышнего или из-за генетического изъяна сестра матери — карлица, родители — в кровосмесительном браке , а может, из-за слабых костей, но в 13 лет Анри упал и сломал шейку бедра одной ноги, а через год все повторилось, но на этот раз с другой ногой. Кости плохо срослись, и мальчик продолжал расти только в верхней части тела. Взрослый юноша, он к 18 годам имел рост 1 м 50 см, развитое туловище и голову, но ноги карлика. Любящая матушка переживала за сына, отец был недоволен тем, что его мечтам о блестящем будущем наследника не суждено сбыться. И уж тем более Альфонс не обрадовался, когда с детства обожавший рисование Анри оказался в качестве начинающего художника на Монмартре — этой клоаке Парижа конца XIX века, рабочем пригороде, среди воров, проституток и прочей необразованной швали. Свободные художники Итак, в 1884 году Лотреку 20 лет, и он учится рисовать в знаменитом Ателье Фернана Кормона, художника академического направления рисовал на религиозные и исторические темы и портреты. Но он даёт ученикам свободу, заставляя осваивать технический минимум. Поэт Бодлер призывает художников рисовать окружающую их жизнь, а художник Курбе заявляет, что искусство должно быть «измазано в её грязи». Желание нарушать каноны не обходит и Лотрека. Он пытается, по его признанию, «писать реалистично, а не идеально… Пусть будет какой-то дефект. Я не сочувствую недостаткам, мне нравится их приукрашивать. Пусть они будут больше и ярче, чем в реальности». Огюст, Винсент, Анри и Тео В монмартрских кафе «Черная кошка» и «Мертвая крыса» в 1880-х бок о бок сидят классики из Ателье Кормона и авангардисты всех сортов, в том числе импрессионисты. Тулуз-Лотрек преклоняется перед Дега и Ренуаром, пытаясь учиться у них заочно. Анри берет за основу картину Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» и делает наброски в танцзале «Ла Галетт»в новой, созданной им манере: нарушая правила и гипертрофируя изъяны. Иллюстрацию публикует популярная французская газета, а арт-дилер Тео Ван Гог пишет брату о том, что видел в Салоне 1889 года очень сильные картины Лотрека, особенно хороша «Бал в Мулен де ла Галетт». Он был первым продавцом картин Лотрека. Кабаре — мой дом родной Уже с 1888 года работы Анри стали хорошо продаваться, а когда на Монмартре открылось кабаре «Мулен Руж», картиной Лотрека из циркового цикла украсили главный зал перед входом. Через 3 года владельцы обратились к Лотреку за афишей для кабаре. Звездой «Мулен Руж» была знаменитая Луиза Вебер по прозвищу Ла Гулю, бывшая прачка и проститутка, прославившаяся своим энергичным канканом. Она сбрасывала у мужчин шляпы, закидывая вверх ноги во время танца. Лотрек её когда-то уже рисовал, и именно с ней «в главной роли» он решил сделать афишу для рекламы кабаре.
Анри де Тулуз-Лотрек картины
«Полировщик Мрамора» – это ранняя работа Анри де Тулуза-Лотрека, полностью завершённая где-то между 1882 и 1887 годами. Французский художник Анри Тулуз-Лотрек относится к мастерам, работающим в стиле постимпрессионизма. были двоюродными братом и сестрой. Граф Альфонс де Тулуз-Лотрек правит упряжкой из четырех лошадей. ТУЛУЗ-ЛОТРЕК, Тулуз-Лотрек-Монфа (Toulouse-Lautrec Montfa) Анри Мари Раймон де (24.11.1864, Альби – 9.9.1901, замок Мальроме, деп-т Жиронда), франц. живописец, график. Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни.
А. Тулуз-Лотрек-художник жизни парижской богемы ч1
Поддержку и теплоту участия давала Анри его мать, остававшаяся близким для художника человеком на протяжении всей его жизни. Но она не так сильно влияла на судьбу сына, как граф Альфонс: ещё в 1868 году родители мальчика расстались после смерти своего первенца Ришара. Таким образом, на Анри возлагались все надежды, а он не мог их осуществить. В 18 лет он, не желая встречать на себе разочарованные взгляды отца и стремясь доказать ему, что его жизнь не кончена, Анри отправился в Париж. На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах. От раннего импрессионизма до Монмартра Направление, в котором работал Анри де Тулез-Лотрек, известно в искусстве как постимпрессионизм, оно же дало корни модернизму, или арт-нуво. Однако к такому стилю художник пришёл постепенно. Первым учителем юного Анри в 1878 году стал знакомый отца — художник Рене Пренсто, глухой от рождения, специалист по изображению лошадей и сцен охоты. С каждым днём мастерство юноши всё улучшалось, но изображение сцен славной аристократической жизни претило ему. На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. Кроме того, источником вдохновения служили японские гравюры.
В 1882 году, после переезда в Париж, Лотрек в течение нескольких лет посещал студии академических живописцев Бонна и Кормона, однако классическая выверенность их картин была чужда ему. Зато в 1885 году он поселился на Монмартре, являвшем собой тогда ещё полудеревенский пригород с ветряными мельницами, вокруг которых чуть позже и откроются знаменитые кабаре, включая Мулен Руж. Семья с ужасом восприняла решение сына поселиться и открыть свою студию в самом центре района, который тогда только начинал обретать славу пристанища богемы.
Дядя и тетя Лотрека тоже находились в кровном родстве были кузенами и родили 14 детей, трое из которых оказались карликами. А бабушки маленького Анри и вовсе были родными сестрами! До 13 лет юный граф не сильно отличался от мальчиков своего круга — рос истеричным, капризным, маленьким тираном. Хрупкий, невысокого роста, он сильно шепелявил и этот дефект остался с ним навсегда. Часто простужался.
Но учился хорошо и любил рисовать: одноклассников, охотников — друзей отца, лошадей, птиц и собак. Папаша Альфонс увлечение сына поощрял, но всерьез не принимал: становиться художниками в древнем роду Лотреков было не принято. Но диагноз — перелом шейки левого бедра — вызвал у родителей шок. Чтобы снова начать ходить Анри понадобился почти год. А через год, гуляя с мамой по лесу и оступившись, Анри «заработал» перелом шейки уже правого бедра. Его рост так и остался на отметке 1 м 52 см. Ноги после перелома больше не росли, и уже став взрослым, Тулуз-Лотрек производил нелепое и даже отталкивающее впечатление: непропорциональная фигура, большие кисти рук и крупная голова с увесистым носом и отвисшей губой. Умные и несчастные глаза, которые он пытался прятать под черным котелком.
И неизменная короткая палка с загнутой ручкой. Надо думать, родовые предрассудки семьи не сильно волновали Лотрека, когда он из своего замка уехал в Париж, чтобы профессионально учиться живописи. Поселился на богемном Монмартре. Особенно бушевал папа Альфонс, пытался не давать сыну денег.
Среди цирковых артистов, художников, завсегдатаев многочисленных кафе, проституток и сутенеров, Анри почувствовал себя свободнее, увереннее, гармоничнее. Здесь никто не обращал внимание на его физическое несовершенство, с ним общались на равных, всем было плевать на его аристократическое происхождение.
Неудачи в любви сильно влияли на характер Тулуз-Лотрека. Все его романы заканчивались полным фиаско. Понимание и сочувствие он находил среди женщин легкого поведения на Пляс Пигаль. Активная творческая деятельность в рисовании афиш, рекламных плакатов, написании картин, создание гравюр и графических работ, поглотила его полностью. Вдохновителями Лотрека стали обитатели Монмартра. Критика весьма прохладно относилась к творчеству мастера.
Его новаторские приемы, необычный, невиданный до этого колорит и сильное влияние японского искусства, которые можно увидеть в любой из более, чем тысячи работ автора, казались европейским искусствоведам "пустой затеей и желанием получить дешевый эффект новизны". Несмотря на обилие заказов, Тулуз-Лотрек лишь после смерти получил признание официального искусства, а его работы послужили отправной точкой для живописи "арт нуво".
В каждом лице, самом юном и прекрасном, художник находил нечто болезненное, какую-то червоточину - в этом и заключалась особенность его рисунка, который узнавали с первой секунды: «Это - Лотрек! Он высвечивал суть, характер, индивидуальность, не льстил, а порой даже подчеркивал скрытую суть человека. Единственное, с чем не мог поспорить никто, - в работах постимпрессиониста была энергия, сама сила жизни! Одна из первых наиболее известных литографий Тулуз-Лотрека датирована 1891 годом. Это плакат, запечатлевший звезду «Мулен Руж» Луизу Вебер, танцевавшую канкан в знаменитой «Красной мельнице», совладельцем которой и был Шарль Зидлер, ставший всемирно известным благодаря драме База Лурмана «Мулен Руж». Луиза Вебер - та самая «Ла Гулю» - «большеротая», «обжора».
Голубоглазая волшебница с лицом-сердечком, вылизывавшая бокалы гостей. Ей всегда было мало… Если бы не Тулуз-Лотрек, кто бы узнал об этой удивительной женщине, «королеве парижской чувственности», прославившей искусство канкана? Так Ла Гулю, кружащаяся в танце с Валентином «Бескостным», и стала визитной карточкой «Красной мельницы». Она была единственной женщиной, о которой с восторгом отзывался Валентин «Бескостный». Сегодня уже неизвестно ни ее настоящее имя, ни годы жизни, ни факты биографии. Об этой циркачке и клоунессе напоминают лишь рисунки Тулуз-Лотрека, сделанные в борделе. Он восхищался этой женщиной, сделавшей выбор в пользу классической мужской профессии и не боявшейся признаться в своей нетрадиционной ориентации. Так возникла серия «Они», состоящая из 10 литографий - 10 сцен из жизни борделя парижского «Мулен Руж».
Выставка «Париж, Париж…» дает возможность широкому кругу зрителей познакомиться с творчеством истинного певца Монмартра с карандашом и стаканом абсента в руках - Тулуз-Лотрека. Выставка продлится до 7 октября 2018 года. Воспользуйтесь уникальной возможностью разделить с художником исполненный восхищения и горечи честный взгляд на легендарное время... Стоимость билета - 250 рублей. Для школьников по усмотрению родителей , студентов, пенсионеров, держателей дисконтных карт Profkom Discount предоставляется льготный билет за 150 рублей.
Анри де Тулуз-Лотрек: жизнь и творчество художника
Техника литографии привлекала его возможностью непосредственной работы с цветом и фактурой, а жанр рекламного плаката — изобилием сюжетов и приемов композиции. Он создал более 350 литографий, целый ряд его произведений признан вершиной плакатного и литографского искусства. Плакаты Тулуз-Лотрека отличаются от натурных зарисовок и эскизов, они воплощают конкретный узнаваемый образ, символ.
Девушки в ожидании прибытия клиентов, в их числе находится и женщина по имени Мирей, её можно увидеть на переднем плане холста. Она была одной из фавориток художника во времена, когда он посещал сей публичный дом.
Примечательно, что название данной картины указывает нам на то, что она работала в этом заведении, на самом деле это не так. А это значит, что он нарисовал это увлекательное произведение искусства благодаря своему богатому воображению.
Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей. При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти.
Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
Налей мне чего-нибудь, что я люблю. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек Рука в черной перчатке ловко плеснула горячей прозрачной жидкости в стакан и положила рядом дольку лимона. Анри не спеша потягивал напиток, девушки переговаривались, то и дело поглядывая на него. Невысокого роста, с телосложением очень далеким от атлетического, неловкой походкой и неизменной тростью, он обладал огромным, притягивающим обаянием, которое сразу было заметно во внимательном, слегка ироничном взгляде глаз под тяжелыми веками. Взяв пальто, шляпу, он вышел на Монмартр, еще пустой и свежий от недавно прошедшего дождя. Прошел несколько кварталов и оказался около красной ветряной мельницы. Здесь Анри знали хорошо: его афиша «Мулен Руж», расклеенная по Парижу, произвела настоящий фурор.
До этого место самого знаменитого плакатиста Парижа занимал Жюль Шере, изображавший сочных девушек на фоне красной мельницы. Но именно Лотреку удалось схватить то, чего подсознательно хочет зритель плаката: четкости и понятности с первого мимолетного взгляда. В отличие от более детализированных плакатов Шере, он использовал в своей литографии всего четыре цвета- и несколько контрастных ярких пятен смогли создать динамичное цельное изображение. Даже без красной мельницы на заднем плане — теперь там размещалась однородная черная толпа, на фоне которой танцевала Ла Гулю. На переднем плане художник изобразил силуэт Валентина- ее учителя и партнера по танцам, раскрывшего в вульгарной и грубой девице огромный талант. И не менее огромным был аппетит девушки- за что она, Луиза Вебер, и получила свой сценический псевдоним, значивший «обжора». Конечно, это не мешало «королеве Монмартра» собирать толпы зрителей на выступлениях. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек Лотрек изображал обстановку кабаре и раньше.
На плакате позы Ла Гулю и Валентина очень похожи на их же отражения с картины «Танец Мулен Руж», которая и открыла огромный цикл в творчестве Анри, посвященный ночной жизни. Картину отличает очень смелая композиция- главные герои отведены на второй план, в них есть «вход» между зрителями.
Анри де Тулуз-Лотрек. 150 лет со дня рождения
Но благодаря своим известнейшим на весь мир произведениям, Анри де Тулуз-Лотрек — был и остается ярчайшим представителем творческой элиты Парижа конца XIX века. Не будучи стесненным в деньгах, Анри де Тулуз-Лотрек мог получить хорошее образование, в том числе в области живописи. И сегодня творчество Анри де Тулуз-Лотрека продолжает оказывать влияние на культурное развитие общества, а цены на его работы продолжают стремительно расти. Лотрек Анри де Тулуз Французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби, Франция. 24 ноября 1864 года во Франции родился граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, которому суждено было стать одним из самых ярких представителей своего времени и певцом порока! |.
Могила Тулуз-Лотрека в Верделе
В картинах Анри де Тулуз-Лотрека довольно часто заметна едкая ирония, в этих работах художник искусно передавал гротескную динамику как бы случайно выхваченных из потока жизни мизансцен, характерность поз и жестов (“Цирк Фернандо. Анри де Тулуз-Лотрек создал более 1000 произведений за довольно короткую жизнь, и большинство из них изображают колоритных жителей Монмартра. были двоюродными братом и сестрой.
Биография Анри де Тулуз Лотрека
Болезнь вроде отступила и Анри начал расти. Но увы, рост ограничился лишь верхней половиной тела - грудная клетка, плечи расширились, а вот ноги оставались прежними - слабыми, недоразвитыми, иссеченными многочисленными шрамами от операций. Голос утратил мальчишескую звонкость, тонкий точеный носик разросся в уродливую, бесформенную картофелину с огромными ноздрями. Яркоалые губы казались распухшими. Зрение ухудшилось так, что теперь он не мог обходиться без очков - свое пенсне было последним, что он снимал перед сном. Густые черные волосы покрыли грудь, щеки, руки. За год он превратился из ребенка в мужчину. Природа в спешке перепрыгнула период отрочества. Год упорной домашней учебы позволил Анри сдать экзамены и получить диплом бакалавра.
Он едет в Париж и поступает в мастерскую Леора Бонна, одного из столпов академической живописи. Он мечтает стать художником. Тулуз-Лотрек - художник В своем творчестве Лотрек ограничивался двумя жанрами: портретом и бытовым жанром, тесно смыкающимися друг с другом, при этом его человек всегда предельно индивидуален. Каждый конкретный персонаж интересует Лотрека своей неповторимостью или необычностью. Он стремится безжалостно обнажить внутреннюю сущность модели. Художник мало заботится о буквально точном воспроизведении черт лица портретируемого Но даже это внешнее сходство не может польстить модели, поскольку в лице, в фигуре, в жестах, в одежде художник всегда выделяет самое характерное - то что нередко человек скрывает даже от себя. Лотрек, чуждый ложной сентиментальности, старается понять своеобразные законы этого мира, показать банальную будничность происходящего, унизительное бытие этих людей. Искусство Тулуз-Лотрека складывалось в течение одного десятилетия 1879 - 1888.
За это время он успел пройти стадию увлечения импрессионизмом и отчасти пуантиллизмом. Его стиль, сформировавшийся к концу 80-х годов, почти не менялся вплоть до 1998 года. Главная особенность его стиля - своеобразный синтез рисунка и цвета. Toulouse-Lautrec Henri Dancer Sun Лотрек пишет или рисует легкими длинными мазками, цветными, будто шевелящими штрихами, ему удается одновременно передать и световые эффекты и острую характерность формы. Лотреку повезло - он нашел в Сюзанне Мари-Клементине Валадон подходящую модель. Тем более подходящую, что молодая женщина отнюдь не была недотрогой.
При этом не имело значения, насколько долго Тулуз-Лотрек был знаком с тем, кого писал — ему хватало нескольких мгновений для того, чтобы намертво зафиксировать в своей памяти живой образ, эмоциональное впечатление, динамику момента, а затем воссоздать их на бумаге или холсте. В своих произведениях он не гонялся за прямым сходством с оригиналом, и стремился передавать не столько внешнее, сколько глубинную внутреннюю суть того, что хотел изобразить. Порой его портреты больше напоминали шарж, но современников неизменно поражало, что по прошествии нескольких лет модель обретала почти полное сходство с картиной — как будто художник умел видеть сквозь время и точно угадывать, как человек станет выглядеть в будущем. Анри постоянно пребывал в состоянии творческого поиска и работал быстро и много. Его техника зачастую приближалась к плакатному жанру, поэтому Тулуз-Лотреку нередко заказывали афиши и рекламные плакаты для театров и кабаре. Тем не менее, действительно широкого признания при жизни художник не получил потому, что постимпрессионизм в то время являлся совсем новым явлением в искусстве и его представители были вынуждены утверждать себя в непростой борьбе с критикой, защищающей позиции академических направлений. В цирке Фернандо, всадница на белой лошади, 1888 В ресторане Мье, 1891 Увы, помимо творческого порыва Анри постоянно испытывал еще и тяжелую внутреннюю драму, которая определила его судьбу. Тому было несколько причин, и все они проистекали из болезни, перенесенной в юности. Физический недостаток не позволял Тулуз-Лотреку вести образ жизни, принятый в аристократических кругах того времени, и это привело к расколу в семье. Если мать очень любила его и поддерживала всеми силами до самых последних дней, то отец со временем полностью отстранился от Анри и начал демонстративно игнорировать. Путь профессионального художника казался ему мало совместимым с графским достоинством, к тому же именно такой живописи Альфонс де Тулуз-Лотрек не понимал вовсе. Неспособность же сына к таким занятиям, как охота, верховая езда, участие в балах и светских выездах разочаровывали еще больше и воздвигали глухую стену отчужденности. Граф Альфонс не переживал по этому поводу ничуть, а вот Анри разрыв с отцом воспринимал болезненно, хотя внешне этого почти не проявлял. Еще более существенным стало то, что физический недостаток делал художника внешне непривлекательным для представительниц противоположного пола.
Нужно отдать должное, как мужественно молодой человек переносил свою болезнь, компенсируя её своим потрясающим чувством юмора, самоиронией и образованностью. Разочарование семьи Семье Анри с трудом удавалось смириться с недугом сына: дефект лишил его возможности присутствовать на балах, выезжать на охоту, заниматься военным делом. Для представителя древнего аристократического рода это было крайне важно. Тем более, физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род. Поддержку и теплоту участия давала Анри его мать, остававшаяся близким для художника человеком на протяжении всей его жизни. Но она не так сильно влияла на судьбу сына, как граф Альфонс: ещё в 1868 году родители мальчика расстались после смерти своего первенца Ришара. Таким образом, на Анри возлагались все надежды, а он не мог их осуществить. В 18 лет он, не желая встречать на себе разочарованные взгляды отца и стремясь доказать ему, что его жизнь не кончена, Анри отправился в Париж. На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах. От раннего импрессионизма до Монмартра Направление, в котором работал Анри де Тулез-Лотрек, известно в искусстве как постимпрессионизм, оно же дало корни модернизму, или арт-нуво. Однако к такому стилю художник пришёл постепенно. Первым учителем юного Анри в 1878 году стал знакомый отца — художник Рене Пренсто, глухой от рождения, специалист по изображению лошадей и сцен охоты. С каждым днём мастерство юноши всё улучшалось, но изображение сцен славной аристократической жизни претило ему. На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн.
Прежде всего, он выбирает реалистическую тематику, которая и будет доминировать в его последующих работах: городские гуляния, уличные представления, танцевальные вечера, цирк, кабаре, театр. Смелые образы его картин станут причиной его ухода или изгнания из привычного круга светского общества. Чем больше Лотрек отдаляется от аристократических родственников, тем сильнее проявляется его связь с миром Монмартра, который становится для художника источником неиссякаемого вдохновения. В середине 80-х годов Лотрек ведет преимущественно ночной образ жизни. Он — постоянный посетитель кабаре «Мирлитон», владелец которого — его друг, певец и композитор Аристид Бруан. Долгое время рядом с ним первая и, видимо, единственная любовь Сюзанна Валадон, которая сперва была натурщицей Эдгара Дега и Огюста Ренуара, а позже сама стала известной художницей. Монмартр тогда по вечерам гремел музыкой и был знаменит на весь Париж постоянными развлечениями и танцами. В «Мулен де ля Галетт», а позже в «Мулен Руж» Лотрек с увлечением наблюдает за фривольными па модного в то время канкана. Тогда же он знакомится со «звездами кабаре» того времени, танцовщицами, ставшими его «музами», — Ла Гулю, Джейн Авриль и эстрадной клоунессой Ша-Ю-Као. Художник не упускает случая посетить публичные дома Монмартра. Случается, он проводит там по несколько недель подряд. Эти ночные похождения становятся источником его вдохновения. Как он сам говорил: «Каждый вечер я иду работать в бар». Его лучший друг, Морис Жуаян, подтверждая сказанное, уточняет: «Некоторые публичные дома стали его основной квартирой. Лотрек рисовал там без передышки, отмечая каждый случай из жизни обитательниц этих заведений». Творчество Лотрека — своеобразная поэма, посвященная женщинам. Танцовщицы, прачки, женщины легкого поведения, просто приятельницы художника — все они стали для него источником вдохновения. Находясь в мире женщин, Лотрек с огромной страстью изображал их жизнь, — иногда с иронией, но всегда в его картинах сквозит чувственность. Его друг Поль Леклерк вспоминал: «Лотрек обожал женщин, и чем менее логично они себя вели, тем больше они ему нравились. У него было только одно условие: они должны были быть настоящими». Первая выставка работ Тулуз-Лотрека проходит в 1886 году в кабаре «Мирлитон». В мае следующего года Лотрек выставлял свои работы в Тулузе, в рамках Международной выставки, организованной Академией изящных искусств, под псевдонимом Трекло. Но только участие в брюссельской «Выставке XX», где были представлены одиннадцать его работ, приносит ему подлинное признание. С этого момента Лотрек ощущает себя настоящим художником. Он пишет матери, что «нужно выставляться, где только получится, потому что это единственная возможность быть замеченным». Он не принимает участия в официальных парижских Салонах, зато выставляется от «Салона Независимых», организованного под девизом «Без оплаты и наград», вместе с такими художниками, как Жорж Сёра, Поль Синьяк и Камиль Писсарро. После многих лет обучения академизму Лотрек приходит к крайнему авангарду. Но при этом он дистанциируется от всех существующих направлений, отстаивая свою творческую независимость. К 1891 году окончательно формируется неповторимый стиль Лотрека. Он наконец стал художником, работами которого интересуются и любители живописи, и организаторы выставок, и издательства. Тепло принимает его творчество критика. Художник выставляется вместе с набидами18 и представителями других направлений тогдашнего авангарда. Творчество Тулуз-Лотрека несет на себе отпечаток его времени. Осваивая многообразные художественные приемы, увлекаясь различными течениями в живописи, он, тем не менее, смог сохранить свою самобытность. Оригинальный и своеобразный стиль позволил ему уловить дух эпохи, в которой он жил и за которой внимательно наблюдал. Принципом его творческой жизни было рисовать и изображать то, что казалось действительно важным, даже если это были быстропроходящие мгновения. Он сделал живопись достоянием простых людей. Хотя в творчестве Тулуз-Лотрека можно заметить практически все художественные веяния конца девятнадцатого века, его работы нельзя отнести ни к одному течению. Это не реализм, не импрессионизм и не символизм. Он повторял: «Я не принадлежу ни к какой школе, а самостоятельно работаю в моем уголке». Оригинальность его работ полностью соответствовала его необычной натуре. Как и каждый великий художник, Тулуз-Лотрек впитал в себя традиции как старых, так и современных мастеров. Подобно всем художникам его времени, Лотрек пережил увлечение импрессионизмом. На его первых полотнах, выполненных в 1878 ив 1879 годах, мазки прерывистые, в палитре преобладают светлые тона. Среди импрессионистов Лотрек предпочитал тех художников, в творчестве которых портреты доминировали над пейзажами, — Эдуарда Мане и Огюста Ренуара. О Клоде Моне он говорил: «Он был бы куда лучшим художником, если б до такой степени не забросил образы людей». Он обожал Эдгара Дега. С середины 1880-х годов, во времена, когда он учился классическому изобразительному искусству в мастерской Кормона, Лотрек усвоил, а позже и начал использовать технику, характерную для Дега. Он ценил цветовую гамму Дега и тонкие световые эффекты, полученные благодаря уникальной технике. Именно приемы, позаимствованные у Дега, позволяли Лотреку ухватить саму суть мимолетных сцен и мастерски передать ее на своих полотнах. Лотрек стал достойным наследником Дега, что проявилось особенно ярко, когда он начал рисовать сцены в кабаре и кафешантанах Монмартра. Тулуз-Лотрек черпал вдохновение из различных источников.
Гений богемы
Анри де Тулуз-Лотрек — «Дистопия» | Henri de Toulouse-Lautrec. |
Об одном из источников вдохновения Анри Тулуз-Лотрека | Художник-новатор Анри де Тулуз-Лотрек соединил в своем творчестве легкость и звучность цвета импрессионизма с лаконичностью рисунка японской гравюры. |
Творчество Анри де Тулуза-Лотрека
- Билеты на выставку литографий Анри де Тулуза-Лотрека «Paris, Paris…» в 2024 году в Санкт-Петербурге
- Лотрек Анри де Тулуз
- Музей художника
- Билеты на выставку литографий Анри де Тулуза-Лотрека «Paris, Paris…» в 2024 году в Санкт-Петербурге
Фотоматериалы
- Самые известные картины Анри Тулуза-Лотрека
- Гений богемы
- Pages in category "Henri de Toulouse-Lautrec"
- Постимпрессионизм
- Category:Henri de Toulouse-Lautrec - Wikimedia Commons
Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
С такими данными шансы занять достойное место в мире высокорослых почти равнялись нулю. Благо были приятели. Один из товарищей быстро сообразил, что томит 20-летнего юношу, и притащил к нему молоденькую проститутку Мари Шарле. Девушку, изнасилованную отцом-алкашом, не пугало свидание с «уродцем». Мари помогла Лотреку сделать открытие: он оказался очень темпераментным. В его окружении появилось множество сумасбродных женщин. Их и его желания совпали. Звезда кабаре «Мулен Руж» Луиза Вебер по прозвищу Ла Гулю - на картине, афише и в кресле Уродливый любовник Наконец пригодился еще один козырь, имеющийся у парня с детства. Он здорово умел рисовать. Его первый учитель был глух и нем.
Два обделенных природой человека понимали друг друга без слов. В кругу новых товарищей по мастерской Лотрек очень хотел стать своим и никогда не отказывался пропустить стаканчик. Анри старался выглядеть беззаботным. Ему подыгрывали: «Мсье, вы забыли вашу трость» - и протягивали карандаш. Единственный человек, который знал о его боли, - мама Адель. Анри часто плакал у нее на груди. Отец, граф Альфонсо, телячьих нежностей не признавал, а когда появились картины сына, попросил его взять псевдоним. Анри подписывался анаграммой фамилии: Трекло. Мышь в кармане кенгуру Молодой художник переспал с кучей женщин, которые появлялись на его полотнах.
Жена друга Лили-стерва, бывшая циркачка Мари-Клементина Валадон, танцовщицы «Мулен Руж» Джейн Авриль и Луиза Вебер по прозвищу Ла Гулю - «обжора»: девушка со зверским аппетитом нередко доедала из чужих тарелок и допивала остатки спиртного на столиках кабаре. Была еще Рыжая Роза, наградившая Анри сифилисом, от которого он так и не излечился. Чтобы делать зарисовки с натуры, Лотрек живет в публичных домах. С любопытством рассматривает кнуты, плетки, крест, железные ошейники и прочие штуки для сексуальных игр, сам участвует в переодеваниях. Девушки привыкли к коротышке и почти не замечают его. Анри помнит их именины и дни рождения, делает всем подарки, водит в цирк, на время забывая о своей судьбе.
Здесь никто не обращал внимание на его физическое несовершенство, с ним общались на равных, всем было плевать на его аристократическое происхождение. Неудачи в любви сильно влияли на характер Тулуз-Лотрека. Все его романы заканчивались полным фиаско. Понимание и сочувствие он находил среди женщин легкого поведения на Пляс Пигаль.
Активная творческая деятельность в рисовании афиш, рекламных плакатов, написании картин, создание гравюр и графических работ, поглотила его полностью. Вдохновителями Лотрека стали обитатели Монмартра. Критика весьма прохладно относилась к творчеству мастера. Его новаторские приемы, необычный, невиданный до этого колорит и сильное влияние японского искусства, которые можно увидеть в любой из более, чем тысячи работ автора, казались европейским искусствоведам "пустой затеей и желанием получить дешевый эффект новизны". Несмотря на обилие заказов, Тулуз-Лотрек лишь после смерти получил признание официального искусства, а его работы послужили отправной точкой для живописи "арт нуво". Умер художник на руках у своей матери.
Совсем наоборот, сатирические изображения его танцовщиц полны тепла и симпатии. Это подтверждают афиши, представляющие танцовщицу Джейн Авриль и певицу кабаре Иветт Хильбер. Его бичующий карандаш не лишен сострадания. Год спустя другой критик хвалил его «точные наблюдения, исполненные колкости и насмешки». Тулуз-Лотрека считали художником своей эпохи. В его картинах можно найти много исторических моментов. Он сам подчеркивал необходимость правды. Он часто утверждал, говоря о своих работах: «Я старался передать правду». Точность штриха позволяла ему передать обнаженную реальность конца века. В этом и состоит величие искусства Тулуз-Лотрека. В конце века техника живописи переживает новый виток развития. Рисунки в журналах, эскизы в газетах, литографии в театральных программках, реклама на стенах: рождается новая реальность искусства. Тулуз-Лотрек использует свой талант в открывшихся новых сферах. Работая над афишами, он вынужден использовать ограниченное количество цветов, которые накладываются плоскими пятнами. Это усиливает его склонность к неожиданным и рискованным решениям и, в конце концов, становится характерной чертой его творчества. Применяя новую технику печати, Тулуз-Лотрек вносит усовершенствования и в эту область. Полный энтузиазма, он пишет матери: «Я придумал новую технику в литографии. Мои эксперименты продвигаются вперед без проблем». В 1891 году литография оказывается в центре его увлечений. Использованный Лотреком минималистский стиль полностью отвечал требованиям рекламного плаката. В этот период написание картин отодвигается на задний план. Он начинает сотрудничать с издательствами. Заказы текут к нему рекой: обложки для партитур, карты и меню для ресторанов, иллюстрации к книгам. В конце 1894 года, по его собственному признанию, он завален работой. Творчество Лотрека приобретает совершенно другое направление. Он внедряется в широкую социальную среду, не желая добиваться признания салонов и галерей. Его искусство становится доступным каждому. Конечно, большая часть этих работ — зарабатывание денег, но это не мешает художнику создавать произведения высочайшего качества. Его плакаты — это шедевры. Критик Феликс Фенеон называл Лотрека «художником улицы»: «Здесь, вместо закрытых в позолоченные рамки и покрытых пылью картин, вы сможете найти искусство реальной жизни, цветные плакаты. Эта экспозиция под открытым небом доступна каждому». В начале 1896 года парижская галерея Манжи-Жуаян организовывает большую выставку работ Тулуз-Лотрека. Но состояние здоровья художника ухудшается, что с каждым разом все заметнее сказывается на его творчестве. В последний период история жизни Тулуз-Лотрека из фарса превращается в трагедию. Образ жизни, который художник вел на протяжении десяти лет, подорвал его и без того хрупкий организм. Лотрек все чаще жалуется на слабость. В начале 1898 года он пишет: «Даже небольшое усилие становится невыносимым. Из-за этого страдает мое творчество, а мне так много еще нужно сделать». Он становится все более агрессивным и беспокойным. Присущие ему юмор и жизнелюбие покидают художника. Но он продолжает творить, творить со страстью, даже по ночам, нередко с бутылкой вина. В таком состоянии он создает около 60 литографий, представленных на выставке, посвященной его творчеству в лондонском зале галереи Гупиля в 1898 году. Художник засыпает во время вернисажа, который удостоил своим присутствием будущий король Эдуард VII. На протяжении всей зимы он пьет беспробудно алкоголизм становится хроническим , страдает от бессонницы, галлюцинаций и мании преследования. В марте 1899 года родственники помешают Тулуз-Лотрека в психиатрическую клинику под Парижем, в городке Нейи. Пребывание в больнице удручает его. В мае Анри покидает клинику и находит в себе силы для создания прекрасного альбома «Цирк». В последующие два года его картины становятся все более мрачными и меланхолическими. В этот период с ним рядом находится дальний родственник Поль Вийо, приставленный к нему родными для присмотра, чтобы художник не пил. Весной 1901 года, словно предчувствуя свою кончину, Лотрек наводит порядок в своей мастерской, заканчивает эскизы и подписывает картины, на которых не было его подписи. Состояние здоровья ухудшается. У него отнимаются ноги.
Сегодня имена звёзд парижских кабаре и кафе-шантанов конца XIX столетия — Аристида Брюана, Джейн Авриль, Ла Гулю или Иветт Гильбер — известны публике только благодаря литографиям, на которых их изобразил мастер. Приглашаем зрителей погрузиться в красочный мир Анри де Тулуз-Лотрека, разделить с художником исполненный восхищения и горечи взгляд на легендарную, роскошную и безмятежную «La Belle? Выставка будет работать до 13 декабря 2020 года на первом этаже Новосибирского государственного художественного музея Красный проспект, 5.
Могила Тулуз-Лотрека в Верделе
Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек. Рука в черной перчатке ловко плеснула горячей прозрачной жидкости в стакан и положила рядом дольку лимона. Поэтому Анри де Тулуз-Лотрека и создал 10 цветных литографий, объединив их в цикл «Они». Не будучи стесненным в деньгах, Анри де Тулуз-Лотрек мог получить хорошее образование, в том числе в области живописи.