«Группа «13» родилась на излете нэпманского свободомыслия и просуществовала всего два года — с 1929-го по 1931-й: крохи по историческим меркам, хотя художники продолжали дружить и общаться до конца своих дней.
Группа «13». Как в России выставляют картины художников, гонимых в СССР
И на выставке можно увидеть эти работы. Валентина Юстицкого, дворянина по происхождению и увлекающегося художника-экспериментатора, арестовали в 1937-м за «антисоветскую агитацию». Почти десять лет он провел в лагерях, работал на лесоповале, на конюшне, в бане, ткал ковры. После освобождения приехал в Саратов, где до отъезда в Москву преподавал, был профессором саратовских Свободных художественных мастерских. Но после ссылки смог устроиться только преподавателем заводской изостудии, но и оттуда был уволен как неблагонадежный по доносу местных художников. Арестовали его как участника латышского общества «Прометей», которое материально поддерживало художника, поскольку к тому времени Древин с женой Надеждой Удальцовой жили впроголодь — ни заказов, ни выставок, ни возможности преподавать для обвиненных в формализме не было. Сохранились стенограммы его допросов, где Древин признавался в контрреволюционной сущности своего искусства и ориентации на «западных фашистских художников типа Брака и других». Выжившие Татьяна Маврина и Николай Кузьмин — самые знаменитые и самые благополучные из всех художников, связанных с группой «13». О первой выставке группы Маврина вспоминала с радостью и удовольствием: «В 1929 году мне повстречались интересные люди, именно люди, а не художественное знамя, кредо, платформа, течение, направление. Всего этого в те годы было много.
Это были графики из Дома печати в Москве. Были они старше меня, современники тех поэтов и писателей, которыми я зачитывалась до Вхутемаса. Организаторский пыл этих художников, умные мысли; темпы рисования с натуры — быстрые, любой набросок может стать рядом с картиной — была бы рука! Все соответствовало моему характеру. Что-то бодлеровское. Чертова дюжина принесла счастье — по крайней мере, с нее началась длинная история личных и творческих отношений Мавриной и Кузьмина. Он был одним из организаторов группы, она участвовала в выставках. Брак их продлился полвека.
В названии выставки заключена идея показать, как преображается мир вокруг нас: в нашем видении природы и социума, в отношении к друг к другу, к текущим делам и масштабным событиям. С первыми днями весны энергия солнца пробуждает жажду перемен, которая сублимируется в творчестве. Выставка будет работать ежедневно с 12 до 20 часов, продлится до 3 мая. Куратор выставки Алевтина Акимова. Посетить ее можно будет бесплатно. Выставка будет работать в фойе кинозала «Жуков» до 22 апреля 2024 года. Рождественка, д. В выставку войдут живописные произведения, созданные в период с 2020 по 2024 гг.
Книжной графикой он занимался всю жизнь, современники и критики отмечали интеллектуальность его работ, глубокое понимание смысла произведений. Маврина же, кажется, вообще не умела печалиться, и никакой критический разнос не мешал ей заниматься тем, чем она хотела, зарабатывая на жизнь книжной иллюстрацией. Ее темы — темы ребенка, смотрящего любопытными глазами на мир, и мудреца, знающего, что выше и глубже этой быстротекущей жизни нет ничего на свете», — писал Владимир Милашевский в каталожной статье первой выставки «13». Эта характеристика осталась верной и спустя десятилетия. С возрастом Маврина полюбила писать пейзажи старых городов, московские церкви и иллюстрировать сказки. Кузьмин же стал публиковать книги, его «Кольца Соломона» — отличная мемуарная проза, веселые воспоминания о бедном крестьянском детстве. Всю совместную жизнь они проводили лето в Подмосковье, писали там букеты. Маврина записывала в дневнике: «К. Кузьмин тоже и о том же в своем дневнике: «Т. Я сперва сделал букет на красном фоне. Потом этот же букет в стиле раннего футуризма. Я гордый». Еще они с увлечением коллекционировали, главное — иконы. А еще много всего: старинную мебель, городецкие расписные прялки, просто странные и интересные вещи. У них были общие вкусы, общие интересы и воспоминая, которые они тоже написали. Татьяна Маврина. От засухи сгорела рожь, одни васильки! До сих пор еще памятны малиновым жаром обведенные облака.
Жорняк Объединение получило название по количеству участников первой выставки. Художники изображали городские улицы и перекрестки с трамваями, многолюдные площади и ипподромы, водные станции и пляжи. Музей русского импрессионизма и Парк Горького представляют фотовыставку об участниках группы «13». Посетители «Музеона» узнают о художниках, которые запечатлевали динамичную городскую жизнь 1930-х годов. С фотопроектом можно ознакомиться на Крымской набережной с 1 по 30 апреля.
Выставка Группа «13». В переулках эпохи
Софья Орешкина, фото belpressa. Но если не брать в расчёт преступность, то на появление культуры граффити повлияла статья New York Times. В итоге подобных граффити стало так много, что внимание на них обратили журналисты. После этого все начали оставлять свои подписи, чтобы их заметили, и это превратилось в какое-то соревнование, — погрузила белгородцев в историю появления граффити лектор. Позже в культуре граффити стали появляться художники с псевдонимами, так называемые персонажи, начали развиваться разные стили, и постепенно граффитеры распространились по другим городам и странам. В Белгороде тоже есть художники, работающие в уличном стиле.
Например, братья Зеленские. Сейчас из их работ можно увидеть птицу под мостом на Везёлке, которая появилась в 2014 году. Также они нарисовали профиль солдата на объездной, по частному заказу. Сейчас у них есть и некоммерческие, и коммерческие заказы, и, возможно, санкционированные и несанкционированные, — поделилась Софья. Фото romanenko.
Бывают муралы и некачественные, и качественные: каких только не бывает! Помимо граффити и муралов, в Белгороде также встречается и другой вид уличного искусства: акционизм и перфомансы. Всё-таки современное искусство — это искусство смысла, это не только визуальная культура, но и смысловая.
Что созвучно искусству самих художников.
Вспомнить все Музей русского импрессионизма уже давно не фокусируется на одном стиле. Начав с отечественных последователей французов, эта сравнительно молодая институция сделала шаг в другую сторону и посвятила целый ряд выставок авангарду первой трети XX века. И еще одна важная линия — возрождение забытых имен. Будто наперекор существующему тренду на привлечение аудитории за счет «звезд» МРИ раз за разом рискует делать ставку на фигуры, оставшиеся в тени гениев, и как минимум создает тем самым объемный портрет эпохи, а как максимум — предлагает пересмотреть сложившуюся «табель о рангах».
Участники художественного объединения — группа «13», появившегося в 1929-м и просуществовавшего всего три года, не особо известны широкой публике. Разве что творчество Владимира Милашевского узнаваемо благодаря оформлению книг это, например, многотиражные советские издания «Конек-Горбунок» Ершова и «Уральские сказки» Бажова , ну а об Александре Древине и Надежде Удальцовой в последнее время много говорят в контексте истории послереволюционного авангарда. Забегая вперед, скажем: пути героев проекта в искусстве и жизни оказались во многом различными, но даже те, кто отошел от первоначальных принципов группы, занялись чем-то другим, потом нет-нет да и возвращались к мотивам своей юности. Что же это были за принципы?
Соединить французское с советским Участники группы «13» стремились изображать повседневную реальность как таковую. Их не прельщал ни конструктивизм, ни монументальность ОСТа, ни соцреализм, вскоре утвердившийся в роли магистрального и единственного «официального» течения сталинской эпохи.
Саратовский государственный художественный музей им.
Радищева Познакомиться с раннесоветскими эстетами группы «13» Придумали мгновенный, «темповый» рисунок, сохранили образ динамичного города 1930-х годов и нашли оригинальные решения для книжной графики — Владимир Милашевский, Татьяна Маврина, Николай Кузнецов и другие участники группы «13» точно передавали на своих работах скорости и контрасты того времени. Официальная история группы небольшая: две выставки за три года, однако дружба и творческие поиски продолжались несколько десятилетий. О судьбах самобытных художников рассказывают более 300 произведений из музеев и частных коллекций, которые обычно скрыты от глаз посетителей.
Сергей Расторгуев. Трубная площадь. Государственная Третьяковская галерея Увидеть переклички с работами Эдгара Дега и других европейских мастеров В разговоре о группе «13» нельзя не упомянуть об их увлечении европейским искусством.
Интенсивные тени Рембрандта, выразительные штрихи Франсиско Гойи и цветная линия Эдгара Дега — «Тринадцать» ловко обращались с культурными отсылками. Только вместо тростниковой палочки Ван Гога Милашевский рисовал обычной спичкой, обмакнутой в тушь. В экспозиции можно увидеть, как работы Ольги Гильдебрандт вступают в диалог с произведениями Мориса де Вламинка, а Владимира Милашевского — с Эдгаром Дега.
Художники не продолжили эксперименты авангардистов и дистанцировались от задач пролетарского искусства, перерабатывая в своих произведениях приемы мастеров прошлых эпох и раннего европейского модернизма: от интенсивных теней Рембрандта и выразительного штриха Франсиско Гойи до цветной линии Эдгара Дега и мгновенных впечатлений импрессионистов. Одиннадцать тематических разделов выставки познакомят с главными представителями «Тринадцати» и расскажут о ключевых явлениях, в контексте которых работало объединение. Часть экспозиции будет посвящена ленинградскому кругу поэта Михаила Кузмина и художникам-самоучкам Юрию Юркуну и Ольге Арбениной-Гильдебрандт. Отдельным сюжетом станет книжная иллюстрация, в которую группа «13» привнесла темповый рисунок.
На третьем этаже музей представит живопись и графику послевоенных лет. Посетителей ждет ряд открытий: редко экспонируемые произведения Романа Семашкевича и Валентина Юстицкого, дополненные художественными перекличками с Морисом Вламинком и Луи Вальта. Также впервые будет представлен живописный портрет участницы «Тринадцати» Антонины Софроновой кисти Владимира Милашевского, который известен прежде всего своими графическими работами.
«Группа «13»: нечетные художники в диалоге с миром
Выставка "Группа "13". В переулках эпохи". Москва, музей русского импрессионизма. Просмотрите доску «Художники "Группы 13"» в Pinterest пользователя Сергей, на которую подписаны 108 человек. С февраля по июнь посетители Музея русского импрессионизма смогут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13». Выставка "Группа "13". В переулках эпохи". Москва, музей русского импрессионизма.
«Лишние люди» XX века: выставка «Группа «13». В переулках эпохи»
Там открылась экспозиция, в которой собраны работы творческой группы советских художников «Тринадцать». «Группа «13» родилась на излете нэпманского свободомыслия и просуществовала всего два года — с 1929 по 1931-й: крохи по историческим меркам, хотя художники продолжали дружить и общаться до конца своих дней. И все же именно книжные иллюстрации позволили художникам выжить и утвердить себя не только в 1930-е, но и в 1960-е годы. Сегодня работы основных участников группы «Тринадцать» — Владимира Милашевского, Даниила Дарана, Татьяны Мавриной, Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой, Александра Древина и других — пользуются большой популярностью у коллекционеров.
Выставка «Группа «13». В переулках эпохи» продолжает работу в Музее русского импрессионизма
Посетители Музея русского импрессионизма смогут побывать на выставке «Группа «13». И она рассказывает о "Группе 13" не просто как о конкретной группе, а как об интеллектуальном сообществе, причем очень разностороннем. Формально «Группа 13» существовала всего три года, с 1929-го по 1931-й, и успела устроить лишь три выставки под своим «логотипом». Репродукции работ и архивные фото познакомят с представителями «Тринадцати»: основателями группы Владимиром Милашевским и Даниилом Дараном, творческой парой Николаем Кузьминым и Татьяной Мавриной, ленинградскими художниками-самоучками. "ГРУППА 13" Приглашаем Вас в Музей русского импрессионизма 21 февраля 2024 года, заглянем в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов, мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13»!
Лекция о художниках группы «Тринадцать»
«Группа «13» родилась на излете нэпманского свободомыслия и просуществовала всего два года — с 1929 по 1931-й: крохи по историческим меркам, хотя художники продолжали дружить и общаться до конца своих дней. Подробнее узнать о судьбе независимых советских художников, а также увидеть более 350 работ группы «13» и их связь с произведениями европейских мастеров можно до 2 июня на выставке «Группа “13”. Посетители могут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир ранне советских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13». Там открылась экспозиция, в которой собраны работы творческой группы советских художников «Тринадцать». 40 -века годы) В 60 - ых они создали сборники воспоминаний. “ В Музее русского импрессионизма представили выставку о московской творческой группе «13», передает корреспондент Агентства городских новостей «Москва» с пресс-показа экспозиции. «Художники группы «13» – это 21 человек.
Фотовыставка о художниках группы «13» откроется в парке искусств «Музеон»
Подробнее узнать о судьбе независимых советских художников, а также увидеть более 350 работ группы «13» и их связь с произведениями европейских мастеров можно до 2 июня на выставке «Группа “13”. Формально «Группа 13» существовала всего три года, с 1929-го по 1931-й, и успела устроить лишь три выставки под своим «логотипом». И она рассказывает о "Группе 13" не просто как о конкретной группе, а как об интеллектуальном сообществе, причем очень разностороннем. «На выставке представлены работы художников группы „13“, это 21 человек, каждый из которых яркая индивидуальность.
В Музее русского импрессионизма откроется выставка «Группа «13». В переулках эпохи»
Героем картин становился и Парк Горького. Стараясь передать скорость нового времени, художники зачастую делали быстрые зарисовки спичкой. В рисунках с натуры они перерабатывали приемы старых мастеров и европейских модернистов. Посетители липовой аллеи на Крымской набережной узнают, какую роль в жизни объединения сыграла главная газета железнодорожников «Гудок» и как стиль советских художников связан с творчеством Винсента Ван Гога и Эдгара Дега.
Общая же творческая линия группы основывалась на стремлении передать живое впечатление от натуры через выразительный этюд или набросок, который должен был рассматриваться как цельное и законченное произведение искусства. Будучи поклонниками импрессионизма , они хотели приблизиться к «французской» лёгкости рисунка и живописи, описательная натуралистичность не приветствовалась. Последняя выставка группы «Тринадцать» вызвала ряд разгромных статей в прессе. Черняк в газете « Комсомольская правда » замечал: «выставку можно рассматривать только как вылазку буржуазных художников… сознательно работающих на буржуазного западного потребителя». Художники направили в адрес «Комсомольской правды» полемическую статью, которая не была опубликована. Деятельность объединения прекратилась в 1932 году в соответствии с постановлением ЦК ВКП б «О перестройке литературно-художественных организаций».
Группа стала встречей трех художественных столиц — Москвы, Ленинграда и Саратова. Спичкой или пером, тушью или акварелью «Тринадцать» спешили зарисовать толпу в городских парках и на водных станциях, толчею трамваев и извозчиков. Вы увидите и живопись «Тринадцати» разных лет: это часть их многолетней работы «в стол», скрытая от советского зрителя, впервые показана в диалоге с их любимыми французскими мастерами. Купить билеты.
Не в том смысле, что они воспевали переулки Арбата, хотя и это случалось, а в том, что пейзаж у них, неважно, загорский он или смоленский, был по духу московским, неуловимо противостоящим пейзажу ленинградской школы: тут все другое — атмосфера, плотность городской ткани, переулочная теснота застройки, интенсивность уличной жизни. В том, чтобы поймать пульс или, как они говорили, «темп» этой современной жизни, времени здесь и сейчас, они и видели свою задачу, добивались эскизной скорости и точности реакции, когда линия и пятно, не терпящие никаких поправок, являются моментальным снимком зрительного впечатления и внутреннего лирического переживания. Это и был реализм «13-ти» — совершенно неуместный во времена «борьбы за реализм» между различными версиями авангарда и консерватизма, борьбы за единоличное право определять, каким должно быть подлинное искусство пролетарской эпохи. Но подзаголовок говорит не только о специфике московского пейзажа в творчестве группы — куратор предлагает отказаться от исторической модели, согласно которой это потерянное поколение придавило сталинским фасадом так, что и мокрого места не осталось: те из «13-ти», кто пережил сталинский террор физически, переулками и закоулками, минуя площади для митингов и демонстраций, вышли из зоны страха и немоты, пошли дальше, сохранили себя. То есть история группы «13» — это трагедия, но все же оптимистическая, как и полагалось в сталинской системе жанров. Отчасти этот горький оптимизм связан с тем, что ядро группы «13» — Милашевский, Даран, Кузьмин, Маврина — не только уцелело, но и продолжило работать, главным образом — в книжной иллюстрации: пусть золотой век их сотрудничества с издательством Academia был недолог, а в пору борьбы с космополитизмом им, западникам-космополитам, пришлось прикусить язык, но после смерти Сталина они ожили. Лучшую обложку к «Оттепели» Эренбурга, «совписательского» издания 1956 года, нарисовал Даран, самый нежный лирик среди «13-ти». На выставке будет много поздних работ, по которым видно, что ядро «13-ти» умудрялось не изменять себе и в самых тяжелых обстоятельствах. Например, в годы войны — военных лишений и военной мобилизации художников: Милашевский сквозь «Окна ТАСС» разглядит воздух Парижа, Маврина, рисуя агитплакаты, станет упражняться в стилизациях примитива, благо русский лубок подходил тематически, а Москва, посеревшая и обезлюдевшая, все равно сохранит в их акварелях свой интимно-переулочный, лишенный всякого пафоса и патриотического подъема дух. Конечно, избежать официозного ангажемента удавалось не всем. Борис Рыбченков, фантастически одаренный участник всех трех выставок «13-ти», не выдержит травли, покается, станет как все, но на старости лет, почти ослепнув в начале 1980-х, вдруг напишет чудную серию «Москва двадцатых годов» — вернется в свою вхутемасовскую юность. Надежда Кашина, участвовавшая лишь в первой выставке «13-ти», дважды съездила в творческие командировки в Узбекистан и решила остаться там навсегда — ей потом крепко досталось, ее как следует «прорабатывали», так что в 1940-е и 1950-е она погонными метрами гнала холсты про хлеборобов и хлопководов в стиле триумфального ликования, но в годы оттепели оттаяла и вернулась к тому мелодичному фовизму, за какой ее и позвали в «13».