это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предешствует Коляде событие - Карачун (Корочун) - день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. — Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря". Колядки в России менялись на протяжении времени, однако даже современные песни сохраняют элементы старинных текстов. Традиционно колядки в России продолжались в течение трех дней, с 6 по 8 января, однако впоследствии слились с христианским святочным периодом.
Sorry, your request has been denied.
В этом празднике тесно переплетены дохристианские и христианские мотивы. Колядовать раньше ходили в день зимнего солнцестояния. Если верить языческим поверьям, то именно в это время начинается борьба весны с зимой. Позже с распространением христианства традиция колядовать была приурочена к Рождеству. Колядовать начинали сразу после церковной службы.
Перед сочельником хозяйки убирали дома, все члены семьи мылись и парились в банях. Так происходило и духовное, и физическое очищение. Щедруют вечером в канут Старого Нового года, то есть 13 января. Щедровки — это святочные народные песни.
Особое распространение они получили в южных регионах России, на Украине и в Беларуси. С древних времен считалось, что с наступлением ночи начинала проказничать нечистая сила, по этой причине щедровки считались своеобразной защитой от нечисти. По сложившейся традиции, утром 13 января хозяйка должна приготовить праздничный ужин из 12 непостных блюд. Обязательно на столе должна быть обрядовая щедрая кутья.
Кутья — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда или сахара.
Древний русский праздник зимнего солнцеворота Коляда — как и когда отмечали? Традиции празднования, символы, маски, песни колядки.
Дата обновления статьи: 06. Или — по-другому — солнцеворот. Зародившись еще в дохристианские времена он один из немногих дошел до наших дней, хоть и был со временем вписан в иной контекст и оказался приуроченным к новому празднику — так появились «колядки» т.
Но даже сквозь века и призму иных смысловых наслоений все равно отчетливо проступает его древняя изначальная сущность — приветствие нового растущего Солнца и ключевая поворотная точка года. Какого числа праздновали Коляду? Ответ когда наши предки праздновали Коляду исходит из самого смысла праздника.
Это один из 4-х главных солярных праздников года, которые были жестко привязаны к точкам солнцестояний и равноденствий и при этом в образном плане соответствовали разному «возрасту» солнца в годичном цикле — от ребенка до старика. Виктор Корольков. Времена года Тут следует обратить внимание на то, что зимнее солнцестояние начинается 21 декабря, однако, примерно 3 дня солнце как бы «стоит на месте» — световой день не увеличивается и не уменьшается.
И только 25-го декабря начинается ощутимое прибавление светового дня. Именно эта символическая точка, когда свет как бы начинает возрождаться, т. Скорее всего именно в этот день в древности отмечали и сам Новый год не в марте и не в сентябре — это все уже поздние передвижения точки отсчета, не имеющие такого сакрально смысла.
В этот день, когда светило поворачивалось от зимы к лету, и световой день начинал увеличиваться, наши предки восхваляли Коляду — молодого сына Даждьбога в образе младенца или крепкого юноши со светлыми волосами и мечом в руках. Этот божественный ребенок олицетворял молодое Солнце и символизировал начало нового годового цикла жизни. Таким образом этот праздник знаменует собой поворот, уход от всего старого, отжившего, и приход всего сильного, молодого и нового.
В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету. Колядованием называют старинный обряд: на Святки , Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги. Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора.
Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году.
От этого же слова происходит слово «календарь». Традиция устраивать колядки уходит корнями в праздник зимнего солнцестояния самого короткого светового дня. Тогда славяне отмечали рождение молодого и нового солнца — Коляды.
Это связано с тем, что в старину солнцу придавалось огромное значение. В современном мире этот праздник воспринимается как веселое представление, в котором принимают участие люди, наряженные в яркие костюмы. Празднования продолжаются на протяжении 12 дней. Заканчиваются Святки в канун Крещения, 18 января. В 2023 году дата празднования не изменится.
Веселиться и гулять народ будет с 6 по 18 января. Несмотря на то что большинство традиций в больших городах не так чтут, как в селах. В городах празднования устраивают только в отдельные дни: на Рождество, Щедрый вечер и Василия. Хотя для верующих это особый период, имеющий определенные обычаи и ограничения. История Святок История возникновения праздника уходит корнями в язычество.
Первые упоминания о народных гуляниях зимой, во время которого люди переодевались в костюмы и проводили гадания, датируются IV столетием.
Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать
На севере России специально для колядок делали козули (они же колядки, они же калитки, они же преснушки) — специальные, очень вкусные и нарядные пряники, названные, как не трудно догадаться, в честь козы. Колядовать (петь колядки), щедровать (петь щедровки) и засевать (обсыпать зерном) любят в Украине, Белоруссии и в России. Щедруют в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января и под Старый Новый Год, с 13 на 14 января. Если брать славянские обычаи, то колядки начинаются на так называемые "Святки". Начинают колядовать на "Рождество Христово", а именно после ужина на "Святой вечер" 6 января и продолжают до 14 января включительно "Василия". С 15 января колядки запрещены. 1. Мы собрали для тебя пять мест в России, где сохранились живые традиции колядований и святочных гаданий. Само слово «коляда» ассоциируется у большинства именно с русскими традициями, но аналоги таких гуляний можно обнаружить далеко за пределами России. Колядки и щедривки на Новый Год.
Sorry, your request has been denied.
Люди верили в то, что колядовать необходимо. Считали, что чего ты пожелаешь другим, то тебе и вернется бумерангом. Поэтому колядовали в очень радостной и благожелательной обстановке. При этом, по словам Валерии Петрушиной, в разных городах и селах у этого обряда были свои особенности. В некоторых, например, разделяли дни, когда ходили колядовать мальчики и девочки. Сейчас же колядовать продолжают в основном фольклорные коллективы. Фрагмент картины Аполлинария Васнецова «Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века», 1901 год. В «Иронии судьбы» в квартиру врываются люди с гармошкой. Это та же традиция, хотя и у советской интеллигенции.
Необязательно благодарить только шоколадом — пироги и другие вкусности тоже подойдут. На Украине колядующих одаривали даже колбасой — но, конечно, домашнего приготовления. Но есть одна вещь, которая сильно смущает православных христиан в колядках. Существует не христианская традиция надевать на себя страшные наряды: вывернутые шубы, козлиные головы и рога и многие другие атрибуты, прямо ассоциирующиеся с лукавыми силами.
От подобных обрядов, разумеется, нужно отказаться, они явно имеют языческий смысл и происхождение. В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Рождественская колядка — это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть — родился Спаситель мира. Как правило, у колядок нет авторов, они могут быть литературно неграмотны, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте.
Христославные колядки — это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и стремятся одарить этой верой, вместе с Рождественской радостью всех окружающих.
В эти дни никто не грустил, так как считалось, что если люди будут радоваться Коляде, то он позаботится об их урожае, и на столе весь год будет вкусная еда и напитки. Колядующие хвалили соседей и желали им благополучия в наступающем году. Считалось, что таким образом хозяев дома благословляли духи умерших предков. Поэтому к ряженым обычно относились доброжелательно и подавали им угощенье — домашнюю колбасу, вареные яйца, пироги, блины, обрядовое печенье в виде животных, птиц, сладости и др. Такое одаривание было не просто платой, а обрядом, обеспечивающим удачу семье в следующем году. Когда начинают колядовать?
В старину этот праздник начинался 21 или 22 декабря, но чаще 25 декабря и продолжался до 6 января. Сейчас, в 2024 году, праздник Коляды в основном отмечают с 7 января Рождества Христова по юлианскому календарю по 19 января Крещение Господне — во время Святок. Даты празднования каждый год остаются неизменными.
Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие. Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки например, считают его своим батькой.
В сказе опубликованном Ю. Миролюбовым списанным как и «Велесова Книга» с буковых дощечек прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую червонную, аж багряную, як сполох небесный». А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». У Чехов, Болгар и Сербов Kol;da, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kol;de, ходить по коледу значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома…..
Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... Наконец от слова колядование произошло слово "колдование". Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала митр. Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…. Профессор Снегирев говорит См. Прост, празд. Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования.
Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами.
Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей.
Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью. Они изображают деревенскую улицу.
Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды. Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота! Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.
Приходила коляда Накануне Рождества. Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Пойдем к дядьке Мирону колядовать. Дети подходят к дому Мирона, поют колядку. Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору. Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Выходила свет Сергевна, Собирала жемчуг себе на серьги, Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога!
Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу. Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей. Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Сдобные лепешки не лезут в окошко. Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша — девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары. Колядующие славят хозяев. Дай Бог тому, Кто в этом дому! Вам и плюшек с творогом. И детишек полный дом.
Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.
Какого числа будет Коляда в 2024 году?
Посевают исключительно мужчины. В таком случае хозяева могут рассчитывать на достаток. Если же первой гостьей окажется женщина, остается ожидать лишь печали и горьких слез. Потому ранним утром мужчины ходят по домам, поют праздничные песни и рассыпают зерно на пороге. Оно является символом благополучия и процветания жилища. До самого вечера зерно убирать нельзя. Кстати, посевают, как правило, пшеницей, рожью или ячменем. Хотя некоторые люди используют даже гречку.
Со временем многие традиции пропали из нашего быта, но все же осталась та частичка волшебства, присутствующая в январских разгуляях. Давайте разбираться, как правильно колядовать и что несет в себе смысл этих таинств.
Что такое колядование Дети и взрослые любят колядки, но не все знают, что скрывается под этим словом. Это главные январские забавы, объединяющие в себе песнопения, массовые гуляния, посиделки с друзьями и, конечно же, гадания. Наши предки собирались в небольшие группы, наряжались в разные забавные костюмы и ходили по домам, рассказывая стишки и выпивая за здоровье хозяина дома. Историю возникновения этих обрядов можно разделить на несколько категорий: Рождественскую. Колядки проводятся непосредственно перед Рождеством Христовым. После крещения Руси этот ритуал стал вытеснять языческие поклонения природным духам. Колядки проводились в канун старого нового года, были направлены на улучшение жизни и посвящались жатве. Эта форма обряда имеет языческие корни и ассоциируется с богиней плодородия «Колядой» — ей приносили дары и просили, чтобы в каждой семье царил мир, а урожай был богатым. Несет магический смысл колядования.
Для каждой из форм есть свои песни и стихотворения. Для рождественских колядок придумывались сложные мотивы, которые несли в себе определенный смысл и воспевали рождение Иисуса Христа. В посевных обрядах присутствовали незамысловатые, легко запоминающиеся рифмы. Когда посевают, щедруют и колядуют? Когда можно начинать христосоваться? Некоторые думают, что эти два события связаны между собой. Нет, мероприятия имеют несколько разный смысл. Например: 6 — колядуют; 13 — щедруют; 14 — посевают. Дети и взрослые тщательно готовятся и заранее заготавливают целые развлекательные программы, с которыми они будут ходить по соседям и рассказывать оригинальные стишки, получая за это конфетки.
В регионах нашей необъятной России время может существенно разниться, например, во Владивостоке уже встречают Рождество, а в Москве только завершают дела к празднованию. Но суть всех гуляний остается одной независимо от места проживания. Как правильно колядовать? Вечером шестого января с появлением первой звезды на небе семья садится за праздничный ужин, а после все желающие могут отправляться на колядки. В деревнях обход начинают с начала улицы и проходят каждый дом, в многоквартирных домах приходится ходить по соседям на лестничных клетках. Постучав в дверь, необходимо спросить разрешение поколядовать, и если слышали отказ, то уходили, не держа обид. Отказывать человеку, пришедшему в ночь на Рождество с благими намерениями, считается большим грехом.
Традиционно, есть несколько дат: Колядки и Святки. Из-за того, что это слишком давняя традиция, в современной культуре все почти объединилось. Если раньше колядовать начинали с вечера 6 января и заканчивали 8 числа, то сейчас могут прийти в любой день — с 6 по 19 января....
В конце года, в день зимнего солнцестояния самый короткий световой день , славяне отмечали праздник рождения молодого, нового солнца — Коляды. В наши дни этот праздник воспринимается просто как веселое представление с участием ряженых, однако в старину ему придавалось огромное значение, ведь славяне почитали солнце как божество. Сохранилось предание, согласно которому в это время люди оказались в царстве смерти, а затем были освобождены.
И неудивительно, ведь колядующие символизировали души предков, которые приходят к потомкам, принося им счастье. Все семьи с большим нетерпением ожидали колядующих, готовили к их приходу угощение. Для таких целей «непростые гости» и брали мешок. Нередко случалось и так, что в больших сёлах к одному дому могло подойти 5-10 групп колядующих. Отказывать им было не принято, иначе негостеприимные хозяева рисковали получить упрёк в жадности. Колядовали преимущественно парни и девушки либо неженатые мужчины и незамужние женщины. Дети также могли поучаствовать в обряде. Особенно им нравились представления на евангельскую тему, которые иногда разыгрывались перед радушными хозяевами. Любопытно, что в каждом регионе имелись свои особенности колядования. Так, Поволжье и средняя полоса Европейской России характеризовались тем, что «непростые гости» обращались ко всем хозяевам сразу, обрисовывая им специально преувеличенную картину домашнего благополучия. А вот колядующие северных губерний обращались с возгласом «Виноградье красно-зелено мое! ВАЖНО: Считалось, что эта традиция обязательно должна представлять собой обмен: гости дарили хозяевам удачу и счастье, а последние — деньги, пироги, ватрушки и разнообразные сладости. Причём особенно часто встречались специальные мучные изделия, называемые «козульками».
Когда колядки и Святки будут отмечаться в России в 2023 году
Главный славянский народный праздник Коляда – его история и традиции. | на Святвечер (Сочельник, канун Рождества - 6 января) Принято петь колядки - это древне славянская традиция святок, сохранившаяся до наших дней. |
Когда колядуют в России в 2024 году | дата колядования | В отличие от святочных гаданий, которые не поддерживаются церковью, колядки являются особенностью христианской культуры. |
Какого числа ходят колядовать
Святки — это православный праздник , который тесно связан с религиозными чествованиями Рождества. В давние времена в святочные дни по церковным уставам, не рекомендовалось вступать в брак, обряжаться в яркие одежды, выходить на улицу с песнями да плясками. Служители христианской церкви долгое время были против гуляний, которые народ устраивал накануне Рождества, считая их устаревшими языческими традициями. По мнению истинных верующих, подобные обычаи чужды христианским. Мужчинам запрещалось надевать женские наряды, а всем колядующим — носить маски. Людям такие запреты были не понятны, и они участвовали в народных колядках на Рождество. С течением времени смысл, который окутывал традиции язычников и был связан с рождественскими и новогодними календарно обрядовыми колядками, забылся. А Святки стали любимым временем, когда люди собираются вместе, загадывают желания и славят Всевышнего Господа за милосердие и Божью помощь. Обряды, христианские традиции и обычаи Во время святочной недели рушились сословные границы, люди были объединены общей радостью и благостным настроением. Много лет назад, до правления Петра Великого, у славян был старинный обычай разжигать накануне Рождества огромный костер, который считался атрибутом праздника. Цель и смысл обряда: костер был символом Вифлеемской звезды, и его горение поддерживали до Крещения.
Устраивать зимние колядки и принимать участие в народных играх — любимое развлечение в период святочных дней. В основном переодевалась в шуточные наряды собравшаяся вместе молодежь. Описание празднований: юноши и девушки надевали костюмы мифологических героев или зверей, наряжались в персонажей народных сказок.
Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…. Профессор Снегирев говорит См.
Прост, празд. Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.
Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации.
В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках.
В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками".
Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках.
За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.
В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни.
Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды.
Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота! Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют. Приходила коляда Накануне Рождества.
Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Пойдем к дядьке Мирону колядовать. Дети подходят к дому Мирона, поют колядку. Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Выходила свет Сергевна, Собирала жемчуг себе на серьги, Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога! Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу.
Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей. Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Сдобные лепешки не лезут в окошко. Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша — девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары.
Колядующие славят хозяев. Дай Бог тому, Кто в этом дому! Вам и плюшек с творогом. И детишек полный дом. Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.
Пойдем колядовать к дяде Николаю. Дети идут цепочкой за ведущим и поют. Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали коляду святу. Мы нашли коляду у Николина двора.
Николин двор — железный тын, Посреди двора три терема стоят. Во первом терему — красно солнышко, Во втором терему — светел месяц, Во третьем терему — часты звездочки. Красно солнышко — то хозяюшка, Светел месяц — то хозяин тут, Часты звездочки — малы детушки. Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно. Колядовщики говорком.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой. С праздником! С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок — доставайте пятачок! Никто не отвечает.
С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу. Может, крепко спит дядя Николай? Давайте ему еще колядку споем. Овсень, овсень, Ты гулял по всем По заулочкам, по проулочкам. Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин, Принимай гостей со всех волостей!
Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными. Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров каравай, рогалики , поминают Тура.
Это действие сопровождается со словами: «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем! Хоть и Старый Новый Год — все равно добро несет! Хозяева их приглашали к столу, угощали пирогами, одаривали яблоками и баранками. А по желанию самым щедрым благодарением были деньги.
Зерно, которым посевали считается оберегом, поэтому его не выметают до заката солнца. Популярные посевалки на русском и украинском языках: Сеем, веем, посеваем, С Новым годом вас поздравляем! К счастью, на здоровье, на Новый год, Чтобы вам уродилось лучше, чем на прошлый год! Конопля под потолок, а лен до колена, Чтоб у Вас, хозяев, голова не болела! Будьте здоровы с Новым годом и с Василием!
Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать
А ещё они обязательно разучивают колядки и щедровки – весёлые песни, которые являются неотъемлемой частью древнего обряда на Рождество и 13 января на Старый Новый год. Здесь можно найти когда Коляда в России в 2024 году 25 декабря. Колядки в России менялись на протяжении времени, однако даже современные песни сохраняют элементы старинных текстов. Ныне многие связывают имя Коляды только с праздничными колядками, которые поют вечером с 6 на 7 января.
Когда надо колядовать, щедровать и посевать
Поют старинные колядки и в Сибири. В последнее время колядующих все чаще можно увидеть и в Центральной России, но обычно не в классических, а больше в театральных, фольклорных формах. Ведь радость о Рождении Христа можно выражать по-разному: и в богослужении, и в приготовлении праздничного обеда, и в песнях. Колядующие вместе с песнями приносили в дома особую атмосферу праздничного веселья.
Многие из древних колядок гармонично вписываются в светлые Рождественские дни, в которые мы славим родившегося Спасителя Мира, а некоторые сохраняют откровенно языческий смысл, поэтому христианам, собирающимся идти колядовать, нужно быть внимательными. Жители Валаама тоже не чужды этой старинной доброй традиции. Братский хор обычно разучивает разные Рождественские колядки, чтобы спеть их на праздничной трапезе — всем во утешение.
А местные жители, сестры и дети бывает колядуют и в более классических вариантах. Вооружась Вифлеемской звездой и умилительными Христославными колядками, вкупе с праздничными тропарями, они ходят по Валааму, поздравляют и радуют жителей острова, за что часто собирают заслуженный оброк в виде подарков и конфет.
Выбирался главный, называемый колдуном, который проводил жертвоприношение. Обычно это был глава семьи. В жертву приносили домашнее животное или птицу, чья кровь разбрызгивалась для отпугивания злых духов. Молодежь пела колядки и гадала. Деревенские жители всегда праздновали Коляду В старину празднование Коляды отмечалось шумно.
Молодежь собиралась для хождения по домам в большие, веселые компании. Несли на шесте солнце, символ праздника, а после прихода христианства солнце было заменено на звезду символ рождения Иисуса. Толпа стучала в ведра палками и ложками, громко кричала на разный лад, кто-то подражал блеянию козы, кто-то мычал как корова, кто-то лаял как собака. Когда основная часть была закончена, люди приступали к праздничной трапезе. Ели мясо жертвенных животных, пили из общей чаши. После плотного обеда начинались «игрища», наступала пора песен, танцев, веселья. На второй день, взяв с собой пироги, люди шли колядовать.
Первыми выступали всегда дети, потом девушки, а уж потом взрослые женщины и мужчины. Как отмечалась Коляда в последнее столетие За последние сто лет правила практически не менялись. Если Коляда отмечалась, то так: в сочельник принято было не есть, ждать вечера, появления первой звезды. Как только ее видели, на стол выставляются блюда, среди которых обязательной оставалась кутья и узвар из сухофруктов, мясные и сдобные вкусности. В рождество, 7 января, люди направлялись в гости к крестникам, чтобы поздравить их, подарить им сувениры. Вечером наряженная в праздничные костюмы молодежь шла петь колядки. Важно, что один человек в группе обязательно должен был быть в костюме козы.
Хозяева слушали песни, смотрели на танцы, благодарили и в ответ раздавали вкусную еду печенье, кексы, тортики, колбасу — что есть. Не пустить колядующих решались не многие, так как это дурная примета. Сегодня Коляда уже не празднуется с таким размахом, как раньше В городах Коляда проходила более цивилизованно. Обычно организовывалась веселая праздничная программа в центре, проводилась ярмарка, во времена балов богатые горожане съезжались, чтобы потанцевать и отметить праздник в каком-нибудь шикарном особняке.
В таком случае хозяева могут рассчитывать на достаток. Если же первой гостьей окажется женщина, остается ожидать лишь печали и горьких слез. Потому ранним утром мужчины ходят по домам, поют праздничные песни и рассыпают зерно на пороге. Оно является символом благополучия и процветания жилища. До самого вечера зерно убирать нельзя. Кстати, посевают, как правило, пшеницей, рожью или ячменем. Хотя некоторые люди используют даже гречку. А вот просо, пшено или горох для посевания выбирать не стоит.
Обряды и ритуалы Основная идея святочных дней — единение народа. Здесь не было бедных и богатых, все сословия отмечали один праздник и были равны. В петровские времена поддерживали необычную и очень интересную традицию. Помимо колядования на одной из площадей разжигали огромный костер, горение которого необходимо было поддерживать до Крещения. Для наших предков этот костер был Вифлеемской звездой. Как колядовали? В основном в ритуале участвовала молодежь. Парни и девушки подыскивали наряды героев сказок, мифических зверей и нечистых сил. Главным действующим лицом был медведь, в короткого переодевали самого рослого парня. Толпа ряженых перемещалась от двора ко двору, распевая колядки и расхваливая хозяев. Если те отказывались подать угощение, им шуточно угрожали. Но это была скорее игра, поскольку все прекрасно знали примету — если в Сочельник во дворе появились те, кто распевает колядки или незнакомец — их нужно принять гостеприимно и угостить. Интересно: если молодые люди радовали соседей колядками, то дети в эти дни могли баловаться безнаказанно. В эти дни им позволялось хулиганить. Например, разворошить сено или поленницу дров, заколотить кому-то дверь в дом и др. Правила Для того, чтобы правильно колядовать недостаточно нарядиться и выучить колядки. Веселая компания колядующих должна была поделиться и у каждого была своя роль: звонарь — задача звонить в колокольчик; звездарь. Вы наверняка видели группу ряженых, один из которых несет шест с полотном. Вот этим и занимается звездарь. Кроме того, он в компании ряженых главный запевала; мехонос. Этот член команды ряженых отвечает за мешок, в который складывают все то угощение, которое получится собрать в процессе колядования; коза. Это символ богатства и благополучия. Коза — обязательный участник команды ряженых. Сама компания колядующих может быть довольно большой, в нее могут входить как парни, так и девушки. Отметим, что колядование часто путают со щедрованием. Это схожие ритуалы, но в щедровании могут принимать участие только девушки и сам ритуал проходит в ночь с 13 на 14 января.
Когда колядуют в России в 2024 году.
Здесь можно найти когда Коляда в России в 2024 году 25 декабря. Ограничения и запреты на колядки: Запрещено колядовать в тех домах, в которых в течение года были случаи смерти кого-либо из жильцов. Петь колядки и щедровки следует исключительно 13 января вечером, а ходить посевать по домам – утром и днем 14 января. Колядки начинаются с 6 января – рождественского сочельника и заканчиваются 18 января – накануне Крещения Господня.
«Коляда, коляда, отворяй ворота!» — рассказываем, как правильно колядовать и какие колядки петь
Когда и как колядуют в России в 2023 году на Рождество? | Книжные колядки распеваются теперь по преимуществу малороссами Галиции в Австрии, отчасти же и у нас на юго-западе России. |
Когда надо колядовать, щедровать и посевать | Ряженые обходили дома своих соседей, исполняя колядки, славя хозяев и желая им хорошего урожая, богатства, здоровья и благополучия в наступающем году. |
Когда колядуют в России в 2023 году | дата колядования | Краткое содержание. |
Sorry, your request has been denied. | Ряженые обходили дома своих соседей, исполняя колядки, славя хозяев и желая им хорошего урожая, богатства, здоровья и благополучия в наступающем году. |
Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования | Прогулки с колядками в России сохраняют свою актуальность, сохраняя дух старинных обычаев. |