Русичи Берендеи — это те, кто делаются бером-медведем: замечу, медведь и поныне – символ России. Немного о том, кто такой Берендей: в славянской языческой мифологии Берендей – это колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем, а в русской литературе это мифический царь, как, например, в сказке «Снегурочка» А.Н. Островского. Детское Радио: все подкасты. Кто такие берендеи – Берендеи. Немного о том, кто такой Берендей: в славянской языческой мифологии Берендей – это колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем, а в русской литературе это мифический царь, как, например, в сказке «Снегурочка» А.Н. Островского. Берендей в Толковом Видеословаре русского создании видео использовались:Толковый словарь русского язы.
Кто такие берендеи в сказке. Берендеи. Значение слова берендеи
Александр Асов 12 343 подписчика Подписаться Берендеи — воины и хранители традиции 23 апреля 3,7 тыс. прочитали 9 мин. 516 нравится Русичи (берендеи) из игры-стратегии Кто такие берендеи? Видео о Кто такой Берендей, Царь Берендей в Переславле-Залесском. А так как берендеи указываются жителями чащи еще в былинах (они начали записываться лишь в 16 веке), то нужно понимать, что берендейский промысел известен русским уже тогда. Берендей — это мифический царь, который отличался безграничной любовью и верой в свой народ. Кто такие, откуда взялись. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда назывались то "торками" (видимо, от тюрк), то "черными клобуками" (черношапочниками). Берендей это не только имя царя, также этим словом древнее славяне называли колдунов и оборотней.
Форма поиска
- История возникновения легенды о Берендее
- В культуре
- Кто такой берендей из русских народных сказок
- Кононенко Михаил. Берендеи.
- Похожие на «Кто такие берендеи – Берендеи. Чем...»
- Кто такие берендеи в сказке. Берендеи. Значение слова берендеи
Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Село Берендеево расположено неподалеку от города Сергиев Посад. В произведении Островского Берендей был мудрецом, которого любил народ. Сказочный властитель олицетворял собой темперамент и национальный колорит русского народа. Сила характера и широта души русичей открывались с его помощью читателю. Герой верил в трудолюбие русского народа, его умение на славу потрудиться и на славу отдохнуть. Образ Берендея в фольклоре Царь с длиной бородой и безграничной верой в подвластный ему народ имеет любопытную историю происхождения. Его биография известна неточно. Исследователи и литературоведы выяснили, что история этого фольклорного героя уходит корнями глубоко в древние века. Берендеями назывались выходцы из тюркских племен, кочевавшие в степи с 11 по 13 век. Первое упоминание о них в летописях датировано 1097 годом.
Речь шла о взаимодействии с печенегами и торками — племенами, заключившими перемирие с князем Василько Ростиславичем. О нем известно читателям, знакомым с «Повестью временных лет». История гласит, что берендеи воевали с половцами и были участниками междоусобиц русских князей. Выступая вассалами, они не хотели подчиняться русским и часто конфликтовали с князьями. Представитель этого племени, царь Берендей стал собирательным образом. Не то оборотень, не то человек, не то животное, этот герой фигурировал в истории Руси.
Что будет, увидишь". Целую ночь напролет старик пролежал на постеле, глаз не смыкая.
Заря занялася, и стало в избушке видно, и видит он вдруг, что цветок голубой встрепенулся, с тонкого стебля спорхнул и начал летать по избушке; все между тем по местам становилось, повсюду сметалась пыль, и огонь разгорался в печурке. Проворно с постели прянул старик и накрыл цветочек платком, и явилась вдруг пред глазами его красавица Марья-царевна. Жених мой, Иван-царевич прекрасный, бросил меня, и я им забыта". Уж свадебный пир приготовлен, и гости съехались все". Заплакала горько Марья-царевна; слезы потом отерла; потом, в сарафан нарядившись, в город крестьянкой пошла. Приходит на царскую кухню; бБегают там повара в колпаках и фартуках белых; шум, возня, стукотня. Вот Марья-царевна, приближась к старшему повару, с видом умильным и сладким, как флейта, голосом молвила: — "Повар, голубчик, послушай, позволь мне свадебный спечь пирог для Ивана-царевича". Повар, занятый делом, с досады хотел огрызнуться; но слово замерло вдруг у него на губах, когда он увидел Марью-царевну; и ей отвечал он с приветливым взглядом: — "В добрый час, девица-красавица; все, что угодно, делай; Ивану-царевичу сам поднесу я пирог твой".
Вот пирог испечен; а званые гости, как должно, все уж сидят за столом и пируют. Услужливый повар важно огромный пирог на узорном серебряном блюде ставит на стол перед самым Иваном-царевичем; гости все удивились, увидя пирог. Но лишь только верхушку срезал с него Иван-царевич — новое чудо! Сизый голубь с белой голубкой порхнули оттуда. Голубь по столу ходит; голубка за ним и воркует: — "Голубь, мой голубь, постой, не беги; обо мне ты забудешь так, как Иван-царевич забыл о Марье-царевне! У крыльца же конь вороной с нетерпенья, оседланный, взнузданный пляшет. Нечего медлить: поехал Иван-царевич с своею Марьей-царевной: едут да едут, и вот приезжают в царство царя Берендея они. И царь и царица приняли их с весельем таким, что такого веселья видом не видано, слыхом не слыхано.
Долго не стали думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости, свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут. Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал своё государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь. На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик - ковшик прочь от руки.
Решил, что напьётся без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын. Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зелёной.
Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать. Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал. Иван поехал. Едет день, другой и третий; в исходе четвёртого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял. Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели.
Осталась одна. Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей. Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти. Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно.
Сказал, что Иван должен отслужить три службы. Царевич лёг спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями. Вернулся к себе, блестящая пчёлка подлетела к окошку, впустил её, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен. Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у неё на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.
Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван - железным мостиком. Погоня возвратилась. Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конём дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню.
Она обратилась в церковь, он - в монаха, а конь - в колокольню. Кощей поскакал домой. Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснётся старик - в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться. Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится. В город крестьянкой пошла.
Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну. Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем. Свадьбу сыграли. Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери. Жил-был царь Берендей до колен борода. Царь Берендей поспешно за ковшик — не тут-то Было: ковшик прочь от руки.
Вот он, выждавши время, чтоб ковшик Стал на место, хвать его разом справа и слева — Как бы не так! Упершись в ограду колодца, Силится он оторваться, трясет, вертит головою — Держат его, да и только. Если же хочешь на волю, Дай мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь». Царь подумал: «Чего ж я не знаю? Слово сдержи, чтоб себе не нажить ни попрека, ни худа». И царь подъезжает к своим златоверхим палатам — Там царица стоит на крыльце и ждет; и с царицей Рядом первый министр; на руках он своих парчевую Держит подушку; на ней же младенец, прекрасный как светлый Месяц, в пеленках колышется. О тайне Царской никто не узнал; но все примечали, что крепко Царь был печален — он все дожидался: вот придут за сыном; Днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью. Царевич Рос не по дням — по часам; и сделался чудо-красавец.
До свиданья». Если ж назад я К вам по прошествии целого года не буду, тогда уж Знайте, что нет на свете меня». Уж едет День он, другой и третий; в исходе четвертого — солнце Только успело зайти — подъезжает он к озеру; гладко Озеро то, как стекло; вода наравне с берегами; Все в окрестности пусто; румяным вечерним сияньем Воды покрытые гаснут, и в них отразился зеленый Берег и частый тростник — и все как будто бы дремлет; Воздух не веет; тростинка не тронется; шороха в струйках Светлых не слышно. Вот он выходит К ней из-за кустика; глядь, а она ему человечьим Платье мое, я сама тебе пригожусь». Девица В белой одежде стоит перед ним, молода и прекрасна Так, что ни в сказке сказать, ни пером описать, и, краснея, Руку ему подает и, потупив стыдливые очи, Добрый Иван-царевич, за то, что меня ты послушал; Тем ты себе самому услужил, но и мною доволен Будешь: я дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна; Тридцать нас у него, дочерей молодых. Подземельным Царством владеет Кощей. Он давно уж тебя поджидает В гости и очень сердит; но ты не пекись, не заботься, Сделай лишь то, что я тебе присоветую. Слушай: Только завидишь Кощея-царя, упади на колена, Прямо к нему поползи; затопает он — не пугайся; Станет ругаться — не слушай; ползи да и только; что после Будет, увидишь; теперь пора нам».
И Марья-царевна В землю ударила маленькой ножкой своей; расступилась Тотчас земля, и они вместе в подземное царство спустились. Видят дворец Кощея бессмертного; высечен был он Весь из карбункула-камня и ярче небесного солнца Все под землей освещал. Иван-царевич отважно Входит: Кощей сидит на престоле в светлой короне; Блещут глаза, как два изумруда; руки с клешнями. Только завидел его вдалеке, тотчас на колени Стал Иван-царевич. Кощей ж затопал, сверкнуло Страшно в зеленых глазах, и так закричал он, что своды Царства подземного дрогнули. Слово Марьи-царевны Вспомня, пополз на карачках Иван-царевич к престолу; Царь шумит, а царевич ползет да ползет. Напоследок Стало царю и смешно. Милости просим К нам в подземельное царство; но знай, за твое ослушанье Должен ты нам отслужить три службы; сочтемся мы завтра; Ныне уж поздно; поди».
Тут два придворных проворно Под руки взяли Ивана-царевича очень учтиво, С ним пошли в покой, отведенный ему, отворили Дверь, поклонились царевичу в пояс, ушли, и остался Там он один. Беззаботно он лег на постелю и скоро Сном глубоким заснул. На другой день рано поутру Царь Кощей к себе Ивана-царевича кликнул. Изволь, например, нам построить Нынешней ночью дворец: чтоб кровля была золотая, Стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный Сад, и в саду пруды с карасями; если построишь Этот дворец, то нашу царскую милость заслужишь; Если же нет, то прошу не пенять... Пускай его снимет Голову; двух смертей не видать, одной не минуешь». Беда впереди; не печалься; Утро вечера, знаешь ты сам, мудренее: ложися Спать; а завтра поранее встань; уж дворец твой построен Будет; ты ж только ходи с молотком да постукивай в стену». Утром ни свет ни заря, из каморки Вышел Иван-царевич... Кощей изумился; Верить не хочет глазам.
Завтра я всех их рядом поставлю, и должен ты будешь Три раза мимо пройти и в третий мне раз без ошибки Младшую дочь мою, Марью-царевну, узнать; не узнаешь — С плеч голова. Всех нас Тридцать сестер, и все на одно мы лицо; и такое Сходство меж нами, что сам отец наш только по платью Может нас различать». Вот на другой день опять Ивана-царевича кличет Царь Кощей. Пошел Иван-царевич; глядит он В оба глаза: уж подлинно сходство! И вот он проходит В первый раз — мошки нет; проходит в другой раз — все мошки Нет; проходит в третий и видит — крадется мошка, Чуть заметно, по свежей щеке, а щека-то под нею Так и горит; загорелось и в нем, и с трепещущим сердцем: «Вот она, Марья-царевна! Вот тут-то и хитрость; Верно, с грехом пополам. Погоди же, теперь доберуся Я до тебя. Часа через три ты опять к нам пожалуй; Рады мы гостю, а ты нам свою премудрость на деле Здесь покажи: зажгу я соломинку; ты же, покуда Будет гореть та соломинка, здесь, не трогаясь с места, Сшей мне пару сапог с оторочкой; не диво; да только Знай наперед: не сошьешь — долой голова; до свиданья».
Я царский сын; я не хуже Родом его. Нам должно бежать; уж другого Способа нет». Так сказав, на окошко Марья-царевна Плюнула; слюнки в минуту примерзли к стеклу; из каморки Вышла она потом с Иваном-царевичем вместе, Двери ключом заперла и ключ далеко зашвырнула. За руки взявшись потом, они поднялися и мигом Там очутились, откуда сошли в подземельное царство. То же озеро, низкий берег, муравчатый, свежий Луг, и, видят, по лугу свежему бодро гуляет Конь Ивана-царевича. Только почуял могучий Конь седока своего, как заржал, заплясал и помчался Прямо к нему и, примчавшись, как вкопанный в землю Стал перед ним. Иван-царевич, не думая долго, Сел на коня, царевна за ним, и пустились стрелою. Царь Кощей в назначенный час посылает придворных Слуг доложить Ивану-царевичу: что-де так долго Мешкать изволите?
Слуги приходят; Заперты двери. Этот ответ придворные слуги относят к Кощею; Ждать-подождать — царевич нейдет; посылает в другой раз Тех же послов рассерженный Кощей, и та же всё песня: Буду; а нет никого. Бегите же; дверь разломать и в минуту 3а ворот к нам притащить неучтивца! Скорее Все в погоню за ним!..
У Берендеев нет прямых врагов, способных причинить им физическую боль и страдание. Совсем напротив: могущество и невероятная сила Берендеев может легко выдворить со своих земель любого недруга и захватчика. Однако, Берендеи вынуждены скрываться от назойливых людей, забираясь все дальше и дальше, в самые темные леса и самые глухие чащи. За долгое время своего существования, Род Берендеев выработал в себе способность не только к оборотничеству. Они легко могут растворяться в каменных, подземных и подводных лабиринтах, где непосвященный современный человек никогда и ни за что не сможет их обнаружить.
Правда, иногда, человек может вступить в общину Берендеев.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. Only registered users can post a new comment.
Торки, берендеи и иные кочевые народы в истории Древней Руси
«#эдуардгеоманский #берендей #сергейберендей #berendeitv» от автора Berendei_Official с композицией «оригинальный звук» (исполнитель Berendei_Official). На вопрос «Кто это — Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой стороны, дать развернутое и полное описание этого полумифического образа нелегко. Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе.
Кто такие берендеи – Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Так нас, наверное, нигде не встречали, разве что «Бурановские бабушки». Проходим внутрь, и первым делом по старой русской традиции нас приглашают к столу, на нем — только что испеченные яблочные пироги с вареньем домашним, клюквенный морс и чай травяной. Как в старину гостей встречали, сначала накормят — потом и речи говорить да ответ держать. Между тем заходит в горницу Царь водяной, по сказочной традиции, он — отец Василисы Премудрой, приветствует в доме гостей и интересуется, как мы добрались до его владений. С царем-батюшкой, одетым в нарядный царский кафтан да корону с камнями драгоценными, золотом отороченными, мы познакомились, о себе ему поведали, кто такие будем, откуда и по какой надобности пожаловали в сии глухие места лесные да озерные. Тут мы сколько было мочи принялись звать доченьку его из дальних мест, и как это в сказке часто бывает, расстояние в ней — не помеха, прямо перед нами стоит Василиса-краса, с русой косой, в наряде с кокошником, шитом жемчугами да каменьями цветными. Это правильно, я к вам сейчас тоже присоединюсь.
Но прежде позвольте преподнести вам собственноручно дар для музея вашего волшебного, пусть этот кокошник, шитый бисером да камнями драгоценными, росой утренней да туманами густыми, хранится у вас, добрый люд радует. Пусть она вам удачу принесет и в зимнюю стужу Василису от морозов защитит. Пока мы за столом сидели, мужичок вместе с Царем водяным нас песнями под гармошку развлекали, настроение поднимали, чтобы было веселее в сказке этой. В избе, кстати, много интересного можно найти: потолок сплошь расписной, с птицами и цветами диковинными, выполнен он в стиле традиционной ивановской росписи, на волшебной печке, что пироги печет, и то узоры нарисованы, подле нее — сундук с богатствами, на нем предлагается посидеть каждому путешественнику вместе с царем и Василисой. На счастье, на удачу. Кто тут только не был, судя по рассказам хозяев!
Отведав вкусных пирогов яблочных, принялись мы разгадывать загадки Василисы Премудрой, ох и непростые они иной раз, да все постепенно и отгадали. Если со смекалкой к этому делу подходить, вспомнить русские народные сказки — ответы можно найти именно в них. После играли в разные веселые игры: палку перетягивали, куб сказочный кидали чтобы новые загадки получить, крынки ухватом ловили. Одни словом, скучать не пришлось, во владениях Василисы Премудрой не соскучишься, и обстановка здесь сказочная, волшебная. А если кто из гостей притомился в дороги — можно и переночевать в гостиничных номерах, если спешить особо некуда, а хочется подольше побыть в озерных этих краях, познакомиться с богатым культурным наследием ивановской земли. Поблизости множество исторических памятников, от церквей да храмов и до знаменитых народных художественных промыслов, один Палех чего стоит.
Мы принялись песни петь вместе с Царем водяным, он, видать, это дело любит — дружиться да брататься с гостями дорогими. И складно так все получается, безо всякой репетиции, прямо по сказочному. Передали мы приветы Василисе и батюшке ее царю от всех сказочных героев, что уже посетили, дружно они живут, друг к другу в гости ездят. Пригласили мы их на грядущий «Фестиваль шляп», что будет проходить в Вятских Полянах в начале августа месяца. Праздник этот будет проводиться в первый раз и может стать впоследствии доброй волшебной традицией, объединяя людей из разных земель-волостей России, а может, и не только. Затем уже неформально, не по сказочному, пообщались о делах-заботах повседневных, как удается развиваться, привлекать туристов, находясь в достаточно отдаленном месте, в небольшом городке.
Туристы в Южу едут в составе организованных туров, преимущественно из Москвы, за время бюджетного двухдневного тура им удается побывать в нескольких интересных местах, познакомиться с традициями, народными промыслами местного населения, посетить города, в которых прекрасно сохранились архитектурные памятники. Неизменным спросом пользуются шоп-туры для жителей столицы, когда в городе Иваново, славящемся производством качественной и недорогой одежды, проходят ярмарки-распродажи. Туристам удается купить одежду для всей семьи по ценам, в 2-3 раза ниже, чем в столице. Кто-то едет на рыбалку, пользуясь возможностью отдохнуть на берегах более чем 100 озер, расположенных в ивановских землях. Места здесь действительно красивые, мы хотя и провели большую часть времени в автомобиле, все же любуемся на водную гладь озер, на извилистые полноводные реки, густые леса и березовые рощи на их берегах, на маковки старинных церквей, которых в этих краях не счесть. Настает время расставаться с гостеприимными хозяевами терема, с Василисой Премудрой да Царем водяным, но прежде благодарим их от всей души за радушный прием, за возможность организовать встречу с нами и преподнести в дар музею «Дом шляп» новый экспонат, который станет частью новой, «сказочной» коллекции, открытие ее состоится 6 августа сего года.
Василиса с интересом разглядывает маршрут кругосветной экспедиции, нанесенный на борта нашего автомобиля, предлагаем ей посидеть на кресле водителя дабы почувствовать себя путешественником. Расстаемся лишь для того чтобы вскоре вновь встретиться, уже на вятской земле. Впереди у нас почти 800 километров пути, которые предстоит преодолеть за вечер-ночь, чтобы к утру прибыть в Вятские Поляны.
Само развитие исторических событий, казалось бы, объясняет это умолчание: нет границ — нет и пограничной стражи, это вполне естественно… Однако исчезновение тороков и берендеев с политической арены Древней Руси «антияпетитами» трактуется как свидетельство принадлежности тороков и берендеев к тюркским кочевым народам. Но древнерусское название этого народа «береньдичи» вступает в противоречие с этим утверждением, поскольку окончание «-ичи» русский язык присваивал русским племенам и народам: вятичи, кривичи, уличи и так далее. Видимо, ошибочное отнесение берендеев к тюркским народам и стало причиной того, что «это название еще не получило надежной этимологии», поскольку тюркские языки не могут подсказать этимологического решения исконно русских слов. Так как берендеи как народ или социальная группа людей исчезли с политической арены Руси в XIII веке, то нужно искать истоки этого названия в древнерусском языке. Название «берендеи», судя по его полногласию, появилось в русском языке еще до введения старославянского языка. Вторая часть слова «берендеи» — «деи» явно восходит к древнерусскому слову «деять» — делать. Остается лишь разобраться с первой частью названия — «берен». Слово «берен», превратившееся под воздействием чередования «ере-ре» в форму «брен», мы обнаруживаем в словах «бренный, брение».
Хочу любить, но слов любви не знаю, И чувства нет в груди... Мучительную ревность Узнала я, любви еще не зная. Отец-Мороз и ты, Весна-Красна, Взамен любви в наследство уделили... О мама, дай любви! Любви прошу, любви девичьей. Когда сердце Снегурочки наполняется любовью, чудо, свершающееся в Снегурочке, оказывается чудом и в сердцах берендеев. Апофеоз картины, завершающей сказку, в очищении людских судеб от порочных нравов, в обогащении самих людей высокой человечностью. Любовь Снегурочки живительной влагой разливается по душам берендеев. И согревает их. И объединяет их. Снегурочки печальная кончина Тревожить нас не могут; Солнце знает, Кого карать и миловать. Свершился Правдивый суд!.. Изгоним же последний стужи след Из наших душ и обратимся к Солнцу. Берендеи чаще всего - обиженные печенегами, позже половцами мелкие кочевые роды тюркского происхождения, не выдерживавшие столкновений в Диком поле и становившиеся федератами данниками русских князей. Этих кочевников, отклонившихся, предавшихся Руси, надо полагать, печенеги и половцы прозвали «берiyдi, т. В русских летописях - берендеи. Берiндi - в ассимиляции - берендi. I - в русском произношении -- и, совпало с окончанием множественяого числа. В таких случаях, в единственном числе появлялся рефлекс «й». Сравните: зодчи - зодчий, казначи - казначей. Такого происхождения «й» в окончаниях польских фамилий: Успенски - Успенский и т, д. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам. Наряду с торками и другими племенами упоминаются в летописях также под названием чёрных клобуков. В 1155 году берендеи, состоящие на службе у Юрия Долгорукого, захватили в плен много половцев. Уцелевшие сбегали в степь за «помочью», подошли к Киеву и просили Юрия, чтобы он приказал наемникам вернуть пленных. Долгорукий только руками развел, ибо берендеи отказались: «Мы умираем за русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь». Они отстояли свое право федератов на военную добычу и право изгоев на месть. Берендеи, как и большинство торкинов, жили в Руси постоянно, «с родом своим». Они хотят за службу не денег, как того требовали вряги у новгородцев, но города для жительства бенефицию. Они послали Мстиславу сказать: «если нас хочешь любить, как нас любил отец твой, и по городу лучшему лепшему нам дать, то мы на том от Изяслава отступим». Мстислав согласился и выделил для них города. Не все города русские, в которых жили берендеи, сохранили в названиях память о них. С конца XI века берендеи с согласия киевских князей осели на Киевщине преимущественно в Поросье, вдоль реки Роси с обязанностью принимать участие в походах киевских князей. Впервые торки упоминаются в «Повести временных лет», под 985 годом, когда Владимир Святославич со своим дядей Добрьшей пошел против волжских болгар. Здесь не говорится, что русские князья и их торки участвуют в совместных действиях впервые. Далее по летописи торки помогают отражать печенегов, потом половцев. В конце XII века летопись упоминает «Торцького князя» Кунтувды 1 , которого арестовал Святослав Bcеволодич двоюродный брат князя Игоря по ложному доносу. За него вступились другие русские князья, как за человека храброго и преданного Руси. Вступились и степные родственники, которые в отместку за обиду Куятувдыя совершают набег на киевское княжество. Кунтувдый переходит на службу к Рюрику, и тот дает ему город Дверень, по реке Рось , - «русской земли для». Есть многочисленные доказательства тому, что кочевники прочно оседали на территории Киевского государства. Торки жили не только в тех городах, которые сохраняют их имя в своих названиях. Они вероятно составляли значительный элемент в смешанном населении многих южнорусских городов и поселений. Черные клобуки Еще одним, очень распространенным именем «своих» тюрков стало - «черные клобуки» историки считают буквальным переводом известного поныне тюркского этнонима - Каракалпак. Если ковуи - гвардия черниговских князей, то черные клобуки - киевских. Черные клобуки очень влиятельны в Киеве XII века. Участвуют в киевском вече, наравне с русским населением избирают князя. Их мнение в выборе князя постоянно подчеркивается летописью. Сын Юрия Долгорукого обращается к своему отцу в 1149 году со словами: «Слышал я в Киеве, что хочет тебя вся Русская земля и Черные клобуки». Смерть киевского князя Изяслава оплакивала «вся Русская земля и все черные клобуки». А когда на киевский стол прибыл Ростислав Мстиславич сын Владимира Мономаха , то «были ему рады все: и вся Русская земля и все черные клобуки обрадовались». После смерти Ростислава киевляне и «черные клобуки» приглашают Мстислава. Эта характерная формула «вся русская земля и черные клобуки» показывает, какое активное участие в политической жизни Киева принимало племя Каракалпак. Ковуи Рода ковуев пришли в Русь необычном путем. По летописной легенде XI века хан Редедя Ер-дада , правивший народом косог, предложил Мстиславу храброму вместо боя поединок на условиях: победил - все мое переходит к тебе. И войско и весь народ становится рыцарской добычей. Мстиславу бог помог, и он «зарезал» Редедю. И увел косогов в Чернигов. Потомки их служили верой и правдой Ярославу Черниговскому, который отпустил часть своей тюркской дружины с Игорем, и они полегли до единого на берегах Каялы. Половцы их в плен не брали. Потомки Мстиславских косогов в XII еке выступают уже под именем - ковуй. Тюркские самоназвания в разные эпохи создаются по разным семантическим схемам. Летописи и «Поучение Владимира Мономаха» называют ряд имен половецких вождей, которые оказываются при рассмотрении названиями родов: Арслан-оба «дом Арслана» , Китан-оба «дом Китана» , Алтун-опа «дом Алтуна» , Аепа «дом Айа» и т. В Ипатьевской летописи под 1185 годом перечисляются половецкие роды, участвовавшие в битве против Игоря: -«И токсобичи, и етебичи, и тертробичи и колобячи». Я восстанавливаю: токсоба «девять домов» , «eтiоба» «семь домов» , тертоба «четыре дома» , колоба «пять домов». В этнонимах лексика сохраняется, подчас в весьма древнем состоянии. Так, форма «терт» - 4 во всех наречиях изменилась в «торт» дорт, дурт, турт. Кол - уцелела лишь в значении «рука», а как числительное уже не употребляется. Вытеснена индоевропейским пес бес - 5. В орхоно-енисейских памятниках VIII век и в огузском эпосе распространены этнонимы «он ок» десять стрел , «уч ок «три стрелы» , «бес ок» «пять стрел». Слово «ок» - в большинстве тюркских наречений выступает в одном значении - «стрела». В языках Алтая сохраняется «к» - дом, род. Случайно,участвуя в составе этнонимов, ок - стрела стало обозначать - дом, род. К этому семантическому рядуу я отношу и отмеченный летописью термин «косок» косогы - буквально: «объединенные роды». Это уже название союза родов.
Если понятны причины народного несчастья, почему не уничтожить их? Соединить разъединенных людей, порушить вражду, преодолеть людскую холодность, украсить человеческую жизнь любовью -- вот задача. Свершить это великое дело -- значит добиться всеобщего счастья на земле берендеев. Бессонницей томимый, Продумал я всю ночь, до утра вплоть, И вот на чем остановился: завтра, В Ярилин день, в заповедном лесу, К рассвету дня сойдутся берендеи; Велим собрать, что есть в моем народе, Девиц-невест и парней-женихов И всех зараз союзом неразрывным Соединим, лишь только Солнце брызнет Румяными лучами по зеленым Верхам дерев. И пусть тогда сольются В единый клич привет на встречу Солнцу И брачная торжественная песнь. Угодней нет Яриле жертвы! Островский опускает ла землю борьбу богов. И суть конфликта здесь, на земле, -- землая, житейская, человеческая. Лель и Снегурочка -- молодые, красивые люди, парень и девушка. Судьба их сводит неспроста. Они должны полюбить друг друга. И если бы так! Тогда бы кончилась вечная борьба тепла и холода. Кончились бы муки берендеев. Однако может ли состояться такое соединение? Ведь оно значило бы гибель Снегурочки! Она бы растаяла от жаркой любви сына Ярилы!.. И так надо. В этом и благо. Таков замысел бога Ярилы. У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей, что совпадало с древней Ладой, богиней любви и весеннего плодородия. Очевидно родство имени Леля с именем матери Снегурочки - Весны, а также родство их «душ». Дочь Весны, Снегурочка испытывает влечение к теплым и трепетным стихиям жизни. В этом и кроется разгадка детской привязанности Снегурочки к пастушку. Снегурочка, сама того не понимая, поступает с Лелем по-детски эгоистично: «Поди от нас, уйди подальше, Лель! Снегурочка - дитя, которое может играть или не играть со своей любимой игрушкой Лелем , но от других оберегает ее болезненно ревностно: «…с другими девицами водиться перестань, ласкаешь их, а мне сердечко больно, целуешь их, а я гляжу да плачу». Но «Солнца любимый сын» и дочь Мороза не будут вместе, так как разные они не только по своей природе, но и по отношению к жизни. Ледяное сердечко Снегурочки еще не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости, которые свойственны большинству берендеев, в том числе и Лелю. В стране берендеев образуются союзы без любви. Кажется, что Лель любит Снегурочку, но она холодна, она не может любить. Кажется, что полюбили друг друга Купава и Мизгирь. Но ведь это только кажется, а любви-то нет! Невозможность счастливых союзов обнаруживается при самом их зарождении. Разрушение наметившихся союзов происходит до наступления торжеств в честь Ярилы. Но все дело не в разрушении, а в соединении! В соединении людей на началах любви. Именно -- на началах любви. Вот это чудо и должно произойти. Островский творит это чудо. Можно предположить, что союз Леля и Купавы обусловлен даже их именами. Очень давно празднество Ярилы называлось Купальскими праздниками. Имена Куп-ало Куп-ава обозначали одно и то же плодотворящее божество лета. Значит, «Купава», как и «Ярило», может обозначать «свет», «тепло», «солнце». А Лель? Купава - «солнечная», а Лель - «Солнца любимый сын». Их союз словно освящен самым языческим божеством, да и породы они одной - берендеевской. Сквозь языческий колорит народной безудержной жизни в «весенней сказке» проходит мысль о христианской любви - любви одухотворенной, в основе которой не страсть, а сострадание и жалость. В старину на Руси говорили: «Жалеет - значит любит» Снегурочка, сердце которой еще не оттаяло, не может понять поступок Леля - принародный поцелуй с Купавой, в основе которого лежит сострадание и понимание чужого горя. Не случаен выбор Морозом Бобылей, для которых счастье в том только, «чтобы в руках богатство было». Мороз предпочитает худших лучшим, холодные сердца горячим. Ведь Бобылю, «что день - то пир, что утро - то похмелье, - вот самое законное житье! Нельзя ли найти сходство между Снегурочкой и Мизгирем, привыкшим не дарить, а покупать любовь. Он, как и Снегурочка, которая только собирается взять у матушки «немножечко сердечного тепла, чтоб только лишь чуть теплилось сердечко», не знает настоящей любви, хотя красавиц видел много. То, что он называл любовью, не горячее чувство, а лишь увлечение. Потому, встретив «лучшую красоту», он, не задумываясь, оставляет прежнюю - Купаву: «Любил тебя, теперь люблю другую - Снегурочку». Мизгирь той же породы, что и Мороз: властный, холодный, эгоистичный. Он из тех, кто не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках: «Сердце приказывать привыкло… Вольно ему любить и разлюбить». Мизгирь готов заплатить за любовь: «Люби меня… Дарами бесценными красу твою осыплю бесценную», «возьми бесценный жемчуг, а мне любовь отдай». Снегурочка для Мизгиря не такая, как все девушки-берендейки, которые и «любят без оглядки», и «обеими руками обнимают», и «весело глядят». Мизгирю нравится необычность Снегурочки: Опущены стыдливые глаза, Мелькнет сквозь них молящий нежно взор… Одной рукой ревниво держит друга, Другой его отталкивает прочь. Обделённые сердечной теплотой, а потому чужие для берендеев Снегурочка и Мизгирь были отторгнуты слобожанами. Но и в душе Мизгиря впервые пробуждается настоящее, истинное чувство любви. И хотя этому чувству пока нет ответа, так как Снегурочке еще не дано любить, искреннее чувство само по себе для Мизгиря -- высочайшая найграда. Потому что именно оно пробуждает в человеке человеческое. Заключительные сцены «Весенней сказки» показаны на лесной «Ярилиной поляне» в ночь. Здесь собрались все берендеи. И перед восходом солнца происходят удивительные превращения. Люди объединяются и соединяются в общем веселье. Соединяются душами, сердцами. Однако соединения эти свершаются не без препятствий и не без драматизма. Происходит особенно страстная, великая борьба за любовь. Огнем, разжигающим эту страсть любви и борений, становится Лель, он находит свою любовь. Любовь ответную, горячую. Пастух Лель, которого Мураш не допускал до своего порога, нашел искреннюю любовь его дочери -- Купавы. Отец же Купавы, Мураш, искренне рад за любовь своей дочери.
Кто такой берендей из русских народных сказок
Из вышеизложенного нетрудно сделать вывод, что слово «берендеи» означает «делающие золу, пепел», и образовано оно по тому же принципу, что слова «злодеи»— «делающие зло», «кознодеи» — «устраивающие делающие козни» и так далее, что недвусмысленно говорит о русском происхождении берендеев. Если мы еще раз обратимся к истории Древней Руси, то вынуждены будем вспомнить, что часть наших предков за недостатком плодородных земель прибегала к подсечному земледелию, основной особенностью которого является первоначальная вырубка леса, а затем раскорчевка и выжигание древесных остатков с последующим возделыванием удобренных золой территорий. Но поскольку удобренные таким способом земли, не имея мощного слоя гумуса, быстро истощаются, то берендеи были вынуждены периодически менять «место работы» и, соответственно, и место проживания, что и породило ошибочное отождествление их с кочевниками-тюрками, которые, как известно, земледелием не занимались, а следовательно, не испытывали никакой необходимости в делании берена — золы. По-видимому, берендеи, как и другие народы Руси, имеют весьма древние корни, и именно их, воспользовавшись не совсем правильным пониманием слова «берен», Геродот называл «гелонами», взяв за основу слово «гелон» — глина. Это лишь одна и, быть может, не очень существенная деталь, побуждающая нас, в поисках истоков русских, как народа древнего, погрузиться в глубину веков и тысячелетий и в глубину русского слова. Тайны русских букв. Мифологическая этимология. Опубликовано в журнале "Слово" Российский журнал - художественной литературы и общественной мысли.
На вопрос «Кто это - Берендей?
К этой теме обращались в разное время наш замечательный поэт, удивительный драматург, чудесный необыкновенный композитор. А в наши дни в 1968 году был создан фильм «Снегурочка». Актёр П. Кадочников сыграл в нём роль царя Берендея. Он мудр, прозорлив, добр и справедлив. Начнем с поэтических строк Первый рассказал русскому читателю сказку о царе Берендее В. Ему мало места уделил поэт. Берендей появляется только в начале сказания и под конец.
Каким предстаёт у поэта Берендей? Кто это? Немолодой царь с бородой до колен. У него до старости нет детей. Об этом он глубоко печалится. Уезжая из своего стольного града, чтобы осмотреть своё царство, он отлучился на 8 месяцев. На обратном пути, в конце девятого месяца, в знойный жаркий день ему захотелось отдохнуть. В палатке было душно.
Царь размечтался о чистой ключевой холодной водице. Сел на коня и объехал поле. Ему встретился полный колодец, в котором плавал ковшик с янтарной ручкой. Ковшик оказался не прост: не давался в руки царю. Тогда Берендей перестал ловить хитрую посудинку, а просто нагнулся к воде, утопив в ней всю бороду, стал жадно пить. Утолив свою жажду, несчастный царь не смог поднять головы от колодца. Крепко в него вцепились клещи чудища с горящими, как огромные изумруды, глазами. Не отпускает чудовище.
Задумался Берендей. Всё ему знакомо в его царстве, и он согласился. Получил желанную свободу и уехал. Что ждало царя дома Сказка о Берендее Жуковского продолжается. На крыльцо вышла его встречать царица с хорошеньким младенцем на руках. Закручинился Берендей. Теперь понял царь, о чём он не знал и с кем ему предстоит расстаться. Никому не рассказал Берендей о своём обещании, только всё время ждал, что придут и отнимут ребёночка, и потому был всё время печален.
Но шло время, царевич подрастал, никто за ним не приходил, и царь стал забывать историю у колодца. Вырос Иванушка красавцем и поехал в лес на охоту. Приключения царевича Мы продолжаем сказку о Берендее. В чаще из дупла вылез к царскому сыну старичок недобрый с зеленной бородой и зелёными глазами и велел царевичу ехать к отцу да напомнить о долге. Задумался Иванушка и поехал обратно. Рассказал царю-батюшке о встрече и странных словах. Тут Берендей заплакал и открыл сыну свою страшную тайну. Сел на коня и поскакал неведомо куда.
Встретилось ему озеро. На нём плавали 30 уточек, а на берегу лежали тридцать белых рубашек. Взял одну из них царевич спрятался с ней в кустах. Наплавалась уточки вышли на берег и превратись в прекрасных девушек. Быстро оделись в свои сорочки и исчезли. Только одна жалобно покрикивает у берега, бьёт крылышками. Жалко стало её Иванушке, и вышел он к ней. Она ему и говорит: «Отдай мое платье, я тебе потом пригожусь».
Сел Иван в кустики, отвернулся, а тут подходит к нему девушка и звонким голосом рассказывает, что она и ещё ее 29 сестёр - дочери Кощея бессмертного, который владеет подземным царством. Топнула она ножкой, и оба спустились под землю. Появление царевича во дворце Кощея и первые задания Иван вошел в светлый каменный дворец Кощея, опустился перед троном на колени. Царь Кощей сначала очень рассердился, а потом рассмеялся. Сказал, что если Иван отслужит ему три службы, то получит свободу. Отправил Кощей царевича отдыхать с дороги и рано утром призвал к себе. Задал первое дело: построить за ночь мраморный дворец с золотой кровлей и хрустальными окнами и разбить вокруг него сад с прудами. Вернулся Иван в свои покои с тяжёлыми думами.
Тут к нему в окошко залетела золотая пчёлка. Она превратилась в Марью-царевну. Ей и рассказал Иванушка о своей беде. Девушка утешила его и пообещала, что к утру всё будет сделано, а царевичу надо только ходить и молоточком постукивать. Так оно и случилось. Когда Кощей дворец увидел, то не поверил своим глазам. Рассердился, но дал на завтра новое задание: из 30 его дочерей выбрать младшую. Сидит он в своих покоях, и снова залетает к нему пчёлка и рассказывает, что сёстры все имеет одно лицо, а её он узнает по мошке на щеке.
Выбор Иваном девушки Утром встало 30 девушек перед царским сыном. Трижды ему надо пройти мимо них и выбрать младшую. Это оказалось непросто. Два раза прошел Иван мимо девушек, а мошки так и не увидел. Идёт он в последний раз, очень внимательно вглядывается и усмотрел мошку на порозовевшей щечке. Взял Иван избранницу и вывел её вперед. Рассердился Кощей. Чувствует, что дело нечисто.
Третья хитрость Кощея Он тут же выдал Ивану третье задание: сшить сапоги. Ушёл царевич к себе, задумался. Тут в окно влетает пчёлка и говорит, что им обоим надо бежать от неминуемой смерти. Плюнула она на оконце, и к нему слюнка примёрзла. Вышли они и дверь закрыли на ключ. Ключик далеко выбросили: никто не найдёт. Оба оказались у озера, где первый раз встретились. Там конь пасётся на траве мураве.
Узнал хозяина, примчался и встал пред ним. Сели царевич с царевной на коня и помчались вперед, к свободе. Кощей тем временем гонцов посылает, чтобы узнать, готовы ли сапоги. Им из-за двери слюнки отвечают, что скоро прибудут. Так повторилось еще раз. Разгневался Кощей и велел двери сломать, за ними никого нет. Пустились слуги догонять беглецов. Только у Марьи-царевны на всякий случай разные хитрости припасены.
Ошибка Ивана-царевича Не смог их сам Кощей догнать, так на беду прекрасный город им по пути встретился. Ивана в город потянуло, а Марья предупредила его, что там он может её забыть, и она умрёт. Всё так и получилось. От тоски прекрасная царевна превратилась в цветочек голубенький.
Поскольку русские князья часто использовали военные силы берендеев и других кочевых народах в своих войнах, часть кочевников была расселена по берегам реки Рось. Все вместе они стали именоваться «Черными клобуками». Слово «клобук» сейчас означает монашеский головной убор, но по-древнерусски так называлась любая шапка. Очевидно, такое наименование возникло оттого, что кочевники, в самом деле, носили черные головные уборы. Данные топонимики свидетельствуют о том, что в дальнейшем часть берендеев опять же, как важный военный ресурс была переселена Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским на территорию Северо-Восточной Руси. Память об этом хранит, например, название села Берендеево в Ярославской области. После монголо-татарского нашествия имя берендеев исчезает из летописи. Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Остается вопрос: почему в массовом сознании берендеи, тюркоязычные кочевники, предстают в виде неких «сказочных славян», а не врагов-степняков? Всему виной великий русский писатель Александр Николаевич Островский 1823 — 1886. Да-да, тот самый, который написал «Грозу» помните: Катерина, «луч света в темном царстве» и прочее, известное всем со школы. Помимо этой замечательной пьесы, Островский является автором еще нескольких десятков произведений, среди которых видное место занимает романическая стихотворная пьеса «Снегурочка», впервые поставленная на сцене Большого театра в 1873 г. Именно в этой пьесе берендеи из древних тюркоязычных кочевников превратились в сказочных славян. В пьесе фигурирует «Заречная слободка Берендеевка», её жители — «берендеи», и даже «царь Беренедей».
Его характеристики и приключения заинтересовали множество писателей, художников и режиссеров, что привело к созданию различных адаптаций и интерпретаций в разных искусствоведческих формах. Литература: Великое влияние Берендея на русскую литературу видно в появлении детективной серии книг, основанных на его персонаже. Эти книги рассказывают о приключениях Берендея в современном мире и пользуются большой популярностью среди детей и взрослых. Кроме того, Берендей часто упоминается в различных русских сказках, стихах и романах. Кино и телевидение: Берендей также нашел свое место на большом и малом экране. Его приключения были экранизированы в форме мультфильмов и фильмов, пользующихся огромной популярностью у детей и взрослых. В этих адаптациях Берендей часто выступает в роли смешного и добродушного героя. Художественные работы: Изобразительное искусство также не обошло стороной персонажа Берендея. Различные художники создали множество картин, иллюстраций и анимаций, изображающих приключения и образы Берендея. Эти работы показывают разнообразие творческих интерпретаций и вижуализаций этого персонажа. В целом, Берендей остается популярным персонажем в современной культуре. Его доброта, находчивость и юмористический потенциал привлекают к нему внимание и вносят свою ноту в различные формы искусства.
Содержание
- Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
- Приключения царевича
- Кто такие берендеи в сказке снегурочка
- Кто такие берендеи? » Сила в ПРАВДЕ: Актуальные международные новости
- Значение слова «берендей»
- 14. Интересно знать. Кто такие берендеи?
Берендей мифология. Берендей - кто это такой? Царь Берендей. Кто такие берендеи
В данной статье мы проведем исторический анализ берендеев и попытаемся разобраться в их истинном значении для Древней Руси. На вопрос «Кто это – Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой стороны, дать развернутое и полное описание этого полумифического образа нелегко. Чаще всего при слове Берендей мы вспоминаем пьесу Островского «Снегурочка», однако сказочный царь, правящий «царством добрых берендеев», не имеет ничего общего с настоящим древним народом. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео кто такой берендей онлайн которое загрузил IT Bilim 01 апреля 2023 длительностью 00 ч 00 мин 20 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 2 240 раз. Кто такой берендей. Царь Берендей Переславль Залесский. Царь Берендей из Переславля-Залесского. Берендей — это мифический царь, который отличался безграничной любовью и верой в свой народ.
Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Таким образом, Берендей в русской мифологии является многогранным персонажем, способным проявлять как героические качества, так и черты злодея. А так как берендеи указываются жителями чащи еще в былинах (они начали записываться лишь в 16 веке), то нужно понимать, что берендейский промысел известен русским уже тогда. Берендей — кто они такие? Берендеи — это группа животных, принадлежащих к отряду грызунов и семейству щекачковых, которая обитает в различных уголках планеты. Значение слова Берендей на это м. разг. 1) Тот, кто постоянно живет в лесу. Ваш адрес успешно подписан на рассылку новостей нашего сайта.