«Легенда о любви» — балет Арифа Меликова в трёх действиях, семи картинах, на либретто Назыма Хикмета по мотивам его драмы «Ферхад и Ширин».
Либретто балета Легенда о любви
В канун Дня столицы на сцене Театра «Астана Балет» премьера культового балета легендарного хореографа-постановщика Юрия Григоровича «Легенда о любви» – приятный сюрприз. Делясь своими впечатлениями о балете «Легенда о любви», народный артист Омар Эльдаров сказал: «Этот великолепный балет был создан усилиями талантливых мастеров балета и в короткие сроки завоевал успех. Однако в «Легенде о любви» Григорович не стал отрекаться от принципов советских балетов-драм, от костюмов и декораций, но придал своей работе лаконизм и динамическую остроту.
Покоривший мир балет «Легенда о любви» снова на бакинской сцене!
- Популярные события
- Астана Балет - «Легенда о любви», овации, восторг ташкентской публики
- Рождение и долгая жизнь "Легенды о любви" | Вестник Кавказа
- КТО «Премьера» представляет «Легенду о любви» с приглашёнными солистами
Спектакль «Легенда о любви»
Вторая премьера "Легенды" прошла в Новосибирском театре оперы и балета 21 декабря 1961 года. В Азербайджанском государственном театре оперы и балета в Баку, на родине Арифа Меликова, балет впервые был показан в июле 1962 года. Дирижировавший постановкой Ниязи признавался, что "работал с истинным наслаждением, забывая обо всем на свете, отдавая всего себя". Премьера на сцене Большого театра в Москве состоялась 15 апреля 1965 года.
Плисецкая так отзывалась о балете: "Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в "Легенде о любви", мне нравится каждый момент сценической жизни Мехмене". Высоко оценил балет Дмитрий Шостакович: "Хореография чрезвычайно интересна и разнообразна...
Григорович привнес в хореографию сложную тему и сумел с большой художественной силой ее разрешить". О Меликове он говорил как об одаренном композиторе: ""Легенду" характеризует глубокая музыкальная драматургия партитуры, ее внутреннее развитие, точность и выразительность музыкальных характеристик героев, редкое искусство в оркестровке, особая ее красочность, множество находок заставляют с большим интересом слушать этот талантливый музыкальный опус". Галина Уланова признавалась: "Долго я ходила под впечатлением "Легенды", жалела, что уже не танцую".
Николай Цискаридзе, которого называют одним из лучших интерпретаторов роли Ферхада, отмечал, что "миссия "Легенды о любви" - показать силу любви, способную изменить человека", а "исполнители стремились привнести в эту историю личный свет, уникальность, тем самым обрекая эту легенду на бессмертие и вечную любовь зрителей".
Она чем-то неуловимо напоминает советские фильмы 1950-х годов: то ли музыкальным решением, то ли групповыми сценами, то ли костюмами и гримом. Несомненно, артистам не так уж просто танцевать, внутренне ориентируясь на тех, чье исполнение балета стало классикой: Майи Плисецкой, Наталии Бессмертновой, Мариса Лиепы, Николая Цискаридзе. Однако в основном краснодарские танцоры предлагают вполне убедительные трактовки образов. Ферхад Алексея Шлыкова не так легок и тонок, как герои персидских миниатюр. Но он мускулист и могуч и создает достаточно цельный образ мужчины, способного как пожертвовать своей любовью ради высокой цели, так и пробить путь воде через скалы.
Гибкая, легкая, пластичная Мехмене Бану Марии Томиловой убедительна и в своем отчаянии, и в своей печали, и в своей власти. Подобно Одетте, светлой «тенью» царицы становится ее сестра Ширин — тонкая, изящная Елена Лузина танцует вдохновенно и поэтично. Общая тематическая мрачность постановки впервые отступает во время первого дуэта Ширин и Ферхада, платонического и стилизованного танцевального диалога, где влюбленные ни разу ни касаются друг друга. Восточная стилизация хореографии — символические жесты, «ломаные» запястья — подчеркивает глубоко классическую основу спектакля.
Григорович не стал отказываться как от принципов советских балетов-драм, так и от костюмов и декораций. Но сильно упростил и облегчил последние: декорациями в «Легенде о любви» были простые щиты с минимумом декора, а танцовщики были одеты в обтягивающие трико. Другие выпуски.
Мехменэ Бану бросает к его ногам золото, но незнакомец от золота отказывается. За исцеление сестры царица готова отдать свою корону. Но и корона не нужна незнакомцу — пусть Мехменэ Бану ради спасения сестры откажется от своей красоты. После мучительных колебаний царица соглашается… Незнакомец возвращает Ширин к жизни. Она встает со смертного ложа и с ужасом глядит на обезображенное лицо сестры, не узнавая ее… Картина вторая. Сад дворца, построенного для принцессы Ширин. Художники, среди которых и молодой мастер Ферхад, расписывают арку. Мехменэ Бану и Ширин в сопровождении свиты пришли осмотреть дворец. Взоры сестер прикованы к Ферхаду: они поражены его красотой. Торжественная процессия удаляется, Ферхад остается один. Появляется Ширин. Она нравится ему. Их неодолимо влечет друг к другу. Но принцесса недосягаема для простого рисовальщика… Действие II Картина первая. У иссохшего источника собрался народ. Воды нет. Чтобы ее добыть, нужно пробить огромную гору. Это не под силу людям… Воду привозят издалека и только во дворец.
Танцевать о Востоке: возвращение «Легенды»
балет Юрия Григоровича по мотивам драмы Назыма Хикмета «Ферхад и Ширин» на музыку Арифа Меликова - одна из лучших работ выдающегося хореографа. Уфимцы увидели знаменитый балет Арифа Меликова "Легенда о любви" в постановке Юрия Григоровича. "Легенду о любви" можно снова увидеть в Большом (Время новостей, 26.04.2002). Татьяна Кузнецова. "Легенда о любви" как правда о балете. балет Юрия Григоровича по мотивам драмы Назыма Хикмета «Ферхад и Ширин» на музыку Арифа Меликова - одна из лучших работ выдающегося хореографа. "Легенда о любви" моментально прославила молодого хореографа. Балет «Легенда о любви» и по сей день не сходит с мировой сцены.
Покоривший мир балет «Легенда о любви» снова на бакинской сцене!
Как и «Каменный цветок» — свой первый спектакль на Кировской сцене, — «Легенду о любви» Григорович создал в содружестве с Симоном Вирсаладзе. Декорации художник выполнил в виде раскрытой старинной книги, страницы которой покрыты арабской вязью. Герои «Легенды» словно сходят к нам со страниц этой книги — гордая и беззаветно любящая царица Мехменэ Бану, своей небывалой красотой заплатившая за исцеление умирающей сестры Ширин, художник Ферхад, плененный юной и грациозной Ширин и отвергнувший любовь Мехменэ Бану.
Премьера балета «Легенда о любви» состоялась 23 марта 1961 года в Ленинградском театре оперы и балета ныне Санкт-Петербургский государственный академический Мариинский театр.
Балетмейстером-постановщиком спектакля был Юрий Григорович, художником - Симон Вирсаладзе, а дирижером - маэстро Ниязи. В июле 1962 года состоялась премьера произведения на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Балет «Легенда о любви» и по сей день не сходит с мировой сцены.
Произведение неоднократно ставилось в постановках выдающихся балетмейстеров в более чем 60 театрах разных стран.
Ташкентской публике был представлен знаменитый балет Арифа Меликова «Легенда о любви» в постановке Юрия Григоровича. Полный зрительный зал с большим воодушевлением воспринял легендарную постановку в исполнении казахстанских артистов, отблагодарив горячими аплодисментами, цветами и возгласами «браво».
Сегодня мы увидели настоящий балетный спектакль. В первую очередь меня поразил кордебалет, где все подобраны и по росту, и по энергетике. Он является основой, в которой купаются солисты — такие статные, техничные и артистичные.
Я вспоминаю Мехменэ Бану, которую танцевала Майя Плисецкая, и я считаю, что ваши артисты выступают на уровне — поделилась мнением музыковед, заслуженный работник культуры Узбекистана Иннесса Гульзарова «Легенда о любви» - один из первых спектаклей прославленного хореографа Юрия Григоровича. В этой постановке сошлись четыре гениальных компонента, вознесшие искусство балета на небывалую высоту. В основе либретто философская пьеса драматурга Назыма Хикмета.
Колоритную и сочную музыку написал Ариф Меликов, а изящную и выразительную — при всей лаконичности — сценографию создал Симон Вирсаладзе. То, что сегодня он идет на сцене Театра «Астана Балет» говорит о великолепной форме артистов. В основе сюжета - древняя восточная легенда.
Две сестры — Мехменэ Бану и Ширин - страстно влюбляются в придворного художника Ферхада. Ширин сразу покоряет сердце прекрасного юноши, а взаимная любовь для Мехменэ Бану невозможна: когда-то она пожертвовала своей красотой ради спасения жизни сестры.
Ветеранов, 155 прошёл кинолекторий: балет «Легенда о любви». Со вступительным словом выступил сотрудник библиотеки Ломтева Ольга Алексеевна, представив интересные факты из истории создания балета: «Легенда о любви» — балет Арифа Меликова в трёх действиях, семи картинах. Либретто балета создал турецкий поэт и драматург Назым Хикмет на основе собственной драмы «Ферхад и Ширин».
Рождение и долгая жизнь "Легенды о любви"
И как много можно сказать костюмом... Особого восхищения заслуживают декорации спектакля и сценические костюмы признанного в театрально-музыкальном мире мастера сценографии, народного художника России Вячеслава Окунева. Новый спектакль впитал традиции и изысканность Прованса — в декорациях и костюмах играют яркие краски и сказочные мотивы, а визуальные эффекты сроднили классический балет с современной анимацией, благодаря которой на сцене ожили все удивительные фантазии и чудеса.
В конце концов, художник бросил обеих ради прокладки водопровода в родной кишлак. В балете, когда танцовщица выгибалась в страдальческом «мостике», или, перевернутая вниз головой, распахивала ноги в шпагате, многим казалось безнравственным. Спустя 34 года — ровно столько шел балет в Большом — изменилось многое: и в составе артистов, и в представлениях о приличиях. Через четыре года перерыва «Легенду о любви» вернули в репертуар Большого театра. Пожалуй, он один справился со своей ролью. В его движениях не чувствуется ни любви, ни страсти.
Светлана Дзантемировна, конечно же, вызывает не то что уважение, но восхищение. И я горжусь, что у нас есть сегодня Светлана Дзантемировна Адырхаева! Он подтвердил, что в экспозиционном фойе Большого театра организовали посвященную юбилею балерины выставку, где представлены фотографии из спектаклей, афиши, костюмы артистки. Светлана Дзантемировна Адырхаева родилась 12 мая 1938 года в селе Хумалаг. В 1955 году окончила Ленинградское хореографическое. В 1955-1958 годах была солисткой балетной труппы Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. Глинки, в 1958-1960 годах — Одесского государственного академического театра оперы и балета.
С 1960 по 1988 годы — солистка балетной труппы Государственного академического Большого театра.
Юная принцесса хочет убежать с Ферхадом, но их замысел раскрывается, и царица предлагает ему сделку — либо голову с плеч, либо туннель в скале. Ради любви художник берется за кирку.
В отличие от других восточных сказок, в этой чуда можно не ждать. Полупрозрачные костюмы танцовщиц, завораживающая хореография Юрия Григоровича, безупречная хореографическая работа артистов ставят «Легенду о любви» на один уровень с лучшими балетами Мариинки.
Казахский национальный театр оперы и балета
- «ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ»
- Большой театр представил балет "Легенда о любви" - Российская газета
- Легенда о любви, отзывы на Балет – Афиша-Театры
- Мариинский театр покажет три спектакля "Легенда о любви" к 60-летию балета Григоровича
«Легенда о любви» — восточная сказка с трагичным концом
Как и «Каменный цветок» — свой первый спектакль на Кировской сцене, — «Легенду о любви» Григорович создал в содружестве с Симоном Вирсаладзе. Декорации художник выполнил в виде раскрытой старинной книги, страницы которой покрыты арабской вязью. Герои «Легенды» словно сходят к нам со страниц этой книги — гордая и беззаветно любящая царица Мехменэ Бану, своей небывалой красотой заплатившая за исцеление умирающей сестры Ширин, художник Ферхад, плененный юной и грациозной Ширин и отвергнувший любовь Мехменэ Бану.
В отличие от других восточных сказок, в этой чуда можно не ждать. Полупрозрачные костюмы танцовщиц, завораживающая хореография Юрия Григоровича, безупречная хореографическая работа артистов ставят «Легенду о любви» на один уровень с лучшими балетами Мариинки. С самого дня премьеры в Кировском тогда еще театре постановка не претерпела ни одной редакции, и это, наверное, к лучшему.
Это представление поразит зрителей великолепной музыкой, постановкой и оформлением. Ариф Меликов написал балет «Легенда о любви» на либретто известного турецкого поэта Назима Хикмата по мотивам драмы «Фархад и Ширин». Премьера балета состоялась 23 марта 1961 года в Ленинградском театре оперы и балета ныне Государственный академический Мариинский театр в Санкт-Петербурге. В июле 1962 года премьера произведения состоялась на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета.
Она помнит начало хореографической карьеры Юрия Григоровича, который дебютировал в Кировском ныне Мариинском театре как исполнитель характерных и гротесковых партий, а затем раскрылся на этой сцене как балетмейстер-новатор. Вот сейчас он возобновлен, и я вижу, как артисты радуются его возвращению на сцену", - говорит Комлева. Рассказывая о своих ощущениях, связанных с ролью Мехменэ Бану, она утверждает, что "эта партия настолько разнообразна по языку, где есть и мягкая пластика, и угловатость, и взрывы эмоций, что в ней можно купаться бесконечно и все время искать какие-то новые выразительные ходы".
«Легенда о любви» — восточная сказка с трагичным концом
Все-таки в балетах Григоровича очень сильно впечатление зависит от того, чем наполнит роль конкретная личность. Есть все составляющие кассового успеха: русский балет, две мировые звезды, травма, постепенное сближение, любовь. 29 октября, на исторической сцене Мариинского театра состоялось вечернее представление, которое надолго запомнится зрителям — потрясающий по драматизму и накалу чувств балет «Легенда о любви». Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Балет "Легенда о любви" 26.10.