На фото: восьмилетняя Надя Крупская / РИА Новости. С Лениным Крупская познакомилась в 1894 году на заседании марксистского кружка, замаскированного под масленичное застолье. Репродукция картины художника Н. А. Сысоева "В. И. Ленин и Н. К. Крупская на открытии электростанции в Кашино". А Крупская с Лениным заняли кухню, горницу и ещё одну комнату, в которой спали и работали. Она стала секретарем, переводчиком и домоправительницей у Ленина и Крупской, и осенью 1910 года переехала в Париж, чтобы быть ближе к своим друзьям.
Неподвижные звезды. Владимир Ленин, Надежда Крупская и Инесса Арманд
Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. В.И. Ленин: "100 лет тому назад подписал декрет об образовании республики. В юбилейный для Татарстана год я голосую за поправки к Конституции РФ, которая нацелит всех нас на работу на одной волне с Президентом страны. В феврале 1900 года Ленин и Крупская приехали в Уфу. После освобождения из ссылки Ленин и Крупская эмигрировали в Европу: они жили в Германии, Великобритании и Швейцарии. 153 года назад родилась Надежда Крупская, жена и боевой товарищ Владимира Ленина. Надежда Крупская и Владимир Ленин: страсть, замешанная на революционной борьбе.
Почему Ленин и Крупская не стали родителями
Серьезно еще больше могло подорвать и без того пошатнувшееся здоровье Крупской и путешествие к ссыльному Ленину в холодную Сибирь в 1898-м году. Надежда Константиновна Крупская несколько раз порывалась уехать, но Ленин ее удерживал. Татьяна Горшунова (1954 г.р.). Свадьба и ой 22 (10) июля 1898 года в селе Шушенское состоялось церковное венчание двух ссыльных – «рабов Божьих Владимира и Надежды».
6.7.2. Почему Крупская не Ульянова и не Ленина?
Ленин — был псевдоним сына издателя Сытина, а литературовед Ульянов был однофамильцем его старшего брата (неудавшегося цареубийцы). Полтора века назад, 26 февраля 1869 года, родилась супруга Владимира Ленина — Надежда Крупская. Считается, что в политическом мире нет места чувствам. Но ничто человеческое не чуждо и властителям. Леонид Млечин пытается понять, какие страсти и эмоции управляют теми, кто управляет нами. Смотрите видео на тему «Ленин И Крупская Прикол Приколы Все» в TikTok. А Крупская с Лениным заняли кухню, горницу и ещё одну комнату, в которой спали и работали. Крупская в своих воспоминаниях, насколько я знаю, нигде не описывала, как они с товарищами собирались, чтобы торжественно, за столом отметить день рождения Владимира Ильича.
Как Ленин и Крупская: Петербург передал Цюриху исторический фонарь
Сама Надежда готовить так и не научилась, но она была умной и мудрой женщиной, мало зависимой от чужого мнения. Она вполне была способна в одиночку выстроить план по «захвату» Ильича. История умалчивает о том, как именно Владимир сделал Якубовой предложение, но когда он в очередной раз был арестован, к окну его тюрьмы пришла одна Надежда: с Аполлинарией Якубовой отношения больше не возобновлялись. Женитьба в Шушенском Ленина отправили в ссылку в село Шушенское, и вслед за ним поехала Надежда. Об обстоятельствах этой поездки существуют различные версии, но сама Крупская рассказывала, что Ленин сделал ей предложение в переписке, и она согласилась: «Замуж так замуж». Не исключено, что Ленин во-первых привык к постоянному присутствию в его жизни соратницы по партии, во-вторых осознал, что в его работе без такой умной советчицы, как Надежда, не обойтись. Глеб Кржижановский писал о Крупской: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…» На свадьбу были приглашены крестьяне из деревни, а также друзья-ссыльные: Кржижановский, Старков и другие. Гости так шумели, что владельцы дома, где проводилось свадебное торжество, приходили с просьбой вести себя потише. Ни на одной из сохранившихся фотографий Ленин и Крупская не выказывают симпатии друг к другу — они запечатлены бесстрастно и целеустремлённо: так, как подобает вождям революции. Но позднее Крупская писала в мемуарах: «Мы ведь молодожёны были, - и скрашивало это ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти...
Она обрабатывала корреспонденцию, преподавала в партийной школе, была редактором, переписчицей статей. Ленин нашёл в Надежде Константиновне не только соратника по революции. Он страстно любил бродить по лесам — за грибами или просто так, и жена составляла ему компанию. Впоследствии Крупская рассказывала, что они находили нетронутые уголки природы даже в Мюнхене и в Лондоне. Вместе с супругами вплоть до своей смерти в 1915 году ездила тёща Елизавета Васильевна. Именно она брала на себя «обеспечение тыла» - все дела по кухне и по хозяйству. По данным профессора истории и известного знатока кулинарии В. Похлёбкина, коронным блюдом спутницы жизни вождя мирового пролетариата была яичница из 4-х яиц — Похлёбкин предполагает, что именно злоупотребление этим блюдом вызвало у Ленина впоследствии атеросклероз сосудов головного мозга. Когда умерла Елизавета Васильевна, супруги предпочитали питаться в дешёвых столовых.
Кроме того, для биографа написать про Ленина - все равно что для актера Гамлета сыграть. И за пять лет, которые я потратил на эту биографию, у меня возникли с моим клиентом фантомные, но все же отношения. Да, он был неприятным, много кого обидевшим и много зла допустившим человеком; иногда прямо-таки отталкивающим... Когда меня спрашивают: так что же за человек был Ленин?.. Не знаю. Если бы я оказался на месте большевика Евгения Преображенского, который летом 1923-го случайно попался на глаза Ленину в Горках... Он знал, что нельзя Ленину показываться, но не смог увернуться. Когда он подошел к инвалидному креслу, он что-то такое почувствовал... Думаю, я поступил бы так же. Когда был Ленин маленький Маленький Володя Ульянов - это терра инкогнита. Я когда-то был октябренком и носил на груди звездочку с изображением кудрявого херувимчика. Нам говорили, что он учился на одни пятерки, слушался маму и «бегал в валенках по горке ледяной». Мы Ленина такого не чувствовали. Мы таких отличников и маменькиных сынков в школе не любили и третировали. Для нас Ленин сразу был лысый, огромный, на постаменте, с протянутой вперед рукой с кепкой. А херувимчик был из другой оперы. Если серьезно: что в его раннем детстве предсказывало будущего вождя великой революции? Лев Данилкин: Кидался калошами, это была для всех огромная проблема. Нет, серьезно: на него жаловались, его наказывали, но он все равно, особенно когда гости приходили, пробирался в прихожую - и начинал обстрел. Собственно, вся дальнейшая его критическая манера - и в экономике «Развитие капитализма в России» , и в политике «Что делать? Еще он с самого начала знал цену тайне. Первый ленинский документ — он должен открывать 55-томник, но его там нет, нельзя печатать эту криптограмму - это индейское «Письмо тотемами», которое так и не расшифровано. Это показательно - и такое начало, надо сказать, не сулит биографу ничего хорошего. И Симбирск в 1870—80-е был странным городком, он остался как бы не у дел, до него тогда не дошла железная дорога, и, может быть, поэтому как-то удивительно так «зацвел», затух - и вытолкнул на поверхность разом Ленина, Керенского, Протопопова… Много было удивительных одноклассников, да и поколение родителей, кого ни копни.... Город был плотно набит всякими эксцентричными персонажами. Такой Твин Пикс, можно сказать... И казнь Александра Ильича, который вдруг оказался без пяти минут цареубийцей, - это для них было все равно что смерть Лоры Палмер. Шок для всех! Всеобщий любимец, поразительно симпатичный, ренессансные дарования! Володя больше всех был шокирован, когда понял, что сам вдруг взял и оказался с краю. Он понял, что игру в индейцев придется продолжить, войти самому в этот Черный Вигвам, параллельный мир, который поглотил брата. Вряд ли примитивное желание отомстить. Просто оказалось, есть некая важная работа брат удостоверил, что смертельно важная! С этого момента его жизнь вдруг меняется. Православный - значит русский Постоянно муссируются слухи о таинственной родословной Ленина. В диапазоне от его «калмыцкого» до «немецкого» и даже «еврейского» происхождения. Кто он был по национальности? Лев Данилкин: Практически все генеалогические тайны были разгаданы к концу 1980-х: евреи, немцы, шведы, русские, калмыки, такой набор. Единственный вопрос, который остается, - это соотношение русской и калмыцкой крови в отце. Наиболее колоритная фигура из пантеона предков Ленина - его прадед по матери Дмитрий Бланк, который поссорился со всеми своими соплеменниками и засыпал Николая I предложениями, как лучше христианизировать российских евреев. Ленин - в одной из своих ипостасей - похож на него, как Стэплтон на Гуго Баскервиля. В целом Ленину можно приписать черты, которые на бытовом уровне обычно связываются с евреями, немцами, шведами, русскими... В царской России, где переход в православие, по сути, снимал проблему национальности, еврейские или немецкие корни не были ни проблемой, ни преимуществом. Это видно по десяткам ленинских двоюродных братьев и сестер - у которых теоретически были те же «проблемы»; но никто из них никак не фокусировался на своем происхождении. Там к Ленину докапывается один контрреволюционно настроенный тип: «А вот тебе можно задать один вопрос? Ты православный? Если вы хотите узнать, верующий ли я, то нет, я не верующий, я атеист». Тип торжествует : «Слыхали?! Стало быть, ты не русский? Хотя я не понимаю, какое это имеет значение. Я не православный, а русский! Вся моя семья была русская. Мой отец был инспектором русских училищ в Симбирской губернии. Мой брат Александр был казнен за революционную деятельность русским царем». По ленинским местам Ты написал биографию в жанре «травелога», по географическому принципу. Необычная идея! В каких «ленинских местах» ты лично побывал и как увидел их «ленинскими» глазами? Лев Данилкин: Мне пришло это в голову, когда я понял, что Ленин был бешеным путешественником. На этом никогда не делали акцент, но это невозможно игнорировать.
В 1938 году арестован за «участие в контрреволюционной террористической организации». Приговорён к высшей мере накзания и в тот же день расстрелян. В 1936 году арестован по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра» и исключён из партии. На открытом судебном процессе был вынужден оговорить себя, и был приговорён к 10 годам тюрьмы. Однако, 21 мая 1939 года был убит в Верхнеуральском политизоляторе по прямому указанию Лаврентия Берии. В 1934 году был арестован по делу «Ленинградской контрреволюционной зиновьевской группы». Исключён из партии и осуждён на 2 года ссылки. В 1936 году, находясь в ссылке, приговорен к высшей мере наказания, которая была заменена на 10 лет лишения свободы. В 1947 году вновь осуждён к 10 годам лишения свободы. Умер в лагере. Судьба неизвестна что удивительно, так как это соратники Ленина - 9 человек. Судьба неизвестна. Золовка Инессы Арманд. Жена Ильи Мирингофа. Сын Буни Погосской. Умерли от старости то есть в возрасте более 50 лет — 8 человек.
Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем. И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды. Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив». Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей. Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель.
Жорес Трофимов: любовный треугольник «Ленин, Крупская, Арманд». Правда или вымысел?
А ум в сочетании с привлекательностью — отличная почва для того, что называется обаянием. Сходство действительно есть. И ведь ту же Йоханссон не назовёшь классической красавицей. Зато — море обаяния. Да, потом привлекательность и свежесть Крупской убьют аутоиммунное заболевание — гипертиреоз, или базедова болезнь. Но обаяние-то никуда не денется.
Что отмечали даже в 1934 году, когда Надежда Константиновна была, мягко говоря, немолода. Вот как описал свои впечатления корреспондент американской газеты The Pittsburg Press Ричард Халибертон: «За столом в маленьком, но очень удобном кабинете сидит первая леди России. Это гражданка Крупская, вдова Ленина. Нет женщины, которая столько бы сделала, сколько она… Когда она улыбалась, усталое лицо её оживлялось, а когда она заговорила, можно было сбросить ей 40 лет. Ясность её мысли, сила характера сразу же захватили меня, как они захватывают каждого, кто сталкивается с этой чудесной пожилой леди.
Теперь я понимаю, почему как оратор и как руководитель она представляла собой одну из самых мощных сил революции. Мне разрешили поговорить с миссис Ленин около часа к счастью, она говорит по-английски. Теперь она занимается образованием и эмансипацией женщин. В этом уважаемая гражданка Крупская и её министерство совершили переворот».
Нина Тумаркин пишет, что Крупская была категорически против этой идеи, о чем свидетельствует призыв Надежды Константиновны «не устраивать дворцов», процитированный нами ранее. Гроб с забальзамированным телом Ленина поместили в деревянный мавзолей — временную гробницу, которая, несмотря на лютые морозы, была построена всего за три дня. Вот как описывает церемонию прощания с Владимиром Ильичом крестьянка Анастасия Ивахнова: «Когда опускали гроб в склеп… все притаили дыхание, всем хотелось, наверное, вместе с нашим отцом родным пойти в склеп, не жить больше. Замолчала вся земля, все птицы, все люди, даже, кажется, солнышко перестало греть землю.
Остановились все поезда, все движение во всей России, чтобы в одно и то же время выразить свою скорбь, свое горе по случаю смерти дорогого Вождя». Заветной мечтой некоторых советских гражданок было не только сойти в могилу вслед за вождем, но и умереть вместо него. То же и в рассказе П. Товарищ Белова — там самая, что просила сына привезти ей портрет мертвого Ленина — писала: «Если бы ты знал, как нам хотелось глянуть хоть одним глазком на Москву во время похорон тов. У нас вся площадь была переполнена народом во время похорон Ленина, мы пели похоронный марш. Картина была трогательная, но все-таки, наверное, не такая как в Москве». Крестьянка Дежкина рассказывала о траурном собрании в селе Горицы Бутырской области: «Все женщины горько плакали, когда мы запели похоронный марш. Двое взяли траурное знамя.
Боевая делегатка моя Анисья Васильева взяла портрет Ленина. Я взобралась на трибуну, взяла в руки портрет, подняла его высоко и сказала нашим крестьянкам, кого мы готовимся зарыть в сырую землю, нашего неоцененного борца революции, который… раскрепостил нас, дал равноправие… Зароем его тело, но идею оставим при себе… Реки слез пролились из глаз крестьян и крестьянок». Всемирный Ленин Внешний вид первого мавзолея оставлял желать лучшего — за три дня сложно было построить на мерзлой земле что-то красивое.
Последний Рюрикович царь Федор Иоаннович 3. Первый выборный царь Борис Годунов 3. Избрание Михаила Романова на царство: всенародный выбор или «на безрыбье и рак — рыба»? Бунташный век Алексея Михайловича «Тишайшего» 3.
Государственные деятели 3. Сильвестр и Алексей Адашев: парадигма жизни российских реформаторов в действии 3. Ордин-Нащокин, В. Голицын: горе уму 3. Полководцы, военачальники 3. Полководцы Ивана Грозного между милостью и плахой 3. Почему отравили М.
Лидеры политических, социальных движений 3. Первый российский диссидент князь Андрей Курбский 3. Иван Болотников в контексте Смутного времени 3. Деятели церкви 3. Василий Блаженный — московский юродивый 3. Митрополит Макарий и митрополит Колычев 3. Одна голова хорошо, а две… много!
Взлет и падение патриарха Никона 3. Аввакум Петров: смерть за идею 3. Творцы русской культуры 3. Первопечатник ли Иван Федоров? Первый военный инженер Иван Григорьевич Выродков 3. Выдающиеся, знаменитые женщины 3. А Елену Глинскую все-таки отравили 3.
Семь жен Ивана Грозного 3. Проклятие Марины Мнишек 3. За что пытали боярыню Морозову 3. Как царевна Софья Алексеевна стала «зазорным лицом» 3. Герои и антигерои 3. Главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов 3. Лжедмитрий I — факир на час 3.
Не склонивший головы патриарх Гермоген 3. Факты и анекдоты об Иване Сусанине 3. Судьба перебежчика: Г. Котошихин Литература 4. Петр I — великий реформатор «революционер на троне» или безответственный разрушитель Святой Руси «антихрист»? Женское ли дело страной управлять? Дочь Петра Великого Елизавета Петровна 4.
Северная Семирамида: феномен Екатерины II 4. Загадка Александра I 4. Почему отравился Николай I? Государственные деятели 4. Меншиков при Петре и без Петра 4. Бирон и «бироновщина» 4. Что сделал Григорий Потемкин, кроме «потемкинских деревень»?
Горе уму! Сперанский как преждевременный человек русской истории 4. Воронцов как русский колонизатор 4. Сделал то, что разрешили. Концептуальная реформа П. Киселева 4. Полководцы, военачальники 4.
Петр Первый и его генералы 4.
Не раз ей намекали на то, что она не имеет никакого права на личную память о вожде. Сергиевская пишет о том, что у Крупской изъяли все, что было связано с ее усопшим мужем: фотографии, письма, рукописи. По воспоминаниям очевидцев, Надежда Константиновна якобы даже вырезала снимки Ленина, опубликованные в газетах и журналах, и бережно их хранила. Как-то раз, по словам свидетелей тех событий, Крупская, устав от обысков, оставила в квартире записку на имя Сталина. Записка гласила: «Коба, у меня ничего нет. Я давно все отдала». Возможно, именно такими действиями Сталин заставил Крупскую молчать. Хотя Валерий Торчинов и Алексей Леонтюк, авторы историко-биографического справочника «Вокруг Сталина», считают, что точных сведений о том, как именно Иосифу Виссарионовичу удалось приструнить Надежду Константиновну, не имеется.
Но достоверно известно, что однажды Сталин сказал Крупской, что если та не прекратит критически отзываться в его адрес, партия во всеуслышание заявит, что настоящей супругой почитаемого в стране Владимира Ильича была на самом деле старая большевичка Елена Стасова. Последний обыск Даже после смерти Крупскую, которая некогда противостояла Сталину и заступалась за репрессированных соратников Ленина, не оставили в покое. К слову, Надежда Константиновна скончалась в 1939 году на следующий день после того, как отметила свое 70-летие. Якобы Сталин прислал ей к праздничному столу отравленный торт.