Если мы соблюдаем пост и прочитали все необходимые молитвы, можно и нужно приступать к Святым Тайнам. Православные люди во время Великого поста утром и вечером, также перед и после приема пищи читают молитвы, чтобы духовно быть готовыми к празднику.
Тексты молитв перед началом Великого поста, правила чтения и в чем важность
Как молиться в Великий пост 2020. Православные люди во время Великого поста утром и вечером, также перед и после приема пищи читают молитвы, чтобы духовно быть готовыми к празднику. Все новости, вопросы, замечания, предложения, обсуждение и прочее в группе На пятой неделе Великого поста Церковь учит, что не нужно отчаиваться о своей греховности, приводя в пример преподобную Марию Египетскую, которая силой покаяния из бездны греха поднялась до равноангельского состояния.
Молитва начала поста
Великий пост Великий пост для православных начинается в 2023 году 27 февраля и продлится до 15 апреля включительно. Это утренняя ежедневная молитва в Великий пост. Поучение в четвертую Неделю Великого поста Значение поста по отношению к падшим духам Сей род, — сказал Господь Своим Апостолам о духах злобы, — ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом [255]. Перед отпустом читается молитва «Честнейшую херувим». Молитва перед началом учения. Яже іерей своимъ парохіаномъ въ понедѣльникъ первый Святаго Великаго Поста, или въ иный день первыя постныя седмицы въ церкви по утрени, или по часѣхъ.
Седмица 5-я Великого поста: сугубая пора покаяния
У православных христиан Великий пост длится семь недель и заканчивается перед Пасхой. Все новости, вопросы, замечания, предложения, обсуждение и прочее в группе В последнее воскресенье перед Великим постом (в этом году 1 марта) Православная Церковь вспоминает об изгнании Адама из рая. Эту молитву Святое Предание приписывает преподобному Ефрему Сирину, одному из великих подвижников духовной жизни. В Великом посту эта молитва читается в храме на Часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. А в будни Великого поста наша общая молитва за усопших — обязательна.
Лазарева Суббота
За целомудрием и смирением естественно следует терпение. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные; поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной. Терпение поистине божественная добродетель.
Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим, и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу. Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом; это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.
Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость — источник зла, и зло — источник гордости.
Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда главный враг — гордость — уничтожается в нас.
После каждого прошения молитвы мы кладем земной поклон. Не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения.
Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего. В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом; и весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.
Греховное падение состоит именно в победе плоти — животной, иррациональной похоти в нас — над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято, так свято, что Сам Бог «стал плотью». Спасение и покаяние тогда не презрение к телу, не небрежение им — но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души.
Господи, помилуй Трижды. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Утренние молитвы дополняются вышеуказанной молитвой Ефрема Сирина. Она может читаться не только в храме, но также дома, и имеет предназначение подготовить человека к исповеди, покаяться и очиститься.
Перед сном можно молиться ангелу-хранителю: «Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Можно читать молитву: «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец». А также произносить: «В руки Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же меня благослови, помилуй и живот вечный даруй. Приведем другие молитвы в Великий пост, которые читаются дома каждый день.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Молитва перед вкушением пищи: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения» строки из Пс. Перед тем как приступить к еде вы можете прочесть «Отче наш»: «Oтче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Не стоит думать, что на христианском богослужении верующих призывают к мстительности. Христиане понимают эти строки как призыв бороться с грехом, «дочерью Вавилона» Вавилон — город греха. Когда грех еще только рождается в душе «младенец» , он должен быть уничтожен без жалости. В этом году очень символично второе воскресенье Постной Триоди совпадает с памятью Собора Новомучеников и Исповедников Российских 8 февряля. Новомученики — люди, пострадавшие за веру в годы гонений, то есть сразу после революции 1917 года, во время смуты и от безбожной власти. В 2000 году они были все вместе прославлены как святые. Это очень важное событие! Мы часто вспоминаем, что в Советском Союзе многое было хорошо — цены доступнее, преступность ниже, еда натуральнее, образование качественнее. Кто-то говорит, что, напротив, сейчас жизнь лучше — в магазинах больше выбора, есть возможность путешествовать.
Но в этих спорах забывают самое главное: в основе идеологии, на которой держался Советский Союз, было безбожие. Не просто отсутствие веры, а агрессивно-презрительное отношение к Богу, Церкви и верующим. Людей могли вызывать на допросы, сажать в тюрьму и даже казнить за веру, формально обвиняя их в антигосударственных настроениях, бродяжничестве и так далее. Храмы уничтожались или отдавались под хозяйственные нужды. Монастыри разгонялись и объявлялись вне закона. Просветительская деятельность Церкви была запрещена. Даже просто привести ребенка в храм — преступление. Это продолжалось несколько десятилетий, то затухая, то, наоборот, усиливаясь. Во время Гражданской войны, в периоды правления Сталина и Хрущева, при Брежневе — над верующими нависала опасность.
Если не казнить, то уволить с работы, если не посадить в тюрьму, то закрыть храм... Такая беда произошла в православной стране. До революции почти все жители России считались верующими. И что же потом? На территории Дальнего Востока в том числе и в Якутии многие десятилетия вообще не было храмов! Все священники были изгнаны, казнены, сосланы. Выходит, те, что называли себя верующими — молчали? Сейчас две трети россиян тоже называют себя православными христианами. Но что с нами станет, если вдруг беда повторится?
Прославление новомучеников стало актом покаяния для всего российского общества. Как блудные сыновья, мы вернулись к Богу и Церкви через десятилетия скитаний! Пусть Господь молитвами новомучеников не даст нам утратить веру! Сретение Господне Этот двунадесятый непереходящий праздник отмечается 15 февраля. В этом году он приходится на Неделю о блудном сыне. В этот праздник вспоминается событие из детства Христа. На сороковой день после рождества Христа, как полагалось по древнему закону, Его принесли в храм, совершить очистительный обряд над Ним и Его Матерью. Дева Мария была свободна от всякой нечистоты, Ей не нужны были эти обряды. Тем не менее Она идет, чтобы исполнить закон.
Предание говорит, что Симеон Богоприимец был одним из переводчиков Ветхого завета с еврейского языка на греческий. Он наткнулся на пророчество Исайи о рождении Спасителя от девы и засомневался. Под словом «Альма» может пониматься как дева девственница , так и молодая женщина. Это слово вызвало сомнение у Симеона, потому что он не был уверен, что имеется в виду. С одной стороны, в пророчестве явно есть указание на чудо, с другой — слишком оно невместимое... И тогда ему явился ангел и сказал: «Ты будешь жить, пока не увидишь своими глазами, как сбылось это пророчество». Симеон жил полтора века, находясь при храме, ожидая Спасения Израилева — прихода Мессии. Когда он, наконец, видит Младенца Христа в храме, то, счастливый от встречи со Спасителем мира, произносит известные слова, которые сейчас поются на каждой вечерне: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему в миром... Кроме того, Симеон дает пророчество Деве Марии, уже не такое радостное: «Тебе Самой оружие пройдет душу и откроются помышления многих сердец».
С одной стороны, Богородица будет слышать, что происходит в сердцах других людей — пророчество о Ее небесном заступничестве за всех людей, продолжение Ее собственных слов, произнесенных Ею за несколько месяцев до того, в доме родителей Иоанна Предтечи Захарии и Елисаветы, в Ее знаменитой песни «Величит душа Моя Господа»: «Отныне меня будут благословлять все поколения людей! С другой стороны, Симеон предупреждает: «Оружие пройдет Твою душу». Можно представить Ее состояние, когда Она видит Своего Сына невинно умирающим! Неделя о Страшном Суде Эта неделя также называется Мясопустной, так как в нее уже не вкушают мясо, Сырной седмицей и масленицей. Эта неделя имеет название о Страшном Суде, потому что в ее воскресенье читается отрывок из Евангелия от Матфея о Страшном Суде. Это очень поучительное чтение. В две предыдущих недели мы говорили о внутреннем делании, покаянии, а в эту неделю мы говорим о поступках, по которым будет нас судить Бог. Когда Спаситель придет во второй раз на землю, сойдут с Ним Ангелы, Он Сам воссядет на престоле и разделит всех людей на «козлов» и «овец». Евангельское чтение заканчивается страшным предупреждением: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» стих 46.
Известно лишь, что Христос будет судить всех людей в конце истории, после воскресения мертвых. Время до Страшного Суда дано нам для покаяния — если человечество будет грешить и не задумываться о последствиях — Христос придет судить нас внезапно, и каждому воздастся по справедливости. Он будет судить каждого человека, от сотворения мира до последних мгновений его существования. Злые люди будут отделены от добрых, и их постигнет вечное наказание — муки в аду. Дело не в том, что Бог жесток. Он прощает все — ошибки и даже преступления. Но Он не прощает бессердечия и равнодушия к чужому горю.
Современный устав Русской Православной Церкви предусматривает чтение этой молитвы, как правило, с 16 поклонами — четырьмя земными и 12 поясными. После первой группы прошений мы кладем один земной поклон; после второй — еще один; произнеся заключительную часть молитвы, кладем третий земной поклон; затем совершаем 12 поясных поклонов, каждый раз добавляя: «Господи, помилуй мя грешнаго»; наконец, произносим всю молитву целиком еще раз и кладем заключительный земной поклон. Кто и когда написал эту молитву Церковное предание считает автором молитвы преподобного Ефрема Сирина. Родился он в начале IV века на самом востоке Сирии, которая входила тогда в состав Византийской империи. С детства юношу воспитали в вере, он был лично знаком с некоторыми сирийскими исповедниками и мучениками за Христа. Ряд жизненных обстоятельств в частности, заключение в тюрьму по ложному обвинению укрепил его в решении посвятить жизнь проповеди покаяния. Будущий святой удалился в Нисибинские горы, где жили сирийские христиане-отшельники, изучил слово Божие, стал искусным проповедником и богословом. Ближе к концу жизни преподобный Ефрем основал духовную школу по изучению и истолкованию Священного Писания. До конца дней служил диаконом, жил в бедности и завещал похоронить себя как нищего странника. У исследователей творчества Ефрема Сирина нет твердой уверенности, что покаянная молитва принадлежит именно ему. Более ранние варианты этих текстов пока не найдены. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». Перевод: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, возношение рук моих — как жертва вечерняя. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих. Не уклони сердце мое к словам порочным измышлять оправдания грехам. Что это за молитва Это поразительной красоты песнопение исполняют на литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается на протяжении всего Великого поста по средам и пятницам, а также в некоторые другие дни поста например, в дни памяти 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы Иоанна Предтечи, в четверг пятой седмицы Великого поста после чтения Великого канона. Место этой песни — сразу после чтения паремий, то есть фрагментов из Ветхого Завета книг Бытие и Притчей царя Соломона. Чаще всего «Да исправится молитва моя…» поется церковно- и священнослужителями на три голоса: они выходят на солею, встают перед открытыми царскими вратами и медленно поют стих за стихом, причем после каждого стиха хор повторяет первоначальную строфу: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею — жертва вечерняя». Традиционно весь храм в это время встает на колени. Это один из самых запоминающихся моментов литургии Преждеосвященных Даров, ярко отличающий ее от привычной нам литургии Иоанна Златоуста. По сути именно с этого момента и начинается собственно литургия: чтение паремий относится еще к вечерне, которая переходит в литургию Преждеосвященных Даров. Характерно, что священник в этот момент стоит в алтаре и кадит престол, а затем после того как пропет третий стих переходит к жертвеннику, на котором стоят заранее освященные Святые Дары, и совершает каждение перед Ними. И еще это молитва о том, чтобы наши уста и сердце не создавали нам помех во время обращения к Богу: чтобы мы не уклонились ни в пустословие, ни в лукавое самооправдание.
Молитвы во время Великого поста
Что не противозаконно, в том должно исполнять их желания, а в чем нарушается Евангельский закон, здесь должно слушать Господа, а не родных. Надо действовать только умело: с любовью и лаской отказаться от празднования, а им пожелать всего доброго и хорошего. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла сухоядение. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.
Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Как проводить время постов По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным.
Слово Божие свидетельствует, что пост... Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости, надежде, посты — к сокрушению и слезам.
В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования. Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен то есть еды, пищи , не как от скверных да не будет сего , а как от неприличных посту и запрещенных Церковью.
Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства.
Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы. А святой Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство. Церковью воскрешение Лазаря почитается как одно из самый важных, знаковых чудес, совершенных Иисусом Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластны и жизнь, и смерть человека, и надежда на грядущее воскресение всех умерших, кто веровал во Христа и исполнял Его заповеди. Что нельзя делать в Лазареву субботу Сегодня нельзя работать допоздна, а также много работать. Такое поведение может принести неудачи в профессиональной деятельности.
Потому, чтобы не прогневать судьбу, нужно отработать сколько положено и отправиться домой. Также нельзя работать без перерывов Наши предки верили, что сегодня нельзя ломать ветки калины и рябины — к зубной боли, проблемам с зубами Также проблемы со здоровьем могут возникнуть, если измерять сегодня свой рост и параметры фигуры Нельзя давать взаймы — долг не смогут вернуть Что можно делать 27 апреля Особенно важным это день являлся для пчеловодов. В Пудов день они осматривали пчёл, а если весна была ранней и к этому времени устанавливалось тепло, ульи выставляли уже на свежий воздух Также этот день активно использовали травники.
Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном. Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного». По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме.
Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом. Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду. Зачем столько поклонов После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Спасение и покаяние — не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление.
Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм — борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Несколько слов об авторе молитвы Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище не фамилия.
Без Голгофы не было бы и Пасхи. Так, без скорбей и покаяния, не будет и полной радости. Как поститься беременным и детям? Что делать человеку, которому по состоянию здоровья нельзя соблюдать пост, но у него есть такая духовная потребность? Это помогает нашему духу взять верх над нашим телом.
Потребности тела игнорировать невозможно: голод, жажду или симптомы болезней мы чувствуем сразу. Поэтому нередко люди пренебрегают потребностями своей души, непрерывно поднимая уровень своего комфорта и потребления. Так мы можем потерять себя, выбирая простую жизнь без подвигов, дел милосердия и даже простой практичности. Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы. Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено. Детям надо расти и полноценно питаться. Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей. Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях.
Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост. Если часть семьи не постится, рацион разделяют. В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой.