Новости павел николаевич филонов

Павел Николаевич Филонов, русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины ХХ о выдающемся русском художнике, Павле Николаевиче Филонове (1883-1941), погибшем в первые месяцы. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. п. Павел Николаевич Филонов. Год. 1926-1928.

Павел Николаевича Филонов

Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. [Отпечатано для выставки «Малевич-Филонов» в Париже] Филонов Павел Николаевич (1883–1941) Литография «Масленица» с оригинала 1913-1914 годов из коллекции Русского Музея. Павел Филонов: реальность и мифу Символы времени, ISSN 1990-6102. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Павел Николаевич Филонов.

Прекрасный и страдальческий Павел Филонов

Осенью 1916 года он был направлен на румынский фронт, но провоевал недолго — после Февральской революции его избрали в дивизионный комитет, а затем и вовсе отправили в Петроград. Советская власть, казалось бы, сняла препоны к творческой деятельности — она на первых порах лояльно относилась к подобным художникам, считавшимся революционерами от искусства. В 1919 году в Зимнем дворце на Первой государственной свободной выставке произведений искусства Филонов представил свой цикл из двадцати двух работ под общим названием «Ввод в мировой расцвет». Произведения его оценил по достоинству сам нарком просвещения Анатолий Луначарский — человек образованный, с широким кругозором. Он сказал, что Филонова трудно понять, но в будущем он станет гордостью страны. Надо сказать, что и сам Филонов был очарован социалистической романтикой.

В 1920-х годах он пишет одну за другой картины на революционную тематику: «Формула петроградского пролетариата», «Формула периода 1905-1921 годов» и так далее. В 1923 году художник выступил с «Декларацией мирового расцвета», где он развил свои идеи, базируясь на прежних принципах, которым оставался верен до самого конца своей жизни. Власть его продолжала привечать, дала ему мастерскую в Академии художеств, право обучать студентов и даже предложила сделать профессором, но тот отказался от такой чести. По воспоминаниям, он был очень терпеливым педагогом, способным по многу раз объяснять и простые, и сложные вещи ученикам. Филонов со своими учениками оформлял Дом печати в Москве, рисовали декорации к спектаклям театров и к творческим вечерам Владимира Маяковского.

В 1929 году ожидалась персональная выставка — желанная мечта любого художника. Но к тому времени руководство государства стало закручивать гайки, в том числе и в сфере искусства. Социалистический реализм провозглашался единственно верным стилем, в котором должны были творить все — художники, скульпторы, литераторы, композиторы и прочие представители творческих профессий. Филонов вновь стал испытывать нужды. Он принципиально не продавал свои картины, хотя ему порой предлагали за них большие деньги.

По его словам, «картины — это мои дети, а детей не продают». Зарабатывал он лишь тем, что создавал на заказ. Так, в 1935 году для морского клуба он написал большой портрет Сталина размером семь квадратных метров. Ещё одна заметная работа того периода - «Первая симфония Шостаковича», созданная по мотивам этого замечательного музыкального произведения, услышанного Филоновым по радио. Арест сыновей так шокировал жену Филонова, Екатерину Серебрякову, старую революционерку, члена «Народной воли», что ту парализовало.

Художник ухаживал за любимой женщиной несколько лет, до самой своей смерти. Осенью 1941 года он оказался в Ленинграде, блокированном немецкими войсками. Похоронен он на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Преподаватели невзлюбили молодого выскочку, рисовавшего лица и фигуры натурщиков в манере, развращавшей прилежных студентов. В итоге Павла вынудили покинуть занятия, поставив крест на мечте о получении диплома. В годы учебы в академии Филонов познакомился с представителями школы русского авангарда, называвшими себя "Союз молодежи", и примкнул к этому объединению. Работы Павла органично вписались в концепцию экспериментального общества, и в 1910 году он презентовал на выставке первую картину "Головы". С этой работы началось регулярное участие начинающего живописца в показах, устраиваемых членами "Союза". Он написал и предъявил публике картины "Крестьянская семья" и "Пир королей", которые произвели неприятное и угнетающее впечатление из-за асимметричных неестественно-вытянутых фигур и контрастной, режущей глаз цветовой палитры. Почувствовав, что произведения требуют пояснений, в 1912 году Филонов написал эссе под названием "Канон и закон", где сформулировал творческие принципы собственного метода, названного "аналитическим искусством", ключами которого были единение с природой и изучение формы ее составляющих, изменчивых и постоянно растущих.

Эта статья, созданная под влиянием поэта Велимира Хлебникова, ставшего другом Павла, положила начало ряду литературных произведений. После распада "Союза молодежи" Филонов объединился с бывшими участниками кружка и выпустил творческий манифест под названием "Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины", который стал продолжением "Канона и закона". Каждый мазок кисти авторы назвали атомом или "единицей действия", состоящей из слияния формы и цвета, а основополагающим принципом рисования предлагали считать естественные действия матери-природы. Сами полотна Павел предложил называть "формулами", имея в виду емкость содержания и многообразие визуальной информации. Следуя этим тезисам, Филонов написал серию картин "Ввод в мировой расцвет", которая стала яркой иллюстрацией манифеста. На 22 полотнах темные краски, наполняющие причудливые геометрические формы, соединялись в абстракции и создавали ощущение живых организмов, произраставших из глубин вселенной и отражавшихся на дрожащей поверхности водной глади.

Изредка я выбегала в длинный академический коридор, чтобы ненадолго вырваться из этой обстановки и проглотить кусочек хлеба, принесенный из дома». Когда смотришь на портреты и фотографии Филонова, видишь изможденное, но полное внутренней силы лицо с горящими темным огнем глазами. Лицо фанатика или святого. Он и от учеников требовал самоотречения и аскезы во имя служения богу живописи. Но слушались, конечно, не все. Татьяна и Алиса Испытаний и бед и так хватало в то время, когда рушился старый мир и мучительно рождался новый. Двадцатые-тридцатые — тяжелые, а для многих гибельные годы. Одно время они жили вместе, у них был салон, где бывали поэты, музыканты — Введенский, Олейников, Хармс, Евгений Шварц и Самуил Маршак. Им все шло. На выставке есть небольшая картина Глебовой «Две художницы». Она запечатлела себя и Алису. Одна пишет на холсте, лежащем на полу. Вторая — сидит, отдыхая. На изумрудно-зеленом фоне горит красная тряпка, которую держит художница, густо темнеет ее бордовый фартук. Вторая одета в ярко-синее платье. Татьяна и Алиса в годы учебы у Филонова часто работали вместе. Так, участвуя в коллективной работе объединения МАИ Мастера аналитического искусства над выставкой 1927 года в Доме печати, они написали два панно на одном холсте. Панно Порет называлось «Нищие и беспризорники», Глебовой — «Тюрьма». Впоследствии художницы разделили холст, работа Глебовой находится сейчас в зарубежном музее, Порет — в частной коллекции.

Основываясь на них, Павел Николаевич написал "Декларацию "мирового расцвета", ставшую программным документом в теории искусств раннего советского периода. На практике принципы Филонова нашли выражение в монументальной работе "Формула весны". Полотно размером 250 на 285 см было написано тонкой кистью, мазки которой с удивительной точностью и экспрессией передали процесс обновления картины мира. Ощущение пробуждения природы от зимнего сна создавалось благодаря сочетанию чистых цветов, точечно расположенных по всей огромной поверхности Став своеобразным апофеозом теории "аналитического искусства", это произведение продемонстрировало сложную структуру взаимодействия множества живых организмов и слияние человека с окружающим миром. Противоположными настроениями отличалась картина "Животные", написанная в 1925-1926 годах. Бесформенные твари с искаженными мордами стали центральными фигурами унылого городского пейзажа, изображенного с резко негативным отношением художника, противника урбанизации природных пейзажей. Такая концепция не подходила канонам нового советского общества, поэтому в начале 1930-х годов Филонов вместе с другими концептуальными художниками начал испытывать давление со стороны власти. Его персональные выставки неоднократно отменяли, а представленные картины изымали из существовавших экспозиций. Запрет на творческие объединения положил конец легальной деятельности школы МАИ и лишил ее основателя средств к существованию. В итоге Павлу Николаевичу пришлось пойти на компромисс и частично отказаться от индивидуальной манеры рисования, чтобы написать несколько заказных работ, среди которых выделились "Портрет И. Сталина" и "Тракторный цех". Эти произведения, купленные государством, принесли художнику доход, но повергли свободную творческую натуру в состояние тревоги и уныния, отразившееся в цикле картин под названием "Лица", созданном перед началом Великой Отечественной войны. Триптих продемонстрировал несогласие с режимом и готовность отстаивать собственные творческие идеалы.

История живописи: Павел Филонов

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Путь от иконного лика к монструозным образам, проделанный Филоновым в живописи, лежит, очевидно, в русле европейского модернизма. Сознательный отказ художника от богопознания и предельное погружение в генезис собственных аналитических миров ярко отразились на эстетике его послереволюционных работ. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается непостижимой, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века.

Филонов выбрал последнее.

Наверное, он просто не имел такого выбора и просто никогда не колебался, ибо по главным чертам своего характера был идеократом, учителем и столпником, который вне искусства превратился бы в создателя секты. Павел Филонов быстро вошёл в столичную среду нового русского искусства, особенно в круг его тогда самых радикальных борцов — Хлебникова и Маяковского. И в этой новой среде стал в ряду не эпигонов, а изобретателей.

Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами. Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым.

Формула весны. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул». В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны.

Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком.

Обыватель знает: жизнь сложнее, многообразнее любой схемы. Обычное возражение утопии звучит так: «Это, конечно, прекрасно на словах. Но кто с предложенным равенством согласится? Разве люди равны от природы? Разве у людей равные таланты? Как распределить трудовую повинность? Почему всем надо трудиться одинаково, если один умеет играть на рояле, а второй только и может таскать мешки? Но кто смирится с грязной работой, если соседу досталась чистая? Вот вам и конфликт классов.

Разве у людей одинаковые потребности? Один любит мясо, другой — рыбу, а на складе только мороженая картошка; как быть? Легко создавать генеральные проекты — попробуй вникнуть в детали! Надо сказать, что мы изо дня в день легко миримся с неравным распределением продукта труда и с неравномерной занятостью населения — относя эти социальные несовершенства просто к природе вещей. Вряд ли миллиардеры лучше и талантливее бедняков именно в миллиард раз, однако мы принимаем этот разрыв как едва ли не природное явление. Но вот смириться с тем, что все будет поровну, — с этим смириться мы отчего-то не можем: нам равенство кажется ненатуральным. Кампанелла же обладал иным зрением. Кампанеллу шокировала несообразность в обществе, где трудилась одна шестая часть населения, — что сказал бы он по поводу стран, где в нищете пребывает восемь десятых? Стало едва ли не хорошим тоном упрекать Великую Французскую революцию в нелепых пожеланиях равенства, в несовершенстве теоретической утопической, естественно базы. Мы легко называем Марата и Робеспьера варварами, а прозвище «друг народа», данное Марату, вызывает саркастическую улыбку.

Нам сегодня ясно, что ломать старый порядок ради мифического равенства нехорошо. Между тем наше сознание легко принимает разврат французского общества, царивший до Французской революции. Блаженство было воистину беспрецедентным — разве что сегодняшнее время сверхбогачей может соперничать в роскоши с упоительным веком абсолютизма. Абсолютизм — означал абсолютное удовлетворение любых потребностей сильных мира сего. Король казненный впоследствии революционерами, за что те прокляты потомками , подводя итог тому, что он сделал за период с 1776-го по 1779-й, отметил «сто тридцать четыре охоты на кабанов, сто четыре охоты на оленей, двести шестьдесят шесть на диких коз, тридцать три охоты с молодыми собаками» —иначе говоря, государь из трех лет полтора года провел на охоте. При том, что прочие его дни были заняты фейерверками, любовными утехами, постройкой павильонов для карнавалов, поездками в парки и, главное, бесконечными пирами, каждый из которых превышал стоимостью годовой бюджет небольшого города. Присовокупите к этому то, что стиль жизни короля был доведен до гротескных форм его придворными, а проказы последних — стали примером для любого сильного по отношению к любому слабому. Роскошь, возведенная в правило, сделала жизнь обычных людей — вне салона и Версаля — не просто трудной, но бессмысленной: все, что производилось многодневным крестьянским трудом, тратилось даже не за один день, но буквально за одну секунду бурного бала. В эпоху абсолютизма проект итальянского Ренессанса см. Флоренцию Медичи, Фичино и Лоренцо Валла забыт; надежды на просвещенных Франциска Первого и Карла Пятого, монархов, которые создадут вожделенную Данте «мировую христианскую монархию», утрачены; усилия Эразма и Мора преодолеть спесь национальных государств сведены на нет; власть и сила являются основанием для права — в это самое время возникают утопии социализма.

Социалистические утопии Кампанеллы и следом за ним — Фрэнсиса Бэкона, Сирано де Бержерака, Ва ргаса наследуют ренессансной вере в морального субъекта, наделенного свободной волей.

Здесь, в Москве, и родился Филонов. Произошло это 27 декабря 1882 года по новому стилю это 8 января 1883 года. Мальчик с раннего детства проявил склонности к рисованию. Но развивать мастерство ему было некогда. Он рано остался без отца, и был вынужден помогать своим многочисленным братьям и сёстрам.

Филонов выучился у бабушки вышиванию крестиком, и украшал скатерти и полотенца на продажу. А по выходным дням он со своими сёстрами танцами в драматическом театре и театре народных представлений за небольшие гонорары. Когда Филонову исполнилось двенадцать лет, его отдали в городскую приходскую школу в Каретном ряду. Незадолго до конца его обучения от туберкулёза умерла мать. Именно ко времени учёбы относятся первые известные рисунки Павла Николаевича. Самая старая из сохранившихся работ — небольшая открытка «Московский дворик».

В 1897 году Филонов с отличием окончил училище и уехал в Санкт-Петербург. К тому времени его старшая сестра удачно вышла замуж за обеспеченного человека, инженера Александра Гуза, и имела возможность оплатить родственникам квартиру и помочь деньгами. Именно Гуз обратил внимание на рисунки Павла Николаевича, и сумел пристроить его в живописно-малярные мастерские. Какие только заказы не выполнял будущий авангардист — начиная от окраски уборных и смоления люков выгребных ям, до росписи квартиры министра внутренних дел Дмитрия Сипягина и промывки голубя под куполом Исаакиевского собора. С 1898 года Филонов по вечерам учился рисованию в классах при Обществе поощрения художеств, а в свободное время совершенствовал мастерство. К восемнадцати годам Филонов стал профессиональным маляром.

И на годы вперёд основным средством его заработка стали росписи на заказ, а в промежутках он рисовал «в стол». Так, во время выполнения работ по росписи имения принцессы Евгении Ольденбургской в местечке Рамонь под Воронежем он выполнил несколько пейзажей акварелью и карандашом, а также впервые создал работу масляными красками - «Восход солнца на реке, протекающей подле Рамони». Вернувшись в Петербург, Филонов смог снять комнату на Васильевском острове. Он мечтал поступить в Академию художеств, для чего в Русском музее тренировался рисовать. Тогда же он создал первый свой портрет, запечатлев на нём сторожа малярной мастерской. Но экзамены он сдать не смог — от него потребовали написать обнажённую натуру, но никогда не занимавшийся этим Павел Николаевич не справился.

Потерпев неудачу, Филонов стал учиться у известного в те годы живописца Льва Дмитриева-Кавказского, рисовал фигуры птиц, животных, а позднее и людей, познавая анатомию.

«Долг», Эдмунд Блэр Лейтон

  • Рисование, танцы и вышивка крестиком: детство художника
  • Приложение
  • Плачь, а рисуй! В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Школа Филонова»
  • Содержание
  • К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова —
  • Арабский халифат и его распад

Владимир Кудрявцев

  • Читайте также:
  • Филонов Павел | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
  • Филонов Павел | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
  • Плачь, а рисуй! В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Школа Филонова»
  • Очевидец незримого / Вадим Нестеров aka Сергей Волчок

Филонов Павел

Павел Николаевич Филонов (08.01.1883–03.12.1941) – художник-экспрессионист; лидер «русского авангарда» и создатель особого направления «аналитического искусства». Председатель ревкома Павел Николаевич Филонов, второй справа, в свои 34 года, действительно, выглядел молодо. Для истории русского искусства Павел Николаевич Филонов не просто оригинальный художник, лидер русского авангарда, но явление гораздо более значительное. Картины и биография Филонова Павла Николаевича в социальной сети коллекционеров и дилеров живописи Артхив.

Филонов Павел

3 декабря 1941 года. Художник, поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства. Павел Николаевич Филонов прожил свою жизнь даже не в бедности — в нищете. [Отпечатано для выставки «Малевич-Филонов» в Париже] Филонов Павел Николаевич (1883–1941) Литография «Масленица» с оригинала 1913-1914 годов из коллекции Русского Музея.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий