город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации.
Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624
Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами. Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям. Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью например, той же мешковиной. Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи.
Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище. С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь и другие мягкие вещи.
Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков.
Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья — заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 сантиметров от центрального бревна с зарубками, по которому зимой спускались через верхнее отверстие. В период промыслового сезона входили через боковой коридор. Внутри жилища, на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей.
Вдоль боковых стен подвешивали спальные пологи, сшитые из старых шкур оленя или старой меховой одежды. В начале ХIХ века под влиянием русских поселенцев у коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы русского типа.
На потолок накладывают сухой травы. Передняя стенка представляет собою свободно спускающийся полог чоугрын и служит для входа.
Иоронга освещается и отапливается одним или несколькими ээк в зависимости от размера. Правила посещения.
Вход в иглу делают в виде тоннеля, начинающегося в полу. Если уровень снега небольшой, то входной коридор, также как и стены иглу, складывают из блоков снега. Искусство выживать в снегах Строить иглу эскимосов учат в детстве, поэтому взрослые жители севера Канады владеют этим искусством в совершенстве. Обычно строительство жилья, рассчитанного на 2-3 человек занимает не более часа.
Соблюдаются при строительстве и определенные стандарты, выработанные за столетия. Для одного человека строят иглу диаметром 2,7 метра, на двоих около 3 метров, на троих — 3,4 метра. Размер иглу учитывает не только пространство для жизни. Диаметр важен с точки зрения сохранения тепла и циркуляции воздуха. Умение возводить иглу жизненно важно для людей, живущих на бескрайних снежных просторах. В случае внезапного снежного бурана эскимос может сделать себе укрытие везде, где его застанет непогода.
Для условий Крайнего Севера иглу подходят горазд больше, чем палатки и даже утепленные юрты.
Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов
Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу | мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. |
Слово «Яранга» | Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. |
Презентация на тему: "Жилища народов Севера" | яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. |
Национальное жилище — ЧУМ - Музей истории и этнографии города Югорска | Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. |
Переносное жилище некоторых народов Севера. ☆ 6 букв ☆ Сканворд | имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. |
Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу.
EvgenyShatalov Был 17 часов назад Подписаться Что вы знаете о самоизоляции? Эти люди месяцами живут в тундре, на сотни километров вокруг людей нет. Нет доставки суши, нет интернета, нет телевизора, нет магазина в соседнем доме. Обычно это яранга, сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. Вес шкур, которыми покрыто это жилище, около 60 килограмм. Вход всегда направлен на восток.
Развалины их сохранились до наших дней. Круглый каркас полуземлянки делали из челюстей и ребер кита отсель ее чукотское наименование валкаран - «дом из челюстей кита» , после этого покрывали его дерном и засыпали сверху землей. Изредка костяной каркас устраивали в углублении, тогда получалось полуподземное жилище с выступающей на поверхность крышей. Полуземлянка имела два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, потому что летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время. Пол полуземлянки либо, по крайней мере, середину его устилали большими костями; в центре помещался крупной жирник, горевший круглые сутки. По каждому четырем сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар и на них сооружали 2-4 по числу семей полога обыкновенного типа. В итоге замены полуземлянки ярангой жилищные данные приморских чукчей гораздо улучшились. Но неимение окон, исключительная скученность в пологе, непрерывная копоть от жирника, наличие в ярангах собак и т. В пологах чукчей-оленеводов, как водится, было чище, чем у приморских: в итоге частых перекочевок пологи разбирались и выколачивались, приморские же чукчи делали это лишь два раза в год - весной и осенью. Выколачивание покрышек яранги и полога - одна из сложных работ чукотских женщин. Для этого имелись в особые обивалки. Обивалка делалась из рога оленя либо дерева представляла собой слегка изогнутую с одного конца палку длиной от 50 до 70 см. Летом часть приморских чукчей в период разъездов по берега моря и некоторые оленеводы при перекочевках в тундре жили в палатках. При отсутствии палатки приморские чукчи сооружали из 3 весел и паруса жилище подобно шатра либо ночевали под опрокинутой байдарой. Все лишние вещи и резерв продуктов они хранили внутри яранги, а в летнее время непотребные вещи укладывали на грузовые нарты, установленные неподалеку от жилища, и покрывали их сверху ровдугой для предохрани от ливня. Приморские чукчи около яранг традиционно устанавливали 4 китовых ребра с поперечинами на высоте около 2 м от земли. Летом на них ставили нарты, а зимой байдары, дабы собаки не съели ремни, скрепляющие нарты, и кожаные покрышки байдары. Остальное собственность приморские чукчи хранили внутри яранги. Они не казались, имеют большое значение для становления каждого мира во многих смыслах этого слова, потому что они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на поддержка в некоторых неожиданных обстановках. Именно такие на протяжении многих столетий способны, во что бы то ни стало, сберечь свой язык, обычии и традиции. И это касается не только, традиционных блюд и одежды, но иПоэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера - чумах, ярангах и иглу, которые до сего времени применяются местными обитателями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни. Чум - жилище северных оленеводов Чум представляет собой универсальное кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством - ненцев, хантов, коми и энцев. Любознательно, но против зачастую встречающему суждению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ожидает рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут - на самом деле их жилища именуются ярангами. Допустимо, путаница появилась из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А допустимо, что эти два несколько схожие между собой строения легко путают и называют не своими именами. Что же касается чума, то по сути это, которая имеет конусообразную форму и отменно приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с резкий поверхности чума, следственно при переезде на новое место чум дозволено разобрать, не прилагая лишних усилий для чистки строения от снега. Помимо того, форма конуса делает чум устойчивым к мощным ветрам и метелям. Летом чум накрывается корой, берестой либо мешковиной, а вход завешивается жесткой тканью скажем, той же мешковиной. Зимой для обустройства чума применяют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи подымается вверх и не дозволяет осадкам попадать вовнутрь чума - они легко испаряются под действием высокой температуры. А для того, дабы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на особые нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их числа: чем огромнее будет шестов и чем длиннее они будут, тем емкостнее получится. С давнишних времен установка чума считалась делом каждой семьи, в котором принимали участие даже дети. Позже того, как чум всецело установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом вовнутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от сторонних глаз. Яранга - национальное жилище народов Чукотки Как мы теснее говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга владеет круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, тот, что сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими либо китовыми шкурами. Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Пологимеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы скажем, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им. Полог является спальным помещением. Чоттагин- отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная частьОбычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи. В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, тот, что применяют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят обычные блюда народов Севера - чай, оленину и угощают ими гостей. Больше того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят и некоторые другие сооружения. Скажем, в центре Анадыря дозволено увидеть ярангу - овощную палатку, исполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах. Иглу - эскимосское жилище из снега и льда Свет в иглу поступает прямо через ледяные, правда в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как водится, застилают шкурами, а изредка покрывают ими еще и стены - всецело либо отчасти. Для обогрева и добавочного освещения иглу применяют плошки-жирники. Увлекательным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают вследствие тому, что снег стремительно выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается удобная для человека температура. Больше того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, следственно в иглу неизменно сухо. Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос Где живут чукчи?. На Далеком Востоке есть Чукотка либо Чукотский самостоятельный округ. Но если мы немножко усложним вопрос: Где живут чукчи и эскимосы? Нет одноимённой области, необходимо обнаружить больше серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях. Есть ли различия между чукчами, эскимосами и коряками Безусловно, есть. Всё это различные народности, некогда племена, имеющие всеобщие корни и населяющие аналогичные территории. Регионы в России, где живут чукчи либо луораветланы, сосредоточены на севере. Вначале кочевали, но позже приручения оленей начали немножко приспосабливаться к Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы либо чукчи самоназвание делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых. Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. В всей стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском. Все они делятся на разные диалекты. Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы вначале оттеснили эскимосские племена, а после этого регионально отделились от коряков. Сегодня коряки всеобщая народность с чукчами составляют радикальное население одноимённого самостоятельного округа Камчатской области в России. Каждого их насчитывается около 7000 человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе. Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI столетия. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а иная - морским промыслом. Внешний облик Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса результат сформулирован выше. Вовсе незадолго учёные подтвердили генетическое родство чукчей и индейцев. Подлинно, в их внешнем облике много всеобщего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они схожи на обитателей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются. Разрез глаз мужчин луораветланов огромнее горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком. Женщины этой национальности во внешнем облике имеют огромнее сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с огромными ноздрями. Цвет волос у поверенных обоих Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние - носят чёлки. Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся почаще каждого из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки либо куртки из оленьей замши. Черты характера Рисуя психологический портрет данной народности, подмечают основную черту - непомерная нервозная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного баланса, они дюже неуравновешенны. На фоне этого имеют наклонность к убийству либо самоубийству. Скажем, родственник может с лёгкостью отозваться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, дабы тот не мучился в агонии. В любом споре либо борьбе проявляют невиданную настойчивость. В то же время эти люди дюже хлебосольные и добрые, наивные. Доблестно приходят на подмога ближним и каждому, кто нуждается. Дюже легко относятся к представлению супружеской верности. Жены редко ревнуют своих супругов. Условия жизни Там, где живут чукчи на фото ниже , короткое полярное лето, а остальное время - зима. Для обозначения погоды обитатели применяют только два выражения: погода есть либо погоды нет. Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она успешной либо нет. Испокон столетий чукчи продолжают свои промысловые обычии. Дюже любят мясо нерпы. Радостный охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками их традиционно 5-6 будет прокормлена несколько дней. Места для яранг семьи почаще каждого выбирают в окружении сопок, дабы было огромнее безветрия. Внутри нее дюже холодно, правда выстлано жилище по и поперёк шкурами. Обыкновенно посередине маленький костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Вблизи нее дети. Совместно они собирают в сезон растения. Супруг - добытчик. Данный порядок сохраняется на протяжении многих столетий. Иногда такие радикальные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом доводится доказывать, что это их ребёнок. Почему чукча - герой приколов? Существует суждение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от ужаса и уважения, ощущения преимущества над собой.
Яранги прибрежных жителей Чукотки утратили своё сборно-разборное качество, характерное для кочевого образа жизни, они обкладывались дёрном и камнями. В них также не было внутренних Т-образных распорок, а кривизну крыши определял промежуточный обруч, к которому жёстко крепились стропила. Оно заглублялось в землю на метр-полтора и имело в основании неправильный восьмиугольник, в центре его ставили четыре опорных столба высотой 5-7 м. На эту раму опиралась верхняя часть крыши с четырёх параллельных стен. Оставшиеся четыре треугольника закрывались горизонтальными стропилами разной длины. Дерева осины и тополя здесь было гораздо больше чем у эскимосов и чукчей: в долинах рек росли рощи и леса, вдобавок использовался прибрежный плавник, поэтому деревянные стенки жилища возводились в человеческий рост, а разница с уровнем земли засыпалась землёй. И стены, и крыша имели два слоя расщеплённых плах, тщательно законопаченных сухой травой. Дело в том, что зимой здесь — на юге Чукотки и севере Камчатки — дуют чудовищные снежные бураны, и дома заносит по самую крышу. Поэтому зимний вход устраивался на самом верху — в дымовом отверстии квадрата крыши, площадью около квадратного метра -- и обрамлялся громадной восьмиугольной воронкой. Её края выходили за границы стен и опирались на вкопанные в землю брёвна. Одна из сторон делалась ниже, чтобы на неё можно было ступить с крыши подземного коридора, ведущего к летнему входу. Он был обращён к морю и открывался с начала мая до конца октября, на сезон морской охоты. Потом дверь засыпалась землёй, закладывалась брёвнами, и коридор, отделённый от жилого пространства второй дверью, служил холодной кладовой. Для зимнего выхода лестницей служило бревно с овальными вырезами вместо ступеней. Оно стояло почти вертикально и поднималось прямо над очагом. Чтобы люди на лестнице не задыхались в дыму, постоянно действовала вентиляция благодаря небольшому отверстию в потолке коридора. На ночь огонь в очаге гасился, а дымовое отверстие закрывалось специальной крышкой. Наутро температура в доме опускалась ниже нуля, поэтому коряки ночевали в пологах из шкур, подобных чукотским. Описывая эти землянки в конце XIX в. Иохельсон, обнаружил, что в самых больших живут семьи по двадцать человек, на что ему было рассказано, что в прошлом здесь имелись дома с числом обитателей в два раза больше. Несмотря на то, что подобные землянки как прибрежных коряков, так и эскимосов с чукчами представляют продуманную веками древнюю традицию с технологическими особенностями, отвечающими местному климату, их общие конструктивные черты относятся к необъятному тихоокеанскому культурному комплексу. Его корни и распространение также уходят на юг — к ближним и дальним корякским соседям — ительменам и айнам, и дальше на восток, в сторону алеутов и североамериканских индейцев. Автор: Н. Плужников, к. Миклухо-Маклая РАН. Материальная культура чукчей. Иохельсон В. Материальная культура и социальная организация. Крейнович Е.
Простейшая кувакса состояла из нескольких шестов, расставленных на земле по кругу и связанных вверху. На этот конический каркас натягивали чехол, сшитый из оленьих шкур. Куваксу называют исконным типом саамского жилища, которое существовало до появления у саамов срубных построек.
Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера
ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Народы Севера любят принимать много гостей, и все они должны уместиться в теплом доме.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв ответ
Переносной домик у народов Севера, 6 (шесть) букв - Кроссворды и сканворды | У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. |
Чукотское жилище – АРКТИЧЕСКИЙ МНОГОЯЗЫЧНЫЙ ПОРТАЛ | имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). |
Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации | Сам чум — это переносная конусообразная палатка, традиционное жилище народов Сибири и северо-восточной европейской части России, ведущих кочевой образ жизни, в частности занимающихся оленеводством. |
Старинные традиционные жилища разных народов
Сам чум — это переносная конусообразная палатка, традиционное жилище народов Сибири и северо-восточной европейской части России, ведущих кочевой образ жизни, в частности занимающихся оленеводством. Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера.
Прикрепить видео
- Традиционное жилье народов Крайнего Севера стало предметом роскоши
- Другие определения слова Яранга
- Жилища народов севера
- Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу
На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов
Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной – имеющей в основании круг – стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. 13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен. Переносной домик у народов Севера. Переносное жилище в Сибири. Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера.
Библиотека
- Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов
- ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. - 6 Букв - Ответ на кроссворд & сканворд
- Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу.
- Переносной домик у народов Севера
- Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624
- Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны?
Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов
переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь. Для того чтобы существовать в комфортных условиях даже в суровом климате севера Сибири, местные коренные народы изобрели несколько тысячелетий назад особый тип жилища — чум. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу.
Традиционные жилища народов Сибири
Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой. Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. Чум является универсальным жилищем северных народов.
Переносное жилище у некоторых сибирских народов
Чукотская яранга | Ответ на вопрос: «Переносное жилище некоторых народов Севера.» Слово состоит из 6 букв Поиск среди 775 тысяч вопросов. |
Переносное жилище некоторых народов Севера | Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов. |
Старинные традиционные жилища разных народов | Традиционное жилище коренных народов Севера видели все. |
Переносное жилище народов Севера России | Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. |
Устройство яранги: жизнь и секс в яранге
Правда, зачастую недочетов не замечают и владельцы, чьи предки сами были оленеводами. Они даже проводят для туристов какие-то вымышленные обряды или игры, - констатирует Тайбарей. Причину предпринимательница видит в том, что чум становится даже для местных жителей какой-то экзотикой. Из-за этого некоторые даже бросают оленеводство, - констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример. Что происходит дальше? Молодым негде жить, денег на чум у них нет, самостоятельно сделать не из чего, они идут к родителям мужа.
У родителей жены не живут, это против традиций. Двум семьям сложно вести в чуме хозяйство, начинаются конфликты. В какой-то момент молодые решают жить самостоятельно. Да потому что там можно взять ипотеку. А на чумы ипотеки нет, это же не недвижимость.
В тундре остаются самые стойкие и обустраивают быт исходя из своих возможностей. Пока не накоплены шкуры для нюков, используют сукно. Правда, если в Коми на чумах серое шинельное сукно, то в НАО - черное, бушлатное. Раньше такое производили в Петербурге, сейчас фабрика закрылась. Можно купить китайское сукно, оно стоит 1700-2000 рублей, есть еще ткани из Ирана, у них качество получше, но и цена высока - от трех тысяч рублей за метр.
Хорошая печка стоит 25-35 тысяч рублей. В общем, чум эконом-класса обходится около 300 тысяч рублей. Некоторые семьи покупают вагончики, такие же как у нефтяников, и живут там. По кочевьям их возят на повозках. Цена такого вагончика - 25-35 тысяч рублей.
В соседнем регионе молодым семьям стали недавно выдавать чумовой капитал, деньги специально на покупку нюков, жердей, печей и нарт.
С крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Зимой чум накрывался шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища, летом — берестой, корой или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом - грубой тканью. В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум: они испаряются от большой температуры. Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег. Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми, энцы состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов и их длины зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум.
После установки чума, женщины застилали постели внутри. Поверх циновок клали оленьи шкуры. У самого основания шестов складывали малицы и другие мягкие вещи. Оленеводы часто возили с собой перины и подушки, а также специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем всё это сворачивалось, а на ночь хозяйка раскладывала постель. Установка чума - дело всей семьи, даже дети принимают в нем участие. При этом сохраняется определенная последовательность установки чума. Яранга — переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами.
Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога. Чоттагин представляет собой подобие сеней. Это холодная часть жилища. Полог - теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением.
Категория: Доклады и презентации про окружающий мир 1,2,3,4 класс Дом для каждого человека — это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. Любые невзгоды и длительные путешествия всегда переносятся легче, когда знаешь, что в мире есть место, где можно укрыться и где тебя ждут и любят.
Люди всегда стремились сделать свое жилище как можно более крепким и комфортным, даже в те времена, когда достигнуть этого было крайне сложно. Сейчас старинные традиционные жилища того или иного народа кажутся ветхими и ненадежными, но в свое время они верой и правдой служили своим хозяевам, охраняя их покой и досуг. Жилища народов севера Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера. Чум Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги.
Чум представляет собой конусообразную палатку, которая состоит из высоких шестов, накрываемых в летнее время мешковиной, а в зимнее — шкурами. Вход в жилище также завешивают мешковиной. Конусообразная форма чума позволяет снегу скользить по его поверхности и не накапливаться на строении, а, кроме того, делает его более устойчивым к ветру. В центре жилища располагается очаг, который служит для обогрева и приготовления пищи. Благодаря высокой температуре очага, осадки, просачивающиеся через верх конуса, быстро испаряются. Чтобы ветер и снег не попадали под нижний край чума, снаружи к его основанию подгребают снег. К установке чума привлекается вся семья, в том числе дети.
На пол жилища кладут шкуры и циновки, а для сна используют подушки, перины и спальные мешки из овечьей шкуры. Балаган В нем жили якуты в зимний период времени. Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. Строить его было довольно легко и быстро. Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра. Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей.
Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище. Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом — последом теленка или слюдой. Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа для мужчин и слева для женщин от очага. Иглу Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище. Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков.
Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор. При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола.
Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель. Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок.
Переднюю сторону сумки неизменно богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и зачастую делалась из ровдуги. В чумах сумки изредка служили подушками. Нужной принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых пророческой и имеют саблевидную форму. Деревянный дом У рыболовов-охотников западносибирской тайги - хантов и манси - основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой либо дерном. У амурских народов - рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи , - в качестве зимнего жилища применялись четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей.
В зимнем доме обыкновенно жили две-три семьи, следственно очагов в нем было несколько. Летние жилища были многообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой. Юрта Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком. Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим больше часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг. Внутреннее устройство юрты было сурово регламентировано. В центре располагался очаг.
Место наоборот входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; тут же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую левую и женскую правую половины если стоять лицом к северной ее части. В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской - утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей. У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, хакасы, западные тувинцы, западные буряты получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной либо многогранной крышей. Балаган и ураса Жилище якутов было сезонным. Зимнее - балаган - бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX столетия традиционным летним жилищем якутов являлась ураса - коническая постройка из жердей, покрытых берестой.
В берестяные оконные рамы вставляли ломтики стекла либо слюды, а в бедных семьях зимой - куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. По стен располагались дощатые нары - орон. Жилище делилось на правую мужскую и левую женскую половины. В северо-восточном углу находился камелек - простой очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали - почетный юго-западный угол. Жилые и хозяйственные помещения фазенды якуты неизменно обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри фазенды ставили резные деревянные столбы - коновязи, к которым привязывали лошадей. Презентация Звериные жарких стран презентация к уроку по окружающему миру подготовительная группа на тему Животные Африки Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста Викторина 1. Как именуется самое высокое из всех звериных?
Жираф 2. Какое звериное называют «тигровой лошадью»? Зебра 3. Какое звериное восхитительно лазает по деревьям, скалам и ощущает себя там не менее вольно, чем на земле? Леопард 4. Какие звериные, оказавшись перед зеркалом, поступают, как умные существа - узнают себя в зеркале? Обезьяна 5. Какое звериное может одолеть в день до 90 км пути, совершая многодневные переходы даже в самую жаркую погоду? Верблюд 6.
Эти огромные звериные имеют дюже короткие ноги, которые с трудом выдерживают вес тела зверя, следственно они огромную часть времени проводят в воде. Как именуются эти ошеломительные звериные, имеющие большую пасть, которая тянется от уха до уха? Гиппопотам 7. Эти потомки архозавров возникли 190 млн. В Старинном Египте их считали повелителями рек. На аренах древнеримских цирков с ними сражались гладиаторы. О каких звериных идёт речь? Крокодил Кроссворд Загадки Зебра. У остальных звериных тело не покрыто шерстью.
Жираф не из семейства кошачьих. Крокодил - только его детёныши вылупляются из яиц Носорог. Только у этого звериного имеется два рога. Рассмотри, подумай, посчитай 1. У каких звериных есть копыта. Посчитай их. Сколько тут хищников? Сколько травоядных? Сколько ты видишь звериных, которые умеют плавать?
Какие из этих звериных бывают домашними? Вохринцева «Окаймляющий мир. Звериные Африки» дидактический материал. Издательство «Страна фантазий», 2003 г. Художественная мастерская. Домашние звериные. Знаки звериных: Собака свинья кошка лошадь корова гусь кролик. Разнообразие звериных. Цели урока: Основные знаки и разнообразие звериных.
Растительноядные Хищные Насекомоядные Всеядные. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме Воспитывать любовь и рачительное отношение к звериным. Центр изобразительного творчества. Обогатить познания детей о пользе домашних звериных для человека. Рисование методом тычка «Наши четвероногие друзья», «Мое любимое домашнее звериное» Коллективная аппликация «Бабушкина ферма» Лепка «На скотном дворе» Проектирование «Собачка» оригами Создание книги «Почемучка» - увлекательные факты из жизни домашних звериных. В СССР анималотерапию первыми начали использовать в начале 1970-х годов. Теперь возникли такие центры и в России в большинстве больших городов. Механизмы действия. Официальная история анималотерапии начинается в 70е годы 20го столетия.
Собака - красивое лекарство супротив гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни. Лепит домик над окном Из травы и глины. Как живут звериные? Работящие зверьки Строят дом среди реки. Тут собачья будка! Кто что ест? Шею вытянул гусенок, Озирается спросонок. В золотой клубочек Спрятался дубочек. Целый день должна работать Мама ослика - … - Ну-ка марш назад, цыплятки!
Прямое становление. Непрямое становление. Становление звериных. Оплодотворенное яйцо- зигота. UN ANE. Подписи к слайдам: На примере лексической темы: Звериные жарких стран Рекомендации по становлению лексико-грамматического строя у детей 6 - 7 лет. Игра: «Скажи какой». Зебра - полосатая, стремительная, скачущая… Слон - громадный, ушастый, тяжелый… Обезьяна - юркая, цепкая, хвостатая… Леопард - пятнистый, искусный, хищный… Кенгуру - прыгучее, сумчатое… Верблюд - горбатый, выносливый… Игра: Что может делать? Становление грамматического строя: Для становления знания образовывать притяжательные прилагательные: Игра: «Чей, чья, чье?
У носорога рог чей? У тигра полоски на туловище чьи? Игра «Составь слово». У жирафа длинная шея, значит жираф какой? У гиппопотама толстые ноги …- толстоногий. У обезьяны длинный хвост… - длиннохвостая. У верблюда два горба…- двугорбый. У слона крупные уши…- большеухий. У крокодила острые зубы…- острозубый.
Согласовывание существительных с числительными. Игра: Сосчитай 1-2-5 1 полосатая зебра - 2 полосатые зебры - 5 полосатых зебр 1 огромный слон - 2 крупных слона - 5 крупных слонов 1 свирепый лев - 2 свирепых льва - 5 свирепых львов 1 небольшой тигренок - 2 маленьких тигренка - 5 маленьких тигрят Образование существительных во множественном числе именительного и родительного падежа. Игры: «Один - много», Один - много кого? Ребенок исполняет действия с игрушками по инструкции взрослого: Поставь слона справа от львицы. Поставь льва слева перед, за, около, между … Поставь слоненка так, дабы он выглядывал из-за слона из-под пальмы. Куда ты поставил слона…?
Чум - традиционное жилище коми-оленеводов
Фундамент в те времена не делали и первые бревна ставили на уплотненную землю. Крышу сверху покрывали соломой, так как она служила хорошим средством защиты от снега и дождя. Стены снаружи обмазывали глиной, смешанной с соломой и коровьим пометом. Это делалось с целью утепления. Основную же роль в сохранении тепла в избе играла печь, дым от которой выходил через окно, а с начала 17 века — через дымоход. Жилища европейской части нашего континента Самыми известными и исторически ценными жилищами европейской части нашего континента являются: мазанка, сакля, трулло, рондавель, пальясо. Многие из них существуют до сих пор. Мазанка Она является старинным традиционным жилищем Украины.
Мазанка, в отличие от избы, была предназначена для областей с более мягким и теплым климатом, а особенности ее строения объяснялись небольшой площадью лесов. Мазанку строили на деревянном каркасе, а стены состояли из тонких веток дерева, которые снаружи и внутри обмазывались белой глиной. Крыша обычно делалась из соломы или камыша. Пол был земляной или дощатый. Для утепления жилища, его стены изнутри обмазывали глиной, смешанной с камышом и соломой. Несмотря на то, что мазанки не имели фундамента и были плохо защищены от влаги, они могли простоять до 100 лет. Сакля Это каменное сооружение — традиционное жилище жителей Кавказа.
Самые первые сакли были однокомнатными с земляным полом и не имели окон. Крыша была плоской и в ней находилось отверстие для выхода дыма. В горной местности сакли примыкают друг к другу в виде террас. При этом, крыша одного жилища является полом для другого. Такое построение было обусловлено не только удобством, но и служило дополнительной защитой от врагов. Трулло Этот тип жилища распространен в южной и центральной областях итальянской области Пулия. Трулло отличается тем, что его создавали по технологии сухой кладки, то есть камни клали друг на друга без использования цемента или глины.
Это делалось для того, чтобы, вытащив одни камень, можно было разрушить весь дом. Дело в том, что в этой области Италии строить жилища было запрещено, поэтому если приезжал с проверкой чиновник, трулло быстро разрушалось. Стены дома делали очень толстыми, чтобы они защищали от сильной жары и спасали от холодов. Трулло чаще всего были однокомнатными и имели два окна. Крыша имела конусовидную форму. Иногда, на балки, расположенные в основании крыши, клали доски, и, таким образом, образовывался второй этаж. Пальясо Это распространенное жилище в испанской Галисии северо-запад Пиренейского полуострова.
Пальясо строили в горной части Испании, поэтому основным строительным материалом был камень. Жилища имели круглую форму с конусовидной крышей. Каркас крыши был деревянным, а сверху ее покрывали соломой и камышом. Окон в пальясо не было, а выход располагался с восточной стороны.
Такая специфика наложила отпечаток на жизнь многих поколений оленеводов, которые смогли приспособиться к суровым условиям, диктующим свои правила. Далеким от такого образа жизни людям сложно себе представить, как можно организовывать быт в постоянном движении, да еще и в столь экстремальном регионе, но местные народы, не избалованные цивилизацией, нашли свой путь. Коренные народы Крайнего Севера не готовы расставаться со свободной жизнью кочевников. Справка: Больше всего кочевников около 10 тыс. Ненцы, эскимосы, ханты, селькупы — относятся к основным коренным народы Севера, которые тесно переплели свои жизни с оленеводством, рыболовством и охотой. Чум — традиционное мобильное жилище северных народов Не перевелись еще оленеводы на Крайнем Севере России. Как и сотни лет назад коренные народы занимаются оленеводством, обустраивая свою жизнь в чумах. Фото: naked-science. Специфика разведения оленей требует постоянного присутствия человека, который из-за климатических условий не может обеспечить животных кормом, как это происходит на животноводческих фермах, содержащих коров или лошадей в любых других регионах страны. При этом во главу угла ставится «желание» оленей, ищущих вкусную еду, а не стремление человека организовать себе достойный быт. Хотя и люди не забывают о себе, стараясь обеспечить своим семьям сносные условия существования. Чум после метели не только устоял на месте, на его «крыше» не задерживается снег. Фото: discoveryamal. Древнейшим домом, который претерпел некоторые изменения является чум, имеющий конусообразную форму, которая лучше всего подходит и для суровых арктических условий ни один снегопад или метель не заставят рухнуть конструкцию под тяжестью снега , и для того, чтобы оленеводы тратили максимально минимальное количество времени и сил на его установку, демонтаж и транспортировку. Занимающиеся рыбным промыслом кочевники, обязательно разобьют стойбище на берегу реки или моря. Фото: dudinka. При этом стоит отметить, что сам чум не является домом в нашем понимании. Для кочевых народов понятие дома не ограничено конусообразными стенами, покрытыми шкурами животных, берестой эта технология практически утеряна или современным брезентом. Домом они считают всю территорию стойбища на тот момент, когда группа семейств остановилась для ухода за животными, ведения хозяйства или промысла. При этом, если род занятий заключается в охоте или рыболовстве, то и место будет выбрано соответствующее.
Сам чум — это переносная конусообразная палатка, традиционное жилище народов Сибири и северо-восточной европейской части России, ведущих кочевой образ жизни, в частности занимающихся оленеводством. Форма конуса максимально оптимальна в условиях тундры и тайги: обеспечивает устойчивость при метелях и ветрах; снег не задерживается, а скатывается по крутой поверхности; такое жилище удобно при транспортировке, его можно быстро собрать и разобрать. В настоящее время эти традиционные жилища не утеряли свою актуальность. Что такое вигвам? Ставшее общеизвестным слово «вигвам» заимствованное из языков северных народов Северной Америки и народов Канады. Вигвамом называют жилище народов Северной Америки, населяющих лесные зоны на севере и северо-востоке континента. Такое жилище представляло собой шалаш куполообразной или конусной формы, высотой до трёх метров, хотя встречались и большие вигвамы, где одновременно могло проживать несколько семей. Форма таких жилищ максимально проста и продиктована погодными и природными условиями местности: ветер, снег, заморозки. Важно было использовать максимально распространенные материалы, не создающие сложностей при сборке. Зачастую каркас такого жилища просто бросали при необходимости перемещения стойбища.
Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор. При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы улучшить приток кислорода и вывести углекислый газ. Кроме того, такое расположение входа позволяло максимально сохранять тепло. Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки. Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим. Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу. Юрта — жилище кочевых народов Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага. Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Дневной свет попадает в жилище через просвет вверху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени. Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу. Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяина жилища. На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, но пожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников. Сходства и различия жилищ северных народов. Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, жилище, язык, социальная организация и др. Каждая из перечисленных особенностей имеет своё значение для жизни этноса. Традиционное жилище — чум, яранга, иглу, балаган и юра занимает в этом ряду особое место, для многих северных народов эти жилища являются единственным видом жилища в прошлом, а для некоторых и по сей день. Это обусловлено их конструкцией и мобильностью. Вид жилища Отличие Чум Является мобильным. Собирается и разбирается за 1-2 часа. Отапливается очагом. Окон не имеется. Одно общее помещение.