Сабантуй – это древний архаичный праздник, сохранивший и в наше время множество языческих представлений татар, основной хозяйственной деятельностью которых испокон.
У татарстанцев в апреле и мае будут дополнительные выходные дни
Видеоролик разработан студией этноТВ «Умникум» в рамках медиапроекта «ЭтноМир — детям».?Проект «ЭтноМир-детям» реализуется местной общественной организации. Также в эти дни татары принято посещать родственников и друзей, поздравлять их с праздником и обмениваться подарками. | Мероприятия, Постоянные новости., Праздники, Татарский центр, Татары Марий Эл. 28 июня в праздник Ид аль-Адха в мечети пгт.
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне. Это всегда широкие гуляния, где можно показать талант, силу. Самый большой праздник у татар – это Сабантуй. Смотрите видео на тему «праздник татар сегодня поздравление» в TikTok (тикток). РИА Новости, 1920, 21.02.2024. история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешности мужчин и женщин, жизни и быта, праздников и ритуалов. Религия - 16 апреля 2023 - Новости Казани -
Минниханов прокомментировал решение ряда регионов не проводить массовые события 9 Мая
Мусульмане отмечают один из двух главных праздников — Ураза-байрам. В наши дни татары — это второй самый распространённый этнос Российской Федерации после русских. Так же это праздник весеннего равноденствия и земледелия. В этот день татары ходят друг к другу и кушают разные вкусности. ИА Татар-информ.
Сабантуй и День гусиного пера. Как национальные праздники отмечают татары
Начало трапезы всегда происходит после общей молитвы. По разным оценкам, от 1,6 млрд до двух 2 млрд человек по всему миру идентифицируют себя как мусульман. Ураза-байрам стал одним из самых массово отмечаемых религиозных праздников. Ураза-байрам начинается после заката, когда небо погружается в темноту. Пророк Мухаммед рекомендовал верующим проводить эту ночь в молитвах, хотя и не считал это обязательным. Однако многие мусульмане следуют его совету, ища духовного умиротворения и близости с Аллахом. Утром после намаза имам духовный глава у мусульман просит Аллаха простить грехи верующих. Перед самим Ураза-байрамом мусульмане совершают ритуал очищения — гусль — и надевают чистую праздничную одежду. Некоторые верующие мужчины практикуют итикаф — уединение в мечети в последние 10 дней Рамадана, что считается способом укрепления веры и духовности. Кроме того, в этот день мусульмане часто посещают кладбища, чтобы вспомнить ушедших родных и друзей.
В течение дня в мечетях проходят праздничные богослужения, а верующие посещают друг друга, делясь радостью и говоря при встрече «Ид мубарак» — «благословенного праздника». Ураза-байрам — это также время добрых дел, благотворительности и взаимопомощи. Так люди подчеркивают необходимость заботы о нуждающихся и укрепление связей внутри сообщества. Очень важно обмениваться подарками по случаю торжества. Сабина Умарова посоветовала дарить сладости: например, финики сорта аджва. Именно это угощение упоминается в Коране. По ее словам, также принято презентовать книги об исламе и религиозные сувениры: от настенных картин с символикой праздника до посуды. Праздничные концерты, ярмарки, аттракционы и конкурсы для детей и взрослых добавляют празднику особый колорит.
Может, поэтому его современники пытались как-то «притянуть» немного даты лунного календаря под зимние праздники. Например, в 1913—1915 годах в Восточном клубе в Казани несколько раз проводили праздничные елки для детей. Подавалось это как праздник Мавлид день рождения пророка Мухаммада , хотя, конечно, по внешней форме они напоминали рождественские елки. В этом смысле да, можно говорить о том, что одни традиции переплетались с другими, рождались новые вариации татарской культуры. Некоторые представители интеллигенции, конечно, обращали внимание и на 1 января. Например, в Казанской татарской учительской школе для студентов устраивали специальные вечера под новый год. Но надо понимать, что администрация школы проводила их с определенной целью, для большей интеграции студентов-татар в общеимперскую культуру. Об адаптации старинного Нардугана под народные гуляния в начале января я уже говорила, это уже другой вариант интеграции и изменения традиций. Может, поэтому его современники пытались как-то «притянуть» немного даты лунного календаря под зимние праздники «Не совсем понятно, для чего возрождать обряды, если они уже ушли из повседневного мира» — Как сохраняются традиции зимних праздников сегодня? На уровне общественно-культурных организаций есть, конечно, какой-то интерес к Наурузу, тем более этот праздник имеет официальный статус у некоторых других тюркских народов бывшего Советского Союза. Но не могу судить, насколько это успешно отзывается в сердцах обычных татар, насколько они воспринимают его сейчас как настоящий праздник. Это уже вопрос к социологам. Они теряют свой сакральный смысл, какую-то внутреннюю теплоту и превращаются просто в театральную мишуру. Мне вообще не совсем понятно: для чего возрождать обряды, если они уже ушли из повседневного мира человека, если их нет в семье?
Когда впервые начали отмечать Сабантуй Считается, что история Сабантуя насчитывает более тысячи лет. Истоки праздника кроются в седой древности и тесно связаны с аграрным культом. Первоначально событие имело сакральное значение: во время обрядов задабривали духов плодородия, чтобы те благоприятствовали хорошему урожаю. Проводили церемонию перед началом сева в конце апреля. За правильностью исполнения обрядов и жертвоприношений следили местные старейшины. Первое историческое упоминание Сабантуя историки находят в записках арабского путешественника Ибн Фадлана, прибывшего в древний Булгар в качестве посла из Багдада. Всё это свидетельствует в пользу "булгарской" теории происхождения праздника, однако есть также версия, что его традиция пошла от монголов. Сабантуй — слово тюркского происхождения, состоит из двух частей: "сабан" — "плуг" и "туй" — "свадьба". Получается "свадьба плуга", "торжество плуга". Или, говоря современным языком, день земледельца. Чаще всего Сабантуй называют татарским праздником, и это несомненно так, но не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам. После принятия татарами и башкирами мусульманства, а чувашами — христианства языческая составляющая праздника постепенно сошла на нет и Сабантуй окончательно стал просто весёлым народным гулянием. Сместились и сроки — стали отмечать не начало, а окончание посевной, когда все весенние работы выполнены и есть передышка до осеннего сбора урожая. Как празднуют Сабантуй сегодня Начинается праздник обычно в сельской местности. Молодые люди и подростки верхом объезжают деревенские дворы, собирая подарки. Хозяева домов вручают им всякую всячину: кто — свои поделки, кто — посуду, выпечку, полотенца, а кто — и что-то посущественнее. Среди всадников идёт соревнование в том, кто соберёт больше подарков. Но не для себя — всё это поступает в общий котёл и становится призовым фондом для предстоящих состязаний, которые проводятся на следующий день на главной площади деревни.
Мука, масло, яйца, молоко и мед — все, что нужно для вкусного чак-чака. Объем, величина и способ украшения могут отличаться. Подается чак-чак и в особенные дни. Например, мама невесты обязательно готовит его на свадьбу. Считается, что чем больше молодожены съедят чак-чака, тем слаще и дольше будет их совместная жизнь. Поэтому на татарских свадьбах чак-чак преподносят как самое дорогое угощение и украшение стола. Во время различных фестивалей обязательно готовится чак-чак. Чайная трапеза Татары, как и остальные восточные народы, пьют очень много чая.
Татарские праздники: национальные, религиозные. Культура Татарстана
В дни Корбан гаете совершали жертвоприношение — по правилам, чётко разработанным в исламе. Мясом жертвенного животного старались угостить как можно больше людей. Мужчины-мусульмане направляются в мечеть для совершения праздничного намаза Светские праздники, как и религиозные, не имели строго фиксированной даты проведения. Срок их зависел от погодно-климатических условий каждого года, а конкретный день устанавливался советом старейшин. В то же время наблюдалась довольно чёткая ориентированность праздников на время того или иного этапа в хозяйственной деятельности. К обрядам и праздникам весенне-летнего цикла относится один из ярких эпизодов, связанных с весенним пробуждением, — ледоход. Смотреть на ледоход выходили все жители. Молодёжь шла нарядной: юноши приходили с гармонистом, устраивали танцы. Как правило, по воде на льдинах пускали зажжённую солому. Молитва возле могил родных По весне бытовало и коллективное угощение детей кашей — Карга боткасы.
В один из дней ранней весны, с появлением проталинок конкретный день указывали старики , дети шли собирать крупу, молоко, масло и яйца для приготовления каши. Во время сбора продуктов произносили заклички, смысл которых заключался в различных благопожеланиях, требованиях угощения. После на природе, иногда в помещении, из собранных продуктов в большом котле варили кашу, которой угощали детей, устраивали игры. Весна на Волге. Одним из ожидаемых, запоминающихся моментов весны был подворный сбор крашеных яиц. Бытовал он у всех татар, правда, различался день его проведения. У казанских татар сбор приурочивался к Сабантую, накануне или за несколько дней до майдана. Особого названия у этого обряда не было. Жителей деревни об этом дне оповещали заранее, поэтому хозяйки красили яйца с вечера.
Красили их в отваре луковой шелухи, в зависимости от концентрации которого цвет яиц варьировал от золотисто-жёлтого до тёмно-коричневого. В отваре берёзовых листьев получали различные оттенки зелёного цвета. Кроме того, пекли особые тестяные шарики или мелкие булочки, крендели, покупали конфеты. В деревнях кряшен, татар-мишарей обряд приурочивался к первому дню Пасхи. У основной части мишарей обряд бытовал под названием кызыл йомырка — красное яйцо, праздник яйца. Считалось, что если в этот день в дом первым войдёт человек с «лёгкой ногой», то скотина будет хорошо плодиться, в доме будет благополучие, согласие. Заходящий первым заносил с собой щепки, разбрасывал их по полу, чтобы «двор не был пустым», т. Заходя в дом, обязательно произносили благопожелания. Сбор подарков к Сабантую.
Кукморский район Обрядовые действия, предваряющие начало сева, были характерны для всех татар. Среди кряшен проводилось общественное моление с освящением семян, которое завершалось коллективным угощением. У остальных татар такой обряд не сохранился. Однако накануне сева было принято топить баню, чтобы выйти в поле очистившись. Сеятель обязательно надевал чистое бельё. В день сева встречному давали яйцо, чтобы посев был удачным. С пожеланием хорошего урожая сеятель вместе с зерном бросал в пашню и яйца. Пригласив всех соседей по участку, начинали трапезу, которую завершали следующими пожеланиями: пусть будут благодатные дожди, пусть будет мирным год, пусть в уборочную будут погожие дни, пусть зёрна будут крупными, как яйца. Во время роста хлебов перед колошением зерновых с пожеланиями плодородия земле, хорошего приплода скоту, мира, благополучия в целом проводили общественное жертвоприношение.
У разных групп татар в жертву приносились разные животные. У мишарей, как правило, бытовало жертвоприношение овец, количество которых зависело от собранных у населения денег. У других групп татар чаще всего жертвенными животными были тёлка, бык, корова, иногда овца.
Название «Дервиза» состоит из двух слов: «дер» означает дверь, ворота. Второе же слово — «виза» — разрешение на въезд. Еще накануне праздника женщины с особой тщательностью занимались убранством дома и двора: чистота и порядок — одно из непременных условий встречи праздника. Утро начиналось с молитвы и ритуального жертвоприношения. Символом Дервизы было сито «элек».
Его бросали катиться колесом вниз по склону, чтобы узнать наперед итоги года. Упавшее вверх дном сито означало хороший урожай, дном вниз — плохой, а если оно останавливалось ребром — это предвещало высокий колос зерновых.
Верующие встречают окончание Рамадана и начало нового этапа в духовной жизни. Что такое Рамадан Рамадан — месяц духовного очищения, размышлений и переосмысления. Это время, когда мусульмане соблюдают пост — один из пяти столпов ислама, акт поклонения и самоотречения. Исторические корни Рамадана отсылают к моменту, когда пророк Мухаммед получил первые откровения Корана. Верующие по всему миру во время Рамадана много молятся, занимаются благотворительностью и стараются самосовершенствоваться. Пост в Рамадан характеризуется строгим воздержанием от еды, питья и других физических потребностей от рассвета до заката. Это время, когда мусульмане прилагают особые усилия, чтобы очистить свой разум и душу, углубляя связь с Аллахом через молитву и чтение Корана. Ислам учит, что пост — это воздержание не только от физических потребностей, но и от злых поступков, слов и мыслей.
Он напоминает о том, что необходимо проявлять терпение, самоконтроль и сострадание к окружающим, особенно к нуждающимся. В России , стране с многонациональным и многоконфессиональным населением, региональные власти имеют право самостоятельно устанавливать выходные дни в честь религиозных праздников. История Ураза-байрама Согласно исламской традиции, Ураза-байрам установил пророк Мухаммед после путешествия из Мекки в Медину в 622 году. В Медине он узнал, что у местных племен есть традиция отмечать два дня в году, в течение которых они развлекались и веселились. Тогда Мухаммед сказал, что Аллах подарил мусульманам два дня для празднования: Ураза-байрам и Курбан-байрам праздник жертвоприношения. Название «Ид аль-Фитр» буквально переводится с арабского как «праздник разговения», что подчеркивает его центральную тему — завершение периода воздержания, рассказала преподаватель кафедры иностранных языков РЭУ имени Г. Плеханова Сабина Умарова. В тюркских культурах Ураза-байрам несет аналогичное значение, объединяя слова «руза» пост и «байрам» праздник. Они обязуются следовать угодным Аллаху путем и избегать плохих поступков. Сам праздник Ураза-байрам — итог их мусульман работы в течение месяца Рамадана.
О том, что суббота будет рабочей напомнили и в пресс-службе минтруда РТ в связи с обращениями сотрудников различных предприятий и компаний. В ведомстве объяснили, что шестидневная рабочая неделя стала из-за «рационального использования выходных». Так, отдых был назначен с 27 на 29 апреля, а с субботы 2 ноября на 30 апреля.
Татарский праздник Сабантуй объединил жителей всей Волгоградской области
Религиозные Праздники и Обряды Татары отмечают все ключевые мусульманские праздники, включая Рамадан, Ураза-байрам и Курбан-байрам. Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне. Это всегда широкие гуляния, где можно показать талант, силу. Другие праздничные дни: В Республике Татарстан по случаю окончания весенне-полевых работ отмечаются национальный народный праздник "Сабантуй" и русский народный праздник. Производственный календарь 2024 Татарстана с праздниками показывает актуальные выходные дни в Татарстане, все нерабочие праздничные дни 2024 года.
«Знакомые-мусульмане просто не открывают двери»: история о том, как татарская семья празднует Пасху
Специфика праздника «Навруз» у татар проявляется в существовании особого жанра фольклора – благопожеланиях Навруза (Нәүрүз бәетләре (такмаклары). один из самых древних праздников земледельцев отмечается как начало нового хозяйственного года и весны. Все новости. В Татарстане утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2023 году. Специфика праздника «Навруз» у татар проявляется в существовании особого жанра фольклора – благопожеланиях Навруза (Нәүрүз бәетләре (такмаклары). Сегодня на телеканале ТНВ состоится прямая трансляция праздника поэзии, посвященного 138-летию со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая, которое пройдет в Казани. | Мероприятия, Постоянные новости., Праздники, Татарский центр, Татары Марий Эл. 28 июня в праздник Ид аль-Адха в мечети пгт.