Бизнес-план можно назвать гидом, который помогает бизнесменам ориентироваться в проекте, строить продуманный механизм действий и убеждать инвесторов вложить средства в компанию.
Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать
Бизнес-планирование в данном контексте выступает как элемент управления бизнес-процессами на предприятии. Что такое бизнес-план Зачем нужен бизнес-план Виды бизнес-планов Структура бизнес-плана Как составить бизнес-план самостоятельно Коротко о главном. принцип непрерывности – процесс планирования осуществляется постоянно, без перерывов (на смену одному плану приходит другой). Бизнес-планирование в данном контексте выступает как элемент управления бизнес-процессами на предприятии. Бизнес‑план также пригодится, если вы хотите привлечь средства инвесторов или получить грант от государства.
Особенности бизнес-планирования на предприятии
Со временем все встанет на свои места, а вы в итоге можете не только потерять инвестора, но и утратить доверие к себе со стороны кредиторов. А это приведет к полному фиаско ваших планов в будущем. Не стоит думать, что не возможно правильно составить самому бизнес-план. Это не легкая работа, но даже тем, кто стыкается с такой задачей впервые, она под силу. На сегодня существует множество пособий и книг, написанных консалтинговыми фирмами, где все расписано до мелочей и изложено доступным для каждого языком. Нужно потратить лишь немного времени на их изучение, и вы поймете, что и как нужно делать. А в учебниках по экономике можно найти уже готовые тексты-трафареты, в которые нужно только добавить свои данные, что позволить сэкономить вам кучу времени. Самое главное в бизнес-плане — это цифры. Текст важен, но его нужно отнести на второе место. Есть множество программных продуктов, вроде Project Expert, которые смогут вам помочь в написании плана, но иногда это может негативно повлиять на инвестора.
Вообще-то кредиторы с небольшим доверием относятся к разработанным самостоятельно бизнес-планам, которые нуждаются в длительном и крупном кредитовании, так как не все бизнесмены хорошо ориентируются в экономике и юриспруденции, и могут ошибаться и упускать важные детали при его составлении. Помощь в составлении грамотных бизнес-планов предоставляют и некоторые банки. Вам нужно лишь обратится в такой банк и после их согласия они сами разработают план и дадут под него кредит. Но в случае отсутствия таких банков или не желание помочь и проконсультировать вас, единственно правильным выходом будет обратиться в консалтинговую фирму. Стоит лишь правильно подобрать грамотного специалиста. Не следует экономить на консалтинговых фирмах.
Документом, отражающим ключевые моменты бизнес-планирования, является бизнес-план. Бизнес-план охватывает практически все основные ступени развития организации в условиях рыночной экономики, объемы финансовых затрат, сроки исполнения проектов, вопросы, касающиеся кадров, возможные риски, предполагаемые доходы, расчетное время окупаемости и т. В ходе планирования бизнес-процессов на предприятии можно формулировать очень разные цели, например: Для собственного блага. Первоочередная задача для компании — самоконтроль.
Допустим, организация начинает работу в новой для себя сфере или смежной с основной деятельностью. Здесь важно просчитать перспективность проекта, обойти возможные риски. Поэтому необходимо провести бизнес-планирование. Для оформления банковского займа. Некоторое время назад достаточно было технико-экономического обоснования, умещавшегося на паре страниц. На основе данного документа кредитор предоставлял необходимую сумму. Могли приниматься в расчет и другие аспекты, например, личные контакты заемщика, наличие рекомендаций, объемы собственных средств, задействованных в производстве и прочее. В последнее время большинство кредиторов для оформления займа хотят видеть перед собой бизнес-план деятельности предприятия. Для привлечения дополнительных инвестиций. Вкладчиками капитала в развитие предприятия могут быть частные лица или другие компании возможно, инвесторские фонды.
Если планируется публичный выпуск акций, грамотный бизнес-план представит компанию в выгодном свете. Это объясняется тем, что вся информация о деятельности организации становится прозрачной для потенциальных инвесторов. Видны объемы продаж, степень развития производства, будущие финансовые поступления и прочее. Недалеко время, когда бизнес-планирование будет считаться основанием для выпуска ценных бумаг. На данный момент это практикуется лишь как дополнительный инструмент развития. Для заключения бизнес-тандема с зарубежным партнером. Инвесторы из других стран стараются осуществить капиталовложения в российские предприятия, но проявляют большую осторожность и проводят скрупулезную оценку деятельности потенциальных компаньонов. Наличие грамотного финансового бизнес-планирования выступает гарантом стабильности организации и повышает шансы на организацию совместного сотрудничества с зарубежными инвесторами. Для проведения крупной финансовой сделки.
Эксперт задается вопросом, почему до сих пор людей заставляют тратить время на написание многостраничных планов, которые впоследствии вообще никто не читает? Более того, Эш Маурья говорит: «Если вы загуглите, к примеру, "Работают ли еще бизнес-планы? Тем не менее, подобно факсам из прошлого века, бизнес-план отказывается полностью уходить с арены. Наиболее очевидная причина из тех, что я смог найти: организации, до сих пор требующие от стартапов бизнес-планы, делают это просто по привычке. Просто потому, что всегда их требовали. И у стартапов нет других возможностей, кроме как подчиниться». О том, что использовать вместо устаревших бизнес-планов и как написать более эффективный бизнес-план, если все же приходится это делать, пишет эксперт дальше. Назначение бизнес-плана Исторически бизнес-план используют как инструмент фандрайзинга. Некоторые могут использовать его для утопических целей, но стартап-командам, стремящимся представить актуальный бизнес-план именно для привлечения инвестиций , нужно обратить внимание на следующее: начало собственного бизнеса - весьма капиталоемкий процесс. Еще совсем недавно стартап-проектам для привлечения инвестиций нужно было составить бизнес-план, в котором доказывалась способность «шагать согласно идеальному плану». Однако, пишет эксперт, мир изменился. С более низкими затратами на запуск проектов и новыми методологиями, такими как Lean Startup, нам больше не нужны большие инвестиции. Мы можем начать снижать риски с самого первого дня. Наилучшим подтверждением плана, который будет работать, является не вымышленная история на бумаге о том, что может случиться, но фактическая история о том, что произошло, когда ваша идея встретила клиентов — понятие, также известное, как трекшн».
Другими словами, если предприятие намерено прочно обосноваться на рынке, собирается составлять серьезную конкуренцию другим игрокам и ставит перед собой долгосрочные цели, ему не обойтись без процедуры бизнес-планирования. Работа над стратегическим документом компании закладывает основу для будущего развития, позволяет сформулировать перспективные направления деятельности организации, предусмотреть вероятные источники привлечения инвестиций. Усилия, затраченные на бизнес-планирование, в ближайшем будущем обернутся для предприятия многими положительными моментами: перспективное мышление руководства компании; надежная база для принятия эффективных управленческих решений; расширение возможностей для поступления и мониторинга необходимой информации; снижение предпринимательских рисков; координация действий всех участников бизнеса; готовность к ожидаемым изменениям и внезапным критическим ситуациям. Проблемы и роль бизнес-планирования на российских предприятиях Для многих российских компаний составление подробных планов деятельности хотя бы на ближайшую перспективу пока не вошло в число обязательных и приоритетных бизнес-процессов. В качестве одной из причин такого пренебрежения к планированию можно назвать непонимание важности этого шага и отсутствие у руководителей предприятий знаний в сфере методологии и философии системы бизнес-планирования. Более того, некоторые представители топ-менеджмента скептически относятся к предложениям своих сотрудников разработать стратегические документы, поскольку уверены в бесполезности составления планов. При этом результаты такого подхода далеки от желаемых. Массовый упадок предприятий тяжелой промышленности, стагнация и вялотекущая деятельность производителей пищевой продукции и товаров массового потребления явно свидетельствуют о необходимости менять устаревшие принципы российского менеджмента, делать его более гибким, оперативно реагирующим на текущую рыночную ситуацию. Время сверхприбылей прошло — сегодня необходимо привыкать работать в условиях стабильных, но невысоких доходов, поэтому интуиции и спонтанных решений теперь недостаточно, чтобы сохранять имеющийся потенциал и находить возможности для роста. Необходимость бизнес-планирования вне зависимости от сферы деятельности компании и особенностей реализуемых ею коммерческих процессов очевидна: наличие такого документа не только дисциплинирует менеджмент, но и значительно упрощает понимание целей, стоящих перед организацией, и создает базу для плодотворной работы по их достижению. Кроме того, в пользу планирования можно привести еще как минимум три причины: появляются критерии для объективной оценки деятельности предприятия в целом и отдельных управленцев в частности; менеджмент компании ориентируется на краткосрочные и перспективные цели, четко представляет, какие задачи необходимо решить на очередном этапе развития бизнеса; на предприятии создаются условия, гарантирующие доведение до всех сотрудников внедряемых руководством идей и своевременное привлечение необходимых финансовых ресурсов. На разработку по-настоящему полезного бизнес-плана, учитывающего все реальные условия деятельности компании, требуются значительные затраты — как материальные, так и в виде рабочего времени сотрудников предприятия. Это является одной из причин, по которой многие российские предприниматели предпочитают обходиться без стратегического планирования, в большей степени полагаясь на собственную интуицию и умение принимать оперативные решения исходя из текущей ситуации. Многие топ-менеджеры убеждены, что никакой необходимости в бизнес-планировании нет, поскольку постоянно меняющиеся внешние обстоятельства нивелируют усилия по созданию долгосрочных стратегий. Согласиться с этой точкой зрения нельзя хотя бы потому, что компании, вооруженные планом, чувствуют себя гораздо увереннее в критических ситуациях, ведь соответствующие действия предусмотрены в ходе работы над документом.
Планирование бизнес-плана: принципы, ошибки, инструменты
В конце учебника дается шаблон, содержащий пошаговые инструкции по самостоятельной разработке бизнес-плана.
Различные бюджеты определенной деятельности образуют единый консолидированный денежный бюджет, который в свою очередь подкрепляется конкретными данными из инвестиционного плана. Список использованных источников Аскинадзи, В. Аскинадзи, В. Афонин, И. Управление развитием предприятия. Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены.
Басовский, Л. Басовский, Е. Просмотров работы: 40.
Здесь потребуется рассмотреть весь массив информации, имеющей значение для проекта, и ее источники должны быть разнообразны: статистические данные, результаты опубликованных исследований, итоги опросов, мнения экспертов и т. Особое внимание следует уделить изучению конкурентов, чтобы понять, какой опыт можно у них перенять и за счет чего обойти их. Также необходимо исследовать ситуацию на рынке, чтобы появилась возможность сопоставить с внешними обстоятельствами собственные ресурсы и перспективы.
Как правило, исходные данные в бизнес-плане включают в себя следующую информацию: Емкость и структура рынка, причем с учетом динамики за последние несколько лет. Прогнозы по изменению рыночной ситуации — в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Важнейшие факторы, определяющие функционирование рынка. Перечень продуктов и составление образа среднестатистического потребителя. Конкуренты и анализ их деятельности — производственные и финансовые показатели, используемые бизнес-стратегии, сильные и слабые стороны. SWOT-анализ с целью адекватной самооценки.
Общие выводы и рекомендации. Для разработки бизнес-плана, особенно его главного элемента — финансовой модели, можно использовать специальные программы и сервисы. Простейшим вариантом является Microsoft Excel, но есть и приложения с более широким функционалом, заточенные именно на расчеты по предпринимательским проектам. Более того, сейчас несложно найти онлайн-конструкторы, благодаря которым составление бизнес-плана занимает минимум времени. Правда, подобные ресурсы вряд ли подойдут для оформления объемного проекта, но даже если на их основе делается часть документации, то польза от них будет. Типичные ошибки при составлении бизнес-плана Приведем список наиболее распространенных недочетов при составлении и оформлении бизнес-плана.
Старайтесь избежать подобных ошибок: Небрежное оформление Если бизнес-план ориентирован на инвестора или партнера, то уделите внимание внешнему виду документа. Неряшливый текст с разными шрифтами, «гуляющим» форматированием произведет впечатление составленного кое-как, что наведет на подозрение, что и содержание не лучше оформления. Поскольку бизнес-план — своеобразный товар, который вы предлагаете покупателю-инвестору, то позаботьтесь о привлекательной его «упаковке». Переизбыток специфичной терминологии Если без нее невозможно обойтись, то включите в текст словарь понятий, но в любом случае не злоупотребляйте словами, которые используются лишь в профессиональной среде. Перегруженность информацией Сведения, представленные в слишком большом объеме, отвлекают внимание и невольно вызывают у читающего усталость, переходящую в нежелание продолжать знакомство с проектом. Поэтому, чтобы инвестор не отложил ваш план в сторону, поддерживайте его интерес, выражаясь кратко и емко.
Подробную информацию дайте в виде приложений. Стратегический план развития отдела продаж: пошаговая инструкция по составлению Вода в тексте Худший вариант — придание своему проекту «солидности» путем искусственного раздувания объема. Люди из мира бизнеса ценят свое время и не станут читать то, что не укладывается в их представление о финансовом проекте. Необъективность анализа и прогнозов Будет обречена на провал и попытка ввести инвестора в заблуждение приведением неподтвержденных сведений, явно завышенных ожиданий. Опирайтесь только на корректные данные и не искажайте информацию по рынку. Ошибки в вычислениях Оценка бизнес-проекта главным образом строится на правильности и адекватности финансовых расчетов.
Поэтому следует проверять эту часть плана особенно тщательно. Инструменты для составления бизнес-плана Сейчас выбор подобных инструментов велик, причем они предлагаются в самых разнообразных формах. Наиболее популярные: Онлайн-конструкторы бизнес-планов. Ставшая классической SWOT-методика сильные и слабые стороны, возможности и угрозы , опирающаяся на анализ исходных данных и позволяющая выстроить стратегию развития. Список можно продолжать и дальше, но результаты бизнес-планирования зависят не от того, какой инструмент был выбран, а от того, насколько правильно он был применен. Можно ли использовать готовые бизнес-планы Да, это возможно, однако документ должен подходить к потребностям и специфике вашей компании.
Выбрав готовый проект, необходимо критически подойти к его доработке под собственные нужды. Как превратить бизнес-план из формальности в инструкцию Бизнес-план разрабатывается не для того, чтобы стать красивым, но лишенным практической направленности документом — он должен быть руководством к действию для всех сотрудников организации.
В такой ситуации из можно применять для обоснования предложений по приватизации, в том числе для установления действий по санации приватизируемых предприятий.
На основе всего вышесказанного, можно дать рекомендации относительно составления бизнес-планов предприятиями на достаточно длительное время. На начальных этапах составления бизнес-плана необходимо давать примерные ответы, которые основаны на укрупнённых подходах и расчётах, выполненных экономистами и менеджерами предприятий или усилиями привлечённых организаций. В дальнейшем необходимо этими же силами провести более подробные, уточнённые расчёты всех показателей и характеристик плана.
Бизнес-план доводится до сведения сотрудников предприятия, чтобы они, как и руководители, чётко представляли цели и задачи предприятия, которые предусмотрены бизнес-планом, в том числе требования, которые предъявляются к каждому из них. Важно отметить, что опыт предприятий токов, что многие руководители склонны недооценивать будущие возможные препятствия, трудности до момента, пока бизнес идёт успешно. Редко задумываются о перспективах развития, однако при наступлении этих трудностей понимают, что исправлять их достаточно поздно.
Ещё одной проблемой предприятий является отсутствие необходимой материально-технической базы и квалифицированных разработчиков — исполнителей бизнес-планов. В этой связи часто случается так, что планирование заменяется различными решениями собственника по любому направлению деятельности. Такого рода решения не всегда продуманы и рассчитаны, как правило, на самый близкий временной период, более того, такие решения не предусматривают развитие стратегии производства предприятия, что может спровоцировать большие финансовые трудности в будущем.
В этой связи управление предприятиями обязательно должно быть стратегически ориентированным и основанным на бизнес-планировании. Такого рода управленческая деятельность более высокого порядка даёт возможность предприятию направить его движение в бурное течение рыночной экономики. Бизнес-планирование служит отличным толчком для руководителей и менеджеров, чтобы они мыслили перспективно, бизнес-план чётко координирует все виды основной деятельности предприятий и обязывает трудовой коллектив обоснованно устанавливать и выполнять свои задачи, быть готовым к самым неожиданным изменениям обстановки и увеличивает уровень общей ответственности за итоги производственной деятельности.
Разработка бизнес-плана Бизнес-план разрабатывается как по собственной инициативе предприятия для ориентации в мире бизнеса, так и согласно заданию на его составление, которое выдаётся заказчиком. По согласованию с заказчиком при разработке плана могут подготавливаться и рассматриваться в том числе альтернативные варианты. Выбор окончательного варианта принадлежит заказчику.
В процессе разработки бизнес-планов необходимо проводить взаимный учёт и согласование требований и условий заинтересованных сторон. Чаще всего кредитора заинтересовывает предложение, если кредитные средства будут возвращены в среднем через два года. На составление бизнес-плана требуется порядка месяца.
На протяжении этого времени специалисты знакомятся между собой и с документами, а также делают предварительные расчёты. При составлении бизнес-плана существует своя специфика, при этом необходимо сделать акцент на том, что их структура не будет существенно отличаться друг от друга в разных подотраслях экономики. Разработка бизнес-плана осуществляется в три этапа: Сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, прорабатываются альтернативные варианты проектных решений.
Формирование инвестиционной программы. На основании собранной информации осуществляется рассмотрение показателей эффективности. Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного или графического материала.
В этой связи стоит отметить, что отмечается существенное различие подходов к составлению бизнес-планов в случае создания нового предприятия и, если модернизируется, совершенствуется существующий бизнес. В последнем примере ключевая задача состоит в ликвидации выявленных недостатков в существующем деле, развитии позитивных направлений и тенденций. Риска в данном случае для предпринимателей будет гораздо меньше, нежели в первом случае.
Следовательно, модель бизнес-плана устанавливается на основе его принадлежности к тому или иному типу и некоторым особенностям подотрасли сферы экономики. Бизнес-план в качестве официального документа оформляется согласно требованиям потенциальных инвесторов и партнёров по бизнесу. Чтобы его правильно составить прежде всего необходимо привлечь обширный информационный материал о рынке, конкурентах, состоянии отрасли, новых технологиях и оборудовании.
Замечание 5 Примечательно, что большая часть собранной на подготовительном этапе информации может не войти в окончательный вариант бизнес-плана, при этом она заслуживает отдельного внимания при предварительной разработке его рабочего варианта. Бизнес-план необходимо разрабатывать на несколько лет, с делением по годам. Данные на первый год даются с делением по кварталам и месяцам.
По завершению каждого года план уточняется, производится корректировка направлений деятельности на будущий период. Принято говорить о десятке основных функций, которые должен выполнять бизнес-план, они следующие: При помощи бизнес-плана менеджер может стандартизировать процесс знакомства со своим проектом, экономит собственное время, упорядочивает контакты. Поскольку в процессе поиска инвесторов, кредиторов и партнёров он должен неоднократно повторять одну и ту же информацию о своём проекте и предприятии.
На этапе нормальных рыночных отношений отсутствие бизнес-планов участниками инвестиционного проекта может расцениваться как нелогичное, абсурдное мероприятие, которое спровоцирует со стороны коллег недоверие и настороженность. В силу этих обстоятельств, наличие бизнес-планов является обязательным требованием со стороны участников цивилизованного рынка. Основательно составленный бизнес-план в необходимых условиях можно быстро преобразовать в заявку на финансовую поддержку.
В этой связи привлечение финансовых средств для развития коммерческого дела невозможно без материалов, которые содержатся в бизнес-планах. Наличие у предприятия или предпринимателя бизнес-плана психологически настраивает на ощущение солидности и основательности его руководства. Процесс планирования обязывает бизнесмена адекватно оценивать предпринимаемые им действия.
При планировании своё предприятие рассматривается с разных точек зрения, многоаспектно, причём многие из установленных при этом сильных и слабых сторон предприятия иначе не были бы рассмотрены. С помощью бизнес-плана можно установить ещё на начальном этапе те проблемы развития предприятия, которые в будущем могут перейти в серьёзные трудности, которые осложняют деятельность предприятия. Бизнес-план наделяет конкретный бизнес, деятельность в сфере услуг определённой целью.
Поскольку многие отечественные предприниматели, которые работают в данной сфере экономики, энергичны, напористы, но их действия не всегда эффективны по причине отсутствия чётких целей и планов деятельности. При составлении бизнес-плана, предприниматель получает инструмент контроля и управления, который позволяет ему обеспечить планомерное движение своего бизнеса к тем целям, которые были поставлены в бизнес-плане. В процессе составления бизнес-плана в качестве мощного инструмента выступает самообучение, а после уже реализация предусмотренных им действий — основы для сопоставления с фактическими достижениями.
Составление и реализация бизнес-планов на предприятиях является некой импровизированной школой менеджмента для новых поколений бизнесменов, менеджеров, предпринимателей и специалистов, а также залогом непрерывного роста ВВП, широкого использования инноваций и социально-экономического развития страны в целом. Экономист, менеджер при составлении бизнес-плана также положительно влияет на свои навыки, опыт и знания, повышает свой профессионализм, который он мог недополучить, не проводя детального анализа и планирования на своём предприятии.
Бизнес-план: значение, виды, структура и пошаговая инструкция создания
При подготовке годового бизнес-плана оптимальным интервалом планирования является один месяц. Принципы планирования: принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное разработке бизнес-планов? это определение оптимального результата и эффективных путей Цели бизнес-планирования. это определение оптимального результата и эффективных путей Цели бизнес-планирования.
Особенности бизнес-планирования на предприятии
Рассказываем, как составить бизнес-план самостоятельно, даём образец и пошаговую инструкцию. В данной статье вы рассмотрите экономическую сущность бизнес-планирования и его принципы. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. Как свидетельствуют данные бизнес-плана, стратегии компании и их целевые показатели реалистичны и вполне достижимы.
Чем полезен план
- Бизнес-планирование
- Что учесть при составлении бизнес-плана?
- Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу
- Проблемы и роль бизнес-планирования на российских предприятиях
- Как составить бизнес-план: что это, как написать для себя, структура | Банки.ру
Функции и принципы бизнес-планирования
В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. Бизнес-план против бизнес-планирования. Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. Продуманный бизнес-план помогает бизнесу расти, формировать новые позиции на рынке, на котором он работает, формировать долгосрочные планы его развития, концепции производства новых продуктов и услуг.
Функции и принципы бизнес-планирования
Для инвестора этого типа содержание бизнес-плана должно содержать подробную информацию о маркетинговой политике (принципы ценообразования, пути распространения продукции, план рекламной кампании, организация постпродажного обслуживания). Продуманный бизнес-план помогает бизнесу расти, формировать новые позиции на рынке, на котором он работает, формировать долгосрочные планы его развития, концепции производства новых продуктов и услуг. В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме. Что такое бизнес-план Зачем нужен бизнес-план Виды бизнес-планов Структура бизнес-плана Как составить бизнес-план самостоятельно Коротко о главном. Принцип бизнес планирования предусматривающий скользящий характер.
4 стадии создания бизнес-плана
- Как составить стратегический план предприятия
- 1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования - bizliner
- Ключевые принципы бизнес-планирования
- Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
- Бизнес-планирование, создание бизнес-плана, основные разделы
- Как написать бизнес-план: 4 этапа и важные аспекты
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы
Экономика инноваций Что такое стартап и как развить его в успешный бизнес Какие ошибки допускают при составлении бизнес-плана Елена Малькова, бизнес-тренер, консультант по организационному развитию в компании Malkova , выделяет две ключевые ошибки, которые могут испортить весь план. Пропуск нулевого шага при подготовке бизнес-плана Речь идет о работе с задачами, интересами и предпочтениями инвестора. Руководители компаний и предприниматели сегодня хорошо ориентируются в вопросах управления и развития бизнеса. Однако, несмотря на багаж знаний и опыта, часто спотыкаются на вопросе: «Зачем мы готовим бизнес-план? Он отвечает на вопрос, каким образом предприниматель сможет заработать деньги и избежать критических финансовых угроз.
Важно поставить себя на место инвестора и изучить его интересы. С этой точки зрения не так важно, кто выступает инвестором — банк, венчурный фонд, бизнес-агент или круг родственников. У каждой группы инвесторов своя картина мира, в которой есть ключ к позитивному решению. Информация не всегда доступна в полном объеме, но нужно обращать внимание на любые сигналы, связанные с задачами и интересами инвесторов.
Так предприниматель сможет понять, что можно сделать, как оформить и преподнести информацию, чтобы инвестор смог оценить потенциал проекта, риски и принять решение. Произвольная организация работы с бизнес-планом Предположим, что предпринимателю нужно обосновать перед инвесторами строительство нового цеха. Времени всегда не хватает, предприниматель чувствует, что находится на растущем рынке, и старается быстрее ухватить удачу за хвост. Он примерно прикидывает организацию работы в новой части производства, на скорую руку подтягивает строительный проект часто довольно сырой , поручает финансисту сделать расчеты.
В этой ситуации есть идея бизнес-проекта, но сам план создается «на коленке». Он годится в случае, если инвесторы так же хорошо чувствуют рынок и у них есть доверие и позитивный опыт работы с предприятием. В других случаях, например, при выводе на рынок нового продукта, нужна последовательность в организации работы с бизнес-планом: исследование внешней среды, выделение рыночных трендов, фиксация идеи, поиск потенциальной бизнес-модели и т. Затем — определение круга потенциальных инвесторов, изучение их интересов и проработка позиции бизнес-плана.
Экономика инноваций Как стать венчурным инвестором: пять шагов для начинающих Можно ли составить план самому Елена Малькова считает, что успех плана сильно зависит от того, что бизнесмен умеет делать сам. Для расчетов ему понадобится помощь грамотного финансиста. А также, вероятно, ему нужно будет сделать несколько полевых исследований силами сотрудников собственной компании или сторонних агентств. В этом случае он может выступить и как эксперт, и как интегратор результата.
В случае, если руководитель компании обладает сильной бизнес-чуйкой, лидерским талантом, опытом и сильной профессиональной командой, в которую входят директор по маркетингу, финансовый директор, коммерческий директор и директор по производству, то руководитель может организовать работу команды над бизнес-планом. В такой ситуации «приглашенные» специалисты будут полезны на этапах выполнения внешних исследований, работы с первым лицом при подготовке решения о стратегии и бизнес-модели, для оценки разработанного бизнес-плана, готовности команды к презентации перед инвесторами, организации командной дискуссии. Если опыт в развитии инвестиционных проектов мал, а команда первого лица не контактировала с новым типом инвестора, то лучше обращаться к специалистам. Это могут быть разные профессионалы, и сам проект по разработке бизнес-плана будет состоять из отдельных элементов: исследования, описания бизнес-модели, финансового анализа, оформления презентации и пр.
Главное здесь — собрать информацию у разных специалистов и интегрировать ее в единый документ, который будет соответствовать интересам инвесторов. Такая работа обладает более сильным потенциалом для руководителя, чем полный аутсорсинг. Ведь, погружаясь в работу с консультантами, координируя усилия разных специалистов, руководитель и сам начинает довольно хорошо ориентироваться в материале. А это сделает его более уверенным в работе с инвесторами.
Советы по составлению плана Елена Малькова делится советами для предпринимателей, решивших составить свой бизнес-план: Не пытайтесь запрыгнуть в последний вагон. Подходите к разработке бизнес-плана как к отдельному жизненно важному проекту. Планируйте время. Речь идет о квартале и больше.
Ну и немного советского плаката внутри — без него тема будет не раскрыта. Планирование в той или иной степени существовало всегда. Но если до начала XX века оно больше относилось к индивидуальному плану дел или, наоборот, планам в масштабах страны, то с 30-х годов оно прочно вошло в компании. На капиталистическом западе внутрифирменное планирование практически сразу стало использоваться для управления масштабом и ресурсами с целью получения большей прибыли, в молодом ещё СССР план стал целью, толкающей людей на трудовые подвиги, выполнение и перевыполнение. Пожалуй, трудно найти того, кто не слышал лозунг «Пятилетку — в четыре года» или не видел советские плакаты, посвящённые выполнению а чаще — перевыполнению плана. План трансформировался вместе с парадигмой управления: 1930 — 1940 гг. Планов как таковых не существует, но появляются первые прототипы. Появляются планы, зарождается объёмно-календарное планирование, возникают понятия логистики, финансов, бюджетирования.
За границей от долгосрочного планирования, свойственного индустриальной экономике, переходят к краткосрочному, среднесрочному, появляется стратегическое планирование. Кстати, вот вам советских плакатов о плане и перевыполнении 1980 — н. СССР переживает распад, Россия приходит к свободному рынку, а затем активно перенимает уже накопленный опыт стратегического управления, причудливо совмещая его с элементами планово-командной системы. До сих пор в российских компаниях встречаются плановые отделы, службы бюджетного планирования. Да и за словом «бюджет» нередко скрывается самый обычный план на 1-2 года. Сегодня планируют все, вне зависимости от масштаба бизнеса и того, осознанно ли они это делают. Причём, вопреки канонической классификации планирования по содержанию, целям, предмету, периоду, на первое место выходит классификация по уровню планирования: организация — подразделение — исполняемый проект — сотрудник. Схема кликабельна И это ещё одна сфера деятельности фирмы, которая неизбежно сталкивается с автоматизацией или пользуется её услугами.
Вот как это происходит в случае с CRM-системой: Схема кликабельна CRM-система на уровне сотрудника и проекта позволяет вести практически все процессы и учитывать максимум данных. При использовании в подразделении или компании в целом, она выполняет функцию источника информации для планирования и прогнозирования наряду с ERP, системой бухгалтерского учёта, внутренним биллингом и т. Набор средств автоматизации зависит от сферы деятельности компании и задач управления. Остановимся подробнее на каждом из видов планирования по принципу от частного к общему, то есть от сотрудника к компании в целом. Сотрудник — жизнь в CRM-системе Закон Паркинсона гласит: работа занимает всё время, отпущенное на неё. Пожалуй, в нём есть истории обо всём: и о прокрастинации, и о трудоголизме, и о безумном трафике социальных сетей и развлекательных сайтов в рабочее время. Безусловно, взгляд работодателя прост и честен: я даю в обмен на ваше время деньги — вы в это время работаете. Некоторые подчинённые считают, что отданных 7-8 часов вполне достаточно, и без работы.
Соответственно, задача руководителя — обеспечить выполнение работы, задача сотрудника — сделать рабочий процесс простым и продуктивным прежде всего для себя. Планирование — путь решения задач обеих сторон. Планируйте время — причём не только на день, но и на неделю, и на месяц. Редко кто занимается деятельностью с высокой степенью непредсказуемости. CRM-система , установленная у сотрудника на ПК, должна прежде всего стать деловым календарём с бонусом: напоминаниями и оповещениями, чтобы не забыть ни одного дела и выполнить задачи в срок. Планируйте вовремя — лучше всего строить план работы в начале периода, когда вы ещё не приступили к выполнению задач. В этом правиле есть приятный бонус: возможно, что-то можно делегировать другим сотрудникам, а самому сосредоточиться на более крупной, но важной задаче. Расставляйте приоритеты важности и срочности.
Безусловно, на работе всегда будут задачи со сроком «ещё вчера» и формулировкой «да тут по мелочи», но в целом основные задачи должны иметь проставленный приоритет кстати, тоже делается в CRM-системе и вообще любом таск-менеджере. Группируйте однородные задачи — это позволит сосредоточиться на выполнении цепочки заданий и закрывать бОльшие части проекта. Экономьте время на рутинной работе. Например, на поиске контактов или документов. Если у вас есть CRM-система, то в ней найти нужный контакт и документ — дело считанных секунд, если нет — найдите подходящее приложение для контактов, аккуратно распределяйте документы по папкам и разделам не, ну кто-то же продолжает так жить! Будьте ленивыми — всегда старайтесь упростить путь выполнения задачи. Так даже внутри самого жёсткого плана вам удастся выиграть время на более сложную задачу ну или на небольшой перерыв. Регламентируйте время это больше относится к руководителям — на звонки, совещания, презентации, поездки к клиенту.
Очевидно, что ситуации бывают разные, но зная норматив, сотрудник с меньшей вероятностью его нарушит. Наша команда Регионсофт всегда стремилась к тому, чтобы кроме ядра CRM-системы в классическом понимании контакты, сделки, отчёты развивать весь сопутствующий набор функций, в том числе делать внутри программы инструменты и модули, которые будут нравиться сотрудникам и обеспечат им удобство и скорость работы. Вот, что происходит в CRM как всегда, на примере RegionSoft CRM , хотя сегодня многие системы имеют механизмы персонального планирования в том или ином виде. За планирование каждого отдельного сотрудника сотрудник видит себя, руководитель отдела — своих подчинённых, директор — всех отвечает трёхнедельный планировщик. Удобный агрегированный календарь для оценки объёма и степени загруженности менеджеров. Достаточно взглянуть на него, чтобы понять, кому можно назначать задачи, а кто уже в делах по горло.
Вам нужно копать глубже и разработать настолько ценное предложение, чтобы оно по-настоящему отличалось от предложений конкурентов и превосходило их. Сделайте это — и вы на пути к успеху Вам нужны деньги? Сделайте сводный отчет привлекательным! Если вы разрабатываете бизнес-план с целью получить финансирование, учтите, что адресат в первую очередь будет смотреть сводный отчет.
Если этот документ его не заинтересует, вы потеряли шанс. Представьте себе, что вся остальная часть вашего бизнес-плана — это лишь приложение, к которому будет обращаться читатель в поисках доказательств для обоснования утверждений, содержащихся в сводном отчете. Говорите на языке адресата Это может показаться очевидным, но вам следует хорошо понимать, на какую аудиторию вы рассчитываете свой бизнес-план. Если это внутренний план, он должен быть простым. Если это план для получения финансирования, он должен привлечь и захватить внимание читателя, тем самым подтверждая, что он может быть реализован. План, составленный с целью получения финансирования, должен: 1. Продемонстрируйте, что вы сможете справиться с этим. Речь идет о том, чтобы продемонстрировать, что вы подкованы в бизнесе, понимаете бизнес-модели, у вас есть креативная и инновационная стратегия и все механизмы для ее реализации например, проект или план действий, эффективное управление и т. По сути, чтобы выполнить план, нужны три вещи: навыки, ресурсы, наличные деньги. Продемонстрируйте читателю, что вы понимаете, как будете получать все три элемента и как будете ими управлять.
Для объединения с другим предприятием. Нередко бизнес-планирование становится главной ступенью на пути к слиянию двух компаний. Это позволяет продемонстрировать перспективность будущего тандема, раскрыть возможные риски, дать представление о предстоящих прибылях или убытках. Для осуществления реорганизационных процессов или оптимизации производства. Многие предприятия в процессе роста изменяют направление своего развития, охватывают новые сферы деятельности. Выбрать грамотную концепцию в этом случае гораздо проще, составив бизнес-план. Это даст возможность четко определить цели предстоящих перемен, наметить задачи и сроки исполнения. Ключевые принципы бизнес-планирования Осуществление бизнес-планирования в организации опирается на несколько основных принципов: Единство. Суть в том, что предприятие следует рассматривать как целостный объект.
Его составляющие должны придерживаться одного направления в развитии. Планы отдельных подразделений — неразрывно взаимодействовать с задачами всей компании. Вне зависимости от должности и круга обязанностей к осуществлению бизнес-планирования привлекается каждый работник. Суть этого принципа сводится к тому, что бизнес-планирование является процессом постоянным и непрерывным. Такой подход позволяет своевременно корректировать тактику с учетом неопределенных и стремительно меняющихся внешних условий. Способность быстро перестроиться в связи с возникновением непредусмотренных факторов, влияющих на работу предприятия. Максимальная точность. Необходимое условие при составлении любого бизнес-плана. Непременное выполнение.
Составленный план надлежит четко исполнять, и это касается каждого сотрудника организации. Задачи бизнес-планирования Как и любой другой процесс в деятельности компании, бизнес-планирование выполняет определенные функции и задачи. Некоторые из них: выделить направление для работы предприятия. Определить положение на современном рынке, возможные перспективы роста; дать оценку поставленным целям ближайшим и на длительный период , способам их достижения, стратегическим и тактическим маневрам. Кроме того, решить кадровые вопросы и назначить ответственных людей за исполнение всех действий в намеченном направлении; грамотно решить вопрос привлечения сотрудников, найти оптимальное соответствие между условиями труда и мотивационными мерами и задачами, стоящими перед предприятием; определиться с выбором приоритетных товаров или услуг, которыми компания будет обеспечивать потребителя; дать грамотную оценку материальному положению дел в структуре, а также спрогнозировать реальность выполнения поставленных задач с учетом финансовых и моральных возможностей организации; продумать план маркетинговых мероприятий, чтобы иметь четкое представление о конъюнктуре рынка.
Образцы документов:
- Почему бизнес-план больше не нужен?
- Анализ внешнего и внутреннего контекста организации
- Принципы и подходы бизнес-планирования
- Как оформлять бизнес-план