Официальный канал Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). международная организация по вопросам безопасности, участниками которой в настоящее время являются Армения. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Как расшифровывается аббревиатура ОДКБ, какие страны входят и входили ранее в эту организацию, каковы функции ОДКБ и чем это объединение отличается от НАТО. международная организация по вопросам безопасности, участниками которой в настоящее время являются Армения.
ДОСЬЕ: К 30-летию Договора о коллективной безопасности
ОДКБ — Организация Договора о коллективной безопасности — члены организации — бывшие члены Штаб-квартира Россия, Москва Участники 7 постоянных участников Официальный язык Русский Генеральный секретарь Организации Николай Николаевич Бордюжа Образование. Аббревиатура ОДКБ, которая в свете последних событий звучит довольно часто, это сокращенное обозначение названия «Организация Договора о коллективной безопасности». В 2017 году исполняется 25 лет Договору о коллективной безопасности и 15 лет его организации — ОДКБ.
ОДКБ – что это? Как расшифровывается? Какие страны входят?
Одной из приоритетных областей военного строительства в рамках Организации является военно-техническое сотрудничество, регулируемое специальным Соглашением 2000 года. В качестве главного принципа этого сотрудничества предусмотрен льготный режим взаимных поставок продукции военного назначения между государствами — членами ОДКБ по ценам, устанавливаемым ими для собственных вооруженных сил, а также правоохранительных органов и специальных служб. С целью решения вопросов военно-экономического сотрудничества учреждена и успешно действует Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, в состав которой входят ответственные за этот участок работы вице-премьеры правительств государств — членов ОДКБ, а возглавляет ее Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В рамках ее деятельности продолжена работа по развитию кооперационных связей оборонных предприятий государств — членов с предприятиями ОПК Российской Федерации, созданию на территории государств ОДКБ сервисных центров для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники. На двусторонней и многосторонней основе реализуются кооперационные проекты между государствами — членами Организации.
Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности. В вопросах противодействия современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ приоритетное значение имеют борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, криминальной и деструктивной деятельностью в информационном пространстве. Противодействие незаконному обороту наркотиков. С целью достижения поставленных задач по парированию этой угрозы в формате Организации в 2014 году принята и успешно реализуется Антинаркотическая стратегия государств — членов ОДКБ на 2015 - 2020 годы, Под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков КСОПН в рамках ОДКБ с 2003 года проводится Региональная антинаркотическая операция постоянного действия «Канал».
За это время в ходе операций из незаконного оборота изъято около 335 тонн наркотиков, в т. С целью осуществления скоординированной деятельности в области снижения спроса на наркотики, профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркозависимых лиц в государствах — членах Организации Договора о коллективной безопасности с 2013 года на системной основе действует Координационное совещание главных наркологов государств-членов Организации. Реагирование на чрезвычайные ситуации Ответственность за координацию совместных действий государств — членов в области чрезвычайного реагирования возложена на созданный в 2007 году Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ КСЧС ОДКБ. В соответствии с утвержденным СКБ ОДКБ в 2014 году Планом мероприятий по реализации Основных направлений развития системы коллективного реагирования государств — членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации в рамках Организации проводится работа по созданию Гуманитарных центров в регионах коллективной безопасности; продолжается разработка правовой базы для обеспечения размещения государственных материальных резервов на территории государств — членов ОДКБ; завершено формирование единого информационно-программного пространства для обмена оперативной информацией и координации совместных действий государств — членов; продолжается работа по координации деятельности международных организаций с целью использования их потенциала при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Противодействие незаконной миграции и торговле людьми. Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции «Нелегал», направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран. За это время в ходе проведения операции «Нелегал» были пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. Только в 2016 году выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд.
Безопасность информационного пространства В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых «комплексных» или «гибридных» технологиях. В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств — членов Организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств — членов Организации в этой сфере. В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности.
Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств — членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере. На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции ПРОКСИ от полного названия «противодействие криминалу в сфере информации».
Не использует эту зависимость для того, чтобы «оккупировать» полагающиеся на нее соседние страны. Тот же контингент ОДКБ, вопреки тиражируемым западными СМИ и казахскими националистами слухам, был выведен сразу же после того, как в нем отпала нужда в целом он находился на территории Казахстана с 6 по 15 января. По сути, Москва — как в рамках ОДКБ, так и через двустороннее партнерство — выполняет свою историческую миссию по защите и обеспечению порядка на евразийской территории. Миссию по превращению территории, на которой веками происходили конфликты малых народов, в зону сопроцветания и стабильности. По сути, при Владимире Путине Россия вернулась к своей исторической миссии миротворца и гаранта стабильности всего евразийского пространства. И при этом Москва не останавливается на достигнутом.
Во-первых, она организует работу ОДКБ по противодействию новым угрозам — тем, которые еще лет десять назад казались далекой от нас экзотикой. Так, в марте 2023 года Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму протокол о внесении изменений в устав ОДКБ, который предусматривает взаимодействие членов организации в сфере биологической безопасности. Во-вторых, Россия всячески подталкивает страны — члены ОДКБ брать на себя большие обязательства в рамках обеспечения коллективной безопасности. Однако под руководством России коллективные силы должны развиваться и действовать на всех угрожающих направлениях», — говорит Никита Мендкович. И это нужно не для того, чтобы снять с России лишние расходы, а для того, чтобы соседи до конца осознали принцип неделимой коллективной региональной безопасности. Ситуация в мире развивается таким образом, что суверенитет и безопасность Таджикистана не могут быть обеспечены без суверенитета и безопасности, казалось бы, далеких от него Белоруссии и Армении и наоборот. Мир стремительно регионализируется, и все мы сейчас находимся в одном регионе. А значит должны этот регион защищать.
Совет коллективной безопасности является высшим органом ОДКБ. В него входят главы государств. Каждый год председатель меняется. Организация не выдвигает никаких требований к странам-подписантам по уровню подготовленности, населения и другим критериям.
Высший орган Организации, в состав которого входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач; Совет министров иностранных дел СМИД. Консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики; Совет министров обороны СМО. Консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности КССБ.
Расшифровка ОДКБ. Состав ОДКБ
С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил. Саммит ОДКБ в сентябре 2008 5 сентября на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также содержится поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам».
Выступая на пресс-конференции по завершении саммита, российский президент Дмитрий Медведев заявил: «Мы продолжим работу по наращиванию военной составляющей.
У ОДКБ нет каких-то своих проектов и разработок, организация существует по больше части на бумаге и в виде различных ежегодных встреч-конференций, на которой собираются министры обороны стран-участник для того, чтоб продлить свое участие в организации. Известно, что вооруженные силы ОДКБ, то есть военные, которые подчиняются самой международной организации а не конкретной стране составляют 3600 человек.
С целью решения вопросов военно-экономического сотрудничества учреждена и успешно действует Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, в состав которой входят ответственные за этот участок работы вице-премьеры правительств государств — членов ОДКБ, а возглавляет ее Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В рамках ее деятельности продолжена работа по развитию кооперационных связей оборонных предприятий государств — членов с предприятиями ОПК Российской Федерации, созданию на территории государств ОДКБ сервисных центров для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники. На двусторонней и многосторонней основе реализуются кооперационные проекты между государствами — членами Организации.
Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности. В вопросах противодействия современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ приоритетное значение имеют борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, криминальной и деструктивной деятельностью в информационном пространстве. Противодействие незаконному обороту наркотиков. С целью достижения поставленных задач по парированию этой угрозы в формате Организации в 2014 году принята и успешно реализуется Антинаркотическая стратегия государств — членов ОДКБ на 2015 - 2020 годы, Под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков КСОПН в рамках ОДКБ с 2003 года проводится Региональная антинаркотическая операция постоянного действия «Канал».
За это время в ходе операций из незаконного оборота изъято около 335 тонн наркотиков, в т. С целью осуществления скоординированной деятельности в области снижения спроса на наркотики, профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркозависимых лиц в государствах — членах Организации Договора о коллективной безопасности с 2013 года на системной основе действует Координационное совещание главных наркологов государств-членов Организации. Реагирование на чрезвычайные ситуации Ответственность за координацию совместных действий государств — членов в области чрезвычайного реагирования возложена на созданный в 2007 году Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ КСЧС ОДКБ. В соответствии с утвержденным СКБ ОДКБ в 2014 году Планом мероприятий по реализации Основных направлений развития системы коллективного реагирования государств — членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации в рамках Организации проводится работа по созданию Гуманитарных центров в регионах коллективной безопасности; продолжается разработка правовой базы для обеспечения размещения государственных материальных резервов на территории государств — членов ОДКБ; завершено формирование единого информационно-программного пространства для обмена оперативной информацией и координации совместных действий государств — членов; продолжается работа по координации деятельности международных организаций с целью использования их потенциала при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Противодействие незаконной миграции и торговле людьми. Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции «Нелегал», направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран. За это время в ходе проведения операции «Нелегал» были пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. Только в 2016 году выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд.
Безопасность информационного пространства В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых «комплексных» или «гибридных» технологиях. В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств — членов Организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств — членов Организации в этой сфере. В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности.
Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств — членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере. На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции ПРОКСИ от полного названия «противодействие криминалу в сфере информации». Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств — членов Организации. Всего в ходе операции ПРОКСИ с 2009 года было выявлено около 80 тысяч информационных ресурсов, имеющих значение для оценки угроз коллективной безопасности.
Является членом Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе и в развитие сотрудничества в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь определяет, что повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности является одним из основных национальных интересов в военной сфере. Согласно документу ОДКБ рассматривается в роли основного инструмента коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Военная доктрина Республики Беларусь предусматривает укрепление системы коллективной безопасности и дальнейшее развитие отношений с государствами — членами ОДКБ по вопросам развития и применения сил коллективной безопасности, создания объединенных военных систем, развития миротворческого потенциала ОДКБ и укрепления статуса ОДКБ на международной арене в целом. Военная доктрина Республики Беларусь Российская Федерация Российская Федерация подписала Договор о коллективной безопасности 15 мая 1992 года в городе Ташкенте.
21-я годовщина образования Объединенного штаба ОДКБ
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года главами. ОДКБ — это Организация Договора о коллективной безопасности. За прошедшие десятилетия ОДКБ заметно окрепла и приобрела заслуженный авторитет в качестве региональной защитной структуры. Государственные флаги и флаг ОДКБ во время заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Значения аббревиатуры ОДКБ
Согласно документу ОДКБ рассматривается в роли основного инструмента коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Военная доктрина Республики Беларусь предусматривает укрепление системы коллективной безопасности и дальнейшее развитие отношений с государствами — членами ОДКБ по вопросам развития и применения сил коллективной безопасности, создания объединенных военных систем, развития миротворческого потенциала ОДКБ и укрепления статуса ОДКБ на международной арене в целом. Военная доктрина Республики Беларусь Российская Федерация Российская Федерация подписала Договор о коллективной безопасности 15 мая 1992 года в городе Ташкенте. Согласно Стратегии национальной безопасности Российская Федерация выступает за качественное развитие Организации Договора о коллективной безопасности, превращение ее в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера включая международный терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, нелегальную миграцию , а также угрозам в информационной сфере. Укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и наращивание ее потенциала, в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, является одной из основных задач по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов.
В 2020 году Советом коллективной безопасности была принята новая антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ на 2021-2025 годы.
Под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках ОДКБ с 2003 года проводится региональная антинаркотическая операция постоянного действия "Канал". За это время в ходе операций из незаконного оборота было изъято свыше 428 т наркотиков. С 2008 года в рамках ОДКБ результативно работает Координационный совет по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции "Нелегал", направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран. В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых "комплексных" или "гибридных" технологиях.
В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств - членов организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств - членов организации в этой сфере. В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности. Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств - членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере. На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции "ПРОКСИ" от полного названия "противодействие криминалу в сфере информации".
Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств - членов организации.
На сегодняшний день по инициативам Объединенного штаба решениями органов ОДКБ статус базовых учебно-методических организаций придан 11 военным учебным заведениям, осуществляющим подготовку по специальностям: общевойсковым, противовоздушной обороны, ракетных войск и артиллерии, войсковой противовоздушной обороны, связи, материально-технического обеспечения, информационной безопасности, радиоэлектронной борьбы, подготовки персонала Миротворческих сил ОДКБ, медицинским и фармацевтическим специальностям, а также подготовки кадров, отвечающих за обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государств — членов Организации, а статус базовых научно-исследовательских организаций — 7 профильным научным и учебным организациям. В 2022 году система пополнилась базовой организацией по разминированию — Международным противоминным центром Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенной для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области разминирования для государств — членов ОДКБ, а также для выполнения задач разминирования в зоне ответственности ОДКБ, в том числе в составе сводных международных подразделений. В 59 образовательных учреждениях военнослужащие обучаются по 827 специальностям.
Всего за годы сотрудничества в военных учебных заведениях государств Организации прошли совместное обучение около 24 тысяч военнослужащих. За 20 лет Объединенный штаб ОДКБ сложился в работоспособный и эффективно действующий организм, способный решать на межгосударственном уровне широкий круг задач, оперативно готовить военно-политическому руководству согласованные предложения и проекты решений. Говоря о 20-й годовщине, генерал-полковник Анатолий Сидоров отметил, что «в современных условиях нарастания вызовов и угроз коллективной безопасности и в отдаленном будущем Объединенный штаб, как важнейший элемент системы коллективной безопасности ОДКБ, приложит все усилия для обеспечения готовности Организации адекватно и эффективно реагировать на возможные кризисные ситуации, продолжит успешно решать задачи по развитию Войск Коллективных сил ОДКБ и обеспечению суверенитета и территориальной целостности государств — членов Организации».
На Объединенный штаб возлагаются задачи, связанные с формированием, функционированием и применением Войск Коллективных сил , подготовкой и проведением совместно с оборонными ведомствами государств — членов Организации совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, военно-техническим сотрудничеством, координацией совместной подготовки кадров и специалистов для вооруженных сил государств — членов, а также с организацией функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ. Основные усилия в деятельности многонационального коллектива Объединенного штаба, возглавляемого генерал-полковником Андреем Сердюковым, сосредоточены на организации выполнения решений глав государств — членов ОДКБ, руководителей оборонных ведомств по развитию военной составляющей Организации. Особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.
21-я годовщина образования Объединенного штаба ОДКБ
Численность зависит от конкретных операций. В состав входят представители всех стран-членов ОДКБ. Из них же создается и объединенное командование с военными наблюдателями. Станислав Зась и Владимир Путин. Они проводили учения на полигоне в Татарстане. Там командование совершенствовало навыки управления, военные — слаженность действий. Это происходило всего за два месяца до протестов в Казахстане. Ранее ОДКБ боролась с наркотрафиком — это была ее основная деятельность. С 2009 года существуют силы КСОР.
Их можно назвать группой быстрого реагирования. Казахстан не мог все контролировать сам? Страны ОДКБ следили за ситуацией с первых дней протестов. За несколько часов до обращения Токаева пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков вообще говорил , что Казахстан сам должен заниматься решением внутренних проблем. Ситуация окончательно вышла из-под контроля 5 января, когда начались поджоги зданий и вооруженные столкновения. По телеграм-каналам расходились видео, где протестующие берут в плен солдат, захватывают военные грузовики и другую технику. Правительству подчинялись и не все полицейские. В Актобе они отказались от задержания протестующих и сказали, что будут с народом.
Отдельные ситуации завершались бегством силовиков — так те спасались от избиения. Основной проблемой Казахстана стала потеря контроля над ключевыми объектами. Еще одна задача: содействие силам Казахстана в нормализации обстановки. Но детали такого содействия нигде не указаны. Между странами есть отдельное документальное соглашение о порядке помощи.
RT рассказывает об итогах четвертьвековой международной работы в рамках Договора. В экспертной среде отсутствует единое мнение о результатах развития коллективной безопасности на пространстве СНГ. Часто в упрёк организации ставится бездействие во время беспорядков в Киргизии 10—15 июня 2010 года и в период обострения карабахского кризиса в апреле 2016 года. Цели и задачи ОДКБ прописаны в основополагающих документах. В Договоре от 15 мая 1992 года говорится, что решение о совместном применении вооружённых сил принимается исключительно на основе консенсуса, то есть единогласно. Только таким образом соблюдается суверенитет каждого участника. В документе ничего не говорится о праве организации вмешиваться во внутренние дела стран, равно как и о политике в отношении спорных территорий. В большей степени ОДКБ направлена на ликвидацию внешних угроз: конфликты вблизи границы, необоснованное наращивание военной мощи третьих стран, нарушение договоров о сокращении вооружений, применение ядерного и других видов оружия массового поражения, международный терроризм, попытки вмешательств во внутренние дела участников Договора. ОДКБ не предназначена для предотвращения государственных переворотов, гражданских войн и разрешения территориальных или политических споров военным путём. При этом Устав ООН имеет высшую силу позволяет государствам запрашивать военную помощь извне для поддержки официального правительства. Этим правом могут воспользоваться власти любого государства — участника ОДКБ, если они сочтут это необходимым. До 1999 года участниками Договора были Азербайджан, Грузия и Узбекистан. После массовых беспорядков в Андижане 13 мая 2005 года Ташкент решил вернуться в состав ОДКБ, но в 2012 году вновь покинул организацию. Ещё одно нейтральное государство на пространстве СНГ — Туркменистан. Тем не менее обе республики достаточно тесно взаимодействуют с Россией по линии военно-технического сотрудничества. Москва остаётся для Ташкента и Ашхабада практически безальтернативным поставщиком вооружения. Договор не предполагает каких-либо географических рамок и открыт для любого государства, которое не входит в другие военные блоки. С 1992 по 2002 годы проходило формирование национальных вооружённых сил. Это был продолжительный и тяжёлый процесс для всех постсоветских республик, включая Россию. С 2002 по 2008 годы в рамках организации началось оживление.
Также генерал-лейтенант сообщил следующее: Наша организация изначально создавалась для отражения исключительно военных угроз для безопасности наших государств. В течение этих 20 лет произошла очень сильная трансформация, мы все больше превращаемся в комплексную площадку для обеспечения безопасности наших государств. Это и угрозы террористического характера, это и наркотрафик, и преступность, в том числе в сфере ИКТ. То есть сращиваются системы взаимодействия наших стран. И это соответствует тому вопросу, готовы ли мы к отражению гибридных атак. Да, мы пока не готовы, но к этому мы идем. Россия в ОДКБ Во внешнеполитической концепции Российской Федерации сказано: В качестве одного из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве Россия рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности. Россия выступает за качественное развитие ОДКБ, превращение ее в авторитетную многофункциональную международную организацию, способную противостоять современным вызовам и угрозам в условиях усиливающегося воздействия разноплановых глобальных и региональных факторов в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах. За время своего членства в организации Российская Федерация инициировала немало серьезных предложений и принятых к действию решений. К примеру: Генассамблея ООН в 2004 году представила ОДКБ статус наблюдателя; с 2005 года в военных заведениях России на безвозмездной основе учились будущие кадры для государств-участниц ОДКБ; в рамках ОДКБ было одобрено создание КСОР Коллективных сил оперативного реагирования для отражений различных угроз, борьбы с международным экстремизмом и терроризмом, ликвидации последствий ЧС и прочее; в 2010 году президентом России Дмитрием Медведевым было предложено президенту Украины Виктору Януковичу рассмотреть вопрос о вступлении в ОДКБ, но киевские власти ответили отказом; также Россия инициировала проведение ежегодных учений по различным направлениям — от антинаркотических до антитеррористических. Не единожды между Россией и другими членами организации возникали конфликтные ситуации, к примеру, так называемая «молочная война» за экспорт с Беларусью. Но в итоге стороны приходили к консенсусу. В 2021 году состоялось очередное заседание ОДКБ в Душанбе, на котором было предложено ввести в устав организации понятие «государства-координатора». Так как именно Российская Федерация основной гарант сохранения ОДКБ и несёт более половины расходов бюджета, ряд военных экспертов видит в этой роли именно ее, но считают, что другие участники организации попадут в еще большую зависимость от внешнеполитической деятельности России. В начале 2022 года правительства Казахстана запросило ОДКБ о помощи связи с массовыми протестами в стране.
Для парирования существующих и вновь возникающих вызовов и угроз безопасности государств — членов в рамках ОДКБ создана действенная системы коллективной безопасности, основанная на трех дополняющих друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам. Политическое сотрудничество В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Сформирован механизм внешнеполитической координации. Его нормативной основой является принятое 19 ноября 2003 года Положение о порядке функционирования механизма координации внешнеполитической деятельности государств - членов ОДКБ. С 2011 года в Организации активно действует механизм Коллективных указаний представителям государств — членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов по актуальным проблемам международной политики безопасности. В соответствии с Перечнем тем совместных заявлений, утверждаемым СМИД ОДКБ на ежегодной основе, продолжается практика выступлений на различных международных форумах с совместными заявлениями государств-членов Организации. Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира. Расширяется сотрудничество с третьими странами. В рамках этого сотрудничества осуществляется согласование подходов к решению таких важных и представляющих взаимный интерес тем, как противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному распространению наркотиков, обеспечение пограничной безопасности. Важной сферой деятельности ОДКБ является кризисное реагирование. В октябре 2016 года в Ереване СКБ ОДКБ принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, на который будут возложены задачи по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами ОДКБ соответствующих решений в целях кризисного реагирования. Военное строительство Цель военного сотрудничества — обеспечить коллективную и национальную безопасность государств — членов Организации путем поддержания в рамках необходимой достаточности и готовности оборонного потенциала каждого государства — члена, сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ к выполнению задач по предназначению в соответствии со статьями 4 и 6 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и своевременного реагирования на возможные вызовы и угрозы национальной и коллективной безопасности государств — членов ОДКБ. Основу военного потенциала ОДКБ составляют созданные Коллективные силы оперативного реагирования, региональные объединенные группировки войск сил , Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные совместные военные системы и объекты военной инфраструктуры. В рамках реализации Основных направлений развития военного сотрудничества государств — членов ОДКБ на период до 2020 года планомерно совершенствуются созданные на двусторонней основе российско-белорусская и российско-армянская группировки войск сил , которые развернуты соответственно в Восточноевропейском и Кавказском регионах коллективной безопасности. В рамках совершенствования управления силами и средствами системы коллективной безопасности в ходе ежегодных деловых игр, совместных учений и тренировок осваиваются и практически реализуются требования Решения СКБ ОДКБ «Об организации управления Войсками Коллективными силами ОДКБ» от 15 сентября 2015 года. Подготовка Войск Коллективных сил Организации к выполнению поставленных задач осуществляется в соответствии с ежегодными планами совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. Начиная с 2004 года, в соответствии с этими планами с формированиями сил и средств системы коллективной безопасности на территории государств — членов ОДКБ проведено более 30 учений различного масштаба с уже ставшими известными названиями: «Рубеж», «Взаимодействие», «Нерушимое братство», «Гром», «Кобальт» и ряд других. Для участия в этих учениях в качестве наблюдателей и участников регулярно приглашаются представители зарубежных стран и международных организаций. Для участия в миротворческих операциях созданы на постоянной основе Миротворческие силы ОДКБ численностью около 3000 военнослужащих вооруженных сил и порядка 600 представителей органов внутренних дел государств — членов. Осуществляется налаживание международного сотрудничества в области миротворчества. Деятельность Объединенного штаба сосредоточена на решении практических задач, связанных с формированием, функционированием и применением Войск Коллективных сил ; подготовкой и проведением совместно с министерствами обороны генеральными штабами вооруженных сил государств — членов совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, военно-техническим сотрудничеством; координацией совместной подготовки кадров и специалистов для вооруженных сил государств — членов; организацией функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ и взаимодействия его с уполномоченными национальными органами. Одной из приоритетных областей военного строительства в рамках Организации является военно-техническое сотрудничество, регулируемое специальным Соглашением 2000 года. В качестве главного принципа этого сотрудничества предусмотрен льготный режим взаимных поставок продукции военного назначения между государствами — членами ОДКБ по ценам, устанавливаемым ими для собственных вооруженных сил, а также правоохранительных органов и специальных служб.
ОДКБ – что это? Как расшифровывается? Какие страны входят?
Особенности деятельности ОДКБ | Расшифровка аббревиатуры ОДКБ. ОДКБ расшифровывается как «Организация Договора о коллективной безопасности». |
Вы точно человек? | Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992 года сроком на 5 лет с возможностью последующего продления. |
ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) | Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), состоящий из глав государств-членов. |
Значения аббревиатуры ОДКБ
В состав КСОР входят Российские: 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Связанные статьи.
Уже в 1993г к ним присоединились такие страны, как Белоруссия, Азербайджан и Грузия. На данное время 2015г Узбекистан, Азербайджан и Грузия вышли из состава организации. Афганистан и Сербия являются странами наблюдателями при Парламентской Ассамблеи организации.
В настоящее время, учитывая внешние угрозы в виде планомерного и неуклонного расширения НАТО в сторону российской и белорусской границам, а также террористическую опасность в Средней Азии и на Ближнем Востоке, альтернативы ОДКБ в данный момент времени нет. Председатель саммита премьер-министр Армении Никол Пашинян, заявил, что участниками саммита не согласовано 2 итоговых документа, что подтвердил на итоговом брифинге генеральный секретарь Станислав Зась: Армения не подписала итоговую декларацию и проект решения оказания помощи Армении. В этих документах, по мнению премьера, отсутствует необходимая и логичная с точки зрений союзнических отношений политическая оценка действий Азербайджана. Как заявил Никол Пашинян, не смотря на гарантии коллективной защиты, Ереван подвергся нападению со стороны Баку в ходе обострившегося в 2020 году Карабахского конфликта. Справка В конце сентября 2020 года с новой силой возобновилось военное противостояние между Ереваном и Баку, которое получило название «Вторая карабахская война». Полтора месяца враждующие стороны применяли против друг друга авиацию и тяжелое вооружение. По официальным данным погибло более 6,5 тысяч человек. Прекратить огонь удалось после подписания соглашения при участии Москвы. В итоге, Армения в ходе военного конфликта фактически утратила контроль над семью районами Нагорного Карабаха. Пашинян подвергся резкому осуждению со стороны оппозиции: его обвиняли в провале военных действий. В горячую фазу конфликт переходил в мае 2021 года, августе и сентябре 2022 года. Боестолкновения длились несколько дней, погибшие и раненые исчислялись сотнями. В этом конфликте Москва приняла нейтральную позицию, объясняя это тем, что мировое сообщество не признает независимый статус Нагорного Карабаха. Эти факты наносят огромный урон имиджу ОДКБ как внутри нашей страны, так и за ее пределами», — подчеркнул Пашинян. Они будут продолжаться дальше. Однако, несмотря на все сложности, противоречия между странами-участницами, эта структура остается востребованной. Хотя, ряд вопросов возникает в связи с последним прецедентом в конфликте Армения — Азербайджан. Согласно Уставу ДКБ, в случае нападения на одну из стран-участниц, она может получить «необходимую помощь, включая военную». Станут ли прямыми участниками стремительно развивающейся прокси-войны на Украине страны ОДКБ в случае атаки на российскую территорию?
Основу военного потенциала ОДКБ составляют Коллективные силы оперативного реагирования, региональные группировки войск, Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные военные системы и объекты военной инфраструктуры. Подготовка Коллективных сил к выполнению поставленных задач осуществляется в соответствии с ежегодными планами совместных мероприятий. Начиная с 2004 года на территории государств-членов ОДКБ проведено более 30 учений различного масштаба, среди них: "Рубеж", "Взаимодействие", "Нерушимое братство", "Гром", "Кобальт" и другие. Для участия в этих учениях в качестве наблюдателей регулярно приглашаются представители зарубежных стран и международных организаций. В 2007 году главами государств-членов ОДКБ подписано Соглашение о миротворческой деятельности организации, которое вступило в силу и зарегистрировано в Секретариате ООН в 2009 году. В январе 2022 года в связи с обращением президента Казахстана, а также ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету страны, вызванной в том числе вмешательством извне, Совет коллективной безопасности ОДКБ, в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности, принял решение о проведении в Республике Казахстан миротворческой операции. Коллективная миссия, продлившаяся в период с 6 по 19 января, прошла успешно и была завершена после нормализации обстановки. Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности В вопросах противодействия современным вызовам и угрозам безопасности для ОДКБ приоритетное значение имеют борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, криминальной и деструктивной деятельностью в информационном пространстве. Реагируя на угрозы, связанные с возвращением в страны исхода из "горячих точек" Ближнего Востока лиц, прошедших террористическую подготовку и участвующих в деятельности международных террористических организаций, с 2019 года в формате ОДКБ начато ежегодное проведение специальной операции "Наемник". Также продолжается активная работа по формированию единого списка организаций, признанных террористическими на территории государств-членов ОДКБ. В 2020 году Советом коллективной безопасности была принята новая антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ на 2021-2025 годы. Под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках ОДКБ с 2003 года проводится региональная антинаркотическая операция постоянного действия "Канал".
Особенности деятельности ОДКБ
Постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. Официальный канал Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 28 апреля отмечается 21-я годовщина создания Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности. Что же представляет собой ОДКБ, какие страны входят в его состав, что означает расшифровка слова? Организация договора коллективной безопасности (именно так звучит расшифровка ОДКБ) – это международная организация, которая создана с целями укрепления мирных отношений. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), реже «Ташкентский пакт», «Ташкентский договор» — региональная международная организация в области.