"Все симфонии Рахманинова". Вечер второй» прошёл в Московская консерватория 15 октября 2023 года. Роман Сергея Рахманинова и Веры Скалон длился недолго, однако отголоски этой любви они пронесли через всю свою жизнь. Сергей Рахманинов, Симфония № 2 ми минор, Op. В репертуаре коллектива наследие Рахманинова занимает важнейшее место – это и оперы, и симфонии, и фортепианные концерты, и сочинения с участием хора.
О Второй симфонии Рахманинова и Арифе Дадашеве
И, думаю, в этом плане мы вместе с коллегами небесполезно поработали, например, в жюри конкурса имени Рахманинова по специальности "дирижирование". Главная» Новости» 3 концерт сергея рахманинова. Во втором отделении прозвучала Симфония №2 ми минор С. В. Рахманинова, которая покорила слушателей своей монументальностью и величием.
Концерт Рахманинов. Концерт №3. Симфония №2
С. В. Рахманинов Симфония № 1, соч. Статья автора «TicketSold» в Дзене: Первая симфония Сергея Рахманинова при его жизни прозвучала всего один раз — в 1897 году в Санкт-Петербурге. А на концертах в советское время эта симфония Рахманинова по понятным причинам звучала крайне редко.
Рахманинов. Второй концерт и Вторая симфония
От чего-то пришлось отказаться, но при этом было важно не потерять знаковые события. Одним из таких знаковых событий в жизни Сергея Рахманинова было знакомство с Фёдором Шаляпиным - и не включить в либретто сцены с великим басом было просто невозможно. Для нас было важно показать близких по духу людей, объединённых не только крепкой дружбой, но и творческим единомыслием, - отметил Иван Складчиков. На протяжении всей жизни они поддерживали друг друга, в том числе, когда оба оказались за границей. Последняя их встреча произошла за день до кончины Шаляпина. Конечно, мы не могли обойти эту фигуру. Великий бас появляется в образе Бориса Годунова - в роли, ставшей вершиной его творчества, над которой они работали вместе с Рахманиновым. Стоит отметить, что если балетные акты довольно часто присутствуют в оперных постановках, то оперные в балетных, наоборот, большая редкость. В "Рахманинове", конечно, о полноценном оперном акте речь не идёт, есть только несколько сцен, в том числе сцена смерти Бориса Годунова из одноимённой оперы Мусоргского, где Шаляпин предстаёт в одной из своих коронных партий. Сцена, где Рахманинов узнаёт о том, что Шаляпин при смерти, стала одной из самых пронзительных сцен постановки. Знаменитую арию агонизирующего царя Бориса "Прощай, мой сын, умираю!
Напомним, что в конце следующего сезона Башопера пополнит репертуар оперой "Борис Годунов" в постановке Андрея Кончаловского, который во время недавнего визита в Уфу ясно дал понять, что видит в титульной партии именно Аскара Абдразакова. С Рахманиновым Шаляпина связывает многолетняя дружба. Директор Башоперы Александр Алексеев отметил, что его очень радует, что год 85-летнего юбилея театра «ознаменовался такой значительной премьерой». И вот эта наша фантазия - смерть Шаляпина, как смерть царя Бориса, может быть, в дальнейшем будет как-то публику перемешивать.
Мало кто умеет делать истории. Поэтому я с радостью откликнулся на это предложение, тем более, что оно связано с именем Сергея Рахманинова.
Очень дорогого для меня композитора. Музыку, которую я очень люблю, очень много раз ее дирижировал и играл», - поделился дирижёр-постановщик балета Феликс Коробов. В постановке занята балетная труппа, участвуют оперные солисты и хор, а также учащиеся Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева. Музыкальная составляющая балета складывается из произведений Сергея Рахманинова с небольшими вкраплениями сочинений Петра Чайковского, Модеста Мусоргского и Карла Черни. Соло на рояле исполнил заслуженный артист РБ, лауреат международных конкурсов, обладатель почетной награды Сирии «За вклад и развитие академической музыки» Марат Губайдуллин.
Это совместная работа, чувствовал, как весь театр помогал в этой работе. Музыкальная составляющая балета складывается главным образом из произведений Сергея Рахманинова с небольшими вкраплениями сочинений Чайковского, Мусоргского и Черни. Дирижёр-постановщик спектакля — главный дирижёр Московского музыкального театра имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, народный артист России Феликс Коробов.
Он отметил, что музыка для балета подобрана очень качественно, практически представлены все жанры, в которых работал Рахманинов: это и церковное пение, и симфония, и фортепианные концерты, и виолончельная соната, и романсы - то есть весь спектр его творческих интересов. Мало кто умеет создавать содержательные балеты, делать историю. Я с большой радостью согласился, тем более что постановка связана с именем очень дорогого для меня композитора Сергея Рахманинова, музыку которого я очень люблю, много в своей жизни дирижировал и играл, - отметил Феликс Коробов. В основу сюжета спектакля легла история жизни и творчества композитора, судьба одного из выдающихся людей, переживших крушение царской России, потерявших свою Родину, свой дом.
В год юбилея Рахманинова Севастопольский симфонический оркестр неоднократно обращался к творчеству композитора. В состоявшемся на сцене Севастопольского центра культуры и искусств концерте рапсодия на темы Паганини в исполнении музыкантов прозвучала впервые. В качестве солистки была приглашена известная пианистка, выпускница Московской Государственной консерватории Наталья Запорожченко. Это мой любимый композитор, самый любимый.
И рапсодию я играла в консерватории, когда училась.
В Уфе покажут балет о Рахманинове с оперными ариями
В Казани прошла презентация записей симфоний Рахманинова | Rachmaninoff: Symphony No. 2 in E minor, Op. |
Фестиваль ArsLonga | Программа | В ПРОГРАММЕ: Сергей Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль минор, соч. |
С. Рахманинов – Записи всех выступлений | «Мастер симфонии» — С.В. Рахманинов. Опубликовано в разделе: Новости 06 Апр в 11:04. |
Премьеры в Уфе: «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» | Вторая симфония создавалась Рахманиновым в то же время, что и Первая фортепианная соната; этот период охватывает конец 1906—1907 годы. |
В Севастополе пройдет концерт по афише выступления Рахманинова в 1917-м в поддержку армии
Открываем 13-м опусом Первой симфонии, а завершаем итоговым сочинением — оркестровой сюитой «Симфонические танцы» и поэмой «Остров мертвых», — сообщил Антон Шабуров. Еще одна сенсация — на церемониях как открытия и так закрытия состоятся мировые премьеры. Два автора из Ростова-на-Дону специально к юбилею композитора по заказу оркестра написали сочинения. Собственно «Рапсодию на тему Рахманинова» создал Евгений Кремнев. Он же будет ее исполнять на церемонии закрытия, поскольку выбрал формат «для фортепьяно с оркестром». А предварить открытие фестиваля доверили молодому автору Андрею Захарову. Его «Приношение Рахманинову» прозвучит на текст стихотворения «Рахманинов в эмиграции». Особенность фестиваля Ростовского симфонического оркестра еще и в том, что в пяти концертах представят творения Рахманинова пятеро разных музыкантов, но с одним оркестром, под управлением одного дирижера. Причем произведения зрелого мастера будут звучать в исполнении опытных и уже признанных виртуозов русской школы, а молодежи отдали произведения юного Рахманинова.
В этом организаторы видят особый интерес для зрителей. Исполнение в такой концентрации требует огромных сил.
Вокально-симфоническая поэма «Колокола» на стихи Эдгара По в русском переводе К. Бальмонта, написанная в пору высокой творческой зрелости Рахманинова 1913 , по значительности своего замысла и мастерству его воплощения принадлежат к наиболее выдающимся образцам русской музыки кануна первой мировой войны. Напряженно экспрессивный, беспокойный характер музыки «Колоколов» обусловлен, как замечает Асафьев, «слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова... И в этом смысле рахманиновская поэма оказалась таким же пророческим произведением, как «Прометей» Скрябина или «Весна священная» Стравинского. В четырех ее частях представлен жизненный путь человека от полной надежд и ожиданий юности до печальной кончины. Звон колоколов, звучащих то светло и радостно, то тревожно и зловеще, как грозное предупреждение, то глухо и мрачно, символизирует разные этапы этого пути. Проблемы человеческой жизни трактованы в «Колоколах» в обобщенно-философском плане, поэтому образы ее не индивидуализированы: певцы-солисты выступают не как конкретные персонажи, а как «вестники судьбы», выразители некой высшей воли, господствующей над жизнью и смертью человека.
Вместе с тем музыка Рахманинова лишена той отвлеченной символики, элементы которой присутствуют в бальмонтовском переводе стихотворения По. Содержание поэтического текста было переосмыслено композитором, и образы его, по справедливому замечанию А. При всей образно-стилистической новизне и оригинальности «Колоколов» в них сохраняются тесные связи с общим направлением рахманиновского творчества 1910-х годов. Те новые черты, которые были отмечены нами в прелюдиях ор. Широкое использование сложных многофункциональных аккордовых построений, энгармонических тональных сдвигов и модуляций сообщают гармоническому языку поэмы особую колористическую и экспрессивную интенсивность. Богатый яркими и разнообразными красками оркестр «Колоколов», включающий кроме обычного тройного состава фортепиано, челесту и большую группу ударных, давал повод говорить об импрессионистичности оркестрового письма композитора. Однако, в отличие от импрессионистической зыбкости колорита, звуковые краски Рахманинова сочны, определенны, как бы положены широким густым мазком. Посредством мастерского смешения тембров он достигает, в зависимости от той или иной образно-колористической задачи, ярких и сильных контрастов звучания. Каждая из частей «Колоколов» представляет собой законченную картину, и в то же время все они связаны между собой не только общностью основной идеи, но и последовательным развитием некоторых музыкально-тематических элементов.
Стремительно проносящаяся перед слушателем первая часть рисует хорошо знакомую по русской литературе картину санного пути, сопровождаемого веселым серебристым звоном бубенцов и колокольчиков. Несколько холодноватый, легкий воздушный колорит ее музыки создается преобладающим звучанием деревянных духовых в высоком регистре с добавлением «звенящего» тембра челесты и арфы. Инструменты медной группы использованы очень экономно, и только в кульминационные моменты фанфарные обороты труб и валторн звучат как выражение высшего восторга и упоения жизнью. Основная тема возникает из секундового сопоставления трезвучий I и II ступеней, переходящего в непрерывный заливистый звон. В коротком среднем эпизоде Meno mosso Эта часть поэмы, как и все остальные, выдержана в сложной трехчастной форме. В заключительном построении этой части на фоне переливчатого торжественного звона у скрипок появляется плавно раскачивающаяся фигура, которая в различных вариантах проходит через все дальнейшие части, приобретая до известной степени значение основного лейтмотива. Вторая часть, в которой солирует женский голос сопрано , представляет собой лирический центр произведения. Начальные слова ее текста «Слышишь, к свадьбе звон святой, золотой» многократно повторяются в хоре в виде постоянного рефрена. Однако мы не находим здесь реальной картины свадебного обряда — это, скорее, сложный сплав чувств человека на пороге его самостоятельной зрелой жизни.
Отсюда некоторая двойственность выразительного характера музыки, сочетающей нежный лиризм с суровой торжественностью и настороженностью ожидания. Из приведенной фразы хора вырастает широкая плавная мелодия солирующего голоса, которую дополняет более страстная и чувственная хроматическая тема среднего раздела. В третьей части «Колоколов» с особенной силой отразилась та «встревоженность начала века, полная грозовых предчувствий», о которой писал в связи с этим произведением Асафьев. Картина пожара разрастается здесь до размеров космической катастрофы, в которой гибнет всё и вся. Образ всепожирающего пламени как символ грядущих бед и потрясений был широко распространен в символистской поэзии этих лет. Вместе с тем созданная Рахманиновым картина панического ужаса и гибели массы людей напоминает сцены стихийного народного бедствия в классических русских операх. В музыке этой части отсутствует оформленный тематизм, заменяемый краткими мелодическими фрагментами и гармоническими построениями, которые выполняют одновременно изобразительную и выразительную функции. Ритмически равномерное чередование трех разных трезвучий при быстром движении сливающихся в один сложный гармонический комплекс передает звуки тревожного набата. Стоны и вопли охваченного ужасом народа выражены в хроматических «завываниях» хора, напоминающих некоторые страницы опер Мусоргского.
В ходе развития музыка дополняется различными элементами сонорно-изобразительного плана, достигая огромной силы драматического выражения. Последняя часть поэмы — скорбный эпилог, картина похорон. Ровное, неторопливо-размеренное течение музыки напоминает траурное шествие, сопровождаемое мрачным звоном похоронного колокола. Остинатная квинтовая фигура скрипок представляет собой видоизмененную фигуру из коды первой части, но окрашенную в совершенно иные тона. На этом фоне звучит «надгробное слово» певца-солиста баритон , которому вторит краткими псалмодическими фразами хор. В среднем разделе этого финала возникают жуткие, фантастически-кошмарные образы страшного призрака смерти, но затем восстанавливается первоначальное движение, и оканчивается все произведение тихой мажорной кодой с широкой выразительной темой струнных, медленно и плавно возносящейся в высокий светлый регистр. Это примиряющее заключение, своего рода «музыкальное послесловие» вносит существенно важный нюанс в трактовку поэтического текста, освобождая его от того безысходно мрачного пессимизма, которым окрашено произведение По.
Работу над симфонией Рахманинов держал в тайне. А об окончании симфонии… узнал из газет. Мир ждал его симфонического «реванша» — и он состоялся. На этот раз критики писали: «Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей».
Дирижёр-постановщик спектакля — главный дирижёр Московского музыкального театра имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, народный артист России Феликс Коробов. Он отметил, что музыка для балета подобрана очень качественно, практически представлены все жанры, в которых работал Рахманинов: это и церковное пение, и симфония, и фортепианные концерты, и виолончельная соната, и романсы - то есть весь спектр его творческих интересов. Мало кто умеет создавать содержательные балеты, делать историю. Я с большой радостью согласился, тем более что постановка связана с именем очень дорогого для меня композитора Сергея Рахманинова, музыку которого я очень люблю, много в своей жизни дирижировал и играл, - отметил Феликс Коробов. В основу сюжета спектакля легла история жизни и творчества композитора, судьба одного из выдающихся людей, переживших крушение царской России, потерявших свою Родину, свой дом. Повествование о жизни Рахманинова с юных лет, через трагедию и слом в судьбе к новому поиску себя стало источником либретто, созданного автором идеи спектакля, художником-постановщиком Иваном Складчиковым. По его словам, премьерный балет — это рефлексия на тему судьбы композитора глазами самого Сергея Рахманинова, взглянувшего на свой жизненный путь со стороны, будто во сне.
Судьбоносное предчувствие Второй симфонии
И, думаю, в этом плане мы вместе с коллегами небесполезно поработали, например, в жюри конкурса имени Рахманинова по специальности "дирижирование". А на концертах в советское время эта симфония Рахманинова по понятным причинам звучала крайне редко. Изначально поэма задумывалась Рахманиновым как симфония, но все изменило анонимное письмо с просьбой прочесть приложенный бальмонтовский перевод стихотворения Эдгара По. Вторая симфония — одно из самых монументальных и широких по замыслу произведений Рахманинова. Рахманинов. Концерт №3. Симфония №2, бронирование онлайн или по телефону +7(499)110-72-91 в Московскую консерваторию имени.
Севастопольский симфонический оркестр исполнил произведения Сергея Рахманинова
Главную партию в постановке «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» исполнил заслуженный артист России Олег Габышев. Любопытно, что при жизни Рахманинова, согласно его строгому запрету, Первая симфония больше не исполнялась. Симфония была исполнена с огромным успехом. Успех сопровождал и выступление Константина Лапшина с Третьим концертом Рахманинова.