Службы Великого поста. Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями. Страстная неделя считается последней неделей Великого поста и предшествует празднованию Пасхи — главного христианского праздника.
Суббота первой седмицы Великого Поста
Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 2 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, молился за уставным богослужением в храме Феодоровской иконы Божией Матери на архиерейском подворье. Дни первой недели Великого поста — наиболее важные. В первую пятницу Великого поста вспоминается чудесная помощь великомученика Феодора Тирона постящимся христианам в 362 году, когда император Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты. Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, церковь в первые два дня рекомендует и вовсе отказаться от пищи. В воскресение первой седмицы Великого поста мы празднуем Торжество Православия.
Службы первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы
А зрение — это то, что дает нам возможность видеть в мире Промысл Божий, воспринимать то, что нас окружает, не только как средство услаждения, но и как Божественный зов. Поставим вопрос: если Праздник Пасхи является образом нашего невечернего вечного и блаженного бытия, то чем тогда является Великий пост, который вводит нас в этот Праздник, подготавливает к нему? Скудость света и цвета в этом периоде нашей жизни, ограничения, которые мы на себя накладываем, подводят к мысли о том, что Великий пост является символом подготовки человека к вечности, включая подготовку к смерти, к тому, что мы будем испытывать в тот момент. Мы пришли в этот мир, в состояние самосознания не по своему желанию и уйдем из этого мира тоже не по своей воле. Как это происходит, ни один человек из живущих на этой земле не знает и не сможет на своем опыте, к сожалению, заблаговременно узнать. Но знает об этом Святая Церковь.
Она есть столп и утверждение Истины, Она сохранила богатейший опыт свидетельств о том, как это происходит, и, как чадолюбивая мать, дает каждому из нас возможность узнать, что это такое и что нужно сделать, как нужно готовиться, чтобы в вечность блаженную войти. Итак, Великий пост является образом и в тоже время частью тотальнейшей подготовки человека к вечности. Конечно, мир, окружающий нас, часто играет с нами злые шутки: отвлекся, увлекся, развлекся — и сразу духом охладел, и сразу то, что Святая Церковь предлагает, кажется каким-то очень потусторонним и ненужным, каким-то приветом с духовной луны. Но на самом деле это не так.
Нынче великопостные службы дают возможность восполнить пробелы в знаниях если они есть.
И Библейские песни, и часы, и чтения Священного Писания, и молитва Ефрема Сирина: все это останется с молящимися практически на весь пост. А именно на его первой седмице, помимо богослужебных открытий человека ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня понедельник, вторник, среду и четверг вечером совершается особое богослужение, чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. Канон начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?
Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», то есть как начать каяться, так много грехов, что даже трудно решить какой исповедать сначала. Есть только одна надежда — милосердие Христа. Канон по содержанию представляет собой беседу кающегося с его собственной душой. Канон большой, он разделен на четыре части, потому и читается четыре дня.
В его словах разворачивается ретроспектива долгого и мучительного пути человечества ко спасению. Вспоминается много библейских персонажей Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф, «колесничник Илия» , пример которых должен сподвигнуть человеческую душу к очистительному покаянию. Пример самого Христа должен служить душе образом твердости в духовном делании: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится». Господь во время своего сорокодневного подвига в пустыни подвергся искушению, помня об этом, душа не должна лениться, но молитвой и постом прогонит врага. Привычная всем Евхаристия совершается во время поста только по субботам и воскресеньям.
А в среду и пятницу христиане причащаются освященными в предшествующее воскресенье Дарами.
Правила на сон грядущим и утреннее уже четыре века руководствуют православных христиан в их молитвенной жизни и составляют одно из многих сокровищ Церковного Предания. Но все же они — лишь упрощение той традиции, что возникла уже в древней Церкви и, с точки зрения церковного Устава, должна соблюдаться и сейчас, — традиции ежедневного совершения келейно или в храме повечерия и полунощницы как и других суточных служб. Вот как о том, что всякий человек, обученный грамоте и церковному Уставу, должен ежедневно петь службы суточного круга, говорится в одном из рукописных сборников 16 в. В частности, это относится и к повечерию, удержавшемуся в практике келейной молитвы в большей степени, чем другие суточные службы.
Согласно многим современным изданиям молитвослова и служебника, повечерие должно прочитываться вместе с правилом ко Святому Причащению, и это многими соблюдается на практике. Великое повечерие В настоящее время в Православной Церкви богослужебный Устав знает два вида повечерия — великое и малое. Великое повечерие совершается в наши дни только во время Великого поста, а также в составе всенощного бдения праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. Повечерие великое значительно древнее малого и восходит к иерусалимской и палестинской богослужебной традиции 4-6 вв. В нем три части.
Первая из них начинается чтением шести псалмов: 4,6,12,24,30 и 90-го. В них выражается благодарение Богу за прошедший день и упование на Господа, что Он дарует мирный сон в наступающую ночь. Возносится теплая молитва ко Господу, чтобы Он помиловал, спас душу, пока смерть не постигла человека, чтобы Господь научил нас жить праведно. Первая часть великого повечерия включает в себя также библейскую песнь «С нами Бог» из книги пророка Исаии — песнопение, прославляющее пришествие в мир Спасителя. В Символе веры Церковь предлагает нам краткое и точное изложение главных истин Христианской веры.
Чтением молитвы ко Господу Иисусу Христу «Иже на всякое время…» христиане укрепляют себя, просят, чтобы Он избавил их от всякого зла и оградил святыми Своими Ангелами; потом с молитвой «Нескверная, неблазная…» обращаемся к Божией Матери как первой ходатайце за грешных, прося Ее заступления во все дни жизни и в самый час нашей смерти. Молитвою «И даждь нам на сон грядущим…» просим Бога, чтобы даровал нам, ко сну отходящим, вместе с покоем душевным и покой телесный и сохранил нас от всякого темного и ночного сладострастия.
Чистый понедельник, начало Великого поста. Полное воздержание от пищи. С понедельника по четверг включительно в храмах читается Великий Канон Андрея Критского. На трапезе сухоядение Входяще же в трапезу, ядим сухоядение: пием и сок с медом.
В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, но пребываем постящеся даже до пятка: тогда бо ядим входяще в трапезу.
Первая седмица Великого поста. О чем не забыть
Только Великим постом в наших храмах читают Великий покаянный канон, совершают Литургию Преждеосвященных Даров и поют особые песнопения о страданиях и смерти Спасителя. Предлагаем вам обратить внимание на 5-е издание полюбившегося читателям четырехтомник «Службы первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы», который содержит полное чинопоследование всех богослужений первой седмицы Великого поста в двух книгах и Страстной седмицы в двух книгах.
После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия. Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно.
В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого. В сам праздник служится литургия свт. Всенощное бдение накануне вечером и литургия свт.
Накануне вечером на всенощном бдении и утром после литургии совершается освящение ветвей вербы. Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных.
По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин омовения ног. Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям страданиям Господним.
Отметив эти грехи, обратив на них особенное внимание, можно с Божией помощью начать и борьбу с ними. Любая борьба с грехом начинается с внимания к себе, к своей внутренней жизни. Когда Господь призывает нас «бодрствовать» Мк. Сатана проявляет себя в человеке через греховные движения в душе, называемые прилогами. Если человек внимателен к себе и знает, с чем он намерен бороться, то эти моменты вспышек в душе греховных мыслей и чувств он не пропустит. А дальше начинается самая настоящая война. Нужно эти прилоги решительно отвергать, не соглашаться с ними, говорить в душе: это не я так думаю, а ты, сатана; отойди от меня!
Причем чем сильнее «нападение» греховных мыслей и чувств, тем внимательнее и усерднее должна быть молитва. В таких сильных страстях, как гнев, блуд, гордость, все происходит очень быстро, в долю секунды воспламеняется душа греховным чувством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу». В такие моменты нет места рассуждению, надо просто молиться, и лучше всего подходит молитва краткая, например «Господи, помилуй! Вообще при воспламенении души греховным чувством или при буре греховных помыслов нужно всецело предавать себя в руки Божии. Часто от нападения греховных мыслей и чувств человек впадает в уныние. Но нужно знать, что в самом появлении в душе прилогов, какими бы безумными и мерзкими они ни были, греха еще нет. Так действует на душу сатана. И если человек решительно отвергает эту мерзость — греха нет, как бы долго это насилие над душой ни продолжалось и каким бы свирепым оно ни было.
Эта внутренняя брань необходима для очищения души, для утверждения в вере и доступна человеку везде, где бы он ни находился: дома ли, на работе или на улице. Удивительно, но и неудачи, поражения в этой борьбе доставляют человеку несомненную пользу, а именно: позволяют ему опытно познать свою немощь, прийти в сокрушенное и смиренное состояние духа, когда человек понимает, что без Бога он воистину не может творить ничего. Так постепенно в душе вырабатывается навык деятельной борьбы с грехом. Эта борьба трудна, но без нее теряется смысл поста: преображение души, стяжание благодати, достижение единства с Богом. Священник Георгий Казанцев, секретарь миссионерской комиссии Калужской епархии, духовник Калужского православного миссионерского общества, администратор добровольческой службы «Милосердие»: — Смысл любого поста — самоограничение, то есть добровольный отказ от того, что составляет заметную часть нашей земной чувственной жизни. И в этом смысле первая седмица не отличается от остальных. Важность ее в том, что она является временем перехода — привыкания — к режиму поста, поэтому можно ее провести строже всего поста, чтобы потом поститься было легче. Но меру строгости, посоветовавшись с духовником, каждый должен определить себе сам. Ревность о подвиге поста должна сочетаться со смиренным рассуждением о мере наших возможностей.
В сочетании ревности и рассуждения должна родиться наша собственная мера. Нельзя здесь ориентироваться на моду или советы соседей. Естественно, мы должны ориентироваться на требования устава и не позволять себе легкомысленно расслабляться, самовольно послабляя пост якобы по причине невыполнимости уставных требований. Сейчас модно давать себе послабления и рассуждать о невозможности для наших слабых сил полноценного поста. Если априори воспринимать пост с такой установкой, то ничего не получится. Если же просить у Бога помощи, чтобы Он дал пройти поприще поста успешно с рассуждением, то все получится. Найти свою меру воздержания — одна из важнейших духовных задач Великого поста. Актуально во время поста ограничить информационные воздействия телевизор, интернет. Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище.
Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть. А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу — изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия Брянчанинова или святителя Феофана Затворника. Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы. Священник Владимир Войтов, клирик храма Рождества Христова г. Обнинска: — С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим.
Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице Великого поста? Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики.
По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!.. Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета кроме как по работе на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» — для этого он и создан. Второе: необходимо отказаться от посещения гостей — принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время Великого поста, самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем… А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих Великий пост.
И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше. Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион. Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять. Пост — это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами. Очень полезно в пост ежедневно читать святоотеческую литературу лучше всего творения святителя Игнатия Брянчанинова.
Определить себе какую-то норму: одна страничка или 10 страниц. Это чтение освежает душу. Молитвенная программа-максимум на первую седмицу — ходить на все службы утром и вечером. А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению.
Батюшка о. Александр задал такой ритм богослужений, что сначала он казался нереальным. Признаюсь вам, что когда увидел расписание богослужений, то вознегодовал. Так мы никогда не служили, и не сможем по немощам нашим. Мы же не в монастыре… «Марафон» богослужений для нашего одноштатного сельского храма и правда был запредельным. Пять дней с утра службы по 5 часов в среду, пятницу 5,30 ч. В понедельник утром пребывая на службе был в нехорошем расположении духа, в раздражении и в дурных мыслях… Постепенно в течении службы, дурное настроение куда-то ушло и в душе восстановился покой. Как не искушал рогатый, но служба хорошо легла на сердце и уже во все последующии дни никакого противления уже не было. Вся седмица прошла молитвенно и спокойно. Да, было конечно тяжеловато, но с Божией помощью справились. Окончанием испытаний нас на прочность было Соборование, но оно прошло очень легко и радостно. В служении о. Александра, о. Серия и о. Иоанна Таинство прошло незаметно…. Подводя итог наших Богослужений, я примерно подсчитал, что: мы отслужили 42 богослужебных часа, прослушали 44 кафизмы и положили 260 земных поклонов… Батюшка, благодарю вас данное испытание! Думаю оно не только мне пошло на пользу.
Службы Великого поста в 2024 году
Во вторник первой седмицы Великого поста. важное > Совершено уставное богослужение утром понедельника первой седмицы Великого поста. Тексты служб каждого дня седмицы даются в 2-х частях: утро (Утреня, часы) и вечер (Вечерня и Повечерие).
Великопостные наставления на субботу первой седмицы Великого поста
Состоялась Вторая Отборочная игра Брейн-ринг среди приходских молодёжных объединений Западного викариатства 29 января 2023 года в воскресной школе храма Архистратига Михаила в Тропареве состоялась Вторая Отборочная игра Брейн-ринг среди приходских молодёжных объединений Георгиевского и Михайловского благочиний округа. Тема: «Святитель Алексий Московский и благоверный князь Димитрий Донской» В игре приняли участие команды Западного викариатства: «Рудненцы», команда храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском; «Георгиос», команда храма Всех Святых […] Представители молодёжных объединений Западного викариатства приняли участие в в работе профильной итоговой конференции 8 декабря 2021 года в храме преподобного Андрея Рублева в Раменках состоялось итоговое совещание ответственных за молодёжное служение на приходах Западного викариатства.
Оканчивается великое повечерие взаимным испрашиванием благословения и прощения настоятеля у братии и братии у настоятеля. На приходе настоятель испрашивает прощения у прихожан. Малое повечерие Малое повечерие, которое Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения великого повечерия и Светлой седмицы, представляет собой сокращение великого.
По сути, это третья часть великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом в начале и Символ веры после вседневного славословия. В современной Русской Церкви, ввиду повсеместной практики непосредственного служенияутрени сразу после вечерни, малое повечерие де-факто вышло из богослужебного обихода как в приходах, так и в большинстве монастырей. Иногда малое повечерие совершается как братская служба после вечерней трапезы. Канон на повечерии Яркая особенность, выделяющая повечерие среди прочих служб, —чтение гимнографического канона.
Канон — один из самых развернутых видов церковных песнопений, составляет важнейшую часть утрени, наиболее продолжительной из служб суточного круга, которая должна начинаться глубокой ночью и заканчиваться на рассвете. Чем же объяснить присутствие столь значительного и по объему, и по содержанию гимнографического текста не только в чине утрени, но и в меньшем по сравнению с утреней чине повечерия? Повечерие унаследовало канон от монашеской паннихис — особой службы в начале ночи, распространенной среди малоазийского монашества в 7-9 вв. На паннихис, как и на утрене, пелся канон — тем самым ночь в богослужении малоазийских монастырей начиналась на паннихис и заканчивалась на утрене пением канонов.
С распространением в 13-14 вв. Согласно принятому ныне в Православной Церкви богослужебному Уставу, ежедневно на повечерии поется канон Божией Матери. Хотя это предписание в наши дни соблюдается достаточно редко, его след сохраняется во всеобщей русской практике чтения перед Причащением нескольких канонов, в том числе — канона Божией Матери. Однако в благоустроенных монастырях России и православного мира повечерие с каноном читается неопустительно.
В ежедневном пении канона Божией Матери есть глубокий духовный смысл, ибо Ее молитва к Сыну Своему и нашему Спасителю имеет великую силу.
Вторую песнь из Второзакония, речь Моисея можно услышать только Великим постом, в другое время она не поется. Связано это с ее обличительным содержанием, с призывом к покаянию. Третья песнь — хвалебная, пророчицы Анны, матери пророка Самуила, четвертая и пятая — пророков Аввакума и Исайи, пророчествовавших о Спасителе.
Шестая — пророка Ионы, который своим трехдневным пребыванием во чреве кита прообразовал трехдневное пребывание во аде Иисуса Христа. Седьмая и восьмая библейские песни, вплетенные в канон заставляют думать о молитве к Богу в трудных обстоятельствах. Это песни пророка Даниила и трех отроков в вавилонской печи. Девятая песнь — Богородицы, уже новозаветный текст, указывающий на завершение ветхозаветной истории.
Так образуется очень глубокое по содержанию и смыслу песнопение, с помощью которого мы можем пережить историю спасения: от бегства евреев из Египта до Благой вести. Впрочем, такое символическое путешествие в Священную историю возможно при умении слышать и сосредотачивать внимание. У Великого поста есть свой особый богослужебный знак. Это молитва Ефрема Сирина, впервые произносимая на вечерней службе Прощеного воскресенья.
Во время молитвы, как и в первый раз, кладутся земные поклоны, но иногда добавляются двенадцать молитвенных прошений: «Боже, милостив буди мне грешному», произнося которые кланяются поясным поклоном. В эти дни можно открыть для себя, чему посвящены маленькие службы, называющиеся часы. На этих службах поются песнопения, которые открывают их богослужебный смысл. И если кто тяготился ими, опаздывал с утра к третьему и шестому часу или, напротив, торопился убежать вечером с первого, а про существование девятого вовсе не подозревал, имеет возможность во время поста проникнуться важностью этих служб.
Смысл первого часа выражен его тропарем, который начинают по особому исполнять, совершая земные поклоны во время пения этого текста: Обычно священник пропевает: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и совершает земной поклон. Хор поет это песнопение и тоже совершает земной поклон, пока священник возглашает особые стихи: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое», «Яко к Тебе помолюся, Господи».
Во всем. И, конечно, в воздержании в пище. Думая о вечном, верующие сводят употребление постных продуктов до самого минимума, только для поддержания физических сил, чтобы продолжать день за днем возвращаться в храм на «духовную трапезу».
Но и те, кто на первой неделе не может регулярно бывать на службах, обычно в эти дни меняют свой привычный образ жизни.
1я СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА: КАК ПРОХОДЯТ СЛУЖБЫ ?
Связано это с ее обличительным содержанием, с призывом к покаянию. Третья песнь — хвалебная, пророчицы Анны, матери пророка Самуила, четвертая и пятая — пророков Аввакума и Исайи, пророчествовавших о Спасителе. Шестая — пророка Ионы, который своим трехдневным пребыванием во чреве кита прообразовал трехдневное пребывание во аде Иисуса Христа. Седьмая и восьмая библейские песни, вплетенные в канон заставляют думать о молитве к Богу в трудных обстоятельствах. Это песни пророка Даниила и трех отроков в вавилонской печи. Девятая песнь — Богородицы, уже новозаветный текст, указывающий на завершение ветхозаветной истории. Так образуется очень глубокое по содержанию и смыслу песнопение, с помощью которого мы можем пережить историю спасения: от бегства евреев из Египта до Благой вести. Впрочем, такое символическое путешествие в Священную историю возможно при умении слышать и сосредотачивать внимание. У Великого поста есть свой особый богослужебный знак.
Это молитва Ефрема Сирина, впервые произносимая на вечерней службе Прощеного воскресенья. Во время молитвы, как и в первый раз, кладутся земные поклоны, но иногда добавляются двенадцать молитвенных прошений: «Боже, милостив буди мне грешному», произнося которые кланяются поясным поклоном. В эти дни можно открыть для себя, чему посвящены маленькие службы, называющиеся часы. На этих службах поются песнопения, которые открывают их богослужебный смысл. И если кто тяготился ими, опаздывал с утра к третьему и шестому часу или, напротив, торопился убежать вечером с первого, а про существование девятого вовсе не подозревал, имеет возможность во время поста проникнуться важностью этих служб. Смысл первого часа выражен его тропарем, который начинают по особому исполнять, совершая земные поклоны во время пения этого текста: Обычно священник пропевает: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и совершает земной поклон. Хор поет это песнопение и тоже совершает земной поклон, пока священник возглашает особые стихи: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое», «Яко к Тебе помолюся, Господи». К этим стихам хор подпевает тропарь «Заутра услышу…», все это чередуется с поклонами.
Чему посвящена первая неделя Великого поста? Первая неделя шесть дней Великого поста считается самой строгой, а ее основная тема - это покаяние. Поэтому в первые пять дней поста, по Иерусалимскому типикону уставу , в православных церквях читается Великий канон большая молитва Андрея Критского. Канон Андрея Критского, богослова и святого VIII века в целом никак не связан с Великим постом, однако его тема - необходимость покаяться, пока есть время - коррелирует с тематикой первой седмицы Великого поста.
Верующим в первую неделю поста предписывается покаяться за все совершенные за последний год с прошлой Пасхи грехи и подготовить себя к преодолению соблазнов на духовном пути. В народе первый день Великого поста называется Чистый понедельник. В этот день издревле запрещалось есть скоромную животную пищу, которая осталась после Масленицы, а хозяйки делали в доме тщательную уборку. Считалось, что как первый день поста, так и вся неделя, которая носит название Федоровой недели, посвящена очищению: многие ходили в баню, чтобы смыть с себя грехи, в том числе предыдущей масленичной недели.
Молится в эту неделю полагалось великомученику Феодору Тирону.
Литургия св. Василия Великого: 5 марта Чинопоследование литургии , составленное святителем Василием Великим.
Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу. Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону: 3 марта Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после Литургии Преждеосвященных Даров, затем читается молитва над коливом вареная пшеница с медом.
Все богослужебные тексты напечатаны гражданским шрифтом и расположены последовательно.
Please wait while your request is being verified...
1-я седмица Великого поста | Службы Великого поста. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Крестопоклонная седмица — время, когда три недели Великого поста уже позади, а до конца еще столько же, то есть достаточно далеко. |
Суббота первой седмицы Великого Поста
Понедельник первой седмицы Великого Поста. Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. В конце службы отец игумен, поздравив братию с наступлением Великого поста и пожелав всем душевного спасения, кладёт начало чтению псалтири. Подробнее см. третью песнь канона, читаемого в понедельник первой седмицы Великого поста. Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил. В первую пятницу Великого поста вспоминается чудесная помощь великомученика Феодора Тирона постящимся христианам в 362 году, когда император Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты. Службы Великого поста.
1-я седмица Великого поста
В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Прошел первый день Святой Четыредесятницы, вычитан Великий Покаянный Канон, положенный для чтения в понедельник. Крестопоклонная седмица — время, когда три недели Великого поста уже позади, а до конца еще столько же, то есть достаточно далеко. Тексты служб каждого дня седмицы даются в 2-х частях: утро (Утреня, часы) и вечер (Вечерня и Повечерие).