Гражданское население Азербайджана почти ежедневно сталкивается с угрозой миллионов мин, установленных Арменией. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Большинство сходится на том, что начало военной операции Азербайджана стартует после 20 сентября, когда в Армении закончатся совместные учения с ВС США. После последней войны между Азербайджаном и Арменией, Ереван очень обиделся на Россию и сейчас публично пытается показать, что готов сотрудничать с Западом. Если Армения не пойдет на обсуждение делимитации и демаркации границы с Азербайджаном, то «в конце недели» может начаться война, заявил Пашинян.
«Это политика»: глава Азербайджана прокомментировал вероятность войны с Арменией
Через несколько дней после распада СССР между самопровозглашенной Республикой Арцах (Карабах), поддержку которой оказывала Армения, и Азербайджаном началась война, продлившаяся больше двух лет. Минобороны Азербайджана объяснило причины операции напряженностью со стороны Армении в регионе. Еще в прошлом году Армения предлагала Азербайджану варианты возможного прохождения и порядка функционирования Зангезурского коридора, но они категорически не устроили Баку. Согласие властей Армении передать Азербайджану часть территорий в Тавушской области, включая населенные пункты, вызвало протесты и блокирование дорог в разных регионах страны. Гражданское население Азербайджана почти ежедневно сталкивается с угрозой миллионов мин, установленных Арменией.
Старая война по новому сценарию. Ждать ли конфликта Армении и Азербайджана
Лента новостей конфликта на грани войны в Карабахе обновляемая в режиме реального времени. После последней войны между Азербайджаном и Арменией, Ереван очень обиделся на Россию и сейчас публично пытается показать, что готов сотрудничать с Западом. Возобновление войны между Арменией и Азербайджаном. Риск эскалации армяно-азербайджанской конфликта после военной провокации со стороны Азербайджана на суверенной территории Армении сохраняется. Россия выступает за продолжение контактов между Азербайджаном и Арменией для урегулирования всех спорных вопросов и подписания мирного договора.
Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
Но сделать ничего не могут. Страна в руках структур Сороса. По ряду прогнозов армянских экспертов, всё даже хуже, чем может показаться. Новая война вполне может произойти уже в ближайшие три-четыре месяца. Азербайджану этого времени достаточно для того, чтобы подготовиться к эскалации и информационно, и в военном отношении. Плюс, погодный фактор: поздняя весна сделает начало войны просто идеальным в плане развёртывания войсковых группировок и дальнейшего их продвижения. При этом сама официальная Армения не реагирует на творящееся никак. Г-н Пашинян рассуждает о «вечном мире» с Азербайджаном, занимается молчаливой сдачей всё новых территорий и с новым энтузиазмом обвиняет Россию во всём происходящем. А армянское общество признаков прозрения пока что не демонстрирует.
Вот только никто из них делать этого не спешил. И очень маловероятно, что Европа вдруг включится в процесс восстановления армянской экономики сейчас. На помощь голодающим странам Африки у американцев и европейцев денег нет, а на войну сразу нашлись. Также и с этим будет. И Армению ждут тяжелые испытания. И для нас это конечно тоже проблема - выдавливание России из Закавказья", - резюмировал эксперт.
Документ предусматривает возвращение Баку четырех неанклавных сел Казахского района Азербайджана Ашагы-Аскипара, Баганис-Айрум, Хейримли и Гызылхаджылы , занятых Ереваном в начале 1990-х. В том же направлении Армения также удерживает три анклавных села Бархударлы, Софулу, Верхняя Аскипара , возвращение которых планируется обсудить на следующих этапах. Описание северного участка границы будет составлено с учетом уточнения координат на основании геодезических измерений на местности до 15 мая. Параллельно начнется размещение пограничных служб. Процесс делимитации будет проводиться на основе Алма-Атинской декларации от 1991 г.
Азербайджанцы обещали открыть гуманитарные коридоры. Что происходило в среду в Карабахе? Рассказывает житель Степанакерта Тигран: — Степанакерт окружен. Сейчас в городе совсем нет света, нет воды. Абсолютно непонятно, что нас ждет. Все произошло слишком быстро. Люди не были готовы к такому развитию событий, поэтому в основном никто не знает, что делать. Где этот коридор? Бомбили город. Там люди собрались в надежде. Это параллель с Афганистаном, когда люди собрались на последний самолет. Это российский военный вертолет, но это не сообщение для простых людей. Никакой возможности сейчас выйти отсюда. С одной стороны, Азербайджан восстанавливает контроль над своими международно признанными территориями. НКР так и осталась никем не признанной, даже Арменией. Международное сообщество дружно призывало остановить бои. Но никто не оспаривает, что азербайджанские военные действуют в своей стране. С другой стороны — судьбы людей. У Азербайджана и Армении свои аргументы по вопросу, кто должен жить в Карабахе. Но действительность сейчас такова: там находятся как минимум десятки тысяч человек, которые, очевидно, не хотели бы жить под контролем назначенных Баку властей.
«Недовоёванный» конфликт: что произошло в Карабахе и чем это обернётся для России
Самой неожиданной оказалась реакция премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который фактически умыл руки. Во-вторых, ожидаем мер от Совета безопасности ООН», — сказал он. В тот же день у здания правительства в Ереване начались стихийные митинги с требованием отставки премьер-министра, которого называли «предателем». Впрочем, многие политологи назвали поведение Пашиняна ожидаемым: он уже давно давал понять, что не собирается воевать за непризнанную республику. Напомним, территория Карабаха разделена на равнинную и нагорную части. В Равнинном Карабахе исторически преобладало азербайджанское население, в Нагорном — армянское. В XX веке он стал территорией раздора. Но после распада СССР ситуация снова обострилась. Регион объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР в 1988 году. С тех пор эту территорию периодически потряхивало. Ещё новости по теме Почему Ельцин разогнал Верховный Совет Русское дело: за что на самом деле дрались наши предки на Куликовом поле В Сантьяго идёт дождь Очередной виток противостояния развернулся в 2020 году, когда здесь начались военные действия с участием армий Азербайджана, Армении и самого Нагорного Карабаха.
Через 44 дня при участии России кровопролитие было остановлено. Однако многие в открытую называли этот конфликт «недовоёванным», поскольку статус территории остался спорным.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян неожиданно для всех и недвусмысленно дал понять, что он согласен признать суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом в рамках мирного договора, который обсуждают Ереван и Баку. Это было первое четкое публичное заявление Пашиняна о его политике в отношении Нагорного Карабаха. Когда журналисты попросили Пашиняна разъяснить позицию его правительства по Карабаху, вышедший из себя премьер опять неожиданно для всех сказал, что все бывшие администрации Армении признали территориальную целостность Азербайджана, фактически дезавуировав заявления своих предшественников. Этот тренд Пашинян и его правительство иногда используют, ссылаясь на Алматинскую декларацию 1991 года. Однако дело в том, что она не имеет юридического значения, поскольку так и не была ратифицирована, отметили тогда эксперты. Тогда же стало известно, что Армения уступит контроль над Тигранашеном в Араратской области и семью селами в Тавушской области, которые не входят в 29,8 тысячи квадратных километров.
Взамен Армения получит обратно Арцвашен от Азербайджана. Эти территории перешли из рук в руки в начале войны 1990-х годов. Однако показательно, что власти Нагорного Карабаха неоднократно отвергали любое урегулирование, которое восстановило бы контроль Азербайджана над районом и настойчиво предостерегали Ереван от подобного шага, заявляя, что такие скоропалительные высказывания руководства страны неизбежно приведут к кровопролитию.
Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов.
Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта.
В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности.
Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана.
Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным.
До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование.
Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак».
Стоит отметить, что спор о принадлежности Нагорного Карабаха более 30 лет делает очень напряженными отношения Армении и Азербайджана. Регион объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР в 1988 году. В 1992-м начался военный конфликт, в результате которого Баку утратил контроль над Карабахом.
С тех пор там неоднократно происходили стычки. Главной стороной в урегулировании конфликта выступает Россия. Для предотвращения боестолкновений между враждующими сторонами в регионе размещен российский миротворческий контингент. При этом, функционал российских миротворцев тогда еще в трехстороннем соглашении определялся как наблюдательный. В мае 2023-го в Москве состоялась трехсторонняя встреча министров иностранных дел России, Армении и Азербайджана.
«Это политика»: глава Азербайджана прокомментировал вероятность войны с Арменией
Как подчеркнули в пресс-службе азербайджанского вице-премьера Шахина Мустафаева, который возглавляет комиссию своей страны по делимитации границы, принадлежность этих сел Азербайджану "бесспорна". Кроме того, в Баку ожидают, что в рамках делимитации "будет решен и вопрос освобождения" еще четырех эксклавов - Юхары Аскипара, Софулу, Бархударлы и Кярки. В пресс-службе при этом назвали недостоверной информацию армянских СМИ об оккупации Азербайджаном 31 армянского села на границе - по мнению Баку, заявлять об этом "до проведения делимитации государственной границы совершенно безосновательно". История конфликта В сентябре 2023 года Азербайджан провел военную операцию в Карабахе, в результате которой президент непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Самвел Шахраманян объявил о роспуске всех ее государственных органов и прекращении существования образования с 1 января 2024 года. Армянское население Карабаха стало массово покидать регион.
В результате отсутствия продуктов питания и лекарственных препаратов число выкидышей у беременных женщин увеличилось втрое. Некоторые эксперты назвали это этнической чисткой и новым геноцидом армян. Сложности большой политики Политики тоже не сидят на месте и затеяли свою игру. Так недавно сообщалось, что МИД России Министерство иностранных дел вызывал посла Армении в Москве Bагаршака Арутюняна для передачи ноты протеста на оскорбительные высказывания спикера армянского парламента Алена Симоняна в адрес официального представителя российского внешнеполитического ведомства Марии Захаровой и в целом российской дипломатии.
Напомню, что хитрое армянское правительство хочет помощи от России, но сами при этом не берут на себя никаких ответных обязательств и открыто поддерживает киевский режим. Например, глава армянского правительства Никол Пашинян многократно выражал поддержку Зеленскому, и заявлял о желании выйти из связанных с Россией соглашений, для присоединения Армении к западным международным организациям которым они явно не нужны, как и Украина. Политика Армении очень напоминает политику Турции, пытающейся усидеть на двух стульях. Вот только для турков это закончилось сильным землетрясением, которое по слухам вызвали США новым видом оружия сейсмическое, над которым они уже не первый год работали. Выводы Можно предположить, что при текущей расстановке сил, Армения для сохранения суверенитета основной территории страны, откажется от спорных территорий Нагорного Карабаха. Либо США решат в очередной раз обогатить свой ВПК Военно-промышленный комплекс и повторится сценарий помощи Украине, когда обычный народ будет умирать, а политики и олигархи обогащаться. Иран и Турция скорее всего не вступят в открытое противостояние за одну из сторон, а будут просто набирать политические очки порциями озабоченности и негодования.
США призвали Азербайджан прекратить боевые действия в Карабахе. С соответствующим заявлением выступил госсекретарь Энтони Блинкен [92]. Специальный советник Генерального секретаря ООН по предотвращению геноцида Алиса Вайриму Ндериту высказала опасения, что военная эскалация конфликта несёт угрозу насилия гражданскому населению, в том числе — геноцида и связанных с ним особо тяжких преступлений [94]. В октябре 2023 году Европарламент осудил «неоправданное и заранее спланированное» вооружённое нападение Азербайджана на Нагорный Карабах и обвинил Азербайджан в проведении «этнической чистки» армян в Нагорном Карабахе, призвав ввести против него санкции [95]. В обоих документах говорилось в том числе и о ситуации в регионе. Так в первой декларации в очередной раз осуждается спланированное и неоправданное нападение Азербайджана на армян Нагорного Карабаха, которое грубого нарушает международное право и права человека, а также является явным нарушением трехсторонних заявлений о прекращении огня от 9 ноября 2020 года и обязательств, взятых на себя Азербайджаном перед ЕС. Исход же армян из Нагорного Карабаха назван этнической чисткой [96]. В другой декларации парламентарии также осуждают нападение Азербайджана на Нагорный Карабах, и напоминают что нападение последовало за много месячным голодом и блокадой армян Нагорного Карабаха. Документ подчеркивает, что российские миротворцы на месте не предприняли никаких действий для предотвращения или прекращения блокады, а также ничего не сделали для прекращения нападения Азербайджана на Нагорный Карабах. Согласно резолюции последствия для армянского населения равносильны этнической чистке. Европарламентарии отмечают, что нападение Азербайджана, не может остаться без последствий, и призывает ЕС принять санкции против властей Азербайджана, ответственных за многочисленные нарушения режима прекращения огня. Кроме этого предлагается приостановить действие Меморандума о взаимопонимании по энергетике, и в свете проблем с правами человека предлогается не заключать новое соглашение о партнерстве с Азербайджаном. Резолюция призывает быть готовым ввести целевые и индивидуальные санкции против лиц, совершивших агрессию, включая, помимо прочего, политическое и военное окружение президента Алиева, а также приостановить импорт нефти и газа из Азербайджана в случае любой военной агрессии против территориальной целостности Армении [23] Перевозка гуманитарных грузов[ править править код ] Частью соглашения о прекращении огня является перевозка гуманитарной помощи из Армении в Степанакерт [97]. Разоружение армии НКР[ править править код ] Вечером 22 сентября Министерство обороны России объявило, что вооруженные формирования армян Нагорного Карабаха под контролем российских миротворцев начали сдавать оружие. В оборонном ведомстве России сообщили, что по состоянию на 22 сентября карабахскими формированиями были сданы шесть единиц бронетехники, более 800 единиц стрелкового оружия и противотанковых средств и 5000 единиц боеприпасов [10]. Министерство обороны Азербайджана, в свою очередь, опубликовало список боевой техники, оружия и боеприпасов, «конфискованных после завершения локальных антитеррористических мероприятий в Карабахском регионе Азербайджана». В этом перечне четыре танка, одна боевая машина пехоты, 12 гаубиц, две пушки, 12 минометов, 468 мин, 22 гранатомета, 313 автоматов и пулеметов, один зенитно-ракетный комплекс «Тор» и 50 ракет к нему, 28 переносных зенитных систем, 3 противотанковых ракетных комплекса «Фагот», 62 гранаты, 66 262 патрона и пр. В этот же день правительство НКР сообщило, что в рамках достигнутых с Азербайджаном договоренностей проводится вывод военных Армии обороны с боевых позиций [99]. На складе с большим количеством ракет, артиллерийских снарядов и мин, также были обнаружены боеприпасы различного калибра. Оружие азербайджанские военные свозят в Шушу. По словам начальника пресс-службы Минобороны Азербайджана Анара Эйвазова, это оружие раньше принадлежало «отрядам сепаратистов и Вооружённым силам Армении», которые здесь находились, и оно было изъято у них только в последние два дня [101]. Процесс разоружения при поддержке миротворцев прошел без серьёзных инцидентов и перестрелок [102]. Основная статья: План Азербайджана по реинтеграции карабахских армян 21 сентября в ходе состоявшейся в Евлахе встречи представитель президента Азербайджана представил план реинтеграции карабахских армян. По словам депутатов парламента Азербайджана, он рассчитан на длительный период и предусматривает возможное сотрудничество с российскими миротворцами и «карабахскими муниципальными органами власти» [103]. Как утверждается в сообщении, переведённом на русский язык корреспондентом «Кавказского узла», в рамках работы этой группы в Агдамском, Физулинском и Кельбаджарском районах МЧС Азербайджана установило палаточные городки на 1000 человек для обеспечения нуждающихся армянских жителей первой медицинской помощью и питанием [103]. На встрече, по словам администрации, были обсуждены вопросы медицинской помощи, в частности совместных врачебных бригад, и налаживания контактов Баку с армянским населением Карабаха [105]. По данным Министерства труда Азербайджана, 1 октября «несколько» армян воспользовалось этой услугой [108]. По словам Human Rights Watch , заявления властей Азербайджана, что права каждого человека в Нагорном Карабахе будут защищены, тяжело принимать всерьёз с учётом месяцев блокады региона, безнаказанности за предполагаемые преступления, особенно во время военных действий, а также общего ухудшения ситуации с правами человека в Азербайджане [111]. Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе[ править править код ] Основная статья: Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе произошёл вечером 25 сентября 2023 года в селе Беркадзор , расположенном в 6 километрах от Степанакерта. Взрыв произошёл во время отпуска бензина беженцам, стремившимся уехать в Армению [112] , через несколько часов после переговоров в Ходжалы между официальными лицами Азербайджана и представителями властей непризнанной НКР [113] [114]. В результате взрыва погибли более 200 [115] и пострадали 290 человек [116]. Основная статья: Исход армян из Нагорного Карабаха Автомобили беженцев из Нагорного Карабаха, 26 сентября 2023 года Пресс-секретарь премьер-министра Армении Назели Багдасарян сообщила, что на утро 28 сентября из Нагорного Карабаха в Армению прибыло 65 036 беженцев [117]. К 29 сентября число бежавших в Армению из Нагорного Карабаха армян превысило 97 735 человек [119] , а к 30 сентября их количество составило уже более 100 тысяч человек [28]. После массового исхода местного населения сотрудники Международного комитета Красного Креста с мегафонами разыскивали в опустевшем Степанакерте последних армян, в основном немощных стариков, которые не смогли эвакуироваться, дабы оказать им помощь [120]. По данным переписи 2015 года в НКР проживала 151 тысяча человек [121].
Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей. Согласно ст. Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов и колумнистов. Сообщение отправлено.
Угроза новой войны Армении и Азербайджана
Боевые действия в Нагорном Карабахе (иногда называемые Третьей карабахской войной, также именуемая в Азербайджане Контртеррористическая операция). постпред в ОБСЕ. Ранее Пашинян заявил, что война между Азербайджаном и Арменией может начаться до конца недели, если Ереван откажется идти на компромисс по вопросу приграничных сел-эксклавов.
Происходящее в Армении — это бунт: мнение эксперта
Эксперт напомнил, что Азербайджан уже не раз после войны 2020 года прибегал к силовому давлению на Армению, чтобы склонить Ереван к уступкам, в том числе территориальным. В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Политолог считает, что Россия не останется нейтральной в следующей войне, накажет Азербайджан, а победа будет у Армении.