Вячеслав Васильевич Тихонов ушёл из жизни 4 декабря 2009 года в 15:35 в Центральной клинической больнице Москвы. Биография. Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года в Павловском Посаде Московской губернии. На удивление, совершенно разные Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова прожили вместе 13 лет. Сколько жен было у Вячеслава Тихонова, его биография и личная жизнь, дети. Биография Вячеслава Тихонова:15 мин. на чтение.
Дочь Вячеслава Тихонова рассказала о совете Ванги
4 декабря на 82-м году жизни от нас ушел великий актер Вячеслав Тихонов. На удивление, совершенно разные Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова прожили вместе 13 лет. Параметры звезд. Биография. Биография. Вячеслав Тихонов – советский и российский актер.
Дочь Вячеслава Тихонова рассказала о совете Ванги
За более чем 30 лет побывал, в частности, молодогвардейцем «Молодая гвардия» , трактористом «Дело было в Пенькове» , матросом «Мирные дни», «Чрезвычайное происшествие» , моряком-уголовником «Оптимистическая трагедия» , офицером Красной армии «Майские звезды» , военным корреспондентом «На семи ветрах» , царским офицером, работавшим на большевиков «Мичман Панин» , обнищавшим графом-эмигрантом «Две жизни» , князем Андреем Болконским «Война и мир» , учителем истории «Доживем до понедельника» , рядовым солдатом «Они сражались за Родину» , майором «Фронт без флангов» , штандартенфюрером СС и советским разведчиком «Семнадцать мгновений весны» , важным представителем министерства внешней торговли, ведущим сложные переговоры с западными покупателями «... И другие официальные лица» , больным писателем «Белый Бим Черное ухо»... Даже занимая невысокое положение вроде анархиста-полууголовника в матросской форме из «Оптимистической трагедии» Самсонова или солдата из «Они сражались за Родину» Бондарчука , тихоновские герои, как правило, представлены не в срезе своей частной жизни, но в широком историческом контексте. Недаром и застаем мы их — не всегда, но чаще всего, — в периоды всевозможных катаклизмов вроде отечественных войн, революций или подпольной борьбы. Слепая Ванга, когда-то предсказавшая актеру, что главный успех придет к нему, когда он наденет военную форму, как в воду глядела: лучше всего на Тихонове всегда сидел именно мундир. И даже если персонаж его одевался в штатское, под пиджаком всегда угадывались погоны, а за героем — как минимум фронтовое прошлое. Конечно, многим стройным и подтянутым фигурам к лицу воинская выправка. Однако если, например, в Олеге Янковском, даже вытянутом по струнке, всегда будет ощущаться совершенно отчетливое своенравие, в Василии Лановом — то солдафонская, то рыцарская прямолинейность, а в Олеге Борисове — трагическая и непреодолимая отчужденность — эти примеры можно продолжать до бесконечности, — в Тихонове свободно раскрывается словно бы надсубъективное, общественно символическое и национальное начало.
Может быть, именно это имел в виду Эраст Павлович Гарин, отметивший в актере две вещи: «нежную лиричность и в то же время необычайный волевой напор курсив мой. Тихонов олицетворил золотую середину между такими крайними фигурами спектра, как, скажем, тот же Всеволод Санаев народный долг и Олег Даль чистый индивидуализм, уже почти несоветский. Кстати, роль учителя в «Доживем до понедельника» — пусть это мелодрама, и нет в ней никаких «переломных моментов», — оказалась настолько удачной именно благодаря этому точнейшему, до дюйма выверенному балансу между частным и общественным, индивидуальным и государственным, элитарным и общедоступным во всем строе, духе, сознании и мышлении персонажа. Весь облик актера каким-то удивительным образом нес в себе нечто гораздо большее, нежели могла бы выразить самая изощренная артистическая субъективность, — некое, повторюсь, надличностное содержание, если угодно — объективную историческую волю. Сам Тихонов отозвался об этих ролях как о «наивных», добавив, что испытывает к ним благодарность и нежность, потому что, исполняя их, чувствовал себя рядом со своими кумирами — Крючковым, Андреевым, Астанговым и Симоновым. Но чем же все-таки «настоящие роли» отличаются от ролей «голубого периода»? Ростоцкий снявший Тихонова в пяти успешнейших картинах и являвшийся по нему, может быть, самым главным специалистом полагает так: «После «Пенькова» началась работа над образами, требовавшими внутреннего и внешнего перевоплощения».
На наш взгляд, можно сформулировать иначе: все последующие роли Тихонова предполагали глубокую раздвоенность образа. Дело не в персонажных легендах — вовсе не все его герои были разведчиками и дипломатами хотя, пожалуй, подавляющее большинство , — а во внутренней неверности, непрозрачности сложного человека, пусть даже самого прямого и благородного в сердце своем. Уже в этом герое можно обратить внимание на потрясающее сочетание порядочности и бесстыдства — то есть на то самое свойство личности, которое иные назовут «самообладанием», «хладнокровием», «эффективной работой на результат», — словом, качеством, без которого действительно не бывает хорошего шпиона или резидента. Напомню, что в этой мелодраме молодой артистичный — весь, казалось бы, нараспашку — тракторист, едва женившись по любви, почти сразу же влюбляется в новую девушку, приехавшую из Ленинграда. Но фокус вовсе не в ветрености его чувств, а в полном отсутствии чувства вины перед молодой женой. Любовный треугольник — или, говоря языком более поздним, «двойная агентурная игра» — преспокойно продолжается до тех пор, пока жена не доходит до нервного срыва и чуть ли не до покушения на убийство соперницы. Мало кому удалось бы сыграть эту роль так, чтобы поведение мужа не вызывало нареканий.
Тихонову — удалось. А вскоре ему будут удаваться и не такие трюки. Уже в самом имени-фамилии актера есть неприметный оксюморон: разве слава бывает тихой? Но здесь же и намек на особую, негромкую героику его образа. Этот дар играть двойных агентов, должностных лиц с непростыми поручениями, «людей с другой стороны» так и назывался еще один фильм с его участием — «Человек с другой стороны» , словом, тихих героев, первым отчетливо обнаружил, кажется, Михаил Швейцер, у которого Вячеслав Васильевич исполнил роль своего первого настоящего провокатора — мичмана Панина 1960. По уровню цинизма — причем цинизма, как бы незамечаемого советским зрителем, остающегося в слепой зоне приключенческого жанра, — эта роль оставляет Макса Отто фон Штирлица с его вероломством далеко позади. Ни присяга царю и отечеству, ни доверие коллег по службе не останавливают офицера, планомерно работающего на большевистских подрывников и не гнушающегося водевильной ложью.
Тихонову тогда было всего 19 лет, он сыграл в «Молодой гвардии» небольшую роль. Когда он узнал о происходящем, отправил матери Нонны письмо: «Ирина Петровна, повлияйте на Нонну, если она не захочет быть со мной, я брошусь под поезд…» Неизвестно, повлияла ли все-таки мать на Нонну или актриса приняла решение самостоятельно. Но Мордюкова отказала Герасимову и приняла ухаживания Тихонова. Семейная жизнь в коммуналке Их роман развивался бурно и стремительно. Однокурсники и знакомые удивлялись: молчаливый и «весь в себе» Тихонов был полной противоположностью открытой «казачке из народа» Мордюковой. Актеры жили раздельно несколько лет, до 1950-го, когда у них появился сын Вовочка. По этому случаю студентам выделили комнату в общежитии в Лосинках. Ребенка выносили гулять в корыте: денег на коляску у студентов не было. Когда Тихонов получил первый неплохой гонорар, купил сыну кроватку, но ее украли. Актеры поженились после рождения сына.
В мемуарах Нонна Мордюкова писала: однажды к ним в комнату постучалась медсестра с вопросом: «Володя Мордюков здесь живет? Туда помещались стол, диван и трюмо. Комната была проходная, так что актеры даже не могли поставить перегородки. От соседей отгораживались фанерными листами на веревке. Помогать актрисе с ребенком приехала сестра Наталья. Часто к семье приезжали многочисленные гости. Родственники актрисы вспоминают: Нонна и Вячеслав часто ссорились. Тихонов возмущался: «Я устал от твоего колхоза…», а Мордюкова вспоминала, что благодаря этому «колхозу» она окончила ВГИК. Романы Мордюковой и терпение Тихонова В браке актеры прожили 13 лет. Наладили финансовое положение, получили квартиру побольше.
Фильм посвящен жизни населения Одессы в годы ее оккупации фашистской армией. Персонажем Вячеслава стал матрос Олег Безбородько, который вынужден заниматься разведывательной деятельностью, не имея соответствующего опыта. Блестяще Тихонов сыграл главного героя в исторической драме «Мичман Панин», увидевшей свет в 1960 году. Его персонаж пытается спасти политзаключенных от грозящей им смерти. Также актеру удалось продемонстрировать свой талант в картинах «Оптимистическая трагедия», «Чрезвычайное происшествие». Режиссер Ростоцкий решил, что именно этот человек сумеет блестяще сыграть простого деревенского парня Матвея Морозова. Тихонов блестяще справился с порученной ему задачей.
Его персонаж получился обычным человеком, его горестям и бедам сопереживали тысячи зрителей. Тракторист Матвей вошел в список любимых героев Тихонова. Интерес актера к этой роли был обусловлен тем, что персонаж не имел ничего общего с ним самим. Вячеслав был доволен тем, как сумел преподнести этот образ зрителям. Он показал, что Морозов страдает из-за того, что ему не удается найти свое место в жизни. Безответная любовь лишь усиливает страдания героя, а вовсе не является их причиной. Нельзя не упомянуть картину «Доживем до понедельника», представленную на зрительский суд в 1968 году.
В этом фильме актер убедительно сыграл школьного учителя Илью Семеновича. Благодаря этой роли Тихонов наконец-то сумел избавиться от амплуа героя, которое успело изрядно ему надоесть. Он создал образ классического русского интеллигента. Фильм «Доживем до понедельника» заслуживает просмотра не только благодаря увлекательному сюжету. Нельзя не отметить и воистину звездный состав картины. Помимо Тихонова, в этой ленте засветились Старыгин, Жизнева, Остроумова и другие знаменитости. После выхода картины актеру стали активно предлагать роли русских интеллигентов.
Фильмография 1948 — «Молодая гвардия» 1957 — «Дело было в Пенькове» 1965 — «Герой нашего времени» 1967 — «Война и мир» 1968 — «Доживем до понедельника» 1973 — «Семнадцать мгновений весны» 1975 — «Они сражались за Родину» 1977 — «Белый Бим Черное ухо» 1978 — «По улицам комод водили» 1984 — «ТАСС уполномочен заявить…» 1989 — «Любовь с привилегиями» 1994 — «Утомленные солнцем» 2001 — «Берлинский экспресс» 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви» Видео «Война и мир» Какие еще фильмы Вячеслава Тихонова имели невероятный успех у зрителей? Конечно же, нельзя оставить без внимания киноэпопею «Война и мир», создателем которой стал Сергей Бондарчук. В этой экранизации одноименного произведения Льва Толстова Тихонов блестяще исполнил одну из ключевых ролей. Изначально режиссер Бондарчук планировал доверить роль Болконского Иннокентию Смоктуновскому. В последний момент актер отказался от участия в съемках, в качестве причины назвав занятость в другом проекте.
Нельзя не упомянуть также и кинопроект «Битва за Москву». Увидеть в кадре самого Тихонова, к сожалению, нельзя. Зато можно услышать его удивительный голос, так как именно ему была доверена честь чтения закадрового текста. Роман, начавшийся во время работы над картиной «Молодая гвардия», завершился браком. Однако прочным этот союз не оказался. Нонна и Вячеслав прожили вместе 13 лет, затем приняли решение расстаться. Вскоре после этого во второй раз женился Вячеслав Тихонов, биография и личная жизнь которого рассматриваются в статье. Во время работы над картиной «Мужчина и женщина» актер познакомился с переводчицей Тамарой. Какое-то время он встречался с этой женщиной, затем женился на ней. Этот союз оказался прочным, со второй женой Тихонов прожил 42 года. Наследники Конечно же, поклонников интересуют и дети Вячеслава Тихонова. В браке актера с Нонной Мордюковой родился сын, мальчика назвали Владимиром. К сожалению, он связался в молодости с дурной компанией, начал принимать наркотики. В 1990 году сын Мордюковой и Тихонова погиб от передозировки. Вторая жена родила Вячеславу дочь, девочку назвали Анной. Какое-то время наследница «Штирлица» пыталась пойти по его стопам, однако актрисы из нее не получилось. Анна переключилась на продюсерскую деятельность, преуспела в этом больше. В настоящий момент ей принадлежит студия «Актер кино». Некоторое время этой студией управлял ее знаменитый отец. Смерть Вячеслава Тихонова не стало в ноябре 2009 года. Знаменитый актер, блестяще сыгравший Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны», ушел из жизни в возрасте 81 года. В качестве причины смерти называют неполадки с сердцем.
«Понимаешь, малыш...» 17 мгновений счастья Вячеслава Тихонова
Скриншот Вот тогда-то, в очередной раз отвергнутый из-за своей "нетипичной внешности" на этот раз Тихонова не взял работать на "Мосфильм" Иван Пырьев актёр придёт на студию им. Горького и в 1957 году сыграет у молодого Станислава Ростоцкого в одной из лучших своих картин - "Дело было в Пенькове". В этой истории непростой любви деревенского паренька Матвея Морозова актёр сумеет передать и его невероятное мужское обаяние, и удивительную человеческую порядочность. Любимец всех женщин Именно Вячеславу Тихонову удастся создать в нашем кино образ идеального героя нового времени, в которого зрители влюблялись раз и навсегда, очарованные гармонией внутреннего и внешнего, тем, о чём мечтали ещё чеховские персонажи, - "в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Толпы восторженных поклонниц - обязательное приложение к актёрской славе.
Особенно если речь идёт о красавце, играющем героев, положительных и возвышенных. Особенно - в Советском Союзе. Поклонницы неистовствовали. Очень многие фотопробы Вячеслава просто бесследно исчезли из архивов, в том числе и первые фотографии легендарного Штирлица.
Миллионы женщин сходили по Тихонову с ума, но актёр ревностно оберегал свою личную жизнь от посягательств и оставался примерным семьянином. Не сошлись характерами Ещё в институте Тихонов познакомился с Ионной Мордюковой. Более разных людей трудно было себе представить. Она - весёлая, общительная, раскованная, настоящая казачка.
Ей, как и всякой женщине-актрисе, хотелось внимания, славы, поклонников. Нонна видела, как девушки засматриваются на красавца Тихонова, и решение "не упустить" его укреплялось в её сознании день ото дня. У них начался роман, и когда Вячеслав узнал, что Нонна ждёт ребёнка, он, не раздумывая, сделал ей предложение. Его брак с Нонной Викторовной стал формальным задолго до развода, и только благодаря врождённой порядочности Тихонова и общему ребёнку он продержался много лет.
И ушёл Тихонов только тогда, когда понял, что у супруги он не единственный. Но слишком уж явной была их личностная несовместимость. Постоянные шумные компании, многочисленные родственники и напористые поклонники Нонны, по мнению Тихонова, появлявшиеся в доме слишком часто, сделали своё дело. Однажды, окончательно устав от такой жизни.
Вячеслав Васильевич молча собрал вещи и ушёл...
В этом же году на киноэкраны вышел фильм С. Ростоцкого «Дело было в Пенькове».
Тихонов сыграл роль тракториста Матвея Морозова. Эта роль принесла актеру зрительское признание. Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Васильевич сделал большой шаг к вершинам актерского мастерства — была сыграна роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир».
Затем блестяще сыграл учителя Мельникова в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника».
Несмотря на популярность, многие поклонники не знакомы с жизненным путем актера. Рассмотрим подробнее этапы его жизни. Родители будущего актера, Василий Романович и Валентина Вячеславовна, были ничем не примечательны: мать работа воспитательницей, отец — механиком. В детстве В школе юный Вячеслав проучился недолго: началась война, и уже осенью учебное заведение переоборудовали в больницу для раненых. Тогда же Тихонов пошел учиться на токарное дело в местное училище. Выучившись, он устроился токарем на военное предприятие. В ту пору в юноше проснулась любовь к киноискусству, а кинотеатр стал его излюбленным местом отдыха после изнурительных смен на заводе. Однако мечтам Вячеслава об актерской карьере суждено было сбыться не сразу: родители хотели, чтобы их стал инженером или агрономом. В 1944 году поступил в Автомеханический институт, но решил не бросать свои мечты о кинокарьере и уже год спустя оказался у дверей Всероссийского государственного института кинематографии имени С.
В 1950 году Вячеслав окончил с отличием курсы актерского мастерства. В юности и молодости 1948 — Выход кинокартины «Молодая гвардия» с дебютом в роли Володи Осьмухина. Толстого «Война и мир» в одноименной серии фильмов Сергея Бондарчука в образе князя Андрея Болконского.
Знакомые артистов удивлялись, как эти люди с противоположными характерами могут быть вместе? На удивление, совершенно разные Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова прожили вместе 13 лет. Вот только для Нонны Мордюковой Вячеслав Тихонов был прежде всего другом.
Тихонов долго пытался завоевать однокурсницу: поехал с девушкой в ее родной город Ейск, жил в одной квартире с Мордюковой, помогал ей по хозяйству. Но Мордюкова не принимала ухаживания. Позже сестра великой актрисы расскажет, что на союз Мордюковой и Тихонова повлияла мама Нонны, которая расхвалила понравившегося ей Вячеслава. Нонна Мордюкова. Фото: kinopoisk. На площадке образовался любовный треугольник: 41-летний режиссер картины Сергей Герасимов влюбился в открытую и амбициозную 22-летнюю Нонну Мордюкову.
Второкурсница Мордюкова покорила режиссера и сыграла главную героиню Ульяну Громову. Он приехал к матери актрисы, но та отказала Герасимову. Мордюкова же думала, что режиссер слишком стар для нее, но опасалась отказать ему из-за страха за будущую карьеру. Тихонову тогда было всего 19 лет, он сыграл в «Молодой гвардии» небольшую роль. Когда он узнал о происходящем, отправил матери Нонны письмо: «Ирина Петровна, повлияйте на Нонну, если она не захочет быть со мной, я брошусь под поезд…» Неизвестно, повлияла ли все-таки мать на Нонну или актриса приняла решение самостоятельно. Но Мордюкова отказала Герасимову и приняла ухаживания Тихонова.
Семейная жизнь в коммуналке Их роман развивался бурно и стремительно. Однокурсники и знакомые удивлялись: молчаливый и «весь в себе» Тихонов был полной противоположностью открытой «казачке из народа» Мордюковой. Актеры жили раздельно несколько лет, до 1950-го, когда у них появился сын Вовочка. По этому случаю студентам выделили комнату в общежитии в Лосинках. Ребенка выносили гулять в корыте: денег на коляску у студентов не было.
Тамара Тихонова, жена Вячеслава Тихонова. Любимые женщины Вячеслава Тихонова
Биография Вячеслава Тихонова. Вячеслав Васильевич Тихонов, народный артист СССР. продолжает рассказывать о всех тайнах личной жизни культовых звезд — теперь и самых привлекательных мужчин-артистов нашего кино. Биография советского актера Вячеслава Тихонова: личная жизнь, развод с женой Нонной Мордюковой, воспитание дочери, рождение внуков. Читайте полную биографию Вячеслава Тихонова на нашем сайте. 8 февраля 2023 года исполнится 95 лет со дня рождения актера: архивные фото и видео, лучшие фильмы в юбилей.
Вячеслав Тихонов - биография, новости, личная жизнь
Любимый всеми “Штирлиц” – актер Вячеслав Тихонов прожил длинную и насыщенную жизнь, в которой были взлеты и забвение. Вячеслав Тихонов не любил излишнего внимания к своей личной жизни и всегда старался держать эту сторону биографии в тени, подальше от посторонних глаз. Непростая жизнь великого Вячеслава Тихонова. Вячеслав Тихонов: биография, личная жизнь, семья, фильмы и фото.
Детские, и юность семья
- Вячеслав Тихонов - биография, фото, личная жизнь, фильмы и причина смерти
- Тихонов, Вячеслав Васильевич — Википедия
- Тамара Тихонова, жена Вячеслава Тихонова. Любимые женщины Вячеслава Тихонова
- Вячеслав Тихонов: биография и личная жизнь актера
«Жена и дочь сделали меня несчастным» Непростая жизнь великого Вячеслава Тихонова
Параметры звезд. Биография. Вячеслав Тихонов за всю жизнь удостоил своим вниманием трех женщин. Вячеслав Тихонов за всю жизнь удостоил своим вниманием трех женщин. Биографии знаменитостей, звёздные новости, интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на Для Вячеслава Тихонова такой работой стала роль Штирлица в 12-серийной картине «Семнадцать мгновений весны». Правда легендарного Вячеслава Тихонова.
Вячеслав Тихонов - биография, новости, личная жизнь
В мемуарах Нонна Мордюкова писала: однажды к ним в комнату постучалась медсестра с вопросом: «Володя Мордюков здесь живет? Туда помещались стол, диван и трюмо. Комната была проходная, так что актеры даже не могли поставить перегородки. От соседей отгораживались фанерными листами на веревке. Помогать актрисе с ребенком приехала сестра Наталья. Часто к семье приезжали многочисленные гости. Родственники актрисы вспоминают: Нонна и Вячеслав часто ссорились.
Тихонов возмущался: «Я устал от твоего колхоза…», а Мордюкова вспоминала, что благодаря этому «колхозу» она окончила ВГИК. Романы Мордюковой и терпение Тихонова В браке актеры прожили 13 лет. Наладили финансовое положение, получили квартиру побольше. Родственникам казалось, что у актеров в семье все хорошо. Но популярным Тихонову и Мордюковой было сложно: сказывались бытовые проблемы, разные характеры. В 1957-м Нонна переживала отказ в роли в фильме «Тихий Дон»: она как никто хотела сыграть Аксинью, а роль досталась Элине Быстрицкой.
В карьере Тихонова, наоборот, появилась картина «Дело было в Пенькове». Роль Тихонов посвятил матери Мордюковой, Ирине Петровне. Родственники Мордюковой уверены, что Тихонов и Мордюкова жили вместе уже не по любви, а по привычке: актер не давал деньги жене на содержание сына, так как боялся, что Мордюкова вышлет все родственникам. Василий Шукшин и. Фото: Кадр из кинофильма «Простая история». В конце 1950-х Нонна Мордюкова почувствовала привязанность к Василию Шукшину — они работали вместе на съемках картины «Простая история».
Позже в мемуарах актриса писала, как ей было тяжело: там ждали муж и сын, а она чувствовала что-то к Шукшину.
Детство у Тихонова было беззаботным, он бегал по двору с соседскими мальчишками, вел себя всегда спокойно, никого не обижал, а наоборот всегда мог постоять не только за себя, но и за младших ребят. Всегда был скромным, очень воспитанным, но лидерских качеств, способных за собой повести дворовых мальчишек, не было. Да и не надо, разве это всем нужно? Он часто общался со своим дядей артистом. И он впервые задумался о профессии актера, ему стало интересно, что это за профессия, какие возникают чувства, когда тебя показывают на большом экране. Когда началась Великая Отечественная война Тихонову было 13 лет, он позабыл об актерстве. В его школе разместили военный госпиталь, учиться было нигде, поэтому его отец отправил сына учиться в ремесленное училище, чтобы заняться действительно полезным делом. Вячеславу Тихонову учеба в училище далась легко, ведь он с детства что-то собирал и неплохо разбирался в технике, после обучения стал работать токарем и у него отлично получалось.
Во время войны на заводе работать было некому, поэтому он со своими товарищами стал работать на заводе. Именно там он встретил свою первую любовь Юлию, он любил ее всю жизнь. В это же время он стал с полным воодушевлением интересоваться кинематографом. Именно эти звезды советского союза зажгли искру в молодом Вячеславе. Своей мечтой Тихонов ни с кем не делился. У родителей были совсем другие планы на его дальнейшую жизнь. Мама хотела, чтобы он стал студентом сельскохозяйственной академии, а отец говорил, что надо быть инженером, инженеры всего в почете. Все-таки Вячеслав Тихонов отложил свои мечты о кинематографе и прислушался к отцу, поступив на нулевой курс Автомеханического института. Но он понял, что обучение в автомеханическом институте это не его.
По другой профессии у него болела душа. Важно ведь найти себя в жизни. Через год он все-таки тайно пришел сдавать вступительные экзамены во ВГИК. Он провалил экзамены, ведь не было никакой подготовки, а просмотров фильмов было недостаточно. Однако, колесо фортуны было на его стороне: на вступительных испытаниях был известный актер Борис Бибиков, он вместе с Ольгой Пыжовой набирал себе на курс талантливых людей, он подозвал к себе Тихонова и тихо сказал, что у Славы есть рвение и желание быть актером, и поэтому он поможет ему раскрыться как актеру, но при этом Тихонов должен работать над собой, как никто другой. Когда родители узнали о поступлении они были расстроены, ведь не такой судьбы они хотели сыну.
Его родная школа превратилась в военный госпиталь, а сам он поступил в ремесленное училище на специализацию «токарь». После обучения парень начал работать на заводе по специальности, выполняя военные заказы и тем самым внося свою посильную лепту в Великую Победу. Юные годы будущего актера были омрачены залпами взрывов и звуком выстрелов, но это не смогло убить детскую мечту стать актером. Тихонова с детства восхищали экранные киногерои: Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина, Николай Черкасов в роли Александра Невского и другие.
В 1944 году Тихонов был зачислен на подготовительный курс Автомеханического института, но уже в 1945 году преподаватель ВГИКа Борис Бибиков принял юношу к себе в ученики. Его премьерной ролью была роль Володи Осьмухина в кинофильме режиссера Сергея Герасимова «Молодая гвардия». После получения диплома в 1950 году Вячеславу было предложено сыграть в кинофильме «Мирные дни» режиссера Владимира Брауна. С выходом на экраны этой картины приглашения на съемки стали поступать значительно чаще. Подмостки Театра-студии киноактера были первыми театральными подмостками, на которые ступила нога будущей звезды. Театральная карьера актера длилась семь лет, по истечении которых он был принят на постоянную работу в Киностудию имени Максима Горького. Именно это повлияло на решение Тихонова окончательно оставить театр и сконцентрировать все свои силы на кинематографических работах. С конца 60-х Вячеслав Тихонов появляется на экранах в образах настоящих русских интеллигентов. Первым таким образом можно назвать роль учителя истории в лирическом фильме «Доживем до понедельника». Главные роли в этой пронзительной картине, ставшей культовой, исполнили Тихонов и Ирина Печерникова.
Вячеслав Тихонов в фильме «Доживем до понедельника» Ряд «аристократичных» образов Тихонова продолжил князь Андрей Болконский в картине «Война и мир». Князем актер стал с легкой руки тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой, которая очень тепло относилась к Вячеславу Васильевичу. Но по его словам эта роль за четыре года съемок буквально опустошила его, потому что пришлось входить в образ человека, во многом непонятного артисту. За это время с его участием вышли такие легендарные картины, как «Карусель», «Семнадцать мгновений весны» и «Они сражались за Родину». Вячеслав Тихонов играл огромный диапазон ролей: от князей до разведчиков, от школьного учителя до офицера КГБ. В телевизионной комедии Михаила Швейцера «Карусель», снятой по произведениям Антона Чехова, режиссером было собрано созвездие советских артистов. Еще раз встретиться с блистательной Жанной Болотовой Вячеславу Тихонову повезло в экранизированном спектакле «Размазня», в основе которого тоже было произведение А. Вячеслав Тихонов в фильме «Семнадцать мгновений весны» Но настоящая, оглушительная и громкая слава обрушилась на Тихонова после выхода 12-серийной ленты Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», где Вячеслав Васильевич появился в образе разведчика Исаева-Штирлица. Премьера ленты состоялась в августе 1973 года. Это был самый триумфальный год в биографии Тихонова.
Гонорар за роль по нынешним меркам оказался довольно скромным: всего 5500 советских рублей. Забегая наперед, скажем, что сам Вячеслав Тихонов не очень радовался своему успеху в этой ленте, ведь для многих теперь он был «Штирлицем», и никем иным. А выпуск весной 2009 года цветной версии фильма 81-летний артист воспринял резко негативно, ведь Лиознова изначально задумала снимать ленту черно-белой. Вячеслав Тихонов в фильме «По улицам комод водили» Но творческий путь артиста, несмотря на успехи и триумфы, был отнюдь не усеян розами: яркие внешние данные, которые, казалось бы, в актерской сфере деятельности должны были стать огромным плюсом, у Тихонова перешли в разряд минусов.
Горького — и это ознаменовало его окончательный разворот от театра в сторону кинокарьеры. Комедийная роль простого деревенского парня в кинофильме «Дело было в Пенькове» 1958 обеспечила Тихонову узнаваемость и популярность, хотя статная внешность Вячеслава Васильевича плохо вязалась с образом незадачливого тракториста.
Вячеслав Тихонов в фильме «Дело было в Пенькове» Однако Тихонов не захотел стать заложником ни исключительно героических, ни исключительно комедийных ролей. К семидесятым Вячеслав Васильевич все чаще предстает в образе русского интеллигента — это и учитель истории в «Доживем до понедельника», и Андрей Болконский в «Войне и мире», и хозяин преданной собаки в «Белом Биме…», и, конечно, легендарный Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны». Вячеслав Тихонов в фильме «Война и мир» Интересно: Леонид Куравлёв: биография, личная жизнь, роли в кино «Семнадцать мгновений весны» Телесериал, выходивший на экраны в августе 1973 года, стал одним из самых успешных творческих проектов в биографии и жизни Вячеслава Тихонова — любые фото актера до сих пор стойко ассоциируются с личной историей обаятельного Штирлица. А ведь могло оказаться и так, что фильм не вышел бы в прокат. Мнение нашло поддержку у военачальников — в самом деле, не одни же шпионы да разведчики одержали победу в великой войне. Вячеслав Тихонов в роли Штирлица Судьбу киноленты спас Юрий Андропов, заявив, что «весь советский народ и не служил в аппарате Шелленберга».
Однако в фильм все же пришлось добавить несколько сцен из документальной хроники — и «Семнадцать мгновений…» начали свое блестящие шествие по всему Союзу. Видео, на которых Тихонов изображает моменты раздумий и принятия критических решений своего героя, до сих пор считаются эталонными кадрами отечественного и мирового кино. Вячеслав Тихонов в фильме «Семнадцать мгновений весны» Интересно: Олег Табаков: биография Личная жизнь Личная жизнь Вячеслава Тихонова волновала его поклонников, кажется, сильнее других фактов его биографии. Роман первого красавца Советского Союза с Нонной Мордюковой обсуждала вся страна. Впервые они встретились на съемках «Молодой гвардии» в 1947 году. Нонна была старше своего партнера на три года, и поначалу Вячеслав Васильевич не обращал внимания на знойную, страстную красавицу.
Однако Мордюкова не привыкла оставаться незамеченной, и вскоре вскружила голову молодому студенту.
А Штирлица попросили остаться
- Не пропустите самое важное
- Вячеслав Васильевич Тихонов
- Сложный брак длиной в 13 лет: История любви Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова
- Больше, чем Штирлиц: как Вячеслав Тихонов стал легендой советского кино
«Жена и дочь сделали меня несчастным» Непростая жизнь великого Вячеслава Тихонова
Вячеслав Тихонов десять лет скромно служил в Театре-студии киноактера. Актерский союз продлился 13 лет — в 1963 году Мордюкова и Тихонов расстались На фото кадр из фильма «Война и мир» 1965 , где Вячеслав Тихонов исполнил роль Андрея Болконского Фото: Фотоархив журнала «Огонек» Хотя для миллионов людей актер Вячеслав Тихонов неотделим от Исаева-Штирлица, он ни в коем случае не был заложником одной роли в «Семнадцати мгновениях весны» 1973, кадр на фото Татьяны Лиозновой. Сам Вячеслав Тихонов говорил, что старался «убрать из-под Штирлица пьедестал, котурны, суперменство, которое так и лезло изо всех фильмов про разведчиков». Благодаря его минималистской актерской работе, сведенной на экране к игре нюансов — пробежавшей по лицу тени смертельной усталости, быстро подавленному дрожанию пальцев, «Мгновения» стали революционным жанровым прорывом.
Этот фильм дал ему творческий импульс, однако, в отличие от большинства актёров, снимавшихся в ролях молодогвардейцев, он почти 10 лет не получал в кино интересных ролей [9]. Режиссёры использовали главным образом его эффектные внешние данные, не стремясь выявить актёрский потенциал. За эти годы он смог заявить о своём даровании лишь работой в Театре-студии киноактёра , сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо» 1956 , поставленном Эрастом Гариным по одноимённой пьесе Евгения Шварца. Это была первая постановка данного произведения драматурга, и Тихонов стал первым исполнителем роли Медведя, в которой позднее уже на киноэкранах блеснули Олег Видов в фильме Эраста Гарина в 1964 году и Александр Абдулов в картине Марка Захарова в 1978 году. В 1957 году стал актёром киностудии имени М. В этом же году на киноэкраны вышел фильм Станислава Ростоцкого « Дело было в Пенькове », сыграв роль тракториста Матвея Морозова.
Эта роль принесла актёру зрительское признание [7]. В фильме режиссёра Виктора Ивченко « Ч. Расцвет карьеры[ править править код ] После этих картин в него поверили режиссёры, и за короткий срок ему был предложен ряд значительных, разноплановых ролей в фильмах Михаила Швейцера « Мичман Панин » 1960 , Леонида Лукова « Две жизни » 1961 и Самсона Самсонова « Оптимистическая трагедия » 1963. В фильме Евгения Ташкова « Жажда » 1959 впервые сыграл советского разведчика, заброшенного в немецкий тыл во время войны. Крайне успешным стало сотрудничество Тихонова и Станислава Ростоцкого. Вслед за «Дело было в Пенькове» 1957 исполнил роли в фильмах « Майские звёзды » 1959 и « На семи ветрах » 1962. В 1968 году актёр с удивительной достоверностью сыграл учителя Мельникова в фильме « Доживём до понедельника ». Скромный, честный, порядочный учитель истории покорил зрительскую аудиторию. В 1977 году снялся в главной роли в гуманистической картине о сострадании и человеческой жестокости по отношению к ближним и братьям нашим меньшим — « Белый Бим Чёрное ухо ».
А в 1979 году Ростоцкий посвятил своему другу документальный фильм « Профессия — киноактёр ». Во второй половине 1960-х годов сыграл Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука « Война и мир » 1967 , что стало большим шагом к вершинам актёрского мастерства. Роль потребовала от актёра полной самоотдачи, и он, подобно всем участникам съёмок, работал с неимоверным напряжением сил [7].
Смерть единственного сына Судьба единственного сына Владимира оказалась трагической: не заладилась его личная жизнь и актерская карьера. Он прожил всего около сорока лет 1950- 1990 годы. К сорока годам он успел перенести два инсульта. Врач тогда предупредил, что третий может быть смертельным.
Умер он от острой сердечной недостаточности ишемическая болезнь , вызванной многолетним злоупотреблением алкоголя и наркотиков. Потеря любимого сына стала самой большой трагедией в жизни родителей. Володя еще с детства решил быть актером. Успешно окончил театральное училище. На экране Тихонов-младший выглядел сильным и красивым молодым человеком, он играл только положительных героев. Но в жизни все было иначе. Еще в 18 лет Володя пристрастился к наркотикам, когда его мать четыре месяца снималась в фильме «Комиссар».
Он был веселый и виноватый. Признался в том, что Сашка Берлога принес пиво и «колеса» таблетки … Пылко заверил меня, что это больше не повторится. Я поверила. Хотела поверить — и поверила…» Но все повторилось. И даже две женитьбы и рождение детей не смогли вытащить Володю из наркотического и алкогольного омута. Накануне смерти сына, мать спросила его: — Чем тебе помочь, детка моя? Потерпим… Бывают же промежутки… — Больше не будет, мама.
Выхода нет… А наутро Владимира Тихонова не стало… На дворе стоял теплый апрель 1990 года, девять дней после смерти Владимира. Но жизнь этой сильной женщины потеряла всякий смысл — Нонна Мордюкова похоронила единственного сына. И теперь закрылась в квартире, в которой жила с ним последние шесть лет. Это был отец ее умершего сына — Вячеслав Тихонов… Она произнесла: «Здравствуй! Я его похоронила. А ты все не приходил…» Она закрыла лицо руками и разрыдалась… Как-то после гибели Владимира Тихонова, спустя несколько лет, Владислав Листьев в программе «Тема» очень осторожно спросил Нонну Мордюкову: «Если бы я сам не потерял ребенка, я бы никогда не решился задать вам этот вопрос…. Но как вы пережили боль от гибели Володи?
Боль до сих пор в сердце свербит. Будто в него кол вбили. Боль не рассасывается, не расходится». До самой своей кончины Вячеслав Тихонов скорбел о своем погибшем сыне и винил себя в трагической гибели Владимира. Он почти не покидал своего загородного дома. На вопросы друзей «как дела? Доживаю свой век… Единственным местом, куда Тихонов изредка выезжал, была могила сына Володи на Кунцевском кладбище.
Прошло уже двадцать лет со дня его смерти, но отец до самой своей смерти корил себя за то, что не уберег сына. И мечтал обрести покой рядом с Володей. Возможно, развод родителей повлиял на психику ребенка. Для тринадцатилетнего подростка развод стал драмой, он искал утешения в дворовых компаниях. А нашел беду… Владимир Тихонов прожил всего сорок лет. По воспоминаниям первой жены Владимира Тихонова — актрисы Натальи Варлей, он с детства тяготился тем, что был сыном знаменитых родителей. С горечью говорил, что стал заложником их славы.
Володя хотел стать юристом, но, уступив настояниям матери, поступил в Щукинское училище. Он действительно был талантлив, друзья ему прочили славу, не меньшую, чем у отца. Владимир успел сняться только в семи фильмах. В двух сыграл вместе со своей именитой мамой. Фильм «Русское поле» стал для него пророческим. Владимир играл в нем сына, а Нонна Викторовна — мать. Так получилось, что по сценарию мама хоронит сына.
Актеры не любят играть смерть — считают плохой приметой. Но Нонна Викторовна никогда и мысли не допускала, что переживет своего единственного сыночка, что та роковая сцена воплотится в реальности. Врачи констатировали смерть от сердечной недостаточности. После гибели сына Нонна Викторовна и Вячеслав Васильевич практически перестали общаться. На могиле их сына стоит скромный серый памятник. На нем — черно-белая фотография Владимира. Под этим камнем Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов похоронили свою любовь.
Отец гордился всеми успехами своего взрослого сына. Они вместе снялись в документальном фильме «Профессия — киноактер». В нем Володя сыграл сам себя — он говорил о любви к отцу. С годами старший и младший Тихоновы становились все ближе друг к другу. Ранний уход сына стал страшным ударом для Вячеслава Васильевича. И Вячеслав Васильевич переживал, что после развода сыну не хватило отцовского пригляда… Они простили друг друга, спустя 45 лет » У нас нет причин общаться, — говорила спустя много лет Нонна Викторовна. А так что же?
У него забот очень много, он общественную жизнь ведет… Ну, поговорили как-то по телефону. Можно было еще и еще говорить. Но тогда надо сесть, с чайком или с каким-то винцом хорошим. И тогда уже поговорить в полную силу о нашей жизни… Обида осталась на всю жизнь у меня — никогда, ни разочка он меня с днем рождения не поздравил. Бывало, солнце уже садится, а я все жду, что вспомнит…» Дождалась лишь через 50 лет, когда Тихонов на всю страну по телевизору поздравил Нонну Викторовну с 80-летием и попросил у нее прощения : «Нонна, я виноват, что перепутал твою жизнь. Прости… Я хорошо к тебе отношусь, и все пустяки» Нонна Викторовна тоже простила и поздравила с 80-летним юбилеем Вячеслава Тихонова. И тоже тебя, Славочка, прощаю за все, чем была недовольна.
Ты один у меня родной мужчина. И был, и есть…» А до этого позвонила ему из больницы ЦКБ. Тихонов — в терапевтическом отделении, его супруга — в травматологическом, а Нонна Мордюкова — в психиатрическом. Чету Тихоновых регулярно навещали дочь и зять, а к Нонне Викторовне приходили ее сестры. Они лежали в соседних палатах, но Тихонов выписался за два дня до Мордюковой. Она позвонила и сказала: «Славочка, дорогой, я тебя очень уважаю и посылаю тебе большой привет и спасибо, что ты вспомнил обо мне. Я тоже твою жизнь запутала, дорогой, не обращай внимания на то, что было, — что было, то уплыло.
Все равно ты был первым, ты и последним остался для меня». Поздравила, что родилась у него двойня — внуки его. Давно, правда. Все как-то по-теплому говорили. Очень целую тебя в щечку». Он лишь скромно ответил : «Спасибо». Нона Мордюкова вспоминала: «У меня , как будто камень с души упал.
Но ему-то я не стала говорить об этом. Хоть и положили мы трубки, но не конец же всему. Я каждый день о нем вспоминаю. Как мы учились, как впервые на свидание пошли. Воспоминания… От них никуда не денешься. Все это меня согревает. Потому что это детство и юность.
Все же у нас со Славой была семья. Больше у меня уже не состоялось семьи. Я каждый день его вспоминаю и благодарю в душе. А потом я ему еще написала письмецо. Маленькое такое: «Слава, была очередь большая, никак не соединяли с тобой. Так я решила написать… Что было, то было, а осталось только хорошее. А плохое не хочется вспоминать, оно у каждого бывает».
Из интервью Ноны Мордюковой — Со своим первым мужем Вячеславом Тихоновым вы вместе учились и прожили с ним потом 13 лет. По вашим словам, это замужество не принесло вам радости, вам с Вячеславом Васильевичем было скучно, а вы его, если честно, любили? С тех пор много воды утекло, он удачно женился на Тамаре Ивановне — она на 17 лет моложе и такая хозяйственная… Слава всегда хотел девочку, вот она и родила ему Анечку — красавицу, умницу, а у нас с ним не получилось: домой никогда не хотелось идти ни ему, ни мне. Мы разные люди: я — казачка, яркая, боевая, а он тихий павловопосадский мальчик. Как бы вам объяснить… В молодости Тихонов был какой-то, в хорошем смысле, неприспособленный к жизни. Жили тяжко, копейки считали, перед зарплатой я ноги сбивала по этажам — искала, у кого одолжить червонец… Ну и кинулась выступать, когда эта лавочка открылась, в школах, в комсомольских организациях… Ни от чего не отказывалась, тем более что это было полезно для нашей страны в духовном плане. Платили немного — дадут четыре рубля и еще 20 копеек положат, но я эти гроши хотя бы домой приносила, а Вячеслав, как ему казалось тогда, свою чистоту оберегал.
Он говорил мне, что получать деньги за искусство неэтично, не духовно. Поймите, я же не против кино, серьезных ролей, но, если их нет и закон позволяет, почему не выступить где-то от общества «Знание»? В этом я, наверное, больше на мужчину была похожа: ради своей семьи что есть мочи старалась, тянула воз, а Тихонов нет… Слава — человек нежный, хороший, даже, можно сказать, прекрасный, но у него был один недостаток — он меня не любил…. Бывало, приду домой, лягу спать и думаю: «Вот бы сшить ему куртку из черного вельвета на молнии — как бы ему шло! Тогда, в послевоенные годы, все было, как вы понимаете, в дефиците, но я через знакомых купила-таки отрез. Мы к портнихе, а тетка уперлась: «Мужчинам не шью». Еле-еле ее умолила, сама нарисовала фасон… Куртку она справила, но воротник к ней женский приладила — даже фотография осталась… Легко сказать: первый мужчина, первая женщина, да только бывает, как я сейчас понимаю, что и четвертая, а такая хорошая семья сковывается… У нас же все было по правилам сделано, но… Не вышло, и никто в этом не виноват: друг другу не подходили, а сравнить было не с чем ни мне, ни ему… Он же всю жизнь молчал, как тот Штирлиц.
Слава Штирлиц и есть, только в кино это человек-кремень, а в жизни — человек-природа. Любит собирать грибы, ромашки, копаться в земле, картошку сажать, разводить голубей… Часами мог сидеть за столом, покрытым клеенкой, и пить чай из самовара… — Тихонов был очень красивым мужчиной, по нему сохло все женское население СССР.
Вячеслав Васильевич тоже винил себя, но ни разу он не позволил себе сказать ни единого плохого слова о своей первой жене и не комментировал их личную жизнь. Актеры не общались целых пятьдесят лет.
Даже у постели своего умирающего сына они не сказали друг другу ни слова. Зато спустя еще десяток лет, уже в преклонном возрасте, телевизионщики, снимавшие биографический фильм про Мордюкову, спросили ее, не хочет ли она позвонить бывшему мужу. Та сказала, что давно бы позвонила, да только телефона нет. Разумеется, телефон нашелся сразу.
Они сказали друг другу буквально пару слов, простили друг друга. В тот год Нонна Мордюкова ушла из жизни. Наибольшую известность Вячеславу, конечно, принес 12-серийный фильм «Семнадцать мгновений весны», где он сыграл советского разведчика Исаева-Штирлица. Режиссер Татьяна Лиознова работала над лентой три года, и результат превзошел все ожидания.
С другой стороны, несмотря на положительный образ главного персонажа, сам актер старался не говорить о нем, а анекдоты о своем герое артист и вовсе ненавидел, да и вообще Штирлица ролью своей жизни не считал, говорил, что для него это была обычная работа. Ему надо было только «убрать из-под Штирлица пьедестал, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков». В 1967 году 40-летний Вячеслав Тихонов встретил женщину, которая его понимала, и прожил с ней до самой смерти. Преподаватель французского языка по имени Тамара помогала ему с переводом текста при озвучивании фильма «Мужчина и женщина».
Тамара была полной противоположностью Нонны — молчаливая и сдержанная, как и сам Вячеслав. Впрочем, она была ревнива и нередко устраивала сцены своему известному супругу. Чтобы избежать разбирательств с возлюбленной, Тихонов стал меньше сниматься, а под конец жизни и вовсе уехал на дачу в Подмосковье и зажил отшельником. В итоге Вячеслав Васильевич и Тамара Ивановна прожили вместе более 40 лет, в браке родилась дочь Анна, ставшая актрисой и продюсером.
Дочку знаменитый артист обожал, баловал, носил на руках. И дедом он был прекрасным, обожал своих внуков, близнецов Вячеслава и Георгия.
Тихонов Вячеслав Васильевич
Вторая жена и дочь Вячеслава Тихонова сделали его в старости несчастным отшельником | Вячеслав Тихонов – известный советский и российский актер театра и кино. |
Артист Вячеслав Тихонов: от медведя до Брежнева | Правда легендарного Вячеслава Тихонова. |