Космонавты СССР на Луне, пропавшие космонавты СССР, первый советский космонавт в плену у Пекина и другие любопытные версии. 50 лет назад советская автоматическая межпланетная станция «Луна-21» доставила на поверхность естественного спутника Земли второй управляемый самоходный аппарат — «Луноход-2».
45 лет назад советская станция последний раз села на Луну
Расстелили лист алюминиевой фольги для обнаружения следов "благородных газов" — гелия, аргона, неона, провели другие научные эксперименты. Их мужество вызывает восхищение. Командир корабля "Аполлон-11" Нил Армстронг, голубоглазый, с юношеской прической и застенчивой улыбкой, по свидетельству всех, кто знает его, обладает завидным хладнокровием, выдержкой и быстротой реакции. Этот молчаливый и несколько на вид флегматичный гражданский летчик-испытатель уже дважды за время пребывания в отряде космонавтов успешно выходил, из весьма опасных положений. В марте 1966 года ему удалось предотвратить катастрофу космического корабля "Джеминай-8", которым он командовал. Произошло это во время попытки стыковать корабль с одной из ступеней ракеты-носителя. Полет тогда пришлось прервать, и Армстронг благополучно посадил "Джемини-8" в водах Тихого океана. В прошлом году Армстронг совершал полет в тренажере. Неожиданно он начал вращаться и падать.
Армстронг успел выброситься с парашютом. Он уроженец маленького городка Вапаконета в штате Огайо около 7 тысяч жителей. В 16 лет, еще до того, как он научился управлять автомобилем, Нил Армстронг получил права на управление самолетом. Чтобы иметь возможность платить за обучение в частном аэроклубе 9 долларов в час, Нейл работал рассыльным в аптеке. С тех пор он на всю жизнь связал себя с воздухом, а затем с космосом. Про Эдвина Олдрина говорят, что его мозг подобен электронно-вычислительной машине. Перед тем, как стать космонавтом, Олдрин успешно закончил известный в США Массачусетский технологический институт и защитил диссертацию, темой которой были вопросы стыковки кораблей в космосе. В ноябре 1966 года он был членом экипажа космического корабля "Джемини-12", выходил из корабля в открытый космос.
Майкл Коллинз, общительный и веселый человек, тоже не новичок в космосе. Он пилотировал космический корабль "Джемини-10", который совершил 43 витка вокруг Земли в июле 1966 года. Коллинз должен был лететь вместе с Борманом на "Аполлоне-8" в декабре прошлого года, но заболел и был заменен. Он перенес две серьезные операции позвоночника и благодаря силе воли вернулся в семью космонавтов. Когда читаешь о них в здешних журналах, видишь кинофильм, сделанный о них, замечаешь, что эти люди очень похожи на советских космонавтов. Они так же просты, общительны. Они так же мужественны и преданы своему делу — завоеванию космоса. Сейчас, космонавты отдыхают внутри лунной кабины.
Завтра — не менее напряженный день. Также на последней полосе в «Правде» под заголовком «Первая лунная экспедиция» было опубликовано интервью геохимика А. Виноградова корреспонденту газеты. Кроме того, были напечатаны поздравительные заявления советских официальных лиц, учёных и космонавтов в адрес американцев. Он заявил: «"Земляне на Луне". Под таким заголовком "Правда" сообщила в прошлый вторник о блестящем прилунении американских космонавтов. И особенно хорошо то, что редакция "Правды" назвала американских космонавтов "землянами", то есть, представила их не как граждан государства, с которым у Советского Союза, выражаясь мягко, свои особые счеты, а как сограждан по планете Земля. Вряд ли меня можно будет упрекнуть в излишней язвительности, если я выражу предположение, что высадись первыми на Луне не американские, а советские космонавты, то "Правда" вряд ли назвала бы их "землянами"».
Хорошую характеристику советским публикациям о лунной экспедиции дал соратник С. Королёва, советский космический конструктор В.
Важнейшие научные достижения «Луны-2»: прямое измерение солнечного ветра; превышение аппаратом второй космической скорости. Попадание АМС на спутник подтвердилось прекращением радиосвязи с аппаратом и наблюдениями с советских и иностранных обсерваторий, которые сфотографировали пылевое облако над местом падения. Перед запуском «Луна-2» была оснащена двумя шарообразными вымпелами с гербами, пятиконечными звездами и надписями «СССР». Внутри полых шаров были десятки специальных сегментов с советской символикой и заряд взрывчатки — предполагалось, что вымпелы взорвутся при столкновении с поверхностью Луны и опознавательные знаки останутся на ней для будущих астронавтов.
Отдельный вымпел был подготовлен на случай удачной посадки — из-за неудачных попыток их пришлось изготовить в пяти вариантах для разных дат старта. В итоге один из них действительно был доставлен на Луну в память о достижении. Сколько раз в СССР пытались высадиться на Луну Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную. При этом из-за конкуренции между различными конструкторскими бюро проекты с аналогичными целями разрабатывались одновременно в двух или даже трех из них. Например, различные варианты лунного корабля пытались создать в КБ имени С. Королева и КБ имени В.
Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну создавался в Конструкторских бюро Королева, Челомея и М. Эффективности общим целям это не добавляло — напротив, приводило к перерасходу сил и ресурсов. Запуски советских автоматических межпланетных станций серии «Луна» проводились с 1958 по 1976 годы с космодрома «Байконур» в Казахстане.
Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень.
Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле. Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов. Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т. Будущая ракета получила обозначение Н-1.
При этом, в конкурирующих КБ Королёва и Челомея велось создание и своих кораблей и посадочных модулей для полёта на Луну. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин т. Проблемы с Н-1 начались ещё на чёртёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне.
В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса. Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка.
На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5! Крайне неудачной была и конструкция топливных баков.
Советскому руководству только через несколько месяцев удалось добиться от китайцев возвращения космонавта, но история приняла такой оборот, что Ильюшина решили засекретить, а космонавтом назначить Юрия Гагарина, в действительности не бывавшего в космосе. Гагарин якобы очень тяготился этим и хотел рассказать миру правду, но его убили, подстроив авиакатастрофу. В качестве подтверждения своей версии авторы указывали на тот факт, что Ильюшин на костылях был принят в Кремле и награждён звездой Героя Советского Союза. История, бесспорно, получилась интересной и захватывающей. В жизни всё было куда прозаичнее. Лётчик-испытатель ОКБ Сухого Владимир Ильюшин в 1960 году действительно был награждён званием Героя Союза, действительно передвигался при помощи костылей и действительно некоторое время провёл в Китае. Однако награждён он был за работу лётчика-испытателя, награду он принимал после тяжёлой автокатастрофы, в которой получил травму обеих ног, и после лечения в Москве действительно провёл некоторое время в Китае, где проходил реабилитацию. Он никогда не входил в состав отряда космонавтов, хотя в настоящее время известны все его члены, включая тех, кто по различным причинам не побывал в космосе. Гагарин погиб на Луне Это значительно более поздняя и откровенно маргинальная теория, строящаяся на огромном числе умозрительных предположений. Она заключается в следующем. СССР стремился во что бы то ни стало взять верх и в лунной гонке, для чего в спешке отрабатывалась лунная программа. Хорошо известно, что Гагарин очень хотел снова побывать в космосе и уговорил руководство позволить ему принять участие в лунной программе. Однако программа была ещё не обкатана, поскольку готовилась поспешно. Тем не менее желание обогнать американцев было столь велико, что было решено пойти на риск и отправить Гагарина на Луну в начале марта 1968 года на аппарате "Зонд-4". При возвращении на Землю корабль также сбился с пути и совершил неудачное приземление в Гвинейском заливе. Гагарин погиб 9 марта. Все люди, которые видели его в промежутке между 9 марта и 27 марта, на самом деле видели специально подобранного двойника, чтобы скрыть неудачный полёт на Луну. А, чтобы обман не был раскрыт, 27 марта была инсценирована гибель Гагарина в авиакатастрофе. Легенда базируется на откровенно слабых аргументах: Гагарин хотел лететь в космос, Гагарин был на космодроме в день запуска "Зонда-4", Гагарин был капитаном отряда советских космонавтов. Всё остальное — домыслы и вымыслы. Он готовился к полёту и был назначен дублёром космонавта Комарова. Однако "Союз" ещё был сырым и недоработанным, произошла катастрофа, Комаров погиб. После этого руководство и слышать не хотело о полётах Гагарина, боясь потерять живой символ советской космической победы. Гагарин был на космодроме, как и другие космонавты, наблюдавшие за запусками аппаратов. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года. Однако полёт так и не состоялся в связи с ненадёжностью техники. Были серьёзные проблемы как с ракетой-носителем, грешившей неполадками, так и с системой навигации. Вследствие неудачных запусков пилотируемый полёт был перенесён из-за практически гарантированной гибели космонавта. Первый удачный запуск был осуществлён лишь в августе 1969 года, через две недели после высадки американцев на спутник Земли. Кроме того, стоит отметить, что Гагарин не входил в число космонавтов лунного отряда. Первыми должны были лететь Быковский и Рукавишников, которые не совершали бы высадки на Луне, а просто облетели её и вернулись.
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Поскольку вход в атмосферу выполнялся под значительным углом при скорости, близкой ко второй космической, пиковые перегрузки превышали 300 единиц! Внутри возвращаемого аппарата размещалась парашютная система сверху , капсула с образцами грунта в середине; колонковое сверло заводилось в нее на Луне через боковой люк и оборудование, включая аккумуляторы и передатчики снизу. Центр тяжести аппарата лежал ниже геометрического центра, чтобы сфера аэродинамически стабилизировалась при полете в земной атмосфере. При прохождении зоны максимального скоростного напора на 52-й секунде полета отломились узлы крепления створок головного обтекателя как потом оказалось, их расчет на прочность был выполнен с ошибкой , что привело к разрушению и взрыву ракеты-носителя и потере аппарата.
Поскольку перед выполнением первой американской попытки высадки астронавтов на Луну приоритет в советской программе перешел от лунохода к станции для доставки лунного грунта на Землю, в следующем пуске, который состоялся 14 июня 1969 года, стартовала первая E-8-5. Из-за ошибки в схемах не прошли команды от системы управления на подготовку и запуск двигательной установки разгонного блока «Д», который должен был обеспечить довыведение на промежуточную орбиту. Совершив короткий баллистический полет, головной блок со станцией вошел в атмосферу и разрушился.
Компоновка возвращаемого спасаемого аппарата станций типа E-8-5. Лавочкина Менее чем через месяц, 13 июля, «пятисотка» не подвела и вместе с блоком «Д» вывела на траекторию полета вторую станцию E-8-5, которая получила в советских СМИ официальное наименование «Луна-15». Существовала вероятность, что «луночерпалка» выполнит задачу и привезет на Землю вожделенный лунный камень раньше, чем это сделают в случае успеха опять-таки американские астронавты.
Советские специалисты, что называется, «застыли в предвкушении»: «Луна-15» успешно вышла на окололунную орбиту, скорректировала ее и пошла на посадку. Но 21 июля связь с ней была потеряна. Произошло это за два часа до взлета модуля Eagle с лунной поверхности, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин заканчивали программу первой высадки на Луну и готовились встретиться с Майклом Коллинзом, который ждал их на селеноцентрической орбите.
Причиной аварии могло быть столкновение станции с горой из-за плохо изученных особенностей поля тяготения нашего естественного спутника и наличия «масконов» от mass concentration — «концентрация массы» — локальных изменений плотности литосферы Луны, способных вызвать гравитационные аномалии и возмущения траектории движения ее искусственных спутников: как вспоминает М. Маров, на момент подачи команды запуска двигателя на спуск «Луна-15» ушла далеко в сторону от расчетной траектории. Исторический шанс доставить лунный грунт хотя бы одновременно — или почти одновременно — с Америкой был, увы, упущен… 23 сентября в полет отправилась третья станция E-8-5.
К сожалению, она осталась на околоземной орбите: после первого включения двигателя блока «Д» не закрылся клапан в линии подачи жидкого кислорода, и весь окислитель, предназначенный для второго включения, был потерян. Объект получил название «Космос-300» и спустя четыре дня сгорел в плотных слоях атмосферы Земли... На фото — потомок этой ракеты «Протон-М».
Фото Роскосмоса 22 октября была запущена четвертая станция E-8-5. Она успешно вышла на околоземную орбиту, но из-за неправильной работы радиокомплекса к моменту второго включения блок «Д» был неверно сориентирован в пространстве. В результате его двигатель выдал разгонный импульс не туда, и станция вместо выхода на траекторию полета к Луне вошла в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана.
За свою короткую орбитальную жизнь объект получил название «Космос-305». До промежуточной околоземной орбиты она не добралась — подвела «пятисотка»: после разделения первой и второй ступеней из-за отказа сигнализатора давления в камере сгорания одного из четырех двигателей прошла команда на отключение всей двигательной установки… На «разбор полетов» ушло семь месяцев. Через 70 минут полета, над южной Атлантикой, по команде бортового программно-временного устройства его двигатель запустился вновь и, отработав нужное время, выключился.
Измерения показали: движение происходит по траектории, близкой к расчетной! Схема полета станции «Луна-16». Лавочкина В первые сутки полета выполнялись и анализировались внешнетраекторные измерения, обрабатывалась телеметрия, готовились исходные данные для коррекции траектории.
Согласно условиям выполнения основной задачи полета, требовалось попасть в расчетную точку пространства, отстоящую от поверхности Луны примерно на 100 км. Когда «Луна-16» приблизилась к периселению, были сброшены дополнительные топливные баки, затем запустился двигатель посадочной ступени, который погасил орбитальную скорость. Станция перешла в режим свободного падения.
Это случилось 20 сентября 1970 года в 08:18 по московскому времени. Схема окончательного участка посадки станций типа E-8. Источник: Роскомос Посадка произошла в лунную ночь: свет фонарей, падавший на предполагаемое место бурения, оказался недостаточен… Но через час после посадки был активирован бур, который за семь минут работы проник в грунт на 35 см при бурении твердых образцов на Земле он проделывал это расстояние примерно за час и… наткнулся на препятствие.
Потеряв при манипуляциях некоторое количество грунта, штанга бурового механизма поместила образцы в возвращаемый аппарат. Ступень КТ осталась на поверхности и продолжала передавать информацию о температуре и радиации на Луне. Весь путь назад наземные пункты измерения следили за драгоценным грузом, постоянно уточняя его траекторию и предсказывая место входа в атмосферу.
Перегрузки при спуске превышали 350 единиц! Надо сказать, что далеко не все причастные к советской лунной программе люди верили в успех предприятия. Например, генерал Н.
Каманин, занимавший в это время должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, высказывал скепсис относительно возможности отыскать крошечный шарик в бескрайних степях Казахстана. Николай Петрович пессимистично писал в дневнике накануне: «Парашют возвращаемого аппарата имеет площадь всего 10 квадратных метров — визуально обнаружить «Луну-16» в случае отказа ее радиомаяка и плохой погоды будет не проще, чем найти иголку в стоге сена. Завтрашний день может стать для службы поиска ВВС очень мрачным днем, хотя в расчетном районе посадки и обещают хорошую погоду».
Посадка возвращаемого спасаемого аппарата станции «Луна-16».
Королева и КБ имени В. Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну создавался в Конструкторских бюро Королева, Челомея и М. Эффективности общим целям это не добавляло — напротив, приводило к перерасходу сил и ресурсов.
Запуски советских автоматических межпланетных станций серии «Луна» проводились с 1958 по 1976 годы с космодрома «Байконур» в Казахстане. Всего было 33 старта, из которых 16 прошли успешно, а 17 были неудачными. Однако в 1977 году программу «Луна» свернули. Последний, 34-й запуск с «Луноходом-3» на борту, был отменен.
Решение было принято по ряду причин, включая финансовые и технические сложности. Тем не менее серия «Луна» оставила свой след в истории космических исследований. В ее честь в 2023 году Международным астрономическим союзом была названа линия на поверхности Плутона — Luna Linea. Главные успехи советской лунной программы В 1959 году автоматическая станция «Луна-3» облетела спутник и отправила на Землю первое в истории фото обратной стороны Луны В 1966 году станции «Луна-10» удалось стать первым искусственным спутником Луны.
Это были растения, бактерии, мухи-дрозофилы и две черепахи. В 1970 году станция «Луна-17» доставила на спутник «Луноход-1» — первую автоматическую самоходную лабораторию, которой управляли с Земли.
По своим возможностям она соответствовала или же несколько уступала «американцу». Напомним, что «Сатурн-5» выполнил за свою недолгую жизнь тринадцать стартов: все успешные. В свою очередь, абсолютно все запуски Н-1 закончились провалом. Катастрофы случались еще на этапе работы первых ступеней. После четвертой неудачи от Н-1 отказались совсем. В чем же причина столь ужасного результата?
Главная из них крылась в том, что СССР не имел тех технологических и финансовых возможностей, что имели Штаты. Из-за недостатка средств наземные стенды для динамических и огневых испытаний носителя или первой ступени в сборе просто не строили. Если ракета-носитель относится к более низкому классу, такой подход еще можно простить. Но вот при разработке сверхтяжелой ракеты-носителя, да еще и настолько инновационной, провал был вполне прогнозируемым. Видимо, напуганное перспективой утраты лидерства в космической сфере, советское руководство этого не понимало. Или не хотело понимать. В любом случае, оно заплатило дорогую цену: миллиарды советских рублей были потрачены почти впустую. Тесно, опасно, не нужно Предположим, СССР все же получил «сверхтяж» с нужными характеристиками в начала 70-х.
Главный вопрос можно сформулировать просто: зачем она нужна? Однако была другая проблема, и для самих советских космонавтов она была бы куда более важной, чем социалистический престиж.
В 1965 году по инициативе Королева работа была передана в ведение КБ им. Лавочкина ранее ей занималось ОКБ-1. Станция имела телевизионную систему, обеспечивающую возможность кругового обзора с передачей изображения лунного ландшафта на Землю. Масса станции после выведения на траекторию полета к Луне составляла 1583 кг. Снимки из советских и зарубежных газет по поводу посадки «Луны-9» коллаж Любопытные сведения приводятся в рассекреченных архивных документах, которые Роскосмос выложил на своем официальном сайте по случаю 55-летия миссии «Луны-9». Так, в справке по объекту Е-6 от 8 апреля 1965 года сообщается ориентировочная стоимость запуска — 6070 тыс. В аналогичном документе от 23 июля 1965 года перечисляются основные задачи пуска: это экспериментальная проверка возможности осуществления мягкой посадки АЛС на поверхности Луны, передача на Землю ТВ-изображения рельефа поверхности, проверка принципов ориентации космических объектов.
Москвичи знакомятся с сообщением об успешном прилунении советской космической станции «Луна-9», 4 ноября 1966 года А в протоколе совместного совещания 1 и 3 главных управлений Министерства общего машиностроения по рассмотрению состояния работ по объекту Е-6М и ракет-носителей 8К78-Е6 отмечалось, что работы ведутся с отставанием от установленных приказом сроков. Карта участка Луны, на котором совершила мягкую посадку станция «Луна-9». Запуск «Луны-9» состоялся 31 января 1966 года с космодрома Байконур и был приурочен к наступлению лунного утра в районе Океана Бурь. В ходе полета была проведена коррекция траектории. Новые сеансы измерений с наземных пунктов подтвердили высокую точность коррекции. Вечером 1 февраля была включена двигательная установка. Управление полетом и посадкой «Луны-9» производилось из симферопольского центра НИП-10. Летчики-космонавты СССР Алексей Леонов и Юрий Гагарин на фото слева на пресс-конференции, посвященной осуществлению мягкой посадки на Луну советской автоматической станции «Луна-9», 14 февраля 1966 года При подлете к Луне начались операции по подготовке станции к посадке. Для осуществления торможения необходимо было ориентировать станцию так, чтобы двигатель был направлен соплом на Луну.
Бонусы СССР от США за молчание о лунном фейке
Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Если по каким-либо причинам высадка на Луне в июле не состоится, то мы предпримем ещё две попытки – в сентябре и декабре. Помимо высадки на Луну Соединенные Штаты опередили Советский Союз еще один раз. Программы Советского Союза по высадке людей на Луну.
Почему космонавты СССР не побывали на Луне
У СССР оставался еще шанс обойти США с первой высадкой человека на поверхность Луны. СССР сразу пытался работать над отправлением экипажа на Луну, создав сверхтяжелую ракету-носитель с нуля, еще и быстро. Высадка на Луну — одно из самых впечатляющих достижений человечества за всю его историю. Главная» Новости» Высадка на луну ссср.
Высадка на Луну не была подстроена
Однако, впервые Луны достиг советский космический корабль «Луна-2» 13 сентября 1959 года, то есть советские космические аппараты оказались на Луне на 10 лет раньше высадки американских космонавтов на спутник Земли. «Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку. 3 апреля 1966 года мир облетела новость – СССР вывел на орбиту Луны первый искусственный спутник. Советский Союз первым вывел на космическую орбиту спутник, первым вывел на орбиту животных и смог их вернуть обратно на Землю. Новую российскую лунную миссию назвали «Луна-25», чтобы продемонстрировать преемственность советской программы: последняя экспедиция к Луне называлась «Луна-24», и тогда, в августе 1976 года, она завершилась успехом.
Учёный ответ | Была ли в СССР прямая трансляция высадки американцев на Луну?
Задача мягкой посадки на Луну была успешно решена 3 февраля 1966 года, когда в Океане Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий впервые успешно прилунилась советская автоматическая станция «Луна-9». Последняя лунная миссия СССР «Луна-24» стартовала в 1976 году и доставила на Землю образцы лунного грунта. Письмо в Совет министров СССР о начале работ по подготовке к осуществлению «мягкой» посадки автоматических аппаратов на поверхность Луны. Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. Руководством СССР была поставлена задача обеспечения приоритета также и по первой в мире высадке на Луну.
Космические мифы: нулевые космонавты и Гагарин на Луне
О том, что у СССР была своя программа пилотируемых космических полётов к Луне, советские граждане, за исключением очень узкой группы посвящённых, впервые узнали только во время перестройки. У СССР оставался еще шанс обойти США с первой высадкой человека на поверхность Луны. Как Советский Союз целился в Луну Подробнее. О том, что у СССР была своя программа пилотируемых космических полётов к Луне, советские граждане, за исключением очень узкой группы посвящённых, впервые узнали только во время перестройки. «Телевизионные репортажи о первой в истории человечества высадке на Луну передавались всеми странами, кроме СССР и Китая.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне? | Аргументы и Факты | Ведь высадка астронавтов на Луну, да ещё с последующей доставкой нескольких десятков кг лунных камней действительно затмила бы успехи любого автомата. |
За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне? | Аргументы и Факты | Есть в истории шести (!) официальных высадок американцев на Луну одно странное обстоятельство. |
45 лет назад советская станция последний раз села на Луну - | "Высадка Армстронга и Олдрина на Луну явилась началом реализации освоения Луны. |
"Лунная гонка" СССР и США | Главной причиной, помешавшей советской стороне осуществить высадку человека на Луну, стали неудачи с ракетами-носителями. |
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну | Хотя американцы вошли в историю как первые люди на Луне, первую успешную посадку космического аппарата на спутник Земли осуществил СССР. |