Новости блокада ленинграда эвакуация

Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды. В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации.

В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда

Ленинград был окружен еще одним – внешним – кольцом блокады, отвлекая на себя огромное количество немецких войск. В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Более 8 тысяч жителей блокадного Ленинграда эвакуировали в Башкирскую АССР с 1942 по 1944 годы. Точное число жителей блокадного Ленинграда, погибших от голода, холода, артобстрелов и бомбардировок фашистской авиации, неизвестно.

Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения

Её определили в госпиталь в тяжёлом состоянии. Мать девочек устроилась работать на мясокомбинат, определив Валерию в детский сад, но вскоре заболела и умерла. Младшую сестру отдали в детдом и удочерили. Девочки потерялись на долгие годы. Когда Валерия повзрослела, то стала искать свою сестру, и оказалось, что та жила совсем рядом.

Позднее она всё же вернулась в город своего раннего детства, но, несмотря на расстояние, сёстры поддерживают родственные отношения.

За этими числами скрываются в первую очередь люди, совершавшие подвиги и не знавшие страха. Сложнейшее для страны время требовало самоотверженного труда на общее благо и беспримерного героизма, который, как показала история, стал в нашей стране повсеместным - и особенно сконцентрировался в пределах 30 километров ледовой дороги. В экстренном порядке и под героическим руководством военного инженера Бориса Якубовского было организовано двухполосное движение - для него же составили отдельный список правил безопасного перемещения.

Так, грузовики должны были держать стометровую дистанцию друг за другом для того, чтобы минимизировать риск ухода под лед сразу нескольких автомобилей. Ориентироваться в "ледяной пустыне" озера помогали установленные через каждые двести метров дорожные знаки, а в ночных условиях - маячные фонари. К слову, Осиновецкий маяк, расположенный на юго-западе Ладожского озера, играл ключевую роль в период работы ледовой трассы - именно по его свету 22 ноября 1941 года водители первой автоколонны в истории Дороги жизни определили пункт назначения. Тогда это побережье Ладоги контролировали советские войска и тогда же его оперативно оборудовали для приема грузов: организовали подходные фарватеры и установили причалы.

На Дороге жизни соорудили пункты обогрева и оказания первой помощи, посты технической поддержки, а позже на протяжении 30 километров через равные промежутки появились регулировщицы, в задачи которых входило обозначать для водителей правильный путь. Дорога жизни осталась в исторической памяти народа как грандиозный подвиг, позволивший сохранить бесчисленные жизни осажденных ленинградцев и отстоять северную столицу.

На узловых станциях приходили люди и разгружали эти вагоны.

Я потом у Виктора Астафьева в одном из рассказов вычитала, что он решил уйти на фронт после того, как разгрузил такой вагон в Красноярске. Он писал, что увиденное его просто уничтожило, растоптало. Прибывающие в Красноярск семьи расселяли, где могли.

Город был переполнен эвакуированными вместе с заводами рабочими, в одной комнате ютилось по 15 человек. Но для блокадников место все равно находили. Семью Долгопрудовых подселили в избу-пятистенку в пригородном поселке Березовка.

У своих детей могла кусок забрать, чтобы нам отдать. Правда, первое время никак не могла нас с братом отличить — выглядели мы примерно одинаково, как два скелета с кругами вокруг глаз. Эвакуированные прибывали в Сибирь в легкой одежде — вывозили их, как правило, еще осенью, а багажа с собой разрешали брать минимум.

К крепким морозам они были не готовы и страшно мерзли в ботинках и чулках. И красноярцы собирали им теплую одежду с миру по нитке. Одни отдавали валенки, вторые — тулуп, третьи — шаль.

Укутанные во все эти дары ленинградцы выглядели как французы во время бегства из сгоревшей Москвы. Но не закутываться во все подряд они не могли — ослабленный организм не держал тепло, руки и ноги на морозном воздухе коченели сразу. Старую одежду хозяйки забирали домой — пропаривали в банях, чтобы извести вшей, отстирывали, и лишь после этого возвращали хозяевам.

Материалы по теме Улица нашего деда Какие улицы Красноярска названы в честь героев войны? В селах и деревнях им помогали устроиться на новом месте, найти работу, обзавестись хозяйством. Ведь у приехавших не было с собой буквально ничего — ни денег, ни посуды, ни спальных принадлежностей.

Без помощи деревенских жителей они не пережили бы сибирскую зиму. Делились с блокадниками не только вещами и продуктами, но и опытом жизни в деревне. Хотя иногда общий язык найти было сложно: принципиально разный культурный багаж приводил к недопониманию и курьезным случаям.

Проект "Книга Памяти блокадного Ленинграда" является интерактивной площадкой и предусматривает для пользователей возможность самостоятельного наполнения портала личными документами для уточнения судеб участников ВОВ. Материал публикуется на коммерческих условиях. Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.

Наши сотрудники свяжутся с вами.

Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения

Переживший блокаду Ленинграда Юрий Георгиевич Смолич поделился воспоминаниями о тех событиях. В Лычково поезд подвергся бесчеловечной бомбардировке Первая волна эвакуации жителей Ленинграда началась 29 июня 1941 года. Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны.

В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города

Немало ярославцев были отходниками — исторически уходили на заработки в Санкт-Петербург, впоследствии города соединила ветка Северной железной дороги. И потому ближе к осени 1941 года самым логичным направлением эвакуации стал именно Ярославль. Ушинского Михаил Кербиков. А это Пермь, Челябинск, Вологда. Но если смотреть на статистику, наш край действительно принял максимальное количество блокадников. В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край — до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас. Те самые 600 тысяч человек — это и санобработка, и питание, и документы. Так, на станции Данилов питание значится двухразовое. В течение 1 часа раздают 300 обедов — и только за полтора месяца в Данилове было принято и накормлено более 40 тысяч человек.

С 20 июня по 11 июля 1942 года на эвакопункте станции Данилов было накормлено 46 865 человек! Историки сходятся во мнении, что точную цифру блокадников, прошедших через Ярославскую область, назвать очень сложно. Конечно, были разработаны планы — сколько людей вывозить и куда, но это военное время — обстрелы, бомбежки, пожары. Пропадали и люди, и документы — часто окончательно и безвозвратно. Затем фронт немного стабилизировался, и маленьких ленинградцев повезли обратно. Но через две недели вновь стали эвакуировать. Как формировались эшелоны? Из Прибалтики подъезжали люди в Ленинград, из Белоруссии.

Нам приходит информация, что гражданин — блокадный ленинградец, а он приехал, например, из Белоруссии. Руководитель регионального управления по делам архивов подтвердил, что сейчас в свободном доступе на сайте архива Ярославской области находятся три комплекса документов. Это эвакуационные списки, списки санобработок, даже списки по уплотнению в квартирах. Так, в Ярославле в войну было уплотнение до 5 квадратных метров на человека. До 400 детских домов было открыто вплоть до 1947 года. Частично это проходило за счет местных колхозов. К сожалению, научным изучением темы сейчас не занимаются. Документов у нас много, они не секретные, живы пока и свидетели тех событий.

Общество блокадников своими силами и на своем уровне старается, приходят в архив. Они создали грандиозный труд в 80-х годах — составили полный список умерших по документам ЗАГС. Это очень кропотливая и долгая работа — найти, перебрать, систематизировать список. Всего 5 тысяч человек удалось им найти. Не в каждом регионе такое есть. Ярославский областной архив оцифровал большинство документов, предоставленных блокадниками — фотографии, письма, иные личные документы. Теперь они есть и на сайте архива.

Военный развязал вещмешок и протянул ей сухарь.

Она смотрела и понимала, что сейчас эта картинка исчезнет. Но когда военный положил ей сухарь в руку, сестра поняла, что всё настоящее. Люди в форме дали каждому по сухарю, простились с нами и ушли. Мама поднялась с кровати, вскипятила на спиртовке полкружки воды. Мы все съели по половинке сухаря, запили глоточком тёплой воды и стали жить снова. Мама взяла талоны и пошла за хлебом, а сестра отправилась за водой. Раненых и обмороженных было море. Мой отец стоял у операционного стола до изнеможения.

Отходил лишь на пару часов, чтобы поспать. В госпитале завелась такая традиция: те, которых выписывали, навещали родных врачей и оказывали им посильную помощь. Вот так и пришли к нам два военных, принесли 4 сухаря — подарок от отца. Если бы эти люди зашли к нам на пару дней позже, то, вполне вероятно, помогать было бы уже некому. Всеобщая эвакуация Осенью 1942 года власти поняли, что вторую зиму жители Ленинграда уже не переживут. Была объявлена всеобщая эвакуация: женщин и детей отправляли подальше от военных действий. Из города увезли около миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1943 года.

Многие не хотели уезжать, но их мнение никого тогда не интересовало. Людей сажали в грузовики силой. Мы взяли всё, что можно было унести. Нас повезли в деревню Ваганово Ленинградской области, там на берегу Ладожского озера находился сборный пункт», — продолжает блокадник. Людей переплавляли на катерах в Сестрорецк, там их сажали в товарный поезд и отправляли в Челябинск. Творился настоящий ад. Со всего Ленинграда ехали грузовики с людьми.

Из коллекции Военно-медицинского музея Посадка на трамвай эвакуируемых из Кировского района жителей. Из коллекции Военно-медицинского музея На Ленинградскую эвакуационную комиссию была возложена задача по эвакуации не менее 2400 человек в день. А в городе в тот момент насчитывалось около 2 миллионов человек, треть из которых была нетрудоспособна дети, пожилые, больные. Перед медико-санитарной частью, отвечавшей за эвакуацию, стояли следующие задачи: оказание медицинской помощи гражданам, заболевшим в пути следования, на эвакопунктах, развернутых в Борисовой Гриве, Кобоне и Лаврове оказание медицинской помощи раненым в результате налетов вражеской авиации на пирсы Морье и Кобона транспортировка заболевших в стационары эвакопунктов, развернутых в Жихареве проведение комплекса противоэпидемических мероприятий на пути эвакуации, в местах дислокации эвакопунктов контроль за организацией питания эвакуируемых сопровождение эшелонов с вывозимым в тыл страны населением Для выполнения этих задач медико-санитарная часть Ладожской трассы располагала собственной системой больниц, медицинских пунктов и изоляторов. Этапы эвакуации Организация медицинского обеспечения эвакуации населения строилась с учетом принципа этапности. Начальными этапами были эвакопункты Финляндского и Московского вокзалов, выполнявшие функции своеобразных фильтров по выявлению граждан, которым эвакуация по состоянию здоровья была временно противопоказана. Здесь же выявлялись и инфекционные больные. Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Очередным и наиболее ответственным этапом эвакуации населения был путь через Ладожское озеро. Здесь, сначала в Ваганове, а с февраля 1942 года на станции Борисова Грива, люди пересаживались в автомобили и в сопровождении среднего и младшего медицинского персонала следовали на восточный берег озера. Въезд на ледовую трассу у д. Из коллекции Военно-медицинского музея Въезд на ледовую трассу у д. Согласно специальной инструкции, начальник этапа эвакуации, организовавший посадку и погрузку раненых и больных в автомобили, был обязан проверить состояние обуви и одежды эвакуируемых, их обеспеченность теплыми портянками и рукавицами; организовать утепление поврежденных частей тела и дополнительное укутывание раненых, снабдить всех пассажиров химическими грелками; проинструктировать и проверить готовность медицинского персонала, сопровождавшего раненых и больных в пути.

Мы повиновались и стояли у стен минут сорок. Где-то вдали били зенитки. После отбоя спектакль продолжался, хотя и в уторопленном темпе: были опущены второстепенные арии и дуэты». Однако постепенно характер записей меняется. Это общая черта всех блокадных дневников: там, где прежде ощущалась надежда и даже какой-то оптимизм, через некоторое время остается только пустота, изможденность и какая-то жуткая, неестественная отрешенность от всего. Уже 16 сентября Инбер записала в своей тетради такие строчки: «Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: «До конца войны телефон выключен…» Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк… до конца войны. И квартира сразу замерла, захолодела, насторожилась. Оторвалась от всего города. И так телефоны были выключены повсюду в один и тот же час. Остались только считанные: в учреждениях особо важных , в больницах, в госпиталях». Большинство горожан в течение долгого времени плохо представляли себе реальное положение дел в городе и вокруг него. Эта неопределенность порождала тревогу, но еще больше настроения ухудшились, когда в середине сентября стали поступать вести о тяжелой ситуации на фронте. Военные, которые оказывались в Ленинграде для передислокации или по другим причинам, рассказывали, что враг подходит все ближе к Москве. По-прежнему грозно очень на Вяземском и Брянском направлениях: немцы снова наступают. Под Москвой земля ровная: ни гор, ни долин, ни моря. Как на этой ровной земле удержать лавину вражеских танков? Сердце холодеет при мысли, что они могут хлынуть и начнут подминать под себя московские мостовые», — писала Вера Инбер. Однако бои на этом не прекратились, изменился только их характер. Немцы начали вести массированные артиллерийские обстрелы и бомбежки, которые не прекращались на протяжении всей блокады. Особенно сильными были атаки в октябре — ноябре 1941 года. На Ленинград были сброшены тысячи зажигательных бомб, что стало причиной массовых пожаров. Настоящей трагедией для горожан стала бомбардировка 8 сентября, в результате которой были полностью уничтожены Бадаевские склады. Огонь уничтожил 38 продовольственных складов и кладовых, где хранилось 3 тысячи тонн муки и 700 тонн сахара. На самом деле, этого запаса городу едва хватило бы на неделю, но многие ленинградцы были уверены, что именно этот пожар положил начало массовому голоду. На 12 сентября 1941 года запасов продовольствия в Ленинграде оставалось чуть больше, чем на месяц: хлебное зерно и мука — на 35 суток, крупа и макароны — на 30 суток, мясо и мясопродукты — на 33 дня, жиры — на 45 суток. Кстати, немногие знают, что выдавать продукты по карточкам в городе начали еще до блокады — 17 июля. Правда, сделано это было не в целях экономии, а лишь для того, чтобы упорядочить снабжение. Изначально нормы отпуска продуктов были довольно высокими.

Проблемы эвакуации жителей

В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады. 27 января, в День 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на международной выставке "Россия" состоялась официальная передача Архивному комитету Санкт-Петербурга впервые оцифрованных материалов об эвакуированных в регионы жителях. В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. В России собирают информацию об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда.

Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России

Эту ленту можно развернуть, и мы увидим историю воспоминаний от первого дня блокады до последнего. Если мы вчитаемся, то поймем, какой должна быть сила духа у человека, и при этом узнаем очень трогательную историю. Инсталляция с санями воспроизводит фотографию, которая висит тут же на стене и отображает перед нами катастрофу города в то время: когда не было ни отопления, ни водоснабжения, ни продуктов, жители вынуждены были идти на Неву за водой. Приходилось топить печки-буржуйки остатками комодов, деревянными ведрами, дубовым паркетом и проч. Мы разворачиваемся к другой стороне стены и перед нами уже множество оружий, мешки с песком для обороны и лыжи. Наверно, мало кто знает, что из Перми отправляли лыжную бригаду — группу лыжников, которые должны были прорвать блокадное кольцо.

Вы видите реальные фотографии того времени, документы пермяков, которые находились на обороне Ленинграда. Мы снова начинаем перемещаться по выставке, Марина продолжает: — Дальше мы переходим в зал, который символизирует путь эвакуированных жителей в тыл, то есть каким образом ленинградцы попадали к нам: с помощью железной дороги Марина указывает на сконструированную теплушку или по воде переводит внимание на макет корабля. Как раз сегодня, в день открытия выставки, к нам приходила женщина, которая рассказала, что она была эвакуирована именно так: ехала в холодном вагончике, лежала на верхней полочке у окошка, ей тогда было 12 лет. Подходим ближе к теплушке и заглядываем внутрь.

Но он отказывался. Кто-то посоветовал пожаловаться домоуправу. И нам помогли: домоуправ написал в прокуратуру заявление. Было проведено расследование.

Оказалось, что комнату заняли незаконно, и через десять дней по предписанию прокуратуры друг нашей семьи вынужден был съехать. Городские власти передавали разрушенные дома предприятиям. Они должны были восстанавливать их за свой счет, после город принимал эти здания в эксплуатацию. Сложно было купить самые простые предметы: инструменты для ремонта, качественную одежду, обувь, посуду. В 1944-1945 годах в мастерских Ленинграда делали обувь на деревянной подошве — не имелось возможности использовать другие материалы, фабрики работали на нужды тыла. Поэтому вернулись к технологии XIX века. Сложно было с продовольствием. Именно поэтому оказались так востребованы садовые участки.

Их в послевоенное время начали массово распределять через предприятия. Собственный огород, где можно было выращивать овощи, помогал выжить. Но, чтобы его получить, нужно было обязательно иметь работу. Ленинград не стал исключением. Но и сегодня мы не знаем точно, сколько человек было эвакуировано из осажденного города, сколько вернулось? В разных источниках называется разное число эвакуированных — оно колеблется от одного миллиона двухсот тысяч до полутора миллионов. Точно такая же картина с реэвакуацией… — Несмотря на, казалось бы, строгий учет, точную информацию мы вряд ли узнаем — слишком много было непредвиденных ситуаций. Всего один факт: в июле 1941 года, еще до того, как город взяли в кольцо, был организован первый этап эвакуации детей.

Он оказался неудачным. Тогда в южные районы Ленинградской области было вывезено более 160 тысяч детей. Оказалось, что их вывезли в те районы, куда наступали немецкие войска. Детей решили срочно вернуть обратно в город. Но кто-то всё же остался в поселках Ленинградской области. В этой неразберихе учесть каждого человека было крайне сложно. А сколько таких историй случилось за всю войну? Позже детей целенаправленно вывозили по Дороге жизни, особенно активно — весной-летом 1942 года.

Отобранные и отсканированные на местах документы были обработаны и сведены в единую базу данных специалистами ЭЛАР. Сегодня результат общей работы был передан Архивному комитету Санкт-Петербурга, новые материалы и данные пополнят уже собранную ранее базу "Эвакуация" и стали необходимой основой для дальнейших исследований и уточнений судеб ленинградцев". Установление и увековечивание судеб каждого жителя осажденного города и каждого участника обороны Ленинграда — это возможность еще раз вспомнить Героев войны, отдать дань их отваге и мужеству и передать поколениям максимально полные сведения об исторически значимых событиях и соотечественниках, защищавших Родину.

Важно также привлечь молодое поколение потомков и волонтеров к работе по поиску, дополнению информации о жителях и корректировке ошибок. Основной объем информации в рамках выполнения Поручения Президента Российской Федерации уже собран, но работа по поиску продолжается.

Внимание, воздух! Наземные рубежи обороны не могли защитить город от артиллерийских ударов, и в этом отношении ключевым вопросом было — кто занимает стратегические высоты.

С Пулковских высот, как и с Вороньей горы, Ленинград был виден как на ладони. Оттуда было удобно корректировать огонь. Пулковские высоты не все были заняты врагом: часть удалось удержать Красной армии", — напомнил Мастридеев. Именно с ситуацией на высотах связано появление знаменитых надписей: "Граждане!

При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна" на Невском проспекте и других улицах. Поэтому и делали эти надписи. Эта мера действительно помогала: люди понимали, где могут безопасно пройти и укрыться в случае обстрела", — пояснил Мастридеев. Как ополченцы-заводчане не пустили нацистов в Ленинград Атаки с воздуха отражала система ПВО Ленинграда, организованная по круговой схеме, считавшейся тогда классической.

За годы войны ее силами было отражено свыше 270 воздушных налетов, уничтожен 1 561 вражеский самолет. Ликвидировать последствия авианалетов и артобстрелов активно помогали жители. Практически все ленинградцы в годы блокады прошли подготовку по противохимической и противовоздушной обороне, умели тушить небольшие пожары. После немецких воздушных атак на крыши жилых домов для тушения "зажигалок" выбегали и подростки, и пожилые женщины.

Светомаскировка в Ленинграде действовала до апреля 1945 года. В темное время суток не было уличного освещения, в домах свет можно было зажигать только при зашторенных окнах. Рассчитывать только на свои силы В распоряжении ленинградцев было только то, что осталось внутри кольца. Осенью 1941-го нарушилось снабжение продовольствием, топливом, электричеством, что привело к тяжелейшим последствиям для населения зимой 1941—1942 годов.

Многие предприятия находились в черте города, но их оборудование было по большей части вывезено на заводы в глубь страны. Но отдельные цеха всех заводов работали все блокадное время", — поясняет Денис Мастридеев. Промышленность осажденного города выпускала более 150 наименований основных видов вооружения, боеприпасов, инженерного имущества и средств связи, необходимых фронту. Работали предприятия легкой, пищевой промышленности, велись научные разработки в сфере оборонки, медицины, городского хозяйства.

Связь Ленинграда с "большой землей" обеспечивала Дорога жизни по льду Ладожского озера. В Ленинград по ней везли хлеб, а обратно — военную продукцию. По ней же осуществлялась эвакуация населения. Прорыв к победе.

Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады "Это была не просто дорога, шедшая через лед. Это была развитая транспортная магистраль с заправочными станциями, со станциями обогрева и техобслуживания, там стояли регулировщики и через каждые 400 м светили фонари. И, естественно, она была хорошо охраняема.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий