Проект лекторий «Достоевский» реализуется и успешно развивается с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». К 195-летию великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского Президентская библиотека представляет электронную коллекцию «Мир Достоевского». Студенты направления 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Начальное образование» и «Изобразительное искусство» посетили выставку к 200-летнему юбилею. Достоевский получил образование в частных пансионах в Москве, а затем в Главном инженерном училище в Петербурге; он потерял родителей в юности. Выставочно-просветительские мероприятия, посвященные 200-летию Ф.М. Достоевского, проведены в Российском доме науки и культуры в Берлине.
Митрополит Волоколамский Антоний совершил монашеский постриг заведующей канцелярией ОВЦС
Фрейд в известной работе «Достоевский и отцеубийство» связывает эту трагедию с возможным Эдиповым комплексом у юного Достоевского и последующей разработкой мотива убийства. Главная» Новости» Омгу им достоевского новости. Достоевский получил образование в частных пансионах в Москве, а затем в Главном инженерном училище в Петербурге; он потерял родителей в юности.
Достоевский Фёдор
Писателя амнистировали в 1856 году, когда прошла коронация Александра II. Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах. Для современников Достоевского «Записки из Мертвого дома» стали настоящим откровением. О жанре «Записок» литературоведы спорят до сих пор: с одной стороны, произведение строится на воспоминаниях автора и могло бы считаться мемуарами, с другой — Достоевский ввел в повесть вымышленного героя и не всегда придерживался фактической и хронологической точности. В следующие годы автор написал роман «Униженные и оскорбленные», рассказ «Скверный анекдот», публицистический очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях», повесть «Записки из подполья». В 1860-е годы Достоевский издавал журналы «Время» и «Эпоха». Журналы пропагандируют «почвенничество» — специфическую идею славянофильства, попытку найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов. Там он увлекся игрой в рулетку, о которой позже напишет в своем романе «Игрок». В 1860—80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».
Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать…». Главное, пробудиться от этого сна, как подсказывает нам каждый раз Федор Михайлович Достоевский. Арина Коновалова. Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра филологии, 3 курс, 20 лет Нужен ли нам Достоевский? Стрельба в пермском университете произошла как раз в тот день в то же время , когда мы на лекциях проходили «Преступление и наказание». Два студента-юриста из разных веков вместе переступили через грань. Разрешили «кровь по совести». Также как и Родион Романович Раскольников, пермский стрелок убил больше людей, чем значится официально. Кроме знакомых нам имен, сколько людей было убито горем, сколько душ искалечено. После таких страшных совпадений, как не прошептать слова кота Бегемота: «Достоевский бессмертен». Действительно, бессмертен... Столько лет в школе изучают «Преступление и наказание», столько лет учителя литературы в унисон Библии взывают «не убий! Но почему человечество все также жестоко, почему мы постоянно повторяем одни и те же ошибки? Герои Ф. Достоевского среди нас. Все мы встречаем таких людей, как Фома Опискин, гадких жестоких манипуляторов, компенсирующих свою ущербность за счет других. Практически у каждого в жизни был или есть страдающий эгоист, разбивающий сердце, терзающий душу. В нашем мире царствуют князья Волковские, «карамазовщина» - норма жизни. Добро все также «трагично», оно не ценится, люди, его несущие, не нужны обществу. Человечество все больше становится одержимо деньгами, эта больная любовь к «капиталу» распространяется подобно опухоли. А «право на бесчестие» скоро станет культом. Каждая аномалия нашей жизни, каждая язва — знак того, что все опять «сбывается по Достоевскому». Иван Петрович повествователь в романе «Униженные и Оскорбленные» пишет: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…» и у нас возникает вопрос: «это точно Россия XIX века? Не XX-го? Не XXI-го? Почему же описание так подходит? Становится страшно. Когда мы читаем произведения Ф. Достоевского, то понимаем, что он не столько ответил на какие-либо философские вопросы, сколько поставил их. И ценность его творчества еще и в том, что мы сами начинаем задавать вопросы, сомневаться, видеть, как Макар Девушкин, себя и свое общество в страдающих героях. Читатель все больше осознает весь ужас этого мира. И тогда… пытается найти ответы и решения. В романе «Волхв» [1] английского писателя Джона Фаулза есть очень занимательный диалог: «- Род человеческий - ерунда. Главное - не изменить самому себе. Повернулся ко мне. Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра». Достоевский в романе «Бесы» дважды [2] вложил в уста своих героев такие слова: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». Для меня это выражение — ключ к ответам на большинство вопросов. Ведь никакая великая идея не стоит отказа от морали и совести. Только работая над собой, только неся ответственность за все свои слова и действия, уважая личность в себе и в других, «владея собой» можно «принять сторону добра» и преобразить жизнь хотя бы тех, кто рядом с нами. Я прекрасно понимаю, что мир нельзя взять и изменить по мановению волшебной палочки. Будучи добрым и высоконравственным человеком, выжить очень сложно, практически невозможно, но есть ли у нас другие достойные пути? Можно ненавидеть своего отца, но невозможно сделать так, чтобы не унаследовать его гены, не повторить его черты» [3] , значит нам остается признать ошибки «отцов», принять свое темное начало и совершенствоваться, все-таки «человек — это поле битвы между Богом и дьяволом». Всегда так было, всегда так будет. Проблемы, которые в своих произведениях поднимает Ф. Достоевский вне пространства и времени. Предсказанное в «Бесах» сбывается с пугающей частотой. Общество деградирует, фанатики продолжают разрушать жизни, люди заняты самолюбованием, лелеяньем своих комплексов и не признают важности чужих жизней и чувств. Список смертных грехов давно пора расширять. Свои «Бесы» и «бесы» есть в каждой стране. Например, роман Тагора Рабиндраната «Дом и мир» считается бенгальскими «Бесами». И каждой стране нужен свой Достоевский Рюноске Акутагаву называют «японским Достоевским». После всего сказанного выше, для меня вопроса «Нужен ли Достоевский» не существует, ведь ответ очевиден — несомненно нужен! Полина Петрова Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра журналистики, 1 курс, 18 лет Нужен ли нам Достоевский? Фёдор Михайлович Достоевский великий писатель 19 века, произведениями которого зачитываются по сей день.
А для того, чтобы такая наука появилась в стране, нужна развитая и мощная система образования, на которую нужно затрачивать «по пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя крайней мере столько же, как и на войско, если мы хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав» - иначе будет только «потрясение, а не просвещение» 1, 21; 92-93. Великий мыслитель был убежден: «Чем богаче духовно нация, тем она и матерьяльно богаче» 1, 26; 31. Поэтому образование в деле нравственного и духовного возрождения нации должно сыграть, по мнению Достоевского, огромную роль. Полагая, что труд является «самым сильным средством перевоспитания, переделки оскорбленной и опороченной души в ясную и честную» 1, 22; 20 , писатель предупреждает, что напрасно «вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении», так как «облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупение». Получение знаний должно стать для ребенка первой поистине трудовой школой: «Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием а если хотите, так и страданием , проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе, ни злое даже и в разврате не развратное и в добродетели не добродетельное» 1, 22; 9. Особое место в системе национального образования писатель уделяет изучению русского языка и литературы. Достоевский утверждал: «Язык - народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль! Утверждая, что «язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли... Слово для Достоевского является оглашением мира, Вседержительным началом, в котором воплощена святая святых нации - деятельность народного духа. Мыслительная деятельность человека напрямую зависит от языка, ведь человек мыслит «стихийной основной силой языка», и потому «чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль» 23; 80. Достоевский убежден, что в школе нужно непременно «заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен - из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка, - и непременно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть». Только изучив родной язык, приучив себя на этом языке мыслить, можно извлечь пользу из «оригинальной русской способности европейского языкознания и многоязычия», ведь «только лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде». Иностранный язык лишь тогда поможет расширить «формы нашей мысли», когда из иностранного языка «мы невидимо возьмем» «несколько чуждых нашему языку форм и согласим их, тоже невидимо и невольно, с формами нашей мысли» 1, 23; 81. Рассуждения о национальной унификации, подражательность, стремление петь «с чужого голоса», Достоевский связывает с пренебрежительным отношением русской интеллигенции к родному языку и словесности. Мыслитель был убежден: усвоив лишь «чужой жаргон», «ползая рабски перед формами языка и перед мнением» французских гарсонов, русский человек может усвоить лишь «парикмахерское нахальство фразы, а затем, пожалуй, и мысли» 1, 23; 79. А между тем, как отмечал писатель, «существует один знаменательный факт: мы, на нашем еще неустроенном и молодом языке, можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков: европейские поэты и мыслители все переводимы и пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя передаваемы по-русски, а иные переведены уже в совершенстве. Между тем на европейские языки, преимущественно на французский, чрезвычайно много из русского народного языка и из художественных литературных наших произведений до сих пор совершенно непереводимо и непередаваемо» 1, 23; 81. Забвение родного языка, а, следовательно - родной истории и культуры - ведет к духовной деградации нации, а, следовательно - к исторической катастрофе и гибели. Болен народ, болен и язык, оскудевает язык, мельчает, исчезает нация. Разрушаются семейные связи, слабеют родственные узы - и уходит из детских душ ощущение дома, Малой и большой родины. Для того, чтобы донести до сознания народа зиждительные национальные идеи, обеспечить высокий уровень образования, необходимо, как полагал Достоевский воспитать истинного «национального учителя». Можно настроить школ, но нельзя за деньги купить главное, что определяет смысл и содержание образования - учителя. Но, положим, наделаете деньгами не только учителей, но даже, наконец, и ученых; и что же? Что в том, что он ученый, коли дела не смыслит? Педагогии он, например, выучится и будет с кафедры отлично преподавать педагогию, а сам все-таки педагогом не сделается. Люди, люди - это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются; ну а на века надо время, годков этак двадцать пять или тридцать, даже и у нас, где века давно уже ничего не стоят. Человек идеи и науки самостоятельной, человек самостоятельно деловой образуется лишь долгою самостоятельною жизнию нации, вековым многострадальным трудом ее - одним словом, образуется всею историческою жизнью страны» 21;93. Достоевский, Ф. Полное собрание сочинений : в 30 т. В скобках указываются номер тома и страницы.
Герои Ф. Достоевского среди нас. Все мы встречаем таких людей, как Фома Опискин, гадких жестоких манипуляторов, компенсирующих свою ущербность за счет других. Практически у каждого в жизни был или есть страдающий эгоист, разбивающий сердце, терзающий душу. В нашем мире царствуют князья Волковские, «карамазовщина» - норма жизни. Добро все также «трагично», оно не ценится, люди, его несущие, не нужны обществу. Человечество все больше становится одержимо деньгами, эта больная любовь к «капиталу» распространяется подобно опухоли. А «право на бесчестие» скоро станет культом. Каждая аномалия нашей жизни, каждая язва — знак того, что все опять «сбывается по Достоевскому». Иван Петрович повествователь в романе «Униженные и Оскорбленные» пишет: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…» и у нас возникает вопрос: «это точно Россия XIX века? Не XX-го? Не XXI-го? Почему же описание так подходит? Становится страшно. Когда мы читаем произведения Ф. Достоевского, то понимаем, что он не столько ответил на какие-либо философские вопросы, сколько поставил их. И ценность его творчества еще и в том, что мы сами начинаем задавать вопросы, сомневаться, видеть, как Макар Девушкин, себя и свое общество в страдающих героях. Читатель все больше осознает весь ужас этого мира. И тогда… пытается найти ответы и решения. В романе «Волхв» [1] английского писателя Джона Фаулза есть очень занимательный диалог: «- Род человеческий - ерунда. Главное - не изменить самому себе. Повернулся ко мне. Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра». Достоевский в романе «Бесы» дважды [2] вложил в уста своих героев такие слова: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». Для меня это выражение — ключ к ответам на большинство вопросов. Ведь никакая великая идея не стоит отказа от морали и совести. Только работая над собой, только неся ответственность за все свои слова и действия, уважая личность в себе и в других, «владея собой» можно «принять сторону добра» и преобразить жизнь хотя бы тех, кто рядом с нами. Я прекрасно понимаю, что мир нельзя взять и изменить по мановению волшебной палочки. Будучи добрым и высоконравственным человеком, выжить очень сложно, практически невозможно, но есть ли у нас другие достойные пути? Можно ненавидеть своего отца, но невозможно сделать так, чтобы не унаследовать его гены, не повторить его черты» [3] , значит нам остается признать ошибки «отцов», принять свое темное начало и совершенствоваться, все-таки «человек — это поле битвы между Богом и дьяволом». Всегда так было, всегда так будет. Проблемы, которые в своих произведениях поднимает Ф. Достоевский вне пространства и времени. Предсказанное в «Бесах» сбывается с пугающей частотой. Общество деградирует, фанатики продолжают разрушать жизни, люди заняты самолюбованием, лелеяньем своих комплексов и не признают важности чужих жизней и чувств. Список смертных грехов давно пора расширять. Свои «Бесы» и «бесы» есть в каждой стране. Например, роман Тагора Рабиндраната «Дом и мир» считается бенгальскими «Бесами». И каждой стране нужен свой Достоевский Рюноске Акутагаву называют «японским Достоевским». После всего сказанного выше, для меня вопроса «Нужен ли Достоевский» не существует, ведь ответ очевиден — несомненно нужен! Полина Петрова Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра журналистики, 1 курс, 18 лет Нужен ли нам Достоевский? Фёдор Михайлович Достоевский великий писатель 19 века, произведениями которого зачитываются по сей день. Его работы до сих пор экранизируют, ставят спектакли, билеты на которые раскупаются молниеносно. Я люблю Ф. Достоевского за живые образы воссоздаваемые писателем, за его откровенность по отношению к читателю: на каждой странице произведений содержатся если не ответы на вечные вопросы жизни, то по крайней мере прямые указания на то, каким путём к ним дойти. Повествование ведётся без приукрашиваний, Ф. Достоевский раскрыл нам одну из истин, а именно: «зло является составляющей частью человеческой личности, вечно сопровождающей человечество; демон может проснуться в любой момент в душе человека». Чтобы быть максимально объективной, я провела опрос у людей разного возраста и национальности. Шатунова Тамара, 18 лет, Великий Новгород. Поколение Z. Благодаря школьной программе в моей памяти отложились такие авторы, как: Гоголь, Добролюбов, Достоевский. Потому что, именно это произведение раскрывает в полной мере такую, казалось бы простую тему, как добро и зло. Также, меня зацепил сюжет романа, который постоянно в движении, вихрем кружится вокруг тебя, не разрешая отложить книгу. Несмотря на юный возраст данная героиня обладает мудростью и умом, а также импонирует то, что она заботится о своей семье. Творчество Фёдора Михайловича - это достояние нашей культуры и поэтому оно заслуживает того, чтобы жить вечно не только на наших полках, но и в наших сердцах. Создать общероссийский, бесплатный банк книг Достоевского. Открывать новые музеи, памятники и поддерживать старые. Близнюк Юрий, 26 лет , Одесса. Поколение Y. Полное разочарование и бездуховность, потеря веры и самобичевание. Гениальное описание поведения среднестатистического человека. Он был человеком тихим, скромным и спокойным, но несмотря на это люди всё равно его отвергали и не принимали, вероятнее всего из-за инфантильности.
Страницы жизни. О чем рассказывают рукописи и заметки Ф.М.Достоевского
Администрация Миланского государственного университета запретила преподавать творчество Федора Достоевского из-за того, что он является русским писателем. О нововведениях в системе высшего образования рассказал профессор учебного заведения Паоло Нори. По словам ученого, его лекции было поручено приостановить, чтобы избежать лишних споров.
В каком порядке читать книги Достоевского Заместитель главного редактора журнала "Историк" Арсений Замостьянов на презентации отметил, что в тематическом номере авторы показывают актуальность идей Достоевского не только с литературной, но и с исторической точки зрения. Потому что это явление цивилизационного масштаба", - подчеркнул Замостьянов. О журнале Журнал "Историк" был создан в январе 2015 года по инициативе Института социально-экономических и политических исследований. Каждый месяц журнал открывается главной темой, посвященной тем или иным историческим личностям, резонансным событиям, острым проблемам.
Фото: пресс-служба Минпросвещения России Он пояснил, что творчество Достоевского надо преподносить школьникам так, что когда они станут взрослее и мудрее, то оно будет им доступно. А те, кто понял писателя уже сегодня, — это особые школьники, сказал Мединский на презентации тематического номера журнала «Историк», посвященном 200-летию писателя, в книжном клубе «Достоевский». Он пояснил, что это не значит, что Достоевского не надо изучать в школе, это стоит делать совершенно по-другому, пишет ТАСС.
Преступление и наказание. Одна моя читающая одноклассница уговаривала прочитать, соответственно я и настроилась позитивно. Но когда все начали спрашивать: "что ты сейчас читаешь?
А теперь хочу сказать: читалось на одном дыхании. Меня захватил вихрь мыслей, событий, чувств.
Комитет по образованию
Президент Российской академии образования, заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая высказала мнение, что роман Льва Толстого «Война и мир». Эксперты не рекомендуют оценивать популярность Достоевского, опираясь исключительно на данные о продаже его романов. Новости, фото и видео Федор Достоевский в Саратове. Материалы про персону Федор Достоевский в Саратовской области за неделю и за месяц. ISBN 978-5-907309-88-3 В монографии обобщается опыт преподавания Достоевского в XX веке и предлагается современная концепция изучения творчества писателя в средней и высшей. К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков. В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января (10 февраля) 1837 года погиб поэт.
Медиатека «Лекторий Достоевский»
В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января (10 февраля) 1837 года погиб поэт. Новости, фото и видео Федор Достоевский в Саратове. Материалы про персону Федор Достоевский в Саратовской области за неделю и за месяц. Проект лекторий «Достоевский» реализуется и успешно развивается с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Лекторий Достоевский — это универсальная медиатека, в которой собрана актуальная и полезная информация, представленная в доступной и понятной форме. Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале
Новости проекта
- Медиатека «Лекторий Достоевский»
- Миланский университет отменил курсы о Достоевском - Федор Достоевский. Антология жизни и творчества
- Новости по теме
- Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
- Достоевский, Федор Михайлович - ПЕРСОНА ТАСС
- ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Достоевский и мы
Не может ребёнок понять всей их глубины», — цитирует Вербицкую «Росбалт». В то же время Вербицкая предлагает включить в курс школьной программы изучение Библии. Об этом она сообщила в интервью Агентству городских новостей «Москва». Библию, думаю, каждый должен прочесть.
Арест и ссылка В середине 1840-х гг. В 1846 году он познакомился с М. Петрашевским, объединившим вокруг себя революционно настроенную молодёжь. В обществе петрашевцев распространялись опальные тексты и обсуждались идеи государственного переворота. В 1849 году деятельность кружка была раскрыта, его участники арестованы, в их числе и Фёдор Достоевский, признанный одним из опаснейших преступников. Как и другие петрашевцы, он провёл 8 месяцев в одиночной камере Петропавловской крепости, а затем выдержал процедуру смертной казни, которую отменили в последний момент.
После мучительного ожидания смерти их оповестили о помиловании и замене казни на каторгу. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. Годы сибирской ссылки писатель провёл в Омске, где, несмотря на запреты, тайно вёл дневник, известный впоследствии как «Сибирская тетрадь». Каторжный опыт писателя впоследствии лёг в основу «Записок из Мёртвого дома». После четырёх лет в сибирском остроге Достоевский отправился на службу в Семипалатинск. Лишь после смерти императора Николая I писатель, как и другие петрашевцы, был помилован Александром II, но вернуться в Петербург смог только в 1859 году. В том же году в печати появились его произведения — повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Негласный полицейский надзор продолжался вплоть до 1875 года. Арест и годы, проведённые в ссылке, перевернули сознание Достоевского.
Из Сибири Фёдор Михайлович вернулся глубоко верующим человеком, для которого до конца жизни будет важен поиск идеалов христианства и приближение к заветам Иисуса Христа. Расцвет творчества С 1861 года Фёдор Михайлович вместе со старшим братом Михаилом издавал литературные журналы: сначала «Время», затем «Эпоха». На их страницах, разумеется, появлялись и произведения писателя: «Униженные и оскорблённые», «Скверный анекдот», «Записки из подполья» и др. Опубликованные в 1861—1862 гг. Тема положения каторжан стала для русских читателей откровением. В 1862 и 1863 гг. После очередного разорительного проигрыша он, наконец, избавился от игромании. Впечатления этого периода, как и многие другие факты биографии Достоевского, нашли отражение в его творчестве — в сюжете романа «Игрок». Фёдор Михайлович посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, однако, в отличие от многих своих соотечественников, не влюбился в Европу и не принял распространённых на западе либерально-буржуазных ценностей и идей.
В 1860-е гг. В 1864 году скончался старший брат писателя и его издатель Михаил Михайлович, и на плечи Фёдора Михайловича легли все долги журнала.
Одни говорят, что ее вполне можно признать мемуарами, потому, что там слишком много воспоминаний Достоевского, другие считают, что присутствие вымышленного персонажа и не соблюдение точности исторических фактов не дает ей право называться автобиографической. Достоевский не прекращает работу ни на один день, и вскоре представил на суд читателей свое новое детище — роман «Униженные и оскорбленные». Затем издал рассказ под названием «Скверный анекдот», повесть «Записки из подполья» и очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1861 году Федор и Михаил Достоевские начали издавать собственный литературно-политический журнал «Время». В 1863-м его закрыли, и братья переключились на выпуск нового журнала, получившего название «Эпоха». В те годы Федор часто выезжал заграницу. Именно там он пристрастился к рулетке, которая найдет отражение в его новом произведении «Игрок».
Начиная с 1860-го по 1880-й годы Достоевский упорно трудился над созданием романов, которые прославились, как «великое пятикнижие». Все они, за исключением «Подростка», оказались в списке «100 лучших книг всех времен», который составил Норвежский книжный клуб и Норвежский институт им. Работу над «Братьями Карамазовыми» Достоевский завершил в ноябре 1880-го, буквально за несколько месяцев до смерти. Роман стал последним произведением классика. Личная жизнь Первый раз писатель женился на Марии Исаевой, знакомство с которой состоялось сразу после отбывания наказания на каторге. Они прожили семь лет, в 1864-м Мария скоропостижно скончалась. Первая жена Достоевского — Мария Исаева В одном из вояжей за границу в 60-х годах Федор влюбился в Апполинарию Суслову, которая была достаточно эмансипированной особой. Возраст писателя приближался к сороковой отметке, а настоящего счастья в личной жизни он так и не узнал, пока не познакомился с Анной Сниткиной. В ее лице он обрел верную подругу, мать его детей и прекрасного помощника.
Она сама издавала романы супруга, занималась решением всех финансовых вопросов, потом издала свои мемуары о любимом муже. Свой последний роман писатель посвятил именно ей. Софья умерла еще в младенчестве, трое выжили, но продолжил дело отца только один ребенок — сын Федор. Смерть Сердце Федора Достоевского перестало биться 9 февраля 1881 года.
Его наследие изучается в школах, университетах, а также учеными различного профиля. Герцена, литературно-мемориальным музеем Ф. Достоевского, Омским государственным университетом им. Достоевского в национальных культурах».
В Миланском университете хотели запретить изучение творчества Достоевского
Члены жюри олимпиады — филологи, специалисты в области истории русской литературы, преподаватели кафедры медиакоммуникационных технологий Елена Ивановна Лелис, Виктория Юрьевна Прокофьева и Александра Михайловна Тенекова — приняли решение распределить призовые места среди тех, кто набрал 49, 48 и 47 баллов из 50 возможных, таких студентов оказалось 41. Представляем победителей: 1 место 49 баллов 1. Лексукова Наталья, ЛГУ им. Шихаева Диана, ЛГУ им. Сафина Софья, ЛГУ им.
Железняк Дарья, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Благодарим всех участников олимпиады! Поздравляем победителей! Организаторы олимпиады.
Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда и скорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею? Психологизм произведений Достоевского поражает каждого, кто открывает страницы его великих книг. Ницше писал, что Достоевский дал ему «ценнейший психологический материал» и был «единственным психологом», у которого ему было чему поучиться.
Считал себя виновным в смерти сына Младший сын Достоевского, Алеша, родился в августе 1875 года. Он рос веселым, умным мальчиком и был любимцем отца. Ребенок был здоров. Но в два с половиной года с ним неожиданно случился эпилептический припадок, который мальчик не смог пережить. Анна Достоевская вспоминала: «Федор Михайлович был страшно поражен этою смертию. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненной любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится. Федора Михайловича особенно угнетало то, что ребенок погиб от эпилепсии, — болезни от него унаследованной».
Дети Ф. Слева — Алеша, справа — Федор и Любовь. Фото: Н. Лоренкович, 1878 г. Даля Некоторые исследователи приводят мнение крупнейшего педиатра, профессора Александра Клиорина, который не обнаружил серьезных оснований считать Алешу эпилептиком и предположил, что имела место молниеносная форма менингита. Как бы то ни было, Достоевский глубоко переживал эту смерть. Боль и потрясение от нее нашли свое отражение в его последующих творениях.
Заставил плакать Тургенева Открытие памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года было огромным событием, а пушкинская речь Достоевского стала апофеозом этого события. Федор Михайлович долго готовился к этому выступлению, которое начал словами Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Достоевский говорил об уникальном качестве Пушкина — чувствовать душу любого, иногда даже совсем чуждого, народа, его гений. И, переходя к роли всего русского народа, Федор Михайлович особо выделял понятие «братства»: «Наш удел всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей». Свидетели этой речи вспоминали, что она произвела колоссальное впечатление на слушателей: удивительным образом тут же произошло примирение людей совершенно разных направлений и взглядов. Тургенев, с которым у Достоевского было много разногласий, со слезами подошел к Достоевскому. Они обнялись.
Никогда не жил в материальном достатке За печатный лист он зарабатывал 150 рублей. Для сравнения, Толстому за тот же объем платили 500 рублей. В финансовых делах Федор Михайлович был человеком совсем не практичным: вести бюджет, планировать расходы, копить он не умел. Долги были его почти всегдашними спутниками. Можно почти с уверенностью сказать, что если бы его вторая жена Анна не взялась основательно за «экономическую политику» семьи а об этом ее прямо попросил муж , то Достоевский мог бы скатиться до откровенного нищенства и уголовного преследования за невыплаченные долги. Дом Ф. Достоевского в Старой Руссе.
Даля Вообще надо отметить, что приведенный «прайс-лист» совершенно уместен для создания портрета писателя. Выбор литературного поприща в то время — это не только желание послужить искусству и выразить свои мысли и идеи «вслух», но и вполне продуманная карьера. Романы пользовались большой популярностью, и издатели готовы были платить немалые деньги за «горячие» новинки. Сам Достоевский не только проецировал свои детские травмы и скрываемые переживания на плоскость художественного произведения, но и совершенно сознательно ориентировался на книжную конъюнктуру того времени. Он имел опыт издания журнала, а поэтому прекрасно понимал предпочтения читающей публики. Так что психологические лабиринты и детективная атмосфера — это не только отражение внутреннего мира писателя, но и осознанная литературная стратегия. На его похороны пришли 10 тысяч человек Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой.
Достоевский успел исповедаться, причаститься и проститься со своими родными и близкими.
В честь этого события в России и мире проводят лекции, литературные выставки. Любителям литературы Достоевский известен как автор так называемого «великого пятикнижия». В юбилейную дату мы спросили владимирцев: знают ли они Достоевского и читают ли его книги? Из тех, кто встретился нам на улице, поклонников писателя не нашлось.
Интересно было узнать, какие произведения были отобраны в рамках школьной программы, с какой целью.
Самым интересным было рассматривать фотографии учениц и их сочинения по рассказам Ф. Достоевского и других». Валерия Макарова 44 группа уже несколько дней думает об увиденном: «26 ноября нам довелось посетить выставку-просмотр, посвященную 200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Кроме всего перечисленного, на выставке нас познакомили с иллюстрированными изданиями, особенно полно передающими атмосферу произведений. Для себя мы отметили иллюстрации к "Преступлению и наказанию", а также к повести "Белые ночи". Выставка сопровождалась интересным рассказом экскурсовода, благодаря которому мы узнали больше о жизни и творчестве Федора Михайловича.
Атмосфера выставки полностью погрузила нас в те годы, когда жил и создавал свои произведения великий русский писатель». Жизнь Фёдора Достоевского тесно связана с Тверью: он жил и работал несколько месяцев в столице Верхневолжья в гостинице «Гальяни». Подрастающее поколение должно знать о писателе.
Берег озера Цюрих. Около 1860 года. Литография Жана Жакотте
- Медиатека «Лекторий Достоевский»
- Поиск по сайту
- Владимир Мединский призвал не навязывать Достоевского в школах | РВС
- Мединский считает, что Достоевского не надо навязывать школьникам
200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского будут праздновать на государственном уровне
Мединский считает, что Достоевского не надо навязывать школьникам | 11 ноября исполнилось 202 года со дня рождения классика мировой литературы вского. |
Фильм о жизни Достоевского в Сибири показала ГТРК «Новосибирск» | 15 мая 2021 года в институте состоялась Международная студенческая онлайн-олимпиада «Достоевский и мы». |
В Миланском университете хотели запретить изучение творчества Достоевского | Аргументы и Факты | Новости по теме "ОмГУ им. Ф.М. Достоевского". Об этом сообщает пресс-служба университета. На заседании присутствовали замминистра науки и высшего образования России Пётр. |
Миланский университет отменил курсы о Достоевском
Встреча c митрополитом Аристархом и А.Д. Достоевским | Довузовская подготовка ОмГУ им. вского. |
Достоевский и мы | Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма. |
Страницы жизни. О чем рассказывают рукописи и заметки Ф.М.Достоевского | Все мы говорим на языке, творцами которого стали Достоевский и другие выдающиеся отечественные писатели и поэты, подчеркнул он. |