С этой точки зрения, фильм "Чучело" можно назвать пророческим и предвестником беды. Явление, запечатленное в фильме "Чучело", было принято в 70-х годах определять словом "бездуховность".
Почему фильм «Чучело» требовали уничтожить
Если б современный режиссер снял фильм по книге Железникова “Чучело”, амбассадоры этого мифа тут же принялись бы кричать “Клевета на Советский Союз!”. Фильм «Чучело» снят Роланом Быковым по одноименной повести Владимира Железникова. смотрите кино полностью на «Кино ». Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой. В каких только лентах потом певица и актриса не снималась, но ее работа в фильме «Чучело» самая яркая и поразительная в карьере. Фильм снят в 1983 году по одноимённой повести Владимира Железникова, написанной в 19.
Интересные факты, о том как снимали фильм Чучело
Она действительно была искренне рада видеть новых одноклассников. Она по природе своей — добрейшей души человек, скромная, отзывчивая. С одной стороны, ей не место в том диком мещанском лягушатнике, а с другой — она как раз и должна была своей чистотой разбавить и по возможности оздоровить эту гниль. Как только она увидела Димку и прониклась к нему симпатией с первого взгляда, она не стала кокетничать, без ужимок и без заигрываний села к нему. Чуть позже сама предложила ему дружить.
Разумеется, тем Лена сразу вызвала ненависть Шмаковой. Первая красавица в классе не могла допустить, чтобы мальчик-лидер достался не ей, а какому-то Чучелу. Всех остальных она тоже смешит и раздражает. Чёрствые люди не могут спокойно выносить присутствие спокойной и любвеобильной личности.
У них начинает свербить в солнечном сплетении, когда она рядом. А особенно их накрывает смертная тоска тогда, когда такой человек побудет рядом какое-то время и исчезает. Причина в том, что чёрствость — это не здоровое состояние души. Грязь хочет непрерывно плодить грязь.
Зараза хочет плодить заразу. Тот, к кому эта грязь не пристаёт — сильнейший раздражитель, прямо кость в горле для больных. При этом нет безнадежно больных, просто очищение требует мощнейших волевых усилий. Но кругом такие же злые.
И только какая-то Лена Бессольцева вдруг начинает маячить рядом, напоминает тебе, каким ты должен быть и мог быть, если бы захотел. Когда светлая личность приходит в толпу больных, она, как правило, жертвует собой ради всеобщего оздоровления или ради кого-то одного. Так Лена и делает, когда прикрывает Димку. Она чувствует, что он боится признаться ребятам в предательстве и проявляет сострадание, не выдаёт его.
Одним только своим присутствием такой человек не может вылечить толпу, смягчить злые сердца. Тогда он выбирает способ — удалиться.
Только в 1982 г. Сюжет показался ему очень близким и понятным, ведь он и сам подвергался травле и чувствовал себя таким же изгоем, как главная героиня Лена Бессольцева, — после того, как на него все ополчились за фильм «Айболит-66». Но на самом деле поиски актрисы на роль Лены Бессольцевой длились достаточно долго, режиссер выбирал из 17 тысяч девочек со всего Советского Союза. А кандидатуру Орбакайте Быков вначале забраковал — сказал, что «с такой губой только ротой солдат командовать!
Он искал ангельское лицо, белокурые локоны, наивный детский взгляд. Но потом понял, что ошибался: «Изменилось время. И у чистоты, которую я искал, изменилось лицо. Я это не сразу понял». Героиня должна все-таки быть волевой — ведь чистоту надо защищать и отстаивать. И на роль утвердили Кристину.
На пятый день съемок она сломала руку, но от дальнейшей работы не отказалась и, несмотря на возражения ее матери, продолжала выходить на съемочную площадку в гипсе, обмотанном шарфом.
А лучше хорошенько дать по губам, чтобы навсегда забыл, пока ещё не очень вырос. Сочувствую Вам.
Мрази всякой полным-полно. Колёса нам тоже неоднократно пробивали. Гвозди подставляли.
Я всегда мысленно так матерюсь про себя. Чтобы у этих гадов руки поотсыхали. Но одно я знаю наверняка. Что всё к тебе возвращается таким бумерангом, что мама не горюй! И всем кто делает зло, рано или поздно будет в 3 раза хуже!
Пример интонации: «Чучело»
Чувство стыда, милосердие, любовь к ближнему — для нее не пустые слова. Неудивительно, что одноклассники видят в Леночке такую же «чудачку», как и ее дед, и потому относятся к ней с презрением, она для них из иного мира. В какой-то момент Бессольцева под влиянием окружения оступается — начинает стыдиться деда, но довольно скоро раскаивается: — Значит, если бы ты был настоящим нищим, голодным и оборванным, то я бы тебя бросила? Я предательница. Эти муки совести можно воспринять как одну из ступеней лестницы, ведущей Бессольцеву на ее личную голгофу.
Кино — это все же жизнь, где время и события максимально сжаты в угоду драматургии, и потому восхождение происходит довольно быстро: уже в завязке сюжета девочка берет на себя чужой грех и становится изгоем. На съемках фильма «Чучело»; Случилось это так: класс долго работал, чтобы накопить денег на поездку в Москву, но когда до заветной цели осталось всего ничего, школьники сбежали с урока в кино. Обо всем узнала классная руководительница. Ей в беседе без свидетелей «настучал» друг Лены Дима Сомов, до этого слывший любимчиком однокашников.
В наказание наставница лишила прогульщиков заветного путешествия. Опасаясь, что теперь от Сомова его же дружки и подружки живого места не оставят, Бессольцева вдруг объявила стукачкой себя. Зачем ей было это нужно? В советское время ее поступок объясняли влюбленностью.
Но это грубая трактовка. Зачем тогда в фильме подробно рассказывается история предков Лены? Почему в кадре постоянно появляется портрет ее прапрабабушки, с которой они похожи как две капли воды? С картины на нас смотрит девочка, чьи глаза полны любви и сострадания.
Гены Бессольцевой просто обязывали ее спасать другого. Да и спасла она не столько Сомова, сколько весь класс, ведь, выискивая предателя, они бы рано или поздно поубивали друг друга. Бессольцевой объявляют бойкот, ее травят и несколько раз жестоко избивают. Она же по-прежнему держит язык за зубами.
Сомов тоже молчит — и это прототип Иуды, он предает Бессольцеву трусостью и боязнью потерять авторитет в обществе. Все заканчивается «распятием Чучела». Платье героини сжигают на костре, предварительно «надев» его на скрепленные в форме креста ветки. При этом весь класс с ожесточенным восторгом скандирует: «Чучело — предатель, чучело — предатель!
Чучело поджигает Сомов, то есть тот, которого спасла Лена. Но Бессольцева прощает своих обидчиков и своего палача. Характерна ее фраза, произнесенная в тот момент, когда выяснилась правда и все, кроме Лены, проголосовали за то, чтобы объявить бойкот Сомову. Кто за бойкот?
Неужели простила? В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак». Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе Сам Николай Николаевич перед отъездом приходит в школу.
И здесь разворачивается одна из самых сильных сцен фильма, я бы даже сказал, одна из самых драматичных сцен в карьере Никулина. Этот эпизод подтверждает мою теорию о том, что Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. В нем есть циники, идущие к своей цели по головам, есть люди, помешанные на деньгах, есть женщины, использующие мужчин, есть мужчины, которые убеждены, что деньги решают все, есть гонители и есть затравленные. В школе — те же самые «герои».
Николай Николаевич знал одноклассников внучки только с ее слов, но вот он обходит парту за партой и… каждого узнает и называет по фамилии. Все пороки на лице. Если вы будете пересматривать фильм, обратите внимание на крупный план Никулина, когда он подходит к Сомову. Перед нами взгляд, которым Христос мог бы смотреть на Иуду.
Фильм заканчивается тем, что дедушка с внучкой уезжают на пароходе, а на классной доске появляется надпись: «Чучело, прости нас! На глазах ребят появляются слезы. Вот такой хэппи-энд. Кинолента «о гонении, распятии и вознесении» Но, подчеркнем еще раз, на момент начала съемок Быков не думал о религиозном подтексте своей картины и вряд ли изначально предполагал находить прототипы своих персонажей в Евангелии.
Да и мы бы не стали этого делать, если бы не знали тех невероятных совпадений и промыслительных обстоятельств, которые сопровождали картину на протяжении всего периода съемок. Многие сцены снимали в Твери.
Взять хотя бы сцену, в которой ребята пытаются выяснить кто из них предатель и для этого меряют всем пульс. Но, пожалуй, самое жуткое и одновременно ироничное другое. Я, конечно, никаким местом не психолог не смотря на написанное выше , но рассказываю как всегда о своих впечатлениях и мнении, основанном на них. А вот реакция зрителей была довольно критической. Взрослые тоннами писали автору книги и режиссёру, что такого, мол, не бывает, не могут советские дети так себя вести. И снимался фильм тоже трудно, за многие эпизоды приходилось чуть ли не драться. Что интересно, отзывы юной аудитории были диаметрально противоположными. Они от чего-то Ролана Быкова благодарили и посчитали фильм отличным.
Ну один-в-один как сейчас: выходит фильм « Все умрут, а я останусь » и тут же поднимается вой «Вот я учился, такого не было! А вот школьники почему-то и то и другое хвалят за добротность и качество проработки. Про актёрскую игру мы, пожалуй, говорить не будем. Просто потому, что никакой игры там нет и в помине. Когда смотришь фильм в первый раз, видишь обычных школьников, учителей и родителей. Кстати говоря, чертовски жаль, что из такой талантливой девочки-актрисы выросла такая во всех смыслах посредственная певица. ИМХО, понятное дело. Ну а про Юрия Никулина я, разумеется, знал и во время первого просмотра. И хотя с книжным дедушкой он имеет не так много общего, сыграл он всё равно просто превосходно. Ладно, буду подводить итог.
Заметка получилась довольно-таки сумбурная. Я мало сказал конкретного и за это прошу прощения.
Поэтому одноклассники продолжали публичную травлю несколько недель, до тех пор, пока не открылась правда. Как известно, сценарий с таким сюжетом в Госкино запретили, ведь в советском кино не было месту жестокости школьников. Тогда Железников принял решение переписать, переформатировать написанный сценарий в повесть, которую в дальнейшем опубликовал в журнале «Пионер» под названием «Всего несколько дней». По счастливой случайности режиссер Ролан Быков прочитал материал и позвонил автору с предложением снять фильм, заявив, что все проблемы с Госкино он возьмет на себя. Заветные роли С самого начала Ролан Быков вел поиски актеров среди детей коллег и тех, у кого уже был опыт съемок. Однако никто не подходил по типажу: Быков искал наивную девочку с ангельской внешностью, которая должна была символизировать чистоту и невинность. Кристину Орбакайте он убрал еще на этапе фото, заявив, что «ей только ротой солдат командовать».
Известно, что главная роль была отдана юной актрисе Наталье Ковалевой. Но что-то смутило Быкова. Режиссер понял, что современная чистота должна быть волевой и способной себя защитить. После этого он вновь решил рассмотреть кандидатуру Орбакайте и вызвал ее на пробы.
Чучело является продолжением ряда фильмов о детях и школе. Первый фильм на эту тему «Звонят, откройте дверь» был снят в 1961 году, он ещё чёрно-белый. В главной роли играет Елена Проклова, режиссёр Александр Митта.
О произведении
- История создания фильма
- Фильм "Чучело"
- Как выбирали исполнительницу главной роли
- Все о фильме «Чучело»
Кино с психологом: настоящие причины буллинга в фильме «Чучело»
Кристина Орбакайте, которую на пробы привела бабушка, понравилась режиссёру не сразу. Он понял, что ему нужна именно она, только когда отсмотрел сотни школьниц. Среди них он нашёл и Ксению Филиппову, которая сыграла Железную Кнопку. Ксения Филиппова, исполнительница роли Железной Кнопки: — Как вообще он меня разглядел, потому что пробы-то проходили на "Мосфильме" вокруг клумбы. Стояли дети, рядов 8, наверное, я где-то в задних рядах стояла, а при моём росте я не видела даже вообще, кто там ходит, выбирая нас. Кепочку Быкова только и видела.
Он меня из толпы выдернул и сказал: "Вот, иди на фотопробы". Те же трудности были и с выбором главного героя. За несколько дней до начала съёмок Быков в полном отчаянии позвонил актрисе Наталье Кустинской с просьбой отпустить на съёмки её сына. Митя Егоров идеально подходил на роль красавчика Сомова. А роль дедушки он хотел отдать своему тестю, известному актёру Всеволоду Санаеву.
Дедушка собирает коллекцию картин, мечтает сделать свой дом галереей. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками "чучелом", на многое позволяет взглянуть другими глазами. По мотивам одноименной повести Владимира Железникова.
Я писал «Плинтус» не ради того, чтобы изжить свои внутренние проблемы. До этого я пробовал себя в литературе уже несколько лет, учился на факультете кинодраматургии и понимал, что у меня есть уникальный материал — история моей жизни у бабушки. Более того, я специально долго держал своё прошлое в себе, чтобы ничего не забыть до того, как начну превращать его в слова на бумаге. Если бы не будущая книга, я бы те свои детские впечатления просто стёр из памяти. И это было бы не сложно, в жизни я почти не оглядываюсь на прошлое. Ошибочно считать, что если бы я воспоминания о детстве не сублимировал в повесть, то они меня мучили бы по сию пору. Значит, вы не ощущали себя «терпилой» в той ситуации?
В детстве я лазал по стройкам, взрывал бомбы с магнием, а позднее слушал heavy metal. Но на вас, наверное, благотворно воздействовало ещё и то, что вы стали жить с мамой, а там был и такой замечательный человек, как Ролан Антонович. Как вы вообще думаете, бежать из ломающей тебя обстановки, любой, — тоже выход? Если вы положите на едва пробившийся росток кусок камня, то росток сломается. А если вы позволите ростку вырасти и укрепиться, он эту тяжесть выдержит. Единственный способ избавиться от тирании — стать сильнее, чего вы вряд ли достигнете, находясь под прессом. Поэтому не оставайтесь с теми, кто вас третирует, уходите в свою жизнь, растите над собой, а потом, если будет желание, попытаетесь выстроить отношения с бывшим тираном на новом уровне. А любовь? Ведь и тех, кто портит вам жизнь, можно любить… Там где есть тирания, нет никакой любви. Знаете, у меня сейчас изменилось отношение к моей первой книжке.
Она написана в очень русских традициях, более всего в традиции Достоевского. Мол, мы такие ужасные, но это у нас любовь такая, которая наказания хуже. Чушь это всё! Когда тебе выкручивают мозг и душу, это не имеет с любовью ничего общего. Любовью можно назвать только такое отношение, когда человек абсолютно бескорыстно делает тебя сильнее и лучше. А остальное — это не любовь. Зависимость, психопатия, что угодно, но не любовь. Обычно тот, кто долго находился под прессом, инфантилен. Вы и сами говорили, что из-за этого поздно начали. И как изживать инфантильность, инертность, страх?
Здесь всё просто: надо повышать сложность жизненных задач. Если снимешь кинофильм с бюджетом в семь миллионов долларов, от твоей инфантильности следа не останется. Вы сегодня чувствуете себя свободным? Свободу каждый понимает по-своему. Для меня это возможность делать то, что мне нравится. Больше всего мне нравится снимать кино, поэтому в то время, когда я этим занимаюсь, я чувствую себя абсолютно свободным. Но было время, когда снимать я ещё не умел, и тогда приходилось этому учиться, зарабатывая на жизнь другим делом. Девять лет я переводил американские фильмы, которые потом на кассетах продавали в киосках. Среди них присутствовали настоящие шедевры, но девять десятых картин, к которым я сделал перевод а всего я «наклепал» около тысячи , были полным отстоем, а само занятие — унылой подёнщиной. Но я понимал, что эта работа даёт мне возможность выкраивать свободное время для того, чтобы учиться режиссуре — снимать первые короткометражки.
Свобода — большое благо, которое надо заработать. И сейчас это чувство мне приходится зарабатывать опять. Я вам честно признаюсь: писать книгу для меня тяжёлое психологическое испытание. Мне это просто не по темпераменту. Но вот ещё год-полтора буду этим заниматься, так что какая тут свобода… Зачем же вы себя принуждаете? Потому что таково мне веление свыше — написать книжку. Я это веление исполняю. После выхода «Похороните меня за плинтусом» и фильма «по ней» его мама, Елена Санаева, начала много рассказывать о своей семье. И вот что удивительно: там, где другой стал бы обвинять мать, она не только оправдывает её, саму страдавшую, но сокрушается по поводу своих реакций, своей бесчувственности. И понимаешь: Санаева проделала огромную душевную работу, просто пуды этой муки ударение ставьте, где хотите перемолола внутри себя.
И теперь она - не страдательное лицо, не жертва: она свободный человек. Такой же, как Лена Бессольцева.
Тема фильма вне времени и пространства, вне языка и национальностей, вне государственных границ. Фильм «Чучело» -очень тяжелый и жестокий фильм , после него долго приходишь в себя. Но когда он закончится, то понимаешь что все не зря, надо дать понять новым поколениям как стоит и как не стоит жить.
Краткое содержание «Чучело»
Самый громкий и противоречивый фильм эпохи застоя, дебют Кристины Орбакайте, главная картина Ролана Быкова – всё это "Чучело". Но буквально через несколько лет случился перелом: «Чучело» неожиданно признали и заговорили о фильме как о картине, которой удалось опередить время. История Лены Бессольцевой, показанная Роланом Быковым в фильме «Чучело», была правдивой — в очень похожей ситуации оказалась племянница писателя Владимира Железникова. Для меня «Чучело» ценно тем, что этот фильм попал не только в свое время, но и в каждый отдельный период того времени, в котором мы живем с тех пор. В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак». Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе.
Что известно о ремейке фильма «Чучело», который снимают под Калугой?
В новом выпуске хобби-шоу «Психология кино» Елена Новосёлова предлагает вспомнить одну из самых тяжёлых кинокартин — фильм «Чучело», снятый по одноимённой повести Владимира Железникова. Но буквально через несколько лет случился перелом: «Чучело» неожиданно признали и заговорили о фильме как о картине, которой удалось опередить время. Драма, семейный. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. Описание. «Чучело» — драматическая история о девочке Лене Бессольцевой, которая является новой ученицей в одной из провинциальных школ. Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой.