Новости гротеск что такое в литературе

Что такое Гротеск? Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла. Как гротеск возникает в литературном произведении?При гротеске используется п. Гротеск — литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия. Гротеск в литературе это употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности.

Гротеск — что это такое? Определение, значение, перевод

Гротеск — это литературный прием, который основан на преувеличении, это преувеличение является фантастическим, так как то, что изображается не укладывается в рамки правдоподобия. Характерными примерами, позволяющими понять, что такое гротеск в литературе, можно считать. В литературных произведениях гротеск зачастую направлен на пробуждение фантазии и воображения. Главная» Новости» Что такое гротеск в литературе кратко. Подробная информация о гротеске — разновидности архитектурного декора с причудливым орнаментом и жанр в литературе.

Гротеск — причудливое искусство с безобидным юмором

В архитектуре нередко гротеск путают с горгульями, но каменная резьба в стиле гротеск не предназначена для отвода воды. Этот вид скульптуры также называют химерой. Используемый корректно, термин горгулья относится к жутким резным фигурам, сделанным с целью отвода дождевой воды от стен здания. В литературе гротеск представляет собой жанровую форму фантастики, одну из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смех и забава неотделимы от страшного и зловещего; обычно образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Как художественный образ гротеск содержит некоторую двуплановость, контрастность.

Гротеск в литературе также может быть использован для создания комического эффекта. Например, в комедиях Михаила Булгакова «Золотой теленок» и «Мастер и Маргарита» гротеск представлен через преувеличенные, нелепые и абсурдные ситуации. Это позволяет автору передать свою критику современного общества и показать его в карикатурном свете. Примеры гротеска в классической литературе Одним из наиболее известных примеров гротеска в классической литературе является роман «Мертвые души» Николая Гоголя. В этом произведении автор создал широкий ансамбль необычных и смешных персонажей, таких как Чичиков, Манилов, Плюшкин и другие. Гоголь с юмором и иронией описывает их поступки, манеры, а также весь их особняк в обстановке абсурда и комических ситуаций. Еще одним примером гротеска в классической литературе является роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. В этом произведении автор смешивает реальность и фантастику, создавая жанровое смешение и абсурдные ситуации. Особенно заметны гротескные элементы в описании Широкого, Вареньки и Коровьева, которые учиняют различные комические выходки. Еще одним интересным примером гротеска в классической литературе является рассказ «Нос» Николая Гоголя. По сюжету, главный герой теряет свой нос, который начинает самостоятельно приобретать независимую жизнь. Эта нелепая и фантастическая история является отличным примером гротеска, который вызывает смех и недоумение у читателя. Таким образом, примеры гротеска в классической литературе помогают создать комическую и абсурдную атмосферу, делая произведения неподражаемыми и запоминающимися. Гротеск — это неотъемлемая часть литературного искусства, которая продолжает восхищать и улыбать читателей на протяжении многих лет.

Чем сильнее его желание убить, тем крепче он прирастает к нему. Сон Раскольникова Переплетение с реальностью Художественные образы, созданные с использованием гротеска, предстают перед читателями как нечто абсурдное и лишенное здравого смысла. Нотки экспрессии и эмоций становятся более выразительными благодаря тому, что неправдоподобная образность органично существует и взаимодействует с предметами и ситуациями из реальной жизни. В доказательство тому можно привести некоторые примеры. В сновидениях тех же Раскольникова и Лариной присутствуют фантастические и реалистические элементы. В ночных кошмарах Татьяны вместе с чудищами являются Онегин и Ленский. Комбинация гротеска и действительности в снах Родиона Раскольникова объясняется присутствием страшного образа и эпизода со вполне реальной старухой. Его сон — это переживание о совершенном преступлении. Сам преступник и его орудие убийства лишены фантастичности. Как определяется и что такое литота : примеры из русского языка и литературы Использование в сатирических произведениях Широко применяется гротескная образность в сочетании с обыденными житейскими ситуациями в сатирических произведениях. К примеру, в произведении у Салтыкова-Щедрина присутствует градоначальник с «органчиком», заменяющим ему мозг. Также причудливость истории придают незаурядные ситуации: призыв воевать против людей, отказавшихся от горчицы или борьба за просвещение.

Булгаков, Салтыков-Щедрин. Википедия говорит, что гротеск используется для характеристики искаженных форм, к примеру, карнавальные маски, соборные горгульи. Также под это определение подпадают специфические виды орнамента, сочетающие декоративные и изобразительные элементы. Прием в литературе Как и гипербола, гротеск в литературе используется часто, встречается в мифах, сказках и легендах. В таких жанрах примеров можно найти огромное количество. Писатели, придумывая персонажей на основе гротеска, использовали художественное преувеличение. Но вместе с этим такие свойства могут оказаться реалистическими, основанными на жизненных фактах. Лермонтов в своих произведениях использует гротеск для романтической окраски событий и действующих лиц. Их характеристика находится на грани между возможным и исключительным. В ходе создания причудливых образов размываются, но не исчезают, границы между фантастическим и реальным. Гротеск в литературе Создание В основу художественного приема входит немыслимые аспекты, которые так нужны автору для достижения задуманного эффекта. Другими словами, это фантастическая гипербола, потому что праздное преувеличение имеет реальные черты.

«Шутка сказать– гротеск!»

Прежде всего, положение того или иного образа идеи, ситуации за гранью веры не есть нечто раз навсегда данное. Граница между познавательным образом, чудом в том значении, как было сказано выше и прямой фантастической условностью весьма подвижна. Мы уже видели, что в истории сказки прямые познавательные образы, прежде чем стать условностью, превратились. В самом деле, что значит утверждение фольклориста, что народ "полуверит" сказочным событиям?

Сказочник и его слушатели не верят им вполне, не могут верить, так как знают, что подобное не может произойти ни в их деревне, ни в соседней. Но ведь сказка рассказывает о далеких временах. Кто знает, может тогда такое и случалось?

Одним словом, сказочный мотив в такой ситуации поставлен между верой и неверием, т. В литературной же сказке, возникшей в образованных кругах общества, эти мотивы утратили всякое право на доверие, стали восприниматься как невозможные ни при каких обстоятельствах. Туда же и олимпийские Боги и великаны и тд, даже инопланетяне.

Примеры гротеска в литературе Образы, возникающие пред сознанием в гипертрофированном виде, чаще всего призваны воздействовать на подсознание, выдавая таким образом секретные мысли и тайные метания. Характерными примерами, позволяющими понять, что такое гротеск в литературе, можно считать: Переплетение сна и реальности, причем сон обязательно насыщен ужасными подробностями, опасными и огромными образами, как например сон Татьяны в котором любимый становится медведем, окруженным чудовищам или сон Раскольникова, в котором в образе старушки предстаем великое Зло. Превращение части в целое, как например в повести «Нос» Гоголя, нос чиновника уходит и становится самостоятельным гражданином. Полное изменение личности, как в рассказе «Превращение» Кафки, в котором герой становится отвратительным насекомым и умирает. Оживление мертвого и его активные и часто разрушительные действия, пример Песочный человек Гофмана.

Таким образом, примеры гротеска в классической литературе помогают создать комическую и абсурдную атмосферу, делая произведения неподражаемыми и запоминающимися. Гротеск — это неотъемлемая часть литературного искусства, которая продолжает восхищать и улыбать читателей на протяжении многих лет. Роман был опубликован поэтапно после смерти автора и сразу стал одним из самых известных и влиятельных произведений советской литературы. Главные герои романа — Мастер и Маргарита — олицетворяют вечные противоречия и темные стороны человеческой природы. Гротеск в «Мастере и Маргарите» проявляется через создание абсурдных и неправдоподобных ситуаций, необычных персонажей и внезапных сюжетных поворотов.

Булгаков играет со стереотипами и нормами поведения, раскрывая негативные черты общества и показывая их насмешливой форме. Примером гротескной сцены в романе можно привести известную сцену с веселым саммонам и хозяином Черной Квартиры. В этой сцене хозяин Квартиры, возглавляющий комитет несуществующих домоуправ, объявляет суд над саммонами, а их мать — главной преступницей. Такая сцена является примером нелепости и абсурда, который используется для подчеркивания несправедливости и странности советской действительности. Гротеск в «Мастере и Маргарите» также позволяет Булгакову иронически комментировать современную действительность и разоблачать систему лжи и коррупции. Разные персонажи романа, такие как Воланд и его свита, мастер и Маргарита, выступают символами неподкупного духа и свободы мысли в мире, ограниченном догмами и правилами. Таким образом, роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова является примером гротескной литературы, где абсурдные и странные ситуации используются для выявления проблем общества и подчеркивания их негативных сторон. Гоголь в «Ревизоре» изображает жизнь провинциальной администрации в наиболее карикатурном и искаженном виде. Он использует гротеск — литературный прием, который заключается в преувеличении и демонстрации абсурдности и нелепости реальности.

Используемый корректно, термин горгулья относится к жутким резным фигурам, сделанным с целью отвода дождевой воды от стен здания. В литературе гротеск представляет собой жанровую форму фантастики, одну из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смех и забава неотделимы от страшного и зловещего; обычно образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Как художественный образ гротеск содержит некоторую двуплановость, контрастность. Гротеск — это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.

Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе)

В советской литературе считалось, что гротеск — форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает, а значит, эти понятия практически одинаковые. Что такое гротеск в литературе В литературе гротеск представляет собой комический приём, сочетающий в себе ужасное и смешное, возвышенное и безобразное, то есть сочетает несочетаемое. В литературных произведениях гротеск зачастую направлен на пробуждение фантазии и воображения. это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому в литературе и поэзии он часто используется в сатирических целях - для более впечатляющего выражения творческого замысла. Для того чтобы понять, что такое гротеск, нужно рассмотреть его примеры, представленные в литературе.

Гротеск в литературе

Замечу, что в Испании того времени была довольно развитая традиция ренессансного вольнодумия, увенчанная литературным гротеском эпохи барокко[52]. В литературных произведениях гротеск зачастую направлен на пробуждение фантазии и воображения. Гротеск — это литературный прием, который основан на преувеличении, это преувеличение является фантастическим, так как то, что изображается не укладывается в рамки правдоподобия.

История гротеска в мировой литературе

  • Гротеск - определение, лексическое значение, отличительные черты
  • Гротеск - что значит? Что такое гротеск? Гротеск в литературе примеры из произведений.
  • Что такое гротеск? | База ответов на любые вопросы
  • Определение гротеска и его особенности
  • Гротеск - что значит? Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе) Виды гротеска
  • Слова по темам:

Литература. 10 класс

ГРОТЕСК в литературе — один из видов типизации (преим. сатирич.), при к-ром деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому совмещению контрастов. Для того чтобы понять, что такое гротеск, нужно рассмотреть его примеры, представленные в литературе. Таким образом, гротеск в литературе является мощным инструментом, позволяющим авторам выразить свое видение мира и вызвать эмоциональный отклик у читателей. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые: гротеск — «форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые: гротеск — «форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Давайте разберемся, что такое гротеск в литературе, как он появился и почему не теряет актуальности на протяжении веков.

Гротеск - что значит? Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе) Виды гротеска

Широкие массы в гротеске привлекал дух свободы, противопоставление многообразия мира аскетичным клерикальным догмам. В последующие периоды истории жанр гротеска пополнился новыми произведениями: остро сатирическими «Путешествиями Гулливера» Дж. Свифта, романтическими сказками Т. Гофмана и философским «Фаустом» В. Девятнадцатый век обогатил литературу гротескным реализмом, воплощенным в произведениях Ч. Диккенса, М. Салтыкова-Щедрина и, конечно, Н. В двадцатом столетии наиболее известными мастерами гротеска, поднявшими его до уровня пронзительного трагизма, стали Ф.

Кафка, М. Булгаков, Б.

Основа гротеска — контраст. Конфликт что это? В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного. Они не умиляют, не вызывают желания позаботиться о себе, а наоборот, вселяют ужас, отвращение или недоумение, лишь через некоторое время сменяющееся более тёплыми чувствами.

Слово «гротеск» происходит от французского «grotesque» «причудливый, смешной». Как сообщает этимологический словарь М. Фасмера, в основе лежит итальянское «grotta» «пещера». В XV столетии существовало определение «гротовый», относившееся к живописи и архитектуре с причудливыми элементами животного и растительного орнамента. Подобные декоративные фрагменты были обнаружены в римских катакомбах. Предполагают, что по времени создания они относятся к эпохе правления императора Нерона.

Поразительная живопись подземных пещер породила моду на сочетание странных персонажей и фигур в убранстве жилищ, отделке мебели, посуды, украшений. Дракон, держащий в зубах виноградную лозу, грифон с яблоком в лапе, двухголовый лев, перевитый плющом, — это типичные образы гротескного искусства. Гротеск в литературе — это комический приём, необходимый, чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего, обратить внимание читателя на нечто важное, скрывающееся за смешным, на первый взгляд, явлением. В отличие от гиперболы что это? В этой-то абсурдности и кроется ключ к пониманию образа. Литература отличается от других видов искусства тем, что её содержание нельзя увидеть или потрогать, но можно представить.

Поэтому гротескные сцены литературных произведений всегда «работают» на то, чтобы разбудить воображение читателя. Примеры гротеска в литературе Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск — это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха.

Гротеск же походит более на кошмарный сон, в котором ужасающие фантастические видения не имеют никакого логического объяснения, и в некоторых случаях становятся страшной «реальностью» для человека. Это интересно! Возникновение гротеска связано со свойством человеческой психики создавать сложнейшие механизмы мышления и воображения.

Образы, созданные с преувеличением, чрезмерно впечатляют читателей, поэтому нередко являются в сновидениях персонажей отечественных писателей. В таких моментах часто применяется гротеск. Наиболее ярким примером причудливых сновидений считаются сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Здесь задействован гротеск. Чего стоят череп, подвешенный на гусиной шее, или танцующая вприсядку мельница.

Будоражащее зрелище героиня наблюдает в убогом шалаше, где пляшут фантасмагорические субъекты. Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» также включают гротескный образ. Герой страдает бредовыми видениями, которые составляют психологическую часть всего происходящего. Он борется со злом, которое для него сосредоточено в старухе-процентщице.

В русской литературе ярким примером гротеска является произведения Гоголя «Нос». В мировой же литературой ярким примером может стать любое произведение Франца Кафки — он очень любил мрачный гротеск. Если брать музыку, то там наилучший пример гротеска — Мэрилин Мэнсон. Примеры гротеска Не так давно «гротеск» обрёл новую популярность.

Дело в том, что депутат Госдумы РФ Виталий Милонов оценил творчество известных российских рэперов Oxxxymiron и Гнойного, которые незадолго до этого устроили Баттл.

Содержание

  • Литература. 10 класс
  • Что такое гротеск в литературе?
  • Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе)
  • Гротеск — Карта знаний

Что такое гротеск?

Отличие сарказма от юмора состоит в том, что он явно демонстрирует негодование и ненависть. В сарказме всегда имеет место афористичность. Сарказм используется в политических и социальных контекстах, в публицистике, в полемике, ораторском искусстве, в художественные произведения. Примерами сарказма являются - «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны», «Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчёт первой у меня имеются сомнения». Ирония — это скрытая, тонка насмешка, истинный смысл скрыт или противоречит явному. Как и многие литературные приемы ирония берет свое начало со времен древней Греции.

Ирония может воплощается в разнообразные формы: прямую иронию.

Марамзином, И. Губерманом, А. Зиновьевым, В. Аксеновым, Ю. Алешковским, А. Галичем, однако их сюжеты произведений не соответствовали идеологическим установкам советского союза, в результате данным авторам пришлось эмигрировать.

Городом Глуповым правит 22 градоначальника, и Салтыков-Щедрин указывает эту цифру неслучайно: первым самодержцем на Руси был царь Иван Грозный, со времён которого до издания книги сменилось как раз 22 правителя. Иногда автор указывает реальных лиц, например Бирона или Разумовского, специально даёт даты, чтобы создать комический эффект. Например, он чётко разграничивает, что в 1762 году к власти пришел Брудастый, который «прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки» брудастыми называли тогда гончих собак. Автор смеётся главой «Органчик» над обстановкой, ведь Брудастый, по оценкам архивариусов, правил очень хорошо: «привёл в порядок недоимки». Получается, чтобы править городом, достаточно обладать психологией начальника — говорить «Не потерплю! Иногда Салтыков-Щедрин списывает образы с людей, с которыми сталкивается по государственной службе. Например, за пустоголовость идей, «начальническую психологию» тульский губернатор Шидловский попадает на страницы книги под именем Прыща — фаршированной головы. За жизнеописанием Беневоленского, «страстного законодателя», скрывается образ Сперанского. Автор этого не скрывает, говоря в описи: «товарищ Сперанского по семинарии». За Угрюм-Бурчеевым, военным деятелем, который хотел переделать весь Глупов в военный городок, но потерпел поражение, можно легко угадать Аракчеева. Смешивая реальные детали и фантастические дополнения, писатель подчёркивает абсурд происходящего. Сочетание гиперболы, гротеска, иносказаний в каждом образе требует от читателя умения вчитываться в сатирический мир произведения. Аллегорические образы градоначальников служат в произведении лишь одной цели — пародийно представить картину русской жизни 1731—1825 годов. Автор не делает копии с исторических событий, а лишь намекает, создавая модель универсального города и его обитателей. С одной стороны, Салтыкову-Щедрину важно показать, что происходящее — не повод для смеха. Ирония лишь обнажает острые проблемы государственного строя и общества. С другой стороны, преувеличивая глупые действия героев, писатель призывает открыть глаза на происходящее. Кто такой Перехват-Залихватский и куда он пришёл? Эти вопросы остаются нерешёнными, потому что «пришло оно» — финальная фантастическая сцена романа, в которой невероятное «оно» нападает на самоуверенного градоначальника, возомнившего себя способным изменить природу. Угрюм-Бурчеев замахнулся на неподвластное — само мироздание — попыткой повернуть реку вспять. Этот «непреклонный идиот» навязывает народу вариант счастья — прямые улицы, прямое сознание, прямой мир.

Одним из таких приемов является гротеск. Так что же такое гротеск в литературе, и какие особенности он имеет? Определение гротеска и его особенности Гротеск от французского grotesque, от итальянского Grotesko — причудливый — художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях. В гротеске происходит сочетание, казалось бы, несочетаемых вещей: трагического и комического, возвышенного и безобразного, смешного и ужасного. Несмотря на то, что гротеск — комический прием, он несет в себе в основном трагический смысл. Гротеск всегда показывает какое-либо отклонение от нормы, преувеличение и намеренную карикатуру.

Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)

Диккенса, М. Салтыкова-Щедрина и, конечно, Н. В двадцатом столетии наиболее известными мастерами гротеска, поднявшими его до уровня пронзительного трагизма, стали Ф. Кафка, М. Булгаков, Б. Брехт, Е.

Шварц и многие другие авторы. Современная литература широчайшим образом использует гротеск и как жанр, и как изобразительный прием. Трудно перечислить всех писателей и поэтов, работающих в этом жанре. Сегодня элементы гротеска используют в серьезной литературе и в политических памфлетах, в романтических повестях и в юмористических произведениях.

Впервые это слово было употреблено в Италии в конце XV века после нахождения подземных комнат «Золотого дома» императора Нерона. Происхождение термина в этой области связывают со словом «грот», где и была обнаружена первая подобная лепнина. Художники эпохи Возрождения переосмыслили приемы гротеска и использовали его в дальнейшем при отделке фресок Ватикана. Такие росписи применял Рафаэль и его последователи при оформлении апартаментов Борджиа в Апостольском дворце, вилл Мадама и Фарнезина. Впоследствии гротеск стал любимым жанром у художников эстетики маньеризма, экспрессионизма и сюрреализма.

Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый. Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. В русской литературе актуальна сатирическая функция гротеска: Н. Гоголь «Нос» , М. Салтыков-Щедрин сказки, «История одного города» , к гротеску неоднократно прибегает В.

Похожие приёмы применялись и Михаилом Булгаковым при написании романа «Мастер и Маргарита», где для читателей открывается быт москвичей в сочетании с мистическим образом Воланда. За счёт гротескной поэтики, поздними литераторами, жившими в середине ХХ века, выражалась фантасмагорическая, уродливая и противоестественная природа советского устройства общества. Литературный гротеск широко использовался В. Марамзином, И. Губерманом, А. Зиновьевым, В.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий