Новости институт этнологии и антропологии ран

Ведущий российский исследовательский центр в области этнологии, социокультурной и физической антропологии. Основные направления нашей научной деятельности: теория и история этнографии, этнологии и антропологии; этнология русского народа.

⭕ Минобрнауки уволило директора Института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Функа.

Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН), ранее — Институт этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области социально-культурной и физической антропологии. Читайте свежие новости антропология в нашем онлайн-издании – узнавайте первыми, что произошло в Новосибирске сегодня, чтобы всегда быть в курсе последних событий. Центр физической Антропологии — институт этнологии и Антропологии РАН. Валерий Александрович Тишков, д-р ист. наук, профессор, академик РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН. Заведующий сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН д.и.н. Ю.П. Шабаев являлся руководителем круглого стола «Северный город: культурные пространства и образы, идентичности и ментальные карты городов». Презентацию открыл директор Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Анатольевич Функ. Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте этнологии и антропологии РАН по специальностям 07.00.07, 03.00.03, Ученого совета Института этнологии и антропологии РАН.

Институт этнологии и антропологии РАН

Заседание экспертного совета при Управлении Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан 01 февраля 2023 1 февраля 2023 года О. Биссон, старший научный сотрудник Отдела, приняли участие в заседании экспертного совета при Управлении Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан. Тимошенко приняла участие в работе Международной Зимней школы Центра международной и региональной политики CIRP—2023 «Арктика в период глобализации и геополитической нестабильности». XXV заседание Экономического семинара им. Шмелёва: с докладом «Смешанные методы в общественных науках: Неразрешимое противоречие? Белов принял участие в работе круглого стола «Европейская танковая дипломатия: возможные последствия».

Он был полностью укрыт щитом, состоящим из более 100 костяных пластин. В ногах погребенного был уложен доспех из роговых пластин с отверстиями для крепления.

Сопроводительный материал состоял из каменных предметов и фрагментированных костяных изделий. В ходе раскопок, у правого колена, были обнаружены фрагменты костей еще одного погребенного. Характер развития костей показывает Кердюгенского воина как очень сильного человека с большой мышечной массой. Следы переломов левой ноги и многочисленных компрессионных травм суставов рук и ног, полученных, по-видимому, в результате прыжка с большой высоты, свидетельствуют об экстремальном образе жизни погребенного. Развитие костей плечевого пояса, костей предплечий, позволили предположить активное использование лука. Боевой комплект, состоящий из щита и доспеха, на наш взгляд, являются показателем не ординарного погребения, а захоронения воина или вождя эпохи позднего неолита», — сказала Лилия Алексеева.

В завершение своего выступления А. Лукашев пригласил коллег из Института к сотрудничеству с Фондом.

Ярким финалом мероприятия стала презентация книги, подготовленная автором. Эльвина Рязанова рассказала об опыте этнических немцев, принимающих ислам, о том, как выстраиваются их социальные связи в германском обществе.

Преподавательская деятельность Профессор каф. В качестве приглашенного лектора работала в России: на факультете политологии Высшей школы экономики 2010 г , в Томском государственном университете лаборатория социальной антропологии 2015-2016 гг. В качестве приглашенного исследователя и лектора работала за рубежом: в университете Касселя Германия 1999 г , Страсбургском университете Страсбург, Франция 2000 — 2001 гг , Институте этологии человека Общества им. Под руководством защищено 7 кандидатских диссертаций. В настоящее время руководство 3 аспирантами и 1 докторантом Института этнологи и антропологии РАН. Butovskaya M.

LaFreniere and G. Weisfeld eds. Морозов И. Лекции для аспирантов. Тишков [и др. Издательство Юрайт, 2017: под авторством 5,5 а. Организатор двух международных летних школ по этологии человека Звенигород, 19-26 июня, 2001 и Пущино, 30 июня -7 июля 2002. Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте этнологии и антропологии РАН по специальностям 07.

И; Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» Адаптация как фактор формирования антропологического своеобразия древнего и современного населения Евразии. Социальные факторы антропологических изменений. Международные научные проекты в настоящее время В настоящее время совместные научные проекты с проф. Вейсфельдом университет Детройта. США , проф. Сороковским Вроцлавский университет, Польша в области кросс-культурной антропологии и психологии; в области эволюционной психологии совместно с др. Финком Геттингенский университет, Германия ; в области биологической антропологии и эволюции человека совместно с проф. Шафер Венский университет, Австрия , проф.

Меннингом университет Свансей, Великобритания и проф. Мабуллой университет Дар-эс-Салама, Танзания. Премии Грант-премия от президиума РАН по программе "Выдающиеся ученые, молодые доктора и кандидаты" 2000-2001. Основные публикации Более 380 публикаций. В том числе: Монографии: 1. У истоков человеческого общества. Язык тела: природа и культура. Научный Мир.

Тайны пола: мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век-2. Систематика и поведение приматов. Гомосексуализм и эволюция. Фрязино: Век-2 2005, 62 с. Бутовская М. Власть, пол и репродуктивный успех печ. Агрессия и мирное сосуществование : универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека.

Бурковой, В. Тименчик, Е. Бойко и др. Бредущие среди нас: Нищие в России и странах Европы, история и современность. Дьяконовым и М. Обнажение языка: кросс-культурное исследование семантики древнего жеста. Языки Славянской Культуры. Морозовым, А.

Антропология пола. Статьи в журналах и коллективных монографиях: Butovskaya, M. A neglected form of quasi-aggression in apes: Possible relevance for the origins of humor. Current Anthropology, 37 4 , 716-717. Butovskaya, M. American journal of physical anthropology, 101 1 , 39-54. Aggression, friendship, and reconciliation in Russian primary schoolchildren. Aggressive Behavior, 25 2 , pp.

Biosocial preconditions for socio-political alternativity.

Этнографы ИАЭТ СО РАН приняли участие в XV Конгресс антропологов и этнологов России

Баталова, 1 Фишман О. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. Этнографические тетради. Кудымкар, 2000.

Юрлинский край. Материалы и исследования. Кудымкар, 2003; Власова И.

Кудымкар, 1995. Сморгунова 1. Язьвинцам посвящены многочисленные работы Г.

Чагина, который на основе многолетних исследований приходит к важным выводам, что язьвинцев в силу специфичности культуры и языка можно рассматривать не как этнографическую группу пермяков, а как один из народов коми. На примере язьвинцев В. Байди-ным выявлялись общие закономерности распространения староверия л среди финно-угров.

С 1972 года среди язьвинцев велась планомерная работа сотрудников археографической лаборатории МГУ, изучалась местная книжная традиция, были выявлены ее взаимосвязи с историей бегло-поповского старообрядческого согласия. Исследования нашли отражение в ряде публикаций в упомянутой выше университетской серии изданий, посвященных проблемам старообрядчества статьи Е. Сморгуновой, В.

Пушкова, И. Несколько экспедиций было организованно преподавателями и студентами Кудымкарского государственного института. Таким образом, на сегодняшний день это наиболее изученная группа финно-угорского старообрядческого населения в Урало-Поволжье.

Однако далеко не все аспекты истории и культуры коми-язьвинцев освящены достаточно полно, также требуется их комплексный анализ. Старообрядчеству среди мордвы практически не посвящалось отдельных работ, хотя упоминания об этом явлении имеются в миссионерских отчетах, архивных источниках, статьях о христианизации инородцев. Некоторые сведения о сектантстве среди мордвы, и о ста 1 Лыткин В.

Коми-язьвинский диалект. Ареальные исследования по восточным финно-угорским языкам коми языки. Народы Прикамья.

Очерки этнокультурного развития в Х1Х-ХХ вв. Пермь, 2002; Чагин Г. Екатеринбург, 1997.

Язьвинские пермяки. Пермь, 1993; Он же. Историко-культурный остров.

Пермь, 1995; Он же. На земле то было, да на язьвинской. Пермь, 1997; Он же.

Коми-язьвинские пермяки - древний народ Северного Урала. Красновишерск, 2002. Пермь, 1999.

Среди других финно-угорских народов поволжского региона старообрядчество не нашло большого распространения и соответственно влияние его на их традиционную культуру было незначительным. Упоминания о старообрядцах среди удмуртов имеются в книге Ю. Ивонина, но носят лишь констатирующий характер.

Несколько более подробно об этом пишет Е. Шумилов в монографии о христианстве в Удмуртии2. Старообрядческие группы среди чувашей вызывали научный интерес только в контексте общих исследований различных сектантских движений, не являясь предметом специального рассмотрения.

Наиболее подробные сведения об истории распространения старове-рия среди чувашей находим у Ю. Кудряшов выделял это явление у чувашей как особый тип религиозного синкретизма, сформировавшегося в результате конвергенции то есть предварительного синтеза ряда религиозных систем на позднем этапе межконфессиональных и межэтнических взаимодействий4. Таким образом, проблема нерусского старообрядчества в Ура-ло-Поволжье, представляющая большой теоретический интерес, рассматривалась фрагментарно, практически отсутствуют комплексные исследования, а степень изученности различных групп старообрядцев не одинакова.

В этой связи представляются весьма перспективными новые исследования в этой области. Саранск, 2004. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии.

Ижевск, 1973; Шумилов Е. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство.

XVI - начале XX века. Ижевск, 2001. Старообрядчество и христианское сектантство в Чувашии.

Чебоксары, 4Кудряшов Г. Динамика полисинкретической религиозности. Опыт историко-этнографического и конкретно-социологического исследования генезиса, эволюции и отмирания религиозных пережитков чувашей.

Чебоксары, 1974. В третьем разделе настоящего историографического обзора отмечены работы, в которых в той или иной степени поднимаются проблемы, решающиеся и в настоящей диссертации. Прежде всего, необходимо оговориться, что рассмотрение старообрядчества не как консервативного, и чрезвычайно обособленного явления, а живой развивающейся традиции характерно для большинства современных исследований.

Так, археографы, анализирующие произведения письменности во всем жанровом многообразии, проводят прямую параллель между древнерусской культурной традицией и современным старообрядчеством. Такой подход характерен, в частности, для работ Е. Агеевой, Е.

Сморгуновой, И. Поздеевой, Е. Смилянской, и других, публикующихся в периодической серии МГУ.

Бубновым старообрядчество определяется как культура-посредница между средневековьем и современной европеизированной Россией1. Вместе с тем, говоря о сохранности в старообрядчестве древних элементов русской культуры, ученые отмечают «стойкость, активность, динамичность, даже просто изворотливость старообрядческого движения в целом», которые позволяют ему всегда находиться в соответствии с конкретным историческим контекстом. К вопросу об «относительной замкнутости» старообрядческих общин и их способности вырабатывать коллективные способы реагирования на внешние перемены, не разрушающие их культуры, неоднократно обращалась и С.

Моррис характеризует старообрядчество как своеобразный ключ к пониманию процессов конвергенции в современном мире3. Источники, типы и эволюция. Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока, история и современность: местная традиция.

Русские и зарубежные связи. Владивосток - Большой Камень , 1997. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований М.

Проблема адаптационных ресурсов староверия поднималась Е. Дутчак, которая подчеркнула важную роль семьи в процессах межпоколенной трансляции традиционных норм1. Сложности самосохранения старообрядцев в однонациональной среде рассматривались также В.

Источннковая база исследования. Важным источником для диссертационного исследования послужили дореволюционные публикации, в которых содержится разной степени насыщенности информация о расколе на исследуемой территории. Грань между источниками и историографией представляется здесь весьма условной.

В этом плане большую ценность представляет работа Н. Чернавского об Оренбургской епархии. Подробно описывая все сколько-нибудь значительные местные события, автор приводит массу интереснейших сведений о старообрядцах: о популярности их идей среди казачества, об основании скитов, миссионерской деятельности светских органов управления и православного духовенства , статистические таблицы3.

Подобного рода труд по Уфимской епархии был написан И. Помещая в книгу данные о численности раскольников по уездам и отдельным населенным пунктам на 1897 год, он объясняет и причину быстрого распространения в крае раскола, связывая ее со строительством горных заводов4. Этапы этого процесса анализируются В.

Один из активных деятелей Уфимского миссионерского комитета Н. Тюнин издал в 1889 году сборник личных бесед со старообрядцами, дополненный авторскими размышлениями и комментария 1 Дутчак Е. Старообрядческая община п.

Липинская В. Новосибирск, 1992. Оренбург, 1900; Вып.

Уфимская епархия на 1897 год. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. Уфа, 1899.

В него вошло немало этнографических сюжетов - описания некоторых семейных обрядов, бытовой специфики, мелких частностей, характерных для здешних толков дырники, голубиный толк и др. Этого невозможно почерпнуть из сухих архивных дел. Предвзятое отношение Тюнина к своим собеседникам и заметная тенденциозность не мешают считать книгу важным источником.

Этнографические зарисовки о старообрядцах были сделаны в путевых заметках М. Круковского и К. Горбунова, историческом очерке В.

Интересные сведения о жизни известных раскольничьих скитов, располагавшихся на территории Уральского казачьего войска и тесно связанных с Иргизскими монастырями, можно извлечь из статьи П. Самым подробным этнографическим очерком о старообрядцах Южного Урала начала XX в. В 1905 году известный русский ученый целый месяц провел в селе Усень-Ивановское Белебеевского уезда Уфимской губернии среди старообрядцев-беглопоповцев и изложил свои наблюдения в довольно объемном очерке.

В нем даны исторический экскурс, общая характеристика способов хозяйствования, возведения жилищ, описание традиционной одежды, особенностей бытового уклада, религиозной жизни и обрядовой практики усеньчан1. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом, географическом и промышленном отношении. Письма по расколу за 1886-1889 годы.

Уфа, 1889. Южный Урал. Путевые очерки.

Исторические очерки о Дуване 1868 г. Месягутово, 1991. Источником о язьвинских старообрядцах послужили также работы И.

Кривощекова, Я. Камасинского, путевые заметки Н. Зюздинским пермякам посвящен обширный этнографический очерк Н.

Штейнфельда, в котором содержится обстоятельная информация об особенностях их расселения и хозяйствования, описывается быт. Отмечая приверженность местного населения к расколу, автор пишет: «Раскол здесь - явление положительное особенное. Зюз-динцы в течение пятисот лет православия не научились даже молитвам, не говоря уже о каких-нибудь более или менее определенных понятиях о догматах и обрядах своего вероисповедания.

Казалось бы, что для появления раскола почва здесь решительно непригодная. На самом же деле он лет пятьдесят тому назад распространился довольно сильно и держится упорно»4. Некоторые данные, позволяющие локализовать чувашские старообрядческие группы на территории Урало-Поволжья, имеются в статьях Н.

Фрагментарная информация о старообрядчестве среди мордвы содержится у известного исследователя М. Обозрение Пермского раскола так называемого «старообрядчества». Словарь географо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии.

Пермь, 1914; Камасинский Я. Около Камы. Этнографические очерки и рассказы.

Зюздинский край Глазовского уезда Н Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892. Исторический очерк.

Казань, 1912. Избранные труды. Саранск, 1966.

Другим видом использованных в настоящей работе опубликованных источников являются различные периодические издания. В печатавшиеся в них отчеты приходских священников в обязательном порядке помещались сведения о существующих расколах и сектах, иногда делалось распределение раскольников по толкам и согласиям. Особую ценность представляют личные наблюдения их составителей, так как статистика, как правило, не отличалась достоверностью.

Первые публикации о старообрядцах среди финно-угорских народов Урало-Поволжья появились именно в церковных периодических изданиях, это были работы, написанные православными священниками и имеющие преимущественно миссионерскую направленность. Несмотря на тенденциозность, они отличаются подробностью, в них рассматриваются и вопросы истории распространения раскола среди «иноверцев», и особенности их быта, и формы религиозной жизни. Следует выделить серию статей священника Н.

Блинова о коми-пермяках, где отмечается особое влияние старообрядчества на их образ жизни1. Информацию о зюздинской группе пермяков-староверов можно почерпнуть из работы протоиерея М. О группе «немоляков» писал миссионер Г.

Небольшая заметка в «Симбирских ведомостях» стала практически единственным источником сведений об одной из групп старообрядцев-чувашей4 и т. Раскол в северной полосе Глазовского уезда. Из отчета миссионера протоиерея М.

Кроме того, в диссертации активно использовались Отчет Уфимского Братства Воскресения Христова за 1898 г. Материалы Всероссийской переписи 1897 г. Привлекались «Списки населенных мест» по различным губерниям.

Фрагментарность и недостаточность имеющихся в моем распоряжении опубликованных материалов предопределила их вспомогательную, вторичную функцию. В работе гораздо более значителен объем архивной документации, во всем многообразии которой можно условно выделить несколько категорий См. Приложение III.

К первому типу относятся архивные источники статистического характера. Решение задачи полного искоренения раскола, которую ставили перед собой властные структуры, было невозможно без выяснения мест его распространения и знания количественных показателей. В этой связи на всем протяжении его существования издавалось множество предписаний, обязывающих местные городские и полицейские управления представлять точные сведения о численности раскольников и их молитвенных зданий.

Эта желаемая точность в реальной практике была практически недостижима, в силу целого ряда причин. Во-первых, естественное стремление самих старообрядцев скрыть свою конфессиональную принадлежность, как из-за преследований, так и из предубежденности против официальных записей. Во-вторых, значительный слой предпринимательской верхушки уральского общества состоял из приверженцев старой веры.

Это помимо того, что купцы и заводовладельцы были серьезно заинтересованы в дешевой и надежной рабочей силе, а потому не спешили выдавать властям истинное количество старообрядцев. В-третьих, молчание официального духовенства нередко могло быть гарантировано элементарным подкупом. Соответственно различные ведомости и отчеты, отложившиеся в архивных фондах, не несут объективной статистической информации.

Ценность их в другом. Они позволили выявить населенные пункты, где проживали старообрядцы, а иногда и их субконфессии, что было особенно актуально для почти не изученного в этом отношении Южного Урала. Подобного рода дела вкупе с современным полевым материалом легли в основу при создании карт, помещенных в приложении См.

Приложение IV. С их помощью планировались маршруты современных экспедиционных выездов.

Она ищет решения как фундаментальных проблем развития человека, эволюции и функционирования социальных систем, так и всевозможных прикладных задач. Антропологи и этнологи исследуют многообразие форм социальной жизни и культурного опыта человека с учетом его биологической природы. Их интересы охватывают широкий диапазон явлений. Это, к примеру, этнический состав населения России и мира, происхождение народов и их история, народная культура, традиции и обычаи, религиозные культы и практики, межнациональные отношения и конфликты и многое другое. В основе профессии этнолога и антрополога лежит экспедиционное, полевое исследование: непосредственное изучение жизни конкретного сообщества или этнической группы, которое именуется у антропологов включенным наблюдением. Собранный в поле материал обобщается и публикуется в научных и популярных изданиях. Распространен метод визуальной антропологии, из которой рождается этнографическое кино. Этнологи создают коллективные портреты отдельных культур и обществ.

Они обладают знанием облика разных народов и их традиций и обычаев. Они изучают материальную и духовную культуру, и эти знания используются на практике: от моды и диеты до миротворчества и дипломатии.

Все права защищены.

Условия использования информации.

Енчинов Э. Модераторы секции доктор исторических наук Мартынова Е.

Тула и доктор исторических наук Новикова Н. Институт этнологии и антропологии РАН г. Торушев Э.

Этнографы ИАЭТ СО РАН приняли участие в XV Конгресс антропологов и этнологов России

Он объединил Музей антропологии и этнографии АН СССР, Институт по изучению народов СССР. Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, член Президиума РАН академик Валерий Александрович Тишков рассказал о темах предстоящего Конгресса: российской идентичности и патриотизме, идентичности этнических сообществ, антропологии. Название: Институт этнологии и антропологии РАН. Структурное подразделение: Отдел русского народа. Руководитель структурного подразделения: Заведующий отделом – д.и.н. Александр Викторович Буганов. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук Ведущий российский исследовательский центр в области этнологии, социокультурной и физической антропологии. Основные направления нашей научной деятельности: теория и история этнографии. С 20 по 24 ноября на базе Института этнологии и антропологии РАН проходила ежегодная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», в которой приняли участие два аспиранта Московской духовной академии. Институт этнологии и антропологии РАН запустил собственный онлайн-телеканал.

Институт Этнологии и антропологии РАН

Вчера в РИА «Новости» прошел круглый стол, посвященный самоидентификации русского народа. Последние новости и мнения в области антропологии от The Scientist, самого надежного источника информации в области естественных наук. Издатель: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Институт всеобщей истории РАН: новости и события. 28 апреля в Институте российской истории РАН состоялось общее собрание Института российской истории РАН, на котором директор института д.и.н. Ю.А. Петров выступил с. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй академии наук назначен прoфессoр РАН Алексей Загребин.

У фильма "Сто лет тому вперед" рекордный уровень удовлетворенности зрителей

  • Статьи обучающихся в Альманахе Конференции молодых ученых Института этнологии и антропологии РАН
  • Уволен директор Института этнологии и антропологии РАН, за которого вступились сотрудники
  • Содержание
  • Этнографы ИАЭТ СО РАН приняли участие в XV Конгресс антропологов и этнологов России
  • Старообрядчество среди русского населения

О ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕМОРАНДУМА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ИНСТИТУТОМ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН

Доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Егорович Загребин назначен исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН — ведущего российского научно-исследовательского центра в области этнологии. Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН выиграли конкурс по созданию научных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука». Институт этнологии и антропологии РАН – ведущий научно-исследовательский центр в области этнологии, социальной и физической антропологии России. Минобрнауки освободило от должности директора Института этнологии и антропологии (ИЭА) Российской академии наук Дмитрия Функа, исполняющим обязанности назначен профессор РАН, бывший депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Загребин, сообщили RTVI два.

⭕ Минобрнауки уволило директора Института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Функа.

Должность директора института он занимал с 1989 по 2015 годы. По данным RTVI, 13 февраля в институте прошло общее собрание коллектива, на котором большинство собравшихся, в том числе Тишков, дали положительную оценку работе института. RTVI отправил запрос в Минобрнауки. А надо учиться - возрастные все, капризные, непростые, с заслугами, не ушедшие помидорами торговать в 90-е годы.......

Александр Шакариков А нужен ли вообще этот институт?

В рамках научного форума запланированы 54 секции, семь круглых столов, а также презентации новых книг и профильных научных журналов. Сайт конференции Научный форум проходит с 1995 года, в этом году мероприятие приурочено к 300-летию Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета.

Николаева Елена Николаевна Направления деятельности Библиотека Института этнологии и антропологии Российской академии наук была создана в 1944 г. В состав книжного фонда входит более 66 тыс. Комплектование библиотеки определяется основными направлениями деятельности Института. По тематике в книжном фонде библиотеки представлены следующие дисциплины: этнология, физическая антропология, археология, этнолингвистика, этногеография.

В XIX в. Костомаров видел в нем «явление умственного прогресса», а П.

Милюков пытался выявить общие корни с другими религиозными течениями и христианским сектантством5. В советский период, в соответствии с существовавшими идеологическими установками, старообрядчество рассматривалось либо с атеистических позиций, либо как форма антифеодального протеста6. Серьезные глубокие исследования появились в это время в среде рус 1 Кириллов И. Третий Рим очерк исторического развития идеи русского мессионизма. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Философия истории старообрядчества. Философские аспекты староверия. Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. Казань, 1859.

Старообрядцы и свобода совести исторический очерк. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. Религиозные гонения. Религиозные отщепенцы очерки современного сектантства. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Раскол и сектантство в России доклад В. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. В 2-х ч. Калинин, 1971.

Очерки по истории русской культуры. Старообрядчество в прошлом и настоящем. Современное старообрядчество. Зеньковский, A. Карташов 1. Ряд работ советских ученых, посвященных средневековому общественному сознанию, идеологии крестьянства, социальным утопиям и их связи со старообрядческим движением, до сих пор не утратили своего значения А. Клибанов, К. Чистов, Р. Наиболее последовательно изучением старообрядчества, его книжно-рукописной традиции занимались отечественные археографы, благодаря которым введено в научный оборот огромное количество памятников старообрядческой мысли, произведен их подробный анализ H.

Покровский, И. Поздеева, Е. Агеева, Е. Смилян-ская, Е. Сморгунова, И. Починская, А. Шашков, В. Байдин, А. Мосин, Е.

Юхименко и т. К теме старообрядчества обращались искусствоведы, филологи и собиратели фольклора О. Бахтина, Т. Гребенюк, С. Никитина, B. Кляус и др. Отказ современных исследователей от заданных схем и методологических штампов открыл новые перспективы для объективного освящения феномена старообрядчества во всех его противоречиях и многогранности. Многочисленные научные разработки нашли отражение в специализированных сборниках и периодических изданиях. В этой связи следует отметить серию «Мир старообрядчества», с 1992 года регулярно издаваемую археографической лабораторией Московского государственного университета3.

Труды ведущих и начинающих специалистов, представляющих различные отрасли знаний, сообщения краеведов и членов религиозных общин публикуются в материалах ежегодных конференций «Старообрядчество: история, куль 1 Зеньковский С. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. Собрание сочинений: в двух томах. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. Свердловск, 1987; Чистов К. I: Личность. II: Москва старообрядческая. III: Книга.

Кроме того, с 1994 года выходят журналы с таким же названием2. На сегодняшний день увидели свет уже несколько выпусков «Уральского сборника», подготовленных екатеринбургскими учеными, периодическое издание, посвященное особой группе старообрядцев - липованам появилось в Одессе3. Список можно продолжить коллективными работами под редакцией Е. Юхименко4, сборниками и монографиями, освещающими историю и культуру различных региональных групп, в том числе и Южного Урала5 и т. В контексте моего исследования особое значение имеют работы, в которых отразились исторические события , имевшие место на изучаемой территории, прежде всего, монография H. Южно-уральский регион включался лишь в немногие работы по истории и культуре всего уральского старообрядчества. В этой связи можно назвать книгу Н. Парфентьева6, в которой проанализированы поздние традиции древнерусского музыкального искусства. В последнее время образовавшаяся лакуна была существенно заполнена двумя фундаментальными трудами -«Очерками истории старообрядчества Урала и сопредельных терри Вып.

Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции. История и современность. Старообрядчество: история, культура, современность. В 2-х частях. Уральский сборник. Екатеринбург 1997; То же. Екатеринбург, 1998; То же. Екатеринбург, 1999; Липоване.

История и культура русских-старообрядцев. Одесса, 2004; То же. Одесса, 2005. Единоверческие храмы в Гуслицах. Куровское, 2001; Данилко Е. Старообрядчество на Южном Урале: Очерки истории и традиционной культуры. Уфа, 2002; Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Киев, 2004; Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки. Курск, 2005.

Парфентьев Н. Челябинск, 1994. Покровского и Н. Зольни-ковой о часовенном согласии1. В этнографическом плане наиболее комплексно на сегодняшний день исследованы материальная и духовная культура старообрядцев, проживающих на территории Пермского края Г. Чагин, С. Дильмухаметова, И. Власова, И. Кремлева, Т.

Листова, Т. Макашина , Усть-Цильмы Т. Дронова , Дальнего Востока Ю. Аргудяева , Забайкалья Ф. Особую категорию составляют монографические исследования русского населения на той или иной территории, в которых отмечалась некоторая, свойственная старообрядческой культуре, специфика. По такому принципу построены работы Е. Рихтер о русских Западного Причудья, Т. Бернштам о культуре поморов, В. Липинской об Алтайском крае3 и т.

Выделение лишь отдельных сторон культуры и быта при изучении других региональных групп старообрядцев несколько затрудняет общий сравнительный анализ, но открывает возможности для сопоставлений на частном детальном уровне. Предметно-бытовой сфере и хозяйственной деятельности бухтарминцев посвящены труды Е. Бломквист и Н. Гринковой4, уральских казаков - С. Сагнае 1 Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000; Покровский H. Пермь, 2001; Дронова Т. Сыктывкар, 2002; Аргудяева Ю. Старообрядцы на Дальнем Востоке России.

Новосибирск, 1978; Он же. Семейские: Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ, 1985; Он же. Этнографические очерки. Русское население Западного Причудья очерки истории, материальной и духовной культуры. Таллин, 1976; Липинская В. Русское население Алтайского края. Федоровой подробно рассмотрена свадебная обрядность л зауральских «кержаков» , имеются описания обрядов жизненного цикла «устьцилемов»3. Старообрядчеству посвящено немало работ зарубежных авторов Р.

Моррис, Р. Робсон, Д. Шеффел, Е. Накамура, Э. Иванец 4. Особенности взаимоотношений поколений в семьях староверов и формы общения анализируются в книге В. Плейер и статье В. Рюк-Дравина, которые отличаются оригинальным авторским подходом, но содержат множество неточностей и поверхностных выводов, что связано, на мой взгляд, с отсутствием собственных полевых исследований5. Классической работой по старообрядчеству считается монография французского религиоведа П.

Паскаля, на примере старообрядчества характеризовавшего русскую ментальность и особенности религиозности6. Как было сказано выше, следующий раздел историографического обзора составляют работы, посвященные нерусскому старообрядчеству. Традиционно исследования раскола и его значения в истории и культуре России связывались с русским народом, сложилось и закрепилось официальное мнение о моноэтничности старообрядчества. Однако по историческим свидетельствам, оно имело достаточно широкое распространение у целого ряда финно-угорских народов, с которыми были связаны многие ведущие центры на территории современных Республики Коми и Карелии, Поволжья и Урала. Первые 1 Сагнаева С. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья. Курган, 1997. Погребально-поминальный обряд «устьцилемов». Сыктывкар, 1998; Дроно-ва Т.

Мир детства в традиционной культуре «устьцилемов». Сыктывкар, 1999. Das russische Altglaubigentum: Geschihte. Darsrtellung in der Literatur. Copengagen, 1965. Marburg an der Lahn, 1966. Наиболее обширная историография принадлежит коми-старообрядцам. Первыми работами, в которых рассматривалось влияние старо-верия на быт и повседневную жизнь коми-зырян, являются очерки К. Жакова и П.

Затем в ходе комплексных исследований этнографии народов коми в 1940-1950-х гг. Белицер сбор полевого материала производился попутно и в старообрядческих селах. По результатам экспедиций были опубликованы очерки материальной и духовной культуры народов коми, в ряде случаев отмечалась и некоторая культурная специфика отдельных старообрядческих групп, хотя их конфессиональная принадлежность и особенности религиозности не являлись предметом специального рассмотрения2. Следующими к интересующей теме обратились Л. Жеребцов и Л. Лашук, в работах разных лет ими отмечалась культурная специфика групп коми, принявших «старую веру», определялись география их расселения и субконфессиональный состав. Все их работы объединяются выводом о консервативном влиянии старообрядчества на культуру зырян и на сохранение «архаических религиозных пережитков». Большой интерес представляют работы Ю. Гагарина, написанные на результатах сплошного конкретно-социологического исследования состояния религиозности сельского коми населения 1966 1 Жаков К.

К вопросу о составе населения в восточной части Вологодской губернии. Белицер В. Сыктывкар, 1960. Сыктывкар, 1961. Задачами исследования были выявление степени сохранности религиозных представлений и их особенностей у старообрядцев. Основным выводом было заключение о скором «вымирании» старообрядчества1. Планомерные и последовательные исследования на Печоре, Вычегде и Вашке начались уже с 1980-х гг. Сыктывкарскими учеными А. Власов, Ю.

Савельев, Е. Прокураторова, Т. Канева, Т. Волкова, Т.

Наши проекты

  • Старообрядчество среди русского населения
  • Институт археологии и этнографии
  • НОЦ «Большой Алтай» поздравляет Институт этнологии и антропологии РАН с юбилеем
  • Институт этнологии и антропологии ран.
  • Институт этнологии и антропологии РАН возглавил экс-депутат Госдумы

В Минобрнауки подтвердили увольнение директора ИЭА РАН

Обсуждались проблемы миграционного учета иностранных граждан в России. За активную работу по совершенствованию законодательства, регулирующего государственную политику в сфере миграции и гражданства, наши сотрудники награждены благодарственными грамотами руководителя Управления Т. Тишкова и А. География мониторинга обширна — Чукотка и Кавказ, Сибирь и Поволжье, новые регионы, в написании статей участвовало более 60 авторов. Сборник открывается статьёй акад. РАН В.

Тишкова «Российское общество: этнополитические процессы и вызовы». В ней, в частности, автору «представляется реальной и жизненной формула для России как «нации наций», которую следует поддерживать и утверждать среди россиян». Рассматривая проблему российской идентичности, В. Тишков пишет, что «следует признать и поддерживать двойную или ещё более сложную идентификацию наших граждан по стране, своей национальности и религии, краю-региону рождения и проживания». Особенность деятельности этих подразделений в том, что они территориально расположены обособленно от другой части коллектива ИЭА, занимая цокольный этаж жилого дома.

Однако это не мешает их успешной и продуктивной работе, каких-либо переживаний об «оторванности» от коллектива Института у них не возникает. За чаепитием состоялся оживлённый и заинтересованный разговор о состоянии дел, полученных результатах, ближайших задачах и, конечно, сопутствующих проблемах. Своими оценками и предложениями поделились С. Васильев, Е. Веселовская, Е.

Данилко, В. Слискова, Н. Хохлов, другие сотрудники. Терентьев г. Одной из важных дискуссионных тем здесь остается языковой вопрос.

В настоящее время до конца не прояснилась реальная языковая ситуация, поскольку перепись населения может пройти только после завершения специальной военной операции. Автор замечает, что в общественном и медийном пространстве новых регионов циркулируют противоречивые мнения по этому вопросу. При этом представителям народов, проживающих в этих регионах, государство гарантирует право на сохранение родного языка.

Тула и доктор исторических наук Новикова Н. Институт этнологии и антропологии РАН г. Торушев Э. Модераторы доктор этнологии Ph. D Беляева-Сачук В.

Достоевского «Современное состояние антропологического и этнологического образования в России» Дин Хун — вице-президент Китайской ассоциации этнологии «Академические связи между Китаем и Россией в развитии этнологии» Крадин Николай Николаевич — академик РАН, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН «Третья научная революция в археологии и перспективы изучения тунгусо-маньчжурской проблемы» Гренобль Ленора — главный научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Чикагский университет, Северо-Восточный университет им. Аммосова «Лингвист как случайный этнограф: встречи в тайге» Султангалиева Гульмира Салимжановна — д. Программа мероприятия включала в себя 62 секции и круглых стола, посвященных актуальным проблемам мировой антропологии. Круг освещаемых тем был необычайно широким. В течение нескольких дней ученые из самых разных уголков нашей страны и стран СНГ рассказывали о празднично-обрядовой культуре народов мира, этнокультурной памяти и социальном мифотворчестве в контексте исследований идентичности, этнических меньшинствах в условиях фронтира, комплексности и многомерном подходе в изучении этнической истории и т.

В поздравлении также отмечен вклад ведущих специалистов Института этнологии и антропологии в реализацию научных проектов по изучению истории и культуры тюркского населения Южной Сибири и Центральной Азии совместно с НОЦ «Большой Алтай». Сергей Землюков пожелал всем сотрудникам Института крепкого здоровья, благополучия, новых научных проектов и открытий.

Другие новости раздела

  • ИАЭТ СО РАН
  • Старообрядчество среди русского населения
  • Российский государственный гуманитарный университет - Учебно-научный центр социальной антропологии
  • НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ : Интервью с директором Института этнологии и антропологии РАН Валерием Тишковым

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий