Спустя 10 лет после трагедии Мэтт Басби привел «Манчестер Юнайтед» к победе в Кубке чемпионов, на поле в составе команды вышли выжившие в мюнхенской катастрофе Бобби Чарльтон и Билл Фоулкс. Чемпион Англии 1952, 1956 и 1957 гг. Обладатель Кубка страны 1948 г. После ответного четвертьфинального матча Кубка европейских чемпионов с «Црвеной Звездой» в Белграде команда «Манчестер Юнайтед» чартерным рейсом возвращалась домой через Мюнхен. Мюнхенская катастрофа «Манчестер Юнайтед»6 февраля 1958 года самолёт с игроками, сотрудниками футбольного клуба "Манчестер Юнайтед", журналистами и другими.
Последний полет «Манчестер Юнайтед»: 60 лет мюнхенской катастрофе
6 февраля 1958 года, самолет, перевозивший игроков и персонал Манчестер Юнайтед, а также нескольких журналистов и болельщиков, разбился во время урагана после третьей неудачной попытки взлететь с мюнхенского аэродрома. Они прославились не только благодаря юному возрасту и одарeнности, но и потому, что все были выращены «Манчестер Юнайтед», а не куплены готовыми мастерами у других клубов. Мюнхенская трагедия В феврале 1958 года в авиакатастрофе в Мюнхене погибли члены легендарной футбольной команды «Манчестер Юнайтед», а также журналисты и персонал клуба. В 1968-м «МЮ» в финале разделался с португальской «Бенфикой», разгромив ее на «Уэмбли» со счетом 4:1. Вскоре после той эпохальной для «Манчестера» победы Мэтт Басби был посвящен в рыцари.
Юнайтед. Мюнхенская трагедия
Самолёт уже начал разгоняться, но Кен нажал на тормоз. Спустя 40 секунд мы остановились. Джеймс Тейн, капитан авиалайнера После второй неудачной попытки пассажиры покинули самолёт и отправились в зону отдыха аэропорта. К тому времени погодные условия ухудшились, пошёл снег.
Многие футболисты посчитали, что полёт отменят, но спустя 15 минут людей пригласили на борт. Защитник «Манчестер Юнайтед» Билл Фоулкс вспоминает: билл фоулкс Мы играли в карты почти всю дорогу от Белграда до Мюнхена, и я помню, что когда мы вышли из самолёта, было очень холодно. Через четверть часа нас опять попросили вернуться на борт.
Мы зашли, но уже никто не играл в карты… Я положил колоду в карман и откинулся назад в ожидании третьей попытки. Последующие события описывает капитан самолёта Тейн: Я сказал Кену, что нам исправили двигатели, и что я контролирую дроссели. Кен открыл их на 28 позиций.
Двигатели работали устойчиво, и мы тронулись вперёд. Он продолжал открывать заглушки, я помогал ему, пока они не были полностью открыты. Он сказал: «Полный вперёд!
Затем я снова заметил проблему с двигателями и сказал об этом ему. Он закрыл дроссели. Я взглянул на спидометр и увидел цифру 105, она была нестабильна.
Когда она добралась до отметки 117, я сказал в рацию: «Велосити 1! Наш полёт в опасности! Внезапно скорость упала до 112, а затем до 105.
Кен закричал: «Боже! Мы не справляемся! Я взглянул вперёд и увидел снег, дом и дерево рядом с аэродромом.
В результате самолёт не смог набрать нужной высоты, «зацепился» за неубранный снег в конце взлётной полосы, пробил ограждение и врезался в дом, в котором жила семья из 6 человек люди спаслись. Из-за столкновения произошло возгорание и последующий взрыв, вследствие чего 21 человек погиб на месте. В опасной ситуации героически проявил себя вратарь «Манчестер Юнайтед» Гарри Грегг, который вытащил из обломков несколько людей: Бобби Чарльтона, Мэтта Басби, Денниса Вайоллета и беременную женщину с дочерью.
После дозаправки самолета пилоты предприняли две попытки взлета, но прервали обе из-за повышенных колебаний в левом двигателе. Не желая сильно отставать от графика, командир экипажа отказался остаться в Мюнхене на ночь, решив предпринять третью попытку взлета. К моменту третьей попытки взлета начался сильный снегопад, из-за чего ближе к концу взлетной полосы скопилось много снежной каши.
Войдя в нее, авиалайнер потерял скорость, необходимую для осуществления взлета, пробил забор в конце взлетно-посадочной полосы и врезался левым крылом в дом, стоявший неподалеку. Из 44 человек, находившихся в самолете, 21 погиб мгновенно, а многие другие потеряли сознание. Опасаясь возможного взрыва авиатоплива, командир воздушного судна скомандовал оставшимся пассажирам и членам экипажа выбираться из самолета и отойти на безопасное расстояние.
Несмотря на это, вратарь «Манчестер Юнайтед» Гарри Грегг помогал раненым выбираться наружу.
А в составе блестали двое выживших в той страшной трагедии: Бобби Чарлтон и Билл Фоулкс. Кстати, Бобби перед полётом поменялся местами со своим одноклубником Томми Тейлором.
Томми считал, что на месте будущего сэра сидеть безопаснее. Судьба решила иначе. Тейлор, считавшийся одним из лучших форвардом тех лет погиб на месте.
Командира экипажа Джеймса Тейна, пережившего крушение, почти сразу уволили из авиакомпании. Он завершил карьеру пилота, занявшись фермерством. На протяжении десяти лет руководство аэропорта Мюнхена судилось с Тейном, настаивая на его вине.
Самолет снес жилой дом, находящийся неподалеку, левым крылом. Далее левая часть кабины самолета врезалась в дерево. Правым бортом судно въехало в ангар, где стоял грузовик с горючим, которое воспламенилось. На месте погибло 21 человек, из которых семь игроков «Манчестер Юнайтед». Еще один футболист команды Дункан Эдвардс скончался позже в больнице.
Наставник команды Мэтт Басби был спасен.
Ровно 63 года назад в авиакатастрофе под Мюнхеном разбилась легендарная команда «Манчестер Юнайтед»
Он сказал: «Полный вперед! Он закрыл дроссели. Я взглянул на спидометр и увидел цифру 105 и она была нестабильна. Когда она добралась до отметки 117, я сказал в рацию: «Велосити 1! Наш полет в опасности! Внезапно скорость упала до 112, а затем до 105. Кен закричал: «Боже! Мы не справляемся!
Я взглянул вперед и увидел снег, дом и дерево рядом с аэродромом». Самолет задел дом, который сразу загорелся. В его центре лежало то, что совсем недавно было его серединой. Фюзеляжем задело дерево. Взорвались, находившиеся рядом с домом бочки с горючим. Билл Фоулкс помнит все это: «Задняя часть самолета просто пропала. Я выбежал так быстро, как смог.
Я просто бежал и бежал. Затем я развернулся и осознал, что самолет не будет взрываться и вернулся. На той дистанции я мог видеть горящие остатки самолета. Я побежал назад. Роджер Берн был пристегнут к своему креслу, Бобби Чарльтон лежал неподвижно в другом сиденье. Затем появился Гари Грегг и мы начали искать тех, кому еще можно было помочь». Два одноклубника помогли Мэту Басби, который был тяжело ранен, Бобби Чарльтон поднялся и пошел помогать нам.
Всех раненых отвезли в больницу Rechts de Isar в Мюнхене. Это было за день до того, как мы осознали величину трагедии. Мы зашли в палату и увидели Мэта Басби с кислородной маской, и Дункана Эдвардса, который был очень тяжело ранен, и Бобби Чарльтона с перевязанной головой, Джеки Бланчфлауэра с перевязанной рукой и порезанным лицом. Альберт Сканлон лежал с закрытыми глазами. Я поговорил с медсестрой и она сказала, что у Дункана больше шансов выжить, чем у Джонни… Мы подошли к постели Фрэнка Тейлора — он был единственным журналистом в палате. Он спросил, не хотим ли мы выпить с ним пива. Как и мы, он не до конца понимал, что случилось вчерашней ночью.
Когда мы уже хотели уходить, я спросил медсестру о том, где можно увидеть остальных ребят. Она выглядела смущенной, поэтому я снова спросил: «Где остальные уцелевшие? Она ответила: «Остальные? Нет никаких остальных, они все здесь. Только тогда мы осознали чудовищность произошедшего. Детей Басби больше не существовало». Дункан Эдвардс и Джонни Берри были смертельно ранены и боролись за свои жизни.
Мэт Басби получил многочисленные ранения и был единственным служащим Клуба, кто выжил. Погиб один из капитанов самолета.
В итоге самолет пробил забор, огораживающий взлетное пространство, а затем врезался в расположенное неподалеку строение. Погибшие На борту Airspeed находилось 44 человека, 21 из которых погиб на месте, а еще двое скончались в больнице. Дункан Эдвардс скончался в больнице 21 февраля. Выжившие Главному тренеру Мэтту Басби, как и нескольким игрокам, удалось выжить.
Выжил и Джеки Бланчфлауэр, завершивший после этого из-за полученных травм игровую карьеру, а Джонни Берри повесил бутсы на гвоздь из-за психологических проблем.
Мюнхенская трагедия» : В феврале 1958 страшная авиакатастрофа в Мюнхене унесла жизни членов легендарной футбольной команды «Манчестер Юнайтед», а также персонала клуба и нескольких журналистов. Погибшие спортсмены были известны по всему миру, их называли по фамилии главного тренера — «малыши Басби».
Они были молоды — средний возраст игроков составлял 22 года — и подавали большие надежды.
Заключительным эпилогом аварии стало 23 гибели. Несмотря на неудачи того сезона, «Юнайтед» продолжил выступать в Европе, но проиграл «Милану» в полуфинале Кубка европейских чемпионов. Разумеется, эта утрата отразилась далеко за пределами Манчестера. Это потрясло футбольное сообщество, объединив болельщиков по всему миру в скорби и солидарности. Дань посыпалась отовсюду, почти все знаменитости публично выразили соболезнования и отдали дань памяти погибшим. Столкнувшись с трагедией, футбольный мир объединился. Для «Манчестер Юнайтед» последствия мюнхенской авиакатастрофы стали периодом глубокой печали.
Посреди всепоглощающего горя клуб нашел силу в единстве, объединившись, чтобы почтить память своих павших товарищей. Всего через тринадцать дней после трагедии они снова вышли на поле боя, что стало символом неповиновения перед лицом невзгод. Несмотря на потерю ключевых игроков, он отказался смириться с трагедией и продолжал храбро соревноваться.
Умер капитан «Манчестер Юнайтед», переживший авиакатастрофу
64 года назад произошла Мюнхенская трагедия. Шестого февраля 1958 года в Мюнхене произошла авиакатастрофа, в которой разбился самолет Манчестер Юнайтед. Чемпион Англии 1952, 1956 и 1957 гг. Обладатель Кубка страны 1948 г. После ответного четвертьфинального матча Кубка европейских чемпионов с «Црвеной Звездой» в Белграде команда «Манчестер Юнайтед» чартерным рейсом возвращалась домой через Мюнхен. 6 февраля 1958 года самолёт с игроками, сотрудниками футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», журналистами и другими пассажирами на борту попал в. 60 лет назад в футболе произошла одна из самых известных трагедий: самолет с английской командой «Манчестер Юнайтед» разбился в аэропорту Мюнхена. Буквально по крупицам «Манчестер Юнайтед» собирался с нуля, где роль вожаков взяли на себя выжившие в мюнхенской катастрофе Бобби Чарльтон и капитан Билл Фоулкс.
Трагедия «Манчестер Юнайтед» 1958 года
Мюнхенская трагедия 1958 года. Мюнхенская трагедия» — яркий пример истиной трагедии, которая скрыта не только в названии. На этом кровавый счет мюнхенской трагедии остановился — погибли 22 человека, в том числе 8 футболистов, тренер, секретарь команды и один из директоров «Манчестер Юнайтед», 7 спортивных корреспондентов, стюардесса, один югославский пассажир и капитан Рэймен.
мюнхенская авиакатастрофа 1958г
Манчестер Юнайтед – Бёрнли – 1:1. Обзор матча и видео голов | Многие любители футбола, слышали о мюнхенской трагедии, как невероятно сильный и чемпионский состав Манчестера Юнайтед, разбился в авиакатастрофе. |
Авиакатастрофа в Мюнхене. Что стало с выжившими «малышами Басби»? | Мюнхенская трагедия (2011) смотреть онлайн трейлеры и описание, интересные факты и дополнительные материалы на сайте онлайн-кинотеатра Иви. |
Манчестер Юнайтед - Бёрнли: смотреть онлайн, прямая трансляция 27 апреля 2024 | Футбол 24 | 6 февраля 1958 года самолёт с игроками, сотрудниками футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», журналистами и другими пассажирами на борту попал в. |
Помни! 60 лет со дня Мюнхенской трагедии | Многие любители футбола, слышали о мюнхенской трагедии, как невероятно сильный и чемпионский состав Манчестера Юнайтед, разбился в авиакатастрофе. |
Мюнхенская Трагедия
Авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года — авиационная катастрофа, произошедшая 6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхен-Рим (ФРГ). Для «Манчестер Юнайтед» последствия мюнхенской авиакатастрофы стали периодом глубокой печали. 51 год назад самолет, на котором МЮ возвращался домой с матча Кубка Чемпионов, потерпел крушение в Мюнхене. На этом кровавый счет мюнхенской трагедии остановился — погибли 22 человека, в том числе 8 футболистов, тренер, секретарь команды и один из директоров «Манчестер Юнайтед», 7 спортивных корреспондентов, стюардесса, один югославский пассажир и капитан Рэймен. Авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года — авиационная катастрофа, произошедшая 6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхен-Рим (ФРГ).
Событие, изменившее историю «Манчестер Юнайтед». 65 лет со дня Мюнхенской трагедии
Как один из немногих выживших, Чарльтон вместе с менеджером Мэттом Басби горел желанием завершить миссию клуба и выиграть турнир. Через десять лет после катастрофы Чарльтон в качестве капитана клуба завоевал трофей на «Уэмбли», когда «МЮ» победил «Бенфику» в финале со счетом 4:1. Бобби забил первый и последний гол в том матче. Но когда футболист пошел за трофеем, на его лице не наблюдалось радости. Чарльтон не участвовал в торжествах и искал утешение в раздевалке, пока его товарищи по команде праздновали победу на поле. Игрок вспоминает, что его настигло чувство опустошения.
Ключевой игрок для «МЮ» Бобби присоединился к «красным дьяволам» в возрасте 14 лет, играл против взрослых фабричных рабочих. Перед дебютом за «МЮ» у молодого футболиста болела лодыжка, но он все равно рвался на поле. Чарльтон преодолел недуг и отличился дважды. Бобби помог «Юнайтед» завоевать чемпионский титул в первом сезоне и стал важным «винтиком» великой команды «Малыши Басби», которая в подавляющем большинстве состояла из молодых игроков, выросших в академии клуба. Молодые игроки — это «Манчестер Юнайтед.
В 1949 году Мэтт Басби привлек юных футболистов, что было неслыханно в расцвете футбола, никто не мог этого понять. Чарльтон, известный своей энергией, изяществом, силой и поставленным ударом, провел 17 лет в «Юнайтед».
Люди просто ходили по нам. Я была в шоке, я не понимала, что происходит», — рассказала женщина, выжившая в давке. Выбегавшим наружу сразу оказывали помощь: к месту происшествия были стянуты значительные силы полиции и спасателей. Местных жителей попросили обращаться в неотложку только в случае крайней необходимости. Ближайший автовокзал Виктория закрыли, и люди стали разбредаться кто куда.
Бармен одного из расположенных рядом пабов рассказывает: «Все были в панике... У одной женщины на улице случился сердечный приступ». Материалы по теме: 23 мая 2017 Пострадало много подростков — Гранде популярна у молодежи. Очевидцы сообщали, что видели детей и подростков без родителей, ждавших, когда за ними приедут родные.
Из 44 человек погибли 23, ещё 19 получили ранения. Далее — короткое видео о случившемся. Однако для некоторых травмы оказались слишком серьёзными.
Самолет снес жилой дом, находящийся неподалеку, левым крылом. Далее левая часть кабины самолета врезалась в дерево. Правым бортом судно въехало в ангар, где стоял грузовик с горючим, которое воспламенилось. На месте погибло 21 человек, из которых семь игроков «Манчестер Юнайтед». Еще один футболист команды Дункан Эдвардс скончался позже в больнице. Наставник команды Мэтт Басби был спасен.
Разбившиеся надежды "малышей Басби": 57 лет со дня мюнхенской авиакатастрофы
"Манчестер Юнайтед" вспоминает жертв мюнхенской трагедии | Но несмотря на это, "Мюнхенская трагедия" получилась вполне качественным фильмом и достойным внимания. |
Вечная боль Манчестера. Звезда и гибель «мальчиков Басби» | 64 года назад произошла Мюнхенская трагедия. Шестого февраля 1958 года в Мюнхене произошла авиакатастрофа, в которой разбился самолет Манчестер Юнайтед. |
«Это был печальный день. Мы ощущали свое бессилие перед трагедией» | 64 года назад произошла Мюнхенская трагедия. Шестого февраля 1958 года в Мюнхене произошла авиакатастрофа, в которой разбился самолет Манчестер Юнайтед. |
Юнайтед. Мюнхенская трагедия | 60 лет назад в футболе произошла одна из самых известных трагедий: самолет с английской командой «Манчестер Юнайтед» разбился в аэропорту Мюнхена. |
Юнайтед. Мюнхенская трагедия 2011 смотреть онлайн
Я побежал обратно и увидел Гарри Грегга с младенцем на руках. Я никак не мог понять, откуда мог взяться этот ребенок. Потом я увидел Мэтта Басби и других ребят. Прибыла машина скорой помощи. Мы поместили сэра Мэтта на носилки. Бобби сидел в своем кресле. Потом он поднялся и просто стоял, ошеломленный произошедшим. Деннис Виолет и Джэки Бланчфлауэр тоже там были.
Мы отправились в больницу. Я помню, как спросил доктора: "А где другие ребята? Их направили в другую больницу? Доктор ответил: "Нет, здесь только одна больница". И тогда я понял, что остальные погибли. Это было ужасно. Почему они решили взлетать?
Я не знаю… Почему они пришли к этому решению… Почему не сказали: "Ну все, мы взлетаем завтра, когда погода улучшится".
Средний возраст игроков составлял 22 года. Их называли «малыши Басби» по фамилии главного тренера.
Current manager Jose Mourinho and captain Michael Carrick laid wreaths. Служба, посвященная 60-летию авиакатастрофы в Мюнхене, в результате которой погибли 23 человека, в том числе восемь игроков «Манчестер Юнайтед». Катастрофа 6 февраля 1958 года произошла после возвращения «Юнайтед» из Кубка Европы в Белграде. Восемь игроков, три сотрудника клуба, восемь журналистов, два члена экипажа и два пассажира погибли. Служба «Олд Траффорд» включала минутное молчание в 15:04, время крушения. Мюнхенская авиакатастрофа и прачечная Man Utd Тысячи поклонников вышли на церемонию.
Манчестер Юнайтед пригласил владельцев абонементов старше 65 лет, но сказал, что все сторонники приветствуются.
Его партнер капитан Джеймс Тейн James Thain , управлял самолетом до этого, так что теперь они поменялись ролями. В 14-31 вышке аэропорта сказали, что 609 ZULU тронулся и капитан Джеймс Тейн, уже позже после катастрофы, описал, что произошло дальше: «Кен открыл дроссели, которые были между нами, в позицию «полностью открыты» и мы синхронно нажали на необходимые рычаги, открыв дроссели до конца.
Я скомандовал: «Полный вперед! Двигатели работали очень неровно. Самолет уже начал разгоняться, но Кен нажал на тормоз.
Спустя 40 секунд самолет уже стоял на месте». Дункан Эдвардс послал телеграмму своей домохозяйке в Манчестер. В ней он говорил о задержке.
Телеграмма была доставлена уже после катастрофы в 17-00. Итак, мы получили разрешение на вторую попытку, но и во второй раз случилась та же проблема — двигатели глохли. Пока самолет дозаправляли, пассажиры пошли выпить немного кофе».
Вспоминает защитник Билл Фоулкс: «Мы играли в карты почти всю дорогу от Белграда до Мюнхена, и я помню, что когда мы вышли из самолета, было очень холодно. После первой неудачной попытки взлета я заметил, что некоторые из пассажиров начали немного волноваться, когда же не удалась вторая попытка, то все смолкли. Через четверть часа нас опять попросили зайти в самолет.
Мы зашли в самолет, но уже никто не играл в карты … Я положил колоду в карман и откинулся назад в ожидании третьей попытки. Я сидел примерно в середине самолета рядом с окном. Дэвид Пегг встал и сказал: «Мне не нравится здесь, здесь не безопасно» и ушел назад к остальным игрокам.
Я видел, как Фрэнк Свифт тоже ушел назад. Остальные сидели неподалеку от меня». Капитаны обсуждали проблему с техническим служащим аэропорта, и в 15-03 609 ZULU начал третью попытку.
Капитан Тейн так описывает ее: «Я сказал Кену, что нам исправили двигатели, и что я контролирую дроссели. Кен открыл их на 28 позиций. Двигатели работали устойчиво, и мы тронулись вперед.
Он продолжал открывать дроссели, я помогал ему, пока они не стали полностью открыты. Он сказал: «Полный вперед! Он закрыл дроссели.
Я взглянул на спидометр и увидел цифру 105 и она была нестабильна. Когда она добралась до отметки 117, я сказал в рацию: «Велосити 1! Наш полет в опасности!
Внезапно скорость упала до 112, а затем до 105. Кен закричал: «Боже! Мы не справляемся!
Я взглянул вперед и увидел снег, дом и дерево рядом с аэродромом». Самолет задел дом, который сразу загорелся. В его центре лежало то, что совсем недавно было его серединой.
Фюзеляжем задело дерево. Взорвались, находившиеся рядом с домом бочки с горючим. Билл Фоулкс помнит все это: «Задняя часть самолета просто пропала.
Откройте свой Мир!
Все футболисты были выращены «Манчестер Юнайтед», а не куплены готовыми мастерами у других клубов…. После страшной трагедии от сильнейшей команды Европы остались крупицы — всего два игрока основного состава. Но помощник тренера Джимми Мерфи проявил необычайно мужество и восстановил разрушенную до основания великую команду.
Весьма подходящий способ описать трагическую ситуацию: человек, который в 1958 году выжил в страшной катастрофе, хотел закончить с футболом, но вернулся, чтобы привести свою сборную к самому великому триумфу в истории в 1966 году. Бобби Чарльтон родился 11 октября 1937 года в горнодобывающем поселке Ашингтон и прожил всю жизнь в Манчестере. Именно здесь игрок вышел на пик футбольной популярности, стал лучшим бомбардиром клуба и сборной. Чарльтон завершил карьеру в 1980 году, а затем перешел в совет директоров «МЮ». Удивительная преданность клубу. Но в 1958 году жизнь Бобби могла оборваться. Мюнхенская трагедия 1958 года На момент ужасной катастрофы Чарльтону исполнилось всего 20 лет, он стал одним из самых молодых футболистов «Юнайтед». Команда возвращалась в Манчестер из Белграда и остановилась для дозаправки в Мюнхене.
После двух неудачных попыток набрать высоту самолет врезался во взлетно-посадочную полосу, в результате чего погибли 23 человека. Чарльтон был последним выжившим, которого нашли. Игрок оказался пристегнутым к своему креслу, когда его обнаружили неподалеку от обломков самолета. Чарльтон отделался глубоким порез головы и его доставили в больницу. Когда Бобби проснулся на следующий день, то услышал список погибших.
Они прославились не только благодаря юному возрасту и одарённости, но и потому, что все были выращены «Манчестер Юнайтед», а не куплены готовыми мастерами у других клубов. Вопреки трагедии, молодой помощник тренера Джимми Мерфи проявил необычайное мужество и силу духа и по крупицам восстановил разрушенную практически до основания великую команду….
Однако позже было установлено, что самолет упал из-за большого количества снега на взлетной полосе, из-за чего воздушное судно не смогло подняться в воздух. В церемонии смогут принять участие все желающие, почтить память жертв авиакатастрофы также приглашены сотрудники клуба и специальные гости, среди которых будут члены семей погибших. В 15:04 по местному времени будет проведена минута молчания, затем слово будет предоставлено директорам клуба сэру Алексу Фергюсону, Майклу Эделсону и Эдварду Вудворду. К слову, только спустя десять лет после трагических событий футболисты "МЮ" смогли выиграть Кубок европейских чемпионов, исполнив мечту своего наставника Басби.