Мазохизм: что это такое, причины психологического состояния, проявления мазохиста, способы коррекции.
Женщины мазохистки
Глава Харьковского отделения и член правления Ассоциации «Теурунг»тм Опыт психологической практики более 7 лет. Индивидуальное консультирование, психоанализ и сексология — 7 лет. Практика групповой психоррекции — более 5 лет. Ведущий программ: «Судьбоанализ.
Но что же это за проявление и почему людям с проявлением мазохистских черт так тяжело живется? Кто такой мазохист? Исходя из психологических исследований, можно сказать, что мазохист - это человек, который в течение всей своей осознанной жизни, начиная с раннего детства, был ущемлен, что привело к унижению собственной ценности и значимости. Такая категория людей вовсе не обращает или мало внимания обращает на собственную жизнь, им проще "служить" посторонним людям. Наивысшее наслаждение для мазохистов - это испытывать гордость за перенесенные унижения, страдания и ограничения себя в чем-либо.
Предполагаю, что каждый из нас встречал большое количество людей в особенности это коснулось старшего поколения для которых моральный и физический дискомфорт - это не повод предпринять какие-то действия для устранения не желаемого. Даже наоборот, многие готовы больными и еле стоящими на ногах плестись на работу, чтобы все увидели их боль и оценили жертвы. Звучит парадоксально! Причины зарождения мазохизма Каждый человек хочет получать любовь и осознавать свою значимость. Но зачем же мазохистам ступать на столь сложный путь и что побуждает их к страданиям? Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться к истокам и проанализировать, как начинался путь будущего мазохиста. Каждое дитя, рожденное на этот свет, желает быть нужным, любимым и очень ценным для своей семьи, а также несет в себе надежду на собственное волеизъявление и проявление желаний. В том случае, если малыш рождается в семье, где хотя бы один из родителей не готов или не способен растить дитя, которое способно выразить свои предпочтения и желания, последствия не заставят себя ждать.
Серию видео — ответов ведет Александр Стогний. Глава Харьковского отделения и член правления Ассоциации «Теурунг»тм Опыт психологической практики более 7 лет. Индивидуальное консультирование, психоанализ и сексология — 7 лет. Практика групповой психоррекции — более 5 лет.
Переживания мазохистов не ограничиваются только физической болью. Им нравится ощущать и душевную боль.
Они получают удовольствие от стыда, подчиненности, унижения и собственной беззащитности. Сексуальный контакт в мазохизме совсем не обязателен. Иногда мазохисты даже не обнажаются. Ведь для него важно, чтобы вся власть и контроль над подчиненным были сосредоточены в его руках, а при соитии партнеры могут оказаться на равных. Но у некоторых мазохистов секс является частью их совместной жизни, они могут жить вместе или быть мужем и женой. Сексологи утверждают, независимо от того, есть между партнерами секс или нет, мазохизм тесно связан с сексуальностью.
Если ребенка в детстве родители наказывали физически или внушали ему, что секс - это что-то постыдное, то во взрослой жизни он продолжает чувствовать, что сексуальные импульсы заслуживают наказания. Боль и унижение, которые он получает от партнера, становятся для него своего рода индульгенцией, чтобы испытать наслаждение. Благодаря подчиненному положению мазохист полностью снимает с себя ответственность за свое поведение и секс, который с детства являлось для него чем-то недозволенным и постыдным.
Что такое мазохист? Как становятся мазохистами?
Во-вторых, пересмотрите свои консервативные взгляды и попробуйте пойти на компромисс. В любом случае такой сексуальный опыт не навредит вам, просто уточните, что не приемлете боль и удары плетью на своем теле. Мазохист - это не всегда психопат, жаждущий безумной боли. Я мазохист: страхи и предрассудки Разобравшись, кто такой мазахист, вы пришли к страшному выводу, что вы сами являетесь мазохистом? Возможно, вы яростно гнали эту мысль от себя, покупая очередной кожаный корсет для своей подруги и плеть. Вы считали, что это просто игра, а на деле оказался фетиш.
И теперь вы не можете получить удовлетворение без ощущения боли и унижения. Нет ничего плохого, если эта наклонность проявляется в легкой форме. Каждая пара жаждет разнообразия в сексе, особенно этому склонны мужчины. Тревогу необходимо бить, когда вы переходите грань легкой боли и безумного унижения. Парень, который жаждет проникновения с элементами насилия — это, как ни печально, диагноз.
Лучше на ранних стадиях признаться в этом и обратиться к специалисту. Важно найти поддержку у партнера, который войдет в положение, а не будет развивать кучу комплексов. Мазохизм в жестких проявлениях - это болезнь, которую нужно лечить. Теперь вы перестанете задавать вопрос: «Мазохист это кто», - и не исключено, что посмотрите на эту проблему совсем с другого ракурса.
При всем этом у ребенка все же остается шанс получить полноценное внимание от матери. Это моменты, когда ему плохо. Причины такого состояния могут быть разными — от ударов во время падений до болезней. В таких случаях ребенок получает не только внимание, но и жалость, заботу, опеку и «почти любовь», которые в дальнейшем стимулируют его к проявлению пассивности. Знакомая для многих ситуация с детства, когда ребенок болеет.
Мать, жалея его, не только обеспечивает за ним полноценный уход, но и демонстрирует жалость, поощряя доступными способами психологическую слабость ребенка. В подобной ситуации дети слышат что-то вроде: «Заболел? Посиди сегодня дома, не иди в школу, а я тебе куплю что-нибудь сладкое».
Токсичный маскулизм с во всей красе Вообще, если подумать, некоторые люди становятся бомжами вовсе не из-за каких нибудь неудач в жизни, а из-за желания отречься от привычного образа жизни. Ведь зачем работать 8 часов каждый будний день и заботиться о своем доме? Можно спокойно все это отбросить и начать жить в помойках. Ну подумаешь, грязь и вонь. Зато ни работы, ни заботы! Зачем оно нужно, если обезьяны, которые не эволюционировались, живут себе в удовольствие. Зачем тратить много времени и усилий на чтение умных книжек, от которых ты можешь еще заработать депрессию. Давайте вообще вернемся в джунгли и начнём лазить по деревьям, кушая бананы. Тем не менее, сегодня я хочу поговорить с вами о мазохизме. О том, что мазохизму может быть подвергнут каждый. Даже сами того не осознавая, мы подвергаем себя каждый день мазохизму ради получения какого-либо удовлетворения для нашего мозга. Либо какого нибудь извращенца вроде Мистера Мазохиста из Южного Парка. Либо спятившихся девушек вроде Даркнесс из Коносубы. При этом мы не подозреваем, что мазохистом может стать и здравомыслящий на вид человек. Ведь казалось бы, что вам мешало не заходить на DTF, если вы сами осознаёте в ней токсичность? Почему вам так нравится сидеть на токсичным местах вроде Двача? Вы ведь подзаработаете стресс, бессоницу. Не проще ли вообще не заходить на подобные места и заняться любимым делом? Однако мы все равно туда тянемся. Что вам мешает бросить пить и курить? Ведь вы можете таким образом сэкономить себе кучу денег на получение дополнительного образования и переезда в другую страну. Почему вы, имея низкооплачиваемую работу, не стремитесь повышать свою квалификацию? Ответ прост — мазохизм. В каждом из нас живет маленький мазохист, который требует от нас мучений и страданий. Мы все немножечко мазохисты. Мы испытываем моральное удовлетворение от пребывания в токсичной атмосфере, от унижений и битья, а то и вовсе от изнашивания нашего с вами организма. Мы даже сами того не подозревая занимаемся мазохизмом, так как наше подсознание это просит. Нам нравится заниматься деградацией и саморазрушением ради получения острых ощущений. Ведь через мазохизм мы быстро получаем новую дозу дофамина, в то время как саморазвитие не приносит его в краткосрочной перспективе. Некоторые люди предполагают, что мазохизм проявляется во многом из-за генетической предрасположенности, хотя я куда больше склонен думать, что мазохизм проявляется в результате психологических травм и воспитания. Обычно люди, которые выросли в строгих семьях с системой наказания, уже в зрелом возрасте имеют предрасположенность к мазохизму. В зрелом возрасте, когда мы совершаем какую нибудь ошибку, мы испытываем невероятно огромное чувство стыда, и у нас появляется потребность в наказании. Мы очень хотим, чтобы кто-то нас наказывал за плохое поведение. И это впоследствии сказывается на сексуальной жизни. Как правило, такие люди ещё больше хотят принимать участие в БДСМ практике как в роли мазохиста, так и в роли садиста. И последний пункт также выливается от психологических травм. Ведь любой мазохист может стать также и садистом. Когда человека долгое время мучают и унижают, он не только начинает получать удовольствие что в свою очередь является инстинктом психологического самосохранения , но и возжелает самому взять в руки плётку и почувствовать себя в роли господина. Самое древнее БДСМ-сообщество в истории Именно поэтому в древности рабовладельческий строй долгое время оставался на плаву. Ведь во многом благодаря садисто-мазохистким отношениям господа могли содержать рабов, создавая между ними эмоциональную связь.
Столкнувшись с неизбежными фрустрациями, с опасностью проявления агрессии против родителей, которые все же нужны и любимы, а также переживая боль от агрессии, направленной на себя, младенец тем не менее пытается поддерживать необходимые чувства всемогущества и самоуважения, а, используя термины Берглера, он "либидинизирует", или "подслащивает" свои горькие разочарования. Он учится извлекать удовольствие из неудовольствия ради поддержания иллюзии постоянного, тотального, всемогущего контроля как над самим собой, так и над другим объектом. Я сам расстроил себя, потому что мне это нравится». Берглер полагал, что существует некоторая врожденная склонность, которая способствует неизбежному и быстрому развитию паттерна удовольствия-в-неудовольствии. Он настаивал на том, что это происходит в самые ранние стадии дифференциации объектов, и, возможно, закрепляется в психике ребенка из-за болезненного переживания им беспомощности, возникающей во время фазы воссоединения rapprochement или процесса сепарации-индивидуации, описанного Маргарет Малер 1972. По мнению Берглера, эти предполагаемые ранние события психического развития способствовали возникновению «клинической картины» психического мазохизма, характеризующегося «оральной триадой», которая состоит из трехэтапной поведенческой последовательности, являющейся парадигматической для мазохистского поведения. Шаг 1. Через его собственное поведение или через злоупотребления и манипуляции складывающимися внешними обстоятельствами, мазохист бессознательно провоцирует разочарование, отказ и унижение. Он идентифицирует внешний мир с разочаровывающей, отказывающей доэдипальной матерью. Отказ приносит мазохисту бессознательное удовлетворение. Шаг 2. Сознательно мазохист подавляет знание о собственной провокации и реагирует с праведным гневом и кажущейся самозащитой на отказ, который он сознательно воспринимает, как сделанный извне.
Рассмотрение техник лечения применительно к функциям мазохизма
И хотя сам певец мазохизма, как и многие его последователи, был мужчиной, считал, что существует особый женский мазохизм как выражение собственно женской натуры. Что такое мазохист? Как становятся мазохистами? это сложное психологическое явление, которое характеризуется получением удовольствия от боли, унижения или потери зм может проявляться. Лето Мазохизм – нарушение, при котором человек испытывает возбуждение и наслаждение в результате физических либо моральных страданий.
О подавленной агрессии или откуда берутся мазохисты
Сексуальный мазохизм – это парафилия, при которой половое возбуждение и наслаждение возникают в ответ на моральные и/или физические страдания, причиняемые партнером. Узнаем, что такое «мазохист», согласно теории «О моральном мазохизме», разработанной Зигмундом Фрейдом в начале 1900 годов. Что такое мазохизм в жизни и в сексе: как распознать мазохиста. Мазохизм: что это такое, причины психологического состояния, проявления мазохиста, способы коррекции.
8 признаков, что ты эмоциональный мазохист
Кто такой мазохист, почему и как люди становятся мазохистами? Кто такой мазохист понять не сложно, значительно труднее узнать, как избавить человека от такой проблемы, отравляющей его существование. Такой человек не так остро ощущает боль, холод, усталость, и стремление окружающих помочь ему он оборачивает против них. Что значит мазохист? Мазохист — это человек, испытывающий склонности к страданиям и унижению.
Он получает некое извращенное удовольствие от боли и унижения. При этом это не физическая боль, а психологическая. Мазохизму подвержены люди, которые с ранних лет подвергались насилию со стороны взрослых, чьи потребности и желания с детства ущемлялись. В результате во взрослой жизни они перестают ценить себя и уважать.
Можно отметить следующие особенности характера мазохиста: он не обращает внимания на свое состояние; он не способен самостоятельно устранить дискомфорт; он работает до последних сил, изматывая себя; внешне мазохист тихий и спокойный; он ходит со страдающим взглядом. Своим обиженным видом он мучает других, наказывает их за невнимательность и нежелание понимать «без слов». Обида служит его вечным спутником, что заметно каждому окружающему.
Классификация Различают следующие виды мазохизма: Животный. Желание одного человека подчиняться другому. Такие люди часто представляют себя в виде рабов, пажей, активно пользуются вещами из кожи фетиш на поводки, ошейники, костюмы и т. Получение удовольствия от переживаемых человеком негативных эмоций; Мазохизм мысли. Представление себя жертвой маньяка возбуждает мазохиста, пробуждая в нем нездоровый интерес к социально-опасным людям; Сексуальный мазохизм. Удовольствие от грубого полового акта; Cимвoличecкий мaзoxизм. Нередко встречается у лиц больных шизофренией, в своем состоянии люди видят скрытый смысл.
Я делаю это ради всех»; Моральный мазохизм. Постоянное чувство вины и жажда наказания за ошибки. Человек считает себя жертвой и не желает отказываться от своего апатичного настроения; Аутоагрессия. Больной причиняет боль сам себе, не привлекая к этому процессу других людей. Женский мазохизм Одной из причин фригидности, возникающей у женщин, сексопатологи считают систематическое подавление мазохистической склонности. Стеснение своего тела, внешности способствуют тому, что женщина начинает бояться половой близости, хотя мысль о грубом сексуальном акте вызывает сильное его желание. Учитывая то, что прекрасный пол априори считается слабым, его представительницы всячески пытаются опровергнуть сложившиеся устои. Бесконечная борьба за равенство, поиск доказательных методов опустошают женщину, как человека, заставляют искать новые ощущения там, где, казалось бы, нет места наслаждению. Фрейд считал, что каждая женщина на подсознательном уровне получает удовольствие от наличия у нее менструального цикла, способности родить и ухаживать за ребенком. Отождествляя себя с самкой, она открывает в себе что-то новое, неизведанное — удовлетворение своих потребностей путем причинения себе боли.
Всякое расставание, грустный жизненный опыт и многое другое — все это подсознательное правильное решение, которое принимает женщина. Она знала, что так все и будет, что ее мечты не сбудутся, а сердце будет разбито, однако продолжает встречи с тем или иным молодым человеком. А после мимолетного романа долго приходит в себя, плачет, а затем расцветает заново. Для некоторых людей моральные страдания являются важнейшей составляющей их жизни, и если нет никаких причин на их наличие, человек придумывает их сам. Черты характера мазохиста Мы уже говорили о том, что такое мазохист. В целом представление есть. Обрисуем его: Он не смотрит на свое душевное самочувствие. Не в состоянии самостоятельно избавиться от дискомфорта. Работает до конца, до изнеможения. Внешне тихий и спокойный.
Имеет страдающий облик. Именно этим обиженным видом он как бы наказывает окружающих за то, что они не разглядели в нем душевной травмы. Поговорим немного о садизме, ведь эти понятия идут вместе.
Любительницы боли делятся на несколько типов мазохисток. Наблюдения над любительницами боли позволяют специалистам выделить среди этих женщин несколько типов. К первой группе мы относим тех, кто любит грубое обращение: они предпочитают, чтобы постоянный партнер с силой обнимал их, быстро снимал с них одежду и брал без предварительных ласк или с ласками минимальными, которые и ласками-то не назовешь: мощное объятие, сильное — до боли — сжатие груди.
Сам же половой акт у них протекает обычно. Такой сексуальный сценарий принято называть символическим мазохизмом. Во втором типе грубые объятия сочетаются с грубыми же и даже нецензурными словами в предварительных ласках и близости. Слова «Ах ты с-чка! Это — вербальный мазохизм или, говоря уже совершенно научным языком, реверсированный синдром Нерона Сам синдром Нерона — усиление возбуждения и эрекции при обзывании партнерши нецензурными словами очень часто встречается у мужчин и даже используется для лечения нарушений потенции.
Где в вашем теле оно находится? Вы можете совершать с ним какие-то манипуляции или метаморфозы? Например, вина - как горсть гнутых гвоздей. Вы можете выкинуть эти гвозди? Или распрямить их? Или представить, что ржавчина уничтожила их и они рассыпались в рыжую пыль? Подумайте, в какие моменты вы могли бы вести себя жестко и жестоко по отношению к другим Посмотрите, кто вас окружает. Если вы считаете, что вокруг вас какие-то «уроды» и «гады», скорее всего, вы вытесняете свой садизм на них. Садизм и мазохизм всегда идут в паре. И если человек имеет мазохистичные наклонности, садизм в нем тоже есть. Но порой он подавляется и вытесняется в других людей. В этом случае, присмотритесь, что такого делают ваши садисты, что вы сами не делаете? Как вы могли бы воплощать похожее поведение? Вам может быть сложно представить это. Но только если вы заберёте у других свою садистичную часть, вы сможете стать цельной личностью. Вы выйдете из всех неудачных ситуаций, в которых сейчас находитесь. Как бы странно это не звучало, но именно садизм поможет вам выйти из таких отношений. Садизм - всегда подавленная злость И эту злость человек выливает не по ситуации, а когда получится. Ребёнок мучает кошек, потому что не может дать отпор отцу, который издевается над ним. Чтобы перестать мучить кошек, ребёнок должен научиться стоять за себя в конфликтах с отцом.
Алексей Сулимов — Садизм и мазохизм (философско-психологическое обоснование)
Но муж просил, и я не могла отказать ему. Со временем его запросы становились все более извращенными и жестокими. Он заставлял меня делать глубокую глотку, хотя видел, как мне это неприятно. Я уже перестала притворяться, что мне нравятся все эти извращения и начала открыто возражать. Но он не обращал никакого внимания на мои возражения и принуждал. Грозил, что если я этого не сделаю, он будет изменять. Когда я в очередной раз переступала через себя, он потом был очень ласков, делал мне подарки, говорил много комплиментов. Словом, был идеальным мужем. А потом опять требовал что-нибудь мерзкое: например, делать ему минет сразу после анального секса.
Однажды он попросил меня переспать с другим мужчиной на его глазах. Это было для меня совсем неприемлемо. Ведь я любила только его. Тогда я обратилась к психотерапевту за советом. Я попросила объяснить, что все это значит? И почему муж так любит заставлять меня делать то, чего я не хочу. Психотерапевт сказал, что у мужа садистские наклонности и что он получает удовольствие не от самих экспериментов, а от того, что унижает и мучает меня». О садомазохизме существует множество мифов и предрассудков.
Но правда заключается в том, что садисты и мазохисты реализуют свои психологические потребности: мучить и мучиться. Причем, не обязательно в сексе. Есть, например, девушки, которых хронически тянет к агрессивным мужчинам, и так они реализуют свои Мазо-склонности.
Ребенок с детства видит перед собой женщину, которая демонстрирует чрезмерную заботу, ежеминутно контролируя каждый шаг своего чада. Такая мать не позволяет ребенку становится самостоятельным, изучать мир путем собственных проб и ошибок. Психология выделяет решающий момент для организации будущей личности примерно в возрасте 1-1,5 лет, когда ребенок пытается определить свою автономность. Ограничивая возможности для самоорганизации ребенка, мать таким образом выражает свою любовь. Вполне возможно, что ребенок с детства наблюдает чрезмерную строгость с ее стороны. Рекомендуем: Возрастные кризисы Причины зарождения мазохистического расстройства личности кроются во взаимоотношениях матерей и детей. И часто они закладываются с первых дней жизни младенца.
Некоторые мамы могут не ощущать истинных чувств к своему чаду и не понимать его потребностей. Это становится причиной поступков в отношении ребенка, мотивацией для которых является обязанность или долг матерей «так надо» или «я должна».
Чтобы узнать, как становятся мазохистами, нужно заглянуть во времена, когда личность только начинает формироваться. Если родители ребенка проявляют к нему жестокое наказание, которое часто доходит до садизма, в этих условиях у человека формируется защитный механизм. И постепенно он начинает думать, что проявление такого отношения родителей к нему есть не что иное, как любовь. Со временем ребенок старается найти в таких страданиях и унижениях позитивный смысл. Родители, посредством жестокого воспитания стараются сломить и подчинить волю ребенка, вырастить его послушным, поэтому часто, если ребенка игнорируют, он чувствует себя покинутым, и чтобы его заметили, он начинает вести себя плохо.
Длительное пребывание в таких условиях порождает в человеке огромную бессильную ярость, для которой нет выхода. Такой странный опыт лишений и страданий порождает крепко встроенный механизм самобичевания. Категоризация первичный тип, когда больно себе; вторичный терпит, когда больно другому. Несмотря на то, что мазохисту сложно радоваться бытию первый тип выстраивает свою жизнь именно вокруг своей несчастной персоны и всеобъемлюще жалеет себя по причине того, что когда он претерпел боль, нашедшую выход в мазохизме. Второй типаж выстраивает свою жизнь вокруг боли других людей. Из второй категории часто рождаются созависимые персоны. Объяснением этому служит негативный опыт, происходивший на глазах мазохиста в далеком прошлом с иным человеком которому он глубоко сопереживал в эти негативные моменты.
Психологический мазохизм Страдания и удовольствия — это две стороны одной медали. Любое наше неудовольствие свидетельствует о том, что нечто нужно избежать, например, голод, боль, жажда. Все это порождает у нас поведение, которое нацелено на то, чтобы убрать помехи. Если это поведение блокируется, то возникает страдание. Возьмем, например, еду. Если возникает голод, то человек, естественно, хочет его удовлетворить, и если получается съесть пищу, которая нравится, то человек получает от еды наслаждение, удовольствие. А если не получается голод удовлетворить, то человек страдает.
И здесь хочу отметить, что чем больше человек страдает, то тем легче после ему получить удовольствие. Попробуйте месяц не поесть сладкого, тогда вам любая карамелька покажется блаженством. Увидев философа, макавшего сухарь в воду и евшего его с наслаждением, некто удивился: — Как можно есть с аппетитом такую пищу? Фрейд и Маркс говорили, что все мы бежим от страданий к удовольствию. А вот я на практике заметила обратное. Я обратила внимание на то, что многие люди любят свои страдания гораздо сильнее, чем удовольствия. Возможно, это потому, что делиться тем, что ты получаешь удовольствие от жизни, в нашей культуре как-то социально неприемлемо, это как бы хвастаться.
А вот говорить о страданиях можно долго, и еще можно себя жалеть и получать внимание от других. Читайте также: Пассивная агрессия: как распознать и противостоять Одна клиентка страдала невыносимыми болями в теле. Как показало многоразовое полное медицинское обследование молодой женщины, боли были психосоматические, так она попала ко мне на прием. На одном из приемов она мне сказала: «Когда я вышла от Вас в прошлый раз, то почувствовала такую легкость во всем теле и тут же испугалась, в голове застучала отчетливая мысль: Как же я теперь буду жить?!! Проснувшись утром без боли, я расстроилась, в голове крутилась мысль: может быть, я умираю, раз ничего не чувствую? Для нее физические страдания наполняли жизнь смыслом. Другая клиентка, пожив два дня без страданий, сказала, что ей стало не о чем говорить по телефону с матерью и подругой.
Одна из причин страданийтретьей женщины была в том, что она боялась: если кто-то подумает, что она живет хорошо, то начнут приходить в гости и просить денег взаймы. Врать она не любила, поэтому приходилось страдать по-настоящему. Ну и как тут не коснуться страданий из-за любви? Это страдание в практике психолога встречается довольно часто. Самая сильная любовь — неразделенная. Я предпочел бы никогда этого не знать, но такова истина: нет ничего хуже, чем любить кого-то, кто вас не любит,— и в то же время ничего прекраснее этого со мной в жизни не случалось. Фредерик Бекбедер Из исповеди о любовных страданиях: «Человек, которого любишь, ощущается как воздух.
Все, что ему интересно, то и мне интересно. Не можешь думать ни о чем другом, все время варишься в мыслях о нем, крутишь в голове одни и те же мысли: надо быть рядом. Мир и жизнь обретают такой мощный смысл именно потому, что объект любви есть в нём. Осознание, что как только вы будете вместе, то это будет суперсчастье причем оно ощущается как отупение, оглупление, отсутствие посторонних мыслей. Мысль о возможной встрече ощущается физически в теле от легких бабочек в животе до дрожи и сведения живота. Появляется плаксивость, чувствительность к музыке, сентиментальность. В такие моменты хочется жертвовать и отдать самое дорогое, лишь бы быть рядом с этим человеком.
Это болезненное состояние, зависимое, объект занимает все мысли. По описаниям наркоманов, это близко к той самой зависимости: хочу — и всё остальное не имеет значения. Приходится подавлять в себе очень сильные эмоции, от этого вырабатывается адреналин. Состояние крайне болезненное: болит сердце, болит живот, болит всё… Это мания, которая лечится либо самим объектом, либо, как у других, временем, либо замещением, то есть другим объектом». Это, конечно, отличается от зрелой спокойной, нежной, понимающей любви.
Любые болезни нас пугают, поэтому мы стараемся избегать боли и страданий всевозможными способами.
Но есть мужчины и женщины, для которых физическая боль и душевные страдания являются необходимым условием наслаждения. Их называют мазохистами. Сексуальный контакт в мазохизме не обязателен, хоть и возможен. Удовольствие мазохисты испытывают одновременно с подчинением, унижением и болью. Кляп во рту, связанные за спиной руки, повязка на глазах, иссеченные до крови ягодицы… У многих из нас такие фотографии вызывают жалость и страх, а мазохисты специально снимают себя на фото и видео, чтобы потом можно было мысленно вернуться к тем моментам, когда им удалось избавиться от напряжения и ощутить истинное наслаждение. С точки зрения физиологии физическая боль действительно может быть приятной, ведь вместе с появлением боли в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов - гормонов удовольствия.
Их функция уменьшить чувство боли и помочь организму приспособиться к возникшим нагрузкам. Вместе с эндорфинами в кровь выделяется и адреналин, вызывающий возбуждение и бодрость. Слово "мазохизм" произошло от фамилии австрийского писателя Леопольда Захер-Мазоха, который в своем романе "Вечера в мехах" описал отношения властной красавицы Ванды и влюбленного в нее мужчины по имени Северин. Будь моим рабом и почувствуй, как хорошо отдаться всецело в руки женщины" - требовала Ванда, и Северин подчинялся ей.
Кто такой мазахист: болезнь или часть личности
В сексологической энциклопедии мазохизм называют «половым извращением», и человека, который для достижения полового возбуждения и удовлетворения должен испытывать физическую боль или моральное унижение, — мазохистом. Что такое мазохизм в отношениях? Что такое мазохизм? Причины психологического мазохизма и как от него избавиться.
Урок самобичевания: 5 признаков того, что ты – эмоциональная мазохистка
Смысл мазохизма Некоторые авторы считают, что понятие "мазохизм" стало слишком широким, и поэтому утратило смысл. Они считают правильным вернуться к более узкому определению мазохизма как состояния страдания, отчетливо связанного с сексуальным генитальным удовольствием, сознательным или бессознательным. Что касается меня, мне представляется очень ценным более широкое определение мазохизма, я нахожу его крайне полезным как с клинической, так и с теоретической точки зрения. Оно охватывает феномены, с которыми мы постоянно сталкиваемся в нашей клинической практике, и описывает констелляцию, имеющую специфические клинические проявления и последствия, а также специфический глубинный механизм. Осознание полидетерминированности этой констелляции, а также выполняемых ею различных защитных и нарциссических функций, проистекающих из разных уровней развития, помогает нам понять ее природу и клинически работать с ней. Сущностью мазохизма является глубокая связь между болью и удовольствием. Эта связь была обозначена как удовольствие от боли. Это поиск или жажда психической или физической боли, дискомфорта или унижения, где неудовольствие становится удовлетворением или удовольствием; но как поиск боли, так и само удовольствие, или и то, и другое могут быть бессознательными.
На самом деле, часто мазохист, пребывая в неведении относительно собственного посредничества и получаемого удовлетворения, осознает только страдание, которое переживается как навязанное извне судьбой или другими людьми, которых мазохист гневно винит за испытываемую боль. И тем не менее часто невозможно ошибиться в очевидности удовлетворения, звучащего в голосе страдающего, выраженного в блеске его глаз, в том, как он отстаивает очередной провал и унижение, выхватывает поражение из "пасти" победы. И только после проделанной большой работы страдающий оказывается способен войти в контакт с собственным участием в болезненной пьесе. Он стремится к боли, удовольствию от боли, потому что бессознательно считает боль необходимым, обязательным условием удовлетворения потребности или получения "удовольствия". Боль оказывается сложным образом связанной с удовлетворением потребности и удовольствием. Однако вознаграждение может быть не только сексуальным. Существуют другие удовольствия и возбуждающие вещи.
Это действительно может быть удовлетворение сексуальных или агрессивных влечений или их производных; или это может быть удовлетворением потребности садистского Супер-Эго в наказании. При мазохистском компромиссном образовании ценой страдания оплачивается удовлетворение и избегаются сопутствующие ему тревога и ощущение угрозы повреждения, утраты объекта, самоуважения или идентичности. Переживается ли также боль сама по себе как удовольствие, посредством либидинизации разрушительного инстинкта, или же просто на основе физиологических прототипов возбуждения, связанных с любыми сильными стимулами Freud, 1924, "эротогенный мазохизм" , или же боль это всего лишь необходимое условие для удовольствия - до сих пор остается предметом дискуссий. Но вполне возможно, что погоня за страданием может стать очевидной самоцелью. Естественно, не всякое страдание и унижение в жизни является мазохистским; боль может причиняться извне в ситуации отсутствия выбора, или же дискомфорт, которого нельзя избежать, осознанно принимается ради идеальной или осознанной цели. Ключом здесь является мотивация к поиску неудовольствия и удовлетворения в нем. Сравните героя войны, принимающего опасность ради выполнения жизненно важной задачи, и человека, который постоянно ищет угрожающих жизни ситуаций ради самих этих ситуаций.
Или сравните женщину, терпящую родовые муки для того, чтобы появился на свет ее желанный ребенок, и женщину, для которой эти муки являются самоцелью, и которая получает от них удовольствие. Когда мать радуется, что ее ребенок испытывает удовольствие, съедая последний кусок торта - это не мазохистично; однако это будет мазохизмом, если ее радость усиливается оттого, что ей этот кусок не достался. Функции мазохизма и терапевтические подходы Таким образом, мазохизм есть комплексное образование, детерминированное множеством факторов, вытекающих из разных уровней развития, и выполняющее различные функции. Тот или иной компонент этой мотивационной иерархии может играть доминирующую роль в формировании конкретного мазохистского явления у конкретного пациента, однако другие компоненты, вероятно, также принимают в этом участие, хотя и второстепенное. В конечном итоге, именно тот факт, что страдание выступает в качестве бессознательной функции достижения удовлетворения некоторой потребности, снабжает нас терапевтическим рычагом, с помощью которого мы можем обнаружить эту постоянно существующую бессознательную цель и понять ее происхождение. В терапии та или иная из этих функций может выходить на передний план, доминировать в переносе в данный конкретный момент; однако рано или поздно с другими функциями также придется иметь дело, и в некоторых случаях они будут действовать все вместе и одновременно. Понимание этого будет предопределять наши интерпретации и другие интервенции, их время и содержание.
Следующие параграфы - это попытка соотнести различные технические акценты с нашим пониманием каждой отдельной функции мазохизма. Понятно, что эти пункты перекрывают друг друга и не могут быть четко разграничены, но нижеследующий план предлагается в надежде создать некоторую теоретическую структуру. А Мазохизм и вина: Боль и страдание при мазохизме есть плата за запретные, неприемлемые эдиповы желания и агрессию, их цель - избавить от опасности возмездия, каковыми являются повреждение и оставление. Садистское Супер-Эго нуждается в том, чтобы наказывать, а мазохистское Эго подчиняется наказанию из-за чрезмерного бессознательного чувства вины Freud, 1924. Боль и унижение являются бессознательной платой и одновременно разрешением грешить дальше - "плати, раз идешь" "pay as you go" Rado, 1969 или "оставь на будущее" "lay-away plan". Направленная на себя агрессия либидинизируется. Садистское Супер-Эго успокоилось и чувствует гордость, наказывая, Эго испытывает удовольствие, страдая - моральный мазохизм.
В то же время агрессия направляется вовне, когда мазохист вызывает у других людей гнев в заставляет их причинять ему боль, и своей болью пытается играть на их чувстве вины. В этом контексте одно из значений негативной терапевтической реакции, возникающей во время лечения, состоит в виноватом отказе пациента принимать что-либо хорошее, чего он не заслуживает, или получать удовольствие без страдания, что означает: без наказания. Он нуждается в том, чтобы как он сам, так и аналитик потерпели поражение. При работе с этой динамикой уместна классическая техника, которая, безусловно, хорошо известна, и включает следующее: 1 конфронтация бессознательного активного стремления к неудовольствию внутри и вне переноса, которое сознательно часто ошибочно воспринимается как поиск удовольствия, который заканчивающийся провалом; 2 прояснение проекции этой деструктивной деятельности на внешний мир, аналитика или других людей, проявляющейся в своего рода "коллекционировании несправедливостей"; и 3 интерпретация мотивации бессознательного чувства вины в его реконструированном генетическом контексте и в текущих проявлениях переноса. Таким образом, центром внимания здесь становится эдипов конфликт и та роль, которую играет чувство вины. Механизм изменений включает в себя, главным образом, изменяющую mutative интерпретацию, смягчающую суровое Супер-Эго. Понятно, что при разъяснении других функций мазохизма будет меняться главным образом третий шаг, то есть содержание интерпретаций и реконструкций; но степень опоры на другие механизмы изменений также будет несколько разной.
Б Сохранение объектных отношений. Вопрос поддержания объектных отношений, безусловно, относится и к эдипову конфликту, однако здесь мне хотелось бы сосредоточиться на доэдиповых аспектах. Доэдипова агрессия против матери перед лицом инфантильной беспомощности и фрустрации поворачивается против Я "психический мазохизм", Bergler, 1961 , с тем, чтобы удовлетворить агрессивные импульсы и в то же время избежать возмездия. Однако здесь акцент ставится на поддержании самых важных объектных отношений с матерью, успокоении агрессивной матери и покупке ее любви с помощью страдания. Этот процесс был обозначен как "соблазнение агрессора" в детстве, которое является предшественником мазохизма "протомазохизм" Loewenstein, 1957. В связи с травматической фиксацией на этом периоде боль и дискомфорт приравниваются у мазохиста к получению любви и становятся способом поддержания жизненно важных объектных отношений Berliner, 1958. Бессознательно мазохист продолжает "соблазнять" свой интернализованный критичный материнский объект и постоянно отыгрывает в текущих взаимоотношениях и в переносе старый сценарий, выученный на материнских коленях.
Это, безусловно, не лучший способ достижения любви, но мазохист не знает другого способа. Бессознательно он убежден, что получит любовь, только если подчинится боли и унижению, и что потеряет свои объекты, если перестанет страдать. В этом контексте негативная терапевтическая реакция во время лечения также репрезентирует страх пациента, что улучшение в терапии приведет к утрате жизненно важных объектных отношений. Техника, соответствующая этой динамике, включает те же три шага, которые были описаны в предыдущем разделе, с той лишь поправкой, что интерпретации и реконструкции будут фокусироваться на доэдиповых безнадежности, агрессии и поддержании объектных отношений. Однако здесь есть еще нечто важное, а именно тот факт, что в анализе отношения не прекращаются при каждом достигнутом успехе или каждом знаке полученного пациентом удовольствия; они также не разрушаются от агрессии пациента. Этот новый опыт доверия становится для пациента временным фундаментом для строительства, основой, отталкиваясь от которой, можно предпринимать дальнейшие шаги в направлении другого способа адаптации, не испытывая при этом угрозы потери объекта. Уверенность в том, что отношения будут продолжаться, безусловно, играет определенную роль и в проработке эдиповых нарушений, описанных ранее.
Эта уверенность является составным элементом любого анализа, хотя значимость его в каждом случае будет разной. Поддержание объектных отношений является особенно важным для мазохиста при наличии более тяжелой патологии. Чрезмерные фрустрация и агрессия, обусловленные ранним опытом взаимодействия с примитивной или нарциссичной, неэмпатичной матерью, могут привести к формированию относительно нарушенных внутренних объектных отношений и образов Я.
Но муж просил, и я не могла отказать ему. Со временем его запросы становились все более извращенными и жестокими. Он заставлял меня делать глубокую глотку, хотя видел, как мне это неприятно. Я уже перестала притворяться, что мне нравятся все эти извращения и начала открыто возражать. Но он не обращал никакого внимания на мои возражения и принуждал. Грозил, что если я этого не сделаю, он будет изменять.
Когда я в очередной раз переступала через себя, он потом был очень ласков, делал мне подарки, говорил много комплиментов. Словом, был идеальным мужем. А потом опять требовал что-нибудь мерзкое: например, делать ему минет сразу после анального секса. Однажды он попросил меня переспать с другим мужчиной на его глазах. Это было для меня совсем неприемлемо. Ведь я любила только его. Тогда я обратилась к психотерапевту за советом. Я попросила объяснить, что все это значит? И почему муж так любит заставлять меня делать то, чего я не хочу.
Психотерапевт сказал, что у мужа садистские наклонности и что он получает удовольствие не от самих экспериментов, а от того, что унижает и мучает меня». О садомазохизме существует множество мифов и предрассудков. Но правда заключается в том, что садисты и мазохисты реализуют свои психологические потребности: мучить и мучиться. Причем, не обязательно в сексе. Есть, например, девушки, которых хронически тянет к агрессивным мужчинам, и так они реализуют свои Мазо-склонности.
Мать и бабка с материнской стороны страдали душевным расстройством. Родился больной в то время; когда отец страдал сильным нервным заболеванием. По словам опекуна, Ц. Уже в 7-летнем возрасте заметили в нем привычку к мастурбации. С 9-го года он стал рассеян, забывчив, плохо подвигался в занятиях, нуждался в постоянной помощи и присмотре, с трудом окончил реальную гимназию и во время отбывания воинской повинности в качестве вольноопределяющегося обращал на себя внимание своей вялостью, забывчивостью и различными нелепыми выходками. Поводом к врачебной консультации был следующий случай: Ц- на улице подошел к одной молодой даме и в крайне назойливой форме, сильно возбужденный, пытался завязать с ней беседу. Больной мотивировал свой поступок желанием привести себя беседой с приличной девушкой в такое возбуждение, которое сделало бы его способным совершить затем акт совокупления с проституткой! Отец Ц. Внешность больного — плагиоцефальный череп, большие, выступающие вперед уши, несовершенная иннервация ротовой ветви лицевого нерва, невропатическое выражение глаз — указывает на дегенеративную невропатологическую личность. Таз мужской, яички хорошо развиты, пенис громадной величины, лобок богат растительностью, правое яичко расположено ниже левого, кремастерный рефлекс на обеих сторонах слаб. В интеллектуальном отношении больной ниже среднего уровня. Он сам чувствует и сознает свою недостаточность жалуется на вялость и слабость характера и просит, чтобы в нем укрепили силу воли. Неловкое, застенчивое обхождение и манеры, глаза, избегающие смотреть прямо, вялая осанка ленивая походка — все свидетельствует об онанистических привычках. Больной сознается, что он предавался этому пороку с 7 лет, годами мастурбируя 8—12 раз в день. Полтора года назад, когда у него появились симптомы неврастении — головные боли, психическая слабость, спинномозговое раздражение и т. Мысль о совершении полового акта ему никогда не приходила в голову, да и будучи онанистом, он не понимает, какое удовольствие можно иметь от такого способа полового удовлетворения. Исследование превратного перверсивного полового ощущения дало отрицательный результат. Напротив, он скорее считает, что время от времени у него появлялась слабая склонность к женскому полу. К онанизму он пришел по собственному побуждению. На 13-м году он, совершая мастурбацию, впервые заметил у себя извержение семени. Только после долгих уговоров Ц. На основании его дальнейших сообщений можно было сделать вывод, что ему присущ мысленный мазохизм с зачаточным садизмом. Больной отчетливо припоминает, что уже в 6-летнем возрасте у него без всякого видимого повода возникли навязчивые представления «пассивного насилия». Воображение рисовало ему, что горничная раздвигает его ноги, показывает другому его половые органы, пытается бросить его в горячую или холодную воду с целью причинить боль. Эти представления пассивного насилия носили сладострастную окраску и послужили толчком к мастурбаторным манипуляциям. Они стали затем играть роль и в его сновидениях. Поллюции, однако, они ни разу не влекли за собой, очевидно, по той причине, что больной днем безмерно мастурбировал. С течением времени к этим мазохистским представлениям пассивного насилия присоединились и соответствующие садистские представления. Вначале это были образы мальчиков, на-сильно мастурбировавших друг друга, отрезавших половые органы. Зачастую больной при этом ставил себя самого в положение такого мальчика то в пассивной, то в активной роли. Впоследствии образы мальчиков сменились образами женщин и девушек, демонстрировавших друг перед другом свои половые органы. Ему представлялись в возбуждении, например, такого рода ситуации, что одна горничная раздвигает бедра другой и дергает ее за половые органы, или также, что мальчики истязали девочек, кололи их, щипали за гениталии. Подобные представления также вызывали в нем каждый раз половое возбуждение, но он никогда не чувствовал влечения ни ж активному, ни к пассивному их воплощению на деле. Для него вполне достаточно было использовать их для автомастурбации. В последние полтора года с ослаблением половой похоти эти образы стали всплывать реже, но содержание их осталось неизменным. Мазохистские представления насильственного характера преобладают над садистскими. Когда он в последнее время видит какую-либо женщину, в его воображении проносится мысль, что она разделяет его представления. Этим он отчасти объясняет испытываемые им в обществе смущение и неловкость. Больной слышал, что он освободится от своих тягостных ему самому половых представлений, если привыкнет к естественному половому удовлетворению. Поэтому он в течение последних полутора лет предпринял дважды попытку совокупления, правда, с отвращением и без надежды на успех, и действительно оба раза опыт потерпел полное фиаско. При второй попытке его охватило такое сильное отвращение, что он оттолкнул от себя девушку и обратился в бегство. Второе приводимое ниже наблюдение предоставлено в мое распоряжение одним врачом. Хотя оно и отмечено стремлением к повышению половой возбудимости, тем не менее интересно в смысле определяющей момент мазохизма идеи порабощения женщиной. Наблюдение 68. В половом отношении его отличает хвастливое преувеличение своей способности, в действительности не особенно высокой. Несмотря на интерес к нему со стороны женщин, больной ограничивает свои отношения к ним платоническими любезностями и ласками. При этом примечательно его влечение к женщинам, обращающимся с ним сдержанно и сурово. С 25-летнего возраста он заметил, что женщины, как бы безобразны они ни были, обязательно приводят его в сильное половое возбуждение, как скоро он открывает в их внешности или поведении властные черты. Гневного слова из уст такой женщины достаточно для того, чтобы вызвать у него сильнейшую эрекцию. Так, например, однажды он сидел в ресторане и был свидетелем того, как кассирша, особа очень некрасивая, осыпала энергичной бранью лакея. Эта сцена привела его в состояние крайнего эротического возбуждения, вскоре разрешившегося семяизвержением. Он полагает, что прельстить его в состоянии женщина, по типу приближающаяся к героиням романов Захер-Мазоха. Из этих случаев мысленного мазохизма вполне ясно, что лица, подверженные этой аномалии, вовсе не стремятся к тому, чтобы в действительности испытать боль, и что поэтому название, которое дали этой аномалии Шренк-Нотцинг и Эйленбург, и именно «алголагния» вовсе не обозначает сущности, психической основы мазохистских чувств и представлений. Сущность заключается в сладострастном сознании своей подчиненности воле другого лица, и только мысленное или реальное насилие со стороны другого лица является средством для достижения такого чувства. Приведенное ниже сердечное излияние носителя мысленного мазохизма к даме из общества служит убедительным доказательством этого положения. Как таковой, он повергает себя к вашим ногам, видя в вас олицетворение идеала Венеры, униженно просит удостоить его пинка и разрешить ему лизать, как ваша собака, след вашей ноги. И затем, сударыня, окажите мне милость: разрешите мне лежать перед вами в пыли, положить вашу маленькую ножку на мою спину и в таком положении я вам расскажу вкратце свою историю. Уже с юности у меня явилось стремление целовать ногу красивой женщине, которая попирала бы, ударяла бы меня этой ножкой, я желал бы, чтобы эта женщина была моей владычицей и обращалась со мной, как с рабом, дрессировала меня, как собаку. Видеть укротительницу зверей было для меня величайшим наслаждением, и я приходил в экстаз, когда победительница наступала ногой в изящном башмаке с высоким каблуком на тело льва иди тигра. Затем мною овладевала дама в мехах. В особенности увлекался я «красной усадьбой», так как находил восхитительной картину, как собака госпожи лижет подошвы ее ног. С этого времени такие мысли стали моей излюбленной фантазией. И разве это наслаждение только для одной госпожи — позволить лизать себе ноги своему рабу, своей собаке? В моей фантазии рисовались картины, как плантаторша истязает своих невольников, ездит на них, как на лошадях, дрессирует их, как собак. О, если бы вы мне дали испытать подобные наслаждения! Я бы хотел, чтобы вы, по крайней мере, хоть мое письмо растоптали ногами, чтобы я мог потом прижать его к губам как высшую награду. Я вижу, как вы при чтении этих строк насмешливо улыбнулись, как в ваших глазах, засверкал огонек сладострастия, смешанный с насмешкой, как вы топнули маленькой ножкой в туфле с изящным каблуком, как маленькая ручка крепко охватила рукоятку хлыста и как вы процедили сквозь зубы: «О, я понимаю тебя, раб, я понимаю твои визжанья, собака! О, если бы ты сейчас был у меня под ногой! Ты бы узнал, что твое страстное желание тебя не обмануло, что я женщина, которая умеет властвовать. Я понимаю твое сладострастие, раб, я понимаю твои рабские чувства, собака, как я понимаю и ценю наслаждение жестокого деспотизма. Я раздавила бы тебе твой правый глаз своим каблуком, и ты должен был лизать кровь на моем башмачке, собака. Я бы снабдила свои башмаки острыми шпорами и терзала бы тебя ими, и ты должен был бы очистить их своим языком; твой язык пригодился бы мне и для других вещей. Мои плевки были бы твоей пищей, моча твоей властительницы — твоим питьем! Ты желал и нашел бы во мне свой идеал! Автор этих строк, 32 лет от роду, принадлежит к интеллигентной семье; он заявляет, что с детства имел подобные извращенные мысли и нашел в сочинениях Захер-Мазоха лишь то, что сам испытал. Он считает свое извращенное чувство, свои фантазии квинтэссенцией сладострастия. По его словам, существует масса лиц, которые чувствуют то же, что и он, и он жалеет только, что редко можно встретить женщину, которая бы соответствовала идеалу мазохиста. В письме к другому мазохисту этот удивительный развратник предлагает поискать женщин соответствующего образа мыслей, женщин с наклонностью к садизму, чтобы организовать замкнутое общество по образцу ордена «Fontevrault» «Фонтевро». Случаи, в которых извращение половой жизни разыгрывается исключительно в области фантазии, в мире внутренних представлений и влечений и лишь совершенно случайно становится известным другим лицам, встречаются, по-видимому, нередко. Их практическое значение, как и мазохизма вообще который, впрочем, не вызывает повышенного судебно-медицинского интереса в отличие от садизма , заключается исключительно в психической импотенции, обычно составляющей последствие извращения у таких лиц, и в могущественном влечении к удовлетворению, оставаясь в одиночестве, при адекватных представлениях, создаваемых воображением, со всеми вытекающими отсюда последствиями. То, что мазохизм представляет весьма часто встречающееся извращение, вполне убедительно доказывается как относительно большим числом научно наблюдавшихся до сих пор случаев, так и различными автобиографиями мазохистов, сообщенными выше и в основных своих чертах вполне совпадающими одна с другой. Бесчисленное множество сообщений об этом предмете содержится и в произведениях, посвященных описанию проституции в больших городах. Несомненно, в высшей степени интересно и достойно упоминания то обстоятельство, что от описываемого нами извращения не был свободен один из знаменитейших людей, указывающий на это в автобиографии хотя и в несколько туманной и не вполне ясной форме. Мы говорим о Жане Жаке Руссо, «Исповедь» которого свидетельствует, что он страдал мазохизмом. Руссо, относительно истории жизни и болезни которого мы сошлемся на Мёбиуса «История болезни Ж. Руссо» и Шателена «Помешательство Руссо», рассказывает в своей «Исповеди» 1 ч. Ее огорчения, когда он не в состоянии был тотчас же ответить на заданный ему вопрос, ее угрозы наказать его розгами, если он не будет хорошо заниматься, производили на него глубочайшее впечатление. Наказанный однажды собственноручно мадемуазель Ламберсье, он ощутил наряду с болью и стыдом сладострастно-чувственное ощущение, вызвавшее в нем неудержимое желание подвергнуться новому наказанию. Только опасение огорчить свою воспитательницу удержало Руссо от инцидентов, могущих предоставить ему случай испытать эту сладострастную боль. Но в один прекрасный день он совершенно неумышленно навлек на себя наказание розгами из рук мадемуазель Ламберсье. Наказание это было, впрочем, последним, так как воспитательница, очевидно, по некоторым признакам заметила своеобразный его эффект, и с тех пор она удалила 8-летнего мальчика из своей спальни, в которой он раньше спал. Начиная с этого времени Руссо испытывал потребность подвергаться бичеваниям а 1а Ламберсье со стороны дам, которые ему нравились, хотя он уверяет, что до юношеского возраста он не имел ни малейшего представления о взаимоотношениях полов. Как известно, Руссо лишь на 30-м году утратил свою невинность, посвященный в таинство любви госпожой де Варане. До того времени он испытывал только влечение к женщинам в смысле пассивного бичевания и иных мазохистских представлений. Руссо подробно описывает те страдания, какие ему приходилось переносить при его сильной половой потребности и своеобразной чувствительности, несомненно пробужденной полученным в детстве наказанием розгами, когда он изнемогал от вожделения, не будучи в состоянии удовлетворить его. Было бы, однако, заблуждением думать, что для Руссо все дело заключалось в одном только пассивном бичевании. Бичевание пробудило лишь представления, присущие мазохизму, и в этом во всяком случае заключается психологическое ядро интересного самонаблюдения. Существенным для Руссо было чувство порабощения женщиной. Сам Руссо, несомненно, заблуждался относительно своего состояния, так как полагал, что стремление быть уничиженным женщиной возникло лишь посредством мысленной ассоциации из представления о бичевании: «Никогда не смея признаться в своей склонности, я по крайней мере тешил себя отношениями, сохранявшими хотя бы представление о ней». Объяснение этого загадочного психологического факта Бине ищет и находит в предположении, что здесь речь идет о фетишизме, с той лишь разницей, что объектом фетишизма, стало быть, предметом индивидуальной притягательной силы, фетишем, является уже не часть тела, например нога или рука, но духовное качество. Это влечение он называет «духовной любовью», в противоположность «пластической любви», которая имеет место при обыкновенном фетишизме. Эти замечания очень остроумны, но они только обозначают, а не объясняют явление. Возможно ли вообще какое-либо объяснение — этим вопросом мы займемся впоследствии. С элементами мазохизма и садизма мы встречаемся еще у одного французского писателя, а именно Ш. Бодлера, умершего от душевной болезни. Бодлер происходил из семьи душевнобольных и переутомленных. Уже с юности он обнаруживал признаки психической ненормальности. Безусловно, патологической была и его половая жизнь. Он поддерживал половые сношения с уродливыми, непривлекательными женщинами, негритянками, карлицами, великаншами. Относительно очень красивых женщин он говорил, что желал бы видеть их повешенными за руки и в этом положении целовать им ноги. Это влечение к обнаженной ноге фигурирует и в одном из его дышащих лихорадочной страстью стихотворений как эквивалент полового акта. Он смотрел на женщин как на зверей, которых нужно запирать, осыпать ударами и хорошенько откармливать. Этот человек, отличавшийся явными мазохистскими и садистскими наклонностями, погиб в конце концов от паралитического слабоумия Lombroso. Der geniale Mensch. В научной литературе факты, составляющие сущность мазохизма, еще до самого недавнего времени не обращали на себя внимания. Только Тарновский1 сообщил, что он встречал умных, образованных, счастливо женатых мужчин, которыми время от времени овладевало неудержимое влечение подвергнуться самому грубому, циничному обхождению — брани, ударам кнута со стороны активных педерастов, проституток. Примечательно также еще одно наблюдение Тарновского, что у известных лиц, предающихся пассивному бичеванию, одни удары, иногда даже кровавые, не вели к желанному результату восстановлению половой способности или хотя бы семяизвержению при бичевании. Только тогда удары розгами вызывали возбуждение, разрешавшееся извержением семени». Сочинение О. Циммермана «Наслаждение страданием» Die Wonne des Leids. Leipzig, 1885 содержит некоторые указания из истории культуры и литературы, имеющие отношение к разбираемой нами теме. В последнее время мазохизм обратил на себя внимание целого ряда исследователей. Молль приводит ряд случаев настоящего мазохизма у лиц, страдающих превратным перверсивным половым чувством; среди последних, например, случай, когда человек с гомосексуальными и мазохистскими наклонностями переслал специально для этой цели нанятому человеку подробную инструкцию в 20 параграфах, указывающих, каким образом тот должен третировать его как раба и каким истязаниям должен его подвергать. В июне 1891 г. Стефановский Ярославль, Россия сообщил мне, что уже около трех лет он интересуется извращением половой жизни, описанным мной как мазохизм и названным им «пассивизмом», что полтора года перед этим он отдал профессору Ковалевскому в Харькове соответствующую работу для помещения в «Архив психиатрии» и что в ноябре 1888 г. Шренк-Нотцинг в своем сочинении «Внушение как терапия при болезненных проявлениях полового чувства» Die Suggestionstherapie bei krankhaften Erscheimmgen des Geschlechtssinnes. Stuttgart, 1892 равным образом уделяет место описанию мазохизма и садизма и приводит несколько собственных наблюдений. Очень интересно проследить явления мазохизма в художественной литературе. Профессор Е. Деак из Будапешта любезно обратил мое внимание на то, что излюбленная мысль мазохиста о том, чтобы быть использованным любимой женщиной в качестве вьючного животного, нашла свое выражение в древнеиндийской литературе, например в «Панчатант-ре» Benfey, II Bd. Там говорится следующее: «Жена царя Ненды, поссорившись со своим мужем, ни за что не хотела помириться с ним. Тогда он сказал ей: «Милая! Без тебя я не могу жить ни одной минуты. Я падаю к твоим ногам и прошу тебя примириться со мной». Она возразила: «Я примирюсь с тобой, если ты согласишься позволить взнуздать тебя, я сяду к тебе на спину, буду погонять тебя, и ты будешь бегать, как лошадь». Так и произошло ср. По исследованиям Бенфи, подобная же история рассказана и в одной буддийской книге. В новейшей литературе психополовое извращение, о котором говорится в этой главе, описано Захер-Мазохом, в произведениях которого, уже не раз нами упомянутых, приведены типичные картины извращенной душевной жизни подобных людей. На произведения Захер-Мазоха откликнулись многие страдающие этим извращением, как видно из вышеприведенных наблюдений, откликнулись как на типичное изображение их собственного психологического состояния. Золя в «Нана» дал одну мазохистскую сценку, точно так же и в «Эжене Ругоне». Новейшую декадентскую литературу во Франции и Германии часто интересовала тема садизма и мазохизма. Новейший русский роман нередко останавливается, по словам Стефановского, на данном предмете, но, по свидетельству старого писателя-путешественника Иоганна Георга Форстера 1754— 1794 , эти вопросы трактуются даже в русской народной песне. Стефановский нашел тип «пассивиста» в одной трагедии английского драматурга Отвея «Спасенная Венера» и в доказательство, что это явление возникло на почве извращенного полового чувства, ссылается на книгу доктора Люи Luiz. Les fellatores. Moeurs de la decadence. Paris, 1888, Union des bibliophiles. Мазохизм нашел и своего поэта в лице скончавшегося в Гамбурге в 1890 г. Гамбург, 1894 ; в своих лирических излияниях он стремится к тому, чтобы мужчину подчинять женщине, чтобы униженную христианским учением женщину ср. Прекрасный пример мазохизма приводится в скандинавской литературе у И. Якобсона в «Нильсе Лине» нем. Бёка, с. Фетишизм ноги и башмака К группе мазохистов примыкает довольно большая по численности группа фетишистов ноги и башмака. Группа эта представляет переход к явлениям другого извращения, а именно фетишизма, но она стоит ближе к мазохизму, чем к фетишизму, и потому мы поместили описание ее в этом месте. Под фетишистами см. Одна из наиболее частых форм такого фетишизма — та, при которой в роли фетиша выступают нога или башмак женщины, становящиеся исключительными объектами эротических чувств и влечений. В высокой степени вероятно и это ясно видно из правильного сопоставления наблюдавшихся случаев, что большинство, а пожалуй, и все случаи фетишизма башмака опираются на более или менее сознательное мазохистское влечение к самоуничижению. Уже в случае Хэммонда наблюдение 59 мазохист находит удовлетворение в том, что его попирают ногами. То же самое в наблюдениях 55 и 58 «эротическая наездница» — везде мы встречаемся с влечением к женской ноге. В большинстве случаев мазохизма попирание ногами играет важную роль в качестве непосредственного выражения идеи подчинения женщине. Нижеследующий случай, где мазохизм возник под влиянием сечения и к нему рано присоединился фетишизм башмака, причем связь мазохизма с этим фетишизмом была ясно мотивирована, является подтверждением приведенного положения. Наблюдение 69. В это время он был высечен матерью, сечение в тот момент причинило только боль, но впоследствии в воспоминании оно сочеталось с сладострастным ощущением. Под влиянием последнего чувства он все чаще воспроизводил этот факт в своей памяти и при этом сам себе наносил удары по ягодицам. Около 13 лет он почувствовал склонность к изящному дамскому башмачку с высоким подъемом. Помещая такой башмачок меж бедер, он достигал извержения семе-ни. Постепенно для этой цели ему достаточно было одной мысли об этом. К мысли о башмачке вскоре присоединилось еще мазохистское представление, дававшее ему значительно большее удовлетворение. Он представлял себе, что лежит у ног красивой молодой дамы и что она топчет его своими прелестными башмачками. При этом представлении у него возникало извержение семени. Так продолжалось до 21 года, причем у него никогда не появлялось желания совершить совокупление или интереса к женским половым органам. В период от 21 до 25 лет во время тяжелого туберкулеза мазохистские представления исчезли. По выздоровлении он впервые обратился к проститутке. Его постигла неудача из-за того, что, как только он увидел ее обнаженной, у него исчезла похоть и он не мог добиться эрекции. Тогда он вернулся к своим мазохистски-фетишистским представлениям. Он, однако, надеется, что когда-нибудь встретит идеал своих мазохистских фантазий — женщину с садистскими наклонностями и что с ее помощью добьется нормального полового общения. Подобные случаи1, где в кругу ясно выраженных мазохистских представлений предметом особого полового интереса являются нога и обувь или женский башмачок как символ унижения, многочисленны. Они представляют легко прослеживаемые ступени к другим случаям, где мазохистские стремления отступают далеко на задний план и стушевываются в сознании, а на передний план выдвигается и остается в сознании интерес к женскому башмачку, на первый взгляд совершенно непонятный. Эти случаи являются частыми проявлениями фетишизма обуви. Подобные весьма частые случаи обожания обуви, представляющие, как и все проявления фетишизма, судебно-медицинский интерес воровство обуви , образуют границу между мазохизмом и фетишизмом. Большей частью на них можно смотреть как на скрытый мазохизм мотивы этого факта не достигают сознания , причем нога или женская обувь приобретают в качестве фетиша мазохиста самостоятельное значение. Мы приведем еще несколько случаев, в которых женская обувь уже обретает основное значение, но знаменательную роль еще играют мазохистские ощущения. Наблюдение 70. Предоставил в мое распоряжение следующее жизнеописание: «Я начал онанировать с 10 лет, не имея в то время никакого представления о чувстве сладострастия. Тем не менее уже тогда — это я отчетливо припоминаю — вид и прикосновение к элегантному девичьему сапожку оказывали на меня своеобразное чарующее впечатление; верхом моих желаний было самому носить такие же сапожки, и желание это, благодаря устраивавшимся домашним костюмированным вечерам, удавалось осуществлять.
В узком смысле мазохизм — половое извращение, при котором сексуальное удовольствие возникает от получения физических или моральных страданий. Чем агрессивнее действия партнера, тем больше удовольствие мазохиста. Существует мысленный мазохизм, когда человек участвует в сценах насилия и разных унизительных ситуациях лишь на уровне воображения.