Новости пост в христианстве когда

Пост является не целью, а средством смирения перед Богом, когда есть сильная нужда, когда происходят события, исход которых полностью зависят от Божьей милости.

Правила постов

Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим? Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно надорветесь. Пост должен быть разумным.

Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояния здоровья, физических и умственных нагрузок. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела - самый правильный путь. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины.

Не вреден ли пост для здоровья Часто в СМИ пишут об опасностях поста как о недоедании. По счастью, это редкость. Тот, кто умеет поститься, пройдет 48 дней Великого поста без ущерба для здоровья, а неофит просто сорвется. И все же пост таит в себе опасность. Правда, она другого рода.

При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. То есть воздержание - пищевое ли, телесное - только средство. И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе. Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами.

В эти дни особенно преданные верующие ограничивают себя от всего, оставляя на столе лишь хлеб да воду. Однако такой подход требует большой силы воли и крепкого здоровья, потому не всем подходит. Придерживаясь поста, важно подходить к питанию осознанно, не поддаваясь чужим рекомендациям или излишнему поиску информации в интернете. Лучше всего ориентироваться на собственное здоровье, возможности тела и советы священника, к которому вы обращаетесь за духовным руководством.

Он лучше других поймет ваше состояние и потребности. Пост не следует воспринимать как диету. Если отказ от определенных продуктов, таких как мясо или молоко, дается тяжело, не стоит себя насильно ограничивать. Главное в посте — не физическое воздержание от конкретных продуктов, а внутреннее очищение и покаяние. В вопросе интимных отношений решение остается за самими супругами. Если оба соблюдают пост, они могут по обоюдному согласию ограничить себя в близости. Если же один из партнеров постится, а другой — нет и при этом настаивает на супружеских правах, важно сохранять гармонию и взаимопонимание в отношениях, возможно, идя на компромисс. Об этом упоминал еще апостол Павел: «Но во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа».

Ведь пост не разрушит мир в семье, а наоборот, призван укреплять его. Если человек никогда не постился, то выдержать 40 дней будет нелегко. Педагог посоветовала воздержаться от скоромной пищи и продуктов животного происхождения в первый день поста. А затем соблюсти аналогичный пост — обязательно избегая алкоголя и никотина — на протяжении Страстной седмицы. Собеседница «360» также предложила попробовать соблюсти полноценно Успенский пост , который приходится на лето. Он самый короткий: продолжительность — две недели.

В 2024 году — с 18 марта по 4 мая.

В чем суть Великого поста Великий пост — наиболее строгий и длительный период воздержания для верующих, направленный на духовное обновление и подготовку к празднованию Светлого Воскресения. Этот период подразумевает не только ограничения в еде, но и отказ от удовольствий и развлечений: христиане стремятся к очистке духа, объяснила в беседе с «360» доктор педагогических наук и педагог РЭУ имени Г. Плеханова Наталия Фоминых. В христианстве пост — аскетический порыв христианина, система воздержания от жизненных удовольствий и благ. Верующий берет на себя это обязательство самостоятельно на определенное время. Наталия Фоминых В священных текстах пост упоминается как духовная практика, углубляющая связь между земным и божественным. Так, в 41-м псалме описано, как благодаря посту Давид достигает более глубокого понимания и близости с Создателем.

Пост служит мостом к божественному. Он изначально был предназначен для подготовки к таинству крещения. В прошлом это время было особенно значимым для язычников, стремившихся к обретению веры через отказ от прежних убеждений. Они погружались в молитвы, читали проповеди и изучали религиозные тексты. Как правило, обряд крещения проводили в Рождество или Пасху, кульминацией которой была Великая Суббота. Выражая единство с теми, кто собирался стать частью христианской общины, православные приняли на себя обязательства Великого поста, что особенно было заметно во время Страстной недели. Наши предки показывали готовность к самопожертвованию и духовному возрождению.

Так он готовился к своему земному предназначению, объяснила Наталия Фоминых. В течение 40 дней, подвергаясь искушениям диавола и воздерживаясь от пищи, Спаситель оставался непоколебим. По истечении этого времени, испытывая голод, он столкнулся с тремя коварными соблазнами, которыми злой змей стремился склонить Сына Божьего к греху.

Еще по теме Что можно и категорически нельзя делать в церкви: памятка В дни Успенского поста верующие вспоминают деяния Девы Марии, а также последние дни земной ее жизни, когда она полностью отказалась от пищи. Также на постные дни выпадают два церковных праздника: Происхождение честных древ животворящего креста Господня Медовый Спас и Преображение Господне Яблочный Спас. Для живущих по монастырскому уставу Успенский пост по ограничениям в питании сравним с Великим постом.

Монахи отказываются от скоромной пищи, а по понедельникам, средам и пятницам придерживаются сухоядения — употребляют пищу, которая не подвергалась термической обработке. Миряне в Успенской пост, как и в другие посты, таких строгих правил не придерживаются. Рождественский пост — 2024 Рождественский пост — последний пост в уходящем году и первый в новом. Это время подготовки к Рождеству Христову. Так, пост начинается 28 ноября 2024 года и завершится 6 января 2025 год, всего длится 40 дней. Как и в любой другой пост, в эти полтора месяца верующие совершенствуют духовно и физически.

Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно

Великий пост 2024 года для кого-то будет обычной практикой, а для кого-то — первым опытом. Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. Петровский пост (начинается через неделю после дня Святой Троицы и заканчивается 12 июля). В христианстве пост — аскетический порыв христианина, система воздержания от жизненных удовольствий и благ.

Восемь христианских постов, описанных в Библии

Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект.

Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее.

Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности.

В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта.

Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя.

О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго.

Многодневных постов в году четыре. Все они имеют идеологическую подоплеку и привязаны к важным событиям в истории христианства — Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост. Также воздерживаться от принятия некоторой пищи и развлечений нужно в Крещенский сочельник 18 января , праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября. Великий пост в 2024 году Начало Великого поста определяется датой самого важного православного праздник — Пасхи. Период воздержания начинается за семь недель до торжества. В 2024 году Великий пост начнется в понедельник, 18 марта, и продлится до 4 мая. Это самый длинный пост в году, который продолжается 48 дней.

Самой строгой является первая неделя. В первый день полагается не есть ничего вовсе.

Апостольский пост Начало Апостольского поста всегда приходится на второй понедельник после Дня Святой Троицы. Заканчивается пост всегда 12 июля — перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжительность поста зависит от даты Пасхи от 8 до 42 дней. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения. В среду и пятницу горячая пища с маслом. В остальные дни — рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Успенский пост 14 августа — 27 августа Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели — с 14 по 27 августа.

Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Среда, пятница — сухоядение.

Миряне определяют свою норму индивидуально в зависимости от состояния здоровья и духовного возраста , желательно по благословению духовника. Великий Пост Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Великий пост — пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-дневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую Крестопоклонную и страстную седмицы. В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: среда, пятница — сухоядение вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты ; вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.

В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов. Апостольский пост Начало Апостольского поста всегда приходится на второй понедельник после Дня Святой Троицы.

Календарь православных праздников 2024. Когда будет Пасха, Великий пост, Крещение, Троица

Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна Крестителя. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на Кресте ради спасения рода человеческого.

Пятидесятница Двунадесятые непереходящие праздники 19 января , четверг — Крещение Господне. Богоявление 15 февраля , среда — Сретение Господне 7 апреля , пятница — Благовещение Пресвятой Богородицы 19 августа , суббота — Преображение Господне 28 августа , понедельник — Успение Пресвятой Богородицы 21 сентября , четверг — Рождество Пресвятой Богородицы 27 сентября , среда — Воздвижение Креста Господня 4 декабря , понедельник — Введение во храм Пресвятой Богородицы 7 января , воскресенье 2024г.

Что касается Вербного воскресенья, то веточками вербы начинают запасаться заблаговременно, на Шестой неделе. Считается, что растение может принести в дом благополучие. Поэтому вербу освящают в церкви, а затем ветками украшают жилище.

На удачу близкого человека слегка похлопывают вербой по плечу. После праздника выкидывать растение нельзя. Ветки либо закапывают, либо сжигают. Страстная седмица. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф. Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» Мф. Великая Пятница — самый скорбный день. Это день распятия и смерти Христа.

Для христиан эта пятница всегда была днём самого строгого поста и печали.

Его целью является духовное очищение и подготовка к празднику Рождества Христова. Этот пост считается у верующих вторым по значимости после Великого поста перед Пасхой. Он длится 40 дней, начинается 28 ноября и завершается 6 января. Рождественский пост имеет ещё одно название — Филиппов пост, так как начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа 27 ноября. Рождественский пост: даты, история, зачем он нужен Рождественский пост неразрывно связан с традицией празднования Рождества Христова, поэтому возник достаточно поздно, лишь в XII веке. Во времена ранних христиан и до конца III века Рождество и Богоявление были единым праздником — ему предшествовал пост протяжённость один или три дня. Первый день Рождественского поста всегда выпадает на 28 ноября, последний день поста — Рождественский сочельник, 6 января. Все ограничения, которые верующий человек накладывает на себя добровольно во время поста — речь и об отказе от определённой пищи, и от развлечений — не самоцель и не аскетическое упражнение.

Это подготовка к великому празднику — Рождеству Христову. Клирик Новгородской епархии Александр Ранне отмечает, что сам по себе отказ от пищи "ничего не даёт душе и не приближает ко спасению". Настоящий пост должен быть соединён с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей, искоренением злых привычек и прощением обид. Телесный пост без духовного вырождается в банальную диету. Пост — это не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов", — сказал он в одном из интервью о Рождественском посте. Читайте также: Откуда пришла традиция ставить ёлку на Новый год и Рождество Рождественский пост: традиции, календарь поста Церковь не случайно ратует за соблюдение верующими постов — строгих запретов и ограничений на некоторые виды пищи в определённые дни и недели. По христианской традиции, самыми строгими постными днями, причём круглый год, являются среда и пятница.

Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней

Церковный пост | это... Что такое Церковный пост? Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня.
Великий пост — 2024: когда начало, в чем суть и что запрещено | 360° Рождественский пост неразрывно связан с традицией празднования Рождества Христова, поэтому возник достаточно поздно, лишь в XII веке.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься.
Для чего нужен пост? Всё о православном посте Шестая неделя Великого поста предваряет самые торжественные и важные события в христианском календаре — Страстную неделю и Пасху.

Православные посты в 2024 году

Но то монахи. Они всё же не работают, как миряне, на опасных производствах, не водят поезда и самолёты, не оперируют людей и не ищут пропавших в тайге. Мирянам на всё это нужны силы. Поэтому им, как правило, разрешается в пост есть растительное масло независимо от дня недели. Нездоровым людям разрешают пить молоко и есть рыбу. Однако на послабления обязательно следует просить благословения священника. Разрешается не поститься воинам и путешествующим не в отпуск , то есть тем, кому нужны силы для выполнения долга. Это не рыба, а значит, такие продукты вполне позволительны.

Мирянам дважды в пост можно выпить по рюмке вина — в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Монахи такой возможности лишены. Впрочем, в погоне за "постной диетой" стоит помнить изречение Серафима Саровского, который так ответил на вопрос, чего нельзя есть в пост: "Людей не ешьте! Чтобы отбить специфический вкус, в него добавляют клубнику. Что можно и чего нельзя делать в Великий пост В пост следует обязательно ходить в храм, исповедаться и причащаться. Стоит помнить больше о Боге, чем о еде. Веганы не едят мясо, но ближе к Богу не становятся.

Надо помириться со всеми, с кем поссорились. Если есть силы и время, можно заняться благотворительностью, делать добрые дела.

Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них. На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае.

Шестое воскресенье Великого поста Шестое — Вербное воскресенье, которое в 2024 году будет праздноваться 28 апреля. Другое название этого дня — Неделя ваий, то есть цветов или ветвей, которыми жители Иерусалима встречали Христа, входящего в город, незадолго до Его распятия. В наших широтах вместо цветов традиционно используют распустившиеся веточки вербы. Для верующих этот день — вступление в Страстную седмицу. Дела Великого поста О делах Великого поста очень точно сказал блаженный Августин: «Каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы.

Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия». Таким образом, главное, чему нужно уделить время и силы в пост, — это молитва, покаяние и добрые дела. Сложность поста для современного человека часто заключается в том, что кажется почти невозможным в и без того насыщенный график вставить время для долгой молитвы, дополнительного похода в храм, участия в какой-то благотворительной акции. Даже спокойно посидеть и подумать, заглянув в свою душу, не всегда получается. Многие из нас бегут по жизни, и кажется, что задач становится все больше, а времени — меньше.

Но все же, когда у человека болит зуб, он выделяет время на посещение врача. А то, что лечение требуется душе, обычно не так заметно. И если мы не особенно занимаемся этим лечением в повседневной жизни, то оно должно стать важнейшим и неотложным делом в Великий пост. Конечно, великопостные труды не должны идти в ущерб привычным обязанностям — работе, учебе, домашним делам и заботе о близких. Но когда человек ставит перед собой такую цель — дополнительно духовно потрудиться, выясняется, что на самом деле можно выкроить немного времени, чтобы хотя бы в этот особый период года поднять голову от своих обычных беспокойств и посмотреть в сторону неба.

Великий пост начинающим Великий пост не должен стать для начинающих такой тяжкой обузой, после которой больше никогда или очень долго не захочется повторять этот опыт. Пожалуй, это первое, что должен помнить человек, если он делает первые шаги в церковной жизни. Стоит учесть также, что пост — история не про еду, а про стремление к Богу. Просто отказ от мяса, молока и яиц еще не будет постом, если это не будет сопровождаться работой души. Начинающие постники могут взять церковный календарь и отметить для себя важные события, которые не хотелось бы пропустить, — даты, молитвы, богослужения.

Церковная жизнь в дни Великого поста заметно меняется, и с непривычки легко запутаться и растеряться. Стоит также учесть, что не все пойдет так, как хотелось бы, и в таком случае надо не отчаиваться и решать, что «все пропало», а продолжать делать то, что получается. Господь не ждет от нас исполнения повинности от буквы до буквы, но видит наше искреннее стремление к Нему. Не нужно брать на себя непосильные подвиги, особенно если это только первые опыты поста, и ждать в себе чудесных перемен. Но нужно попробовать за этот семинедельный период исправить в себе хотя бы малый изъян и постараться не возвращаться к нему по окончании постного времени.

Если в каждый пост мы будем понемногу менять себя и сохранять в себе эти изменения, то со временем получим реальные плоды Великого поста. Молитвы Великого поста В Священном Писании молитва и пост часто составляют единое действие, и телесное воздержание — это скорее поддержка духовного делания. Святые сравнивают пост с «крыльями», которые помогают молитве достичь неба. С одной стороны, молитве уделяется больше внимания, когда душа «не отягощается и подавляется гибельным бременем удовольствий», отмечает святитель Иоанн Златоуст. С другой, молитва становится для постящегося защитой от раздражительности, высокомерия, самомнения.

Они, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, как сорняки, растут в «сердце постящегося», если он удовлетворяется одним только телесным подвигом. Есть тексты, которые звучат только в этот период дома и в церкви и дают возможность глубоко проникнуться атмосферой Четыредесятницы. В основном это покаянные тексты, потому что покаянием прокладывается путь к Богу. Со вторника Масленицы и до Великой Среды она с понедельника по пятницу звучит на богослужениях и читается верующими дома. Принято особым образом сопровождать ее земными и поясными поклонами.

Этот короткий и емкий покаянный текст был написан древним подвижником, который на собственном опыте знал, насколько нужна каждому милость Божья. Однажды он был осужден за преступление, которого не совершал, но после видения во сне понял, что нужно пересмотреть свою жизнь. Когда он вспомнил совершенный по глупости поступок, похожий по своему результату на тот, за который теперь он находится в тюрьме, то неожиданно был отпущен на свободу. Тогда будущий святой глубоко осознал, что на самом деле значит покаяние и где искать для него источник, даже когда кажется, что во всем прав. Еще одно вдохновляющее поучение Ефрема Сирина касается ангелов-хранителей, радующихся нашему посту: «потому что посредством поста и молитвы мы делаемся им близкими».

Ежедневно читать молитву Ефрема Сирина легче, помня об этом. Читайте также: Молитва Ефрема Сирина. Текст, переводы Канон Андрея Критского Канон Андрея Критского — это одно из величайших произведений христианской гимнографии, целиком посвященное теме покаяния. Он состоит из 250 тропарей и повторяющегося припева «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Во время Великого поста канон дважды читается в храме.

В первые четыре дня — по частям, а на пятой неделе — целиком, что одновременно требует и немалых усилий, и добавляет стойкости постящимся, когда большая часть пути уже позади. Автор канона преподобный Андрей Критский соотносит грехи и помыслы своей души с событиями из Священной истории. И вот уже двенадцать столетий слова, написанные в раскаянии древним архиепископом, православные верующие применяют к себе. Сегодня существует множество пояснений и толкований Великого канона, но даже когда человек понимает в его тексте далеко не все, его душа не может не отозваться, улавливая отдельные слова, интонации и из самой глубины сердца идущее прошение к Господу: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Три подготовительных воскресенья посвящены притчам Спасителя, и в каждой части песнопения можно найти отсылки к ним.

Первые слова о покаянии напоминают притчу о каявшемся мытаре. Во второй части прошение наставить на стези спасения как будто дает отсылку к блудному сыну. А в третьей упоминается Страшный суд. Молитва «Покаяния отверзи ми двери…» повторяется на всенощном бдении в субботу вечером вплоть до пятого воскресенья поста. Накануне Входа Господня в Иерусалим она уже не поется, так как период сосредоточенности на своих грехах закончился — верующие готовятся к воспоминанию Страстей Христовых, следованию за Господом на Голгофу.

Верующие слушают его, стоя на коленях. В основе текста — слова из 140-го псалма Давида. Смысл текста — просьба о даровании такой молитвы, которая действительно направится к Господу. Чтобы быть Им услышанной, наша молитва должна быть искренней, внимательной, глубокой. Вот об этом и просят верующие в дни Великого поста, когда молиться нужно больше, но при этом сохранять сосредоточенность бывает непросто.

Богослужение Великого поста Богослужение Великого поста отличается от привычной церковной службы и по атмосфере, и по своему построению. Убранство храма и облачения клириков в этот период черные или темно-фиолетовые. В церкви царит полутьма. На самой службе меньше поют, больше читают.

Сретение Господне и Вход Господень в Иерусалим Согласно священному писанию, на 40-й день после родов Дева Мария пришла в Иерусалимский храм, чтобы принести очистительную жертву. Что такое очистительная жертва? Древние иудеи считали, что после рождения ребенка женщина становится нечистой, поэтому на 40-й день после рождения мальчика или на 80-й день после рождения девочки мать должна была прийти в храм и принести в жертву годовалого ягненка и голубку. Такая традиция сохранилась и в православии — недавно родившим женщинам предписано не посещать храм, пока не пройдет 40 дней после родов — независимо от пола ребенка. На 40-й день священник должен прочитать над матерью разрешительную молитву, и после этого она снова допускается к посещению богослужений. После совершения обряда к родителям Христа подошел старец Симеон — он всю жизнь переводил Священное Писание с иврита на греческий и по завету Бога не мог отойти в мир иной, пока не увидит Мессию своими глазами. Взяв младенца на руки, старец, тяготившийся своей долгой жизнью, сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… Евангелие от Луки глава 2, стих 29 Таким образом праздник Сретения символизирует встречу Ветхозаветного и Новозаветного миров, а сами верующие празднуют встречу с Богом и возможность принять его всей душой, как это когда-то сделал старец Симеон. Праздник каждый год отмечается 15 февраля. Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье тоже символизирует встречу. Незадолго до распятия Иисус Христос, исполняя пророчество, въехал на ослице в Иерусалим, и тогда уже весь город вышел его встречать. Согласно Евангелию, люди устилали путь Мессии пальмовыми ветвями в северных широтах их символически заменяют вербой и приветствовали его, как царя, словом «Осанна! Причиной ликования было чудо воскрешения Лазаря, совершенное сыном Бога накануне. Дата Вербного воскресенья зависит от Пасхи и празднуется за неделю до главного православного торжества. В 2024 году его отметят 28 апреля. Страстная седмица и дни после Пасхи Вербное воскресенье — последний праздник перед Пасхой. За Входом Господа в Иерусалим следует Страстная седмица неделя , самое мрачное время, отмеченное земными муками страстями Христа. Какие события вспоминают на Страстной неделе: Великий понедельник — предание о патриархе Иосифе, которого братья продали в Египет , а также чудо, явленное Иисусом, когда он словом иссушил бесплодное дерево инжира. Великий вторник — последняя проповедь Христа в Иерусалимском храме, напоминание об основных заветах. Великая среда — день, когда Иуда предал Христа за 30 сребреников. Великий Чистый четверг — Тайная вечеря, последняя встреча Иисуса с апостолами перед распятием. Великая Страстная пятница — распятие Христа, день великой скорби. Великая Страстная суббота — снятие Иисуса Христа и его пребывание во гробе, сошествие Мессии в ад.

Все православные посты

В 2024 году Великий пост начнется 18 марта и продолжится до 4 мая включительно. Пост является не целью, а средством смирения перед Богом, когда есть сильная нужда, когда происходят события, исход которых полностью зависят от Божьей милости. Великий пост 2024 года для кого-то будет обычной практикой, а для кого-то — первым опытом. В 2024 году Поста начинается 18 марта и заканчивается 4 мая: на протяжении 48 дней верующие отказываются от пищи животного происхождения и 5 мая празднуют Пасху.

История и смысл Великого поста

Если вы всё же решите перейти на ограниченное питание, то стоит проконсультироваться с врачом, особенно если у вас есть хронические заболевания. Беременным и кормящим женщинам, детям, пожилым, больным онкологией и диабетом, а также страдающим от заболеваний ЖКТ поститься строго не рекомендуется. Как подготовиться к посту Резкий отказ от привычного рациона на время Великого поста станет сильным стрессом для организма, так что лучше подготовиться к ограничениям в еде заранее. За две недели можно начинать потихоньку убирать из еды продукты животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи. За неделю до начала поста рекомендуется отказаться от кисломолочных продуктов — молока, йогурта, сыра, кефира и так далее. Как питаться в пост Тяжелее всего придется в первую и последнюю недели Великого поста — самые преданные христиане в эти дни питаются лишь водой и хлебом.

Этот сугубый пост в Испании соблюдали каждую субботу и, сверх того, раз в каждом месяце, кроме июля и августа.

Причина, почему постились до 9-го часа, заключалась в память часа смерти Иисуса Христа, а до вечера — в воспоминании Его погребения Тертуллиан, «О посте». Степени воздержания были также различны. Одни ели все только в сыром виде, другие держались сухоядения Тертуллиан, «О посте» , воздерживаясь не только от мяса и вина, но и от плодов винных и сочных, употребляя с хлебом только орехи, миндаль и т. Сухоядение одобряемо было особенно во время гонения, как приготовление к мученичеству Тертуллиан, «О посте». Некоторые и кроме Страстной седмицы ничего не вкушали в продолжение многих дней и нередко даже до 10-й зари, как говорит Лукиан , свидетель несомненный. Ибо в эти необыкновенно продолжительные посты входили и воскресенья, в которые законом запрещено было поститься.

В первых веках Христианства, хотя были еще в Греции и Риме люди, занимавшиеся разными телесными упражнениями для укрепления тела, но гораздо более было таких, которые вредными для здоровья пороками ослабляли тело и рано старели. Однако среди развращения, которыми исполнены были Египет и Сирия, появлялись великие постники, которые жили гораздо дольше других людей. Правда, в теплых странах пост не столь тягостен, но наблюдались необыкновенные примеры воздержания в Галлии и еще более холодных странах, притом спустя более 100 лет уже после апостолов, ибо многие из великих подвижников следовали древнему образу пощения. Христиане, подобно иудеям, взирали на пост как на время сетования. Правда, иудеи налагали его на себя часто в изъявление естественной скорби, причиненной потерею любимой особы или другим каким-либо временным бедствием. Но христиане, все прилагая к духовным вещам, употребляли эти внешние знаки сетования для возбуждения в себе печали, созидающей спасение 2 Кор.

Киприан учит, чтобы грешник оплакивал смерть души своей, по крайней мере, как потерю любимой особы «О падении» , а свят. Иоанн Златоуст в слове «О умилении» употребляет то же сравнение. Сверх того, пост считался полезным для предотвращения искушений, как изнуряющий тело и подчиняющий его духу. Посему-то постящиеся избегали всякого рода удовольствий, даже позволенных. Все, более обыкновенного, становились уединеннее, молчаливее, в церкви усерднее, в молитве и чтении прилежнее. Первый вид предписывается Церковью в пятницы всего года, кроме случаев, когда на пятницу приходится праздник в ранге Торжества хотя на практике многие ограничивают соблюдение этого поста лишь периодами Великого поста и, иногда, Адвента.

Другой вид соблюдается в Пепельную среду и в Страстную пятницу. Возрастные ограничения для поста первого рода — от 14 лет до конца жизни, для поста второго рода — от 21 года до 59 лет, при этом при различных причинах могут быть также диспенсации, то есть послабления или вообще освобождения от соблюдений.

В этом смысле отказ от пищи животного происхождения очищает нас и возвышает человеческую природу. Смысл поста — отнюдь не в том, чтобы себя заморить физически; пост — не самоцель, а средство духовного очищения. Раньше пост казался людям столь естественным явлением, что в Москве в постные дни закрывались все мясные лавки. Но это не значит, что наступали голодные времена. Если почитать литературу о старой Москве — Гиляровского или Шмелёва — мы поймём, что пост отнюдь не означает гастрономического однообразия. В ход шли соленья, варенья, разные заготовки, сытные овощные блюда — ведь растительная пища очень разнообразна! При этом, вино — продукт растительный, поэтому относится к постным продуктам. Но, в то же время, оно опьяняет, а опьянение несовместимо с другими постными действиями, не способствует духовному сосредоточению, созерцанию, покаянию и молитве.

Поэтому регулярно употреблять вино во время поста нежелательно. Вино пьют в праздничные дни — в Вербное воскресенье, например, — однако в малых количествах. Всё хорошо в меру! Если человек нарушил правило поста, он может продолжить поститься. Есть слова Христовы: «Сколько раз падаешь — вставай». Бывают разные обстоятельства, да и сила воли не у всех одинаковая. Возобновить пост в данной ситуации даже труднее, чем просто соблюдать его, не срываясь, ведь морально человек себя уже приговорил к отказу от духа и буквы поста. Наши с вами усилия никогда даром не пропадают. Каждое новое усилие пойдёт нам на пользу, даже если перед этим мы оступились. Встать после падения труднее, чем стоящему ходить.

Как сказано об этом в Апокалипсисе: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» Откр. В частности, эта противостояние простирается и на природу самого человека, в которой его плоть враждует с его же духом. Как об этом говорит апостол Павел: «Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите» Гал. Совершенно естественно, что человек духовный стремится подчинить свою плоть духу.

Причем одним из основных средств сего подчинения как раз и является христианский пост. Как говорят, святые отцы по мере того, как увядает в частности, от поста плоть, в такой же мере процветает дух христианина. И наоборот: насколько утучняется плоть, настолько же хиреет дух. Однако здесь достойны более внимательного исследования эти слова Гал.

По их смыслу выходит, что не только плоть похотствует на дух, но и сам дух также похотствует! Что здесь имел в виду апостол? Выскажу свое мнение. В привычной нам системе православно-аскетических «координат» обычно под плотью понимается тело, а под духом душа человека.

И чаще всего именно так оно и бывает. Но не всегда, особенно в наше время. Дело в том, что если душа, которую мы считаем духом, одержима грехами, то тогда она или дух действительно похотствует на тело плоть. Особенно это касается гордыни, которая является чисто душевным или духовным грехом.

В таком случае бывает по пословице: «От дурной головы — ногам больно»! А типичный пример сему евангельский блудный сын Лк. По своей гордыне, чисто душевной или духовной страсти тело, ведь, не гордится , он требует дать положенную ему часть имения Лк. И заметим, сколь много бед эта похоть духовная, то есть гордыня, причинила его телу: он «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» Лк. Как видим, типичный пример того, как дух похотствует на плоть! И что же спасло блудного сына, может быть какие-то «великие духовные рассуждения»?! Нет, Евангелие говорит о нем: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче!

Встал и пошел к отцу своему» Лк. Заметим, та же самая гордыня греховная страсть духовная удерживала блудного сына в чужой стране и в рабском состоянии. Из-за этой гордыни ему было стыдно, после всей своей предыдущей фанаберии, вернуться к отцу нищим, босым и в лохмотьях. А спас его от этого рабства обыкновенный голод — естественная и беспорочная то есть не греховная телесная страсть.

Она-то и внушила заблудившемуся юноше смиренную и спасительную мысль вернуться к отцу уже не в качестве сына, а в качестве обыкновенного наемника. Итак, в данном евангельском примере похотствует дух, то есть душа по причине гнездящейся в ней гордыни. А спасает тело, поскольку удобно смиряет горделивую душу. Это следует помнить каждому постящемуся.

И не случайно Неделя о блудном сыне, в которую и читается сие евангельское зачало Лк. Православный пост предназначен совсем не для богопротивного убийства тела, как считали язычники, а для искоренения гнездящихся в нем и в душе христианина греховных страстей. Ведь у язычников также был пост ради достижения духовных целей. Но под этими духовными целями они понимали общение с нечистыми духами, которых почитали, как «богов».

Так, к примеру, в житии св. Киприана Карфагенского упоминается, что, когда он еще был язычником и учился волхвованию, то на горе Олимп: «Видел он также в мнимых образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в строгом сорокадневном посте; ел же он по захождении солнца, и то не хлеб и не какую-либо иную пищу, а дубовые желуди». Естественно, что такой богопротивный пост ради общения с нечистыми духами и пребывании в стимулируемых ими страстях, особенно гордыне, — для православного христианина совершенно неприемлем! Повторяю, христианский пост служит для искоренения или, хотя бы, ослабления страстей, а не для их усиления!

А также для победы духа христианина над его плотью ради стяжания благодати Духа Святого. Пост — это некий отказ от земного ради небесного. О чем Господь сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф. Вот что, в первую очередь, а именно — духовное получает постящийся православный!

Второй этический закон, с которым связан христианский пост, это: Закон связи наслаждений и страданий Этот закон был открыт философами еще за несколько столетий до Рождества Христова. Суть его состоит в том, что все и всяческие земные наслаждения необходимо связаны со страданиями. Так, например, чтобы насладиться пищей, сначала надобно испытать голод; а чтобы получить удовольствие от пития, сначала необходимо испытать жажду. Но если первые есть наслаждения, то, очевидно, вторые голод, жажда — это страдания.

И они, эти наслаждения и страдания, необходимо связаны друг с другом! Обратное также верно. А именно: люди, которые непомерно предаются тем или иным наслаждениям, в результате получают болезни и страдания. Обжора — расстройство желудка; пьяница — цирроз печения; блудник — дурные болезни, а также преждевременную импотенцию; наркоман — заболевание всего организма и т.

Интересно, что этот этический закон, над открытием которого философы бились много лет, Господь в беседе с самарянкой выразил всего лишь шестью словами: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять», — но при этом еще и добавил, — «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» Ин. Здесь под сей водой, которую Он дает нам, Господь разумеет благодать Святого Духа, кою стремится получить каждый православный христианин. В частности, как и было сказано выше, получить чрез подвиг поста — для этого, собственно, мы и постимся. Но заметим и то, что побочным следствием этого постного делания является и определенная победа над этическим законом связи наслаждений и страданий.

И действительно, как погоня за наслаждениями порождает страдания, так точно верно и обратное: злострадания в частности, пост , добровольно принятые христианином ради Христа, дают ему также дозволенные и здравые телесные радости. Вспомним обряд разговения, особенно приятный после Великого поста! Кроме того, как обжора расстраивает свой желудок и болеет, так, наоборот, добре постящийся и правильно разговляющийся чрез это стяжает не только духовное, но и телесное здравие. Как говорил некий преподобный отец: «Бог назначил пост не по злобе, а для того, чтобы человек не умер от несварения желудка».

Итак, можно сказать, что христианский пост — это благословенное Православной Церковью посильное воздержание христианина от пищи, пития и ряда других плотских удовольствий ради получения благодати Святого Духа, здравия души и тела, а в наше время и того, что можно назвать счастьем. Как правильно соблюдать пост Церковь не требует от христианина поста выше его сил. Для детей, стариков и больных делается послабление в канонической строгости поста. Только тут надо правильно понимать, как можно получить это послабление.

Часто бывает, что перед постом к священнику подходит, скажем, какая-нибудь старушка и, ссылаясь на болезни, просит его благословить ее на молоко или еще какой-то запрещенный продукт. Она не понимает, что священник не имеет права отменять установленные святыми отцами правила поста. Как же быть? В таких случаях советую таковым слабым христианам поститься посильно, как они могут.

Если же при этом нарушаются канонические правила поста, то в конце его следует принести в этом покаяние на исповеди. Сказав, что по немощи телесной я нарушил а то-то и то-то. Так будет правильно. Но при этом надобно стремиться поститься как можно строже.

А мерилом здесь для слабых является их христианская совесть. Но что имеется в виду под словами, что в наше время пост, да, собственно, и всякое христианское воздержание дает счастье?! Это особенно хорошо видно из того, что называется: Постные ограничения интимной жизни супругов Речь, конечно, идет о христианских супругах, состоящих в законном браке. Поскольку вне его интимная жизнь между мужчиной и женщиной — это тяжкий грех блуда.

Как известно, любой пост налагает ограничения не только на вкушение тех или иных видов пищи, но и на половые отношения между супругами.

Православные посты в 2024 году

Какие существуют посты в православии и в чём суть каждого из них. Великий пост в 2024 году пройдет с 18 марта по 4 мая. Православный календарь онлайн на 27 апреля 2024 с иконой дня, Евангелием и Апостолом дня и списком святых. Великий пост 2024: что категорически нельзя делать.

Великий пост 2024

Великий пост. История и особенности В 2024 году Поста начинается 18 марта и заканчивается 4 мая: на протяжении 48 дней верующие отказываются от пищи животного происхождения и 5 мая празднуют Пасху.
Православный Церковный календарь 2023 г. Этот пост в христианстве ассоциируется с Великим постом перед Пасхой, во время которого верующие духовно очищаются, чтобы встретить светлый праздник Воскресения.
Православные посты Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня.
Как соблюдать христианский пост - wikiHow В 2024 году Поста начинается 18 марта и заканчивается 4 мая: на протяжении 48 дней верующие отказываются от пищи животного происхождения и 5 мая празднуют Пасху.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий