Новости рерих выставка в москве

Выставка представляет наследие Рериха как знаковое явление российской и мировой культуры и демонстрирует многогранность его творчества 1897–1947 годов. Выставку будут сопровождать короткометражные фильмы из цикла «Рерих и театр», созданные сотрудниками Московского отделения Сибирского Рериховского Общества Еленой и Александром Кочергиными. Приглашаем вас на открытие выставки 23 января.

В Новой Третьяковке – выставка Рериха

Художественные произведения и документальные материалы из российских музейных собраний покажут всю уникальность творчества мастера с 1897 по 1947 годы. Программа Более ста произведений живописи и графики, способных удивить самого взыскательного зрителя, будут включены в экспозицию выставки. В их числе признанные шедевры «Гонец», «Заморские гости», работы индийского периода «Гуга Чохан» и «Вестник». Особенностью выставки станет то, что Рерих предстанет и как «мастер гор», создатель станковых произведений, и как художник, успешно применивший свой талант в театре и архитектуре. Выставка к 150-летию со дня рождения Николая Рериха. Фото: tretyakovgallery.

Глубокий символизм, непревзойденное мастерство в передаче световых и колористических эффектов, медитативная умиротворенность полотен — все это и многое другое придает уникальность его творениям. В составе экспозиции три части — русский период творчества художника, вторая часть посвящена Индии, а третья — театру. Сенсацией выставки «Николай Рерих» станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Отныне этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи.

Он был приобретен Третьяковской галереей и транспортирован в Москву из-за рубежа в 2021 году. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении. Первый этап реставрации полотна будет завершен к выставке Николая Рериха.

Прокопий Праведный молится и уверен в своей молитве за землю русскую и ее путников. Спокойствие разлито повсюду — в уверенном быстром движении ладей, в плавных линейных ритмах берегов и холмов. Колористическая гамма, построенная на сочетании синих, зеленых, желтых тонов, тонко сгармонирована.

В иносказательной форме Рерих выразил в картине свою веру в величие, стойкость России, ее могущество. Зал 3. Театр Третий зал экспозиции посвящен работе для театра. Яркой страницей в жизни Рериха стало его участие в «Русских сезонах» в Париже, организованных С. Заслуженный успех выпал на долю художника, оформившего «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А. Бородина, «Весну священную» И.

Стравинского, эскиз занавеса «Сеча при Керженце» для оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже…» и многие другие театральные постановки. Рерих «Половецкий стан», 1909. В 1914 году в Лондоне Дягилев осуществил постановку оперы полностью в четырех действиях с прологом, вновь пригласив Рериха для оформления спектакля. Рерих исполнил декорации за короткий промежуток времени: конец 1913 — начало 1914 года. Яркое узорочье костюмов, праздничный колорит архитектуры, носящей порой сказочный характер, создали притягательный образ далекого прошлого, наполненного жизненной силой.

Успех лондонской постановки во многом был связан с оформлением спектакля. В этой битве, по преданию, исчез в водах реки Керженец, протекающей в Нижегородской области, целый город под названием Китеж. Рерих в эскизе занавеса изобразил напряженную битву между русскими и татарами. Стремительно мчащиеся всадники, тревожно клубящиеся облака, отражаясь в водах реки, скрывают формы исчезающего города, тем самым спасая его от разрушения врагом. Эскиз занавеса для симфонического антракта оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» был исполненного Рерихом для «Русских сезонов» в Париже, организованных Сергеем Дягилевым. Зал 4.

Рериха в межгосударственных культурных связях, его энергия и воля имели первостепенное значение в руководстве процессом. Деятельность последователей и поклонников таланта Н. Рериха также обеспечивала поддержание интереса к творчеству художника, но основополагающей была направляющая сила самого маэстро, сына великого художника, который спешил поделиться с русскими людьми всем тем, что он видел и знал, чему учился и что воспринял от отца, плодами своего труда и тем опытом, что получил благодаря долгим годам жизни в далёкой Индии. Фактически С.

Требует осмысления вопрос, что позволяло ему заручиться доверием Дж. Неру в 1940-е, поддержкой на встречах с Н. Хрущёвым в 1950-е, Л. Брежневым в 1970-е и М.

Горбачёвым в 1980-е годы. Несомненно, стратегическое партнёрство двух стран придавало роли вестника культуры большее значение. Несмотря на многие различия в культуре, искусство русского художника и гражданина Индии получило признание в обеих странах. Изобразительное искусство как важная составляющая культуры представляет собой универсальный инструмент воздействия на общественное сознание, сложнейший, но и самый эффективный способ интеграции сообществ.

Это во многом объясняет благожелательную позицию высших чинов государственной власти по отношению к творческому наследию Рерихов, так как оно по-своему способствовало развитию взаимосвязей между СССР и Индией. Искусство Рерихов, как отца, так и сына, исторически связывает многие страны, оно доступно для понимания, легко воспринимается зрителями разных возрастов, идеологически всеобъемлюще и, возможно, поэтому привлекает всё больше людей и до настоящего времени. Разные виды искусства взаимопроникающи и образуют связующее звено между различными слоями общества и самыми отдалёнными друг от друга народами. Искусство является подлинным символом нации, благодаря искусству мы без особого труда можем понять и истолковать устремления и достижения народа.

Когда-нибудь, когда падут все барьеры, разделяющие человечество на единицы ненависти, новое сотрудничество и взаимопонимание принесут нам невиданное процветание. Когда уйдёт страх перед внешним врагом и агрессией и мы будем в состоянии обратить нашу бдительность против самых заклятых врагов человечества — жадности, зависти, ненависти, невежества»19. Вера в будущее России, о которой неустанно говорил С. Рерих во время многочисленных встреч с общественностью, — именно она позволяла ему принимать самое активное участие в процессе приобщения народных масс к прекрасному искусству.

Искусство восхвалим! Рерих, воспевая любовь к творческому началу, восхваляя в своей поэзии всё то лучшее, что может подарить культура. Не разрушать, а сохранять старое и созидать новое, защищать богатство культурно-исторического наследия, особенно на крутых поворотах истории, когда во время слома действующего политического режима порой одновременно происходит крушение лучших достижений или проявлений культуры. В продолжение темы поиска причины необходимости искусства в эпоху перемен можно привести фрагменты из книги Н.

Рериха «Пути Благословения»: «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства»20. Далее Рерих пишет в свойственной ему манере диалога: «Вы говорите: "Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства.

Нужно устроить раньше важные дела". Отвечаю: "Ваша правда, но и ваша ложь. Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье.

Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья?

Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже?

Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия. Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом»21. Эти строки во многом объясняют его жизненную позицию.

К молитве духа через искусство, к миру через культуру призывал Н. Рерих, следуя из одной страны в другую, путешествуя с континента на континент. В Пакте по защите памятников культуры, носящем его имя, заключён идеал, но реализовано стремление спасти достижения «подвига духа» и направить людей на объединение, образование, на созидание. Недаром одним из символов Мастер-Института и Музея Н.

Рериха в Нью-Йорке стали «Строители Храма». Этот посыл слышен в его литературном и эпистолярном наследии, эти гуманистические идеи отражены в его живописи и в произведениях его сына. Действительно, порой не хватало «хлеба» и выстраивались очереди за продуктами, но очередь людей, желающих увидеть настоящее искусство, была длинна как никогда, и это было явным показателем тяги к прекрасному. Причина необыкновенной популярности рериховского творчества в 1970-е и 1980-е годы заключается ещё и в том, что оно вернулось на Родину, когда его очень ждали.

Искусство Николая Рериха было востребовано в эпохи перемен: перед революцией 1917 г. Спустя сто лет необычная судьба Н. Рериха по-прежнему вызывает интерес, его идеи и деятельность формируют почву для научных дискуссий и любительских споров, а живопись притягивает своего зрителя, постепенно перейдя в виртуальное пространство интернета. Вместе с другими посланниками русской культуры Рерих принёс в Америку «очарование России», а после взялся возводить мост во имя объединения Востока и Запада.

Тибетская сказка и русская быль с лёгкой руки художника стали явью нью-йоркской реальности благодаря выставкам его картин 1920-х годов. Рерих указывал, что роль русских деятелей искусства за границей огромна: «Мы работаем для третьей России, той, которую будет знать мир! В текстах книг Николая Рериха, написанных на русском языке, в его ясном для понимания и одновременно проникновенно-мудром стиле, мы находим строки, объясняющие происходящие в мире события. В одном из своих знаменитых эссе, «Струны земли», автор писал: «Спросили ламу: "Правда ли Праздник Духа приблизился?

С 1924 года по тибетскому летосчислению начался новый век. Век — считается не в сто лет, а в шестьдесят»23. Прошли лекции в музеях для многочисленных посетителей, памятные встречи и выставки картин Н. Рерихов в СССР.

В экспозиции было представлено свыше 500 картин обоих художников. Получил развитие очередной этап «Рериховского ренессанса», и таким образом сбывались мечты Рерихов о возвращении на Родину. Корреспондент газеты «Известия» писал о С. Рерихе: «Этого живописца с мировым именем легко узнают многие почитатели искусства.

У него, как у сказочного песнетворца, серебристые волосы и лучистые молодые глаза. Он прибыл в нашу страну из далёкой Индии, чтобы почтить вместе с советскими людьми память своего великого отца... Чтобы получить добрый совет или услышать фрагменты дивных историй о жизни его батюшки, люди приходили на лекции. Святославу Николаевичу едва хватало времени на решение вопросов по организации выставок и на то, чтобы повидать близких друзей и сотрудников.

Выставка к 150-летию со дня рождения Николая Рериха

Николай Рерих — один из самых мистических русских художников. Расписание, отзывы и рецензии на выставку «Николай Рерих», Новая Третьяковка, Москва. Выставку к юбилею «мастера гор» — так называли великого живописца — организовала Третьяковская галерея при поддержке ВТБ. Экспозиция работает в здании «Новая Третьяковка» и уже стала одним из главных — и самых модных! — культурных событий сезона. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного по эскизу Николая Рериха в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева».

Русский музей отправил произведения Рериха в Москву

Это отразилось на пространственном решении зала. Архитектор экспозиции Евгений Асс объясняет: зал с работами на тему Древней Руси выполнен в форме прямоугольной шкатулки, а Восточный — в форме круглой. Это отражает различия в философии двух разных культур и миров. Настоящей сенсацией выставки стал театральный занавес, выполненный художником в 1908 году по заказу Сергея Дягилева для балета "Половецкие пляски", который ставился в Париже. Огромное полотно общей площадью в 230 квадратных метров отреставрировали к выставке за 4 месяца, и это был первый этап сложных и дорогостоящих работ. И, конечно, удивительно, что он сохранился до нашего времени.

Филиал Музея на ВДНХ полностью посвящен семье Рерихов — там более 800 произведений живописи и графики Николая Константиновича, его сына Святослава, а также мемориальные вещи семьи. В честь этого события Государственная Третьяковская галерея открыла выставку «Николай Рерих».

Она состоит из нескольких частей: собственно художественное наследие Николая Константиновича, его театральные работы и вещи из личной коллекции мастера. Более 30 экспонатов — а это каждое пятое произведение на выставке — предоставил Музей Востока. Например, множество изображений Гималаев, предметы из коллекции семьи мелкая пластика из Непала, Тибета, Пакистана, ритуальные изображения танка и даже личные вещи: юбилейная медаль и головной убор. Николаю Рериху посвящен значительный раздел и на выставке «Невероятная Индия.

У Рериха доминируют бежевые и желто-коричневые оттенки, Анисфельд же меняет гамму в сторону зеленоватых и темно-красных тонов. Отличается и расположение объектов — палаток лагеря, холмов на заднем плане и так далее. После выставки Рериха задник вернется в реставрационную мастерскую, и хотя в будущем его обещают разместить в Новой Третьяковке уже на постоянной основе, в качестве доминанты зала Дягилева, планы эти удастся реализовать лишь после реконструкции здания на Крымском валу, а она постоянно откладывается. Вдобавок, эскиз там точно не будут показывать в регулярном режиме — работы на бумаге не предназначены для постоянного экспонирования. А еще сегодня можно посмотреть, как выглядит задник до восстановления утрат красочного слоя.

Пока реставраторы успели только залатать саму основу. И это героическая работа. Изначально у холста были множественные разрывы, теперь он выглядит целым, и лишь ряд потертостей их как раз предстоит исправить выдают его непростую судьбу. Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Снегурочка и богатыри Полюбовавшись «Половецким станом» в обоих вариантах, зрителю стоит познакомиться и с другими театральными работами Рериха. Некоторые их них хорошо известны — это, например, эскизы для «Весны священной» Стравинского. Другие же могут стать сюрпризом даже для меломанов-знатоков: знали ли вы, что в 1910-х Николай Константинович собирался оформлять «Тристана и Изольду» Вагнера? Спектакль не состоялся, но рисунки углем и темперой сохранились. Но не все помнят, что у живописца было несколько подступов к теме. В экспозиции есть и акварель 1908 года «Лес в снегу» ее он делал для парижской «Опера-комик», однако в итоге спектакль шел без этой декорации , и холст 1919-го «Песнь Леля», созданный, вероятно, для отмененной лондонской постановки, но затем использованный в чикагском спектакле.

Наиболее интересна гуашь «Лес» 1912 года — уже не для оперного, а для драматического воплощения сказки Островского в Москве. Стволы деревьев сливаются в почти что абстрактную композицию, а камни, напоминающие глаза чудищ, создают совершенно сюрреалистический образ. Какими произведениями пополнилось собрание музея за последние 20 лет Одна из главных идей новой ретроспективы — представить Рериха не как интернационального мистика, увлеченного восточными учениями и завороженного красотой Гималаев, а как глубинно-русского художника, творчество которого уходит корнями в язычество и православие, а также в сказки и былины. Театральные работы как раз удачно вписываются в эту линию. Но еще более показателен блок ранних произведений, датированных первым десятилетием XX века. Бажанова в Петербурге.

Размер грандиозного полотна 10х23 метра. Этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи.

Работа была приобретена галереей и транспортирована в Москву из-за рубежа в 2021 году. На основе пресс-релиза.

Выставка «Держава Света» (до 1 декабря)

Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного по эскизу Николая Рериха в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет. Ознакомиться с творчеством Рериха можно в дни работы Музея Востока. Выставка в Царицыно открыта до 22 октября, а в Третьяковской галерее – с 10 октября до 10 марта. С 10 октября 2023 года по 10 марта 2024 года в Москве в Третьяковской галерее (Новой Третьяковке на Крымском валу 10) проходит выставка Рериха. Выставка «Николай Рерих» с 10 октября 2023 по 10 марта 2024, Новая Третьяковка в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. 18 октября 2023 г. в 15:00 в экспозиционном отделе «Дом России» откроется выставка «Рерих. Буклет выставки «Николай Рерих» в Новой Третьяковке.

«Николай Рерих»: выставка в Новой Третьяковке

С 10 октября 2023 года по 10 марта 2024 года в Москве в Третьяковской галерее (Новой Третьяковке на Крымском валу 10) проходит выставка Рериха. К конференции была приурочена выставка, в экспозиции которой были представлены картины и более шести тысяч фотографий известных памятников архитектуры исторических городов стран – участниц конференции. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски».

Триумфальное возвращение: в Москве открылась выставка Николая Рериха

Выставка «Николай Рерих» с 10 октября 2023 по 10 марта 2024, Новая Третьяковка в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. С 10 октября 2023 года по 10 марта 2024 года в Москве в Третьяковской галерее (Новой Третьяковке на Крымском валу 10) проходит выставка Рериха. 26.05.2023 Открытие выставки Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете. Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения художника и философа. Николай Рерих никогда не терял надежду на то, что мир одумается и будет спасен, культура и знание сделают свое дело.

Выставка «Держава Света» (до 1 декабря)

Во время подготовки этого издания автор посетил художника в его имении Татгуни близ г. Бангалора, что позволило ему лучше ознакомиться с живописными произведениями Святослава Николаевича. В цветных репродукциях альбома были воспроизведены портреты общественных деятелей, представителей искусства и пейзажи, отражающие природу Индии и Тибета. Альбом получил широкое распространение благодаря тиражу в 40 000 экземпляров. Возвращаясь к вопросу о выставках, следует отметить, что в период с конца 1970-х и до начала 1990-х из разных концов страны в Министерство культуры СССР поступали обращения граждан и просьбы областных музеев прислать выставку произведений Рерихов в их город.

Вкратце описав этот этап, важно обратить внимание на феноменальную популярность изобразительного искусства Рерихов в 1970-е годы. По прошествии лет мы задаёмся вопросом: что послужило причиной этой необычайной по своей активности культурной реакции, желания увидеть больше произведений Рерихов? Что так притягивало зрителя на выставки, несмотря на часы ожидания в длинных очередях в музеи? По оценке Святослава Рериха, искусство его отца находилось «за пределами узких хаотичных орбит так называемых критиков "современного искусства"»18.

Возможно, в некоторой степени залогом успеха стало то, что инициатива С. Рериха по продвижению проекта популяризации художественного наследия отца получила поддержку руководства советского правительства, но не только... Выставки не насаждались и не «спускались сверху», и люди стремились их увидеть. Неужели так называемые застойные 1970-е и последовавшие за ними экономически нестабильные времена Перестройки одинаково благотворно повлияли на общественное сознание, подталкивая к постижению прекрасного и таинственного искусства Рерихов и при этом показывая, что радость духовного развития может явиться противовесом удручающей внутриполитической обстановке в государстве?

Дело в том, что далёкое от советского академического реализма искусство Рерихов, несмотря на разнообразие сюжетов, было понятно и деятелям культуры, и среднестатистическому посетителю художественных выставок, оно привлекало своей искренностью. Возможно, в изобразительном искусстве Рерихов людям виделось нечто большее, далёкое и неведомое, чего так не хватало в обыденной жизни. За якобы простыми, символически ясными картинами с их неповторимыми, насыщенными светом красками скрывалось нечто забытое или знакомое — легендарное прошлое Востока и Запада, мечты о единстве религий, вечная борьба добра со злом, сказочный мир Каменного века и Средневековья и многое другое, что могли подарить зрителю эти художники. Видимо, общественное сознание было готово принять их искусство, мало того, жаждало скорейшего появления подобных выставок.

Со своей стороны Святослав Рерих, удостоенный звания почётного члена Академии художеств СССР 1978 , всячески способствовал развитию дела отца, организовывая выставки и помогая выпускать книги о его творчестве. Несомненно, решающую роль сыграло участие самого С. Рериха в межгосударственных культурных связях, его энергия и воля имели первостепенное значение в руководстве процессом. Деятельность последователей и поклонников таланта Н.

Рериха также обеспечивала поддержание интереса к творчеству художника, но основополагающей была направляющая сила самого маэстро, сына великого художника, который спешил поделиться с русскими людьми всем тем, что он видел и знал, чему учился и что воспринял от отца, плодами своего труда и тем опытом, что получил благодаря долгим годам жизни в далёкой Индии. Фактически С. Требует осмысления вопрос, что позволяло ему заручиться доверием Дж. Неру в 1940-е, поддержкой на встречах с Н.

Хрущёвым в 1950-е, Л. Брежневым в 1970-е и М. Горбачёвым в 1980-е годы. Несомненно, стратегическое партнёрство двух стран придавало роли вестника культуры большее значение.

Несмотря на многие различия в культуре, искусство русского художника и гражданина Индии получило признание в обеих странах. Изобразительное искусство как важная составляющая культуры представляет собой универсальный инструмент воздействия на общественное сознание, сложнейший, но и самый эффективный способ интеграции сообществ. Это во многом объясняет благожелательную позицию высших чинов государственной власти по отношению к творческому наследию Рерихов, так как оно по-своему способствовало развитию взаимосвязей между СССР и Индией. Искусство Рерихов, как отца, так и сына, исторически связывает многие страны, оно доступно для понимания, легко воспринимается зрителями разных возрастов, идеологически всеобъемлюще и, возможно, поэтому привлекает всё больше людей и до настоящего времени.

Разные виды искусства взаимопроникающи и образуют связующее звено между различными слоями общества и самыми отдалёнными друг от друга народами. Искусство является подлинным символом нации, благодаря искусству мы без особого труда можем понять и истолковать устремления и достижения народа. Когда-нибудь, когда падут все барьеры, разделяющие человечество на единицы ненависти, новое сотрудничество и взаимопонимание принесут нам невиданное процветание. Когда уйдёт страх перед внешним врагом и агрессией и мы будем в состоянии обратить нашу бдительность против самых заклятых врагов человечества — жадности, зависти, ненависти, невежества»19.

Вера в будущее России, о которой неустанно говорил С. Рерих во время многочисленных встреч с общественностью, — именно она позволяла ему принимать самое активное участие в процессе приобщения народных масс к прекрасному искусству. Искусство восхвалим! Рерих, воспевая любовь к творческому началу, восхваляя в своей поэзии всё то лучшее, что может подарить культура.

Не разрушать, а сохранять старое и созидать новое, защищать богатство культурно-исторического наследия, особенно на крутых поворотах истории, когда во время слома действующего политического режима порой одновременно происходит крушение лучших достижений или проявлений культуры. В продолжение темы поиска причины необходимости искусства в эпоху перемен можно привести фрагменты из книги Н. Рериха «Пути Благословения»: «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства»20. Далее Рерих пишет в свойственной ему манере диалога: «Вы говорите: "Трудно нам.

Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства. Нужно устроить раньше важные дела". Отвечаю: "Ваша правда, но и ваша ложь.

Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа.

Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре.

Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже? Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия. Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя.

Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом»21. Эти строки во многом объясняют его жизненную позицию. К молитве духа через искусство, к миру через культуру призывал Н. Рерих, следуя из одной страны в другую, путешествуя с континента на континент.

В Пакте по защите памятников культуры, носящем его имя, заключён идеал, но реализовано стремление спасти достижения «подвига духа» и направить людей на объединение, образование, на созидание. Недаром одним из символов Мастер-Института и Музея Н. Рериха в Нью-Йорке стали «Строители Храма». Этот посыл слышен в его литературном и эпистолярном наследии, эти гуманистические идеи отражены в его живописи и в произведениях его сына.

Действительно, порой не хватало «хлеба» и выстраивались очереди за продуктами, но очередь людей, желающих увидеть настоящее искусство, была длинна как никогда, и это было явным показателем тяги к прекрасному. Причина необыкновенной популярности рериховского творчества в 1970-е и 1980-е годы заключается ещё и в том, что оно вернулось на Родину, когда его очень ждали. Искусство Николая Рериха было востребовано в эпохи перемен: перед революцией 1917 г.

Какими произведениями пополнилось собрание музея за последние 20 лет Одна из главных идей новой ретроспективы — представить Рериха не как интернационального мистика, увлеченного восточными учениями и завороженного красотой Гималаев, а как глубинно-русского художника, творчество которого уходит корнями в язычество и православие, а также в сказки и былины. Театральные работы как раз удачно вписываются в эту линию. Но еще более показателен блок ранних произведений, датированных первым десятилетием XX века. Бажанова в Петербурге.

В так называемый «Богатырский фриз» входят холсты по мотивам былин «Илья Муромец», «Микула Селянинович» и т. Для цикла в зале Третьяковки специально выстроили подобие комнаты, где произведения располагаются именно так, как замышлял автор. Правда, окон и дверей в этом «доме» нет — а потому зрительский взгляд неизбежно падает на другую рериховскую серию, еще более неожиданную в контексте его поздних увлечений. Первую ретроспективу пейзажиста составили более 150 работ От викингов до Шамбалы Впервые в Москве показывается иконостас для пермского собора Казанской иконы Божией Матери. Но как минимум общий замысел принадлежал ему, и руководил всем проектом тоже он. Сегодня этот цикл принадлежит Пермской художественной галерее, за исключением иконы Архангела Гавриила, которая в 1935-м была передана в Свердловск Екатеринбург. На выставке работы воссоединились.

И при первом взгляде можно подумать, что перед нами действительно пример аутентичного церковного письма. Даже краски потемнели. На самом же деле Рерих сознательно добивался такого эффекта. Да и в ликах святых все-таки замечаешь несвойственные старым мастерам детали. Главное в этом ряду — полотно «Сокровище Ангелов» 1905 , в некотором смысле тоже наследующее иконописи, но одновременно вызывающее в памяти и врубелевских серафимов они, кстати, создавались примерно тогда же. На переднем плане более чем трехметровой композиции — ангел рядом с Еллингским камнем, артефактом викингов X века. Позади — белокаменный город и сонм ангелов.

Если приглядеться, видно, что изображение рассыпается на множество разноцветных ячеек: это создает удивительно объемное красочное его «звучание». Станут ли работы современных художников выгодным вложением средств Позже Рерих уйдет от подобной декоративной мозаичности.

Симонова в рамках лектория «Вселенная Мастера» состоится торжественное мероприятие, посвященное Международному дню Культуры. Большое спасибо всем, кто передал в адрес редакции теплые слова благодарности за выпуск предыдущего, 64-го номера журнала. Редакция продолжает свою работу и трудится над созданием нового, 65-го номера.

Он создал свыше 5 тыс. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора — например такие, как «Заморские гости» 1901, Государственная Третьяковская галерея , — так и малоизвестные работы. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи.

Выставка картин Николая Рериха открылась на Крымском Валу

Фото: Мария Москвичева Николай Рерих — особое явление в отечественной культуре. У него невероятная история и мифология, к тому же сложная судьба. Он не только художник, но и археолог, исследователь, писатель, путешественник, первопроходец, искатель таинственной Шамбалы. Что важно — создатель пакта, который лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей. Рерих предвидел, что мир ждет много потрясений, и ближе к концу жизни приложил максимум усилий, чтобы создать и продвинуть на международном уровне охранную грамоту для культурного наследия.

Но все эти грани таланта свалены в кучу, и поэтому мало что можно понять. Выставку открывают цитаты, вырванные из контекста, плакатно развешенные под потолком. Сложно задержать взгляд на каком-то одном высказывании, вместе они не складываются в единую философию. Зритель попадает на экспозицию, где всё опять же в куче.

Тут и иконостас, созданный для фамильной церкви купцов Каменских в Успенском женском монастыре в Перми, и картины из экспедиций на Русский Север, и на Восток, в Азию, и пророческие мистические полотна. Одна из самых эффектных вещей — «Армагеддон» 1936 , где читается предчувствие Второй мировой, — зажата в углу. Стоило бы подчеркнуть медитативность работ художника-прорицателя приглушенным светом, точечно подсветив работы. Вместо этого большинство пересвечены так, что невозможно найти точку, чтобы увидеть их без бликов.

Уже тогда было ясно, что вскоре предстоят новые выставки. Демичеву, президенту Академии наук М. В том же году был снят документальный фильм о Николае Рерихе, для которого Святослав Рерих дал ряд интервью12. Ещё одним толчком к развитию Рериховского движения послужила передача в дар советскому народу крупной коллекции художественного наследия Н. Рериха от американской гражданки Кэтрин Кэмпбелл. Рерихов и предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе имеющих мемориальный характер. Эта коллекция представляет различные периоды творчества Н. Рериха, начиная с его ранней серии этюдов древнерусской архитектуры и до гималайских пейзажей конца 1930-х годов. Рериха, ставший частью постоянной экспозиции музея и первым «центром притяжения» почитателей таланта великого русского художника и мыслителя.

Помимо картин посетители могли увидеть личные вещи Рерихов, произведения тибетской и монгольской культовой живописи танкха и бронзы из коллекции, собранной Рерихами во время Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов. Благодаря научно-популярным лекциям о Рерихе, в Государственном музее Востока постепенно стал собираться круг людей, активно интересующихся творческим наследием семьи Рерихов, среди которых были известные деятели искусства и науки. Впоследствии ими была основана Комиссия по культурно-художественному наследию Н. В связи с этим следует особо отметить роль таких популяризаторов творчества семьи Рерихов, как В. Князева, П. Беликов, Е. Полякова, Н. Спирина и многие другие. Благодаря их инициативе и усилиям открывались новые выставки картин, проводились интересные встречи, выходили статьи и книги.

Одной из таких ярких фигур стала О. Румянцева, хранитель Мемориального кабинета Н. В добавление к двум крупнейшим музейным коллекциям работ Н. Рериха в Русском музее и Музее искусства народов Востока, экспонировавших произведения Николая Константиновича на своих выставках, в 1970-х годах С. В 1978 году крупнейшая выставка из 300 полотен Н. Рерихов из собрания Святослава Николаевича, музеев Нью-Йорка и Советского Союза была отправлена в Болгарию, где началась серия передвижных выставок по всей стране. Затем выставки были перевезены в СССР. Следует также обратить внимание на феномен «Рериховского ренессанса» в научно-популярной литературе. Поражает многочисленность публикаций о Рерихах в прессе и выпуск нескольких их биографий в 1970-е годы14.

В их числе знаменитая книга о Николае Рерихе из серии «Жизнь замечательных людей», впоследствии выдержавшая несколько переизданий и переведённая на другие языки15. Материалы сборника подробно освещали некоторые стороны художественной и общественной деятельности великого русского таланта. Издание начиналось со вступительной статьи академика В. Кеменова о значительном вкладе Н. Рериха в сокровищницу мировой культуры и науки и о развитии взаимопонимания между народами, которому способствовало его искусство. Выход этого сборника обозначил новый этап интереса к рериховскому наследию в научной среде и ознаменовал начало международного сотрудничества советских исследователей с Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке США. После завершения юбилейных мероприятий, уже в 1977 году, известным индологом С. Тюляевым17 был выпущен альбом, посвящённый творчеству С. Во время подготовки этого издания автор посетил художника в его имении Татгуни близ г.

Бангалора, что позволило ему лучше ознакомиться с живописными произведениями Святослава Николаевича. В цветных репродукциях альбома были воспроизведены портреты общественных деятелей, представителей искусства и пейзажи, отражающие природу Индии и Тибета. Альбом получил широкое распространение благодаря тиражу в 40 000 экземпляров. Возвращаясь к вопросу о выставках, следует отметить, что в период с конца 1970-х и до начала 1990-х из разных концов страны в Министерство культуры СССР поступали обращения граждан и просьбы областных музеев прислать выставку произведений Рерихов в их город. Вкратце описав этот этап, важно обратить внимание на феноменальную популярность изобразительного искусства Рерихов в 1970-е годы. По прошествии лет мы задаёмся вопросом: что послужило причиной этой необычайной по своей активности культурной реакции, желания увидеть больше произведений Рерихов? Что так притягивало зрителя на выставки, несмотря на часы ожидания в длинных очередях в музеи? По оценке Святослава Рериха, искусство его отца находилось «за пределами узких хаотичных орбит так называемых критиков "современного искусства"»18. Возможно, в некоторой степени залогом успеха стало то, что инициатива С.

Рериха по продвижению проекта популяризации художественного наследия отца получила поддержку руководства советского правительства, но не только... Выставки не насаждались и не «спускались сверху», и люди стремились их увидеть. Неужели так называемые застойные 1970-е и последовавшие за ними экономически нестабильные времена Перестройки одинаково благотворно повлияли на общественное сознание, подталкивая к постижению прекрасного и таинственного искусства Рерихов и при этом показывая, что радость духовного развития может явиться противовесом удручающей внутриполитической обстановке в государстве? Дело в том, что далёкое от советского академического реализма искусство Рерихов, несмотря на разнообразие сюжетов, было понятно и деятелям культуры, и среднестатистическому посетителю художественных выставок, оно привлекало своей искренностью. Возможно, в изобразительном искусстве Рерихов людям виделось нечто большее, далёкое и неведомое, чего так не хватало в обыденной жизни. За якобы простыми, символически ясными картинами с их неповторимыми, насыщенными светом красками скрывалось нечто забытое или знакомое — легендарное прошлое Востока и Запада, мечты о единстве религий, вечная борьба добра со злом, сказочный мир Каменного века и Средневековья и многое другое, что могли подарить зрителю эти художники. Видимо, общественное сознание было готово принять их искусство, мало того, жаждало скорейшего появления подобных выставок. Со своей стороны Святослав Рерих, удостоенный звания почётного члена Академии художеств СССР 1978 , всячески способствовал развитию дела отца, организовывая выставки и помогая выпускать книги о его творчестве. Несомненно, решающую роль сыграло участие самого С.

Рериха в межгосударственных культурных связях, его энергия и воля имели первостепенное значение в руководстве процессом. Деятельность последователей и поклонников таланта Н. Рериха также обеспечивала поддержание интереса к творчеству художника, но основополагающей была направляющая сила самого маэстро, сына великого художника, который спешил поделиться с русскими людьми всем тем, что он видел и знал, чему учился и что воспринял от отца, плодами своего труда и тем опытом, что получил благодаря долгим годам жизни в далёкой Индии. Фактически С. Требует осмысления вопрос, что позволяло ему заручиться доверием Дж. Неру в 1940-е, поддержкой на встречах с Н. Хрущёвым в 1950-е, Л. Брежневым в 1970-е и М. Горбачёвым в 1980-е годы.

Несомненно, стратегическое партнёрство двух стран придавало роли вестника культуры большее значение. Несмотря на многие различия в культуре, искусство русского художника и гражданина Индии получило признание в обеих странах. Изобразительное искусство как важная составляющая культуры представляет собой универсальный инструмент воздействия на общественное сознание, сложнейший, но и самый эффективный способ интеграции сообществ. Это во многом объясняет благожелательную позицию высших чинов государственной власти по отношению к творческому наследию Рерихов, так как оно по-своему способствовало развитию взаимосвязей между СССР и Индией. Искусство Рерихов, как отца, так и сына, исторически связывает многие страны, оно доступно для понимания, легко воспринимается зрителями разных возрастов, идеологически всеобъемлюще и, возможно, поэтому привлекает всё больше людей и до настоящего времени. Разные виды искусства взаимопроникающи и образуют связующее звено между различными слоями общества и самыми отдалёнными друг от друга народами. Искусство является подлинным символом нации, благодаря искусству мы без особого труда можем понять и истолковать устремления и достижения народа. Когда-нибудь, когда падут все барьеры, разделяющие человечество на единицы ненависти, новое сотрудничество и взаимопонимание принесут нам невиданное процветание. Когда уйдёт страх перед внешним врагом и агрессией и мы будем в состоянии обратить нашу бдительность против самых заклятых врагов человечества — жадности, зависти, ненависти, невежества»19.

Она относится к раннему периоду и дает представление о русском зодчестве. В экспозиции демонстрируются знаменитые шедевры, среди них «Ангел последний», «Чудо», «Армагеддон», а также множество работ из серии «Гималаи». Его живопись посвящена быту индийской деревни; жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием. Гималайские пейзажи взывают к вечной жизни и красоте.

Экспонируются картины: «Весна», «Мы тоже ищем», «Священная флейта», «Молчание».

А рисунки с воплощенными на них идеями мира покроют планету. Так участники Эстафеты скажут слово о мире, сделав шаг навстречу своей мечте. Подробнее Международный творческий конкурс «Знамя Мира в Космосе» Сейчас на сломе эпох, когда столько войн, несправедливости и разрушений, как никогда актуальна идея нашего великого соотечественника Н. Рериха о Знамени Мира — всемирном знаке охраны достижений культуры прошлого, настоящего и будущего. Мы поднимаем Знамя Мира высоко над планетой, как символ воли к миру на Земле, как символ защиты всех мирных достижений человечества.

Помечтаем о будущем.

Ретроспективная выставка Николая Рериха открылась в Москве

Выставка Рериха в Москве в Третьяковской галерее 2023-2024 - Российская газета Опубликовано в Выставки, Держава Рериха, Новости, Рерихи.
Масштабная выставка работ Николая Рериха пройдет в Новой Третьяковке Первый раздел выставки соответствует русскому периоду творчества Рериха.

Масштабная выставка работ Николая Рериха пройдет в Новой Третьяковке

Выставка «Николай Рерих» Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения художника и философа. Николай Рерих никогда не терял надежду на то, что мир одумается и будет спасен, культура и знание сделают свое дело.
Выставка Николая Рериха На выставке впервые покажут театральный задник, который Николай Рерих создал в 1908 году специально для балета «Половецкие пляски» дягилевских Русских сезонов.
Не только мастер гор: в Новой Третьяковке покажут другого Рериха // Новости НТВ У Рериха доминируют бежевые и желто-коричневые оттенки, Анисфельд же меняет гамму в сторону зеленоватых и темно-красных тонов.
Отзывы о событии «Николай Рерих» — Яндекс Афиша Москва Главная страница» Новости» Новости МЦР.
Выставка картин Николая Рериха открылась на Крымском Валу – Москва 24, 10.10.2023 Третьяковская галерея готовит шесть масштабных выставок в Москве в 2024 году.

Масштабная выставка работ Николая Рериха пройдет в Новой Третьяковке

Этот экспонат является самым большим произведением в собрании Третьяковки. Его доставили в Москву из-за границы в 2021 году. Декорация сейчас нуждается в восстановлении. Первый этап ее реставрации будет завершен к выставке Рериха. Лучшие выставки в Москве Выставки Москвы — раздел, который поможет сориентироваться в огромном мире московских музеев и выставочных площадок. Обозреватели Афиши-КП рекомендуют лучшие выставки недели.

С детства увлекался историей и изобразительными искусствами, совмещал учебу на юридическом факультете с занятиями в художественной академии и мастерской Архипа Куинджи. В студенческие годы стал членом археологического общества, во время экспедиций находил темы для будущих живописных работ. Художник также входил в объединение «Мир искусства», созданное Александром Бенуа, Сергеем Дягилевым и Дмитрием Философовым, делал декорации для спектаклей «Русских сезонов». Рерих прославился не только как талантливый живописец, но и как мыслитель, воплотивший в литературных трудах собственные суждения о культуре. Особое предпочтение отдавал изучению философии и культуры стран Востока. Николай Константинович публиковал стихотворения, был соавтором книги «Русская икона», писал очерки: «Радость искусству», «Обитель света» и т. В течение жизни много путешествовал по миру. При создании полотен Николай Рерих часто обращался к историческим сюжетам. Во время поездок по центральной и западной части России в период с 1903 по 1904 год художник написал серию этюдов, на которых в деталях запечатлены памятники русского зодчества, например храмы Пскова, Ростова Великого, Изборска. В ранний период своего творчества Рерих изображал на картинах элементы древней славянской культуры и языческие мотивы — «Идолы» и «Заморские гости». Героями его полотен становились мудрецы, старцы, воины, святые, выходцы из народа. Фантастические и мифологические сюжеты, свойственные творениям Рериха, прославили его как символиста. Важной частью культурного наследия Рериха являются росписи и мозаики для церквей.

Она приурочена к юбилею — 100-летию со дня основания Государственного музея Востока. Сохранение культуры — главный завет, оставленный Рерихами потомкам. На ранних этапах творчества Николай Рерих, а затем и его сын Святослав обратились к Востоку. Этот путь привел на север Индии, в гималайскую долину Кулу. Именно с ней связана большая часть творческой жизни художника. Уникальность экспозиции в количестве представляемых работ — более 300 живописных полотен Рерихов.

Получила интеллектуальное и эстетическое удовольствие! Рекомендую Откровения актрисы 25 февраля 2024 Все хочу написать, как потрясающе мы сходили на детский квест-экскурсию по выставке Николая Рериха в Государственной Третьяковской галерее. Для детей первое и самое главное - личность экскурсовода.

Выставка к 150-летию Николая Рериха в Новой Третьяковке - Версия для печати

Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Николая Рериха — русского живописца, театрального художника, путешественника и общественного деятеля XX века. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Николай Рерих — художник, писатель, философ, археолог, общественный деятель — одна из уникальных и универсальных фигур в российской культуре первой половины ХХ века.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий