Новости сколько лет садовничему ректору мгу

Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий рассказал, какие профессии будут востребованы через 10 лет! Бессменный ректор главного университета страны — МГУ. Ректору Московского государственного университета имени Ломоносова Виктору Садовничему сегодня, 3 апреля, исполняется 75 лет. 3 апреля 2024 г. ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академик РАН Виктор Антонович Садовничий отмечает 85-летие.

Садовничий Виктор Антонович

Московский государственный университет трудно представить без его ректора Виктора Антоновича Садовничего. Владимир Путин провел встречу с ректором МГУ Виктором Садовничим, которому сегодня исполнилось 85 лет. Почетное звание ректору Московского государственного университета присвоено указом президента. Ви́ктор Анто́нович Садо́вничий — советский и российский математик, деятель российского высшего образования. Ректор Московского государственного университета имени. 4 декабря 2019 года указом № 578 президент РФ Владимир Путин назначил Виктора Садовничего ректором МГУ сроком на пять лет.

Ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 85 лет

О порядочности Садовничего, кроме прочего, говорит еще и тот факт, что даже в сложные для экономики страны 90-е годы сотрудники Московского университета всегда вовремя получали зарплату. Нужно было определить программу действий вуза в сложнейших условиях. Что делать, чтобы приблизиться к главной цели - возвращению на свою историческую родину? И какой вклад мы бы могли внести в решение этих задач? С такими мыслями я переступила порог кабинета ректора МГУ им. Виктор Антонович сразу увидел мое волнение. Предложил подойти к большим окнам, и мы смотрели на осенние Воробьевы горы, на перспективу дальнейшего строительства Московского университета.

И потом была беседа, которая стала судьбоносной. Он сказал: "Донецкий университет надо сохранить, без университета у Донбасса не будет будущего. Нужно сделать все, чтобы вам интегрироваться в российское образовательное пространство. Мы поможем". Первые шаги проговорили тут же - общие учебные планы, программы двойных дипломов, стажировки студентов, постоянные консультации. Так Виктор Садовничий стал нашим надежным другом, а по сути - человеком, предопределившим нашу судьбу.

Он обладает широкой научной эрудицией, масштабностью мышления, мудростью, добротой, умением чувствовать и сопереживать. Отличается твердостью нашего шахтерского характера. Передо мной сидел человек обаятельнейший, с тонким чувством юмора. С ним можно было обсуждать любые проблемы: науки, его любимой математики, образования, культуры. Я подумал: "Боже мой, передо мной современный Сократ, Платон, Аристотель. Вот мудрый, готовый дать ответ на все вопросы, подискутировать".

Он обладает многими замечательными качествами как ученый, как организатор. Но главное - его доброжелательность, внимание к собеседнику, позитивный настрой. Всегда хочет помочь. Будь то студент или академик. Вот это отличает Виктора Антоновича от многих других руководителей. Он стратег, всегда заглядывал на 10-20 лет вперед.

Помню, при нашем первом разговоре он мечтал о том, чтобы Московский университет обрел технологическую долину. Чтобы наряду с фундаментальным образованием давать будущим специалистам именно компетенции инженерии, технологий. Он считал, что специалисты должны всегда доводить свои результаты, добытые факты, знания до новых технологий и внедрять все это в реальную экономику, народное хозяйство. И сегодня мы видим, что его мечты сбылись, но для этого потребовалась огромная воля, настойчивость.

Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий награжден почетным знаком Республики Саха Якутия «За укрепление мира и дружбы народов» за «значительный вклад в развитие мира и дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами, укрепление государственности, многолетнюю плодотворную научную и образовательную деятельность».

Разрешите пожелать Вам новых достижений на избранном Вами пути, крепкого здоровья, счастья! Многая лета! Ex oribus parvulorum» автор — Катарина Юровская.

Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий награжден нагрудным знаком «Почетный наставник» за «личные заслуги в оказании постоянной и эффективной помощи молодым работникам в совершенствовании форм и методов работы». Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий награжден почетным знаком Республики Саха Якутия «За укрепление мира и дружбы народов» за «значительный вклад в развитие мира и дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами, укрепление государственности, многолетнюю плодотворную научную и образовательную деятельность».

Виктору Садовничему – 85: как ректор МГУ возродил университет?

3 апреля ректору Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. 4 декабря 2019 года указом № 578 президент РФ Владимир Путин назначил Виктора Садовничего ректором МГУ сроком на пять лет. Ректор МГУ Виктор Садовничий родился 3 апреля 1939, ему уже исполнилось 80 лет. Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Родился 3 апреля 1939 г. в с. Краснопавловка Харьковской области. На должность ректора МГУ Виктор Садовничий был избран 23 марта 1992 года.

Биография. Садовничий Виктор Антонович. Биография Где живет ректор мгу

Его профессиональная деятельность — пример служения образованию и науке. При активном участии Виктора Антоновича в России были созданы и поддерживаются ведущие научные школы, в том числе «кремниевые долины». Благодаря ему было подготовлено не одно поколение ученых, преподавателей и специалистов.

Садовничий сыграл одну из главных ролей в восстановлении храма Святой Татианы при Московском университете.

Учёный совет МГУ на заседании 20 декабря 1993 г. С этих пор литургия в Татьянин день является неотъемлемой частью торжества. Виктор Садовничий во время Божественной литургии в домовом храме мученицы Татианы на Моховой в Москве.

Большую работу ведёт В. Садовничий по укреплению связей Московского университета с общеобразовательной школой. Он инициировал систематизацию огромного количества олимпиад, творческих конкурсов и интеллектуальных состязаний школьников, проводившихся в стране.

Под председательством В. Садовничего в 2007 г. Одновременно в Московском университете начала возрождаться планомерная работа со школьными преподавателями-предметниками.

Университет стал площадкой для проведения разнообразных летних школ, курсов повышения квалификации, методических семинаров, а с 2010 г. В 2006 г. Садовничего был проведён первый Фестиваль науки, ставший уникальной формой коммуникации научных сообществ и широкой общественности.

Деятельность в советах и комиссиях при Правительстве Российской Федерации, общественных организациях С 1993 г. Садовничий — член Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, с 1995 г. Почётный иностранный член многих национальных академий наук.

Член Высшего совета партии «Единая Россия» с 2005. Председатель научно-редакционной коллегии Научно-образовательного портала «Большая российская энциклопедия» с 2020. Вклад в науку Одна из основных областей научных интересов В.

Садовничего — спектральная теория линейных операторов , с которой он начинал свою научную деятельность и в которой были получены важнейшие фундаментальные результаты. Уже в первой работе была получена формула следа для операторов 4-го порядка, которая являлась большим продвижением в данной области на тот момент. Позднее в серии совместных с В.

Лидским работ был совершён принципиальный прорыв в теории регуляризованных следов регулярных обыкновенных дифференциальных операторов. Садовничим были предложены многочисленные приложения этой теории. Было введено важнейшее понятие следов с весом, предложен метод их нахождения, а также выявлена связь взвешенных следов со спектральной функцией оператора.

Был решён большой класс задач теории следов для общих классов дискретных операторов, включая операторов с частными производными среди наиболее значимых результатов решение проблемы нахождения формулы следов для оператора Лапласа — Бельтрами на двумерной сфере, исследования задачи Орра — Зоммерфельда, возникающей в теории гидродинамической устойчивости. Среди наиболее значимых достижений — результат о единственности решения обратной задачи для уравнения 2-го порядка с нераспадающимися краевыми условиями. Ряд существенных результатов, полученных совместно с математиками В.

Дубровским и А. Нагорным, касаются асимптотического поведения спектральной функции и единственности решения обратных спектральных задач для абстрактных дискретных операторов. В 2000-х гг.

Подольским был получен ряд окончательных результатов по теории следов абстрактных операторов. Организованный В.

И был опубликован в прошлом году в Швейцарии, несмотря на запрет публиковать труды российских ученых на Западе! Мы, можно сказать, прорвали санкционную завесу. Ректор Садовничий на площадке строительства кластера "Образовательный управленческий " научной долины Московского университета. Фото: Агенстство городских новостей Москва Моя вторая научная жизнь как раз проходит в институте, который возглавляет Виктор Антонович и который занимается такими интересными проблемами.

Он любит классическую музыку, поэтому у него всегда в гостях и Спиваков, и Гергиев. Гергиев мне рассказывал, что отменял свои программы, если получал приглашение от Садовничего, считал большой честью приехать и дать хороший концерт. А особенно он любил Мстислава Ростроповича, просто его обожал, всегда ходил на его концерты, приглашал в Московский университет. Между ними какая-то была особенная дружба. Математика гармонична, как классическая музыка, поэтому, я думаю, она помогает ему в работе. Я считаю, что у него совершенный мозг: похож на самый лучший современный компьютер.

У него колоссальная память. Сегодня много говорят об искусственном интеллекте. Вот естественный интеллект Виктора Антоновича - пример того, чему надо следовать разработчикам искусственного интеллекта. Это было для меня настолько неожиданно и ново. Я, конечно, уже преподавал, читал лекции в разных вузах. Но чтобы создать целый факультет с нуля...

Садовничий - крайне динамичный и энергичный человек. А как иначе руководить уже 32 года огромным "государством в государстве", каким по сути является МГУ? Это же гигантская организация с десятками тысяч студентов и сотрудников, преподавателей. Возглавлять ее, будучи вялым, неорганизованным, недисциплинированным человеком, невозможно. Он сегодня участвует в нескольких мероприятиях, где-то выступает, причем не с банальным докладом, а вечером того же дня летит в другую страну, чтобы завтра уже вернуться. Вот это я в данном случае называю системностью и дисциплинированностью.

Это не солдатская дисциплинированность, а генеральская. Вижу в нем и профессионала-математика, ученого, а еще - тончайшего знатока так называемой "аппаратной" жизни. Это важно. Если ты не умеешь работать внутри аппарата, то не сможешь руководить таким большим коллективом, как в МГУ. Ректор нужен, в частности, для того чтобы этот гигантский научно-образовательный и государствообразующий для России институт продолжал развиваться и поддерживать нашу страну, сохраняя классические образовательные традиции, за которые Садовничий всегда бьется. Он отстаивает классическое образование.

МГУ - это классический университет, и это заслуга Садовничего.

Виктор Садовничий: Это трудный вопрос. Я прежде всего спрашиваю, кто он, гуманитарий или естественник. На самом деле это тонкий вопрос; он во многом зависит от семьи. Как увидеть ребенка, что он хочет? И мне кажется, само поведение в семье играет при этом роль. Если ребенок видит, что родители озабочены, работают, рассуждают, планируют, он подсознательно увлечен этим тоже, и это играет роль.

Ну а потом, конечно, уже дошкольное учреждение, ну и школа: как повезет с учителем. Я не сторонник говорить, что выбирайте вот тот ВУЗ или этот университет, что это престижно. Я сторонник увидеть в ребенке вот это начало, зерно; оно иногда сложно просматривается. Я по-прежнему считаю, что есть генетическая составляющая, склонности человека, а затем быт и, конечно, если повезет на учителя в школе. Виктор Лошак: Ваши трое детей, все математики. Это наследственность или воспитание? Виктор Садовничий: Вы знаете, не воспитание.

Они все три математика; два из них — профессоры, доктора наук, третий кандидат. Но ничего такого специального в семье не делалось. Супруга тоже математик... Виктор Лошак: Да, я знаю. Вы с ней познакомились... Виктор Садовничий: В общем, они, видимо, видели библиотеку, видели, как я готовлюсь к лекции по матанализу. И вот как-то само собой подходит 10-й класс тогда еще или 11-й чуть позже: «Папа, я подаю на мехмат».

Виктор Лошак: То есть с вашей стороны не было никаких рекомендаций: «иди только туда»? Виктор Садовничий: Никаких. И настолько они сильные были в математике, что я абсолютно ни о чем не заботился. И потом, когда стали учиться, для меня не было никаких вопросов, что они успешно закончат. Они отличники и более того, они оставлялись на работу. Причем сын в школу Колмогорова пошел сначала работать преподавателем школы, а потом уже без меня его перевели на мехмат. Сейчас он заведует кафедрой.

Как эта охота происходит? И как живут и учатся дети, которые по возрасту еще не достигли возраста студента? Виктор Садовничий: Ну вот как: мы стараемся. Хотя, конечно, работает и авторитет — это прежде всего; он работает на университет. Виктор Лошак: То есть сам университет притягивает? Виктор Садовничий: Сам университет притягивает и наши традиции; мы исповедуем фундаментальное образование. Я противник вот таких быстрых теорий, преобразований, которые якобы ведут к успеху.

Любое открытие, любой успех базируется на фундаментальном открытии. Только сделав его, можно получать новую технологию, новые успехи в экономике; это факт. И Московский университет закрепил вот этот свой имидж — университет, который исповедует фундаментальное образование. Этот имидж работает. Ну и, конечно, огромная работа; это и специально сделано и это ответ на вызовы, например, школьные среды. Это сами школьники Москвы требуют, чтобы был день, когда они придут вечером в МГУ и будут там, тысячи приходят по группам заниматься на разных факультетах. Виктор Лошак: И вы уже их видите, кто из них талант.

Виктор Садовничий: Мы видим шестой, седьмой класс, знаем их; преподаватели знают. Или школьные субботы у нас. Ну и, конечно, разные школы юных: школы юных геологов, школы юных биологов; на каждом факультете есть школа юных. Поэтому, конечно, огромное количество ребят, школьников младших классов уже вокруг университета; зайти в него в субботу — он детский, там ходят школьники и интересуются. Виктор Лошак: А как вы вообще относитесь к онлайн-образованию, которое на нас нахлынуло в связи с ковидом? Виктор Садовничий: Я хотел бы, конечно, видеть лица ребят. Вот я вспомню Колмогорова — выдающегося математика последнего времени и вообще, наверное, всех столетий — я слушал его лекции, и как он их читал.

Тогда был мел и доска и не было этих всех. И вот он читает, читает, ошибается, рукавом стирает формулу, пишет новую. Говорит очень неразборчиво, но мы сидели все так — это ж Колмогоров — ловили каждый жест. И вот он выходил в конце из аудитории, отряхиваясь от мела, весь белый такой, и мы бежали к нему что-то спросить. Понимаете, вот этот контакт не заменишь. Виктор Лошак: Не заменишь. Я хотел вам задать вопрос, на который у меня самого ответа нет.

С одной стороны, ребята получают образование и как-то привязаны еще в такие сложные годы к ВУЗу. С другой стороны, понятно, что это перепроизводство. Вот как вы к этому относитесь? Виктор Садовничий: Я даже боролся. Дело вот в том, что у нас была прекрасная система техникумов среднего профессионального, и был союз директоров техникумов. А я возглавлял союз ректоров университетов. Мы очень много делали и собирались на большие собрания, чтобы отстоять вот эти ранние образования ребят по интересам, которые хотят что-то делать, быть технологами, мастерами.

Но, к сожалению, был перегиб на мой взгляд, и легкое поступление в университет, диплом университета, он как-то... Виктор Лошак: В том числе и в так называемые университеты? Виктор Садовничий: И в так называемые. И это как-то немножко возбудило общественное мнение, все рванули туда. И мы начали включать обратную скорость: из трех тысяч университетов осталось 800, шло сокращение, объединение. Ну и сейчас большая проблема поднятия уровня специального уровня образования, техникумов. Одно решение за другим принимаются и все регионы, все губернаторы стараются связать...

Виктор Лошак: Но идет это трудно? Виктор Садовничий: Ну, сейчас труднее, потому что есть общественное мнение, его надо повернуть. Виктор Лошак: Когда идет конкуренция между ВУЗами, в том числе университетами, за что главная конкуренция: за ресурсы, за кадры или за абитуриентов? Виктор Садовничий: В целом конкуренция — это позитивно. Но я за честную конкуренцию. К сожалению, пусть мои коллеги услышат, очень часто применяются приемы, которые в зарубежных университетах крупных, сильных, именитых, неприемлемы. Ну, когда какому-то профессору предлагают заведомо завышенный оклад, и он тайком или не тайком работает в двух-трех университетах.

Это, конечно, идет в ущерб основному. Потому что есть договор работать на свой университет. Любить свой университет, а не вот... Раньше это было нельзя. Виктор Лошак: Но что главное? Выиграть профессора или выиграть абитуриента? Или выиграть ресурсы, которые распределяет государство?

Виктор Садовничий: Ресурсы и абитуриенты, потому что они связаны. Если абитуриентов много, и они идут по новейшим направлениям, это подается как успех; отсюда идут ресурсы, и университет как бы растет, расширяется. Еще раз хочу сказать, что, конечно, когда это добросовестная конкуренция, вот покажем — это да. Но бывают случаи, когда абитуриентов какими-то названиями привлекают. Это нечасто, но это есть. Виктор Лошак: Ну да, быстро реагируют на спрос на профессии, другое дело качество... Виктор Садовничий: На спрос на профессию, да, устроиться на работу потом гарантировано — это применяется.

Я думаю, что мои коллеги не обидятся, но Московский университет это не применяет ни в одном случае. Виктор Лошак: Виктор Антонович, я хотел о вас поговорить. Вот если смотреть с точки зрения справки на вашу карьеру, она очень гладко-гладко шла вверх. Вы были комсоргом, вы были замдекана, вы были проректором, секретарем парткома, первым проректором. А вот если посмотреть на кардиограмму ваших личных переживаний, какой был самый трудный момент? Ведь наверняка были такие моменты? Виктор Садовничий: Были.

Несколько слов скажу. Я родился до войны в небольшом селе, несколько хат. Через два года началась война. Нас двое, братик и я с мамой остались. Отец воевал, он прошел всю войну, был четыре раза ранен. Стрелок, штурмовик, рядовой, брал все эти города Западной Европы, освобождал. Вернулся в сентябре 1945; в сентябре, уже война закончилась.

Мама считала, что он погиб, а их держали, видимо, для других дел, еще не окончилась война на других направлениях. Ну вот. Сельская школа — это хата; одна изба и один класс. Вот так я начинал. Учителей не было. И помогло уже в шестом-седьмом классе, когда приехал учитель математики. Говорит: «Давай кружок организуем».

Это он и я; иИ мы с ним вдвоем математический кружок организовали и решали задачи Моденова. Но была история. Окончив школу, нельзя было поступить в высшие учебные заведения; были определенные ограничения — надо было оставаться в селе.

Более 30 лет у руля: ректор МГУ Виктор Садовничий празднует свое 85-летие

4 декабря 2019 года указом № 578 президент РФ Владимир Путин назначил Виктора Садовничего ректором МГУ сроком на пять лет. С 1994 года В. А. Садовничий – президент Российского Союза ректоров, объединяющего почти 700 университетов и высших учебных заведений страны. Наконец, 23 марта 1992 года на первых в истории Московского университета демократических выборах ректора Советом Ученых советов МГУ В. А. Садовничий был избран ректором. ректор. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Ректору Московского государственного университета Виктору Антоновичу Садовничему — 80 лет. Виктор Антонович руководит МГУ с 23 марта 1992 года, то есть практически всю постсоветскую эпоху.

Биография. Садовничий Виктор Антонович. Биография Где живет ректор мгу

Более 30 лет богатейший опыт, созидательная энергия и деятельный характер Виктора Антоновича способствуют процветанию инфраструктуры Московского университета. Его профессиональная деятельность — пример служения образованию и науке. При активном участии Виктора Антоновича в России были созданы и поддерживаются ведущие научные школы, в том числе «кремниевые долины».

Автор более 300 научных работ, ряда монографий и учебников. Заведует кафедрой математического анализа механико-математического факультета, возглавляет Институт математических исследований сложных систем МГУ. Является президентом Российского союза ректоров высших учебных заведений и президентом Евразийской ассоциации университетов. Ломоносова 1973. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.

Прикрепить файл: Виолетта Баша 05. У меня в паспорте в качестве места рождения записан г. Харьков, хотя реально я родилась в Курской области. Но Харьков родина моего отца, и мне дорог этот временно оккупированный нацистами и США русский город.

Email: [email protected]. Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей. Согласно ст. Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов и колумнистов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий