Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: что нужно знать о святых, которых Церковь называет «вселенскими учителями».
12 февраля — день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Василий Великий, Григорий Богослов (Назианзин) и Иоанн Златоуст. Очень рано и Василий Великий, и Григорий Богослов, да и святитель Иоанн Златоуст принимают подвиг отшельничества, удаляясь в пустыню. Василий Великий — Кесарийским Каппадокийским, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Константинопольскими. Общее празднование святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, столь привычное нам, возникло достаточно поздно. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. 12 февраля в день памяти Собора вселенских учителей и Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в нашем храме состоялась Божественная литургия.
Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Причём разрыв, поводом которого стала грубость папских легатов, прибывших в Константинополь, зрел давно — в том числе на почве исторических и политических споров. Тем не менее утрата единства стала шоком и для Востока, и для Запада. Впрочем, вскоре — в 1073 году — возник весьма благоприятный повод для восстановления нарушенного церковного единства: в Византии после убийства императора Романа IV Диогена вспыхнула гражданская война, турки-сельджуки вторглись в Персию и Грузию и, разгромив византийскую армию, завоевали многие города Малой Азии — вплоть до Палестины и Сирии. Однако в Риме слабость Византии восприняли как возможность не для уврачевания раскола, но для подчинения греческой церкви.
И папа принял решение двинуть на защиту византийской империи всю Западную Европу. Но к фактическому осуществлению этого широкого плана Рим смог приступить лишь через двадцать лет — уже при папе Урбане II, организовавшем в 1096 году первый крестовый поход в Палестину. Надо сказать, что правивший тогда император Алексей I Комнин весьма благосклонно отнёсся к военной помощи католиков — в конце концов, и сам Константинополь не раз нанимал военные дружины франкских королей.
Более того, по инициативе императора Алексея в городе Бари даже прошёл собор церковных авторитетов, которые обсудили все спорные догматические пункты между православными и латинянами — и прежде всего вопрос о снисхождении Святого Духа по католической легенде, учёные греки были побеждены диалектикой знаменитого Ансельма Кентерберийского, после чего папа Урбан произнёс анафему на всех инакомыслящих. Тем не менее примирения не получилось. Результатом крестовых походов в церковно-религиозном отношении явилось полное взаимное отчуждение греков и латинян.
Византийский учёный и ритор Никита Хониат писал: «Между нами и ими утвердилась величайшая пропасть вражды, мы не можем соединиться душами и совершенно расходимся друг с другом, хотя и бываем во внешних сношениях и часто живём в одном и том же доме... Иногда, соображаясь с обстоятельствами, они притворяются и нашими друзьями, но ненавидят нас, как злейшие враги. Даже и тогда, как говорят они слова ласковые, льющиеся тише и нежнее елея, и тогда слова их суть стрелы и острее меча обоюдоострого...
Он принимает законы относительно содержания клира и епископата, выделяет средства на строительство новых монастырей, помогает церкви бороться с различными ересями — латинянской, павликанской, богомильской. Именно по предложению императора в православный церковный календарь было введено и почитание Отцов церкви, внесших наибольший вклад в разгром самой первой и самой опасной для мирового христианства ереси — арианства. Этот праздник должен был напомнить заносчивому Риму, который в те дни был побеждён арианам, что только благодаря подвигам греческих священников православие и смогло выстоять.
Каппадокийцами их стали называть по той причине, что все они были родом из Каппадокии — области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населённой тогда греками. Деисусный и праздничный ряды иконостаса". Фото: Московский Кремль Согласитесь, это символично — догмат о Святой Троице отстояли трое христианских подвижников, бывших не просто земляками, но лучшими друзьями, о которых говорят «не разлей вода».
Василий родился в 330 году в административном центре области Кесарии в знатной христианской семье, его дедом был святитель Григорий Чудотворец. Григорий Нисский был его младшим братом, родившимся в 335 году, а вообще в их семье были канонизированы пятеро человек сам Василий, его сестра преподобная Макрина, два брата-епископа Григорий Нисский и Пётр Севастийский и ещё одна сводная сестра праведная Феозва диакониса.
В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя в т. Азии, - ок. Получил блестящее риторич.
В 379 был призван ортодоксальной общиной на епископство в Константинополь для борьбы с арианством и в 381 председательствовал на 2-м Вселенском соборе, но в том же году, в обстановке смут и интриг, сложил с себя епископский сан и вернулся на родину. Как богослов Г.
Всего он прожил шестьдесят лет; пастырем Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки. Эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви, а не быть предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов.
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст Жизнь этих трех людей, их труды — это не просто история того, что было когда-то очень давно. Жизнь трех святителей имеет к нам самое прямое, самое непосредственное отношение, потому что это они учат нас правильно понимать Евангелие и, значит, правильно понимать мир. В Греции праздник Трех Святителей почитается как день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского.
Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...
От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Читайте также:.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: соединённые после смерти
Одна часть людей превозносила святителя Василия, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала святителя Иоанна Златоуста. В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.
Он говорит — делами. Самое главное у христианина делание — делами прославлять Бога, то есть основывать свою жизнь на заповедях Божиих, на совершенствовании своей души, с Божьей помощью очищая ее от страстей и так далее. Эти три святителя были именно такого внутреннего содержания.
Каждый из них был девственник. Когда святитель Григорий Богослов был молодым, ему приснился удивительный сон: он видел двух невероятно красивых девиц в белых одеждах, скромно препоясанных поясками, без всяких украшений. Лица их были с небесным светом. Восхищенный ими, он спросил: «Как вас зовут? И сказали: «Если ты сохранишь чистоту и целомудрие, мы тебя сможем с помощью Божией вознести на такую духовную высоту, которую очень трудно достичь вне чистоты и вне целомудрия».
Этот сон произвел на Григория Богослова такое потрясающее впечатление, что с тех пор он забыл о существовании женского пола и посвятил себя девственной жизни. Святитель Иоанн Златоуст, обучающийся в школе риторов, в философской школе, в богословской школе, знал дорогу только от того места, где жил, до места, где обучался. В воскресные дни он спешил в церковь; был постоянно погружен в науки, в изучение философии, языков и так далее. Так и Василий Великий. Григорий Богослов, когда Василий Великий умер, посвятил ему замечательное слово, где сравнивал Василия Великого с кораблем, перегруженным разными знаниями.
Василий Великий знал и математику, и врачевство, и философию, и риторику, и богословие... Некоторые псевдодуховные люди говорят: зачем образование? Оно не нужно; нужно только молиться, читать Священное Писание и труды святых отцов. Наверное, они в чем-то правы, и действительно такой путь в Церкви существует. Церковь — универсальна, лишь бы ты познал Бога, лишь бы просветился светом Его любви и светом истины.
Мы же помним старцев, которые скрывались на острове и знали только одну молитву, сочиненную ими: «Трое Вас и трое нас; Господи, помилуй нас». Есть и такой путь. Но в то историческое время, когда Православную Церковь потрясали разные ереси, эти три святителя, эти высокообразованные люди, превзошедшие многих философов и богословов, благодаря своему широкому и глубокому образованию могли утвердить православие там, где они жили. Василий Великий и Григорий Богослов, как я сказал, были друзьями. Святитель Иоанн Златоуст жил, можно сказать, в то же время, но чуть позже.
Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами. Великим постом и в особые дни: в Крещение Господне или в день памяти Василия Великого мы служим литургию Василия Великого. Святитель Иоанн Златоуст несколько сократил литургию Василия Великого, но его именем названа Божественная литургия. Это были люди невероятного мужества. Император Валент находился в арианской ереси и хотел утвердить еретиков.
Препятствием в этом утверждении был Василий Великий. Он прислал к Василию Великому своего легата, близкого чиновника, чтобы тот устрашил его, а Василий Великий сказал: «Чем ты меня можешь устрашить?
Так, именно он составил чин литургии на основе чина Литургии Василия Великого, сократив лишь некоторые молитвы, однако именно Литургия святого Иоанна Златоуста совершается практически во все дни года, кроме великопостных дней в будни и первых пяти воскресений в Великий пост.
Она началась с того, что в Константинополе при императоре Алексее Комнине правил с 1081 по 1118 гг. Сторонники Василия Великого выделяли его первым, поскольку он лучше всех смог объяснить тайну Божественной природы; сторонники Григория Богослова были за великолепное изложение им Божественного учения, чистоту языка и особое созерцание Божественности; сторонники Иоанна Златоуста — за наиценнейшее толкование Священного Писания и горячие проповеди. Они дали наставление объединить их память «в один праздник», после чего возвысились на небо и обращались друг к другу по имени, показывая тем самым равенство между собой.
Поскольку Иоанну доверяли, и никто не сомневался в его искренности и добром сердце, Церковь установила празднование Собора трех святителей 12 февраля. Символичным является то, что трех святителей нередко называют олицетворением Святой Троицы.
Согласно легенде, трое святых явились епископу города Евхаита — Иоанну и сказали ему, что перед Богом все трое имеют равный вклад в веру.
Этот день отмечается как официальный праздник духовных семинарий и академий, а также богословских факультетов в Болгарии.
Святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Святой Василий Великий (умер в 379 г.) и Святой Григорий Богослов (умер в 390 г.) — принадлежали к созвездию отцов Каппадокии, оставивших бесценное письменное наследие христианской цивилизации. Молитва Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне. Общее празднование святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, столь привычное нам, возникло достаточно поздно. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: что нужно знать о святых, которых Церковь называет «вселенскими учителями». 12 февраля в день памяти Собора вселенских учителей и Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в нашем храме состоялась Божественная литургия.
Святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики. 106 объявлений по запросу «Икона Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.» доступны на Авито во всех регионах. Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. НОВОСТИ Праздники и памятные даты февраля: что отмечается Молитва Трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы. Поэтому, делали вывод они, святитель Василий стоит выше святителя Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.
Святитель Григорий Богослов
- Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста
- Трехсвятие. Что можно и что нельзя делать 12 февраля 2024 года | Аргументы и Факты
- Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
- Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста
12 февраля — день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века. Общее празднование святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, столь привычное нам, возникло достаточно поздно. Василий Великий — Кесарийским Каппадокийским, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Константинопольскими.
Святое единство. Главный урок, который нам дали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Читайте также:.
Дошло даже до того, что одни стали называть себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. По воле Божией, с целью предотвращения раскола, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти, что и было сделано.
В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости. Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, - притом не во сне, а наяву, - Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости как об этом свидетельствуют и его сочинения , а также прославившемуся своею добродетельною жизнью. Они сказали ему едиными устами: - Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога. Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством. В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе месяце совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день - Василия Великого, в двадцать пятый - божественного Григория, а в двадцать седьмой - святого Златоуста, - то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало. Необходимо добавить о них и следующее. Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея сорок лет от рождения, и в течение восьми слишком лет был предстоятелем церкви.
Праздная мирская жизнь со зрелищами и пиршествами их не интересовала. После окончания обучения, святой Григорий некоторое время жил в обители Василия Великого. Но затем вынужден был вернуться на родину, чтобы помогать своим престарелым родителям. Отец Григория был уже в то время епископом города Назианза, так как он нуждался в помощнике, то рукоположил сына в пресвитеры. Григорий с благоговением и всей ответственностью воспринял священническое служение и помогал своему отцу с паствой. После смерти родителей, Святитель Григорий возглавил управление Назианзской церковью. После того, как Византийским императором стал Феодосий, святого Григория вызвали в Константинополь для борьбы с арианами. На Втором Вселенском Соборе в 381 году Святителя Григория избрали архиепископом Константинопольским за его проникновенные проповеди, стойкую веру, великое благочестие и глубокое богословие. Святой Григорий боролся против арианской ереси и принимал участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. В своих сочинениях, проповедях, письмах, стихах он всегда стремился защитить чистоту православной веры. После того, как ересь была побеждена, святитель вернулся в свой город, где вновь возглавил епархию. Здесь в строгих аскетических подвигах он провел последние годы жизни. В это время он написал свои многие богословские труды. Димитрий Ростовский так написал о святителе: «Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом». Вскоре после его рождения умер отец будущего святителя. Мать Иоанна Златоуста, несмотря на свой юный возраст, отказалась от повторного вступления в брак, а всецело посвятила свою жизнь воспитанию сына. Именно она научила его православной вере и благочестию. Как и другие два святителя, Иоанн Златоуст получил прекрасное образование у лучших учителей своего времени. С юношества он стремился к монашеству, но отложил постриг до кончины своей матери. После ее смерти, Иоанн принял монашество и уединился в пещере. В этот период он написал многие свои богословские работы. Но тяжелые монашеские подвиги подорвали его здоровье, и Иоанн вынужденно вернулся в Антиохию для лечения.
Похожие посты
- Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Три столпа Православия
- Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
- Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
- Виртуальный хостинг
- Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (+ВИДЕО)
- Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста
Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении.
Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.
Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.
На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей.
Исторический музей в Саноке, Польша По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Владыка Иоанн тут же примирил враждующих и установил новый праздник в конце января - месяца в котором празднуется память каждого из трех святителей 1 января - Василия Великого ; 25 января - Григория Богослова и 27 января - Иоанна Златоуста.
Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику. Использованные материалы.
Его мать была дочерью мученика, а отец — известным адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, и пятеро из них были потом причислены клику святых. Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — по словам святого Амфилохия, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, «желая снискать руководителя к познанию истины», отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей.
Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и все глубже вчитывались в Священное Писание. Ересь Ария как импульс к действию Но в царствование императора Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен сначала в диакона, затем в пресвитера. Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей. А в Кесарию вновь приехал лишь после воцарения императора Валента, приверженца ереси Ария , когда для православия наступили тяжелые времена и «предстояла великая борьба». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал лишь второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером. Составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место. Но болезни, труды, воздержание, заботы и скорби рано истощили его силы: преставился святитель Василий 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых.
Ему было всего 49 лет. Григорий Богослов Однокашник императора-отступника Святитель Григорий Богослов Архиепископ Константинопольский, богослов, близкий друг и сподвижник Василия Великого, Григорий Назианзин, вошедший в историю Церкви как Григорий Богослов, родился около 329 года в городе Арианза в Каппадокии. Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе. Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии. Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте.
Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель.
День памяти: 12 февраля 30 января по ст. Греческая икона. Великий Метеор в Метеорах, Греция.
Новости по теме
- Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: соединённые после смерти
- Соединенные после смерти
- Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - Марина Борисова
- Трехсвятие. Что можно и что нельзя делать 12 февраля 2024 года | Аргументы и Факты
- Святитель Василий Великий