В романе «Мастер и Маргарита» отчетливо доказывается мысль о том, что между добром и злом существует очень тонкая грань: добрые поступки можно расценивать как зло, а негативные поступки часто похожи на добродетель. "Мастер и Маргарита" проблема верности и предательства?
Сочинение Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита
В романе «Мастер и Маргарита» поднято множество проблем, которые всегда останутся ценными и важными для любого человека вне зависимости от его возраста, места жительства, места работы, окружения. Настоящая любовь между Маргаритой и Мастером, ради которой можно на многое пойти и все стерпеть. это роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» появился в 1930-х годах, но был опубликован лишь после его смерти в 1960 году. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» появился в 1930-х годах, но был опубликован лишь после его смерти в 1960 году.
В чём смысл романа «Мастер и Маргарита»
Список используемых источников Введение На протяжении всей истории Россия славится своими писателями, которые оставляют огромный след своими произведениями в мировой литературе. Их творчество приобретает всё большую популярность в мире, а книги до сих пор тиражируются в огромном количестве. В данном курсовом проекте будет рассмотрено творчество Булгакова Михаила Афанасьевича, а именно его роман «Мастер и Маргарита, который является актуальным и по сей день, так как затрагивает важные темы любви, жизни и творчества. Данные темы затрагивают жизнь всех, без исключения, людей, так как без любви и творчества человек просто «существует ». Именно поэтому целью данного проекта является анализ вечных тем в романе «Мастер и Маргарита». Предметом исследования работы являются «вечные темы» в романе. Проблемой проекта является наличие множества исследований и работ, которые не всегда в достаточном объеме раскрывали бы вопрос, поставленный нами в заглавии проекта. Актуальность проекта обусловлена тем, что поднимаемые автором темы приобретают все большее внимание общества, а значит нуждаются в конкретном изучении.
Новизна проекта заключается в том, что нами предпринята попытка собрать, конкретизировать и интерпретировать мнения критиков по поводу романа. Для достижения поставленной выше цели необходимо решить следующие задачи, а именно: Изучить творческий путь Булгакова; Определить какие основные темы затронуты Булгаковым в произведении; Раскрыть выявленные темы и показать их отражение в романе. Творческий путь М. Булгакова Первый рассказ, как утверждает писатель в автобиографии 1924 года, был создан осенью 1919 года. Зимой 1919 — 1920 годах. Булгаков пишет несколько рассказов и фельетонов, один из которых частично сохранился в Булгаковском архиве. Это — первый дошедший до нас художественный текст Булгакова об уличных столкновениях в Киеве во время революции и гражданской войны.
Еще в гимназические и студенческие годы он сочинял репризы для домашних спектаклей, на первом курсе написал свой первый рассказ «Огненный змей» об алкоголике. Позднее, в 1918 — 1919 годах, в Киеве Булгаков уже создает черновые наброски каких-то произведений скорее всего, будущих «Записок юного врача». В одном из писем в апреле 1921 года, он упоминает, что в Киеве остались его рукописи, и в частности «важный для меня черновик «Недуг» речь, по всей видимости, шла о варианте примыкающей к «Запискам» небольшой повести «Морфий», рассказывающей о трагедии врача-наркомана. Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел тифом. Когда он выздоровел в начале весны 1920 года, город уже заняли части Красной Армии. Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств местного ревкома. Для первого советского театра Владикавказа он написал пьесы, текст, одной из которых — «Сыновья муллы» — сохранился.
В этой пьесе рассказывается о приходе Февральской революции в ингушское селение. Сама революция здесь предстает как благо для народа, и в этом, вероятно, пьеса отражала не только требования момента, но и взгляды ее автора. Вообще же пьесы владикавказского периода были прежде всего агитками-однодневками, писались для того, чтобы заработать насущный кусок хлеба, и подлинное мастерство Булгакова-драматурга в них еще не раскрылось. В мае 1921 года, успешная постановка «Сыновей муллы» дала автору пьесы достаточную сумму денег, как пишет Булгаков в автобиографическом рассказе «Богема», для отъезда из Владикавказа в Тифлис, где он рассчитывал на более благоприятные условия для литературно-драматической деятельности. Владикавказские впечатления послужили материалом для повести «Записки на манжетах», так же как перипетии Булгаковской биографии времен гражданской войны отразились в романе «Белая гвардия» и рассказах «Необыкновенные приключения доктора» и «В ночь на 5-е число».
И именно этим занимается в романе тот, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд и его свита наносят поистине сокрушительные удары по московской бюрократии, жадным и мелочным обывателям, подлым чиновникам. Но способно ли зло искупить само себя? Это еще один вопрос, еще одна проблема, которую поднимает Булгаков и которая не решена и поныне. Но в «Мастере и Маргарите» ряд героев, совершивших зло, в конце концов получают прощение. Прощение — завершающий этап искупления зла. И наконец, вечная проблема не только романа, но и всех людей на земле — это проблема настоящей любви. История Мастера и Маргариты показывает, как во имя любви можно продать душу сатане и тем самым победить зло и обрести «вечный дом».
Аксаков для могилы Гоголя привёз из Крыма камень-плиту на Новодевичье кладбище, но он за ненадобностью был сброшен в овраг. Почти через столетие Елена Сергеевна, жена Булгакова, обратилась за помощью к К. Симонову, и теперь камень, предназначенный для могилы Гоголя, покоится на могиле Булгакова. Обратимся же к роману, его творческой истории, основным проблемам и героям. Булгаков не подготовил роман к печати, так как не надеялся, что его напечатают, но у него было 8 вариантов, редакций романа по Яновской — 6 редакций. Возможные названия — «Подкова иностранца» Б. Он считал, что дьяволово копыто так лягнуло по Москве, что подковой как раз пришлось по Храму Спасителя, то есть подкова иностранца была как бы синонимом Москвы, утратившей веру в идеалы , « Сатана», «Чёрный богослов», «Великий канцлер», «Пришествие» и др. Булгаков писал «М. И в то же время Б. Он вслед за Достоевским ставит кардинальные, сущностные вопросы: каков человек, чем он живёт, для чего живёт, как относится к смерти, чего в нём больше — доброго или злого? И помимо людей — сатана и черти всех мастей. Мир наполнен калейдоскопом чудес и бытовыми реалиями. Трудно установить непосредственные источники самобытной философии романа. Талантливейшие учёные видели в ней отголоски древневизантийской ереси богомильства или манихейства , приверженцы которой были твёрдо убеждены в том, что злой дух «по наущению Божию» получил власть над земным миром и само добро было бы немыслимо без существования равноправного с ним зла. Вместе с тем появление Князя Тьмы в послереволюционной Москве становится неотъемлимой принадлежностью «стиля эпохи» в литературе 20-30 годов достаточно вспомнить апокалиптическую «Москву» Андрея Белого или «Неопалимую Купину» М. В течение долгого времени читательский мир завораживал сам факт трагической утраты рукописи «Сожжённого романа» Я. Голосовкера, сюжет которого столь заметно перекликается с булгаковским «М. Однако публикация восстановленной автором после двоекратной гибели в огне рукописи в одном из солидных журналов развеяла все сомнения в оригинальности булгаковского текста. Роман Б. Он в полной мере отвечает всем признакам жанра, который в современном литературоведении называется романом-мифом или романом в романе. Известный литературовед и искусствовед Б. Гаспаров замечает, что в «М. Три времени булгаковского романа: московское «настоящее», ершалаимское историческое «прошлое» и «вселенское», позволяющие показать читателям одновременно ершалаимский храм и охваченную пожаром Москву, - едины, ибо происходят в них одни и те же, по сути своей, события. И трудно однозначно установить, что же из них реальнее: события еврейской Пасхи 29 года или воландовский бал полнолуния, происходящий, согласно авторскому замыслу, в ту же пасхальную полночь, но уже года 1929. В основу своего романа Б. В его романе нет 11 апостолов и женщин, скорбно застывших вдали во время казни по Матфею, Марку, Луке или плачущих у подножия креста по Иоанну. Есть один-единственный, в отчаянии проклинающий Бога, Левий Матвей. Нет толпы, насмехающейся и кричащей: «Если ты сын Божий, сойди с креста! Нет слов «распятый», «распятие». Писатель снимает — «сдирает» - привычную оболочку с великой легенды, делая её ощутимо достоверной. Можно проследить, как идёт «заземление» евангельского предания, движение к беззащитно человеческому, к бессмертно человеческому в нём, художественное превращение героя из богочеловека в человека… Интересна перекличка евангельской страстной недели с неделей 4 дня пребывания в Москве Воланда. Страстная неделя перед Пасхой Москва гл. Появился он на Патриарших прудах не случайно. Своё имя пруды получили от Патриаршей слободы, которая находилась здесь в средние века. В послереволюционной Москве к 20-м годам само название- Патриаршьи -звучало горькой насмешкой, ибо рядом не было ни одной действующей церкви. Сатана появился там, где были уничтожены господние храмы, и появился он на голос богохульства. Булгаков стремится доказать подлинность московского визита Сатаны. Сатаниана чётко вписывается в быт 20-х годов и личный опыт автора. Эти 4 дня наполнены бытовыми реалиями, список которых можно довести до сотни. В романе ненавязчиво проступают приметы 1937 года. При встрече с врачами Иван Бездомный произносит: «Здорово, вредитель».
Эти вопросы волнуют каждого из нас, а для Булгакова они приобрели особую остроту оттого, что вся его жизнь была искалечена, смята торжествовавшим в его время и в его стране злом. Центральный для понимания этой проблемы образ в романе — это, конечно же, образ Воланда. Но как относиться к нему? Действительно ли в нём воплощено зло? А что если Воланд — это положительный герой? Это, так сказать, народное восприятие Воланда и его роли, и если оно верно, то Воланд не только не является воплощением зла, но он-то и есть главный борец со злом! Так ли это? Зачем ему вообще понадобился сатана и его присные? В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы: Никаноры Ивановичи, Алоизии Могарычи, Андрии Фокичи, Варенухи и Лиходеевы — они лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удаётся. Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его квартиру. Стёпа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучнейше работает директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует. Подручные Воланда как и он сам всесильны и всезнающи. Любого они видят насквозь, обмануть их невозможно. А ведь подлецы и ничтожества только ложью и живут: ложь — это способ их существования, это воздух, которым они дышат, это их защита и опора, их панцирь и их оружие. Стёпу Лиходеева забрасывают в Ялту, Варенуху делают вампиром но не навсегда, так как это, видимо, было бы несправедливо , Максимилиана Андреевича, киевского дядю Берлиоза, до смерти напугав, изгоняют из квартиры, самого Берлиоза отправляют в небытие. Каждому по заслугам. Не правда ли, это очень напоминает карательную систему, но абсолютно совершенную, идеальную? Ведь Воланд и его свита защищают также и Мастера. Так что же — они и есть добро в романе? Нет, не всё так просто. Левина, для которой Воланд — традиционный сатана 10, с. Это также искуситель, соблазнитель. Воланд, по Левиной, во всём и во всех видит дурную сторону. Предполагая в людях злое, он провоцирует его появление 10, с. В то же время Л. То есть всё-таки зло в том, что люди отказываются от Христа. Однако Л. Левина видит зло скорее в нечистой силе, а людей как бы оправдывает. И всё же Булгаков вряд ли хотел сказать, что спровоцировать можно каждого — ведь Мастера и Маргариту спровоцировать нельзя. Так что, наверное, уместнее сказать, что Коровьев сотоварищи лишь выявляют, вытаскивают на свет Божий всё то гадкое, что есть в людях, а не создают это гадкое. Такой точки зрения придерживаются многие критики. Соколов 5, с. Власть нечистой силы проявляется, по его мнению, лишь там, где уступает и отступает человеческое. Как видим, большинство критиков единодушны в том, что зло писатель видит всё же в людях, а нечистая сила разоблачает и наказывает это зло. В таком понимании зло — это слабость человека, его измена самому себе, отказ от чести, долга, совести ради каких-то житейских выгод; это подлость, ложь, мещанское приспособленчество. Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать — по Булгакову — надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, как и по мнению русского философа И. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия. Так всё-таки значит ли это, что писатель именно в этом видел добро, именно на разоблачение и наказание зла возлагал основные надежды? Нет, ни в коей мере. Добро в романе воплощено в Иешуа, Левии, Мастере и Маргарите. Роман о Понтии Пилате и Иешуа, написанный Мастером, по жанру, стилю, языку нечто совершенно самостоятельное, включён в произведение Булгакова. Для чего писателю понадобились иерусалимские сцены? Чтобы показать, что такое добро. Первоначально Булгаков не счёл возможным поместить добро в современную ему действительность, отнеся его к далёкому прошлому. Иешуа задуман сразу, этот персонаж есть уже в ранних редакциях романа, и лишь после появления в жизни писателя Елены Сергеевны и их взаимной любви возникают образы Мастера и Маргариты. Что же такое добро по Булгакову? Это благо, это добро воплощено в образе Иешуа. Воланд и Ко разоблачают и наказывают зло, но не превращают его в добро.
Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” – проблематика произведения
А ведь оно для него было смыслом жизни. Тем самым автор раскрывает одиночество творческих людей. Видим одиночество Иешуа, которого отвергли люди не приняв правды, проповедуемой персонажем. Видим одиночество и в образе Понтия Пилата, который пренебрег совестью и переступил всевышний закон. К тому же, читая роман, увидели мы одиночество и в глазах героини Маргариты, чье сердце требовало любви. Однако у Булгакова не угасает надежда на то, что люди все же обретут покой, услышат голос разума, познают любовь, а вместе с этим избавятся от одиночества. Пример сочинения 2 Создавая роман «Мастер и Маргарита», Михаил Афанасьевич Булгаков был абсолютно уверен, что его не опубликуют. Действительно, книга хоть и увидела свет, но произошло это лишь спустя более четверти века после ее написания.
Теперь эта книга известна всему читающему миру и по праву считается одной из лучших среди литературных произведений двадцатого века. Огромную ценность для мировой культуры роман имеет, прежде всего, потому, что поднимает ряд вечных проблем, над которыми задумывается хотя бы раз в жизни любой мыслящий человек. Прежде всего, это моральные уродства и социальные нелепости, увиденные Булгаковым в современном ему обществе, которые, к сожалению, не исчезли, а видоизменились и даже усугубились в нынешней действительности. В частности, это бюрократия в общественной жизни и пресловутый квартирный вопрос в быту. С ними мы сталкиваемся постоянно, вспоминая при этом бессмертное произведение Булгакова и в сердцах восклицая: «Ну где же ты, Воланд! Эту борьбу мы видим в споре прокуратура Иудеи и странствующего проповедника по поводу того, наступит ли когда-нибудь царство истины. Между Понтием Пилатом и Иешуа идет ожесточенная интеллектуальная борьба, в которой палач и его будущая жертва не только не уступают друг другу, но и порой кажутся равными по силе аргументов и убеждений.
И обнажается еще одна вечная проблема: борьба личной воли с силой обстоятельств. Иешуа встает над обстоятельствами, а вот Понтию Пилату этого не дано. С одной стороны, он не желает смерти невиновному, но как облеченный властью прокуратор все же выносит приговор. Иешуа казнят. Но означает ли это, что зло победило? По Булгакову, сама природа, весь ход человеческой цивилизации не приемлет подобного. И в романе это подтверждает не кто иной, как сам Понтий Пилат.
Казнив Иешуа, он, хоть и трусливо и тайно, но все же приказывает убить предателя Иуду. Булгаков показывает, что тот, кто совершил зло, обязан искупить его. И именно этим занимается в романе тот, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд и его свита наносят поистине сокрушительные удары по московской бюрократии, жадным и мелочным обывателям, подлым чиновникам. Но способно ли зло искупить само себя? Это еще один вопрос, еще одна проблема, которую поднимает Булгаков и которая не решена и поныне. Но в «Мастере и Маргарите» ряд героев, совершивших зло, в конце концов получают прощение.
Прощение — завершающий этап искупления зла. И наконец, вечная проблема не только романа, но и всех людей на земле — это проблема настоящей любви. История Мастера и Маргариты показывает, как во имя любви можно продать душу сатане и тем самым победить зло и обрести «вечный дом». Вопросы, поднятые М.
Для него роман — это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера — смысл жизни, сама жизнь. Проблема любви Линия главных героев, Мастера и Маргариты, — это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви. Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни. Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было. Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу. Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны. Роман — гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть. Проблема одиночества Проблема одиночества — одна из магистральных в романе. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность. Понтий Пилат — временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, — собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках. Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников. Лишь Левий Матвей следует за ним тенью — еще один странник без роду и племени. Апогей этой бездомности — Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну, которая разрушила семейные связи, кровные узы. Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что «квартирный вопрос» испортил москвичей. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность. Булгакова, принёсший автору посмертную мировую славу и поставивший его в один ряд с нашими гениальными писателями — Ф. Достоевским, Н. Гоголем, А. Соседством с Гоголем Булгаков бы особенно гордился. Он считал его своим учителем, поэтика Булгакова была созвучна гоголевской. Он взывал к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей железной «шинелью». И как странно и порой чудесно распоряжается судьба: могильный камень Гоголя лежит теперь на могиле Булгакова. Аксаков для могилы Гоголя привёз из Крыма камень-плиту на Новодевичье кладбище, но он за ненадобностью был сброшен в овраг. Почти через столетие Елена Сергеевна, жена Булгакова, обратилась за помощью к К. Симонову, и теперь камень, предназначенный для могилы Гоголя, покоится на могиле Булгакова. Обратимся же к роману, его творческой истории, основным проблемам и героям. Булгаков не подготовил роман к печати, так как не надеялся, что его напечатают, но у него было 8 вариантов, редакций романа по Яновской — 6 редакций. Возможные названия — «Подкова иностранца» Б. Он считал, что дьяволово копыто так лягнуло по Москве, что подковой как раз пришлось по Храму Спасителя, то есть подкова иностранца была как бы синонимом Москвы, утратившей веру в идеалы , « Сатана», «Чёрный богослов», «Великий канцлер», «Пришествие» и др. Булгаков писал «М. И в то же время Б. Он вслед за Достоевским ставит кардинальные, сущностные вопросы: каков человек, чем он живёт, для чего живёт, как относится к смерти, чего в нём больше — доброго или злого? И помимо людей — сатана и черти всех мастей. Мир наполнен калейдоскопом чудес и бытовыми реалиями. Трудно установить непосредственные источники самобытной философии романа. Талантливейшие учёные видели в ней отголоски древневизантийской ереси богомильства или манихейства , приверженцы которой были твёрдо убеждены в том, что злой дух «по наущению Божию» получил власть над земным миром и само добро было бы немыслимо без существования равноправного с ним зла. Вместе с тем появление Князя Тьмы в послереволюционной Москве становится неотъемлимой принадлежностью «стиля эпохи» в литературе 20-30 годов достаточно вспомнить апокалиптическую «Москву» Андрея Белого или «Неопалимую Купину» М. В течение долгого времени читательский мир завораживал сам факт трагической утраты рукописи «Сожжённого романа» Я. Голосовкера, сюжет которого столь заметно перекликается с булгаковским «М. Однако публикация восстановленной автором после двоекратной гибели в огне рукописи в одном из солидных журналов развеяла все сомнения в оригинальности булгаковского текста. Роман Б. Он в полной мере отвечает всем признакам жанра, который в современном литературоведении называется романом-мифом или романом в романе. Известный литературовед и искусствовед Б. Гаспаров замечает, что в «М. Три времени булгаковского романа: московское «настоящее», ершалаимское историческое «прошлое» и «вселенское», позволяющие показать читателям одновременно ершалаимский храм и охваченную пожаром Москву, - едины, ибо происходят в них одни и те же, по сути своей, события. И трудно однозначно установить, что же из них реальнее: события еврейской Пасхи 29 года или воландовский бал полнолуния, происходящий, согласно авторскому замыслу, в ту же пасхальную полночь, но уже года 1929. В основу своего романа Б.
Мы всё живём под одним небом и принципиально ничем не отличаемся друг от друга. Совпадение это или нет, но часто можно быть свидетелем действий незримой руки справедливости, которая ставит на место тех, кто насмехался над другими или причинял им страдание, возомнив себя судьёй на Земле. Проекция на наш мир Сейчас многие живут вопреки этому закону, предаваясь каждодневной суете и воображая её своим смыслом жизни. Когда приходит время умирать, оказывается, что никто не был готов к этому, хотя осознавал неотвратимость смерти и располагал временем, чтобы как следует подумать о ней. Может оказаться и ещё хуже а для кого-то, может, лучше , когда смерть придёт внезапно, не дав осмыслить собственную кончину. Жизнь с постоянным напоминанием себе о смертности человеческого тела нужна не только для того, чтобы ценить время и быть счастливым, но и чтобы спокойно и без сожаления отдать душу в старости. Раскаяние умирающего и думы о бессмысленно прожитой жизни меньше причиняют боль, чем телесные страдания. Только тот, кто имел случай «близко познакомиться» с тем светом, испытав клиническую смерть или чудом миновав опасность, понимает истинные ценности и смысл жизни. Он дорожит временем, не подгоняя его и не расходуя на всякие пустяки. Но тем, кто расходует его на зарабатывание денег или развитие карьеры, может показаться, что такой человек, наоборот, занимается тратой времени, если просто наслаждается природой или путешествует по миру. Призыв к внимательному отношению Возможно, с помощью той сцены автор хотел побудить людей к внимательному отношению к себе и окружающему миру. Наверно, у всех бывали случаи, когда внимательность к происходящему притуплялась.
Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным. Нравственные проблемы Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь. Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером. При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы. Проблема добра и зла Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей. Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры. При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь. Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло. Проблема творчества Не остался в стороне автор и от проблемы творчества. Уже с первых страниц мы замечаем поднятую проблему ложного и настоящего творчества. Данная тема также волновала и была болезненной для Булгакова. Видимо поэтому многие читатели и литературоведы в образе Мастера видят самого Булгакова. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом этаже. А вот истинный писатель — это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния. В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем. И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры. Проблема любви Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь — воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья. Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими. Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная. Проблема одиночества Среди философских проблем, что раскрывает автор, была и проблема одиночества, которая хороша раскрыта на примере главных героев. Здесь мы видим Мастера, чье произведение отвергает общество. А ведь оно для него было смыслом жизни. Тем самым автор раскрывает одиночество творческих людей. Видим одиночество Иешуа, которого отвергли люди не приняв правды, проповедуемой персонажем. Видим одиночество и в образе Понтия Пилата, который пренебрег совестью и переступил всевышний закон.
Сочинение Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита
Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе ова «Мастер и Маргарита». Поэтому роман «Мастер и Маргарита» и не мог быть завершенным. Сочинение на тему Проблемы, раскрываемые в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Вечные ценности в романе «Мастер и Маргарита»
Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” – проблематика произведения - ЕГЭ Live | Проблемы в романе мастер и маргарита булгакова сочинение Мастер и маргарита вечные проблемы вывод. |
Размышления о вечных проблемах в романе «Мастер и Маргарита» | Центральная проблема романа — это проблема ДОБРА и ЗЛА. |
В чём смысл романа «Мастер и Маргарита» | Таким образом, в романе «Мастер и Маргарита» поднимается ряд проблем, среди которых ценность жизни, верность, любовь. |
Вот она, вечная проблема-роман Мастер и Маргарита | Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. |
Сочинение по литературе на тему: вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита"
Нравственные, философские, любовные вопросы и вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман «Мастер и Маргарита» – произведение М.А. Булгакова – содержит много сложных и многообразных проблем. Больше всего меня привлекают размышления на темы добра и зла. Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. "Мастер и Маргарита" проблема верности и предательства? Вопросы, поднятые М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», остаются открытыми, а вечные проблемы — не решенными. Данная статья поможет написать сочинение «Проблематика романа «Мастер и Маргарита», выявить основные вечные темы, о которых говорит автор в своем произведении.
Сочинения на тему: Белая гвардия, Мастер и Маргарита, Собачье сердце, Дни Турбиных
- Темы исследований
- Проблема творчества
- Сочинение Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита
- Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
- Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита" - примеры сочинений
- Нравственные проблемы
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Именно такие вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита» поднимаются автором и на контрасте с эпохой приобретают острое и интересное значение. Пример плана и сочинения "Вечные проблемы" в романе Мастер и Маргарита Булгакова к уроку литературы в школе. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» до сих пор остается не разгаданным до конца, волнует воображение читателя, не дает покоя критикам. Проблемы, поднятые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита».
Сочинение по литературе на тему: вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита"
Таким образом, роман “Мастер и Маргарита” затрагивает вечные проблемы человечества, такие как смысл жизни и добро и зло. Проблематика романа “Мастер и Маргарита” сложна и разнообразна, понимание ее требует серьезных исследований. Таким образом, вечные проблемы, затронутые в романе "Мастер и Маргарита", включают в себя проблему роли искусства, борьбы добра и зла, а также проблему свободы и выбора. Ещё одна проблема, затронутая в романе "Мастер и Маргарита", является противоречие между истиной и ложью. актуальность и аргументы.
Вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Проблематика романа "Мастер и Маргарита" | Какой Смысл | В романе «Мастер и Маргарита» он поднимает проблему истинного и ложного искусства на примере разговора Берлиоза и Ивана Бездомного. |
Сочинение на тему вечные проблемы в романе мастер и маргарита - от Полины Бакулиной | В романе автор поднимает множество вечных проблем, которые рассматриваются им на контрасте с эпохой, что дает им весьма интересное значение. |
Сочинение по литературе на тему: вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита" | Роман "Мастер и Маргарита" является ярким примером того, как литература может поднять философские вопросы, затронуть проблемы морали и этики, и дать ответы на вечные вопросы. |
Вечные ценности в романе «Мастер и Маргарита» | Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. |
Сочинение Проблемы романа Мастер и Маргарита Булгакова
- Примеры сочинений по теме: Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита"
- В чём смысл романа «Мастер и Маргарита»
- Вечные проблемы в романе мастер и маргарита сочинение 11 класс
- Проблемы в романе «Мастер и Маргарита» / Блог / Справочник :: Бингоскул
- Ответы : Напишите пожалуйста сочинение по роману "мастер и Маргарита"
Сочинение. Вариант 1 (200 слов):
- Сочинение на тему: "Вечная проблема в романе Мастер и Маргарита"
- Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”
- Своеобразный сюжет
- Примеры сочинений по теме: Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита"
- Также читают:
- Вот она, вечная проблема-роман Мастер и Маргарита
Вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мало того, что это сулит множеству благоприятных возможностей остаться незамеченными, так ещё и может представлять опасность для самого человека. Никто не застрахован от неловкой руки водителей или внезапного появления карманников. У Берлиоза это и обернулось несчастным случаем, основной причиной которого было не пролитое масло, а невнимательность погибшего. Он твёрдо верил, что умрёт не здесь и не сейчас, поэтому представить себе не мог такой внезапной и глупой кончины. Как следствие, он не придавал значения осторожности и был во власти своих мелких мыслей. Таких примеров в жизни всплывает очень много. Это могут быть следующие несчастные случаи: падения в лифтовую шахту и канализационные люки; наезд на пешеходов; падение сосулек с обледенелых крыш домов, строительных материалов. Безопасность иллюзорна, полностью исключить возможность инцидентов невозможно. Только зная это, можно задуматься, что стоит ли забивать голову бытовыми мыслями и жертвовать реакцией, которая может в определённых случаях спасти жизнь. Люди слишком переоценивают некоторые аспекты своей жизни и забывают, что они в ней лишь гости. Жалкий человеческий быт Проблематика романа «Мастер и Маргарита» включает и другие важные моменты, из которых при изучении произведения можно составить таблицу.
Они относятся к человеческим порокам и мнимым ценностям, навязанных обществу.
Варенуха становится вампиром за то, что постоянно лжёт. Берлиоз попадает под трамвай за безверие. Иван Бездомный, псевдопоэт, оказался в больнице с диагнозом шизофрения. Этот урок он получил за роман против религии об Иисусе Христе. Дьявольские силы дают молодому человеку шанс увидеть собственную бездарность. Осмысление жизни приходит к Бездомному, в финале романа он становится другим человеком.
В произведении поднимается и проблема ценности настоящего искусства. Их работы нельзя назвать творениями, ведь в них нет души. Мнимые литераторы пишут стихи на заказ, чтобы иметь достаток. А картина ресторанной жизни создана Булгаковым неслучайно. Люди стоят у истоков искусства. Но заняты сплетнями, дорогими вещами, карточными играми. И всё это вместо того, чтобы оттачивать мастерство и работать со словом.
Совсем по-другому ведёт себя Мастер, он настоящий творец. Чтобы завершить историю о Понтии Пилате, он купил комнатку в маленьком подвале. Это уголок тишины и покоя. Роман о прокураторе для него стал смыслом жизни. Рукописи потому и не горят, что являются истинным искусством. Но оценить талант Мастера смогли Сатана и Маргарита, остальным это оказалось не под силу. Любовные линии «…Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
Читатель встречается с Маргаритой и узнаёт подробности её жизни. Замужняя женщина ни в чём не нуждается, но глубоко несчастна. В «Мастере и Маргарите» проблематика любви не вторична. Чувство проходит испытание временем и стойкостью. Маргарита готова на всё ради Мастера. Она заключила сделку с дьяволом для спасения рукописи.
Добро и зло в романе М. В нем и фантастика, и яркие реалистические картины московского быта 30-х годов. Этот Роман и лирический, и сатирический, и философский, и психологический, и политический одновременно.
Вместе с тем […]... Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным, писатель вносил изменения в текст главнейшего романа своей жизни, диктуя их своей жене, которая была прототипом главной героини произведения. Впервые роман был напечатан лишь 1966 […]... Обыватели тридцатых годов в романе М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Иногда такие события носят чисто комический характер достаточно вспомнить кота с гривенником, пытающегося оплатить проезд , но часто становится […]... Исследователи до сих пор не могут определить его жанр.
Некоторые называют его романом сатирическим, другие определяют его как роман философский. Действительно, в романе возникает множество философских проблем: что такое добро и что такое зло, какова […]... Философия добра и зла в романе М. Писатель подчеркивает, что добро и зло существуют на земле вне времени и многими веками человечество живет по их законам. Поэтому Иешуа предстает перед нами в начале нового времени, а Воланд-каратель — в Москве 30-х гг. Не осталось добрых людей, некому встать […]... Тема добра и зла в романе М. Фауст Вопрос о том, что такое добро и зло, откуда они берутся, принадлежит к категории самых сложных, над которыми человечество бьется уже не одну сотню лет. Любые попытки ответов влекут за собой целую сеть дополнительных вопросов, опутывающую человеческое сознание, но […]...
Булгаков — отождествляет себя с главным героев — Мастером. Поэтому произведение вполне представляется возможным назвать автобиографичным. Почему можно так утверждать и многие ли критики берут на себя эту ответственность? В романе наряду с нравственными проблемами поднят и вопрос свободы творчества, который был определяющим […]... Нетрадиционность образа сатаны в романе М. На протяжении жизни нам навязывают образ плохого существа литература, газеты, телевидение. Которое только ищет момент, чтобы напакостить, обмануть, предать и заманить в западню. Существо, которое ничего и никогда не делает просто так, с которым как бы там не было, […]... Судьба художника в романе М.
Справедливо заметил В. Однако чем больше я наблюдаю за людьми и законами жизни, тем чаще я замечаю, что мир живет и изменяется по законам вечности. И как мне кажется, эти законы продиктованы библейскими заповедями. Это […]... Гоголя в изображении […]... Роль фантастики в романе М.
Хм… Если желание извечно, то это уже проблема на века. И таких проблем в романе множество! А если конкретизировать… Определяя одним словом богатство идей и образов романа «Мастер и Маргарита», то можно сказать, что это — роман-испытание. Каждый из героев, даже самый ничтожный, второстепенный, становится участником фантастического эксперимента. Может быть, этот самый герой никогда и в глаза не видел Воланда, но тем не менее сам сатана испытывает его. В человеке исследуется способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости. Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Одни иногда «прозревают», заглядывают «внутрь себя». И всегда есть надежда на то, что человек сделает правильный выбор. Поразительно, что подобные эксперименты проводит сам сатана и никто другой. Будучи представителем темных сил, он в то же время является провозвестником добра. Так как же расценивать «зло», совершаемое москвичами, и проделки нечистой силы? Воланд и его помощники творят зло, но их цель- обнажить сущность явления, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Подписывающий бумаги пустой костюм, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете — поднимается вопрос о вечных проблемах человечества. Здесь происходит испытание москвичей на алчность, лицемерие, легкомыслие и милосердие. В конце представления сатана приходит к выводу: «Н что же… они- люди как люди.